••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Магомедова Марьям Курбановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: marykama@mail.ru
Принята в печать 11.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Mariyam K. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: marykama@mail.ru
Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01(075.32)
Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки
и профессиональной подготовки
© 2017 Маллаев Д. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - изучить и рассмотреть вопросы развития дефектологической науки и проблемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов в условиях реформирования образования. Методы. Теоретический анализ состояния дефектологической науки, обобщение научных фактов, изучение нормативно-правовых документов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и их влияние на инклюзивную образовательную практику, исследование проблем специального и инклюзивного образования, метод обобщения опыта работы в системе дополнительного образования (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров). Результат. Принятие новых ФГОС и их влияние на содержание соответствия требованиям педагогов и психологов к инклюзии, а также использование потенциала готовности дефектологов, включенных в инклюзивную образовательную деятельность. Вывод. Предлагаются пути решения проблем в системах специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), опыт работы в вопросах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологических кадров.
Ключевые слова: образовательные парадигмы, дефектологическая наука, специальное и инклюзивное образование лиц с ОВЗ, профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Формат цитирования: Маллаев Д. М. Современные вызовы образовательных парадигм и их влияние на развитие дефектологической науки и профессиональной подготовки // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 98-101.
Contemporary Challenges of Educational Paradigms and Their Impact on the Development of Defectological Science and Vocational Training
© 2017 Dzhafar M. Mallaev
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
ABSTRACT. The aim of research - to examine and consider the issues of the development of defectolog-ic science and the problems of vocational training, retraining and advanced training of pathologists in the conditions of reforming education. Methods. Theoretical analysis of the condition of defectologic science, generalization of scientific facts, study of the legal documents of the Federal State Educational Standarts (FSES) and their impact on the inclusive educational practice, the study of problems of special and inclusive education, the method of generalization of the work experience in the system of additional education (vocational training, retraining and advanced training of the teachers). Result. The adoption of the new FSES and their impact on the maintenance of compliance with the requirements of teachers and psychologists to the inclusion and use of the potential availability pathologists included in inclusive educational activities. Conclusion. The author of the article offers the solutions of problems in special and inclusive education for persons with disabilities, experience in matters of training, retraining and advanced training of de-fectological staff.
Key words: educational paradigms, defectologic science, special and inclusive education for persons with disabilities, vocational training, retraining, advanced training.
For citation: Mallaev D. M. Contemporary Challenges of Educational Paradigms and Their Impact on the Development of Defectological Science and Vocational Training. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 98-101. (In Russian)
Введение
Современная дефектологическая наука и образование в течение более двадцати лет постоянно подвергаются реформированию и поиску нового содержания путем постоянного обновления образовательных стандартов. Проблема создания равных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовой школе только путем доступной среды, остается нерешенной и средства, выделенные бюджетом, были во многих регионах России, по проверкам экспертов Общероссийского народного фронта (ОНФ), израсходованы некомпетентно, в большей части установкой пандусов, не соответствующих требованиям лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Роль доступной среды бесспорна, но она не решает всех проблем и особенно инклюзии социума и принятие каждым членом нашего общества инвалида с детства [2].
Переход на двухуровневую систему подготовки дефектологов - бакалавриат, магистратура, и отказ от специалитета отрицательно сказался на качестве уровня подготовленности, особенно бакалавров. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) бакалавриата значительно уступает стандарту специали-тета. Выпускники специалитета ранее в большей степени владели практической подготовкой, и им отводилось больше часов на педагогическую практику.
В связи с этим важным направлением в решении проблем является влияние новых образовательных парадигм на дефектоло-
гическую науку и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации для систем специального и инклюзивного образования. Демократическая свобода в получении дефектологического образования в рамках профессиональной подготовки не регламентирует требования к получению второго высшего без базового образования. Такой подход, недопустим в подготовке дефектологов.
Сегодня мы должны поставить вопрос, запрещающий проникновение в специальное дефектологическое образование "натасканных дефектологов", редко понимающих, куда они идут и с какими категориями детей с ОВЗ им предстоит работать. Форсирование перехода на инклюзивное образование без подготовки, переподготовки педагогических кадров в массовых школах, взявших на себя роль создания инклюзивной среды, приведет к дискриминации и изоляции детей с ОВЗ [2]. Необходима продуманная и многогранная работа в совместном системном взаимодействии всех заинтересованных сторон: семьи, социума, руководителей образования всех уровней, дефектологического сообщества ученых, практиков. Лица, ориентированные на развитие инклюзивного обучения и воспитания в доступной, гуманной и нравственной среде из числа педагогов, родителей детей всех категорий социума, должны осознавать, что без этого невозможно и вредно для наших детей сделать эту среду коррекционно-развивающей и социально-адаптивной. Необходимо также в регионах России обеспечивать вза-
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
имодействие специального (дефектологического) и инклюзивного образования [1].
Цель статьи - изучить и рассмотреть вопросы развития дефектологической науки и проблемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации дефектологов в условиях реформирования образования.
Методы - теоретический анализ состояния дефектологической науки, обобщения научных фактов, изучение нормативно-правовых документов ФГОС и их влияние на инклюзивную образовательную практику, исследование проблем специального и инклюзивного образования, метод обобщения опыта работы в системе дополнительного образования (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров).
Методика нашего исследования включала следующие методы: анкетированное обследование, педагогические наблюдения, беседы, анализ нормативно-правовой документации, образовательных стандартов, учебных планов и программ, эффективности управления инклюзивным образованием, наличие доступной среды в соответствии с категориями детей с ОВЗ, эксперименты и методы математической статистики.
Экспериментальная часть
Цель исследования - повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в инклюзивном образовании. Для этого нами были проведены многолетние исследования в условиях постоянно меняющихся ФГОС и образовательных парадигм. Полученные в исследовании данные показали, что для организации инклюзивного образования необходимо создать все условия на основных принципах дефектологической науки и практики: ранней диагностики, коррекционной направленности, доступности, индивидуального и дифференцированного подходов. Создание доступной среды для раннего и равного обучения, воспитания должно выстраиваться с использованием специальных адекватных средств сопровождения инклюзивного образовательного пространства совместно с учителями и специалистами дефектологами.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования показали, что в большинстве инклюзивных школ условия доступной среды не соответствуют
требованиям или ее наличие не обеспечивается соответствующим адекватным методическим сопровождением, учебно-воспитательным и коррекционно-развивающим процессами. Особо значимой проблемой является отсутствие тьютеров и тифлосурдопереводчиков. В этих условиях наиболее значимыми и требующими решения являются подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, включенных в работу инклюзивного образовательного пространства, а также системный подход с включением специалистов разного профиля для межведомственного взаимодействия. Наш опыт работы сформировался более двух десятков лет назад. На базе благотворительной больницы «Мать и ребенок» был создан "Центр лечебной педагогики", где дефектологи с медиками проводили раннюю квалификационную диагностику, лечебную, психолого-педагогическую реабилитацию и оказывали коррекционную помощь детям со сложными аномалиями в развитии. Сегодня это известный в стране и за рубежом "Детский Абилити Центр", осуществляющий нейроабилитационную терапию и развитие детей с расстройствами аутистического спектра, задержкой психофизического, речевого и интеллектуального развития. Миссия Абилити Центра -оказание помощи родителям и детям, которые столкнулись с проблемами и особенностями развития. Основной задачей является сделать их жизнь более полной, счастливой, насколько это возможно в каждом конкретном случае достижениями дефектологической науки и практики.
Специалисты центра применяют на практике большой спектр методик: FOR-BRAIN, система коммуникации PECS, IN TIME-метод, ABA-терапия, упражнения практической жизни в Монтессори-классе, нейродинамическая гимнастика по Берн-штейну, Balance master, биоакустическая терапия, TOMATIS-терапия. Абилити центр является научной, методической площадкой для магистров, слушателей курсов профессиональной переподготовки.
При ФСДО ДГПУ функционирует научно-образовательный центр Научно-исследовательского института дефектологии (НИИД), где проходят профессиональную переподготовку, повышение квалификации по всем профилям дефектологии.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
Заключение
Результаты, полученные в ходе длительного исследования развития дефектологической науки и образования, показывают, что вызовы современных образовательных парадигм выдвигают новые задачи для их решения в области науки и образования как специального, и тем более ин-
1. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 5-10.
1. Bazhukova O. A. Psychological practice of helping children with intellectual disabilities in the systems of special and inclusive education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 5-10.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Маллаев Джафар Микаилович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии (КПСП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); член-корреспондент, Российская академия образования (РАО), Махачкала, Россия, email: vip.dgaf@mail.ru
клюзивного. Первостепенной задачей для решения этих вопросов является сосредоточение в субъектах России дефектологических кадров как ученых, так и практиков для качественной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов дефектологов для различных категорий лиц с ОВЗ.
2. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Преемственность как методологическая основа развития инклюзивного образования в России / Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России // II Международный образовательный форум. Ростов-на-Дону, 2016. С. 9-14.
2. Mallaev D. M., Bazhukova 0. A. Continuity as a methodological basis for the development of inclusive education in Russia. Problems and prospects of inclusive education in Russia. II Mezhdunarodnyy obrazovatel'nyy forum [II International education forum]. Rostov-On-Don, 2016. Pp. 9-14.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology (CPSP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); corresponding member, Russian Academy of Education (RAE); Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
Литература
References
Принята в печать 11.07.2017 г.
Received 11.07.2017.