УДК 378:159.9.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) В СТРУКТУРЕ СУБЪЕКТНЫХ СВОЙСТВ ВРАЧА
Алборова З.О.
В статье ставится задача определения субъектного образа профессионально значимых индивидуально-психологических свойств будущих врачей. В морфологическом и функциональном строении врачебного труда особое значение имеют данные о структуре профессионально важных качеств (ПВК) его субъекта, поскольку эти качества являются неотъемлемым компонентом профессионально-личностного развития студента медицинского вуза как высококвалифицированного специалиста. Проблемам подготовки будущих врачей уделяется значительное внимание в научно-теоретических, научно-методических и практических работах, посвященных учебновоспитательному процессу медицинского вуза. Однако, несмотря на это, выпускники медицинских вузов не отвечают современным требованиям, так как профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, но и умениями реализовывать их в своей практической деятельности за счет развития профессиональных качеств личности.
Для получения исходных аналитических данных, несомненную ценность представляет метод экспертной оценки. Он дает возможность исследовать представления субъекта труда, выступающего в роли эксперта, о значимых индивидуально - психологических свойствах, оценить их иерархию в связи с особенностями сферы и предмета профессиональной деятельности.
По результатам анкетирования мы пришли к следующим выводам:
Студенты отметили первостепенную важность свойств аттенционной, мыслительной и имажинитивной групп, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности врача; наименее значимыми были определены группы речевых и моторных свойств.
Статья заинтересует читателей психолого-педагогической литературы, а также врачей и студентов-медиков.
Ключевые слова: профессионально важные качества (ПВК);
аттенционные, мнемические, моторные, сенсорные, имажинитивные, мыслительные, эмоциональные, волевые, речевые, коммуникативные свойства, свойства работоспособности и наблюдательности.
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES (PIQ) IN STRUCTURE OF SUBJECT PROPERTIES OF THE DOCTOR
Alborova Z.O.
The article deals with the problem of determining the subject of the image of professionally significant individually-psychological characteristics of future doctors. In the morphological and functional structure of the medical labour particular importance is the data on the structure of professionally important qualities (PIQ) its subject, because these qualities are an integral component of vocational and personal development of a student of the medical University as a highly qualified specialist. Problems of training of future doctors pays considerable attention in the scientific-theoretical, scientific-methodical and practical works devoted to the educational process of the medical University. However, despite this, graduates of medical schools do not meet the modern requirements, as the professional medical activity has a number of specific features and its success is determined by not only the professional knowledge and skills, but also the skills to implement them in practical activity at the expense of development of the professional qualities of the personality. To obtain the source of analytical data, the true value is the method of expert
evaluation. It provides an opportunity to explore ideas of the subject of labour, acting in a role of the expert, on significant individual - psychological characteristics, evaluate their hierarchy in connection with the peculiarities of the scope and the subject of professional activity.
As a result of questioning we came to the following conclusions: Students noted the paramount importance of the properties of attention, mental and imagination groups, to ensure the success of the professional activities of a doctor; the least important were the groups are defined speech and motor properties. Article might interest readers of psychological and pedagogical literature, as well as doctors and medical students.
Keywords: professionally important qualities (PIQ); properties of attention, memory, motor, touch, imagination; cogitative, emotional, strong-willed, speech, communicative properties, properties of working capacity and observation.
Вхождение в профессию радикально меняет социальную ситуацию развития личности, влияет на формирование способностей, мотивационно -потребностной сферы, интересов и ценностных ориентации. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, важнейшими психологическими составляющими профессионального становления являются индивидные качества (задатки) и такие подструктуры личности как профессиональная мотивация, способности, самосознание и межличностные отношения. Врачи, помимо развитого "клинического мышления" и владения разнообразным арсеналом средств медицинского воздействия, должны обладать высокой работоспособностью, умениями работать в условиях
дефицита времени, быть устойчивыми к стрессу, уметь преодолевать отрицательные эмоциональные состояния и т.д [7; 8; 5; 3]. В оптимальном варианте профессиональное становление достигает такого уровня, который обеспечивает достижение общественно приемлемой эффективности труда. Дальнейшее овладение профессиональным мастерством достигается за счет
организации способностей в индивидуализированные структуры, определяемые требованиями профессии и природными задатками индивида, формированием индивидуального стиля деятельности и овладением системой планирования организации труда, высоким уровнем саморегуляции [1, с.1].
Таблица 1
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной
деятельности врача:
Способности, профессиональные качества Личностные качества, интересы и склонности
• высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); • хорошо развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; • быстрота реакции; • психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; • вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли). • терпеливость и выдержанность; • доброжелательность и приветливость; • ответственность; • аккуратность; • тактичность; • оптимистичность; • внимательность; • готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь; • бескорыстность.
Иными словами, мы можем сказать, что профессионализм врача состоит из совокупности профессиональных и личностных качеств.
В морфологическом и функциональном строении врачебного труда особое значение имеют данные о структуре профессионально важных качеств (ПВК) его субъекта. Основанием для их выделения является функциональный состав врачебной деятельности, которая относится к сложным видам труда,
требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, выполнения многообразных, сложных по структуре и технике исполнения видов деятельностей и действий, предъявляющих к субъекту специфические требования[4, с. 130]. Для получения исходных аналитических данных, несомненную ценность представляет метод экспертной оценки. Он дает возможность исследовать представления субъекта труда, выступающего в роли эксперта, о значимых индивидуально -психологических свойствах, оценить их иерархию в связи с особенностями сферы и предмета профессиональной деятельности [2, с. 110].
В основу анкеты экспертной оценки ПВК (А.А. Крылов), предложенной студентам ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия», положена методика оценки профессионально важных свойств субъекта в профессиях с преобладанием элементов умственного труда. Процедура адаптации методики состояла в уточнении содержательной направленности некоторых утверждений, без изменения смыслообразующих компонентов, и включении дополнительных утверждений, обусловленных психологическим анализом врачебного труда, в частности, включен блок свойств, отражающих требования к работоспособности врача. В результате адаптированный к исследованию психологических свойств субъекта врачебного труда экспертный лист включает 97 индивидно-личностных свойств, распределенных в 12 групп: аттенционные (свойства внимания); свойства наблюдательности; мнемические, моторные, сенсорные, имажинитивные, мыслительные, эмоциональные, волевые, речевые, коммуникативные свойства; свойства работоспособности. Согласно методике, профессионально значимыми определяются отдельные свойства или группы психологических свойств, получившие в оценках экспертов средний балл не менее 1,6 [6, с. 112].
Анкетирование было предложено 62-м студентам 1-го и 2-го курсов лечебного и педиатрического факультетов медицинской Академии. Результаты
анкетирования студентов позволили определить субъектный образ профессионально значимых индивидуально-психологических свойств.
Первые три места по степени профессиональной значимости в оценке экспертов занимают свойства познавательных процессов, представленные в группах аттенционных (свойства внимания), мышления и воображения. Из группы свойств внимания высокозначимыми являются такие качества, как: «способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители»; «умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач»; «большой объем непроизвольного и послепроизвольного внимания».
Оценка студентами профессиональной важности свойств мышления отражает высокую значимость аналитического, творческого и интуитивного мышления в процессе деятельности. Это такие способы как: умение критически анализировать информацию, оперировать ею, делать выводы из противоречивой информации, видеть дальше непосредственно данного и очевидного, принять правильное решение при недостатке необходимой информации или отсутствии времени на ее осмысливание, обладание чутьем к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено, и др. - качества, занимающие, наряду со свойствами профессионального внимания, первостепенное место.
Высокая оценка значимости имажинитивных свойств (свойства воображения) обусловлена их содержательной близостью к свойствам мышления, представленных в экспертном листе. Они дополняют его характеристику чертами развитого профессионального воображения, отражающего в «способности наглядно представить себе новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях»; «способности находить новые и необычные решения», а также «прогнозировать исход событий с учетом их вероятности»; «умении видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный». Способность к переводу образа из одной модальности в другую, к воссозданию образа по словесному
описанию является нередко трудноформируемым профессиональным качеством, так как процесс его развития во многом связан с изменением порога брезгливости, являющегося одним из наиболее стойких индивидно -личностных барьеров в общении.
Четвертое место по значимости в экспертных оценках врачей заняли волевые свойства личности. Среди них: «способность к волевой
мобилизации»; «сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение»; «высокий самоконтроль эмоций и поведения»; «способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях».
Особое место в сочетании познавательных свойств врача как субъекта труда имеют мнемические качества (свойства памяти), отражающие запоминание, узнавание, воспроизведение как процессы памяти. Специалист должен иметь развитые способности легко запоминать словесно-логический материал, точно воспроизводить материал в нужный момент, узнавать факт, явление по малому количеству признаков. Для врача профессионально важно иметь большой объем непроизвольной памяти, способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала, способность к непроизвольному запоминанию материала - качества, формирующиеся в процессе профессионализации уже на этапе «адепта» как значимый компонент индивидуального стиля деятельности.
В группе эмоциональных особенностей профессионального поведения наиболее значимыми определены: «эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений»; «уравновешенность, самообладание в кризисных ситуациях деятельности»; «способность передавать другим людям положительный эмоциональный заряд».
Из 6 свойств, отражающих в анкете наблюдательность как качество личности врача, пять определены значимыми. Это свойства: способность вести наблюдения за большим количеством переменных исследуемого объекта одновременно; умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте; умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для
решения данной проблемы; тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека; способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание.
Высокую оценку в «образе субъекта» врачебного труда имеют определенные свойства моторики. Это: согласованность движений с
процессами восприятия; устойчивость к статическим нагрузкам; способность к быстродействию в условиях дефицита времени; быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления посредством определенных движений; быстрота и точность пальцев рук; пластичность движений.
В группе речевых свойств необходимыми для успешной работы являются: «умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли», «умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме».
Врач должен обладать высокой работоспособностью. Экспертиза показала, что быстрая врабатываемость, выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы, сохранение высокого уровня работоспособности за счет алгоритмичности действий, эффективность работы в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, сохранение высокой работоспособности в монотонных и однообразных условиях, помехоустойчивость в процессе труда - качества, сопутствующие высокому профессионализму клинициста.
Коммуникативные качества врача отражаются в умениях быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения с пациентом, располагать к себе людей, вызывать у них доверие, быстро устанавливать контакт с новыми людьми. Профессионально важным является также умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
По результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
Студенты отметили высокую степень значимости 81 индивидуально -психологического свойства, что составляет 83,5% от общего перечня психологических качеств, представленных для экспертизы.
Оценку ниже среднего предела получили 16 психологических свойств различных групп, причем как наименее значимые определены группы речевых и моторных свойств.
Первостепенную важность имеют свойства аттенционной, мыслительной и имажинитивной групп, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности врача.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что профессионально важные качества врача являются неотъемлемым компонентом профессионально-личностного развития студента медицинского вуза как высококвалифицированного, творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.
Список литературы
1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы
профессионализации личности: Психологические исследования проблемы
формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. М.: Институт психологии АН СССР, 1991, С.3-26
2. Диагностирование специальных способностей и профессиональных достижений // Психологическая диагностика. М., 1981.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Направленность личности как фактор профессионального
самоопределения врача. Реферат. 2010. Ц^:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=471724 (дата обращения: 17.06.2012).
6. Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
7. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Отв. Ред. В.А. Бодров. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
8. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
References
1. Bodrov V.A. Psihologicheskie issledovanija problemy professionalizacii
lichnosti: Psihologicheskie issledovanija problemy formirovanija lichnosti
professionala [Psychological researches of a problem of professionalizing of the personality: Psychological researches of a problem of formation of the identity of the professional]. Moscow, 1991. pp. 3-26.
2. Psihologicheskaja diagnostika. Moscow, 1981.
3. Klimov E.A. Vvedenie v psihologiju truda [Introduction in work psychology]. Moscow, 1998.
4. Markova A.K. Psihologijaprofessionalizma [Professionalism psychology]. Moscow, 1996.
5. Napravlennost' lichnosti kak faktor professional'nogo samoopredelenija vracha [Personality orientation as factor of professional self-determination of the doctor]. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=471724_(accessed June 7, 2012).
6. Krylov A.A. Praktikum po inzhenernoj psihologii i psihologii truda [Workshop on engineering psychology and psychology work]. L.: Publ.H. LSU, 1983.
7. Bodrov V.A. Psihologicheskie issledovanija problemy formirovanija lichnosti professional [Psychological researches of a problem of formation of the identity of the professional]. Moscow, 1991.
8. Jas'ko B.A. Psihologija lichnosti i truda vracha: Kurs lekcij [Psychology of Personality and Labor doctor: A course of lectures]. Rostov na Donu, 2005.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Алборова Залина Олеговна, преподаватель английского языка кафедры иностранных языков с латинским и русским как иностранным, аспирант
второго курса кафедры педагогики высшей школы ГОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова
Северо-Осетинская Государственная Медицинская Академия ул. Пушкинская, 40, г. Владикавказ, 362019, Россия е-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Alborova Zalina Olegovna, teacher of English of chair of foreign languages with Latin and Russian as foreign, postgraduate student of the second year of pedagogical Department of the higher school of Public Educational Institution of Higher Professional Training SOGU of K.L.Khetagurov
North-Ossetian State Medical Academy
40, Pushkinskaya str., Vladikavkaz, 362019, Russia
е-mail: [email protected]
Рецензент:
Дзуцев Э.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии (Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования)