ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
DOI 10.24411/1813-145X-2019-10424 УДК 159.9:[35:614.8]
Д. Д. Григорьева https://orcid.org/0000-0002-3265-5920 М. И. Михеев https://orcid.org/0000-0002-2670-9304 Р. Н. Башилов https://orcid.org/0000-0002-2994-4385 С. М. Башилова https://orcid.org/0000-0002-3461-8461
Формирование у ординаторов профессиональной врачебной идентичности
В статье изучается проблема формирования универсальных и профессиональных компетенций ординаторов медицинских вузов, влияюшдх на процесс развития профессиональной идентичности. Описаны основные содержательные аспекты базовых понятий, через которые определяются модусы идентификации врача как специалиста. Исследованы социально-психологические компоненты, необходимые для формирования профессиональной врачебной идентичности: смысложизненные ориентации личности, степень самодетерминации и уровень экзистенциальной исполненности у ординаторов Тверского государственного медицинского университета. Объектом исследования выступили 38 ординаторов 2-го года обучения. В ходе анализа результатов исследования было выявлено, что большая часть испытуемых демонстрируют высокие показатели неудовлетворенности процессом жизни, также значительная часть респондентов испытывают затруднения с профессиональным и личностным самоопределением в ракурсе автономии и самоактуализации. Значительная часть опрошенных ординаторов демонстрируют нежелание брать на себя ответственность, отстраненность и отчужденность от учебного и рабочего процесса. Резюмируя результаты исследования и основываясь на компетентностном подходе, можно констатировать, что у значительной части респондентов наблюдается недостаточная сформированность универсальных и профессиональных компетенций, отвечаюших за интериоризацию профессионально-важных качеств и навыков. По итогам исследования был разработан комплекс профадаптационных и профилактических мероприятий, позволяюших устранить этические, деонтологические, аксиологические разрывы: социально-психологические тренинги, направленные на развитие профессиональных, личностных и коммуникативных навыков; индивидуальное психологическое консультирование и сопровождение в рамках действующего Центра психологической помощи Тверского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, врачебная идентичность, профессионально-важные качества, смысложизненные ориентации личности, самодетерминация, экзистенциальная исполненность, ординатор, обучение, компетенции.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
D. D. Grigorieva, M. I. Mikheev, R. N. Bashilov, S. M. Bashilova
Formation of Interns' Professional Medical Identity
The article deals with the problem of formation of universal and professional competences of residents in medical schools, affecting the process of professional identity development. The basic content aspects of the basic concepts are described through which the modes of identification of a doctor as a specialist are determined. The social and psychological components necessary for the formation of professional medical identity are studied: life orientations of the individual, the degree of self-determination and the level of existential fulfillment in residents of Tver State Medical University. The object of the study was residents of 2 years of study. The analysis of the results of the study revealed that most of the subjects demonstrate high levels of dissatisfaction with the process of life, as a significant part of the respondents have difficulties with professional and personal self-determination in terms of autonomy and self-actualization. A significant part of the interviewed residents demonstrate unwillingness to take responsibility, detachment and alienation from the educational and working process. Summarizing the results of the study and based on the competence approach, it can be stated that a significant part of the respondents have insufficient formation of universal and professional competencies responsible for the interiorization of professionally important qualities and skills. As a result of the study, a set of professional adaptation and preventive measures was developed to eliminate ethical, deontological, axiological gaps: socio-psychological trainings aimed at the development of professional, personal and communication skills, individual psychological counseling and support within the existing Center of psychological assistance of Tver State Medical University.
© Григорьева Д. Д., Михеев М. И., Башилов Р. Н., Башилова С. М., 2019
Keywords: professional identity, medical identity, professionally important qualities, life orientations of the person, self-determination, existential fulfillment, resident, training, competence.
В условиях активной трансформации общественных устоев и традиционных социальных установок проблема конструирования профессиональной врачебной идентичности и ее роли в становлении личности специалиста-медика является актуальной для теоретических, эмпирических, а также междисциплинарных исследований. «В условиях транзитивного общества, к которому правомерно отнести и российское общество, происходит дестабилизация традиционных способов конституирования личности, ее ценностных приоритетов и смыслов, моральных и веровательных установок. Неопределенность социального и экзистенциального существования современника выражается в стремлении к поиску целостности и устойчивости самоидентичности» [6, с. 99]
Профессиональная врачебная идентичность, несомненно, обладает рядом специфических черт, во многом делающих ее уникальной, в сравнении с другими системами профессиональных установок. Опираясь на концепцию Л. Б Шнайдера, под профессиональной идентичностью будем понимать «не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и ее оценку, психологическую значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразную ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, то есть переживание своей профессиональной целостности и определенности» [10]
Отметим, что Н. С. Пряжников и Е. Ю Пряжникова особое значение уделяют тому, что центральной проблемой развития личности специалиста, определяющей созревание его адекватной профессиональной идентичности, является развитие его ценностно-смысловой сферы [5]. Таким образом, фактором конструирования ценностных ориентаций студента целесообразно рассматривать «ориентацию на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности; актуализацию ценностного отношения; включение студента в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения» [7; с. 33].
Таким образом, выявление мировоззренческих, аксиологических, социально-психологических и других установок весьма целесообразно рассматривать через такие релевантные концепты, как смысложизненные ориентации личности, самодетерминация
и экзистенциальная исполненность.
Процесс формирования врачебной идентичности начинается еще с первой ступени обучения в высшей школе и продолжается на протяжении всего процесса обучения (как вузовского, так и поствузовского). Орди-
натура - это элемент поствузовского обучения для подготовки к самостоятельной работы в органах здравоохранения, включает углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук, а также формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности [9]. Таким образом, обучение в ординатуре является ключевым, переломным моментом, рубиконом в процессе формирования отношений человека к себе как к врачу и к своей профессиональной деятельности. Зачастую абстрактные и отвлеченные знания, полученные в студенческие годы, когда субъект обучения во многом является лишь зрителем, недостаточны, поверхностны и фрагментарны, в то время как на этапе обучения в ординатуре происходит процесс активного вовлечения в клиническую деятельность, наверстыва-ется недостаток практического опыта. Как нам кажется, в этот период происходят качественные изменения мировоззрения личности, во многом определяющие дальнейшую работу специалиста-медика.
Большое внимание уделяется процессу формирования идентичности врача в образовательных стандартах ординаторов.
В процессе обучения студента должен закладываться фундамент профессионально важных качеств (ПВК), формирующих его как профессионала и личность. Это происходит в соответствии с ООП ФГОС. При этом фундамент закладывается на младших курсах, а в последующем аккумулируется и систематизируется на следующих ступенях обучения в вузе. Закономерно возникает вопрос о том, продолжают ли мировоззренческие установки развиваться, усиливаться на старших курсах и, в особенности, во время поствузовского обучения в ординатуре. Именно на данной ступени обучения бывший студент окончательно определяется со сферой своей дальнейшей профессиональной деятельности, переходя от общих, абстрактных представлений к конкретным профессиональным, жизненным навыкам. Как нам кажется, именно на данном этапе в полном смысле слова завершается конструирование врачебной идентичности, телеологизм.
С опорой на федеральные государственные образовательные стандарты [10] в результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции:
- готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
- готовность к управлению коллективом, способность толерантно воспринимать социальные, этниче-
ские, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, включающих себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и(или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9).
Таким образом, в ходе обучения на младших курсах студенту необходимо интериоризировать следующие компоненты: умение логически анализировать субъективные и объективные мировоззренческие проблемы, детерминированные деонтологическими ценностями, этическими нормами и профессиональной деятельностью. В результате вышеперечисленные компетенции должны формировать у врача профессионально важные качества (ПВК), которые отражены в профессиограмме: терпеливость и выдержанность, доброжелательность и приветливость, ответственность, аккуратность, тактичность, оптимистичность, внимательность, готовность в любое время оказать нуждающимся медицинскую помощь, бескорыстность [8, с. 99].
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что действительно в стандарте медицинских специальностей заложены основы для формирования ПВК, однако необходимо установить обратную связь и выяснить, насколько органично и целостно они интериоризиру-ются ординаторам.
В период с ноября 2018 г. по декабрь 2018 г. было проведено групповое психодиагностическое тестирование ординаторов ТГМУ
Базу психодиагностических методик составили: тест «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева [3], тест самодетерминации личности [1], тест-опросник «Шкала экзистенции» А. Лэнгле [2].
Актуальность данного исследования заключается в возможности исследования свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми, целей в жизни, наличия экзистенциальной фрустрации и экзистенциальной исполненности, общего отношения к окружающему миру и другим людям.
Цель: проведение эмпирического исследования ценностно-смысловых, целеполагающих
и экзистенциальных свойств у ординаторов ТГМУ.
Задачи:
- выявление смысложизненных ориентаций клинических ординаторов, экзистенциальной исполнен-ности во взаимосвязи автономии и свободы;
- анализ и интерпретация полученных данных;
- разработка практических рекомендаций.
Объект: ординаторы в возрасте от 23 до 28 лет
в количестве 38 человек.
Предмет изучения: свойства личности, проявляющиеся при взаимодействии с другими людьми.
Обработка результатов производилась на базе межвузовской психодиагностической лаборатории качества жизни и личностного потенциала кафедры философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества ТвГМУ.
Анализ и интерпретация
Психодиагностическое тестирование среди ординаторов ТвГМУ позволяет выявить личностные качества респондентов, характеризующие их смысловые, экзистенциальные и ценностные конструкты. С опорой на эти данные были сформулированы следующие выводы об особенностях межличностного взаимодействия среди ординаторов ТвГМУ.
Методика «Самодетерминации» [11] в адаптации Д. А. Леонтьева направлена на изучение самодетерминации личности во взаимосвязи автономии и самовыражения.
Согласно полученным данным, по шкале «Автономия» большинство опрошенных ординаторов (81 %) демонстрируют средние результаты. Это люди со сбалансированной жизненной позицией, реалисты, признающие наличие неизвестных внешних факторов, способных, с одной стороны ограничивать их оптимистические чаяния, а с другой - инициирующие их преодоление. Таким образом, только 1 человек (3 %) уверен, что способен принимать значительные волевые решения и поступки, которые в дальнейшем изменят течение его жизни. К группе с низкими показателями относятся 16 % респондентов. Это сторонники провиденциализма и социального детерминизма, иными словами, они просто «плывут по течению».
По шкале «Самовыражение» подавляющее большинство опрошенных ординаторов (74 %) демонстрируют сбалансированную позицию. Их внутренняя потребность в самоактуализации находится в гармонии с имеющимися возможностями. Только 5 % испытуемых не желают или не видят смысла и возможности никаким образом проявлять себя, са-мореализовывать. Достаточно высокие показатели обнаруживаются у 21 % опрошенных. Это персоны, жаждущие социального признания, одобрения, стремящиеся проявлять себя.
Проводя параллели между показателями шкал «Автономия» и «Самовыражение», можно отметить относительное совпадение по группам со средними значениями, при этом высокие и низкие значения диаметрально противоположны по отношению друг к другу.
Методика Д. А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» личности, ориентированная на выявление жизненных целей, ориентиров, темпоральных векторов, нацеленных в прошлое, настоящее или будущее, разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла [12].
По шкале «Цели в жизни» 29 % опрошенных демонстрируют высокие результаты. Опираясь на данные показатели, можно сделать вывод о том, что респонди-руемые ординаторы имеют четко сформированные жизненную и профессиональную цели, а также интенции к их реализации. Такой подход, несомненно, можно связать с ответственностью и осознанностью профессиональной деятельности врача. Можно отметить, что выявлен один антагонист. Однако большая часть опрошенных ординаторов (68 %) продемонстрировали средние показатели, что говорит о нечеткости сформулированных целей в жизни, о сомнении на возможности их реализации.
По шкале «Процесс жизни», выявляющей эмоциональную насыщенность жизни, полноту переживаний, наполненность смыслом прожитых событий, жажду жизни, 16 % опрошенные продемонстрировали высокие результаты, 10 % - средние и 74 % - низкие результаты. Данные показатели, возможно, обусловлены погружением в профессиональную специфику медицинской реальности, неготовностью к психологическим,
профессиональным и физическим нагрузкам, «работе на износ». С этим фактором связано и все более часто встречающее эмоциональное выгорание молодых специалистов, кризис идентичности.
Результаты по шкале «Результат жизни» почти полностью комплиментарны шкале «Цели в жизни». Высокие уровень результатов обнаруживается у 29 % опрошенных ординаторов, средние у 68 %, низкие у 3 %. Неуверенность в будущем, по-видимому, порождает неудовлетворенность прошлым. Треть испытуемых не сомневаются в правильности выбранного и проделанного пути. Определенную степень сомнения испытывает лишь один человек, и разочаровавшийся в прошлом.
Однако по шкале «Локус контроля «Я» 42 % испытуемых конституируют себя как самостоятельных, самодостаточных людей и специалистов, готовых принимать ответственность за свои поступки, способных ставить перед собой жизненные цели и формировать промежуточные задачи. Тем не менее большая часть ординаторов (58 %) продемонстрировали сдержанную точку зрения относительно собственных интенций. Такие люди полагают, что их устремления, надежды, планы, чаяния могут натолкнуться на не зависящие от них сопутствующие причины, форс-мажорные обстоятельства и пр.
Показатели шкалы «Локус контроля «Жизнь» отражают убежденность личности в независимости, свободе действий и принятия решений. Только 16 % респондентов считают, что они беспрепятственно, осознанно и самостоятельно могут воплотить задуманные идеи. Однако и фаталистов, считающих, что их жизнь полностью детерминирована, - 10 %. Сбалансированный и прагматичный подход наблюдается у большинства опрошенных ординаторов - 74 %.
Таким образом, средние результаты преобладают по четырем из пяти шкал. Только по шкале «Процесс жизни», отражающей удовлетворенность настоящим, подавляющее большинство экспонируют низкие показатели, что выражается в тотальной неудовлетворенности настоящим.
Таблица 2
Показатели смысложизненных ориентаций личности у ординаторов ТвГМУ
Уровень «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля «Локус контроля
показателей чел. чел. чел. «Я», чел. «Жизнь», чел.
Высокий 11 6 11 16 6
Средний 26 4 26 22 28
Низкий 1 28 1 0 4
Среднее значение 32,82 28,23 24,97 22,77 29,38
Стандартное откло- ±5,61 ±5,73 ±4,27 ±5,84 ±5,94
нение
Таблица 1
Показатели самодетерминации ординаторов ТвГМУ
Уровень «Автономия», «Самовыраже-
показателей чел. ние», чел.
Высокий 1 8
Средний 31 28
Низкий 6 2
Среднее значение 31,72 37,28
Стандартное ±4,94 ±7,72
отклонение
В результате изучения уровней экзистенциальной исполненное™ по методике «Шкала экзистенции» А. Ленгле, которая позволяет оценить «базовые условия экзистенциального бытия (бытия с качеством жизни)» [4, с. 23], выявлено, что распределение результатов по всем шкалам выглядит достаточно равномерно.
По шкале «Самодистанцирование» 50 % испытуемых продемонстрировали средние показатели, что говорит о рефлексивном, критическом отношении к себе. Немногим меньше респондентов (42 %) по шкале «Са-мотрансценденция» склонны к самоабстрагированию и способны к рефлексии себя в фокусе мировоззренческих ценностей.
Сопоставимы средние показатели также по шкалам «Свобода» и «Ответственность», что говорит о способности значительного количества испытуемых критически оценивать свои стремления в границах существующих возможностей. По шкале «Свобода» высокие и очень высокие результаты экспонируют 29 % ординаторов. Это люди, способные принимать взвешенные решения в соответствии со своим внутренним моральным кодексом, ценностными установками. Однако 31 % респондируемых показали себя как инфантильных, нерешительных, не способных к принятию решения, испытывающих страх ответственности. Несомненно, бегство от себя, отчуждение от профессии и профессиональных обязанностей не может не сказаться негативным образом на качестве взаимоотношений (оказываемых услуг, лечения, диагностики) с пациентом.
По шкале «Ответственность» низкие результаты продемонстрировали 29 % испытуемых. Это люди, не желающие принимать ответственность ни за свои поступки, ни за поступки других. К этой группе примыкают 3 4 % опрошенных, продемонстрировавших средние результаты, чье отношение к ответственности находится на перепутье. Лишь один человек продемонстрировал крайне высокие показатели и 34 % - высокие. Такие результаты выглядят весьма неоднозначно, так как речь идет о молодых врачах-ординаторах, которые включаются, встраиваются в процесс медицинской деятельности, в значительной степени характеризующаяся чувством долга, когда их существование, экзистенция подчиняется профессиональным императивам долженствования.
В целом респондентов, продемонстрировавших высокие и очень высокие показатели, достаточно много. По-видимому, склонность к саморефлексии, возможность реализации себя в профессиональной деятельности, обуславливается тем, что опрошенные уже вступили на стезю врачебной деятельности.
Респондентов, продемонстрировавших низкие показатели, около трети. Такие люди неинициативны, стараются плыть по течению, не задумываясь о сути происходящего, механически повторяя и выполняя предза-данные действия. Вопросы «Кто Я?», «Каково мое место в мире?» их не волнуют. Учитывая специфику профессиональной деятельности ординаторов, ситуация
выглядит достаточно тревожной. Большое число людей, показавших низкие, а возможно и средние результаты, можно отнести к группе воспринимающих профессиональную деятельность как прагматическую, меркантильную, формальную. Иными словами, профессия врача - это не деонтологический образ жизни для них, а лишь совокупность оплачиваемых услуг. Ориентировка на формализм может привести к шаблонности мышления, что выглядит весьма настораживающе.
Количество абстрактных императивов, воспринимаемых, но не рефлексируемых в процессе обучения, не переходит на новый качественный уровень, соединяясь в целостный интериоризированный медицинский этос.
Таблица 3
Субъективные оценки экзистенциальной испол-
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что только небольшая часть ординаторов 2 года обучения удовлетворены своей профессиональной деятельностью и принадлежностью.
Подводя итог, можно сказать: от того, насколько органично студенты в процессе обучения усвоят деонто-логичесие аспекты своей профессиональной деятельности, теоретические истины и перенесут их в плоскость практического мастерства, зависит интери-оризация врачебной идентичности и, как следствие, успешность самореализации в медицине.
Таким образом, активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза, изменение мировоззренческой ориентации нового поколения врачей - залог успеха реформ в российском здравоохранении и, как следствие, возможности сохранения здоровья российского населения.
Таким образом, исходя из результатов психодиагностического тестирования ординаторов 2 года, проведенного в рамках работы Центра психологической поддержки ТГМУ за 2018-2019 гг., весьма целесообразным
ненности ординаторов ТвГМУ
Уровень показателей Самодистанцирование Самотранс-ценденция Свобода Ответствен-ность
Очень высокие 5 1 5 1
Высокие 8 10 6 13
Средние 19 16 15 13
Низкие 6 11 12 11
Среднее значение 33,28 61,97 43,5 6 51,03
Стандарт-ное отклонение ±6,77 ±13,56 ±11, 45 ±13,27
выглядит проведение элективных курсов, формирующих этот образ и дополняющих ООП для ординаторов 1 года обучения: «Развитие профессиональных, личностных и коммуникативных качеств» (лекционные и практические занятия, социально-психологические тренинги, направленные на формирование адаптивных копинг-стратегий студентов, личностный рост, самоактуализацию, развитие коммуникативной компетентности, способность конструктивного взаимодействия в лечебно-профилактической деятельности и пр.).
Библиографический список
1. Дергачева, Е. О., Дорфман, Л. Я. Леонтьев, Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ори-ентаций [Текст] / Е. О. Дергачева, Л. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2008. - № 3. - С. 91-107.
2. Кривцова, С. В., Лэнгле, А., Орглер, К. Шкала экзистенции (existenzskala) [Текст] / А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ. - 2009. - № 1. - С. 141-170.
3. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. [Текст] / Д. А. Леонтьев - M. : Смысл, -2000. - 18 с.
4. Лэнгле, С. Терапевтические возможности методов ло-готерапии и экзистенциального анализа [Текст] / С. Лэнгле // Национальный психологический журнал. - 2018. -№ 2(30). - С. 22-31.
5. Пряжников, Н. С. Психология труда [Текст] : учебное пособие для студентов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - 5-е изд., стер. - M. : Академия, 2009. -480 с.
6. Григорьева, Д. Д. Реклама как инструмент конституи-рования этоса [Текст] / Д. Д. Григорьева // Вестник Тверского государственного университета. - Серия «Философия». -2017. - № 4. - С. 97-101.
7. Попованова, Н. А., Кравченко, В. М., Казакова, Г. Н. и др. Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза [Текст] / Н. А. Попованова, В. М. Кравченко, Г. Н. Казакова, Л. А. Бартновская // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 32-38.
8. Романова, Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. [Текст] / Е. С. Романова. - СПб. : Питер, 2003. - С. 97-100.
9. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «общая врачебная практика (семейная медицина)» (ординатура) [Электронный ресурс]. - URL: http://programma.x-pdf.ru/16meditsina/592531-1-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-obschaya.php (дата обращения 27.04.2019)
10. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: https://tvgmu.ru/docs/ (дата обращения 18.03.19)
11.Deci, E. l., Ryan, R. M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // handbook of self-determination research / ed. By E. l. Deci, R. M. Ryan. Rochester, - NY, - 2002. - Р. 3-33.
12.Frankl, V. E. Man's Search for Meaning [Text] / V. E. Frankl. - Washington Square Press. - 1985. - 221 p.
Reference List
1. Dergacheva, E. O., Dorfman, L. Ja. Leont'ev, D. A. Russkojazychnaja adaptacija oprosnika kauzal'nyh ori-entacij = Russian-language adaptation of the questionnaire of causal orientations [Tekst] / E. O. Dergacheva, L. Ja. Dorfman, D. A. Leont'ev // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14: Psihologija. - 2008. - № 3. - S. 91-107.
2. Krivcova, S. V., Ljengle, A., Orgler, K. Shkala jekzistencii (existenzskala) Scale of existence (existenzskala) [Tekst] / A. Ljengle, K. Orgler // Jekzistencial'nyj analiz. -2009. - № 1. - S. 141-170.
3. Leont'ev, D. A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZhO). 2 e izd. = Test of sense-making orientation (SZhO). 2-e prod. [Tekst] / D. A. Leont'ev - M. : Smysl, - 2000. - 18 s.
4. Ljengle, S. Terapevticheskie vozmozhnosti metodov logoterapii i jekzistencial'nogo analiza = Therapeutic opportunities of logotherapy and existential analysis methods [Tekst] / S. Ljengle // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. - 2018. -№ 2(30). - S. 22-31.
5. Prjazhnikov, N. S. Psihologija truda = Labour psychology [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov / N. S. Prjazhnikov, E. Ju. Prjazhnikova. - 5 e izd., ster. - M. : Akademija, 2009. - 480 s.
6. Grigor'eva, D. D. Reklama kak instrument konstituiro-vanija jetosa = Advertizing as instrument for institutionalization of etos [Tekst] / D. D. Grigor'eva // Vestnik Tverskogo gosudar-stvennogo universiteta. - Serija «Filosofija». - 2017. - № 4. -S. 97-101.
7. Popovanova, N. A., Kravchenko, V. M., Kazakova, G. N. i dr. Uslovija formirovanija cennostnyh orientacij bakalavrov pedagogicheskogo vuza = Conditions of formation of valuable orientations of bachelors in pedagogical higher education institution [Tekst] / N. A. Popovanova, V. M. Kravchenko, G. N. Kazakova, L. A. Bartnovskaja // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2018. - № 2. - S. 32-38.
8. Romanova, E. S. 99 populjarnyh professij: psiholog-icheskij analiz i professiogrammy. 2 e izd. = 99 popular professions: psychological analysis and professiogramma. 2d edition. [Tekst] / E. S. Romanova. - SPb. : Piter, 2003. - S. 97-100.
9. Osnovnaja professional'naja obrazovatel'naja programma poslevuzovskogo professional'nogo obrazovanija po special'nos-ti «obshhaja vrachebnaja praktika (semejnaja medicina)» (ordi-natura) = The main professional educational program of postgraduate professional education in «the general medical practice (family medicine)» (internship) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://programma.x-pdf.ru/16meditsina/592531-1-osnovnaya-professionalnaya-obrazovatelnaya-programma-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-specialnosti-obschaya.php (data obrashhenija 27.04.2019)
10.Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty = Federal state educational standards [Jelektronnyj resurs]. -URL: https://tvgmu.ru/docs/ (data obrashhenija 18.03.19)
11.Deci, E. l., Ryan, R. M. Overview of self-determination theory: an organismic dialectical perspective // handbook of self-determination research / ed. By E. l. Deci, R. M. Ryan. Rochester. - NY, - 2002. - R. 3-33.
12.Frankl, V. E. Man's Search for Meaning / V. E. Frankl. -Washington Square Press. - 1985. - 221 p.