УДК: 159.922
Е. С. Ермакова
Личностные особенности студентов вуза как основа формирования профессионально важных качеств специалистов
В статье дается анализ личностных особенностей студентов вуза и их соответствия системе профессионально важных качеств специалистов инженерных, психологических и экономических профессий. Результаты исследования позволили установить как соответствие личностных особенностей студентов системе профессионально важных качеств специалистов, так и качества, препятствующие эффективности их будущей профессиональной деятельности.
Article is devoted to the analysis of personal features of high school students and their conformity to system of professionally important qualities of experts in engineering, psychological and economic trades. Results of research have allowed to establish as conformity of personal features of students to system of professionally important qualities of experts, and the qualities interfering efficiency of their future professional work.
Ключевые слова: профессионально важные качества, личностные особенности студентов, соответствующие и несоответствующие системе профессионально важных качеств.
Key words: professionally important qualities, the personal features of students corresponding and inappropriate system of professionally important qualities.
Актуальность проблемы изучения профессионально важных качеств личности определяется возрастающей необходимостью более полного учета соответствия личностных качеств субъекта труда требованиям профессии, остротой вопроса формирования профессионально важных качеств (ПВК) до этапа профессиональной деятельности специалиста. Стоит отметить, что в настоящее время специальных технологий, направленных на мониторинг и развитие ПВК у студентов, не применяется. Кроме того, можно выявить такие противоречия, как декларирование личностных и интеллектуальных качеств, необходимых для эффективной профессиональной работы, и отсутствие их диагностики у студентов, а также отсутствие учета индивидуальных особенностей развития ПВК студентов в процессе обучения, что в будущем может привести к затруднениям в становлении индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Понятие «профессионально важные качества» появилось в психологии труда в начале XX в. и применялось для решения прак-
© Ермакова Е. С., 2016
тических задач, таких как профотбор или карьерное консультирование. В данном случае речь шла о выявлении устойчивых профессионально важных качеств, плохо поддающихся тренировке свойств личности (способностей), которые весьма существенны для достижения профессионального успеха. ПВК представляли собой модель, которая была призвана служить основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию.
Со временем для каждой профессии были разработаны свои определенные ПВК как некий общепринятый список качеств личности, которые необходимы для успешного освоения конкретной профессии. Все ПВК каждой профессии объединяются в профессиограмму [2].
По определению С. А. Дружилова, профессионально важные качества личности (ПВК) - это индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения [4].
В настоящее время среди психологов нет однозначной точки зрения на состав ПВК, исследователи относят к профессионально важным качествам разные понятия.
Некоторые авторы к ПВК относят способности. Например, С.Ф. Сергеев считает способности базисом для формирования ПВК, а также, по его мнению, они имеют более широкий, системный и универсальный характер, чем профессионально важные качества [11]. В.Д. Шадриков отрицает эту точку зрения, утверждая, что способности не исчерпывают всего объема ПВК. В его модели ПВК выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности [12].
Е. С. Шелепова рассматривает ПВК как компоненты профессиональной пригодности. Можно считать, что она говорит о компетенциях, о качествах, необходимых человеку для успешного решения стоящих перед ним профессиональных задач. Е.С. Шелепова включает в ПВК широкий спектр различных качеств от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (среди которых мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). В отношении определенных видов деятельности речь идет даже об анатомо-морфологических характеристиках человека [13].
М.А. Дмитриева, А.А. Крылов раскрывают ПВК через индивидуально-психологические (типологические) свойства (сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека) и через отношения личности, которые включают отношения человека к себе, другим людям, труду, своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т. д. [3].
А.К. Маркова отмечает, что в состав ПВК могут входить не только психические и личностные особенности, но и биологические свойства: соматические, морфологические, нейродинамические и др. [10]. Такого же мнения придерживаются Б.А. Душков, А. В. Королев, Б.А. Смирнов, включая в состав ПВК физические качества [5].
Е.П. Ильин определяет профессионально важные качества как функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности. Автор подробно анализирует понятия «качество» и «способность» и приходит к выводу, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но и его как личность. Получается, что понятие «ПВК» шире понятия «способности». Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку, превращаясь в профессионально важное качество [7]. Такого же мнения придерживаются М. А. Бендюков и И. Л. Соломин, которые раскладывают ПВК на следующие составляющие: здоровье, подготовленность и способности [1].
Еще один синоним профессионально важных качеств выдвигает Ю. В. Котелова - «профессионально важные признаки». К ним автор отнесла особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельности, а также особенности внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы [9].
Довольно полное определение ПВК даёт А.В. Карпов: «Профессионально важные качества (ПВК) - это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами - качеством, производительностью, надежностью» [8]. Однако он первый выделяет некий нормативный уровень, имея в виду некую минимальную или достаточную для осуществления успешной профессиональной деятельности компетенцию.
По нашему мнению, ПВК представляют собой «личностные и психомоторные свойства, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие эффектив-
ности её освоения» [6, с. 106]. С одной стороны, профессионально важные качества являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой стороны - они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованиями; человек в ходе труда изменяет и самого себя.
Между отдельными ПВК устанавливаются функциональные взаимосвязи компенсаторного и содейственного типов. Компенсация недостаточного уровня развития ПВК возможна за счёт высокой мотивации. Отсутствие каких-либо ПВК не является приговором о профессиональной непригодности и требует коррекции или поиска возможной компенсации. Знания, умения и навыки - необходимые условия и ресурс для формирования профессионально важных качеств (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.А. Дмитриева, Е.П. Ермолаева, А.В. Карпов, Е.А. Климов, М.В. Клищевская, Ю.В. Котелова, А.А. Крылов, А.К. Марков, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков, Е.С. Шелепова и др.).
В первой части исследования нами были проанализированы профессиограммы трех профессий: инженер по транспорту, психолог и экономист, данные которых дали косвенную характеристику выявляемых ПВК. Для изучения мнения экспертной группы по определению профессионально важных качеств личности инженера по транспорту, психолога и экономиста был использован психографический опросник Т.П. Зинченко, предложенный 30 экспертам (10 для каждой профессии). В результате были выделены ПВК и анти-ПВК, которые являются общими для студентов всех представленных в исследовании направлений подготовки, а также специальные ПВК и анти-ПВК, которыми должны обладать представители определенной профессии [6].
В качестве общих ПВК, необходимых для студентов всех представленных профессий, были выявлены:
• личная организованность;
• организаторские способности;
• интеллектуальная самостоятельность;
• аналитическое мышление;
• ответственность;
• стрессостойкость;
• нервно-психическая устойчивость;
• гибкость мышления (встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения).
Помимо этого, были определены ПВК, специфические для данной профессии.
У инженера по транспорту это:
• математические и технические способности;
• высокий уровень концентрации внимания, его распределения и устойчивости (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);
• хорошая оперативная память;
• усидчивость и терпеливость;
• устойчивость к монотонии;
• методичность и рациональность;
• строгая ответственность в соблюдении техники безопасности;
Выявлено, что психологи должны обладать следующими специфическими качествами:
• коммуникативные способности;
• открытость;
• эмоциональная уравновешенность;
• развитый социальный и эмоциональный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека и понимать его чувства);
• эмпатичность (способность эмоционально отзываться на переживания других людей);
• внимательность;
• вербальные способности;
• терпимость и безоценочное отношение к людям;
• тактичность;
• находчивость и творческое начало.
Среди ПВК, важных для экономиста, выделены следующие:
• математические способности;
• высокая работоспособность;
• хорошая память;
• хорошее развитие концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
• способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами, текстами и цифрами);
• умение отстаивать свою точку зрения;
• аккуратность;
• исполнительность;
• усидчивость.
В качестве общих анти-ПВК, необходимых для представителей всех профессий, были определены:
• психическая и эмоциональная неуравновешенность (импульсивность, вспыльчивость);
• высокий уровень тревожности;
• низкий уровень интеллектуального развития;
• безответственность;
• невнимательность, рассеянность, забывчивость;
• ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Помимо этого, выделены и специфические анти-ПВК.
К анти-ПВК инженера по транспорту относятся:
• отсутствие технических способностей;
• отсутствие математических способностей;
• отсутствие аналитических способностей;
• неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности и быстрая утомляемость;
• безынициативность.
Анти-ПВК психолога:
• отсутствие склонности к работе с людьми;
• неумение понять позицию другого человека;
• агрессивность;
• замкнутость;
• нерешительность.
Анти-ПВК для профессии экономиста:
• отсутствие математических способностей;
• отсутствие аналитических способностей;
• неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности и быстрая утомляемость;
• небрежность.
Полученные результаты легли в основу второй части исследования, проведенного совместно с В.Ю. Татищевой.
Целью исследования являлся анализ особенностей ПВК личности студентов трех направлений подготовки: психологического, инженерного и экономического. В исследовании участвовали 214 студентов, из них 121 девушка и 93 юноши в возрасте от 17 до 24 лет. 69 из них обучаются на технических специальностях, 68 -будущие экономисты и 77 - будущие психологи. Использовались следующие методики исследования: 16-факторный опросник Р. Кеттела (форма С), применяемый для оценки индивидуально-психологических особенностей личности; опросник «МАС» М. Кубышкиной для выявления стремления к достижению цели (мотивации), к соперничеству и социальному престижу; анкета самооценки типа личности, разработанная И. Л. Соломиным.
В ходе эмпирического исследования были выявлены как общие для всей выборки ПВК, так и специальные, которые различны для каждой из представленных в нашем исследовании профессий. Были отмечены в качестве сформированных такие общие ПВК, как личная организованность, организаторские способности, ответственность и стрессостойкость. А такие ПВК, как интеллектуальная самостоятельность, аналитическое мышление и нервно-психическая устойчивость, развиты на недостаточном уровне и требуют коррекции. Студенты технического направления обладают наибольшей личной организованностью, ответственностью, стрессостойкостью и нервно-психической устойчивостью, а студенты психологического направления - наибольшей интеллектуальной самостоятельностью.
Анализ соответствия личностных особенностей студентов технических специальностей ПВК инженера по транспорту позволил утверждать, что показатели усидчивости, терпеливости и устойчивости к монотонии; рациональности и методичности, а также строгой ответственности в соблюдении техники безопасности находятся на среднем и высоком уровнях. Это совпадает с требованиями, предъявляемыми к ПВК инженера по транспорту.
Анализ соответствия личностных особенностей студентов психологического направления подготовки ПВК психолога выявил, что наиболее сформированными оказались социальный и эмоциональный интеллект, находчивость и творческое начало. Показатели таких качеств, как коммуникативные способности и эмпатичность, развиты на среднем уровне.
Такие ПВК, как открытость, эмоциональная стабильность и уравновешенность, терпимость, требуют дополнительного развития.
Анализ соответствия личностных особенностей студентов-экономистов ПВК экономиста выявил, что, кроме низкого показателя устойчивости к монотонии, по всем качествам, совпадающим с ПВК (высокая работоспособность, умение отстаивать свою точку зрения), студенты-экономисты имеют средние показатели.
Помимо профессионально важных качеств, можно выделить качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности (анти-ПВК).
Анализ общих анти-ПВК в соотношении с диагностированными у студентов личностными особенностями показал следующее.
Студенты технических специальностей эмоционально более стабильны, чем студенты-психологи и студенты-экономисты. Будущие психологи более эмоционально лабильны, чем будущие экономисты.
Анализ показателей тревожности выявил различия между студентами по фактору напряжённости, которая в сочетании с ранимостью может провоцировать тревожность. Так, психологи ранимее
студентов технических специальностей и напряжённее, чем они. Студенты-экономисты напряжённее студентов технических специальностей. Анализ уровня тревожности выявил, что студенты-психологи более тревожны, чем студенты технических специальностей, а студенты-экономисты тревожнее их. Между студентами-психологами и студентами-экономистами различия по уровню тревожности не выявлены. В целом у студентов средний уровень тревожности, характеризующийся тревогой в непривычных ситуациях
Анализ показателей безответственности выявил, что общая выборка студентов, представленная в исследовании, имеет практически одинаковый уровень ответственности, однако у студентов технической специальности он выше среднего.
Ригидности мышления у студентов выявлено не было. По показателям, определяющим гибкость мышления у студентов всех направлений подготовки, средние результаты, что означает, что студенты склонны быстро ориентироваться в проблемных ситуациях, но не всегда выбирают оптимальное решение, а также что они используют новые способы и идеи лишь после всесторонней оценки.
Анализ выявленных личностных особенностей студентов инженерно-технических специальностей в соотношении с анти-ПВК инженера по транспорту показал, что уровень утомляемости студентов средний. Существуют ситуации, когда студенты начинают утомляться, однако в целом они скорее проявляют работоспособность. Безынициативность в группе студентов технических специальностей не проявляется, выборке свойственна напористость, независимость.
Анализ выявленных личностных особенностей студентов-психологов в соотношении с анти-ПВК психолога показал, что агрессивность в группе студентов-психологов находится на среднем уровне, однако у половины группы есть склонность к агрессивному поведению. Замкнутость студентам-психологам не свойственна, общий уровень открытости высокий. Показатели, определяющие нерешительность, имеют средние значения. Большинству студентов робость и нерешительность не свойственны. Эмоциональная неуравновешенность, хотя и не выходит за рамки средней, но более свойственна представителям данной выборки, поэтому нуждается в коррекции или компенсации.
Анализ выявленных личностных особенностей студентов-экономистов в соотношении с анти-ПВК экономиста выявил, что половина испытуемых в группе студентов-экономистов склонна утомляться, являются слабыми и эмоционально неустойчивыми. Показатели, определяющие небрежность, находятся на среднем уровне. Примерно половине студентов-экономистов она может быть свойственна.
Для характеристики структуры ПВК личности студентов различных направлений подготовки был применен двухэтапный кластерный анализ, с помощью которого были выделены три группы студентов, соответствующие 3 кластерам: психологическому, техническому и экономическому.
Мы назвали кластеры тремя представленными в исследовании направлениями подготовки студентов. Однако не у всех студентов совпало название кластера и выбранное направление подготовки (таблица). В психологический кластер, помимо студентов-психологов, попали 3 студента-экономиста и 1 студент-инженер. В технический кластер попали 7 студентов-психологов, а в экономический - 10 студентов-психологов. Примечательно, что будущие экономисты не попали к инженерам по транспорту и наоборот. Можно предположить, что экономика и техника на транспорте - направления подготовки, которые получают студенты, обладающие совершенно разными ПВК. Поэтому тот, кто пошел учиться на экономическое направление, скорее всего, не сможет быть успешным инженером и наоборот.
Таблица
Процентное соотношение студентов разных направлений подготовки в каждом кластере
Направления подготовки Психология Экономика Техника на транспорте
Кластеры Частота Процент Частота Процент Частота Процент
Психологический 60 77,9 3 4,4 1 1,4
Технический 7 9,1 0 0 68 98,6
Экономический 10 13,0 65 95,6 0 0
Объединенный 77 100,0 68 100,0 69 100,0
Кластерный анализ позволил выделить профили, которые показали различия в структуре ПВК личности студентов разных направлений подготовки. Интерпретация осуществлялась по сравнению выявленных личностных характеристик студентов каждого профиля с особенностями ПВК, описанными в теоретической части исследования, что позволило выделить ведущие качества каждого профиля.
Структура психологического профиля:
1. Личностные качества: уступчивость, низкий уровень целеустремленности, низкий уровень соперничества, шизоидная акцентуация личности.
2. ПВК: эмпатичность, интеллектуальная самостоятельность.
3. Анти-ПВК: замкнутость, эмоциональная неуравновешенность, тревожность.
Структура технического профиля:
1. Личностные качества: независимость, целеустремленность.
2. ПВК: ответственность, стрессостойкость, нервно-психическая устойчивость.
Структура экономического профиля:
1. Личностные качества: общительность, конформизм.
2. ПВК: высокая работоспособность.
3. Анти-ПВК: высокая тревожность.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Практически все диагностированные личностные особенности, совпадающие с требованиями профессионально важных качеств инженера по транспорту, психолога, экономиста, присущи исследуемым студентам и находятся на среднем или высоком уровне, но некоторые из них (эмоциональная уравновешенность будущих психологов, устойчивость к монотонии будущих экономистов и пр.) требуют коррекции.
2. Следует диагностировать не только профессионально важные качества, но и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности (анти-ПВК) студентов, корректировать или компенсировать недостающие качества.
3. Анализ структуры ПВК личности студентов психологического, технического и экономического направлений подготовки показал некоторое несоответствие с нужными ПВК, а в состав структуры ПВК психологического и экономического направлений подготовки вошли анти-ПВК.
Рекомендации по результатам исследования:
• Желательна диагностика личностных качеств ещё до поступления в вуз. Это позволит абитуриентам сделать свой выбор более осознанным и снизит вероятность возможной профессиональной непригодности.
• Рекомендуется осуществлять психологическое сопровождение профессионального развития студентов:
- знакомить студентов всех направлений подготовки с требованиями к ПВК специалистов;
- систематически проводить диагностику личностных характеристик студентов, соответствующих ПВК, а также качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности (анти-ПВК), анализируя динамику, что даст студентам возможность осознания своих индивидуальных особенностей, саморазвития, самореализации;
- проводить в группах студентов тренинги личностного роста и развития способностей с целью коррекции и компенсации профессионально важных качеств личности.
Список литературы
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Психология и педагогика. Основы психологии труда. Ч. 1. - СПб.: ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2015. - 75 с.
2. Григорьева М. В. Психология труда. - М.: Высшее образование, 2006. -192 с.
3. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтельев А. И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 134 с.
4. Дружилов С. А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков. - М.: Академия естествознания, 2010. - 119 с.
5. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. - М.: Деловая книга, Фонд Мир, 2005. - 848 с.
6. Ермакова Е.С., Кубачева М.А. Профессионально важные качества личности студентов различных направлений подготовки // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: IV междунар. науч.-практ. конф.: сб. работ. Ч. II. - Владикавказ: Литера, 2013. - С. 106-109.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
8. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
9. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда. - М.: Изд-во МГУ, 1986. -120 с.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. -312 с.
11. Сергеев С. Ф. Инженерная психология и эргономика. М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 176 с.
12. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека -М.: Логос, 1996. - 320 с.
13. Шелепова Е. С. К проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. - 2008. - №2. - С. 35-42.