Итак, важной задачей вуза является формирование у студентов сознательного, устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, внутренней потребности в усвоении знаний и СО.
Важность создания условий для возникновения интереса к обучению и формированию самого интереса отмечается в работе [10], согласно которой важнейшей предпосылкой рождения интереса к обучению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание их содержания, осознание важности овладения соответствующими умениями.
Главным направлением этой деятельности должно быть постоянное, широкое информирование студенчества, например, путем создания спецкурса и разработкой методических рекомендаций по обучению в вузе. Такая работа способствовала бы совершенствованию обучения, прививала устойчивый интерес к будущей профессии, пониманию каждым студентом необходимости получения крепких знаний и умений, формированию специалиста с высоким уровнем сфор-мированности профессиональной компетентности, профессиональной квалификации и культуры.
Основой СО является подготовка студентов к теоретической и практической деятельности. Она невозможна без осознания собственных потребностей, складывающихся в процессе обучения, и дальнейшего определения новых образовательных целей своей деятельности. Поэтому первоочередное значение приобретает совершенствование умения строить свою деятельность целенаправленно, в соответствии со своими мотивами.
Результаты исследования [8] свидетельствуют, что большинству студентов (95%) необходима помощь в управлении СО. Обращает на себя внимание, что 57% респондентов помощь нужна часто; с переходом с курса на курс самостоятельность студентов при выполнении заданий практически мало меняется (IV курс - 61%, V курс - 51%). По мнению исследователей [8], это является следствием недооценки важности наращивания от курса к курсу профессионального качества самостоятельности, что еще и не нашло своего отражения ни в учебных планах, ни в комплексах требований, которые предъявляют преподаватели студентам.
Ради обретения успеха организация СО должна быть подкреплена мотивацией студентов с помощью соответствующих факторов и использования разноуровневых заданий.
Формирование мотивации у студентов происходит с помощью таких факторов, как генерация интереса к предмету, проявление связи внешней и внутренней мотивации, формирование ощутимой зависимости успеха от выполнения задач, знание результатов самостоятельной учебной деятельности [11].
Библиографический список
К факторам, которые лучше всего формируют мотивацию к СО студентов, по нашему мнению, относятся следующие: ощущение успеха; интерес к предмету; внешняя и внутренняя мотивация.
К стимулам, активизирующим СО студентов, мы предлагаем отнести стимулы:
- связанные с пониманием ценности информации для получения навыков, необходимых для профессии;
- связанные с формированием исследовательских навыков, то есть отвечающие за сближение учебной и исследовательской деятельности;
- стимулы, определяющие различия в студенческой аудитории, навыки работы в команде.
Самостоятельность как будущее профессиональное качество в исследовании фиксируется тем, насколько часто студентам нужна помощь в выполнении учебных заданий. В решении проблемы формирования умений СО важным является развитие мотивационно-ориентационной осведомленности об их значимости и функциях.
На основе теоретических знаний об особенностях учебно-воспитательного процесса вуза, целей и пользы соответствующих умений меняется отношение студентов к обучению и его организации. Такая информация предоставляет возможность строить его самостоятельно и сознательно. Анализ исследований по проблемам развития личности выявил, что для каждого возрастного периода характерно стремление личности реализовывать новые возможности, осуществить на практике то, что раньше представлялось недостижимым. Умение определять новые цели и последовательно достигать их позволяют студентам выступать в роли самостоятельного организатора собственной деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что сформированность мотивации к СО студентов устраняет инертность в самоактивизации умственной деятельности и способствует формированию профессиональной мотивации. Назначение исследуемого компонента заключается в поиске новых методов, форм, средств обучения, позволяющих студентам реализовать мотивы обучения, научиться поддерживать позитивное отношение к процессу овладения и усвоения знаний. А его составными частями являются следующие: умение поддерживать и реализовывать в обучении собственные положительные мотивы и потребности; знание особенностей учебно-воспитательного процесса вуза, основных функций различных форм обучения; умение строить свою деятельность целенаправленно.
В дальнейшем исследовании проблемы следует учитывать, что характер сформированности мотивов к самостоятельности в обучении студентов влияет не только на успеваемость в университете, но и способствует более качественной профессиональной деятельности человека.
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебник. Санкт-Петербург: Питер, 2011.
2. Макклелланд Д. Мотивация человека. Санкт-Петербург: Питер, 2007.
3. Цветкова РИ. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система. Хабаровск: Гриф УМО, 2015.
4. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности. Казань: Полиус. 2013.
5. Бакшаева H.A., Вербицкий A.A. Психология мотивации студентов. Москва: Логос, 2006.
6. Гордеева Т.О., Сычев Ó.A., Осин E.H. Внутренняя и внешняя мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие. Вопросы психологии. 2013; № 1: 1 - 11.
7. Малошонок Н.Г, Семенова Т.В., Терентьев E.A. Учебная мотивация студентов российских вузов возможности теоретического осмысления. Вопросы образования. 2015; № 3: 92 - 121.
В. Шушляпин О.И. Личностно ориентированный и групповой подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновационных методов обучения. Вопросы образования. 2011; № 16: 25 - 30.
9. Рочев К.В. Типологический анализ мотивации студентов. Высшее образование в России. 2014; № 2: 113 - 11В.
10. Крылова М.Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза. Перспективы науки и образования. № 3; 2013: В6 - 95.
11. Гусева Н.П., Никова МА Реализация обратной связи при изучении иностранного языка как способ коррекции ошибок. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91). References
1. Il'in E.P. Motivaciya imotivy: uchebnik. Sankt-Peterburg: Piter, 2011.
2. Makklelland D. Motivaciya cheloveka. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.
3. Cvetkova R.I. Motivacionnaya sfera lichnosti studenta kaksub'ektivno-razvivayuschayasya sistema. Habarovsk: Grif UMO, 2015.
4. Rahmatullina F.M. Motivacionnaya osnova uchebnoj deyatel'nosti ipoznavatel'nojaktivnostilichnosti. Kazan': Polius. 2013.
5. Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologiya motivaciistudentov. Moskva: Logos, 2006.
6. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya studentov: ih istochniki i vliyanie na psihologicheskoe blagopoluchie. Voprosypsihologii. 2013; № 1: 1 - 11.
7. Maloshonok N.G., Semenova T.V., Terent'ev E.A. Uchebnaya motivaciya studentov rossijskih vuzov vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya. Voprosy obrazovaniya. 2015; № 3: 92 - 121.
В. Shushlyapin O.I. Lichnostno orientirovannyj i gruppovoj podhod pri samostoyatel'noj rabote v vuzah: obosnovanie nekotoryh aktivnyh i innovacionnyh metodov obucheniya. Voprosy obrazovaniya. 2011; № 16: 25 - 30.
9. Rochev K.V. Tipologicheskij analiz motivacii studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; № 2: 113 - 11В.
10. Krylova M.N. Sposoby motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza. Perspektivy nauki i obrazovaniya. № 3; 2013: В6 - 95.
11. Guseva N.P., Nikova M.A. Realizaciya obratnoj svyazi pri izuchenii inostrannogo yazyka kak sposob korrekcii oshibok. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91).
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 37.013.78
Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: NSokolova@fa.ru
METHODS OF INFLUENCE ON STUDENTS' MOTIVATION IN THE FRAMEWORK OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article highlights a problem of methods of influencing motivation of students in the course of foreign language education in a non-linguistic university. The article notes the importance of motivation for higher education in general, and foreign language education in particular, in connection with the
need to increase the cognitive activity of students. Attention is drawn to the key methods of influencing motivation, generalized by A.A. Farimova and a number of other authors. Among all the considered methods, the project method, the linguistic-cultural approach and gamification deserve special attention, since they allow achieving the greatest involvement of students and have the most optimal set in terms of stimulating activity.
Key words: motivation, higher education, foreign language learning, project method, linguistic and cultural approach, gamification.
Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: NSokolova@fa.ru
МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Данная статья посвящена проблеме методов воздействия на мотивацию студентов в ходе иноязычного обучения в неязыковом вузе. В статье отмечается значение мотивации для вузовского образования в целом и иноязычного обучения в частности в связи с необходимостью повышения познавательной активности студентов. Обращается внимание на ключевые методы воздействия на мотивацию, обобщенные А.А. Фаримовой и рядом других авторов. Среди всех рассмотренных методов особого внимания заслуживают метод проектов, лингвострановедческий подход и геймификация, поскольку они позволяют добиться наибольшей вовлеченности студентов и обладают наиболее оптимальным набором с точки зрения стимулирования активности.
Ключевые слова: мотивация, высшее образование, иноязычное обучение, метод проектов, лингвострановедческий подход, геймификация.
В большинстве стран мира самый распространенный иностранный язык -английский. В дополнение к 350 миллионам человек, для которых английский является родным, по всему миру насчитывается 978 миллионов, говорящих на английском языке как на иностранном. В этой связи важно развивать владение английским языком среди студентов, так как это открывает перед ними большие перспективы как во время обучения (в частности, возможность участия в международных программах студенческого обмена и получение актуальных знаний по множеству тематик на международных образовательных платформах, таких как Coursera, edX и др.), так и во время работы будущего специалиста (участие в международных проектах и симпозиумах, работа с технической и патентной документацией на английском языке).
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в контексте продолжающейся глобализации существует необходимость активизации усилий по обучению иностранному языку, что в первую очередь ассоциируется с таким аспектом образовательного процесса, как мотивация к обучению. Это связано в первую очередь с тем, что обучение иностранному языку - трудоемкий процесс, и без должной мотивации студент не будет заинтересован к приложению требуемых для его оптимального завершения усилий. Исследование различных аспектов мотивации познавательной деятельности имеет большое значение для повышения эффективности вузовского образования.
Целью настоящего исследования является изучение методов воздействия на мотивацию студентов в рамках преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Поставленная цель предусматривает решение следующих основных задач: 1) рассмотреть понятие мотивации и роль мотивации у студентов 2) изучить методы влияния на мотивацию студентов при обучении иностранному языку иностранному языку 3) изучить проблему управления мотивацией к обучению иностранному языку в неязыковом вузе.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (беседы с методистами в области преподавания иностранного языка, с преподавателями Финансового университета при Правительстве РФ, опрос студентов 2 курса бакалавриата данного университета).
Актуальность проблемы методов влияния на мотивацию при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе обосновывается:
- высоким и постоянно растущим значением иностранного языка для профессиональной деятельности;
потребностью в развитии международного студенческого обмена с целью усвоения новейших мировых наработок с последующим их применением в российских условиях;
- необходимостью сформировать у студентов схему усвоения иностранного языка, которая может оказаться в будущем более востребована, чем фактические знания по тому или иному языку.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в работе проведен комплексный последовательный анализ проблематики методов воздействия на мотивацию студентов в контексте изучения иностранного языка в неязыковом вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться как базис для дальнейших прикладных исследований в области изучения мотивации и методов воздействия на нее в ходе иноязычного обучения в неязыковом вузе.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении методов воздействия на мотивацию в контексте освоения иностранного языка в неязыковом вузе.
Отметим, что мотивация к обучению в рамках вуза связана прежде всего с организацией учебной деятельности, которая представляет собой фундамент для формирования мотивации к обучению иностранного языка, обеспе-
чивая соответствующий набор стимулов [8]. Успешность учебного процесса зависит от ряда факторов: цели, которые ставят перед собой две стороны: учитель и обучающийся, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом.
Для воздействия на мотивацию используются специальные педагогические технологии, которые занимают важное место в образовательном процессе, и современный преподаватель уже не представляет работу без них. Существует огромное множество подобных технологий, и с каждым годом ученые расширяют их список. Наиболее очевидными педагогическими технологиями в рассматриваемом контексте являются геймификация и метод проектов. Самое важное при применении рассматриваемых технологий - не растеряться во всем их разнообразии и умело подобрать ту, которая будет отвечать целям и задачам занятия. Кроме того, технологии можно сочетать и изменять, учитывая индивидуальные особенности студентов.
Различные методы, позволяющие повысить мотивацию к изучению иностранного языка, обобщены Фаримовой [7]:
1. Использование на занятии новых технологий
В большинстве классов доступно то или иное электронное и компьютерное оборудование, однако зачастую оно простаивает Мультимедийные доски, аудио- и видеоаппаратура, компьютеры позволяют расширить представление подаваемого материала, а использование презентаций, электронных учебников и компьютерного тестирования расширяет возможности преподавания, повышая его доступность.
2. Внеурочная деятельность
Стремление узнать больше о культуре стран изучаемого языка (прежде всего, США и Великобритании) часто становится побудительным мотивом к изучению иностранного языка, а внеурочная деятельность помогает расширить контакт с этой культурой.
3. Олимпиады
Участие в олимпиадах создает ситуацию достижения, тем самым помогая раскрыть потенциал обучающихся, а параллельно указывает на те или иные пробелы в знаниях, побуждая к мыслительным процессам относительно открывшихся новых моментов.
4. Международная переписка со сверстниками
Переписка учеников является превосходным вариантом получения информации о культуре и быте других стран, что само по себе служит стимулом к изучению иностранного языка. При этом сам процесс переписки, естественно, также стимулирует интерес к коммуникативным процессам. Переписка положительно сказывается на идиоматичности речи, расширяет лексический запас за счет действительно актуальных оборотов, слов и выражений.
5. Использование песен на изучаемом языке
Мотивом служит стремление познать глубже то, что уже поверхностно знакомо - глобальную массовую культуру. Главные преимущества связаны с расширением словарного запаса и усвоением грамматических конструкций по аналогии, а также тренировкой произносительных навыков [9].
6. Перевод стихотворений
Интерес к изучению языка связывается с творческой деятельностью, а художественная насыщенность текстов активизирует познавательную деятельность, способствует расширению словарного запаса и общей эрудиции.
7. Игровые методы
Соединение комплекса игровых мотиваций с мотивациями учебными формирует мощный мотив к изучению языка. Игра по своей природе будит энтузиазм [5].
О.Ю. Воронкова и др. [2] считают, что игровые методы также развивают мотивацию, и они важны в процессе обучения ИЯ: «В учебном процессе выгодно использовать образное мышление детей, элементы игры. Игра ведет за собой
развитие. Игра - это всегда эмоции, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление».
В преподавании иностранного языка используется множество различных игр. О.Ю. Воронкова приводит следующую классификацию:
- игры на формирование речевых навыков,
- ролевые игры;
- игры для развития лексических, грамматических и фонетических умений и навыков;
- контролирующие игры;
- игры для развития мышления; игры для развития сообразительности;
- игры для снятия напряжения [7].
Другая проблема недостатка мотивации связана с тем, что ученик чаще всего не видит реальной возможности применить свои знания на практике.
Одним из способов преодоления этого момента является проектная методика. Она основана на следующих этапах:
- формулируется конкретная практическая цель. Важен именно практический характер цели, таким образом, языковые знания из цели становятся нужным, востребованным инструментом;
- каждая группа учеников или, реже, отдельный учащийся получает четкое задание, цель которого - выполнение того или иного практического действия в рамках достижения намеченной на первом этапе цели;
- самостоятельное выполнение задания утверждает обучающихся в своих возможностях, помощь преподавателя используется только в случае крайней необходимости;
- обучающиеся и преподаватель разделяют ответственность за результаты работы.
Использование метода проектов возможно в ходе изучения любой темы [6]. Командная работа объединяет учащихся в группе в единый субъект. Проектная методика способствует развитию творчества, самостоятельности, ответственности. Мотивация к выполнению учебных действий связана с возможностью реализовать цели и продемонстрировать свои достижения, выбирая при этом свои пути достижения этой цели. Во время работы над проектом полученные знания применяются на практике, что крайне важно для мотивации. Групповая проектная работа позволяет подтянуть слабых учеников и повысить их интерес к изучению иностранного языка за счет тесного взаимодействия с сильными учениками. Систематическое применение проектной методики значительно повышает эффективность обучения.
Высокая роль мотивации признается не только в нашей стране, но и глобально. Так, Е.В. Зверева [4] цитирует испанского исследователя С. Лухан Гарсию, который считает мотивацию более значимым фактором в успешном овладении иностранным языком, чем интеллектуальные способности обучающегося.
Огромными мотивирующими возможностями обладают мультимедиа. Для обучающихся, склонных к устоявшимся (традиционным) методам обучения иностранным языкам, наличие доступа к Интернету, применение ТСО и различных приложений - это отличный пример создания положительной динамики обучения ИЯ просто за счёт новизны такого сочетания двух знакомых концепций, как мультимедиа и изучения иностранного языка.
Мультимедийные технологии позволяют создать ситуацию, когда учащийся в комфортной обстановке может выполнить языковую задачу практической направленности, что окажет положительное воздействие на его самооценку и, как следствие, его мотивацию, поскольку последняя неразрывно связана с самооценкой. Современные студенты хорошо знакомы с технологиями мультимедиа, поэтому для них работа с видео- и аудиоматериалами будет работой в зоне комфорта, в привычной зоне личного развития. Расширяется возможность использовать аутентичный материал, позволяющий студенту почувствовать себя в реальной жизненной ситуации, а не просто обучающимся. Это, прежде всего, связано с привлечением материала, сопряженного с областью будущей профессиональной деятельности студентов. Например, для студентов в области информационных технологий это может быть моделирование бизнес-процесса разработки и маркетинга программного продукта.
Большинство исследователей согласны, что графический образ обладает большим мотивирующим эффектом, чем текстовый, и в более значительной мере способствует запоминанию и долгосрочному удержанию информации в памяти. Мультимедиа предоставляют отличную возможность внедрять педагогическую модель образовательной игры, целью которой является повышение любознательности у обучающихся. Освоение языкового материала происходит инструментально в процессе достижения неязыковой цели, к которой учащийся мотивирован своими внутренними стремлениями. Зверева приводит пример, когда студенты-юристы осваивают юридическую терминологию в процессе работы с мультимедийными источниками, такими как запись заседаний суда [9].
Общение со сверстниками в сети позволяет развивать навыки разговорного языка, который доминирует в сети. Среднестатистический учащийся, проводящий большое количество свободного времени в сети, получает дополнительную мотивацию к изучению языка с целью общения, если начинает в рамках учебного задания использовать социальные сети на изучаемом языке.
Чтобы суметь заинтересовать студентов, преподаватель в полной мере должен владеть технологиями мультимедиа. Речь идет не столько о возможности создания мультимедиаконтента, столько о том, чтобы ориентироваться в
безграничных возможностях, которые эти технологии дают для использования в языковом классе. Однако многие преподаватели до сих пор в значительной мере игнорируют новые технологии и придерживаются традиционных методик. Изменить эту ситуацию могут профессиональные форумы для обмена опытом. Они помогут преодолеть страх перед технологиями, характерный для многих преподавателей гуманитарных дисциплин, в том числе иностранного языка.
Только так преподаватель может получить опыт и стать для своих учеников наставником в мире технологий, применяемых к его предмету, в то время как в настоящее время часто наблюдается ситуация, когда обучающиеся лучше ориентируются в технологиях, используемых (или, точнее, практически не используемых) в классе, чем преподаватель, в чьи обязанности входит использование этих технологий в образовательных целях.
По мнению И.М. Булгаковой [1], проблемы с мотивацией в значительной мере связаны с противоречием между возрастающим объемом иноязычной информации в связи с возможностью использовать зарубежные источники, с одной стороны, и низким уровнем владения иностранным языком, типичным для многих студентов вуза, с другой. Иными словами, это неверие студентов в собственные возможности в освоении иностранного языка. В этой связи необходимость повышения уровня иноязычной подготовки студентов должна решаться практикой продолжения разработки методик, способствующих развитию мотивации к изучению иностранного языка.
Важность иностранного языка как важную компетенцию для личностного и профессионального роста осознают все почти все студенты, однако это не оказывает должного влияния на рост мотивации, поэтому необходима методическая оптимизации образовательного процесса.
А.В. Лучникова [5], в отличие от множества других исследователей, считает, что наиболее мощным фактором мотивации является внешняя мотивация, а именно - «подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, собственная конкурентоспособность на рынке молодых специалистов, возможность стать высоко оплаченным специалистом своей области».
Многие исследователи связывают обучение видеоаудированию с повышением мотивации студентов. Так, в частности, Е.Н. Соловова [10] говорит о «мотивации успеха», подчеркивая важность положительного результата, особенно для молодежи. Молодые люди очень остро реагируют на критику со стороны окружающих, причём для них важно мнение своих сокурсников, которые могут критически относиться к тем, кто не может достичь успеха в выполнении учебных заданий, в частности на аудирование. При этом успех в аудировании вызывает рост интереса к занятиям иностранным языком в общем, а не только к этому языковому аспекту.
А.В. Кузьмина [7] провела опрос, чтобы узнать, какие аудиотексты студенты слушают в свое свободное время с целью улучшить свой навык аудирования. По результатам этого опроса лидирует просмотр фильмов и сериалов с субтитрами - так ответили более половины студентов, что вполне соответствует обозначенным выше особенностям мотивации. Еще 30% опрошенных смотрят короткие видеоролики на интересующие их темы на изучаемом языке.
Большая роль в развитии мотивации при обучении иностранному языку принадлежит внеаудиторной работе. Главным видом мотивации к внеаудиторной работе является инструментальная, развивающаяся от выполнения определенных видов работ. Продуктивными являются такие её виды, как кружки, ориентированные на научно-исследовательскую работу студентов: таким образом происходит формирование связи между личными и профессиональными интересами студентов и интересом к изучению иностранного языка, который помогает обучающимся овладевать современной информацией из иноязычных источников.
Макарова [9] связывает низкую мотивацию среди студентов к изучению иностранного языка еще с одним фактором: низким уровнем развития международных отношений в регионе. Этот фактор особенно важен для провинциальных вузов.
Она приводит перечень приемов мотивационной деятельности. Большое внимание уделяется групповой/парной работе в группах/парах, образуемых для выполнения конкретного задания.
Кроме учебных целей, тактика развивает у студентов коммуникативные навыки и способность к социализации, так как пары выбираются педагогом, следуя определенным принципам, более слабый и пассивный будет мотивироваться к более активной деятельности, а его напарник - выступать в чём-то помощником преподавателя.
Набирает популярность использование ролевых игр на занятиях. Игровое начало способствует более раскованной коммуникации, а значит, использованию и усвоению языкового материала.
Макарова большое внимание уделяет использованию аутентичных аудио-и видеоматериалов, отдавая предпочтение современным песням по причине их небольшой длины и включенности в современную языковую культуру, отражающую разговорные формы. Сложность использования песен на занятии исследователь связывает с необходимостью ориентироваться в современной музыке, чтобы выбранный материал был включен в контекст, актуальный для студентов.
Важнейшим способом повысить мотивацию является использование иностранного языка за пределами аудитории. Простейшим приемом выступает переключение интерфейса телефона на английский язык. Хотя сначала студенты противятся такому подходу, но спустя небольшое время, опираясь на вырабо-
танный ранее автоматизм движений, запоминают иностранные слова «на автомате», расширяя свой словарный запас в области, наиболее востребованной в реальной жизни и при этом часто недостаточно охваченной учебными материалами.
В число внешних факторов мотивации к занятиям относятся и такие «мелочи», как особенности расписания: работоспособность весьма неравномерно распределяется по дням недели, особенно в течение дня. Поэтому первая пара английского в понедельник и третья пара английского во вторник - это разные с точки зрения мотивированности студентов среды применения образовательных методик.
Относительно новым подходом к развитию мотивации является геймификация, или создание игровой среды. Такая среда дает студентам безбоязненно делать ошибки в процессе обучения и получать «трофеи».
Согласно определению К.В. Шокарева [11], «геймификация - это попытка с помощью внешней мотивации активизировать мотивацию внутреннюю, используя особенности человеческой психики, способность увлечься игрой».
Игры составляют огромную часть жизни современной молодежи. Привнося игры в образовательный процесс, преподаватели надеются стимулировать студентов работать более активно и добиваются в этом успеха. Также правильно организованная игровая среда способствует улучшению навыков самостоятельной работы, поскольку хорошая игра продолжается и за пределами аудитории. Студенты учатся использованию иностранного языка для поиска необходимой информации в контексте игры. Однако, несмотря на заявляемое положительное отношение преподавателей к геймификации, фактическое использование игр в российских вузах редко. Это вызвано в первую очередь насыщенностью учебного плана.
Часто преподавателям просто не хватает цифровой грамотности, чтобы интегрировать игры в повседневные занятия студентов. Эффективное внедрение игр в учебную деятельность требует не только знания предмета, но и высокой цифровой грамотности, наличия технических средств как в аудитории, так и у студентов. В последнем случае это, как правило, мобильные устройства. Гей-мификация, не использующая смартфоны, в наше время имеет гораздо меньше шансов на успех, не выдерживая конкуренции за внимание.
Геймификация образования имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества связаны с тем, что поощряется свобода действий в процессе образования. Речь идет, прежде всего, о «четырех игровых свободах» («four freedoms of play»): свобода ошибаться, свобода экспериментировать, свобода играть роль, свобода концентрации.
Поскольку сама механика игры показывает, что ошибки могут и, скорее всего, будут совершаться, волнение уходит на второй план, а работоспособность и активность студентов не ограничивается напряжением и волнением. Однако это предъявляет и большие требования к разработке игровой среды, где должен предусматриваться хотя бы минимальный набор альтернатив. Об этом часто забывают разработчики образовательных концепций геймификации, ограничиваясь созданием наград за линейно выстроенные достижения. Результатом является быстрая потеря первоначального энтузиазма.
Библиографический список
Если говорить о полностью геймифицированном курсе, то существует возможность автоматизации преподавания, однако разработка и применение такого курса сопряжена с большими сложностями и, как правило, находится за пределами возможностей конкретного преподавателя. При неправильном использовании геймификация может привести к снижению благоприятности образовательной среды, и в этом ее недостаток. Возможные последствия включают в себя отвлечение внимания и экстернализация гратификации (достижение ради достижения). Если при разработке курса были допущены недочеты, учащиеся могут найти упрощенный путь к цели, не требующий обучения.
Таким образом, внимание учеников может быть отвлечено на поиск бреши в системе, которая позволит добиться успеха, не прилагая усилий или прилагая их в ненужном направлении. Впрочем, это возможно и без геймификации: автору известен случай, когда студент выучил наизусть 6 вариантов ответов на тест из 60 вопросов, мотивируя своё решение тем, что у него плохая память, и он не может выучить английский. Групповые геймифицированные задания не свободны от недостатка всех упражнений подобного типа. Хотя они могут быть эффективным педагогическим инструментом, стимулирующим обучение и работу в команде, но (если в результате вся группа получает одинаковую оценку вне зависимости от личного вклада каждого) мотивация к деятельности выше определенного порогового значения снижается. Наибольший риск геймификации заключается в том, что она преуменьшает ценность внутренней награды за овладение новым навыком, оценивая побочные с этой точки зрения достижения. Это противоречит основополагающей цели образования. Пытаясь выиграть внимание студентов сейчас, преподаватель рискует уменьшить их стремление к самообразованию в долгосрочной перспективе.
Таким образом, анализ литературы показывает, что мотивация представляет собой сложное психологическое явление. Поэтому, несмотря на существование множества методов и приемов повышения мотивации, существует также и большое количество факторов, накладывающих те или иные ограничения на применимость этих методов и приемов, причем эти факторы в значительно мере находятся вне пределов контроля преподавателя. Поэтому, хотя общим основанием всех успешных приемов остается позитивный настрой преподавателя и его желание работать и заинтересовывать студентов, необходимо тщательно подходить к выбору и адаптации методических приёмов под конкретную ситуацию.
Тем самым, опираясь на проведенный анализ литературы по теме, можно выделить следующие методы развития мотивации:
1. Метод расширения аудиовизуальной стимуляции. Сюда относятся многочисленные работы, посвященные применению на занятии ИКТ, видеоматериалов, аудиоматериалов.
2. Метод углубления вовлечения - включение студентов во взаимодействие как между собой: ролевые игры, творческие групповые задания, так и с широким языковым контекстом: веб-квест, использование неадаптированных материалов. Отдельное место занимает геймификация, которая может применяться как к групповой, так и к индивидуальной работе студентов.
3. Метод контекстуального включения - учет требований будущей специальности студентов в отборе материала.
1. Булгакова И.М. Компетентностно-ориентированный подход к преподаванию иностранных языков как условие формирования мотивации у бакалавров педагогического образования. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnoorientirovannyy-podhod-k- prepodavaniyu-inostrannyh-yazykov-kak-uslovi25[1e-formirovaniya-motivatsii-u- bakalavrov
2. Воронкова О.Ю., Михайличенко З.И., Рева Е.Ю. Трудности в обучении детей английскому языку в начальной школе. Инновационная наука. 2019; № 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii- detey-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole
3. Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. Воспитание, обучение, психическое развитие: тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов ССР Москва; 1977, Ч. 1: 55 - 87.
4. Гуняшова ГА. Использование видеоматериалов в обучении аудированию на занятии иностранного языка. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015; № 2 (62); Т. 3: 34 - 37.
5. Зверева Е.В. Использование сервиса YouTube в преподавании иностранного языка студентам-экономистам (на материале испанского языка). Современные технологии и тактики в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка: сборник научных трудов. Москва: РУДН, 2013; Выпуск 1: 89 - 98.
6. Зверева Е.В. Мультимедийные технологии как средство мотивации обучающихся в процессе преподавания иностранных языков. Русистика. 2015; № 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye- tehnologii-kak-sredstvo-motivatsii-obuchayuschihsya-v-protsesse-prepodavaniya- inostrannyh-yazykov
7. Кузьмина А.В. Преподавание аудирования с использованием видеоряда как фактор повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017; № 23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-audirovaniya-s- ispolzovaniem-videoryada-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-studentov-k- izucheniyu-inostrannogo-yazyka
8. Лучникова А.В. Организация самостоятельной работы студентов по английскому языку в условиях дистанционного обучения в вузе. StudNet. 2020; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy- raboty-studentov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo- obucheniya-v-vuze
9. Макарова О.А., Шабанова А.А. Реализация путей мотивации студентов творческих специальностей на практических занятиях по английскому языку. EESJ. 2016; № 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-putey-motivatsii-studentov- tvorcheskih-spetsialnostey-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku
10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: Просвещение, 2002.
11. Шокарев К.В. Геймификация как метод повышения мотивации студентов высших учебных заведений в преподавании иностранного языка на примере английского языка. Образование и право. 2020; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-metod-povysheniya-motivatsii-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-v-prepodavanii-inostrannogo- yazyka-na-primere
12. Фаримова А.А. Мотивация учащихся к изучению английского языка. Наука и образование сегодня. 2019; № 10 (45). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchaschihsya-k-izucheniyu- angliyskogo-yazyka
References
1. Bulgakova I.M. Kompetentnostno-orientirovannyj podhod k prepodavaniyu inostrannyh yazykov kak uslovie formirovaniya motivacii u bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnoorientirovannyy-podhod-k-prepodavaniyu-inostrannyh-yazykov-kak-uslovie-formirovaniya-motivatsii-u-bakalavrov
2. Voronkova O.Yu., Mihajlichenko Z.I., Reva E.Yu. Trudnosti v obuchenii detej anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole. Innovacionnaya nauka. 2019; № 9. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-v-obuchenii- detey-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy-shkole
3. Gebos A.I. Psihologicheskie usloviya formirovaniya polozhitel'noj motivacii k ucheniyu. Vospitanie, obuchenie, psihicheskoe razvitie: tezisy dokladov k V Vsesoyuznomu s'ezdu psihologov SSR. Moskva; 1977, Ch. 1: 55 - 87.
4. Gunyashova G.A. Ispol'zovanie videomaterialov v obuchenii audirovaniyu na zanyatii inostrannogo yazyka. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 2 (62); T. 3: 34 - 37.
5. Zvereva E.V. Ispol'zovanie servisa YouTube v prepodavanii inostrannogo yazyka studentam-'ekonomistam (na materiale ispanskogo yazyka). Sovremennye tehnologii i taktiki v prepodavaniiprofessional'no orientirovannogo inostrannogo yazyka: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: RUDN, 2013; Vypusk 1: 89 - 98.
6. Zvereva E.V. Mul'timedijnye tehnologii kak sredstvo motivacii obuchayuschihsya v processe prepodavaniya inostrannyh yazykov. Rusistika. 2015; № 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/multimediynye- tehnologii-kak-sredstvo-motivatsii-obuchayuschihsya-v-protsesse-prepodavaniya- inostrannyh-yazykov
7. Kuz'mina A.V. Prepodavanie audirovaniya s ispol'zovaniem videoryada kak faktor povysheniya motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; № 23. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-audirovaniya-s- ispolzovaniem-videoryada-kak-faktor-povysheniya-motivatsii-studentov-k- izucheniyu-inostrannogo-yazyka
8. Luchnikova A.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po anglijskomu yazyku v usloviyah distancionnogo obucheniya v vuze. StudNet. 2020; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy- raboty-studentov-po-angliyskomu-yazyku-v-usloviyah-distantsionnogo- obucheniya-v-vuze
9. Makarova O.A., Shabanova A.A. Realizaciya putej motivacii studentov tvorcheskih special'nostej na prakticheskih zanyatiyah po anglijskomu yazyku. EESJ. 2016; № 4 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-putey-motivatsii-studentov- tvorcheskih-spetsialnostey-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku
10. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: Bazovyjkurs lekcij: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2002.
11. Shokarev K.V. Gejmifikaciya kak metod povysheniya motivacii studentov vysshih uchebnyh zavedenij v prepodavanii inostrannogo yazyka na primere anglijskogo yazyka. Obrazovanie i pravo. 2020; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-metod-povysheniya-motivatsii-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-v-prepodavanii-inostrannogo- yazyka-na-primere
12. Farimova A.A. Motivaciya uchaschihsya k izucheniyu anglijskogo yazyka. Nauka i obrazovanie segodnya. 2019; № 10 (45). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ motivatsiya-uchaschihsya-k-izucheniyu- angliyskogo-yazyka
Статья поступила в редакцию 02.03.22
УДК 377
Ustinova N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Organizational and Educational Work with Students,
Izhevsk State Technical University n.a. M.T. Kalashnikov (Izhevsk, Russia), E-mail: usti-natalya@yandex.ru
Guseva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Postgraduate Department, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru
PROFESSIONALLY ORIENTED PATRIOTISM AS A SIGNIFICANT PROPERTY OF A UNIVERSITY GRADUATE'S PERSONALITY. The article shows that modern requirements for a university graduate dictate new challenges for the personnel training system. The concepts of "patriotism", "profession", "professionalism" are considered. The authors conclude that it is necessary to consider a new pedagogical category - professionally oriented patriotism. The relationship between professionally oriented patriotism and the personality traits of a university graduate, necessary for effective professional activity, is highlighted. Particular attention is paid to the consideration of the phenomenon of "professionally oriented patriotism" from the point of view of meta-competencies (above-subject competence) of university students. The components, criteria and indicators of the structure of the concept of "professionally oriented patriotism" are presented. The stages of the process of formation of professionally oriented patriotism of students in different courses of study are defined and characterized.
Key words: patriotism, professionally oriented patriotism, future defense industry specialist.
Н.П. Устинова, канд. пед. наук, доц., нач. отдела организационно-воспитательной работы со студентами, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск, E-mail: usti-natalya@yandex.ru
Е.А. Гусева, канд. пед. наук, нач. отдела аспирантуры, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ЗНАЧИМОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
В статье показано, что современные требования к выпускнику вуза диктуют новые вызовы для системы подготовки кадров. Рассмотрены понятия «патриотизм», «профессия», «профессионализм». Автор делает вывод о необходимости рассмотрения новой педагогической категории - профессионально ориентированный патриотизм. Выделена связь между профессионально ориентированным патриотизмом и качествами личности выпускника вуза, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Особое внимание уделено рассмотрению феномена «профессионально ориентированный патриотизм» с точки зрения метакомпетенций (надпредметной компетенции) студентов вуза. Представлены компоненты, критерии и показатели структуры понятия «профессионально ориентированный патриотизм». Определены и охарактеризованы этапы процесса формирования профессионально ориентированного патриотизма студентов на разных курсах обучения.
Ключевые слова: патриотизм, профессионально ориентированный патриотизм, будущий специалист оборонной отрасли.
Успешное развитие России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. В современном мировом сообществе проблемы, связанные с защищенностью интересов страны от внешних и внутренних угроз, приобретают все большее значение. Государственные документы (ФЗ «Об образовании», «Концепция патриотического воспитания молодежи РФ», ФЗ «О патриотическом воспитании в РФ» и др.) определяют, что основными результатами образования должны быть не только сформированные профессиональные компетенции у выпускника, но и устойчивая патриотическая позиция. В педагогической науке существует устоявшееся понимание феномена «патриотизм» как любовь к Родине, к малой Родине, принятие традиций и культуры своего народа, готовность к защите своей Родины. В настоящее время данное понятие расширяется в своем содержательном наполнении - это ответственный подход к трудовой деятельности, толерантное отношение к людям, принятие норм и ценностей общества и т.д. Профессиональная деятельность человека может носить различный характер: любить свою работу, профессию и работать вне своей страны; любить свою профессию и работать на благо своей страны, развиваясь в профессии как профессионал и развивая свою страну. В данной статье раскрывается зависимость понятий «патриотизм» и «профес-
сионально ориентированный патриотизм», что является актуальной проблемой в настоящее время [1-9].
Цель статьи - показать связь понятий «патриотизм» и «профессионально ориентированный патриотизм», доказать необходимость формирования профессионально ориентированного патриотизма у студентов в процессе обучения в вузе как базового свойства личности.
Основные задачи статьи: рассмотреть понятия «патриотизм», «профессионально ориентированный патриотизм», определить связь между этими понятиями, выявить закономерности; показать, что профессиональный патриотизм является основным свойством выпускника вуза, определяющим его дальнейшую деятельность в сфере получаемой профессии.
Научная новизна определяется выявлением зависимости между понятиями «патриотизм» и «профессиональный патриотизм», между сформированным уровнем профессионального патриотизма выпускника и его дальнейшей профессиональной деятельностью.
Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации материала по проблеме формирования профессионального патриотизма у студентов в период обучения в вузе; определении педагогической закономерности и взаи-