В. Л. Дзидзигури, Л. В. Резинкина
(Санкт-Петербург)
Профессионально ориентированное самообразование
как инструмент опережающего развития личности
В статье показано, что в процессе профессионально ориентированной самообразовательной деятельности создаются опережающие эффекты по формированию потребности в постоянном пополнении профессиональных знаний и развитии компетенций.
Современный этап развития нашего государства характеризуется переменами во всех сферах деятельности, которым свойственны такие качества, как непрерывность, устойчивость, стремительность и способность к ускорению. Это требует от профессиональных кадров мобильности и способности постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и компетентности. Важным инструментом данного процесса является обучение на протяжении всей жизни для «личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры» [8, с. 6].
Поэтому одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов (выпускников учреждений профессионального образования].
Общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, к профессиональным навыкам, способности принимать самостоятельные решения, умению выбирать из значительного объема информацию, нужную для поставленной задачи, и обрабатывать ее. Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения мастерства любого специалиста - это самообразование, которое находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Это особенно актуально в связи с развитием такой новой формы образовательного процесса, как выстраи-
вание индивидуальной траектории самообучения [1].
Поэтому сегодня все большее значение приобретает самообразовательная деятельность личности, которая определяется готовностью и умением использовать различные средства информации для поиска необходимых знаний, проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию
[9].
В научной литературе и образовательной практике различают понятия познавательной, учебно-познавательной, самостоятельной и самообразовательной деятельности [4].
Понятие учебно-познавательной деятельности можно определить как интегративную деятельность, направленную на освоение учебного материала и на познавание окружающего мира в образовательном процессе с целью получения субъектом личного опыта.
Активизация учебно-познавательной деятельности происходит в ходе решения учебно-познавательных задач при столкновении с определенными затруднениями, основными из которых являются познавательные, личностные, межличностные. Преодоление таких затруднений способствует общеинтеллектуальному развитию, так как внедряет в содержание учебно-познавательной деятельности рефлексивные процессы [3].
Такое изменение предметной структуры знаний делает их личностно-значимыми, укрепляет связи изучаемых предметов с реальными процессами окружающего мира, формирует личностное отношение к реальной действительности.
В учебном познании значительное место отводится самостоятельной работе обучае-
мых, которая фактически готовит их к активному саморазвитию на основе организации самообразовательной деятельности.
Самостоятельная работа предполагает отбор материала, наличие четко сформулированных заданий, постановку цели, планирование времени и диагностику выполнения.
Самообразовательная деятельность рассматривается как высший уровень проявления самостоятельности и активности обучаемых, осуществляется на основе целеполага-ния, выбора субъектом учения способов, механизмов организации процесса освоения новых знаний. Многие авторы считают самообразовательную деятельность высшим уровнем проявления качеств самостоятельной работы.
Самообразовательная деятельность расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого специалиста должно стать его потребностью.
Современному специалисту в быстроизме-няющихся реалиях необходимо иметь не только глубокие и прочные компетенции и развитое мышление, но и новое направление самообразовательной деятельности - профессионально ориентированное.
Критерием эффективности процесса, ориентированного на развитие профессионально ориентированной самообразовательной деятельности личности, являются уровни сфор-мированности практических умений и навыков: творческое использование на рабочем месте познавательных сил в профессии, осмысленность действий и операций; личност-но-индивидуальный характер профессиональных запросов.
Профессионально ориентированные умения и навыки определяются как базовые компоненты личности, которые выражают ведущие характеристики процесса профессионального ее становления, отражают универсальность ее связей с окружающим миром и с производством, инициируют способности к творческой самореализации в труде, способствуют перенесению знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности в любую область профессиональной деятельности.
С позиции личностно-деятельностного подхода умения профессионально ориентированной самообразовательной деятельно-
сти будущих специалистов должны рассматриваться как системное образование личности студентов, представляющее собой целостную совокупность их профессиональных компетентностей, приобретенных в процессе обучения и используемых для расширения знаний в учебных целях; как способ учебной деятельности; как проявление творчества в учебном исследовании; как специфический способ самореализации, самоопределения и социализации.
Содержание процесса формирования профессионально ориентированной самообразовательной деятельности будущих специалистов проявляется как диалектическое единство структурных компонентов (гносеологического, технологического, творческого, личностного], отражающее ее развивающий характер и определяющее ее функциональные компоненты (научно-мировоззренческий, нравственный, коммуникативный, информационно-действенный, обучающий, личност-но-развивающий) [2].
Одним из главных требований к процессу формирования профессионально ориентированной самообразовательной деятельности студентов является комплексный подход к обучению с использованием преподавателем всех типов занятий - лекций, семинаров, занятий с использованием проблемных ситуаций и ИКТ, ролевых игр.
Эффективность формирования профессионально ориентированной самообразовательной деятельности будущих специалистов обусловлена познавательной активностью личности.
В педагогической науке существуют в основном две точки зрения на вопрос о том, чем является познавательная активность. Одни рассматривают ее как деятельность, другие считают активность чертой личности. Т. И. Шамова подчеркивает, что познавательную активность нужно рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат, то есть познавательная активность является и деятельностью, и чертой личности [6].
Активность профессионально ориентированной самообразовательной деятельности личности проявляется в её отношении к содержанию и процессу обучения, в направленности и устойчивости познавательных интересов, в стремлении к эффективному овладе-
нию знаниями и способами будущей профессиональной деятельности.
Выделим основные критерии сформиро-ванности профессионально ориентированной самообразовательной деятельности:
а] проявление самостоятельности мышления и действий, то есть видение и решение профессиональных задач;
б] связь теоретических и фактических элементов умений в реальном применении на практике;
в] опережающий характер развития умений познавательной деятельности.
Формирование умений профессионально ориентированной самообразовательной деятельности будущего специалиста может успешно протекать при определенных организационно-педагогических условиях:
- учет индивидуальных профессиональных интересов обучаемых при организации различных форм работы, в том числе индивидуальных;
- использование системы информационно-технологических и дидактических стимуляторов мотивации личности на освоение профессии;
- обучение самоорганизации и самоконтролю своей систематической профессионально ориентированной самообразовательной деятельности;
- широкое использование ИКТ в обучении; «создание интерактивной среды обучения, предусматривающей творческое, осмысленное взаимодействие всех участников педагогического процесса, среду для их образования, обучения, развития. Такая среда позволяет преподавателю и студенту не только использовать интенсивно создаваемые научными коллективами программы, но и интегрировать в них свои собственные разработки, вести интерактивное общение друг с другом, с другими студентами и научными коллективами разных городов и стран».
Все перечисленные условия формирования умений профессионально ориентированной самообразовательной деятельности применяются в комплексе.
Процесс подготовки специалистов к эффективной профессионально ориентированной самообразовательной деятельности можно представить в виде алгоритма организации учебного процесса в системе учебных занятий (теоретических и практических] на основе реализации:
- репродуктивного уровня самостоятельной деятельности (преподаватель последовательно излагает весь учебный материал, а обучаемые его закрепляют и воспроизводят устно или письменно, решают задачи на применение знаний];
- частично-поискового уровня (преподаватель излагает часть учебного материала, а обучаемые самостоятельно при наличии текстов или информационно-мультимедийных средств на основе заданий полностью изучают новые вопросы, приводят их в систему, опираясь на изложенный учителем алгоритм];
- поискового уровня (преподаватель только ставит проблему, дает введение в новые знания, субъекты учения самостоятельно планируют цель, способы, продукт, результат, расширяют теоретические знания, находят им области применения];
- творческо-исследовательского уровня (субъект учения сам видит проблему, самостоятельно планирует цель, способы, продукт, результат, углубляет теоретические знания, находит им разнообразные области применения] [2].
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень специалистов, используются различные критерии, позволяющие отнести их к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Будущему специалисту профессионально ориентированная самообразовательная деятельность позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе ситуаций.
Кроме того, в процессе профессионально ориентированной самообразовательной деятельности у специалистов развиваются опережающие эффекты - потребность в постоянном пополнении профессиональных знаний, формируются гибкость мышления, умение моделировать и проектировать процесс и продукт, раскрывается творческий потенциал. Специалист, владеющий навыками профессионально ориентированной самообразовательной деятельности, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество и резуль-
тативность его профессиональной деятельности и жизни.
Ориентированность обучения на самообразовательную деятельность будущего работника является ведущим принципом опережающего обучения. Сегодня в современных социально-экономических условиях актуально утверждение Д. И. Писарева о том, что для тех, кто дорожит жизнью мысли, настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий.
Будущий работник должен быть способен преодолевать сложившиеся стереотипы в повышении своей профессиональной компетентности, а также в отношении собственного интеллекта, своих профессиональных и личностных качеств. У него должны быть развиты желание, способность и возможность к приращению знаний путем самообразования. Превратить это в действительность, как отмечалось, можно лишь в процессе «научения» человека использовать эти способности.
Технологии обучения приобретают здесь все большую ориентированность на развитие личности, ее способности к творческой деятельности и саморазвитию на основе социального заказа. В условиях приоритета самообразования технологии обучения видоизме-
няются, концентрируются на процессе самообучения будущих работников. При этом преподавание приобретает черты руководства-консультирования обучающихся в самостоятельном освоении знаний и опыта в процессе внеаудиторной (внеурочной] работы как преобладающей. Упор делается на методы консультирования, мотивации, эффективного использования технических средств связи и т.п.
Таким образом, основной задачей становится развитие познавательных способностей обучаемых, заключающихся в «умении учиться» как умении самостоятельно ставить цели и находить пути решения задачи, умении действовать активно, умении замечать новое и т.д. Стремление развить эту универсальную по отношению к предметным областям знания и видам деятельности мыслительную способность и составляет смысл метафоры познания, являясь одновременно переходом к целенаправленному изменению мира на основе активной преобразующей, деятельностной практики. Создавать условия, предоставляющие возможность каждому специалисту непрерывно повышать свой профессиональный уровень, расширять общекультурный кругозор с учетом полученного ранее образования, интересов и потребностей является важнейшей функцией системы образования в сфере самообразовательной деятельности.
Литература
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. - М., 2002.
2. Корвяков В. А. Формирование самообразовательной деятельности студента: моногр. - М.: Университетская книга, 2006. -140 с.
3. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М.: Педагогика, 1971. - 112 с.
4. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. ; Воронеж : ИОВ РАО, 1995. - 231 с.
5. Марон А. Е., Подобед В. И., Браже Т. Г. и др. Практическая ан-драгогика. Кн. 2. Опережающее образование взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.
6. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
7. Новиков А. М. Постиндустриальное образование : публицистическая полемическая монография. - М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
8. Организация эффективного управления образовательным учреждением профессионального образования : Руководство. Ч. 2. Научно-методические рекомендации для руководителей
учреждений профессионального образования. - Москва, Нац. фонд подготовки кадров, 2006. - 125 с. [Электронный ресурс]. -URL: http://window.edu.ru/resource/501/62501/files/rukov2.pdf
9. Михалищева М. А. Организация самостоятельной работы студентов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II ме-ждунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа : Лето, 2012.