Р. Г. Сабиров
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, личностно-ориентированное профессиональное образование, военно-профессиональная направленность, продуктивная и репродуктивная стадия, тренинг.
В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения курсантов на этапе обучения на военной кафедре вуза в совершенствовании профессионального становления будущих офицеров. Сформулированы положения личностно - ориентированного профессионального образования и показаны основные стадии профессионального обучения и воспитания курсантов на военной кафедре.
Keywords: psychology and pedagogical support, adaptation, person-centered professional education, military-professional orientation,
productive and reproductive stage, training.
In the article questions of phycology and pedagogical support of cadet during training in reserve-officer training department to perfection professional development of future officers are examine. Worded contributions of person-centered professional education and the main stage ofprofessional education are shown.
Военная реформа, осуществляемая в России, поставила перед военными кадрами ряд новых исключительно сложных задач. Необходимо теоретически разработать и практически осуществить целый комплекс взаимосвязанных мероприятий по рациональной перестройке Вооруженных Сил, реорганизации военно-научного комплекса, реформе военно-экономического производства, системы безопасности, гражданской и территориальной обороны России,
реформированию системы высшего военного образования.
Система военного образования в России начала складываться в период реформ Петра I, который утверждал, что «учение доброе основательное есть всякой пользы Отечества аки корень, семя и основание» [1]. История военного образования - неисчерпаемая тема для исследования, где еще не тронуты богатейшие архивы о деятельности военного ведомства по организации военного образования, но не только история, но также и характер, особенности и основные направления учебно-воспитательной работы военно-учебных заведений России требуют анализа и вдумчивого изучения.
Модернизация Вооруженных Сил РФ обусловила значительные преобразования в системе высшего военного образования, которые в первую очередь направлены на совершенствование профессионального становления будущих офицеров.
Необходимость совершенствования
обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
- реформы высшей школы в целом и
военно-профессионального образования в
частности;
- возросшие требования, предъявляемые к личности военного специалиста;
- система подготовки офицерских кадров не носит целостного характера и функционируют не
оптимально, что непосредственно сказывается на качестве профессиональной подготовки военных специалистов.
Также одной из причин по решению данной проблемы является и то, что «сегодняшнего студента не образовывают и не воспитывают, не формируют у него целостной картины окружающего человека материального и духовного мира, ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общенациональном понимании. Эти
образовательно-воспитательные, гуманитарные по своей природе цели в лучшем случае лишь декларируются на популистском, лозунговом уровне, а в худшем.... игнорируются вообще» [2].
Одним из необходимых мероприятий является внедрение в деятельность военных кафедр вуза системы психолого-педагогического
сопровождения курсантов, обеспечивающий приоритет гуманистической направленности обучения и воспитания курсантов.
Прежде всего, определим, что же такое «психолого-педагогическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка» [3],
сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Отсюда психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка. Исходя из этого ,психолого-педагогическое сопровождение -это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [4].
Цель психолого-педагогического
сопровождения в условиях военного вуза -полноценная реализация профессионального потенциала личности курсанта и формирование устойчивости к неблагоприятным воздействиям профессиональной среды.
Исходя из этого, можно определить функции сопровождения:
-информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов
профессионального становления (выбора
профессии, начального этапа адаптации к учебно-профессиональной деятельности,
профессионализации и т.д.);
-планирование сценариев отдельных этапов профессионального становления;
-психолого-педагогическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.
Одна из главных задач
психолого-педагогического сопровождения
профессионального становления на этапе обучения на военной кафедре вуза - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, помочь курсанту стать полноценным военным специалистом.
Результатом сопровождения
профессионального становления являются: профессиональное развитие и саморазвитие
личности, где «движущими силами творческого саморазвития курсанта являются: противоречия между желанием курсанта решить творческую задачу и в целом повысить свой профессиональный статус и уровнем имеющихся у него знаний, практических умений и навыков; осознание недостатка информированности по
заинтересовавшему вопросу, так называемый
«информационный голод»; стремление к
самоутверждению и завоеванию лидерства в курсантском коллективе; обретение социальной значимости знаний, получаемых в ходе обучения»
[5].
Психолого-педагогическое сопровождение имеет целью не просто укрепление или
совершенствование, а развитие и саморазвитие профессионала. В основе метода психологического сопровождения лежит личностно- проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами разрешения наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития
В профессиональном образовании личностно - проблемный подход связан с личностно ориентированным направлением, где необходимым фактором становится
профессиональное развитие обучаемых в процессе организации взаимодействия всех субъектов обучения с учетом их предшествующего опыта.
Стержнем личностно ориентированного
профессионального образования является профессиональное становление - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Одним из примеров по Макусевой Т.Г. может быть индивидуально - ориентированное обучение,
которое «...представляет собой совокупность форм, методов, средств, этапов, реализацией которых достигается повышение качества обучения отдельному предмету за счет погружения обучающихся в осознанную, личностно - значимую индивидуальную самообразовательную
деятельность » [6].
На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития выступает уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает характер динамической неравновесной целостности.
Объектами профессионального становления личности офицера являются ее интегральные характеристики: военно-профессиональная
направленность, компетентность, профессионально важные качества и психофизиологические свойства.
Цель личностно ориентированное
профессионального образования - развитие этих характеристик. Важное значение в реализации личностно ориентированного профессионального образования принадлежит
военно-профессиональной направленности,
интегральной составляющей, которой является профессиональное самосознание. В процессе его становления происходит психологическая
перестройка личности курсанта от
профессионального самоопределения к самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
Сформулируем основные положения личностно ориентированного профессионального образования:
- личностное и профессиональное развитие
обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Это предполагает субъективную активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие
обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования;
- критериями эффективной организации
профессионального образования выступают параметры личностного и профессионального развития. Оценка этих параметров возможна в процессе мониторинга профессионального
становления личности;
- в качестве психолого-дидактической
единицы профессионального образования
рассматривается учебно-профессиональная
ситуация, которая моделирует все составляющие профессионального образовательного процесса;
-социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становятся факторами
профессионального развития обучаемых,
становления авторских учебных дисциплин и
индивидуального стиля деятельности;
-ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к
изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, выраженных в
госстандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию,
самостоятельности и самоосуществлению в
учебно-профессиональных видах труда. Стандарт образования - не цель, а средство, определяющее направление и границы использования содержания образования как основы профессионального развития личности на разных ступенях обучения;
-залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучаемых. Обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся. Принципиально важным является положение о том, что личностно ориентированное образование создает условия для полноценного соразвития всех субъектов образовательного процесса [4,7].
Исходя из сущности личностно ориентированного профессионального
образования, определим основное содержание психолого-педагогического сопровождения
курсантов. Важнейшим принципом здесь выступает признание права субъекта образования самому принимать решения о путях своего профессионального становления и нести ответственность за их последствия. Сопровождение же сводится к созданию условий для полноценного профессионального становления личности, оказанию своевременной помощи и поддержки, а при необходимости - к осуществлению коррекции профессионального развития.
Решение этих задач
психолого-педагогического сопровождения
соотносится с основными стадиями профессионального обучения и воспитания: адаптации (1 года обучения) репродуктивной стадии и частично-продуктивной (2 года обучения) и продуктивной стадии (3 года обучения).
На этапе адаптации (1 года обучения) курсанты приспосабливаются к условиям и содержанию профессионально-образовательного процесса, осваивают новую социальную роль, налаживают взаимоотношения друг с другом, с педагогами, командирами.
Психолого-педагогическое сопровождение
заключается в оказании курсантам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Его основными технологиями являются: диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентации, социально-психологических
установок;
-помощь в развитии учебных умений и приобретении знаний и «чтобы знания были мобильными, будущему специалисту необходимо уметь не только их добывать, но и уметь обрабатывать накопленные знания, уметь
использовать в своей практической деятельности» [8].
-психологическая поддержка
первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и установлении
комфортных взаимоотношений однокурсниками и педагогами;
-умение проведения деловых встреч, бесед, переговоров (подготовка и организация, техника и тактика ведения бесед, переговоров);
-умение проведения служебных совещаний; умение ведения служебной переписки, оформления документов, умение общаться по телефону (правила ведения деловой беседы по телефону);
- владение воинским этикетом (правила приветствия, обращения, представления, знакомства); культурой речи (деловая риторика, грамотность речи);
-умение слушать.
Основными критериями успешного
прохождения этого этапа являются адаптация к учебно-познавательной среде, личностное
самоопределение и выработка нового стиля
жизнедеятельности.
На репродуктивной и частичнопродуктивной стадиях (2 года обучения) происходит формирование у будущих офицеров первичных навыков и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей применительно к военной специальности, а также формирование компетентности, то есть
приобретение курсантами такого объема знаний,
умений и навыков, который позволит им
самостоятельно или под руководством преподавателя решать некоторые задачи военно-профессиональной деятельности, не требующие опыта исполнения должностных обязанностей..
К технологиям сопровождения относятся развивающая диагностика, консультирование, коррекция личностного и интеллектуального профиля.
В последнее время в практику прочно входят активные формы и методы социального обучения.
Продуктивность и эффективность данного вида обучения неоспоримо доказана тем, что социально- психологическое обучение
характеризуется обязательным взаимодействием обучаемых между собой. То есть сама группа (включая педагога) становится натурной моделью для изучения социально-психологических явлений и практической лабораторией для формирования коммуникативных умений, наиболее важных в том или ином виде профессиональной деятельности [9].
Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучаемыми исполнительской части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования исполнительского типа личности специалиста к подготовке активного, способного на самостоятельный анализ и принятие нестандартных решений выпускника.
Активные групповые методы можно условно объединить в три основных блока: а)
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и осознания коммуникативного поведения); б) игровые методы (ролевые игры); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной. Одним из наиболее распространенных методов является тренинг, который оказывает
конструктивное влияние на развитие личности, где человек овладевает несколькими видами социальных механизмов отражения:
коммуникативного действия в реальных условиях общения; эмоциональной регуляции на всех этапах его развертывания; процесса отражения, который задает ориентировку человеку в ситуации общения. С точки зрения уровневой организации общения механизмы отражения выступают в виде процессов ощущения, восприятия, мышления,
непосредственного переживания эмоций, коммуникативного действия.
В процессе тренинга личность получает знания, умения, навыки межличностного взаимодействия. В нем реализуется ярко выраженная направленность на формирование у участников как субъектов группового процесса сплоченности, ответственности, т. е. определенных качеств личности. Развивающий эффект тренинга проявляется в качественных изменениях личности. Деловые качества личности совершенствуются благодаря тому, что в тренинге создаются условия для корректировки и совершенствования разнообразных профессиональных знаний и умений.
Тренинг усиливает контекст обучения в трех сферах: знаний и способов их использования; умений, делающих процесс взаимодействия с другими людьми более эффективным; ценностей и взглядов. Обучение в тренинге носит творческий характер, потому что обучаемому не задают определенный стереотип, а предлагают самому найти наилучший способ решения проблемы, который отвечает его представлениям, ценностным ориентациям, интересам, потребностям. Интерактивный характер обучения в тренинге выражается в том, что курсанту предлагается опираться на собственный жизненный опыт. Он используется не спонтанно, а рефлексивно, что позволяет фиксировать, анализировать свои действия и адекватно ситуации применять полученные знания.
В тренинге происходит активное социальное обучение, так как развитие коммуникативной культуры влечет за собой развитие знаний, умений и навыков социального функционирования, повышения психологической образованности, оптимизации взаимодействия людей.
Поскольку обучение и тренинг тесно связаны друг с другом, то есть все основания говорить о тренинге как о форме обучения в рамках расширения границ профессиональной компетентности.
Как форма профессионального обучения тренинг сохраняет структуру и основания социально-психологического тренинга с
внедрением активных методов профессионального обучения.
Кроме того, в условиях подготовки военнослужащих к условиям служебной деятельности необходимым является вооружение курсантов необходимым минимумом
военно-психологических знаний, прежде всего, по вопросам психологической закалки, с тем, чтобы обеспечить условия для самостоятельного развития у себя тех качеств, которые составляют фундамент его боевой активности и устойчивости, формирования навыков регуляции собственных эмоционально-волевых состояний. Подобные умения также формируются в процессе тренинга.
Критериями продуктивности становления обучаемого являются интенсивное личностное и интеллектуальное развитие, социальная
идентичность, самообразование, оптимистическая социальная позиция
На завершающей стадии профессионального образования - продуктивной стадии (3 года обучения) - происходит включение в
профессиональную деятельность, то есть самостоятельное выполнение обязанностей и задач, характерных для определенной военной специальности и первичной офицерской должности и где «..решающее значение для выпускника профессиональной школы любого уровня приобретает не только овладение суммой конкретных знаний и навыков, но как главная цель-умение их самостоятельно добывать, приобретать, систематизировать » [10].
Необходимым условием профессионального становления будущих офицеров на этом этапе является обеспечение взаимосвязи всех его основных направлений обучения: теоретического, практического и морально-психологического.
Теоретическое направление деятельности заключается в том, чтобы дать курсантам необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам служебной деятельности.
Практическое направление предусматривает вооружение курсантов комплексом умений и навыков, необходимых при выполнении функциональных обязанностей в объеме первичных офицерских должностей в соответствии с полученной военной специальностью.
Морально-психологическое направление предполагает формирование военно
-профессиональной направленности курсантов, формирование психологической устойчивости
В связи с этим следует отметить, что каждая военная кафедра имеет свои возможности как в теоретической, так и в практической, и в морально-психологической подготовке военных специалистов. При этом обучение достигается посредством реализации еще двух составляющих: Государственного образовательного стандарта и
квалификационных требований к подготовке военного специалиста.
Необходимо и обязательно проводить на этом этапе диагностику профессионального становления, которая заключается в своевременном выявлении, оценивании и анализе данного процесса.
Диагностика профессионального
становления курсантов должна осуществляться на основе двух принципов - принципа объективности и принципа систематичности.
Объективность диагностики предполагает научно обоснованное содержание диагностических процедур, верно установленные критерии и показатели уровня профессионального становления, объективное отношение
исследователя ко всем курсантам.
Принцип систематичности заключается в необходимости контроля на всех стадиях процесса профессионального становления курсантов.
Сопровождение заключается в финишной диагностике профессиональных способностей, поддержке в нахождении смысла будущей жизнедеятельности.
Основные критерии успешного прохождения этого этапа - отождествление себя с будущей военной профессией и формирование готовности к ней.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой важное звено механизма реализации гуманных функций командным и педагогическим составом для достижения оптимальных показателей в профессиональном становлении будущих офицеров.
Литература
1. А. Н. Галушко, А. А. Колесников. Школа российского офицерства. М.: Информационно-издательское агенство «Русский мир» 1993.-С.7.
2. Духовно-нравственная культура преподавателя вуза
XXI века. Материалы Международной
научно-образовательной конференции «Духовное
возрождение на основе синтеза науки, религии, культуры образования»/ Под редакцией Д.В.Чернилевского. М.:ИГТА,2002,- С 3-4.
3. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Российская АН. Российский фонд культуры. -2 -е изд. Испр. и доп.- М.: АЗЪ, 1994. - С.738.
4. 3еер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для
вузов. М.: Академический проект: Екатеринбург:
Деловая книга, 2003. - С.336
5. В.А.Акиндинов. Место и роль общественных наук в целостном педагогическом процессе подготовки офицерских кадров.-М.; Издательство МГОУ, 2010.-С.14
6. Т.Г.Макусева. Модель индивидуально -ориентированного обучения // Вестник Казанского технологического университета, 2012, Т. 15 №12. -С.328.
7.3еер Э.Ф. Личностно-ориентированное
профессиональное образование. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 1998. -С.51.
8. Н.П.Гончарук, Г.С.Сагдеева. Формирование научно-исследовательской компетенции будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета, 2013, Т. 16, №3. - С.318.
9. Емельянов Ю.И. Активное социальное
психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,1985. - С.167.
10. Н. И. Ларионова. Формирование профессиональных навыков у студентов технического вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т 16 №4. - С. 364.
Р. Г. Сабиров - асс. кафедры управления, экономики и права КНИТУ, начальник цикла военной кафедры ФВО КНИТУ [email protected]