Scientific journal PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION
Has been issued since 2013.
Науковий журнал Ф1ЗИКО-МАТЕМАТИЧНА ОСВ1ТА
Видасться з 2013.
http://fmo-journal.fizmatsspu.sumy.ua/
Кубанова Т.В. Профессионально-личностный портрет педагога высшей школы XXI века // Ф'!зико-математична осв'та : науковий журнал. - 2017. - Випуск 3(13). - С. 88-92.
Kubanova T. Personal And Professional Portrait The Teacher Of The Higher School Of The Xxi Century // Physical and Mathematical Education : scientific journal. - 2017. - Issue 3(13). - Р. 88-92.
УДК 378: 371.132
Т.В. Кубанова
Киевский национальный университет культуры и искусств, Украина
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ XXI ВЕКА
Аннотация. В современной высшей профессиональной школе Украины возрастает роль преподавателей. Преподаватель воздействует на студентов не только возможностями учебной дисциплины, но всей своей личностью. Всё это предъявляет высокие требования к личности самого педагога, к его выполнению своего служебного долга, уровню нравственной зрелости, требует постоянного повышения его научной и психолого-педагогической культуры. Автор считает, что общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение личной квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность; личная жизнедеятельность преподавателя. Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая заключается не только в знании своего предмета и методики его преподавания, но и в развитии личностного потенциала.
Ключевые слова: преподаватель, студенты, педагогическая деятельность, профессиональное становление, педагогическая модель, система качеств личности, профессиональная компетентность.
Актуальность исследования. Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой и профессиональной самореализации преподавателя и студента. Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания педагогической культуры. Но какие бы перемены ни происходили в высшей школе, все они обязательно касаются преподавателя вуза, педагога и ученого как носителя научного знания, культурно-педагогического и профессионального опыта общества.
Анализ последних достижений и публикаций свидетельствует о постоянно возрастающем в последние годы интересе ученых-педагогов разных стран к формированию профессиональной компетентности и профессионализма будущих специалистов-педагогов в системе высшего образования (Д. Афанасова, О. Баркунова, Л. Волошко, О. Губарева, А. Кириллова, Р. Коканова, В. Коломин, Г. Копыл, А. Коровкин, Л. Лисенкова, В. Малышева, С. Мякишев, И. Полубоярина, А. Соловьева, Е. Тарасова, Т. Тычинкина, И. Чемерис, С. Шаров, М. Элькин, И. Яковлева и др.).
Цель данной статьи - изучить существующие тенденции в научно-исследовательском пространстве, которые отражают эволюцию развития основных профессионально-личностных характеристик педагога высшего учебного заведения.
Основной материал исследования. Главная сила, главная ценность высшей школы, ее золотой фонд -это её преподаватели, с их знаниями, опытом, мастерством, с глубоким пониманием существа педагогического процесса. Существующая система обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателей и студентов и преследует двуединую цель: обучение и воспитание всесторонне развитого современного специалиста. Сообщая студентам различную научную информацию в
ISSN 2413-158X (online) ISSN 2413-1571 (print)
плане обучения, развивая и укрепляя навыки в практической деятельности, педагог вместе с тем передает им свои идеи, мировоззрение, свое отношение к науке, воспитывает профессиональное достоинство специалиста. Повседневное общение студентов и преподавателей в процессе познания науки и практической деятельности создает обстановку разностороннего развития специалиста и формирования самостоятельного творческого мышления. В процессе изложения научных взглядов педагог учит студентов конструктивно мыслить, заставляет их размышлять над предметом изучения, создает определенное эмоциональное отношение к знаниям и процессу научного познания, создает единство мысли и чувства. Учебный процесс высшей школы развивается и дополняется; изменяется и совершенствуется его система и методы, формы, средства и содержание. Что касается педагога, преподавателя высшей школы, то нет сомнения, что его направляющая и формирующая функции также не остаются стабильными, они последовательно возрастают. Преподаватель высшей школы - и ученый, и педагог. Реализуя различные цели, преподаватель вуза осуществляет различные виды деятельности: педагогическую (учебную и методическую), научно-исследовательскую, организационно-управленческую и воспитательную. Только сочетание педагогической и научной деятельности для преподавателя высшей школы является продуктивным. Ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая деятельность, а другие виды деятельности ею интегрируются и проявляются в ней.
Н. З. Нигматов и Л. Р. Шакирова подчеркивают, что преподаватели кафедры вуза: 1) непосредственно обучают студентов, 2) разрабатывают учебные программы по закрепленным дисциплинам, 3) определяют целесообразные формы, методы и средства их преподавания, 4) готовят учебные и методические материалы, 5) проводят предусмотренные учебным планом занятия и 6) несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю, 7) определяют уровень знаний студентов, 8) непосредственно и опосредованно воспитывают студентов [3, с. 176].
И. Я. Лернер предлагает определение базовому термину. Он считает, что преподавательская деятельность - это деятельность по руководству усвоением содержания образования и формирования свойств личности [1, с. 66]. Особенностью преподавательской деятельности является то, что она направлена на решение многих задач, связанных с самореализацией преподавателя и студентов.
Высококачественный подход к обучению высококлассных специалистов обеспечивается в полной мере при условии, что преподаватель обладает необходимыми знаниями в области педагогики, андрагогики, психологии, инфокоммуникационных технологий, эдукологии, что помогает облегчить процесс общения с аудиторией, улучшить качество образования, при этом в установлении позитивных взаимоотношений с аудиторией роль преподавателя является приоритетной [2, с. 99]. К качеству преподавательского состава относят уровень компетентности, способность к преподавательской деятельности, наблюдательность и способность устанавливать контакты, научно-исследовательская активность. Р. А. Кубанов отмечает, что профессиональная компетентность преподавателя заключается не только в знании своего предмета и методики его преподавания, но и в развитии потенциала [11, с. 26].
Общая интегративная модель качеств преподавателя может быть представлена как система качеств личности, каждое из которых предназначено для реализации следующих сфер деятельности: ведение учебного процесса; методическая работа и повышение личной квалификации; воспитательная работа среди студентов; научная работа; управление кафедрой, вузом и другая организаторская деятельность; личная жизнедеятельность преподавателя. Ведущую роль в структуре качеств преподавателя играет его профессиональная компетентность, которая включает в себя шесть групп качеств: 1) высокий уровень знаний и умений по специальности (сферы обучения), 2) методическая культура, 3) культура научной деятельности, 4) информационная культура, 5) культура воспитательной деятельности, 6) культура нравственных отношений. Каждый из этих групп опирается на конкретные по содержанию первичные качества [3, с. 177].
Группой ученых, с участием В. Д. Шадрикова [4], была разработана «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием», в соответствии с которой современный специалист должен: 1. Уметь перевести получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения. 2. Знать, как обеспечить доступ к глобальным источникам знаний. 3. Иметь мотивацию к обучению, на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, «уметь учиться». 4. Владеть методологическими знаниями и аналитическими навыками, учитывая, что одним из последствий научно-технического прогресса является ослабление акцента на запоминание множества фактов и базовых данных. 5. Владеть навыками проведения научных исследований. 6. Владеть базовыми знаниями и навыками, обеспечивающими способность постоянно учиться. 7. Иметь способность осуществлять письменное и устное общение, работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности. 8. Владеть ценностями, необходимыми для того, чтобы жить в условиях демократического общества, быть его гражданином, обладать необходимыми для этого социально-личностными компетенциями. 9. Развивать в себе все аспекты интеллектуального потенциала. 10. Владеть современными информационными технологиями. Данная «Модель специалиста с высшим профессиональным образованием», безусловно отвечает потребностям сегодняшнего дня и подводит к
пониманию того, что добиться такого уровня подготовки специалиста могут только преподаватели с высоким уровнем профессионально-личностного развития.
Особую роль необходимо отвести педагогической культуре. Модель профессионально-педагогической культуры представляет собой, как правило, совокупность следующих компонентов: аксиологического, технологического и личностно-творческого [5, с. 41]. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как социально-педагогическое явление рассматривается нами в качестве меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности. Такое понимание профессионально-педагогической культуры позволяет вписать ее в два категориальных ряда: 1) профессиональная культура, педагогическая культура (в качестве видового понятия), 2) культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя (в качестве родового понятия). Следует подчеркнуть, что педагогическая культура преподавателя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, есть системное образование. К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры преподавателя высшей школы можно отнести: уровень интеллектуального развития (прежде всего развитие профессионально-педагогического мышления), уровень и всесторонность организации деятельности педагога, уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры; культура общения, культура речи, культура внешнего вида.
Деятельность педагога в науке отражается в виде различных моделей. Например, представители разных научных школ [6-8] выделяют модели поведения преподавателя при сопровождении и поддержке деятельности студента:
1. Преподаватель-консультант - отсутствует традиционное изложение материала преподавателем, обучающая функция реализуется через консультирование в реальном и/или дистанционном режиме, которое сосредоточено на решении конкретной проблемы. Цель преподавателя в такой модели обучения -научить студента учиться. Преподаватель-модератор - осуществление модерирования, направленного на раскрытие потенциальных возможностей студента, в котором используются специальные технологий, помогающие организовать процесс свободной коммуникации, подводящие студентов к принятию решения путем реализации внутренних возможностей.
2. Преподаватель-модератор использует методы, которые побуждают студентов к деятельности; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организуют дискуссионный процесс; создают атмосферу товарищеского сотрудничества. Преподаватель-модератор - посредник, устанавливающий отношения между студентами.
3. Преподаватель-тьютор - осуществление педагогического сопровождения студентов, разработка групповых заданий, организация коллективных обсуждения научной проблемы. Деятельность преподавателя-тьютора направлена на работу с субъектным опытом студента, когда педагог анализирует познавательные интересы, потребности, личные устремления каждого. Взаимодействие с тьюторами осуществляется через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции. Задача преподавателя-тьютора - помочь студентам получить максимальную отдачу от учебы, поддерживать их заинтересованность в обучении на протяжении всего изучения дисциплины, использовать разные форм контакта с ними (личные встречи, электронная почта, компьютерные конференции). Преподаватель-тренер - обучение не просто специальности, а мастерству овладения будущей профессиональной деятельностью через систему знаний. Преподаватель-тренер помогает студентам в изучении программных дисциплин, в подготовке к семинарским и практическим занятиям, к выступлениям с докладами и сообщениями на конференциях. Эти профессиональные модели преподавателя вуза способствуют развитию образовательного взаимодействия педагога со студентами и, следовательно, являются факторами его профессиональной успешности.
Деятельность педагога необходимо рассматривать в разрезе профессионального становления. М. Плугина [9] определяет три основных этапа профессионального становления преподавателя высшей школы: 1) этап адаптации; 2) этап профессионально мастерства; 3) этап профессионализации. На первом этапе происходит осмысление сущности научно-преподавательской деятельности как феномена, освоение новой социальной роли, формирование профессионально значимых личностных характеристик. Для этого этапа характерно достижение личных узконаправленных целей; преобладание аффективного компонента в преподавательской позиции. Второй этап характеризуется осознанным принятием требований профессии; высоким уровнем компетентности в сфере преподавательской и научной деятельности; стремлением к выполнению деятельности на уровне образцов; сформированностью профессионально значимых личностных характеристик и преподавательской позиции; направленностью на достижение социально значимых целей; гибким стилем педагогической деятельности. Третьему этапу присущи такие характеристики: принятие профессии как миссии; высокий уровень профессионализма; устоявшийся
индивидуальный стиль деятельности; способность адекватно оценивать свои индивидуально-психологические характеристики и умение корректировать их в соответствии с требованиями профессии; способность передавать свой опыт другим. Такую схему профессионального становления и определяемого им карьерного рост преподавателя высшей школы можно рассматривать как процесс развития профессионально-личностного потенциала преподавателя.
Вызывает интерес позиция А. Бусыгина, который предлагает интерпретацию творческого развития преподавателя через призму анализа ступеней профессиональной карьеры [7]: 1. Первая ступень карьерной лестницы - ассистент. Это уровень репродуктивной педагогической деятельности, когда преподаватель знает «свой» предмет и сообщает лишь то, что знает сам. 2. Вторая ступень карьерной лестницы - старший преподаватель. По характеру педагогической деятельности она представляет концептуальный уровень, предполагающий, что преподаватель обладает концептуальной подготовкой, возможностью профессионально конструировать систему знаний. 3. Третья ступень карьерной лестницы - доцент. Она соответствует продуктивному уровню педагогической деятельности, когда педагог обладает психолого-педагогической подготовкой, позволяющей профессионально мотивировать систему знаний и развивать мышление студентов. 4. Четвертая ступень карьерной лестницы - профессор. Это - интегративный уровень педагогической деятельности, который требует обладания высшей степенью продуктивного уровня, когда профессиональная компетентность педагога определяет его участие в коллективном процессе интеллектуального развития студентов и аспирантов.
В целом, мы полностью согласны с А. Г. Тулегеновой, что современная ситуация в высшей школе стимулирует преподавателя к переходу от адаптивной, ориентированной на настоящее, к креативной, направленной в будущее, форме активности [10, с. 160].
Выводы. Таким образом, современный преподаватель высшей школы должен выступать в роли творческой личности, быть организатором субъект-субъектных отношений, научным консультантом и научным руководителем, быть человеком высокой культуры и носителем духовно-моральных ценностей, обладать качествами организатора, владеть высокой коммуникативной культурой и глубокими знаниями в области педагогического обучения и строить его на принципах сотрудничества, совместного творчества со студентами, создавая для этого благоприятную социально-психологическую атмосферу взаимоуважения, доверия и творчества. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, саморазвиваться, побуждать тем самым студентов идти за ним, равняться на него.
Преподаватель XXI века - это, прежде всего, высокопрофессиональная, компетентная, творчески развивающаяся личность, в которой превалируют духовно-нравственные и профессиональные качества, ориентированные на педагогическую деятельность, умение ставить и решать задачи гуманистического воспитания и образования, устанавливать соответствующий стиль взаимоотношений со студентами, организовывать образовательный процесс на основах взаимосотрудничества и взаимотворчества, ведь главная цель образования - есть преобразование исходного состояния, расширение зоны познания, когнитивных горизонтов, освоение и присвоение знаньевой траектории через определенную систему личностных умений и навыков.
Безусловно, педагогическая деятельность - это создание возможностей и условий для полноценного раскрытия, самовыражения и самовоспитания студента и преподавателя в дуалистическом единстве. В идеале преподаватели - это наставники, вдохновители, хранители, созидатели духовной жизни студентов как будущих профессионалов. А для этого им самим необходимо постоянно работать над собой, формируя и совершенствуя свою педагогическую, научную и психологическую культуру.
Список использованных источников
1. Лернер И. Я. К вопросу о категориальном аппарате теории процесса обучения / И. Я. Лернер // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики : межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск : ЧГПИ, 1988. - 136 с.
2. Еляков А. Расстояние до студента / А. Еляков // Высшее образование в России. - 2000. - №4. - С. 97-102.
3. Теория и технологии обучения в высшей школе: курс лекций / Под ред. З. Г. Нигматова. - Казань, 2012. -358 с.
4. Модель специалиста и высшее профессиональное образование /Под ред. Д. Шадрикова. - М., 2003.
5. Есарева, З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З. Ф. Есарева. - М.: Просвещение, 1974. - 161 с.
6. Компетентность^ подход в педагогическом образовании / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицина и др.; [под ред. А. П. Тряпициной]. - СПб. : Издательство РПГУ им. А. И. Герцена, 2005. -392 с.
7. Бусыгин А. Л. Профессия - профессор / А. Л. Бусыгин. - М. : «Перспектива», 2003. - 176 с.
8. Витвицкая Л. А. Субъекты образовательного процесса университетов / Л. А. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 8. - С. 72-74.
9. Плугина М. И. Акмеологическая модель профессионального становления преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / М. И. Плугина. - Ставрополь : ГОУВПО СевКавГТУ, 2008. - 48 с.
10. Тулегенова А. Г. Профессиональная карьера преподавателя высшей школы / А. Г. Тулегенова // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - Том 26 (65). - 2013 г. - № 1. - С. 153-164.
11. Кубанов Р.А. Обеспечение качества преподавания в университете / Р. А. Кубанов // Issues of formation of proper assessment criteria in relation to knowledge and behaviour of individuals at various stages of their lives. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXLV International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 23 - June 29, 2017)/International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: Т. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint, A. Tim, S. Serdechny, L. Streiker, H. Osad, I. Snellman, K. Odros, M. Stojkovic, P. Kishinevsky, H. Blagoev. - London: IASHE, 2017. - Р. 23-26.
12. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентность^ подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 4. - С. 28-31.
References
1. Lerner Y. Ya. K voprosu o katehoryal'nom apparate teoryy protsessa obuchenyya / Y. Ya. Lerner // Metodolohycheskye problemы sovremennoy pedahohycheskoy nauky y praktyky : mezhvuzovskyy sbornyk nauchnыkh trudov. - Chelyabynsk : ChHPY, 1988. - 136 s. (in Russian)
2. Elyakov A. Rasstoyanye do studenta / A. Elyakov // Vыsshee obrazovanye v Rossyy. - 2000. - 4. - C. 97-102. (in Russian)
3. Teoryya y tekhnolohyy obuchenyya v vыsshey shkole: kurs lektsyy / Pod red. Z. H. Nyhmatova. - Kazan', 2012. -358 s. (in Russian)
4. Model' spetsyalysta y vыsshee professyonal'noe obrazovanye /Pod red. D. Shadrykova. M., 2003. (in Russian)
5. Esareva, Z. F. Osobennosty deyatel'nosty prepodavatelya vыsshey shkolb / Z. F. Esareva. - M.: Prosveshchenye, 1974. - 161 s. (in Russian)
6. Kompetentnostnby podkhod v pedahohycheskom obrazovanyy / V. A. Kozbirev, N. F. Radyonova, A. P. Tryapytsyna y dr.; [pod red. A. P. Tryapytsynoy]. - SPb. : Yzdatel'stvo RPHU ym. A. Y. Hertsena, 2005. - 392 s.
7. Busыhyn A. L. Professyya - professor / A. L. Busыhyn. - M. : «Perspektyva», 2003. - 176 s. (in Russian)
8. Vytvytskaya L. A. Subъektы obrazovatel'noho protsessa unyversytetov / L. A. Vytvytskaya // Vыsshee obrazovanye sehodnya. - 2009. - 8. - S. 72-74. (in Russian)
9. Pluhyna M. Y. Akmeolohycheskaya model' professyonal'noho stanovlenyya prepodavatelya vуsshey shkol: uchebno-metodycheskoe posobye / M. Y. Pluhyna. - Stavropol' : HOUVPO SevKavHTU, 2008. - 48 s. (in Russian)
10. Tulehenova A. H. Professyonal'naya kar'era prepodavatelya vыsshey shkolb / A. H. Tulehenova // Uchenыe zapysky Tavrycheskoho natsyonal'noho unyversyteta ymeny V.Y. Vernadskoho. Seryya «РгоЫеты pedahohyky sredney y vыsshey shkolb». - Tom 26 (65). - 2013 h. - 1. - S. 153-164. (in Russian)
11. Kubanov R.A. Obespechenye kachestva prepodavanyya v unyversytete / R. A. Kubanov // Issues of formation of proper assessment criteria in relation to knowledge and behaviour of individuals at various stages of their lives. Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXLV International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 23 - June 29, 2017)/International Academy of Science and Higher Education; Organizing Committee: T. Morgan (Chairman), B. Zhytnigor, S. Godvint, A. Tim, S. Serdechny, L. Streiker, H. Osad, I. Snellman, K. Odros, M. Stojkovic, P. Kishinevsky, H. Blagoev. - London: IASHE, 2017. - S. 23-26. (in Russian)
12. Shadrykov V. D. Novaya model' spetsyalysta: ynnovatsyonnaya podhotovka y kompetentnostn ыу podkhod / V. D. Shadrykov // Vуsshee obrazovanye sehodnya. - 2004. - 4. - s. 28-31. (in Russian)
PERSONAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL OF THE XXI CENTURY
Tatiana Kubanova
Kyiv national University of culture and arts, Ukraine Abstract. In modern higher professional school of Ukraine is increasing the role of teachers. Teacher affects the students Not only with discipline, but his whole person. All this places high demands on the personality of the teacher, his performance of his official duty, level of moral maturity requires continuous improvement of its scientific and psycho-pedagogical culture. The author believes that the overall integrative model of the qualities of the teacher may be represented as a system of personality traits, each of which is intended for the following fields of activity: conducting the learning process; methodical work and improvement of personal qualifications; educational work among students; summary; management of the Department, University and other organizational activities; personal activity of the teacher. A leading role in the structure of qualities of the teacher plays his professional competence, which is Not just knowledge of their subject and its teaching methods, but also in the development of personal potential.
Key words: teacher, students, teaching activities, professional development, pedagogical model, the system of personal qualities, professional competence.