УДК 378.046.4
О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова, Т. В. Бугайчук
Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы
В статье рассматриваются вопросы повышения профессиональной компетентности научно-педагогических кадров высшей школы в педагогическом вузе. Изменившиеся целевые установки российского образования требуют изменения в содержании и структуре повышения квалификации преподавателей.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых, профессиональная компетентность, повышение квалификации преподавателя.
O. A. Koryakovtseva, I. Yu. Tarkhanova, T. V. Bugaichuk
A New Look at the Professional Development of the Higher School Teacher
The article deals with the increase of the professional competence of the teaching staff of the higher school in the pedagogical higher school. Change in the target installation of Russian education require changes in the content and structure of teacher training.
Keywords: further professional education, adult education, professional competence, professional development of the teacher.
Актуальность проблемы формирования профессионализма деятельности и личности преподавателей высшей школы связана с высоким уровнем требований, предъявляемых обществом и профессиональным сообществом к педагогической деятельности, что, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного совершенствования личностных характеристик, повышения уровня имеющихся и приобретения новых знаний, ориентации каждого педагога на личностный рост и профессиональное мастерство.
Долгое время квалификация работника измерялась тремя вопросами: Где Вы учились? Сколько? Что Вы изучали? Но сегодня знаниево-ориентированная концепция уходит в прошлое. Значение имеет лишь то, что специалист умеет делать, завершая обучения. В компетентностной парадигме образование перестает быть процессом трансляции знаний - акцент перемещается на умение учиться и на самостоятельное освоение материала. Уменьшается важность усвоения фактов, уступая место овладению умением поиска и интерпретации информации и превращения ее в новое знание. На сегодняшний день в России к такому подходу больше всего готово дополнительное профессиональное образование (ДПО), или, если пользоваться зарубежной терминологией, Continuing vocational education and training (продолженные профессиональные образование и подготовка).
В отличие от образования базового, дополнительное направлено на помощь слушателю в следующем:
— повышение или модернизации имеющегося уровня компетенций;
— приобретение новых навыков решения проблемных профессиональных ситуаций;
— продолжение личностной и профессиональной самореализации.
Анализ различных моделей дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы показывает, что акцент в современных предложениях по повышению квалификации сделан на создании условий для выбора слушателями дидактически и профессионально приемлемого материала [2, 5, 7]. В образовательных программах для профессорско-преподавательского состава вуза все чаще создаются возможности для перехода от адаптивных схем освоения предлагаемого материала к практике формирования социальной уверенности на основе рефлексии профессионального опыта и интеграции различных установок и запросов.
По многим объективным и субъективным причинам современный педагог просто немыслим без инновационной, исследовательской деятельности, работы по саморазвитию. Удовлетворение этих и других требований может осуществляться при условии включения преподавателей в различные системы послевузовского образования. И здесь приоритетной становится идея непрерывного образования.
© Коряковцева О. А., Тарханова И. Ю., Бугайчук Т. В., 2016
Отметим, что за последние двадцать лет отечественная образовательная среда испытала на себе множество подходов к профессиональному развитию и организации повышения квалификации научно-педагогических работников. К сожалению, лишь некоторые из них были действительно результативны. По нашему мнению, правильно организованный процесс повышения квалификации педагогов поможет в решении данной проблемы.
В новой образовательной парадигме «развивающего образования» деятельность по повышению квалификации должна быть направлена на формирование у преподавателя новых профессиональных компетенций. Каждый преподаватель обязан обеспечивать современное содержание образовательного процесса, работать, используя инновационные образовательные технологии, с целью развития профессиональных компетенций выпускников, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
Необходимость включения преподавателей в активную образовательную деятельность вызвана следующими особенностями и тенденциями модернизации российского высшего образования:
— новый социальный заказ, обусловливающий в подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации преподавателей переориентацию подхода с массово-репродуктивного на индивидуально-творческий;
— всевозрастающий темп старения знаний и их практического приложения;
— гуманизация, гуманитаризация, демократизация, психологизация образовательных систем;
— создание системы непрерывного образования;
— все ускоряющееся вхождение в мировую культуру;
— потребности высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров;
— деятельностная парадигма образования, а значит, потребности высшей школы в повышении гуманитарной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров;
— потребности учебных заведений в педагогических кадрах, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и творческой активностью, готовых к развитию и саморазвитию, инициативных и ответственных;
— потребности общества в педагоге нового типа, умеющем не только обучать, но и воспиты-
вать конкурентоспособную личность специалиста, и выдвижением в связи с этим новых требований к деятельности и личности преподавателя и т. д.
Таким образом, сегодняшней целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний преподавателей в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Становится очевидным, что повышение квалификации - важная часть развития профессиональных и надпрофессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава высшей школы. Тем более, что концепция модернизации образования не оставляет сомнений в том, что качество подготовки современных специалистов в любой отрасли экономики, науки и культуры в первую очередь зависит от уровня профессионализма преподавательского состава.
Профессиональная деятельность современного преподавателя отличается многогранностью и многоаспектностью. Эффективность практической деятельности связана не только с постоянным обновлением содержания образовательных программ, решением педагогических задач, ежедневно стоящих перед ним, но и с возрастающими требованиями к личности самого преподавателя. Переход от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной деятельностной системе образования меняет суть, цель и мотивы образования; степень ответственности участников образовательного процесса и позицию педагога; формы, методы и средства обучения, систему контроля и оценки качества образования.
В исследованиях современных ученых выделены конкретные профессиональные умения, которые являются показателями профессиональной компетентности научно-педагогических работников: организаторские, системно-квалитативные, проектировочные, гностические, коммуникативные. Например, гностические умения преподавателя вуза предполагают развитие аналитической способности, способности к моделированию и синтезу; конструкторские компетентности требуют пространственного мышления; коммуникативные - связаны со способностью выступать публично, точно и образно формулировать мысли, управлять эмоциональной сферой (своей и студентов).
Важнейшим условием эффективной организации учебного процесса в высшей школе является наличие проектировочных компетентностей,
реализуемых в процессе проектирования, и организаторских умений, в основе которых лежит не только деятельность, но и интуиция. Импровизационные умения - это синтез всех компонентов педагогической профессиональной компетентности, они предполагают совершенное владение своим предметом, безусловно, ораторское искусство и актерские способности. Кроме того, сегодня необходимо обратить внимание и на формирование организационной компетентности преподавателя в рамках программ повышения квалификации. Развитию организационной культуры должно способствовать как само содержание дополнительной образовательной программы, так и собственно организация учебного процесса, которая выступает в качестве наглядного примера личностно-ориентированного интерактивного обучения.
Следует подчеркнуть, что системно-квалитативная компетентность преподавателей связана с практической реализацией ответственности педагогического коллектива за качество образования по конкретной специальности. По нашему мнению, всей команде преподавателей необходимо принимать участие в анализе и коррекции системы обучения посредством проектирования своей педагогической траектории как части коллективного проекта по подготовке студентов к профессиональной деятельности по определенному направлению обучения на основе компетентностного подхода.
Сегодня для преподавателя университета проявлением компетентности становится соответствие его личности требованиям профессионального стандарта, которые предполагают способность преподавателя на высоком профессиональном уровне организовывать обучение будущего специалиста. Именно поэтому особую актуальность проблема развития личности как профессионала приобретает в исследованиях процессов реформирования современного образования, так как только существенные изменения педагогической деятельности позволяют говорить о реальной и системной модернизации. На это указывают известные педагоги и психологи, такие как Л. П. Алексеева, В. И. Байденко, В. А. Болотов, Л. А. Горелова, С. А. Дружилов, И. А. Зимняя, А. В. Карпов, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина,
A. К. Маркова, П. И. Пидкасистый, И. В. Плахотникова, М. И. Плугина,
B. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков и др. Анализ литературных источников показывает, что педагог в настоящее время должен проявлять личную
активность, субъектность в осуществлении профессиональной деятельности для того, чтобы быть адекватным современным требованиям и условиям жизни.
Роль педагога сегодня меняется: из преподавателя - носителя знаний и учителя, который разрабатывает уроки, он должен превратиться в консультанта, организатора, модератора и координатора проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучающихся, то есть в преподавателя, который обладает компетенциями менеджера и тьютора [5]. Он создает условия для самостоятельной образовательной деятельности студента и сопровождает ее, всячески поддерживая инициативу обучающихся. Студенты - это полноценные участники образовательного процесса, разделяющие с педагогом ответственность за результаты обучения вплоть до ведения фрагментов занятий. Современный преподаватель самостоятельно разрабатывает цели обучения, используя когнитивную терминологию: классифицировать, обосновать, исследовать, обобщить, проанализировать, спрогнозировать, оценить, смоделировать, сравнить и т. д., стимулируя творческую мыслительную деятельность студентов, включение их в содержательную дискуссию, мотивируя к высказыванию собственных точек зрения и предположений. Это дает возможность обучающимся войти в проблему, попытаться самостоятельно понять и проанализировать ее, выявить спорные вопросы, задать их, услышать мнения и вопросы других, прислушаться к их аргументам, научиться отстаивать свою позицию.
Сегодня студент вместо получения знаний в готовом виде принимает полноценное участие в конструировании нового знания на основе известного, одновременно развивая как профессиональные, так и метапредметные компетенции. Для организации такого процесса преподавателю необходимо обладать целым рядом профессиональных умений, и если они недостаточно сформированы - работать над их развитием.
Опираясь на все вышесказанное, отметим, что одним из важных направлений развития профессионализма преподавателя мы считаем формирование мотивации профессорско-преподавательского состава и других сотрудников нашего университета к совершенствованию профессионализма и личностному росту посредством правильной организации и актуализации содержания курсов повышения квалификации [3]. Повышение подобной мотивации основано
на системе целевых курсов повышения квалификации, включающих психологические блоки и модули, способствующие развитию интереса к профессиональной деятельности и формированию корпоративной психологической комфортности.
Значимость профессионального обучения как мотивирующего фактора трудно переоценить. Однако для того чтобы корпоративное обучение играло мотивирующую роль, оно должно быть наградой, а не обязанностью.
С сожалением приходится признать, что современный преподаватель далеко не всегда имеет должную мотивацию к совершенствованию профессиональных компетенций в соответствии с новыми образовательными стандартами и новыми технологиями (подчас он пользуется конспектом лекций, написанным более 10 лет назад). К повышению квалификации он формально - как к средству пройти очередной конкурс и переиз-браться на должность. На первый план при этом выходит не качество самого повышения квалификации, а получение документа установленного образца.
В нашем университете ведется работа по решению указанных проблем [7]. Программы повышения квалификации, реализуемые в рамках повышения квалификации научно-
педагогических работников, достаточно гибкие и позволяют выстраивать индивидуальные траектории обучения. Такая возможность появилась благодаря модульности построения программ и вариативности выбора модулей [4]. Достоинствами блочно-модульной модели повышения квалификации, по нашему мнению, являются единая и удобная методология построения программы курсов повышения квалификации; легкая корректировка программ курсов и адаптация применительно к потребностям слушателей; открытость программы для дальнейшего совершенствования путем разработки дополнительных модулей; возможность изучения слушателями отдельных модулей по выбору в системе непрерывного повышения квалификации; сближение систем образования стран - участников Болон-ского процесса; создание более гибкого и универсального способа организации процесса обучения; повышение качества обучения за счет локального, пошагового его построения на основе создания оптимизирующих учебных программ, имеющих хорошее учебно-методическое обеспечение.
Интенсивности занятий способствует использование активных и интерактивных методов обучения, которые повышают интерес преподавателей к изучаемому материалу, ориентируют учебный процесс на достижение личностных результатов.
Анализ опыта факультета дополнительного профессионального образования ЯГПУ им. К. Д. Ушинского позволяет подчеркнуть выиг-рышность интерактивных стратегий организации занятий для профессорско-преподавательского состава. Модули, построенные на основе реализации стратегии интерактивности, традиционно более популярны у слушателей, а освоенный таким образом материал чаще становится основой для итоговой квалификационной работы и выбора направления самообразования.
Несмотря на различие форм реализации интерактивных стратегий обучения, в своей работе мы придерживаемся определенного алгоритма организации занятий:
1. Вводная часть, как правило, апеллирует к профессиональному опыту слушателей, актуализирует затруднения, возникающие у них в ходе организации учебных занятий.
2. Основная часть предполагает выяснение позиций участников, сегментацию аудитории и формирование целевых групп по общности позиций с последующей организацией коммуникации между сегментами. Задача куратора взаимодействия (модератора) при этом - организация интерактивного позиционирования (смыслообра-зование и создание участниками нового набора позиций).
3. Рефлексия и обратная связь.
Наибольшую эффективность в реализации
данного алгоритма показали такие интерактивные стратегии обучения, как стратегии критического анализа новой информации, стратегия кол-лаборативного обучения (от соПаЬогайуе - общий, объединенный, совместный), стратегии контекстного обучения (контекст - система внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность человека в конкретной ситуации), стратегии фасилитированного обучения.
Отметим, что структура интерактивных образовательных стратегий - это конкретное воплощение обобщенных принципов новых педагогических парадигм, суть которых заключается в том, что главный агент в образовании - обучающийся. Задача современной высшей школы в рамках компетентностного подхода - формирование у студентов навыков открытия собственно-
го знания и компетенций. А для того чтобы решать такие задачи на учебных занятиях, преподаватели должны сами освоить роль интерактора. Таким образом, внедрение интерактивных стратегий повышения квалификации профессорско-преподавательского состава меняет роли практически всех субъектов университетского образовательного процесса.
Помимо вышесказанного, управление интенсивностью занятий осуществляется за счет сокращения традиционной аудиторной нагрузки и перехода к системе работы с индивидуальным наставником (тьютором). Это упрощает также реализацию программ повышения квалификации в режиме дистанционного обучения. Компенсировать сокращение аудиторной нагрузки возможно и за счет самостоятельной работы, для этого мы снабжаем слушателя различными источниками информации: учебно-методическими материалами и электронными учебниками собственной разработки, информационными дисками, общедоступными ресурсами в интернете и т. д.
В процессе нашей практической деятельности выявился еще один значимый факт. Высокую эффективность в развитии мотивации преподавателей к совершенствованию профессиональной компетентности имеет опора на моральное стимулирование: освещение их деятельности и профессиональных достижений в научно-педагогическом сообществе, организация конкурсов профессионального мастерства, возможность обмена опытом, в том числе и в процессе повышения квалификации. Следует добавить, что сегодня, когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей школы рассматривается формирование личностно-деятельной парадигмы образования, уже недостаточно ориентироваться только на традиционные виды обеспечения современного образовательного процесса. Требования, основанные на совершенствовании информационной среды учреждения высшего образования, а также использование передовых технологий обучения требуют принципиально новых подходов к их реализации в современных условиях.
Решение названной проблемы возможно в рамках развития системы непрерывного образования посредством организации курсов повышения квалификации для научно-педагогических работников с использованием в учебном процессе нового вида обеспечения - информационно-технологического [1]. Информационно-технологическое обеспечение представляет со-
бой систему, которая включает две самостоятельные и в то же время взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - информационную и технологическую.
Первую составляющую, которая обеспечивает содержательный аспект непрерывного образования преподавателя высшей школы, целесообразно рассматривать в плане решения задачи предоставления слушателю полной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей, то есть конкретного педагогического результата.
В качестве технологической составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки преподавателей высшей школы, мы рассматриваем технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.
Принимая во внимание современные тенденции развития образования, а также возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), можно говорить об особой модели повышения квалификации научно-педагогических работников в области их использования. В построении такой модели можно выделить ряд основных компонентов. Первый компонент - информационно-коммуникационный технический комплекс, который является основным источником информации, предоставляет возможность получить практические навыки и обеспечить необходимый контроль. Значимым компонентом в системе остается преподаватель. Именно он осуществляет отбор материала для обучения, организацию учебной деятельности, управление процессом получения, усвоения и применения знаний с использованием электронных средств обучения, он же является основным организатором контроля. Третьим компонентом предлагаемой модели выступают учебные материалы, они могут быть как традиционными, так и электронными. Основная роль в модели принадлежит слушателю. Он воспринимает и усваивает знания, умения и навыки посредством самостоятельной творческой работы, широко используя возможности самоконтроля.
Основные требования к реализации образовательной модели с применением информационно-коммуникационных технологий - это интерактивность подачи информации; использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения; наличие обратной связи; мониторинг освоения материала; интерактивные и
креативные технологии обучения.
Практический опыт показывает, что специфика курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий диктует необходимость привлечения команды преподавателей для обеспечения процесса обучения, причем роль преподавателя в этом процессе меняется от информационно-контролирующей до консультационно-сотруднической. Закономерно, что чем выше подготовленность слушателей, тем значительнее место консультационно-сотруднической составляющей обучающего процесса.
Таким образом, насущная необходимость повышения качества образования требует внедрения новых образовательных стандартов, педагогических технологий и модернизации образовательного процесса в высшей школе в целом, что делает особенно значимым повышение квалификации преподавателей вузов и, прежде всего, развитие их мотивации к совершенствованию профессиональных компетенций и личностному росту посредством системы дополнительного профессионального образования
Современная система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на запросы общества и профессионального сообщества, производства, но в большей мере - на потребности личности, заинтересованной в проявлении и развитии своих способностей, нуждающейся в самоутверждении и социальной защищенности, готовой совершенствовать профессионализм деятельности и личности, быть компетентной в реализации профессиональных функций и организации собственной жизни. Только такой преподаватель способен выполнить главный заказ общества - подготовку грамотной, постоянно совершенствующееся, конкурентоспособной личности будущего специалиста.
Обобщая сказанное, необходимо констатировать, что современный образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования преподавателей вуза реализуется в форме интенсивного организационного и интеллектуального взаимодействия друг с другом в сочетании с самостоятельной аналитико-исследовательской деятельностью на основе блочно-модульной структуры курсов с учетом личностно-ориентированного и компетентност-ного подходов.
Библиографический список
1. Давыдов, А. В. Проблемы обновления профессиональной квалификации педагогов в условиях ин-
форматизации образования [Текст] / А. В. Давыдов // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы четвертой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - С. 110-115.
2. Доссэ, Т. Г., Куликов, А. Ю., Янбых, С. Л. Развитие инновационного потенциала педагога: психолого-педагогический аспект [Текст] / Т. Г. Доссэ, А. Ю. Куликов, С. Л. Янбых // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 187-190.
3. Коряковцева, О. А., Бугайчук, Т. В., Шивякова, Е. В. Мотивационный потенциал курсов повышения квалификации в вузе [Текст] / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук, Е. В. Шивякова // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации российской экономики : сборник трудов IX Международной научно-методической конференции. Костромской государственный технологический университет. - 2015. - С. 191-192.
4. Коряковцева, О. А., Тарханова, И. Ю. Преимущества реализации накопительно-модульной системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 214.
5. Коряковцева, О. А., Тарханова, И. Ю., Доссэ, Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы [Текст] / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова, Т. Г. Доссэ // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. -С. 100-103.
6. Куликов, А. Ю. Традиционные и инновационные формы обучения в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / А. Ю. Куликов // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы пятой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием) / под науч. ред. М. В. Новикова - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - С. 185-191.
7. Новиков, М. В., Коряковцева, О. А., Мищенко, Т. В., Доссэ, Т. Г. «Круглый стол» на тему «Роль повышения квалификации научно-педагогических работников в системе непрерывного образования» [Текст] / М. В. Новиков, О. А. Коряковцева, Т. В. Мищенко, Т. Г. Доссэ // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - Т. 2. - № 1. - С. 285-286.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. Бауу^у, А. V. РгоЫешу оЪпоу1епуа рго!еззютГпо] куаИАкасп pedagogov V иБ^уцаИ 1пРэгта117аси 0Ьга70уапуа [ТекБ^ /А. V. Davydov // Воро1пкеГпое р1^еББЮпаТпое оЪ^оуате V из1оууаИ шodernizacii : та!епа1у сИе^ег^ УБегозБуБко] паисЬпо-ргаЫсИеБко] ^егпеЬкопГегепсп (Б
mezhdunarodnym uchastiem) / pod nauch. red. M. V. Novikova - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. -S. 110-115.
2. Dossje, T. G., Kulikov, A. Ju., Janbyh, S. L. Razvitie innovacionnogo potenciala pedagoga: psihologo-pedagogicheskij aspekt [Tekst] / T. G. Dossje, A. Ju. Kulikov, S. L. Janbyh // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti : materialy VII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2015. -S. 187-190.
3. Koijakovceva, O. A., Bugajchuk, T. V., Shivjakova, E. V Motivacionnyj potencial kursov povyshenija kvalif-ikacii v vuze [Tekst] / O. A. Korjakovceva, T. V. Bugajchuk, E. V. Shivjakova // Rol' sovremennogo universiteta v tehnicheskoj i kadrovoj modernizacii ros-sijskoj jekonomiki : sbornik trudov IH Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Kostromskoj gosu-darstvennyj tehnologicheskij universitet. - 2015. -S. 191-192.
4. Korjakovceva, O. A., Tarhanova, I. Ju. Preimushhestva realizacii nakopitel'no-modul'noj sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov [Tekst] / O. A. Korjakovceva, I. Ju. Tarhanova // Jaroslav-
skij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - T. 2. - № 1. -S. 214.
5. Korjakovceva, O. A., Tarhanova, I. Ju., Dossje, T. G. T'jutorskoe soprovozhdenie vzroslyh obuchajush-hihsja: vozmozhnosti i perspektivy [Tekst] / O. A. Korjakovceva, I. Ju. Tarhanova, T. G. Dossje // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. - 2015. - № 5. -S. 100-103.
6. Kulikov, A. Ju. Tradicionnye i innovacionnye formy obuchenija v sisteme dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovanija [Tekst] / A. Ju. Kulikov // Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie v uslovijah modernizacii : materialy pjatoj vserossijskoj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) / pod nauch. red. M. V. Novikova - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2013. - S. 185-191.
7. Novikov, M. V, Korjakovceva, O. A., Mishhenko, T. V., Dossje, T. G. «Kruglyj stol» na temu «Rol' povyshenija kvalifikacii nauchno-pedagogicheskih rabot-nikov v sisteme nepreryvnogo obrazovanija» [Tekst] / M. V. Novikov, O. A. Korjakovceva, T. V. Mishhenko, T. G. Dossje // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2010. - T. 2. - № 1. - S. 285-286.