УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Н. В. Матолыгина, Л. В. Руглова
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF A HIGHER SCHOOL LECTURER AS A FACTOR OF STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING IMPROVEMENT
N. V. Matolygina, L. V. Ruglova
В современной высшей профессиональной школе России возрастает роль преподавателей. Преподаватель воздействует на студентов не только возможностями учебной дисциплины, но всей своей личностью. Всё это предъявляет высокие требования к личности самого педагога, к его выполнению своего служебного долга, уровню нравственной зрелости, требует постоянного повышения его психолого-педагогической культуры.
Nowadays in modem higher professional school of Russia the role of lecturers has increased greatly. The lecturer influences the students not only with the opportunities of the subject they teach, but also with their personality. That’s why the requirements for lecturers also grow, especially concerning their personal features, working capacity, morality maturity, psychological and pedagogical culture improvement.
Ключевые слова: современная высшая профессиональная школа, профессиональная подготовка, роль преподавателей, возможности образовательной дисциплины, личность педагога, служебный долг, уровень нравственной зрелости, психолого-педагогическая культура.
Keywords: modern higher professional school of Russia, professional training, the role of lecturers, opportunities of educational subject, lecturer's personality, working capacity, morality maturity, psychological and pedagogical culture.
В современной России одним из важнейших направлений развития системы образования является ориентация на компетентностный подход в профессиональном становлении личности выпускника.
Успешность профессионального становления во многом зависит от общей и профессиональной подготовки студента. «Природа, - писал Коменский, - пускает корни глубоко. И дерево тем крепче стоит, чем глубже пускает корни; если его корни находятся только под наружным слоем почвы, то его легко можно вырвать» [3, с. 364].
Создание новой системы многоуровневого профессионального образования, в частности бакалавриата и магистратуры, пришедшей на смену традиционной, предоставляет большие возможности для гибкого реагирования на нужды общества, предполагает большое квалификационное разнообразие в подготовке специалистов. В основу современного российского образования положены принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации. Произошла деидеологизация образования, нет обязательного единого мировоззренческого подхода, возможен плюрализм мнений и т. д. В то же время, если внимательно проанализировать учебные и методические пособия, учебники по разнообразным дисциплинам, чётко видно, что значительная часть их не стоит на этих принципиально новых позициях.
Мы полагаем, чтобы профессиональное становление студентов как система формирования и удовлетворения интеллектуальных, эмоциональных, волевых потребностей в профессиональном и личностном плане, т. е. совершенствования трёх ипостасей личности
- ума, сердца, воли, было успешным, профессорско-преподавательскому составу в своей работе необходимо учитывать действия всех внешних и внутренних факторов, влияющих на этот многосложный процесс. В первую очередь, следует реализовывать компетент-
ностный подход в образовательном пространстве университета, обязательно владеть индивидуально творческими методами и технологиями обучения, активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность. И, конечно, обязательное соблюдение нравственно гуманитарной направленности всего учебно-воспитательного процесса.
Реальная практика показывает, что профессионально ориентированная личность может сформироваться лишь в процессе хорошо организованной профессиональной подготовки и непосредственного общения с себе подобными и со своими учителями. Как писал в своих «Воспоминаниях» (т. 1) С. Витте, обучающиеся должны жить в среде, стимулирующей их развитие, жить в «атмосфере знаний».
Но сегодня некоторые реалии современной России затрудняют данный процесс.
Произошло и продолжается снижение качественного и количественного состава абитуриентов. Говоря о качественном составе, мы имеем в виду уровень обученности и обучаемости, нравственности, профессиональной направленности, состояния физического и психического здоровья студенческой молодёжи.
«Растущий человек сегодня стал другим. В частности, он по-новому воспринимает мир, по-новому осваивает информацию. Он вырос в плане социальной зрелости в одних случаях и «проседает в других. Так, у него существенно возросло стремление к самоутверждению (доминированию и самопрезентации), но при этом резко изменилась личностная направленность.
В значительной степени этому способствует современная среда обитания ребёнка, где социальные ценности, которыми жило старшее поколение, не наследуются в большинстве детьми, оцениваясь ими как непригодные для настоящей и будущей жизни» [6, с. 9].
В студенческой жизни и образовательном процессе вузов зеркально отражается общее состояние неблагоприятного гражданско-нравственного климата страны.
В стране наблюдается резкое снижение общего культурного уровня населения: внешнего (этикетные нормы) и внутреннего (духовно-нравственная культура).
Как отмечают многие исследователи, «учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снижаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения» [2, с. 3 - 10].
Современный исследователь, социолог Ж. Т. То-щенко указывает явления, на которые ранее не обращалось должного внимания, но представляющие реальную и основную, на его взгляд, опасность для функционирования современного общества в России:
— анонимия (основное проявление которой - безразличие, апатия),
— фрустрация (основное проявление - агрессивность, демонстративная неподконтрольность),
— рост ксенофобий и этнофобий,
— «макдональдизация» сознания (ориентация на бездумное и беспредельное потребление) ...» [5, с. 5].
Президент РАО Н. Д. Никандров в своём докладе на общем собрании РАО ещё в 2009 году указывал: «... сложившаяся система социализации содержит немалые риски. Они ещё не означают катастрофы или обязательности наступления нежелательных событий, но означают их достаточно высокую вероятность. Это риски:
— формирование равнодушия или активной неприязни к людям;
— роста жестокости как черты характера;
— увеличение числа алкоголиков и наркоманов;
— роста насильственной и корыстной преступности;
— антипатриотизма и утраты чувства Родины;
— равнодушия к созданию семьи, большого числа пробных браков, социального сиротства и проституции;
— примитивизации культурных предпочтений» [4, с. 7].
Всё это в первую очередь влияет на молодёжь, проявляется в повседневной действительности и не может не вызывать беспокойства у российской передовой общественности. Сознание будущего студента формирует общество, начиная со школьных времён. И в вузе «перевоспитывать» сложившегося в своём мировоззрении молодого человека очень сложно, а порой и невозможно.
Именно поэтому в современной высшей профессиональной школе возрастает роль и функционал преподавателя, увеличивается его нравственно-педагогическая нагрузка, расширяется диапазон его профессионального и личностного воздействия на студентов. И в этом воздействии особенно ярко проявляется уровень педагогической и психологической
культуры преподавателя. Преподаватель воздействует на студентов не только возможностями своей учебной дисциплины, но всей своей личностью. Всё это предъявляет высокие требования к личности самого педагога, к его выполнению своего служебного долга, уровню нравственной зрелости, требует постоянного повышения его психолого-педагогической культуры. Великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский писал: «Ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действенным служением Родине».
В настоящее время для успешной работы в вузе педагог должен иметь необходимую педагогическую и психологическую подготовку, в которой выделяются два компонента:
1) формирование педагогической культуры и профессионально педагогической компетентности в профессионально жизненном пространстве;
2) формирование психологической культуры и психологической компетентности в педагогической деятельности.
Педагогическая культура преподавателя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, есть системное образование. К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры преподавателя высшей школы можно отнести: уровень интеллектуального развития (прежде всего развитие профессионально-педагогического мышления), уровень и всесторонность организации деятельности педагога, уровень овладения основами профессионально-педагогической этики, уровень и характер нравственной и мировоззренческой культуры; культура общения, культура речи, культура внешнего вида.
В контексте гуманистической педагогики и понимания образования как гуманитарной среды учения в понятие профессиональной компетентности педагога входят следующие компоненты: личностно-гуманная ориентация, умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать, свободная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями. Другими словами, это интеграция единства нравственной и теоретико-практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности.
Довольно часто лекции и семинарские занятия начинающих преподавателей, а иногда и преподавателей с большим стажем, не достигают цели, уровень их результативности невысок. И нередко основной причиной несоответствия глубокого содержания лекций и их низкой результативности является то, что основное внимание уделяется учебному материалу, и недостаточное значение придается тому, как лектор владеет речью и его коммуникативному поведению.
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры».
Речь преподавателя высшего учебного заведения должна обеспечить выполнение задач обучения, развития и воспитания студентов. Поэтому к ней, помимо общекультурных требований, предъявляются и педагогические требования. Преподаватель несет социальную ответственность не только за содержание и качество своей речи, но и за ее последствия. Речь преподавателя во многом является образцом для студентов, формирует их речевую культуру. Но часто, как отмечает в своей работе «Создание элиты» Г. П. Федотов, специалист с высшим образованием «не умеет писать, ни даже правильно говорить по-русски. Приобретя известный запас профессиональных сведений, он совершенно лишён общей культуры».
Замечательным образцом вузовского педагога такого плана можно указать М. М. Ковалевского (1851 -1916 гг.), учёного-энциклопедиста, правоведа, историка, общественного деятеля, социолога, педагога. Казалось бы, прошло столетие со дня его смерти, но как актуально и искренне звучит отзыв о его лекциях одного из студентов того времени: «Его речь - сверкающий каскад слов. в ней бездна содержания: сколькими научными цитатами она всегда пересыпана, сколько в ней разных остроумных сопоставлений, красивых образов, метких сравнений, какое богатство фактического материала, свидетельствующих о колоссальной памяти и совершенно исключительной эрудиции» [1, с. 80].
Педагог только тогда успешно ведёт учебный процесс, когда он сам и кафедра, на которой он работает, активно проводят исследовательскую работу и своим творчеством увлекают студентов. Научная позиция преподавателя, его отношение к действительности - всё это определённым образом влияет на студентов. В любом случае научное сотрудничество преподавателей и студентов увеличивает учебную, научную и воспитательную силу учебного процесса.
Для университета очень важен научный поиск преподавателей, их увлеченность научными идеями. Студенты воспринимают читаемые ими курсы в динамике, в плане развития науки, творчески выполняют курсовые работы экспериментального характера.
Исследование показывает, чем выше научная подготовка и педагогический опыт преподавателя, тем выше его авторитет у студентов, тем больше у него студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Такие преподаватели способствуют возникновению мотивации к научно-исследовательской работе, обеспечивают её рациональный, результативный ход. Они ведут занятия так, чтобы вызвать у студентов потребность в творчестве, стремление самостоятельно найти материал, провести эксперимент, поспорить, иногда не согласиться с преподавателем.
Как здесь не вспомнить высказывание известного, австрийского пианиста и педагога Артура Шнабеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них учеников».
Психологическая культура продолжает линию общей физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает познание самого себя и другого человека.
Психологическая компетентность - это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в педагогической деятельности.
Преподаватель вуза обязательно должен формировать в себе качества педагога-психолога. Что же нужно ему для этого? В первую очередь, он должен прежде знать свои индивидуально-психологические особенности, психологические особенности молодых людей. Это поможет ему разбираться в студентах и правильно оценивать их состояние, настроение, поведение, предотвратить затруднения в общении. Кроме того, ему необходимо умение эмоционально откликаться на психическое состояние своих воспитанников и их поведение.
Педагогу необходимо уметь выбирать по отношению к каждому обучаемому такую форму общения, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений».
И, конечно, обязательно каждый педагог вуза должен владеть этикетно-этическими нормами поведения как внешнего проявления внутреннего уважения к студентам и своим коллегам. Ещё более 150 лет тому назад выдающийся российский математик и педагог Н. И. Лобачевский отметил, что воспитание «начинается с уважения к личности, его этический стержень - чувство чести и достоинства».
Преподаватель обязан быть не только психологом и педагогом, но еще (это крайне важно) желательно и психотерапевтом для самого себя, и для тех, кого он обучает. Он должен уметь снимать своё нервно -психическое напряжение и помогать студентам в их проблемах подобного плана.
Педагогам всегда следует помнить, что слово преподавателя способно активизировать духовные силы их подопечных, но способно выступить и ранящим дистрессором. Причем последствия могут быть не только немедленными, но и долговременными. По отношению к педагогу, как дистрессору, это может обернуться ненавистью, недоверием, жаждой мести, в лучшем случае равнодушием воспитанников. Дистресс может вызвать у студентов ухудшение самочувствия, состояние тревожности, фрустрацию (чувство крушения), потерю веры в себя, стимулировать эффект сужения сознания, уход в себя, отчужденность, провоцировать агрессию, жестокость, стремление к конфронтации. Именно на это указывает поэтесса Нарине Удумян:
«Нет страшнее оружия,
Чем слово,
Нет сильнее оружия,
Чем слово,
Ничто не ранит нас больнее,
Ничто не судит Нас сильнее.»
Психотерапевтическая функция педагога должна проявляться в предупреждении дистресса. Как отмечает Н. В. Жутикова в своей книге «Учителю о практике психологической помощи»: «Каждое действие и каждое слово человека (менее строго - почти каждое) в различной степени способствуют либо добру, либо злу, принося либо пользу, либо вред. Даже бездействия и бездеятельность имеют свой знак».
Педагогическая деятельность - это создание возможностей и условий для раскрытия, самовыражения и самовоспитания ученика и учителя. В идеале преподаватели - это наставники, вдохновители, хранители, созидатели духовной жизни студентов как будущих профессионалов. А для этого им самим необходимо постоянно работать над собой, формируя и совершенствуя свою педагогическую и психологическую культуру.
Литература
1. Болатаев, В. Т. Принципы преподавания М. М. Ковалевского / В. Т. Болатаев // Педагогика. - 2011. -№ 9.
2. Вульфсон, Б. Л. Кризис воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. - 2006. - № 5.
3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические произведения / Я. И. Коменский. - М.: Уч. пед. издат., 1955. - 364 с.
4. Никандров, Н. Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований / Н. Д. Никандров // Педагогика. - 2009. - № 1.
5. Тощенко, Ж. Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2010. - № 8 (316).
6. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогическая наука как ресурс современного социума / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. - 2012. - № 1.
Информация об авторах:
Матолыгина Наталия Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры гостеприимства и межкультурной коммуникации, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 8(812)602-23-13, [email protected].
Natalia V. Matolygina - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Hospitality and Intercultural Communication, Saint Petersburg State University of Economics.
Руглова Лидия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 8(812)602-23-38, [email protected].
Lidia V. Ruglova - Candidate of Pedagogics, Assistant Professor at the Department of Economics and Management in the Tourism Industry, Saint Petersburg State University of Economics.
Каким же должен быть хороший педагог в вузе? Современная жизнь вносит свои коррективы и требования, за которыми не всегда успевают государственные стандарты и прочие документы.
Сегодня можно уверенно утверждать, что хороший педагог в вузе - это человек, которому интересно общение со студенческой молодежью, который хорошо понимает специфику ее жизни и учёбы. Он знает и любит свою учебную дисциплину, реально осознаёт, что без знаний психологии и педагогики в настоящее время работать с молодежью невозможно и поэтому постоянно занимается самообразованием в данных научных областях. Это - человек, который активно способствует профессиональному и личностному развитию студентов и не останавливается в своем собственном профессиональном и личностном становлении.