ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Костаева Т.В. Email: [email protected]
Костаева Татьяна Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра математического образования, Саратовский областной институт развития образования, г. Саратов
Аннотация: в статье анализируется проблема профессионально-личностного самоопределения школьников, которая в современных социально-экономических условиях развития общества значительно актуализировалась. Научные исследования философской и психолого-педагогической направленности нацелены на поиск эффективных путей решения данной многоаспектной проблемы. Один из аспектов представлен в данной статье, где особое внимание уделяется сформированным учебно-познавательным интересам школьников, которые могут выступать как центры взаимодействия внешних факторов, ориентированных на их профессионально-личностное самоопределение, и личностных структур индивида. Ключевые слова: самоопределение личности, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, профессионально-личностное самоопределение школьников, учебно-познавательные интересы школьников.
PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL STUDENTS: THEORETICAL ASPECT Kostaeva T.V.
Kostaeva Tat'yana Vasil'evna - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor,
Head of the Department, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL EDUCATION, SARATOV REGIONAL INSTITUTE OF DEVELOPMENT OF EDUCATION, SARATOV
Abstract: the article analyzes the problem of professional and personal self-determination of schoolchildren, which in the current socio-economic conditions of the development of society has been significantly updated. Scientific studies of a philosophical and psychological-pedagogical orientation are aimed at finding effective ways to solve this multidimensional problem. One of the aspects is presented in this article, where special attention is paid to the formed educational and cognitive interests of schoolchildren, who can act as centers of interaction of external factors, focused on their professional and personal self-determination, and personal structures of the individual. Keywords: self-determination of the personality, professional self-determination, personal self-determination, professional and personal self-determination of school students, educational cognitive interests of school students.
УДК 37.048.45
Отметим, что проблема профессионального самоопределения школьников на сегодняшний день значительно актуализировалась, так как для современного мира профессий наиболее характерными признаками стали динамизм и вариативность, а нынешнее положение в образовании часто требует от ученика решения обозначенной проблемы уже на этапе его обучения в школе.
Фокусируя внимание общественности на обозначенной проблеме, в марте 2019 года президент России В.В. Путин в ходе послания Федеральному собранию
предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он подчеркнул, что «школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить».
В связи с этим, в настоящее время научным сообществом рассматривается личностно ориентированная парадигма профессионального самоопределения школьников.
Для осмысления сущностных характеристик понятия «профессионально -личностное самоопределение школьников», обратимся сначала к анализу понятия «самоопределение». Научные исследования философской, психологической и педагогической направленности по рассматриваемой проблеме свидетельствуют о том, что существуют разноаспектные подходы к осмыслению данного понятия.
Самоопределение в самом общем представлении - это обретение себя в мире. Философская трактовка понятия «самоопределение» раскрывается через осознание личностью моральных ценностей и собственных целей в соответствии с нравственными нормами, что можно рассматривать как «позицию морального должного» (Л.М. Архангельский, Д.Ж. Валеев, А.А. Гусейнов и др.).
Научные психо лого-педагогические труды (Л.И. Божович, И.С. Кон, П.А. Шавир, Р.М. Шамионов и др.) дают представление о самоопределении как о целостном процессе, в ходе которого личность овладевает социально -значимыми сферами жизни, самореализуется и самоутверждается в соответствии с осознано поставленной целью.
С нашей точки зрения, несомненный интерес представляют исследования О.С. Газмана, М.Р. Гинзбурга и др., где, основываясь на формуле «хочу-могу-надо», в описании самоопределения делается акцент на осмысление школьником своих познавательных интересов и профессионально-личностных намерений.
Обобщенный анализ научной литературы по данной проблеме дает возможность рассматривать процесс самоопределения школьников как самостоятельный этап социализации личности, внутри которого подросток приобретает готовность к самостоятельному выбору на основе осознания и соотнесения своих способностей и интересов с собственными возможностями и общественными запросами.
С позиций возрастного аспекта проблема самоопределения школьников наиболее глубоко и полно представлена в исследованиях Л.И. Божович. Её работы помогают уяснить сущностную природу самоопределения, показывая, прежде всего, что потребность в самоопределении возникает у личности на определенном этапе онтогенеза - на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.
С точки зрения М.Р. Гинзбурга именно в этот возрастной период возникает особая потребность личности интегрировать в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, тем самым определяя ценностные ориентиры личности и ее профессиональные намерения [1, с. 57].
И.С. Кон утверждает, что в младшем подростковом возрасте у школьников, как правило, превалирует фантазия-мечта: подросток видит себя представителем той или иной профессии, а в период с 14 до 17 лет увеличивается озабоченность человека своим будущим, и поэтому юность можно рассматривать как начальный этап реального профессионального самоопределения личности [2]. Таким образом, в ранней юности предварительный выбор профессии выступает доминантой в самоопределении школьников, а всевозможные виды деятельности сортируются и оцениваются с различных точек зрения: собственных интересов, способностей, системы ценностей.
С более общих позиций профессиональное самоопределение определяется как целостный процесс, охватывающий весь период профессионального становления личности: от проявления профессиональных намерений до окончания трудовой деятельности. Несомненно, наиболее весомым и значимым этапом является
предварительный выбор личностью профессии, так как сделанный выбор играет исключительную роль в успешности всего процесса.
В связи с этим, обратимся к выделенным И.С. Коном начальным периодам профессионального самоопределения индивида:
I этап - детская игра, в ходе которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли;
II этап (младший подростковый возраст) - подростковая романтическая фантазия-мечта;
III этап (старший подростковый и ранний юношеский возраста) -предварительный выбор сферы профессиональной деятельности;
IV этап - принятие практического решения (выбор специализации);
V этап - переориентация (если в этом возникла необходимость) [2].
Рассматривая профессиональное самоопределение как существенную сторону
общего процесса развития личности, считаем необходимым отметить, что движущие силы этого процесса заключены во внутренних противоречиях самой личности. К таким противоречиям психолог П.А. Шавир относит «противоречия, связанные с определением своей жизненной перспективы и оценкой своей пригодности для избираемого пути» [5, с. 18-19]. Смысловое содержание этих противоречий определяется через противоречия между интересами личности и ее способностями; между собственными знаниями и способами деятельности; между уровнем притязаний и реальными возможностями; и др.
Осознание и проникновение в сущность этих противоречий, выделение их специфики и методов разрешения является, с нашей точки зрения, базовым условием успешного и эффективного педагогического сотрудничества учителя и ученика с целью формирования готовности последнего к осмыслению, проектированию и предварительному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Дети начинают фантазировать о будущей профессии задолго до того, как проблема практического выбора станет для них жизненно необходимой. При этом характерные черты, влияющие на выбор профессиональной деятельности, как правило, существенно меняются при переходе от среднего к старшему школьному возрасту.
Внутриличностные сущностные аспекты происходящего изменения можно рассматривать как переход от фантазии-мечты к обдуманному и осознанному намерению школьника самоопределиться в будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы подчеркнуть, что изменения в характере выбора профессиональных предпочтений, с нашей точки зрения, непосредственно связаны с появлением нового соотношения между устремленностью школьников в будущее и их учебно -познавательными интересами в настоящем.
Кроме того, итогом заключительного этапа профессионального самоопределения школьника, по мнению И.С. Кона, является его жизненный план, когда предметом его личных размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения в настоящем. Другими словами, в отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности [2, с. 146].
Особо отметим, что, сформированные учебно-познавательные интересы школьников могут выступать как центры взаимодействия внешних направляющих факторов и личностных структур индивида. То есть, внешние факторы могут вызвать интерес к профессии, лишь в том случае, если преломившись, нашли отражение во внутренних структурах личности, как субъекта деятельности. Другими словами, сложившиеся устойчивые учебно-познавательные интересы школьников образуют ту благодатную почву, попадая на которую внешние воздействия, ориентированные на профессионально-личностное самоопределение школьников, могут дать прекрасные всходы [3].
Таким образом, анализ научной литературы показал, что личностное самоопределение можно рассматривать как процесс, в ходе которого происходит самопознание, самореализация, самосовершенствование личности, соответственно
осознанно поставленной цели, а профессиональное самоопределение школьников -как процесс, охватывающий период от возникновения профессиональных намерений до предварительного выбора профессии, когда всевозможные виды деятельности оцениваются личностью с различных точек зрения: собственных интересов, способностей, системы ценностей.
Данные подходы позволили профессионально-личностное самоопределение школьников рассматривать как процесс взаимозависимости и взаимообусловленности личностного, в ходе которого происходит самопознание, самореализация, самосовершенствование личности, и профессионального, ведущего к осознанию и соотнесению школьником своих устойчиво сложившихся интересов с профессиональными намерениями [4].
Список литературы /References
1. ГинзбургМ.Р. Психология личностного самоопределения: Дис. ... докт. псих. наук. М., 1996. 261 с.
2. Кон И.С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. 255 с.
3. Костаева Т.В., Костаева Ю.С. Самоопределение щкольников как педагогическая проблема// Наука и образование сегодня, 2019. № 4 (39). С. 84-86.
4. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного самоопределения: Дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. 194 с.
5. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. 96 с.