Научная статья на тему 'Роль интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего'

Роль интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PERSONALITY SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторож Роман Иванович

В статье рассматриваются стадии профессионального становления человека, понятия профессионального интереса, личностного и профессионального самоопределения, а также роль профессионального интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the stages of the professional development of person, concept of professional interest, personal and professional self-determination, and also role of professional interest, are examined in the professional development of skilled worker.

Текст научной работы на тему «Роль интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего»

Сторож Роман Иванович

аспирант

Донецкий Национальный Университет

(г. Донецк, ДНР)

УДК 377. 35

РОЛЬ ИНТЕРЕСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РАБОЧЕГО

MEANING OF THE INTEREST IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF

SKILLED WORKER

В статье рассматриваются стадии профессионального становления человека, понятия профессионального интереса, личностного и профессионального самоопределения, а также роль профессионального интереса в профессиональном становлении квалифицированного рабочего.

Ключевые слова: профессиональное становление, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональный интерес.

In the article the stages of the professional development of person, concept of professional interest, personal and professional self-determination, and also role ofprofessional interest, are examined in the professional development of skilled worker.

Key words: professional development, personality self-determination, professional self-determination, professional interest.

Донецкий край - это традиционно шахтерский край. И достаточно часто молодые люди, которые принадлежат к шахтерским династиям, выбирают горняцкие профессии. Это объясняется тем, что им эта работа не кажется столь уж страшной и опасной, поскольку знакома каждому с раннего детства. Конечно, эта профессия в последние десятилетия утратила присущие ей в прежние годы престиж и популярность. Однако и в наши дни ежегодно многие молодые люди выбирают для себя эту специальность, ведь потребность в выполнении работ по добыче угля в шахтах сохраняется. А значит, сохраняется и спрос на квалифицированные кадры в этой сфере. В связи с этим особое значение приобретает проблема согласования жизненных планов и профессиональных интересов выпускников школ с потребностями региона в рабочих кадрах. Выбор профессии и профессиональное развитие человека является непростым и длительным во времени процессом, который осуществляется параллельно с развитием личности человека в целом. В педагогической литературе профессиональное становление личности рассматривается как сложный многоступенчатый процесс, детерминируемый рядом факторов, идущих со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и др. И не последнюю роль в профессиональном становлении личности играют профессиональные интересы. Цель данной

статьи: определить роль интересов в профессиональном становлении квалифицированного рабочего.

Изложение основного материала. Профессиональная деятельность является основой существования человека Профессия определяет социальный статус, материальное положение в обществе, служит основой для развития личности. Складывающиеся в процессе профессиональной деятельности черты личности проявляются в характере и особенностях общения, влияют на внешний вид человека. С точки зрения общества от выбора профессии зависит успешность профессиональной деятельности человека, производительность труда, текучесть кадров на производстве, миграция рабочих кадров и другое.

Профессиональное становление личности охватывает достаточно продолжительный период времени, в течение которого могут меняться жизненные и профессиональные планы молодого человека, происходить различные жизненные события. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды и выделения критериях перехода от одного периода к другому.

Так, Т. В. Кудрявцев, исследовавший проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий (периодов) избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений: осознанный выбор профессии человеком на основе учёта своих индивидуальных особенностей. Важную роль на этой стадии играет направленность личности подростка на определённый предмет труда, которая обнаруживается в его интересах, увлечениях;

2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и профессиональные интересы к будущей профессии;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

4) мастерство и полная реализацию личности в профессиональной деятельности, формирование индивидуального стиля выполнения деятельности [7].

При этом, Т. В. Кудрявцев рассматривал «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности [8, c.67]. Центральным звеном этого процесса выступает профессиональное самоопределение человека.

Профессиональное самоопределение, являясь составной частью личностного самоопределения, предполагает формирование отношения к

себе как будущему или настоящему профессионалу на основе выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма.

Педагогический подход к профессиональному самоопределению молодежи раскрыт в работах А. Д. Сазонова, А. М. Новикова, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира и др., которые описывают его через систему профессионально важных качеств личности, характеризующих отношение человека к своей профессии.

Профессиональное самоопределение будущего квалифицированного рабочего, происходящее в период обучения в учебном заведении, тесно связано с процессом становления его личностного самоопределения, обеспечивающего формирование поведенческих стратегий, черт личности, ценностных ориентаций. Процессы личностного и профессионального самоопределения во многом взаимодетерминированы и осуществляются неотделимо друг от друга. В связи с этим возникает необходимость обращения внимания педагогических работников профессиональных образовательных организаций к вопросам совместного становления профессионального и личностного самоопределения обучающихся, так как именно в этот период юноша или девущка особо нуждаются в помощи для обретения личностного образа профессионала, человека «своей» специальности.

Профессиональное самосознание как педагогическую проблему исследовали О. А. Волкова, Ю. Н. Емельянов, Э. Ф. Зеер, В. Я. Ляудис, П. И. Пидкасистый, В. А. Садовничий, Н. В. Самоукина, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.

Профессиональное самоопределение понимается как процесс приобретения личностью определенной профессиональной идентичности. Общий смысл понятия «идентификация» определяется как «процессэмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом» [4]. Существенным и необходимым этапом профессионального самоопределения является профессиональное образование, содержание которого обеспечивает определенную степень идентификации выпускника с образом профессионала. Он включает систему представлений человека о себе («Я-концепцию»), знания, чувства, особенности поведения.

Динамику становления профессионального самоопределения специалиста любого направления следует рассматривать как единство трех процессов:

1) принятия обучающимся себя как будущего специалиста, включающее принятие профессиональных целей, ценностей, интересов, сознательное освоение профессиональных ролей, установок, формирование основ профессионального мышления и поведения.

2) позиционирования себя окружающим как работника, принадлежащего к определенной профессиональной группе.

3) соотнесение себя с идеалом - образцом мастера своей профессии и постановка задач на профессиональное саморазвитие.

Рассмотрим каждый из этих процессов более подробно.

Характерной особенностью ранней юности, а именно в это период происходит постижение профессиональных азов, является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой будущего работника, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Следует заметить, что в своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью юноши и девушки достаточно реалистичны [3]. Этому способствует профессиональная мотивация как структурная компонента профессионального самоопределения, которая задает степень активности личности для достижения успехов в освоении профессии и навыков в трудовой деятельности.

При обучении в системе профессионального образования становление и развитие профессионального самосознания происходит на учебных и практических занятиях, при наблюдении за работой мастера, самостоятельной работы с учебной литературой, просмотром видеозаписей, экскурсий на лучшие профильные предприятия.

Контекстом позиционирования себя окружающим как работника, служит профессиональная среда и профессиональная деятельность. Их особенности задают существенные характеристики процесса становления и содержания профессионального самоопределения будущего квалифицированного рабочего через погружение в профессиональные ситуации, моделирование профессиональных ситуаций, деловые и ролевые игры, ролевые тренинги, составление жизненных и профессиональных планов и перспектив, стратегий личностного и профессионального развития.

И, наконец, соотнесение себя с идеалом требует от обучающегося наличия рефлексивных способностей, развитию которых способствуют дискуссии, круглые столы с участием специалистов-практиков.

Рассматривая проблему профессионального самоопределения, нельзя не коснуться вопросов профессионального интереса, в основе которого, безусловно, лежит интерес к познанию и интерес вообще, как свойство личности.

По мнению С. М. Вишняковой, интерес - это «отношение личности к предмету, как к чему-то для нее ценному, привлекательному». Она считает, что содержание интересов человека связано как с его потребностями, динамикой мотивов деятельности, так и с формами и средствами освоения окружающего мира [2, с. 110]

Любой интерес на пути своего развития обычно характеризуется активностью личности применением произвольных действий, без волевых усилий интерес как психологическое явление невозможен.

Особенно значительное место принадлежит интересу в усвоении знаний, поэтому в большей степени интерес и познавательный интерес в том

числе, исследованы именно в педагогике. Так, по мнению П. И. Пидкасистого, активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если «опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы, профессиональные склонности [10, с. 135].

При познавательной мотивации обучающему интересен сам процесс учения, и он учится не для оценки, а для того, чтобы познавая новое, он каждый раз получал новые знания, находил объяснение тому, что раньше было для него неизвестным. И чем больше он познает, тем больше хочется знать, ибо за каждым новым открывается еще более новое. Познавательный интерес сам себя подкрепляет и является наилучшей мотивацией учебной деятельности, практически неисчерпаемой.

Аналогичную идею высказывает и Г. И. Щукина. Она считает, что интерес является мощным побудителем активности личности, и под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [12].

Познавательный интерес имеет очень существенное значение и в профессиональной деятельности человека. Познавательный интерес и профессиональный интерес тесно связаны между собой.

Отметим, что между познавательным и профессиональным интересом существует взаимосвязь. Во-первых, познавательный интерес выступает основой профессионального интереса, сформированность познавательных интересов человека служит фундаментом для развития профессиональных интересов и влияет на их развитие интересов будущем.

Во-вторых, профессиональный интерес содержит элементы структуры познавательного интереса и предполагает наличиестремлений к познавательной деятельности.

Вместе с тем, эти два вида интереса различаются между собой в зависимости от видов деятельности, на которые они направлены. Познавательный интерес направлен на осуществление учебной деятельности, а профессиональный интерес - на осуществление профессиональной деятельности. А цели осуществления учебной и профессиональной деятельности различны.

В профессиональной (трудовой) деятельности цель более очевидна для работника, по сравнению с учебной деятельностью, так как она связана с каким-то конкретным внешним результатом.

Вопросы профессионального интереса в своих исследованиях поднимали Голомшток А. Е., Костюшина Н. П. , Котельникова Г. Н., Кревневич К. Н., Мухина Т. Г., Цыганок А. В. [5-6, 9,11].

В работах указанных выше авторов «профессиональный интерес» выступает как:

1) избирательное положительное отношение человека к профессии, выраженное в активном стремлении к деятельности, основанное на

склонности к этой деятельности (А. В. Цыганок, Г. Н. Котельникова, К. Н. Кревневич).

2) форма проявления социогенного мотива, ориентирующего на самореализацию личности в практической деятельности (Н. П. Костюшина);

3) стремление к познанию объектов или явлений профессиональной действительности, к овладению основными элементами этой деятельности (Т. Г. Мухина);

4) свойство личности, как определенное психическое явление, обеспечивающее успешную профессиональную деятельность (А. Е. Голомшток).

А. В. Цыганок полагает, что профессиональный интерес - это избирательное положительное отношение к профессии, выраженное в активном целенаправленном стремлении к деятельности, основанное на склонности к этой деятельности, глубоких знаниях, прочных умениях и навыках [11].

Множество людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор основан на поверхностном, часто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей. И тогда романтика профессии быстро улетучивается, и остаются «суровые будни», к которым человек не готов, ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для него в пытку, и он вынужден менять профессию.

Интерес является важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Известно, что чем больше человек заинтересован в выполняемой им работе, тем выше будут результаты его труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех начинающих работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился признания в профессии.

Выводы:

1. Становление профессионального самоопределения и личностного самоопределения в период получения профессионального образования взаимообусловливают друг друга настолько тесно, что процесс их формирования может рассматриваться как целостный процесс профессионально-личностной идентификации будущего специалиста.

2. Юношеский возраст является сензитивным периодом в становлении как личностного, так и профессионального самоопределения, что обусловлено возрастными этапами развития человека, а значит, является наиболее благоприятным и естественным.

3. Важное значение в профессиональной деятельности человека имеет интерес к познанию. Познавательный интерес и профессиональный интерес тесно связаны между собой.

4. Профессиональный интерес является важным фактором успеха в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие / Е.В. Гудкова; под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.

2. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО,1999 - 538 с.

3. Кон И. С. Психология ранней юности / И.С.Кон.- М.: Просвещение, 1989.- 264 с.

4. Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 448 с.

5. Костюшина Н. П. Формирование профессиональных интересов студентов техникума: Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005 - с [Электронный ресурс] URL: http://wwwnauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnyh-interesov-studentov-tehnikuma (дата обращения: 20.03.2017 г.)

6. Котельникова Г. Н. Формирование интереса к трудовой деятельности у младших школьников в процессе выполнения профессиональных проб / Г.Н. Котельникова: Дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 187 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dissers.info/abstract_453119.html (дата обращения: 05.09.2016 г.)

7. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. -1984 .-№ 2.- С.51-59.

8. Кудрявцев Т В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С.67 - 69.

9. Мухина Т. Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов: Дисс...канд. пед.наук / Т.Г. Мухина. -Н.Новгород: 2003. - 338 с.

10. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус; под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.

11. Цыганок А. В. Влияние дифференцированного обучения на развитие профессиональных интересов, учащихся в предпрофильных классах: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008 - 17 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www//nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vliyanie-differentsirovannogo-obucheniya-na-razvitie-professionalnyh-interesov-uchaschihsya-v-predprofilnyh-klassah (дата обращения: 21.03.2017 г.)

12. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.