УДК 37.015.31 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-3-88-91
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Полухина Ольга Петровна
Воронежский экономико-правовой институт, Россия, г. Воронеж, е-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость исследования формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе с учетом сензитивного периода развития данного феномена. Дано авторское определение профессионально-личностной позиции студента вуза как психологического образования, представляющего собой систему устойчивых взглядов и ценностных ориентаций, определяющего избирательность и произвольность профессионального поведения, что обеспечивает устойчивые межличностные отношения, культурную и профессиональную самоидентификацию и саморазвитие. Раскрыта структура профессионально-личностной позиции студента как совокупность взаимосвязанных компонентов: ценностного, когнитивного и конативного.
Ключевые слова: профессионально-личностная позиция, студент вуза, сензитивный период, профессиональная подготовка, психологическая готовность, субъектность
В современных условиях, когда происходит реформирование высшего образования, для обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога.
На современном этапе развития общества к работе профессионалов психологов, и, разумеется, к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, предъявляются принципиально новые требования. Проблема заключается в том, что связь между вузом и сферой деятельности будущего профессионала не всегда надежна и молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста профессионально-личностной позиции.
Мы видим, что большинство вузов страны использует информационную модель обучения, ориентирующую учебную деятельность студентов на принятие информации, ее переработку и демонстрацию степени освоения этой информации. Подобная мо-
дель развивает пассивную роль студентов-психологов и направлена лишь на приобретение необходимых знаний. Отмечается слабая нацеленность на формирование профессионально-личностной позиции будущего профессионала [1].
В настоящее время в науке сложились достаточно серьезные теоретические предпосылки решения данной проблемы, которой занимались такие ученые, как А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, В. А. Сластё-нин и другие. Ученые указывают на то, что подготовка специалистов в вузе имеет немаловажное значение для того, чтобы быстро и успешно будущие профессионалы достигали своего «акме» (вершины) в дальнейшей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы в образовании, производстве, медицине, социальной сфере, появились новые специальности, близкие к психологии или напрямую с ней связанные, такие как менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т. д.
Анализ научных исследований показывает, что на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов в вузе, а существующая практика и состояние науки указывают на недос-
таточную разработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности из-за отсутствия у них профессионально-личностной позиции, что понимается нами как проблема исследования.
В результате анализа сложившейся ситуации обнаруживается несоответствие между предъявляемыми требованиями к специалисту психологу, с одной стороны, и очень малой эффективностью подготовки будущего профессионала в системе современного высшего образования, с другой стороны. Видны явные противоречия между требованиями профессии и соответствием им личности будущих психологов, а также между запросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к формированию профессионально-личностной позиции студента-психолога и отсутствием полной системы психологического сопровождения становления специалиста в изучаемой сфере [2].
В нашем исследовании профессионально-личностной позиции студента-психолога мы рассматривали данную проблему с учетом общепринятой периодизации. По Б. Г. Ананьеву, студенческий возраст мы выделяли в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (17-18 лет) и раннюю зрелость (22-23 года). Однако чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20-40 лет).
Согласно А. А. Вербицкому и Т. А. Платонову, «усвоенные в обучении знания, умения и навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной», что позволяет говорить о том, что во время обучения в вузе у студентов формируется основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно - готовности к ней.
Как отмечается в справочной литературе, главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее инте-гративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности будущего профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности функционирования внутренних структур, в психологическом единстве, целостности личности профессионала, что способствует продук-
тивности дальнейшей профессиональной деятельности, что невозможно без сформированной профессионально-личностной позиции в процессе обучения в вузе.
Анализ актуальной научной литературы, собственный опыт работы позволяет констатировать, что наряду с прогрессивными изменениями в профессиональной подготовке студентов-психологов в вузе по-прежнему имеются значительные ограничения в решении центральных задач профессионализации, обеспечения субъектного становления, развития личностной зрелости студента-психолога. При этом именно учебно-профессиональная деятельность, формирующая социономиче-ские основы профессии «психолог», составляет для студента важнейшую часть, системный стержень всей жизни, пространство, формирующее субъектность будущего психолога, «отношение к себе как к деятелю» (Е. Н. Волкова), а подлинная личностная позиция «актуализирует общеличностное и профессиональное развитие человека, проявляясь в авторстве организации и развертывании собственной жизнедеятельности» (Г. И. Аксенова).
На основе анализа профессиограммы психолога (И. В. Дубровина, Р. В. Овчарова, Е. С. Романова и др.), изучения содержания феномена «позиция», его многогранных аспектов (К. А. Абульханова, Г. И. Аксенова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бо-далев, А. А. Деркач, А. Н. Ермолаева, Н. А. Коваль, Н. В. Кузьмина, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, В. А. Сластёнин, В. Франкл и др.), нами сформулировано определение профессионально-личностной позиции студента-психолога - это психологическое образование, представляющее собой систему устойчивых взглядов и ценностных ориента-ций, определяющая избирательность и произвольность профессионального поведения, что обеспечивает устойчивые (социально-зрелые, продуктивные) межличностные отношения, культурную и профессиональную самоидентификацию и саморазвитие.
Таким образом, понятие «профессионально-личностная позиция» будущего психолога характеризуется сложностью, многогранностью и неоднородностью состава, в нем отражаются фундаментальные аспекты профессионального, социального, психологического и духовного бытия человека. На основе вышеизложенного, с учетом анализа
актуальной психологической литературы и результата проведенных эмпирических исследований, мы сочли обоснованным рассматривать формирование профессионально-личностной позиции студента-психолога в системе отношений к себе, к другим, к общению, к труду, к самообразованию, в совокупности с обеспечивающими целостность профессионально-личностной позиции когнитивным, ценностным и конативным компонентами и соответствующими им показателями [3].
Когнитивный компонент в системе отношений отражает владение личностью определенным уровнем знаний и представлений о своем внутреннем и окружающем мире, подразумевает социальную и профессиональную компетентность психолога, понимание сущности профессионально-личностной позиции и ее логики.
Ценностный компонент в структуре профессионально-личностной позиции стимулирует и способствует более глубокому осознанию студентом значимости и важности идейных основ процесса формирования профессионально-личностной позиции для успешности в будущей профессиональной деятельности.
Конативный компонент способствует самоорганизации и мобилизации личностью собственного потенциала и готовности познавать и творчески самовыражаться, преобразуя себя и окружающий мир.
В исследовании профессионально-личностной позиции студента-психолога выделены следующие показатели:
- в когнитивном компоненте - самооценка (отношение к себе), социальная компетентность (отношение к людям), интерналь-ность в межличностном общении (отношение к общению), познавательная активность (отношение к знаниям), готовность к самообразованию (отношение к самообразованию);
- в ценностном компоненте - самоуважение (отношение к себе), ценностные ориентации (отношение к людям), устойчивость в межличностном общении (отношение к общению), потребность в познании (отношение к знаниям), стремление к личностному росту (отношение к самообразованию);
- в конативном компоненте - самоконтроль (отношение к себе), гибкость поведения (отношение к людям), самоэффективность в общении (отношение к общению), самоэффективность в профессиональной деятельности (отношение к знаниям), готов-
ность к саморазвитию (отношение к самообразованию).
Как целостное системное образование профессионально-личностная позиция студента-психолога имеет уровневую организацию, которая представлена стабильно-неустойчивым типом отношений; относительно-устойчивым; достаточно устойчивым; стабильно-устойчивым.
Формирование профессионально-личностной позиции студента-психолога как целостного системного образования предполагает многообразие источников и движущих сил -множественность его детерминант. С целью их выявления был проведен факторный анализ с использованием метода Уепшах, связанного с получением статистических данных. В итоге были выделены пять факторов формирования личностной позиции студента-психолога, обладающих наибольшим «весом».
На основе выделенных нами компонентов, обеспечивающих целостность профессионально-личностной позиции как системы устойчивых смысложизненных отношений личности к себе, к людям, в общении, к знаниям, к самообразованию нами разработана психологическая модель формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога, которая может быть положена в основу психологического сопровождения процесса формирования профессионально-личностной позиции будущего профессионала. В результате реализации данной модели можно прогнозировать переход с более низких на более высокие уровни развития профессионально-личностной позиции [4].
Таким образом, профессионально-личностная позиция студента-психолога является психологической категорией, имеющей свою структуру (компоненты), показатели и уровни, условия (предпосылки по Б. Г. Ананьеву) и факторы формирования. В нашем исследовании эмпирически обоснованы психологические детерминанты, обеспечивающие оптимизацию процесса формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога.
Литература
1. Абдалина Л. В. [и др.] Практика развития профессиональной компетентности современного специалиста. Воронеж, 2010.
2. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластёнина. М., 2004.
3. Абдалина Л. В. Потенциал личности как фактор самореализации // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: в 2-х ч. / под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж, 2015. С. 12-14.
4. Плаксина Н. И., Жигулин А. А. Формирование представлений о корпоративной культуре вуза у преподавателей и студентов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Воронеж, 2015. С. 152-155.
References
1. Аbdalina L. V. Praktika razvitiya professional^ kompetentnosti sovremennogo spetsialista [Practice of development of professional competence of the modern expert] / L. V. Аbdalina [i dr.]. Voronezh, 2010.
2. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya [Pedagogics of professional education] / pod red. V. A. Slastenina. M., 2004.
3. Abdalina L. V. Potentsial lichnosti kak faktor samorealizatsii [Potential of the personality as self-realization factor] // Antropotsentricheskiye nau-ki: innovatsionnyj vzglyad na obrazovaniye i razvi-tiye lichnosti: v 2-kh ch. / pod red. E. P. Komarovoj. Voronezh, 2015. S. 12-14.
4. Plaksina N. I., Zhigulin A. A. Formirova-niye predstavlenij o korporativnoj kul'ture vuza u prepodavatelej i studentov [Formation of ideas of corporate culture of higher education institution at teachers and students] // Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noj integratsii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskiye, pravovye i sot-sial'nye aspekty. Voronezh, 2015. S. 152-155.
* * *
PROFESSIONAL AND PERSONAL POSITION OF THE STUDENT PSYCHOLOGIST: ESSENCE AND STRUCTURE
Polukhina Olga Petrovna
Voronezh Institute of Economics and Law, Russia, Voronezh, e-mail: [email protected]
In article the author proved need of research of formation of a professional and personal position of the student psychologist for higher education institution taking into account the sensitive period of development of this phenomenon, gave its definition of a professional and personal position of the student of higher education institution as the psychological education representing system of steady views and valuable orientations, defining selectivity and randomness of professional behavior that provides the steady interpersonal relations, cultural and professional self-identification and self-development and revealed the structure of a professional and personal position of the student as set of the interconnected components: valuable, cognitive and conative.
Key words: professional and personal position, student of higher education institution, sensitive period, vocational training, psychological readiness, subjectivity
Об авторе:
Полухина Ольга Петровна, старший преподаватель кафедры психологии Воронежского экономико-правового института, е-mail: [email protected]
About the author:
Polukhina Olga Petrovna, Senior Lecturer of the Psychology Department, Voronezh Institute of Economics and Law, e-mail: [email protected]