Территория науки. 2015. № 5
доктора психологических наук / ГОУВПО «Тамбовский государственный университет». Тамбов, 2008.
3. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-
акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. Учебное пособие / Л.В. Абдалина. Воронеж, 2010.
4. Абдалина Л.В., Полухина О.П. Подходы к исследованию формирования личностной позиции студента-психолога// Территория науки. 2014. Т. 1. № 1. С. 6-10.
5. Полухина О.П. Роль зрелой профессионально-личностной
позиции студента психолога в становлении будущего профессионала// Актуальные проблемы развития интегральной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы Ш международной научно-практической
конференции. Воронеж, 2015. С. 213-217.
6. Полухина О.П., Миневич О.К. Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 123-126.
Полухина О.П.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: профессионально-личностная позиция студента-психолога
Keywords: professional and personal position of psychology students Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, сущность неразрешенной проблемы заключается в том, что она носит в современном образовании формальный характер, говорится о необходимости разработки специальных курсов для реализации вышеуказанной проблемы.
Abstract: The article considers the problems of formation of professional and personal position of psychology students at the university. Essence unsolved problem is that it is a mere formality, according to the need to develop special courses for the implementation of the above problems.
81
Территория науки. 2015. № 5
Проблемой научно-практического характера в исследованиях профессионально-личностной позиции, в том числе студента вуза, является изучение ее как движущей силы поведения и основания поступков, ее роли и влияния на характер отношений личности студента как будущего психолога-профессионала. В связи с этим актуализируется потребность в исследовании и моделировании оптимальных параметров содержательно-динамического аспекта уже на этапе профессиональной подготовки будущего специалистов в вузе.
В связи с недостаточной изученностью важных аспектов профессионально-личностной позиции студента-психолога, до сих пор неразрешенной остается проблема, сущность которой заключается в том, что формирование личностной позиции будущих специалистов в вузе носит скорее формальный характер, что приводит к неустойчивости, противоречивости системы смысложизненных отношений личности, ограничивает возможность самореализации, приводит к снижению эффективности, качества учебно -профессиональной деятельности.
Мы предполагаем, что профессионально-личностная позиция будущего профессионала, определяющая свободу его выбора и ответственность поведения, творческое самовыражение и успешную социальную интеграцию в профессиональное сообщество и общество в целом, требует специально-организованных психолого-педагогических условий внешних и внутренних факторов эффективности процесса ее формирования.
На наш взгляд, система высшего профессионального образования, отвечающая современным требованиям к росту компетентности психолога-профессионала, может быть спроектирована как источник формирования профессионально-личностной позиции будущего психолога путем развития и расширения представлений и понятий студента-психолога об отношении к себе, включая самооценку, самоутверждение, самовоспитание, самообразование, физическое самосовершенствование, самоактуализацию; к людям, включая взаимоотношения с товарищами по учебе, друзьями по интересам, вузовскими преподавателями, учителями и родителями; к различным видам студенческой жизнедеятельности, включая отношения к учебной, трудовой, общественной, психолого-педагогической, физкультурно-спортивной деятельности; к предметам действительности, включая отношение к памятным местам, природе, произведениям искусства, государственной, общественной и частной собственности; к информации, включая отношение к учебно -
82
Территория науки. 2015. № 5
познавательной информации, информации из книг, периодики, средств вещания, зрелищных мероприятий и развлекательных программ, от других людей. В этой связи первостепенное значение приобретает задача общепсихологического исследования личностной обусловленности процесса формирования профессиональноличностной позиции студента-психолога в вузе: ее психологической сущности и структуры, компонентного состава, как психологического конструкта, психолого-педагогических условий и факторов ее развития, практических возможностей моделирования и содержательно-технологического обеспечения. Решение этой проблемы позволит на основе научного подхода организовать обучение будущих профессионалов с учетом важности позитивных личностных изменений путем формирования системы устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе, к людям, к профессии, в общении и к окружающему миру в целом. Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена противоречием между динамикой изменения представлений об образовании человека и профессионально-личностной позицией психолога. Данная проблема связана с недостаточной изученностью важных аспектов развития профессионально-личностной позиции студентов-психологов.
В нашем исследовании профессионально-личностной позиции студента-психолога мы опирались на понятие «позиция», которая согласно А.В. Петровскому рассматривается в двух аспектах: устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках, как развивающее образование, зрелость, которой характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, и как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [1] .
Современные словари по психологии трактуют понятие «позиция» как константную систему корреляций - отношений субъекта к тем или иным аспектам бытия-онтоса-действительности-социума к другим индивидам, которые репродуцируются-осуществляются в эгоиндивидуальных актах поведения, действиях, поступках; рассматривают ее и как резюмированно-обобщенную характеристику субъекта по отношению к другим субъектам, к объектам культуры, искусства, науки к собственной профессиональной деятельности, к профессионально-производственной деятельности других субъектов.
Анализ авторитарной справочной литературы определил наш взгляд на профессионально-личностную позицию студента-психолога как на
83
Территория науки. 2015. № 5
систему устойчивых отношений личности к определенным сторонам действительности, представляющую собой, развивающееся образование, проявляющееся в соответственном поведении и поступках, зрелость, которая характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, как на интегральную, самую обобщенную характеристику положения индивида в статусно-ролевой группе, стабильное, произвольное, определенное и определяющее положение личности в жизнедеятельности и взаимоотношениях с окружающими. В нашем исследовании формирования профессионально-личностной позиции студента психолога, опираясь на концепцию отношений Мясищева, мы учитывали, что понятие «позиция» является междисциплинарным, отражающим интегральную наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает, и рассматривали профессиональноличностную позицию в контексте соотнесения внутреннего и внешнего, как отношение к себе, к людям, к профессии, в общении. Рассматривая личность в системе отношений и деятельности, мы учитывали, что позиция есть непременная характеристика личности. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию - нет личности [2].
На наш взгляд, для понимания феномена «позиция» чрезвычайно важно наследие М.М. Бахтина, выделявшего внутреннюю и внешнюю позиции личности. Психологическая сущность двойственной природы человека конкретизируется им положениями о наличии в жизни человека пространственно-временных и содержательно-смысловых аспектов, а их соотнесенность приобретает форму определения себя в мире, т.е. самоопределения. Вслед за М.М. Бахтиным, исследуя формирование профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, мы также считаем, что будущий специалист должен осознавать самого себя активно, то есть освещать себя предстоящим смыслом, без которого нет Я. Смысловое будущее психолога должно выступать в качестве области, ценностно-мотивирующей личностное развитие психолога и играть первостепенную роль в личностном самоопределении. То есть, исходя из двойственной природы человека, согласно М.М. Бахтину, можно сказать, что жизнь студента-психолога должна разворачивается одновременно в двух плоскостях - ценностносмысловой и пространственно-временной, где пространственновременная плоскость представляет собой поле реального действования, а ценностно-смысловая плоскость - поле ценностей и смыслов.
Разработке понятия «позиция» посвящено достаточно много
84
Территория науки. 2015. № 5
диссертационных работ.
Большинством специалистов понятие «позиции» анализируется на основе теории отношений личности В.Н. Мясищева и определяется через совокупность отношений (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова и др.). Позиция определяет социальный характер ориентации личности, тип ее поведения и деятельности. Так, например, «профессиональная позиция личности» рассматривается как составляющая профессиональной компетентности (М.В. Прохорова, А.К. Маркова и др.), «педагогическая позиция» рассматривается как «система отношений к педагогической деятельности», выражающаяся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлений к инновациям, основанных на личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности.
Данной тематике посвящена диссертационная работа О.Е. Тумановой Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации. А.И. Григорьева определяет позицию воспитателя в этом же ключе: «...под профессиональной позицией педагога-воспитателя мы понимаем систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений педагога к педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности в сфере воспитания подрастающего поколения».
Соответственно определяется позиция учителя музыки Б.А. Ахмеше-вым: Личностная профессиональная позиция учителя музыки выступает сложным по структуре и интегративным по характеру качеством личности, которое определяет направленность и способы его творческой самореализации в музыкально-педагогической деятельности и влияет на ее содержание и качество. Сущностным проявлением данного качества является отношение педагога-музыканта к ведущим объектам: к ребенку, к музыке, к преподаванию музыки.
В этом же ключе выполнена докторская диссертация Г.И. Аксеновой «Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки», в которой субъектная позиция рассматривается как «сложная интегративная характеристика личности персонала, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к миру и жизни в целом».
Данной теме посвящена диссертационная работа О.Н. Тихоновой: Личностная обусловленность становления
85
Территория науки. 2015. № 5
профессиональной позиции психолога в условиях дополнительного образования
В нашем исследовании профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как интегративное качество личности представляющее собой развивающееся образование в виде совокупности отношений личности к себе, к людям, к профессии, в общении, проявляющееся не только в знаниях, умениях, навыках, но и в направленности личности, системе ее потребностей, ценностных ориентаций, установок, готовности к деятельности, что обеспечивает наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности, характеризуется непротиворечивостью, стабильностью и является показателем профессионализма.
Список литературы
1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.- 494 с.)
2. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста// Вестник Воронежского государственного технического университета.2013. Т. 9. № 3-2. С. 131-133
3. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития
профессионизма педагога. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / ГОУВПО «Тамбовский
государственный университет». Тамбов, 2008.
4. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-
акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. Учебное пособие / Л.В. Абдалина. Воронеж, 2010.
5. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С.1223-1225.
6. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 117-119.
86