Научная статья на тему 'Степень разработанности проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в современной науке и практике'

Степень разработанности проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в современной науке и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностная позиция студента- психолога / professional and personal position of psychology students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухина О. П.

В статье рассматриваются проблемы формированияпрофессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе,сущность неразрешенной проблемы заключается в том, что она носитв современном образовании формальный характер, говорится онеобходимости разработки специальных курсов для реализациивышеуказанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of formation of professional and personal position of psychology students at the university. Essence unsolved problem is that it is a mere formality, according to the need to develop special courses for the implementation of the above problems.

Текст научной работы на тему «Степень разработанности проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в современной науке и практике»

Территория науки. 2015. № 5

доктора психологических наук / ГОУВПО «Тамбовский государственный университет». Тамбов, 2008.

3. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-

акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. Учебное пособие / Л.В. Абдалина. Воронеж, 2010.

4. Абдалина Л.В., Полухина О.П. Подходы к исследованию формирования личностной позиции студента-психолога// Территория науки. 2014. Т. 1. № 1. С. 6-10.

5. Полухина О.П. Роль зрелой профессионально-личностной

позиции студента психолога в становлении будущего профессионала// Актуальные проблемы развития интегральной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы Ш международной научно-практической

конференции. Воронеж, 2015. С. 213-217.

6. Полухина О.П., Миневич О.К. Психолого-акмеологические факторы становления субъектной позиции личности студента-психолога// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 123-126.

Полухина О.П.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ

ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессионально-личностная позиция студента-психолога

Keywords: professional and personal position of psychology students Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, сущность неразрешенной проблемы заключается в том, что она носит в современном образовании формальный характер, говорится о необходимости разработки специальных курсов для реализации вышеуказанной проблемы.

Abstract: The article considers the problems of formation of professional and personal position of psychology students at the university. Essence unsolved problem is that it is a mere formality, according to the need to develop special courses for the implementation of the above problems.

81

Территория науки. 2015. № 5

Проблемой научно-практического характера в исследованиях профессионально-личностной позиции, в том числе студента вуза, является изучение ее как движущей силы поведения и основания поступков, ее роли и влияния на характер отношений личности студента как будущего психолога-профессионала. В связи с этим актуализируется потребность в исследовании и моделировании оптимальных параметров содержательно-динамического аспекта уже на этапе профессиональной подготовки будущего специалистов в вузе.

В связи с недостаточной изученностью важных аспектов профессионально-личностной позиции студента-психолога, до сих пор неразрешенной остается проблема, сущность которой заключается в том, что формирование личностной позиции будущих специалистов в вузе носит скорее формальный характер, что приводит к неустойчивости, противоречивости системы смысложизненных отношений личности, ограничивает возможность самореализации, приводит к снижению эффективности, качества учебно -профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что профессионально-личностная позиция будущего профессионала, определяющая свободу его выбора и ответственность поведения, творческое самовыражение и успешную социальную интеграцию в профессиональное сообщество и общество в целом, требует специально-организованных психолого-педагогических условий внешних и внутренних факторов эффективности процесса ее формирования.

На наш взгляд, система высшего профессионального образования, отвечающая современным требованиям к росту компетентности психолога-профессионала, может быть спроектирована как источник формирования профессионально-личностной позиции будущего психолога путем развития и расширения представлений и понятий студента-психолога об отношении к себе, включая самооценку, самоутверждение, самовоспитание, самообразование, физическое самосовершенствование, самоактуализацию; к людям, включая взаимоотношения с товарищами по учебе, друзьями по интересам, вузовскими преподавателями, учителями и родителями; к различным видам студенческой жизнедеятельности, включая отношения к учебной, трудовой, общественной, психолого-педагогической, физкультурно-спортивной деятельности; к предметам действительности, включая отношение к памятным местам, природе, произведениям искусства, государственной, общественной и частной собственности; к информации, включая отношение к учебно -

82

Территория науки. 2015. № 5

познавательной информации, информации из книг, периодики, средств вещания, зрелищных мероприятий и развлекательных программ, от других людей. В этой связи первостепенное значение приобретает задача общепсихологического исследования личностной обусловленности процесса формирования профессиональноличностной позиции студента-психолога в вузе: ее психологической сущности и структуры, компонентного состава, как психологического конструкта, психолого-педагогических условий и факторов ее развития, практических возможностей моделирования и содержательно-технологического обеспечения. Решение этой проблемы позволит на основе научного подхода организовать обучение будущих профессионалов с учетом важности позитивных личностных изменений путем формирования системы устойчивых взглядов и ценностных отношений личности к себе, к людям, к профессии, в общении и к окружающему миру в целом. Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена противоречием между динамикой изменения представлений об образовании человека и профессионально-личностной позицией психолога. Данная проблема связана с недостаточной изученностью важных аспектов развития профессионально-личностной позиции студентов-психологов.

В нашем исследовании профессионально-личностной позиции студента-психолога мы опирались на понятие «позиция», которая согласно А.В. Петровскому рассматривается в двух аспектах: устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках, как развивающее образование, зрелость, которой характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, и как интегральная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [1] .

Современные словари по психологии трактуют понятие «позиция» как константную систему корреляций - отношений субъекта к тем или иным аспектам бытия-онтоса-действительности-социума к другим индивидам, которые репродуцируются-осуществляются в эгоиндивидуальных актах поведения, действиях, поступках; рассматривают ее и как резюмированно-обобщенную характеристику субъекта по отношению к другим субъектам, к объектам культуры, искусства, науки к собственной профессиональной деятельности, к профессионально-производственной деятельности других субъектов.

Анализ авторитарной справочной литературы определил наш взгляд на профессионально-личностную позицию студента-психолога как на

83

Территория науки. 2015. № 5

систему устойчивых отношений личности к определенным сторонам действительности, представляющую собой, развивающееся образование, проявляющееся в соответственном поведении и поступках, зрелость, которая характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью, как на интегральную, самую обобщенную характеристику положения индивида в статусно-ролевой группе, стабильное, произвольное, определенное и определяющее положение личности в жизнедеятельности и взаимоотношениях с окружающими. В нашем исследовании формирования профессионально-личностной позиции студента психолога, опираясь на концепцию отношений Мясищева, мы учитывали, что понятие «позиция» является междисциплинарным, отражающим интегральную наиболее обобщенную характеристику, как личности человека, так и места, которое он занимает, и рассматривали профессиональноличностную позицию в контексте соотнесения внутреннего и внешнего, как отношение к себе, к людям, к профессии, в общении. Рассматривая личность в системе отношений и деятельности, мы учитывали, что позиция есть непременная характеристика личности. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию - нет личности [2].

На наш взгляд, для понимания феномена «позиция» чрезвычайно важно наследие М.М. Бахтина, выделявшего внутреннюю и внешнюю позиции личности. Психологическая сущность двойственной природы человека конкретизируется им положениями о наличии в жизни человека пространственно-временных и содержательно-смысловых аспектов, а их соотнесенность приобретает форму определения себя в мире, т.е. самоопределения. Вслед за М.М. Бахтиным, исследуя формирование профессионально-личностной позиции студента-психолога в вузе, мы также считаем, что будущий специалист должен осознавать самого себя активно, то есть освещать себя предстоящим смыслом, без которого нет Я. Смысловое будущее психолога должно выступать в качестве области, ценностно-мотивирующей личностное развитие психолога и играть первостепенную роль в личностном самоопределении. То есть, исходя из двойственной природы человека, согласно М.М. Бахтину, можно сказать, что жизнь студента-психолога должна разворачивается одновременно в двух плоскостях - ценностносмысловой и пространственно-временной, где пространственновременная плоскость представляет собой поле реального действования, а ценностно-смысловая плоскость - поле ценностей и смыслов.

Разработке понятия «позиция» посвящено достаточно много

84

Территория науки. 2015. № 5

диссертационных работ.

Большинством специалистов понятие «позиции» анализируется на основе теории отношений личности В.Н. Мясищева и определяется через совокупность отношений (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова и др.). Позиция определяет социальный характер ориентации личности, тип ее поведения и деятельности. Так, например, «профессиональная позиция личности» рассматривается как составляющая профессиональной компетентности (М.В. Прохорова, А.К. Маркова и др.), «педагогическая позиция» рассматривается как «система отношений к педагогической деятельности», выражающаяся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлений к инновациям, основанных на личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности.

Данной тематике посвящена диссертационная работа О.Е. Тумановой Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации. А.И. Григорьева определяет позицию воспитателя в этом же ключе: «...под профессиональной позицией педагога-воспитателя мы понимаем систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений педагога к педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности в сфере воспитания подрастающего поколения».

Соответственно определяется позиция учителя музыки Б.А. Ахмеше-вым: Личностная профессиональная позиция учителя музыки выступает сложным по структуре и интегративным по характеру качеством личности, которое определяет направленность и способы его творческой самореализации в музыкально-педагогической деятельности и влияет на ее содержание и качество. Сущностным проявлением данного качества является отношение педагога-музыканта к ведущим объектам: к ребенку, к музыке, к преподаванию музыки.

В этом же ключе выполнена докторская диссертация Г.И. Аксеновой «Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки», в которой субъектная позиция рассматривается как «сложная интегративная характеристика личности персонала, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к миру и жизни в целом».

Данной теме посвящена диссертационная работа О.Н. Тихоновой: Личностная обусловленность становления

85

Территория науки. 2015. № 5

профессиональной позиции психолога в условиях дополнительного образования

В нашем исследовании профессионально-личностная позиция студента-психолога рассматривается как интегративное качество личности представляющее собой развивающееся образование в виде совокупности отношений личности к себе, к людям, к профессии, в общении, проявляющееся не только в знаниях, умениях, навыках, но и в направленности личности, системе ее потребностей, ценностных ориентаций, установок, готовности к деятельности, что обеспечивает наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности, характеризуется непротиворечивостью, стабильностью и является показателем профессионализма.

Список литературы

1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.- 494 с.)

2. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста// Вестник Воронежского государственного технического университета.2013. Т. 9. № 3-2. С. 131-133

3. Абдалина Л.В. Психолого-акмеологическая модель развития

профессионизма педагога. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / ГОУВПО «Тамбовский

государственный университет». Тамбов, 2008.

4. Абдалина Л.В. Профессионализм педагога: психолого-

акмеологическая модель развития в системе повышения квалификации. Учебное пособие / Л.В. Абдалина. Воронеж, 2010.

5. Жигулин А.А. Акмеологический потенциал педагога как основа его профессионального самоопределения// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С.1223-1225.

6. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 117-119.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.