Педагогика
УДК 378-057.175 ББК Ч48.42
Светлана Иннокентьевна Десненко,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (Чита, Россия), e-mail: [email protected]
Развитие личности молодого преподавателя как фактор его профессионального становления1
В статье раскрывается проблема взаимосвязи развития личности молодого преподавателя и его профессионального становления. Личность молодого педагога высшей школы развивается и проявляется в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. В настоящее время основной целью педагогической деятельности преподавателя вуза является развитие личности обучающихся. Рассматривается содержание и структура деятельности молодого педагога высшей школы, направленная на формирование личностнопрофессиональной позиции студентов как целостной характеристики личности будущих профессионалов. Обосновывается мысль о том, что основой организации деятельности по формированию личностно-профессиональной позиции студентов как будущих специалистов является развитая личностнопрофессиональная позиция молодого преподавателя вуза. Описывается две группы требований к молодому педагогу высшей школы (требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на развитие личности студента как будущего специалиста, и требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по развитию личности студента как будущего специалиста).
Ключевые слова: развитие личности, личностно-профессиональная позиция, молодой преподаватель, профессиональное становление.
Svetlana Innokentievna Desnenko, Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N. G. Chernyshevsky (Chita, Russia), e-mail: [email protected]
Young Teachers’ Personality Development as a Factor of Their Professional Formation
The article deals with the problem of the relationship between young teachers’ personal development and their professional formation. Young teachers’ personality at high school is developed and revealed in the process of pedagogical activity and pedagogical intercourse. Currently, the main purpose of pedagogical activity of a university teacher is to develop students’ personalities. The paper reviews the contents and structure of young high school teachers’ activity that focuses on the formation of personal and professional position of students as a holistic characteristic of future specialists’ personality. The paper substantiates the idea that the basis for organizing the activity to build personal and professional position of students as future professionals is a well-developed personal and professional position of young high school teachers. There are two groups of requirements for young high school teachers (requirements to the personality of a young high school teacher focused on the development of the individual student as a future professional, and the requirements for a young high school teacher focused on the successful completion of the development of the individual student as a future professional).
Keywords: personal development, personal and professional position, young _________teacher, professional formation.
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6. 3666. 2011.
© С. И. Десненко, 2012
27
Современная система высшего профессионального образования предъявляет новые требования к личности и к профессиональной деятельности преподавателя вуза. Это обусловлено переходом к новой модели высшего образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса; активизацией инновационных процессов в сфере образования; повышением ролевой активности преподавателя высшей школы. В настоящее время государством и обществом востребован педагог, который стремится к личностно-творческой самореализации в профессии; работает в режиме диалога, консультирования, совместной со студентами познавательной деятельности; учитывает индивидуальные особенности, личностные качества студента как будущего специалиста, его образовательные потребности, возможности и проблемы. У такого педагога должно быть развито особое профессионально важное качество - личностно-профессиональная позиция. Преподаватель с развитой личностнопрофессиональной позицией отличается высоким уровнем самоактуализации, самореализации и профессионализма. В процессе обучения он способен создавать ситуацию развития личности студентов, организовывать совместную продуктивную деятельность, направленную на развитие субъектных, профессионально важных качеств будущего специалиста. А. К. Маркова отмечает, что именно позиция, внутренние ценности и смыслы (а не методы и приёмы) освещают труд педагога, делают его значимым и развивающим для обучающихся [7].
Изложенное выше определяет ориентиры для молодого преподавателя вуза в его профессиональном становлении как специалиста, профессионала. Молодой преподаватель вуза, осваивая профессию педагога, профессионально совершенствуется, его личность изменяется: обогащается направленность,
формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества личности, в нашем случае это личностнопрофессиональная позиция. Учёные отмечают, что профессиональное становление, в том числе молодого педагога, характеризуется рядом особенностей: это не кратковременный акт, а длительный, динамичный, многоуровневый процесс [6]; это процесс самореализации
личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и возможностей [1]; это «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализация деятельности личностью» [5, с. 19].
Огромную роль в развитии личности играет её деятельность. Для молодого педагога высшей школы деятельностью, определяющей развитие его личности, является профессиональная педагогическая деятельность. М. Г. Ермолаева на основе анализа специфики профессиональной педагогической деятельности, её отличительных черт приводит признаки субъекта профессиональной педагогической деятельности. Среди выделенных автором признаков отметим следующие: осознание смысла своей педагогической деятельности; способность к целе-полаганию; овладение структурой педагогической деятельности; осознанная активность как преобразовательное отношение к себе и миру; способность к реализации педагогической деятельности в условиях свободы выбора целей, содержания, способов и средств её осуществления; способность к рефлексии, самоанализу и самооценке в процессе педагогической деятельности [4].
Профессиональная деятельность современного педагога ориентирована как на создание условий, ставящих обучающегося в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое педагогом, так и на организацию общения, предполагающего субъект-субьектные отношения обучающихся. По мнению А. К. Марковой, в ходе труда педагога три его стороны (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога) вступают в сложные диалектические отношения друг с другом, когда каждая из них является то предпосылкой, то средством, то результатом развития другой. Так, вначале личность приспосабливается к требованиям профессиональной деятельности и педагогического общения, а затем сама строит и развивает их [7]. Л. М. Митина рассматривает личность педагога как одну из трёх взаимосвязанных частей (личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение) труда педагога как многомерного пространства, объединённых глобальной задачей развития
личности обучающихся, в нашем случае развития личности студента как будущего специалиста [8].
По нашему мнению, личностно-профессиональную позицию студента можно рассматривать в качестве интегральной целостной характеристики его личности как будущего специалиста. В системе высшего профессионального образования, как личностно ориентированного образования, личностнопрофессиональная позиция будущего специалиста выступает условием его деятельностной активности и средством развития его личности. Соответственно, формирование личностно-профессиональной позиции студента, как будущего специалиста, является одной из главных задач высшего профессионального образования.
Примем во внимание высказывание М. М. Рубинштейна, который подчёркивал следующую мысль: «в числе основных принципов, определяющих общие стороны педагогического образования, должно быть требование о том, чтобы педагог в основном на себе и в себе осуществил все то, что он будет стремиться создать в своих воспитанниках» [10, с. 88]. Мы считаем, что деятельность молодого педагога высшей школы, направленная на формирование у студентов вузов как будущих специалистов личностнопрофессиональной позиции, должна быть детерминирована сформированной личностнопрофессиональной позицией самого молодого педагога высшей школы [2]. Процесс формирования личностно-профессиональной позиции студентов вузов будет эффективным, если общение с молодым преподавателем и студентами (одногруппниками) будет приобщением к опыту и ценностям молодого педагога высшей школы как инициатора общения, который так же способен приобщаться к ценностям студентов как будущих специалистов.
Вышеизложенное позволяет выделить функции, структуру, содержание деятельности молодого педагога высшей школы, направленной на формирование личностнопрофессиональной позиции студентов вузов как будущих специалистов при обучении их в вузе.
Опираясь на идею группировки функций профессионально-педагогической деятель-
ности педагога, учителя как ведущих, сопутствующих и соподчиненных [9], к специфическим функциям деятельности молодого педагога высшей школы, направленной на формирование личностно-профессиональной позиции (далее ЛПП) студентов вузов как будущих специалистов при обучении их в вузе, отнесем следующие функции.
Ведущей функцией в деятельности молодого педагога высшей школы по формированию личностно-профессиональной позиции студентов (далее деятельность по формированию ЛПП студентов) является содействие формированию ЛПП будущих специалистов как основы ценностно-смыслового, инициативно-ответственного отношения к образованию, осознанию собственного образования как личностной ценности. Данная функция проявляется:
• в отборе преподавателем ценностного ориентированного содержания материала, направленного на формирование ЛПП студентов при обучении их конкретной дисциплине в вузе;
• в выявлении возможностей включения студентов в специфические виды и формы деятельности (учебно-познавательные и учебно-профессиональные виды деятельности; учебные, квазипрофессиональные и учебно-профессиональные формы деятельности), осуществление которых способствует формированию ЛПП будущего специалиста;
• в выборе молодым педагогом высшей школы комплекса личностно ориентированных технологий, направленных на формирование ЛПП студентов вузов как будущих специалистов;
• в формировании преподавателем открытой развивающей образовательной среды как комплекса условий, ставящих студента в позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание опыта, предлагаемое педагогом;
• в организации общения, ориентированного на диалог, предполагающего субъект-субьектные отношения студентов, преподавателя и студентов, что способствует формированию у обучающихся ЛПП;
• в выборе разнообразных способов оценки, самооценки, учёта образовательных и личностных достижений обучающихся как основы формирования ЛПП.
К сопутствующим функциям, определяющим реализацию ведущей функции в деятельности молодого педагога высшей школы по формированию ЛПП студентов при обучении их в вузе, отнесём функцию осуществления преподавателем рефлексии собственной деятельности по формированию ЛПП студентов и функцию самообразования, в том числе по проблеме развития личности студентов вузов как будущих специалистов.
Соподчинёнными функциями деятельности по формированию ЛПП студентов являются следующие: функция проектирования, проявляющаяся в деятельности преподавателя в совместном со студентами проектировании индивидуального образовательного маршрута; управленческая функция как координация деятельности субъектов образовательного процесса (студентов, молодого педагога и его коллег).
При выделении специфических особенностей деятельности молодого педагога высшей школы по формированию ЛПП студентов будем опираться на идею Л. М. Митиной о выделении трёх основных компонентов в структуре педагогической деятельности. Автор предлагает выделять следующие компоненты: постановка педагогических целей и задач, выбор средств и способов решения поставленных задач, анализ и оценка педагогической деятельности [8]. При этом Л. М. Митина рассматривает педагогическую деятельность через направленность педагога: на обучающегося как центральную фигуру педагогического процесса, на содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; на себя (потребность педагога в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда); на предметную сторону профессии педагога (содержание учебного предмета как «посредник» во взаимодействии педагога с обучающимся) [Там же].
Целью деятельности молодого педагога высшей школы по формированию ЛПП студентов является содействие формированию ЛПП студентов вузов как будущих специалистов на уровне, соответствующем их личностному потенциалу, потребностям и интересам, путём создания оптимальных условий.
Средствами и способами решения поставленных задач по достижению обозначенной выше цели служит:
• отбор и (или) выявление содержания, например ценностно ориентированного материала при изучении конкретной учебной дисциплины, специфических видов деятельности студентов, направленной на формирование у них ЛПП и т. п.;
• анализ выявленного содержания с целью определения возможности его использования на конкретном занятии для формирования ЛПП студентов;
• составление специальных учебных задач (УЗ) и учебно-методических задач (УМЗ) как специфического средства, обеспечивающего формирование ЛПП студентов;
• выявление и анализ разнообразных способов, методов, форм использования ценностно ориентированного материала, включения студентов в специфические виды деятельности, организации на занятиях диалогического общения с целью предоставления возможности выбора самими студентами выявленных способов, методов и форм и возможности их реализации на занятии;
• анализ различных способов рефлексии формирования ЛПП с целью предъявления их студентам для проведения самореф-лексии сформированности ЛПП;
• анализ различных методов выявления уровня сформированности ЛПП студентов с целью выявления наиболее оптимальных методов для использования в конкретных условиях;
• выявление уровня сформированности ЛПП студентов на основе выбранных методов.
Анализ и оценка действий молодого педагога высшей школы по достижении обозначенной выше цели деятельности по формированию ЛПП студентов осуществляется:
• на основе анализа и самоанализа молодым педагогом высшей школы результатов своей собственной деятельности по формированию ЛПП студентов;
• посредством осознания и коррекции результатов проведенного анализа;
• на основе анализа оптимальности созданных молодым педагогом условий содействия формированию ЛПП студентов.
Таким образом, специфические особенности деятельности молодого педагога высшей школы по формированию ЛПП студентов обусловлены, с одной стороны, специфи-
кой данной деятельности как педагогической («метадеятельность», осуществляемая по законам общения, направленная на становление личности обучащихся; деятельность, обязательным элементом которой является рефлексивный компонент; деятельность, характеризуемая принципиальной незавершенностью и динамичностью и т. п.); с другой стороны, спецификой содержания данной деятельности, основной целью которой является содействие формированию ЛПП студентов. Эффективная реализация деятельности по формированию ЛПП студентов возможна при соблюдении ряда требований, предъявляемых к молодому педагогу высшей школы [3].
Первая группа требований включает требования к личности молодого педагога высшей школы, ориентированного на решение задачи развития личности студентов, а именно: 1) сформированное научное мировоззрение молодого педагога должно стать основой формирования его ЛПП; 2) сформированная ЛПП молодого педагога должна стать основой его деятельности по формированию ЛПП студентов средствами конкретной учебной дисциплины.
Вторая группа требований содержит требования к молодому педагогу высшей школы, ориентированному на успешное выполнение деятельности по формированию ЛПП студентов, а именно: 1) деятельность по формированию ЛПП студентов должна обусловливаться наличием у молодого преподавателя стремления к реализации основной цели - содействие формированию ЛПП сту-
дентов средствами конкретной учебной дисциплины; 2) деятельность по формированию ЛПП студентов должна обусловливаться наличием у молодого педагога направленности на студента, на себя, на предметную сторону профессии; 3) деятельность по формированию ЛПП студентов должна обусловливаться наличием у молодого педагога стремления к осуществлению основных условий успешного выполнения данной деятельности средствами конкретной учебной дисциплины.
В ходе проведённого педагогического эксперимента были выявлены условия успешного выполнения молодым педагогом высшей школы деятельности по развитию личности студентов, в частности по формированию ЛПП студентов. Перечислим данные условия: 1) овладение молодым педагогом основами знания и содержанием конкретной учебной дисциплины на личностном уровне; 2) реализация индивидуально-творческой модели развития личности студентов при изучении конкретной учебной дисциплины как результата творческого саморазвития, самосовершенствования и самореализации молодого педагога высшей школы; 3) педагогическая рефлексия молодым педагогом результатов деятельности по формированию ЛПП студентов при изучении конкретной учебной дисциплины, своего личностного и профессионального поведения; 4) самообразование молодого педагога по проблеме развития личности студента, в частности по проблеме формировании ЛПП студентов как будущих специалистов.
Список литературы
1. Белокрылова Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1997. 22 с.
2. Десненко С. И. Готовность молодого педагога высшей школы к развитию личности студентов: монография. М.: Школа будущего, 2011. 230 с.
3. Десненко С. И. Личностно-профессиональная позиция молодого педагога высшей школы как фактор развития личности профессионала // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 7 (64). С. 60-67.
4. Ермолаева М. Г. Становление субъекта профессиональной педагогической деятельности в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб., 1998. 18 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.
6. Кудрявцев Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы профессиональнотехнического обучения / под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М., 1988. С. 3-13.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
8. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
9. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: монография. СПб.:
Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 324 с.
10. Рубинштейн М. М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 176 с.
Статья поступила в редакцию 26.10.2011 г.