Проблемы здоровья и экологии
132
63-82 %, от рентгенодиагностики — 17-35 %, от чернобыльского компонента — 1-3 %.
Заключение
Годовые эффективные дозы облучения населения 3-х наиболее загрязненных областей от основных ИИИ: природных, медицинской рентгенодиагностики и чернобыльского загрязнения, — в среднем 3,5-4 мЗв/год. На основании проведенного статистического анализа по трем наиболее загрязненным областям Беларуси очевидно, что основной вклад в дозу облучения населения вносят природные источники ионизирующего излучения и медицинские рентгенодиагностические исследования. Вклад чернобыльского компонента относительно первых 2-х весьма незначителен и составляет 1-5 %.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Радиационная защита в медицинской рентгенологии / Р. В. Ставицкий [и др.]. — М.: Кабур, 1994. — 129 с.
2. Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000). — Мн., 2000. — 146 с.
3. Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий: метод. рекомендации // Республиканские санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы / 2.6.2. Естественная радиоактивность / МУК РБ № 11-8-62002. — Мн., 2002. — 34 с.
4. Контроль доз облучения пациентов при рентгенодиагностических исследованиях (инструкция по применению) / Учреждение — разработчик: БЕЛМАПО. Г. В. Чиж, Ю. Ф. Полойко. — Мн., 2001. — 19 с.
5. Оценка эффективной дозы внешнего и внутреннего облучения лиц, которые проживают на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС: метод.ические указания, утв. Главным государственным врачом РБ 20.02.2003. — Мн., 2003. — 28 с.
Поступила 20.01.2012
УДК 378.14:378.661
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В КОНТЕКСТЕ КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
А. Н. Лызиков, А. Л. Калинин, А. А. Козловский, Е. М. Бутенкова Гомельский государственный медицинский университет
«Мы можем столько, сколько мы знаем.
Tantum possumus, quantum scimus».
Цель: изучить возможности высшего, дополнительного и послевузовского образования по специальности «медико-диагностическое дело» в Гомельском государственном медицинском университете.
Материал и методы. Проанализированы профессиональные компетенции в соответствии со стандартом о высшем образовании I ступени по специальности «Медико-диагностическое дело» ОС РБ 79 01 04 -2007 и сопоставлены с возможностями в результате обучения в магистратуре, клинической ординатуре и переподготовке для выпускников МДФ в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ). Проведена оценка возможностей образования и пути его совершенствования в связи с введением в действие Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Результаты. Стандарт четко формулирует возможность получения высшего медицинского образования по четырем специальностям диагностического профиля: клиническая лабораторная диагностика, выполнение лабораторных исследований в подразделениях лабораторной службы центров гигиены и эпидемиологии, лучевая, функциональная диагностика — и утверждает перечень знаний и умений врача по этим направлениям. Выпускник МДФ может продолжить образование на кафедрах с высокой потребностью в научно-педагогических работниках по специальностям магистратуры: «Анатомия человека», «Патофизиология, физиология», «Биохимия», «Микробиология, вирусология», «Гистология, цитология, клеточная биология», «Общественное здоровье и здравоохранение».
Клиническая ординатура позволяет получить дополнительное образование по всем специальностям в соответствии со стандартом.
На факультете осуществляется подготовка кадров высшей научной квалификации, выпускники по специальности «Медико-диагностическое дело» могут проходить обучение по 7 специальностям аспирантуры, открытым в университете: «Биохимия», «Физиология», «Патофизиология», «Анатомия», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Клиническая лабораторная диагностика», «Паразитология».
Заключение. Обучение на факультете в целом соответствует принципу возможности непрерывного образования в соответствии с Кодексом РБ об образовании. Недостаточно клинических специальностей магистратуры (лучевая диагностика). По ряду направлений образования необходимо расширение возможностей прохождения интернатуры для медико-диагностического дела: функциональная диагностика, ультразвуковая диагностика, патологическая анатомия. Лучшие выпускники смогут продолжить обучение в аспирантуре по фундаментальным медицинским дисциплинам, а также по одной клинической специальности — клинической лабораторной диагностике.
Ключевые слова: медико-диагностический факультет, высшее, послевузовское, дополнительное образование.
OPTIMIZATION OF TRAINING AT THE FACULTY OF DIAGNOSTIC MEDICINE IN THE CONTEXT OF THE CODE ON EDUCATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS
A. N. Lyzikov, A. L. Kalinin, A. A. Kozlovsky, E. M. Butenkova Gomel State Medical University
«We can as much as we know.
Tantum possumus, quantum scimus».
Objective: to study the facilities of higher, further and postgraduate training in the specialty «Diagnostic Medicine» at Gomel State Medical University.
Проблемы здоровья и экологии
133
Material and methods. The professional competencies were analyzed in accordance with the standard on stage I of higher education in the specialty of Diagnostic Medicine OS RB 79 01 04 - 2007 and were compared with those as a result of training at Magistrature, Clinical Residency and retraining of the graduates of the Faculty of Diagnostic medicine (DMF) in accordance with the Common Classifier of the Republic of Belarus (CCRB). The educational opportunities and ways to improve the training were evaluated in connection with the introduction of the Code on Education of the Republic of Belarus.
Results. The Standard clearly formulates the potential of higher medical training in four specialties of diagnostic specialization: clinical laboratory diagnostics, performance of laboratory research at the departments of laboratory service in centers for hygiene and epidemiology, radiation and functional diagnostics and asserts the list of medical knowledge and skills of a physician in these areas. DMF graduates can continue their training at the departments with a high demand for scientifically-pedagogical workers in the following magistrature specialties: «Human anatomy», «Pathophysiology, Physiology», «Biochemistry», «Microbiology, virology», «Histology, cytology, cell biology», «Public health and health care».
The clinical residency makes it possible to receive additional education in all the specialties in accordance with the Standard.
The Faculty trains highly qualified scientific personnel, the graduates having specialized in Diagnostic Medicine get training in the field of seven postgraduate specialties available at the University: «Biochemistry», «Physiology», «Patho-physiology», «Anatomy», «Public health and health care», «Clinical Laboratory Diagnostics», «Parasitology».
Conclusion. The training at the Faculty as a whole corresponds to the principle of lifelong educational opportunities in accordance with the Code on Education of the Republic of Belarus. There are not such clinical specialties at the Magistrature as Radiation Diagnostics. Certain areas of training should obtain more potential for taking an internship in Diagnostic Medicine: functional diagnostics, ultrasound diagnosis, pathological anatomy. The best graduates will be able to continue their training at postgraduate school in the fundamental medical subjects, as well as in one clinical specialty, i.e. clinical laboratory diagnostics.
Key words: Faculty of Diagnostic Medicine, higher education, post-graduate education, additional training.
Введение
Гомельскому государственному медицинскому университету в 2010 г. исполнилось 20 лет. И хотя с исторической точки зрения это относительно небольшой юбилей, но он очень важный, ведь в стране появился и уже хорошо зарекомендовал себя как центр медицинской науки вуз университетского типа. В данной работе рассматриваются вопросы подготовки специалистов на медико-диагностическом факультете в контексте современных тенденций в сфере образования в Республике Беларусь [1].
История создания специальности в университете. В ГомГМУ подготовка специалистов по специальности «медико-диагностическое дело» ведется относительно недавно, с 1996 г. В 2002 г. состоялся первый выпуск, а в 2011 г. — десятый. Специальность «медико-диагностическое дело» была отделена от специальности «лечебное дело», поскольку по существу является важнейшим направлением лечебной деятельности, требующим углубленного изучения диагностической составляющей лечебного процесса. Необходимость открытия специальности была обусловлена дефицитом врачей лабораторной диагностики в Гомельской области и в Республике Беларусь в целом. Так, в 2011 г. в учреждениях здравоохранения Гомельской области значительную часть должностей врачей лабораторной диагностики занимали специалисты с биологическим образованием.
Основная цель функционирования медикодиагностического факультета на современном этапе — подготовка специалистов диагностического профиля на основе современного стан-
дарта и учебных планов высшего, послевузовского и дополнительного образования, позволяющих студентам и специалистам со стажем работы совершенствоваться на всех этапах образования, в том числе послевузовском образовании первой и второй ступени.
В последнее время правительством Республики Беларусь принят ряд важных решений в сфере образования.
Болонский процесс. Беларусь начала внедрять принципы, используемые в Болонском процессе, еще в 2002 г. Одним из самых значимых шагов, предпринятых Министерством образования в этом направлении, является введение двухступенчатой системы высшего образования. Тем не менее следует отметить, что ступени высшего образования в Беларуси продолжают отличаться от европейских. Так, в Европе высшее образование подразделяется на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). В Беларуси же такая система действует только в нескольких вузах. В остальных сохраняется система «пять лет (молодой специалист) плюс один год (магистр)».
В рамках исполнения условий Болонского соглашения в Беларуси были созданы специальные образовательные стандарты нового поколения. Кроме того, сейчас на завершающей стадии находится разработка университетских систем менеджмента качества и их сертификация международными агентствами [2].
Министерством образования Республики Беларусь 30 сентября 2010 г. издан приказ о межведомственной группе по осуществлению Болонских принципов в Беларуси. Он предусматривает не только создание и персональный
Проблемы здоровья и экологии
134
состав рабочей группы, но и комплекс мероприятий как по процедуре включения страны в Болонский процесс, так и по реализации принципов Болонской декларации и коммюнике, принятых в ходе заседаний министров образования государств-участников Болонского процесса в период 1999-2010 гг., в системе высшего образования Республики Беларусь.
С самого начала, Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень и степень подготовки выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса [3].
Присоединение Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования — не одномоментное явление, а длительный процесс, сообщает А. И. Жук, первый заместитель министра образования. На первом этапе оно открывает дополнительные возможности для участия белорусских вузов в европейских проектах, а студентов и преподавателей — в академических обменах с университетами других стран. Мы с европейскими коллегами должны научиться выстраивать взаимно признаваемые образовательные программы высшего образования. Одновременно участие в Болонском процессе заставляет нас предъявлять более жесткие требования к национальной высшей школе, подтянуть к уровню ведущих университетов все вузы страны [4].
Министерство образования Беларуси выслало пакет документов, необходимых для вступления в Европейское пространство высшего образования, в Болонский секретариат 29 ноября 2011 г. [2].
Кодекс Республики Беларусь об образовании [5]. В его разделе «Высшее образование» сохраняются принципы и подходы, закрепленные в Законе Республики Беларусь «О высшем образовании». В их числе — двухступенчатая система высшего образования с подготовкой на I ступени специалиста, а на II ступени — магистра, что обеспечивает сохранение принципов массовости и элитности высшего образования. На II ступени (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научнопедагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.
Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.
Послевузовское образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований, в том числе завершающийся присвоением научной квалификации «Исследователь». Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре.
В университете с 2010 г. введена система менеджмента качества, предполагающая высокий уровень образовательных услуг и качества подготовки специалистов. Основные принципы Болонского процесса и положения Кодекса Республики Беларусь об образовании согласуются с системой менеджмента качества, внедряющейся в университете.
I ступень высшего образования на специальности «медико-диагностическое дело». Согласно поручению Министерства здравоохранения Республики Беларусь, УО «Гомельский государственный медицинский университет» с 2008/2009 учебного года проводит апробацию нового образовательного стандарта по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело» со сроком обучения 5 лет. Проводимая в университете апробация Стандарта ОС РБ 79 01 04 - 2007 выявила ряд важных моментов.
Стандарт четко формулирует возможность получения высшего медицинского образования по четырем специальностям диагностического профиля: «Клиническая лабораторная диагностика», «Рентгенология», «Функциональная
диагностика», «Ультразвуковая диагностика» — и утверждает перечень знаний и умений врача по этим направлениям.
Распределение студентов МДФ в 2009 г. осуществлялось по специальностям «врач лабораторной диагностики» и «врач лучевой диагностики», в 2010 г. — по специальностям «врач лабораторной диагностики» и «врач рентгенолог» (интернатуры по этим специальностям предусмотрены). Решение о распределении выпускников МДФ врачами лучевой диагностики и врачами-рентгенологами имело важное значение в формировании у студентов мотивации к изучению дисциплины «Лучевая диагностика». Наблюдалось увеличение до 40 % курсовых и дипломных работ студентов 5 и 6 курсов, посвященных данному предмету. Появились студенческие научные работы по рентгенологии и ультразвуковой диагностике заболеваний. Проведенный анализ тематики курсовых и дипломных работ показывает высокую заинтересованность в выполнении научных исследований в области патологической анатомии и судебной медицины.
Проблемы здоровья и экологии
135
Вопросы учебно-методического и научнометодического обеспечения подготовки специалистов рассматриваются на советах медико-диагностического факультета, советах университета. Согласно приказу Министерства образования РБ «Об учебно-методических объединениях по профилям (направлениям) образования, специальностям подготовки специалистов» №401 от 04.06.2010 г. ГомГМУ обеспечивает работу секции УМО по специальности «медико-диагностическое дело».
II ступень высшего образования по специальности «медико-диагностическое дело». Нормативными документами предусмотрено введение в системе высшего медицинского образования обучения в магистратуре. С 2011 г. началась подготовка магистров в ГомГМУ. Структура специальностей магистратуры в соответствии с ОКРБ в редакции 2009 г. представлена в таблице 1. Указаны специальности магистратуры, на которые могут поступать выпускники медико-диагностического факультета. Важно, что выпускник может продолжить образование на кафедрах с высокой потребностью в научно-педагогических работниках по специальностям магистратуры: «Анатомия человека», «Патофизиология, физиология», «Биохимия», «Микробиология, вирусология», «Гистология, цитология, клеточная биология», «Общественное здоровье и здравоохранение».
По клиническим специальностям для студентов медико-диагностического факультета ОКРБ предлагает гораздо меньше возможностей: «Клиническая лабораторная диагностика», «Патологическая анатомия», «Паразитология». На клиническую специальность «Патологическая анатомия» у выпускников факультета в настоящее время нет возможности поступить в связи с тем что они не распределяются в интернатуру «Патологическая анатомия» в соответствии с документами МЗ РБ. Проблематично и поступление выпускников МДФ в аспирантуру по специальности «Патологическая анатомия» по этой же причине. На наш взгляд, выпускники медикодиагностического факультета могут быть использованы в крупных патологоанатомических отделениях в качестве врачей-
патологоанатомов, проводящих гистологические, иммуноморфологические исследования.
Послевузовское образование. Кодекс дает следующее определение: «послевузовское образование — уровень основного образования, направленный на развитие личности аспиранта, адъюнкта, докторанта, соискателя и реализацию их интеллектуального и творческого потенциала, формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований, в том числе завершающийся присвоением научной квалификации «Исследователь».
Послевузовское образование включает в себя две ступени:
— аспирантура (адъюнктура) — I ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками планирования и самостоятельного проведения научных исследований, глубокими теоретическими знаниями, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук. На I ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающая получение научной квалификации «Исследователь»;
— докторантура — II ступень послевузовского образования, направленная на подготовку специалистов, обладающих навыками организации научно-исследовательской работы по новому направлению научных исследований или в развитие существующих актуальных направлений научных исследований, аналитического обобщения результатов научной деятельности, позволяющими подготовить квалификационную научную работу (диссертацию) на соискание ученой степени доктора наук. На II ступени послевузовского образования реализуется образовательная программа докторантуры.
Одной из важных задач, которые стоят перед медицинскими вузами, является укрепление кадрового потенциала кафедр, активизация подготовки кадров высшей научной квалификации [6]. На факультете осуществляется подготовка кадров высшей научной квалификации, выпускники по специальности «медикодиагностическое дело» могут проходить обучение по 7 специальностям аспирантуры, открытым в университете: «Биохимия», «Физиология», «Патофизиология», «Анатомия», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Клиническая лабораторная диагностика», «Паразитология». По патологической физиологии в университете открыта докторантура. Представлены документы для открытия аспирантуры по двум специальностям: «Микробиология» и «Гистология». Анализ специальностей, открытых в университете, показывает, что для выпускников специальности «медико-диагностическое дело» имеются только «Клиническая лабораторная диагностика» и «Паразитология». В связи с отсутствием, согласно ОКРБ, возможности поступать на специальность магистратуры «Лучевая диагностика» и «Лучевая терапия» и аспирантуры по специальности «Лучевая диагностика» выпускник не может продолжать обучение на II ступени и послевузовском образовании по данным специальностям.
Нормативные документы дают возможность получать дополнительное образование по достаточно широкому спектру специальностей диагностического профиля.
Проблемы здоровья и экологии
136
Таблица 1 — Структура высшего, послевузовского и дополнительного образования по специальности «медико-диагностическое дело» в Гомельском государственном медицинском университете
Высшее образование Интернатура Дополнительное образование Послевузовское образование
Специальность «медико-диагностическое дело» по стандарту, направления специализации Магистратура, специальность по ОКРБ* Клиническая ординатура Аспирантура, соискательство, докторантура*
Клиническая лабораторная диагностика Лучевая диагностика Научно-педагогическая деятельность Выполнение санитарногигиенических лабораторных исследований в центрах гигиены и эпидемиологии Ультразвуковая диагностика Функциональная диагностика Клиническая лабораторная диагностика Клиническая лабораторная диагностика Клиническая лабораторная диагностика Клиническая лабораторная диагностика
Общественное здоровье и здравоохранение Валеология — Общественное здоровье и здравоохранение
— Лучевая диагностика Лучевая диагностика —
Судебная медицина Патанатомия — — Судебная медицина Патанатомия
— Анатомия человека — Патофизиология, физиология — Биохимия — Микробиология, вирусология — Гистология, цитология, клеточная биология — Анатомия человека — Физиология — Биохимия — Патологическая физиология
Паразитология Ультразвуковая диагностика Функциональная диагностика Паразитология
* Специальности магистратуры, на которые могут поступать выпускники медико-диагностического факультета, согласно ОКРБ (включены в лицензию); *переподготовка в БелМАПО; *докторантура утверждена по специальности «патологическая физиология»
Дополнительное образование выпускников Клиническая ординатура является важной формой дополнительного образования. Университет может проводить обучение в клинической ординатуре по следующим специальностям диагностического профиля: «Клиническая лабораторная диагностика», «Функциональная диагностика», «Лучевая диагностика», «Ультразвуковая диагностика». Систематизированный указатель специальностей и квалификаций переподготовки кадров на базе высшего образования ОКРБ содержит информацию о специальностях, которые могут получить после переподготовки выпускники медико-диагностических факультетов по специальности «медико-диагностическое дело» после прохождения переподготовки в БелМАПО (таблица 2). Специальности, представленные в таблице, можно разделить на две группы. Первая — специальности, в которых используются различные методы лабораторных исследований в биологических и других материалах: клиническая лабораторная диагностика, бактериология, вирусология, санитарно-гигиенические
лабораторные исследования. Вторая группа — диагностические специальности с использованием в практической работе различных инструментальных методов и оборудования: лучевая диагностика, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика. Важно отметить, что специалисты первой группы целенаправленно готовятся на медико-диагностическом факультете и углубленно осваивают указанные дисциплины на 3-6 (5) курсе университета. Специальности второй группы также требуют расширенного усвоения дисциплин на I ступени образования. Краткосрочных курсов переподготовки специали-стам-выпускникам лечебного и педиатрического факультетов недостаточно для приобретения необходимых знаний и умений врача соответствующей специальности. Можно сделать вывод, что по указанным в таблице 2 специальностям целесообразно проходить переподготовку преимущественно выпускникам специальности «медико-диагностическое дело», за исключением валеологии.
Проблемы здоровья и экологии
137
Таблица 2 — Специальности дополнительного образования (переподготовки) выпускников медикодиагностического факультета по специальности «медико-диагностическое дело», по данным ОКРБ
Код профиля, направления образования, группы специальностей или специальности основного образования, позволяющие претендовать на дополнительное образование Наименование профиля, направления образования, группы специальностей, специальности Наименование квалификации
79 01 01; 79 01 02; 79 01 03; 79 01 04, 79 01 06 Бактериология Врач-бактериолог
79 01 01; 79 01 02; 79 01 03; 79 01 04; 79 01 05; 79 01 06; 79 01 07 Валеология Врач-валеолог
79 01 01; 79 01 02; 79 01 03; 79 01 04; 79 01 06 Вирусология Врач-вирусолог
79 01 03; 79 01 04, 79 01 06 Санитарно-гигиенические лабораторные исследования Врач-лаборант
79 01 01; 79 01 02; 79 01 03; 79 01 04; 79 01 06 Клиническая лабораторная диагностика Врач лабораторной диагностики
79 01 01; 79 01 02; 79 01 03; 79 01 04; 79 01 06 Паразитология Врач-паразитолог
79 01 01; 79 01 02, 79 01 04 Лучевая диагностика Врач лучевой диагностики
79 01 01; 79 01 02, 79 01 04 Ультразвуковая диагностика Врач ультразвуковой диагностики
79 01 01; 79 01 02, 79 01 04 Функциональная диагностика Врач функциональной диагностики
Выводы
Выпускники медико-диагностических факультетов имеют достаточно широкие возможности образования в магистратуре, аспирантуре, интернатуре, клинической ординатуре и для переподготовки.
По ряду направлений образования необходимо расширить возможности прохождения интернатуры по медико-диагностическому делу: «Функциональная диагностика», «Ультразвуковая диагностика», «Патологическая анатомия».
Необходимо открытие специальностей аспирантуры по микробиологии и гистологии, цитологии, клеточной биологии, а также лучевой диагностике и лучевой терапии в связи с возможностью обучения выпускников по этим специальностям и потребностью в таких специалистах практического здравоохранения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Медико-диагностический факультет: начало большого пути (к 20-летию образования Гомельского государственного медицинского университета) / А. Н. Лызиков [и др.] // Проблемы здоровья и экологии. — 2010. — № 4(26). — С. 76-81.
2. Минобразования отправило заявку на присоединение к Болонскому процессу [Электронный ресурс]. — Режим доступа 03.12.2011: http://telegraf.by/2011/12/minobrazovaniya-otpravilo-zayavku-na-prisoedinenie-k-bolonskomu-processu.
3. Кислицын, К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 11. — Высшее образование для XXI в.
4. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования. Прэс — Бюлетэнь (снежань 2010 г.) А. И. Жук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.minedu.unibel.by.
5. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tamby.info/kodeks/edu.htm.
6. Основные направления усовершенствования подготовки студентов на медико-диагностическом факультете / А. Н. Лызиков [и др.] // Медицинское образование XXI в. / Сборник матер. V Междунар. на-уч.-практ. конф. — Витебск: ВГМУ, 2009. — 2009. — С. 232-236.
Поступила 09.12.2011
УДК 613.84-053.81
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Л. П. Мамчиц, Н. В. Карташева Гомельский государственный медицинский университет
Работа посвящена изучению современных проблем никотиновой зависимости среди молодежи, определению факторов, лежащих в основе ее формирования, а также разработке профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения табакокурения среди молодого поколения. Результаты исследования позволили выявить группы риска среди молодежи по формированию аддиктивного поведения на табакокурение, установить причинно-следственные связи между курением и развитием патологий органов дыхания и желудочно-кишечного тракта, показателями физического развития. Разработанный нами алгоритм позволил комплексно проанализировать степень аддиктивного поведения студенческой молодежи на этапе донозологической диагностики. В учреждениях здравоохранения указанный способ можно использовать для проведения профилактических мероприятий среди населения, при индивидуальной оценке поведенческих особенностей; при оценке эффективности оздоровительных и лечебных мероприятий.
Ключевые слова: табакокурение, аддикция, аддиктивное поведение, молодежь, распространение табакокурения, борьба с табакокурением.