Ходжаева Мубина Джалоловна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка ТГУПБП
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Переход общества к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора экономики, включая частный, становление рынка труда, а также объективная необходимость вхождения Таджикистана в мировую экономическую систему, глобальные экологические проблемы требуют переосмысления задач, стоящих перед общеобразовательной, профессиональной школами и вузами. Важной научной проблемой образования в условиях коренного преобразования общества стало исследование целей, содержания, средств воспитания творческой личности, активного человека, умеющего жить и трудиться в условиях рыночной экономики, когда все большее значение приобретают умение работать инициативно и предприимчиво, мыслить масштабно, решать нестандартные проблемы, работать с людьми и т.д.
Происходящие социально-экономические реформы тормозятся тем обстоятельством, что предприимчивость, умение рисковать, ответственность и другие черты делового человека не стали еще нормой жизни для современных предпринимателей, так как сказывается инерционность сознательного поведения людей. В период социалистического развития педагогическая наука и практика рассматривали деловитость и предприимчивость как чуждые нашей действительности буржуазные качества личности, и лишь с конца 80-х годов проблема получает в отечественной педагогике признание как предмет исследования и педагогического опыта.
Деловой человек как ключевая фигура рыночных отношений изучается экономистами, педагогами, социологами. В то же время в науке не выработано единое понимание сущности делового человека на основе определенных критериев его оценки с учетом природы и специфики делового поведения в социальной структуре.
Современный этап профессиональной подготовки протекает в новых социальноэкономических условиях, где нужны работники "нового социального типа", позитивной социальной ориентации. Традиционная для отечественной педагогики проблема трудовой подготовки молодежи открывается в своем новом аспекте как интеграция выпускников учебных заведений в структуры рыночной экономики.
Основным моментом для проектирования новой педагогической системы выступает представление о психологических механизмах рыночной адаптации человека. Рынок - это сфера деловых инициатив и предпринимательского риска,
своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявление интеллектуальной незаурядности. В условиях рынка найдут себя люди предприимчивые, деловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, умеющие быстро ориентироваться в изменяющихся условиях [1]. Понятие "деловой человек" выступает, следовательно, обобщенной моделью готовности к новому типу профессиональнотрудовой активности.
Сегодня в Таджикистане осуществляются экономические реформы. Их результатом является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на основах рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования является специалист, обладающий деловыми качествами и навыками. Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности требуют формирования адекватных этим процессам способностей и качеств людей, вовлеченных во все звенья экономики на всех ее уровнях. В современной экономике востребован активный поиск эффективных вариантов производства и реализации товаров и услуг, и требуется инициатива, подкрепленная высоким уровнем культуры организации экономической деятельности.
Деловые качества как социальный и психологический феномен в наибольшей мере присущ такой форме хозяйственно- экономической деятельности и укладу жизни, как предпринимательство. В данной сфере деятельности на первый план личностной организации выходит такое свойство, как предприимчивость.
Термин «предпринимательство» имеет многосмысловое значение. В широком смысле под ним понимается экономическая деятельность как инициативная самостоятельная деятельность. Нетрудно заметить, что за словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). То есть деловые качества и деловой подход к жизни выступают неизменными атрибутами предпринимательства. Эта смысловая связь была закреплена ещё в римском праве, по которому «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая [7, 26]. Терминологические и содержательные характеристики понятия предпринимательства менялись и упорядочивались в процессе развития социально-экономической практики, но неизменной оставалась его деловая сущность.
В.И. Даль пишет, что «предпринимать» означает «затевать, решаться, исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо [8].
В современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущности явления предпринимательства, его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина «предприниматель». Важно отметить, что данный термин имеет не только экономическое, но и психологическое содержание, поскольку предпринять что-либо — значит сделать нечто инициативное, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия. Способность к регулярному и успешному осуществлению такого рода активности, предполагающей умение быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопре-
деленности, определяется в повседневном языке как предприимчивость. Обращение к деловой сфере жизни показывает, что предпринимательство - это особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых качеств, мировоззрения, ценностных ориентаций, стереотипов и норм поведения, т.е. тех образований, которые подразумевают наличие определенной философии и культуры.
Очевидно, что в эпицентре понимания профессионально-деловых качеств находится личность предпринимателя как социокультурный феномен и ценностный образ, который, будучи ведущим субъектом рыночной экономики, выступает непосредственным носителем важнейших деловых качеств.
По утверждению Шумпетера, первым основным качеством предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основательная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество - сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды - традиций, правовых и моральных норм и т.п. Наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее задумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя [10, 61].
Дж.М. Кейнс считает, что для предпринимателя характерны следующие качества: предусмотрительность, осторожность, расчетливость, предприимчивость, независимость, стремление к лучшему, желание оставить своим наследникам капитал (дело) [5].
П.Н. Савицкий рассматривает предпринимательство не только как хозяйственноэкономическую, но и как особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйское отношение включает в себя, по мнению автора, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей [9, 82].
В существующих работах фигура предпринимателя рассматривается под разным углом зрения, однако все они предполагают такие качества, как новизна, творческое начало, организаторский талант, умножение богатства и готовность рисковать.
В понимании феноменологии деловых качеств важным представляется положение о том, что предпринимательство означает персональную ответственность собст-венника-предпринимателя за результаты своей деятельности. Предприниматель, являясь центральной фигурой в данном случае, призван зарождать идею, воплощать ее в последствии через процесс производства, изыскивать средства для претворения ее в жизнь и осуществлять соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс.
Известно позитивное влияние предпринимательства на прогресс общества и повышение его материального благосостояния, это влияние проявляется в: личной заинтересованности предпринимателя (бизнесмена) в своем деле; более быстром и достаточно легком удовлетворении потребностей общества и его отдельных членов в связи с необходимым стремлением предпринимателя угадать нарождающиеся потребности для получения соответствующей выгоды раньше своих конкурентов; в меньших издержках общества по удовлетворению своих потребностей в связи со
специализацией предпринимателей, приводящей к более полному использованию ресурсов общества.
В существующих исследованиях к числу важных качеств психологического портрета предпринимателя относятся следующие характеристики. В интеллектуальном блоке - компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление. В коммуникативном блоке — талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения. В мотивационно-волевом блоке — склонность к риску; внутренний ло-кус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи [6]. Предприниматель ассоциируется также с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом.
К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность в бизнесе, могут быть отнесены следующие: способность быстро принимать неожиданные решения; умение рисковать; коммуникативные преимущества; агрессивность характера; интуитивные способности; умение работать с людьми; устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях [1,2]. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопределенным образом. Он постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет предпринимателей из общей социальной структуры.
Среди русских авторов развернутый портрет делового человека был предложен А.И. Агеевым в виде десяти основных качеств (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Характеристика деловых качеств (по А.И. Агееву)
Качества Индикаторы проявления качества
1. Поиск возможностей и инициативность а) видит и использует новые или необычные деловые возможности; б) действует до того, как его вынудят к этому обстоятельства
2. Упорство и настойчивость а) готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие; б) меняет стратегии, чтобы достичь цели
3. Готовность к риску а) предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; б) предпочитает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результат
4. Ориентация на эффективность а) находит пути делать вещи лучше, дешевле, быстрее; б) стремится достичь совершенства, улучшать стандарты эф-
фективности
5. Вовлеченность в рабочие контакты а) принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; б) берется за дело вместе с работниками или вместо них
6. Целеустремленность а) ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение; б) постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи
7. Стремление быть информированным а) лично собирает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах; б) использует личные и деловые контакты для своей информированности
8. Систематическое планирование и наблюдение а) планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; б) разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работ
9. Способность убеждать и устанавливать связи а) использует осторожные стратегии для влияния и убеждения людей; б) использует личные и деловые контакты как средство достижения целей
10. Независимость и самоуверенность а) стремится к независимости от правил и контроля других людей; б) полагается лишь на себя перед лицом противостояния и при отсутствии успеха; в) верит в свою способность выполнять трудные задачи
Приведенные индикаторы проявления качеств позволяют говорить о типологии стратегий поведения, реализующих то или иное качество [2].
Предпринимательство как социально-экономическое и культурное явление обладает рядом присущих ему признаков. Важнейшим признаком является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
Предпринимательство немыслимо без новаторства. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, продуктивные пути - неизбежный удел предпринимателя.
Б. Карлофф считает, что предпринимательство имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании, состоит в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации. Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью особых способностей разрубить стереотипы общественного мышле-
ния и претворить эту идею в жизнь [4]. Отмечая особую важность инновационного мышления, С.И. Кретов определяет предпринимательство как способ мышления инициативного человека, быстро мобилизующего имеющиеся ресурсы на организацию производства в какой-либо сверхприбыльной сфере или отрасли [4].
В целом к базовым признакам делового образа существования в экономике относятся организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются производными (вторичными) свойствами.
Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, иначе руководит, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее "угадывает", на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос. Он не избегает риска, как это обычно делается в бюрократических структурах, а идет на него сознательно.
В основе делового эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия.
Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления - от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Развитие предпринимательской деятельности обеспечивается рядом следующих принципов.
В числе ведущих выступают: принцип саморегулирования предприни-
мательства, принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Исходя из главных принципов вытекают и последующие. В частности, принцип «диктата потребителя» как ведущего звена рыночного хозяйства [3,85], а также принцип контрактности. Важными являются принцип внутрифирменного планирования, принцип прогнозирования, а также принцип конкурентности и инноваций. И, наконец, важнейшим принципом предпринимательской деятельности является формирования её культуры, которая является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих этических принципах и неразрывно связана с общечеловеческими ценностями.
В сложившихся на сегодня работах в целом выделяются, по крайней мере, четыре взаимосвязанные функции предпринимателя [4].
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов, земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.
2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, т.е. тех решений, которые и определяют курс деятельности предприятия, фирмы.
3. Предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже организацию бизнеса.
4. Предприниматель - это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться или прибыль, или убытки, или банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами.
Подводя черту под описанием профессионально-деловых качеств специалиста рыночной экономики, необходимо резюмировать, что в педагогическом плане развитие деловых качеств наиболее плодотворно осуществляется через усвоение культуры предпринимательства. Она характеризуется как деловая, креативная, новаторская, инициативная, прогностическая, прагматичная, рационализаторская, конкурентно-продуктивная, коммуникативная, договорная, свободная, ответственнодоверительная [7,102].
Прежде всего это деловая культура, поскольку выстраивается вокруг осуществления конкретного дела, которое становится определяющим фактором профессиональной и личной жизни, выступает высшей ценностью для субъекта (затмевая ценность денег и прибыли), именно делу подчинены основные усилия и интересы («дело прежде всего»).
Культура предпринимательства отличается своим новаторским, инновационным характером, она всегда связана с поиском новых предложений, лучших альтернатив и способов организации деятельности, кроме того, это ещё и культура риска, вызова застывшим стереотипам общественной и хозяйственной жизни. Это культура действий в условиях неопределенности, это культура постоянных новшеств, способности к нетривиальным ходам и нестандартным решениям, таким образом, это культура прогресса [7,185].
Культура предпринимательства характеризуется как коммуникативная. Предприниматель разворачивает свою деятельность в сложной системе отношений, в многозначной палитре взаимодействий с различными слоями и категориями общества. Предпринимательская деятельность буквально пронизана и соткана из бесконечных и непрерывных нитей контактов и коммуникаций.
Культура общения в этой связи выходит на первый план профессионального облика делового человека. Особую важность она обретает с выходом деятельности на международный уровень. Более того, в условиях информационного общества сама коммуникация становится товаром, что неуклонно повышает её роль в бизнесе [7,190].
Культура предпринимательства выступает как договорная, поскольку в правовом отношении предпринимательство реализуется в пространстве договора. Таков механизм рынка, где никто не может действовать в одиночку, реализуя лишь свой собственный интерес. Цивилизованное предпринимательство разворачивается в контексте системы различных соглашений и согласований. Культура диалога, переговоров, учёта интересов, культура согласия и разрешения конфликтов цивилизованными путями становится неотъемлемым фактором успешного предпринимательства.
Важный этический признак культуры предпринимательства состоит в том, что она носит ответственно- доверительный характер построения деятельности на рынке. Предпринимательская деятельность полагает личную ответственность предпринимателя как собственника предприятия за предпринимаемое дело. Кроме того, эта деятельность может реализоваться только на основе доверия. Без ответственности и доверия невозможно реальное партнерство и сотрудничество, а предпринимательство может скатиться к манипулированию и даже мошенничеству [7, 226].
Свойства культуры предпринимательства могут служить целевыми ориентирами развития профессионально-деловых качеств будущих специалистов.
Проведенный анализ научных параллелей в истории разработки проблемы деловых качеств показал, что, несмотря на разницу в стилях и способах толкования, они отражают одну и ту же особенность — возможность и способность личности продуктивно выстраивать деятельность в динамичной сфере рыночной экономики.
Список использованной литературы:
1. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. / В. И. Кузнецов. - М.: ИМЭМО, 1990.
2. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. / Ин-т экономики АН СССР. - М.: Наука, 1991.
3. Войтович С.А. Динамика престижа и привлекательности профессии. - Киев: Наукова Думка, 1989.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2003.
5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. / Перевод с англ. Д. Ми-лейковского. - М.: Прогресс, 1978.
6. Самойлова Е.С. Обучение иностранному языку как фактор формирования профессиональной компетентности экономиста: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2004.
7. Томилов В.В. Культура предпринимательства. - СПб: Питер, 2000.
8. Трофимова О.Н. Формирование профессионально значимых качеств у будущих менеджеров средствами иностранного языка в условиях вуза: Дисс.... канд. пед. наук. -Чебоксары, 2008.
9. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебное пособие для вузов. - М.: Зерцало, 1998. - 254с.
10. Шумпетер И. Теория экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / А. Г. Милейковский. -М.: Прогресс, 1982.
М. Дж. Ходжаева
Профессионально деловые качества личности как социально-психологическая характеристика специалиста рыночной экономики
Ключевые слова: рыночные отношения, рыночная экономика, специалист, профессиональная подготовка, деловые качества, предпринимательство
В данной статье автор пишет о том, что сегодня в Таджикистане осуществляются экономические реформы. Их результатом является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на основах рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйст-
вования является специалист, обладающий деловыми качествами и навыками. Развитие рыночных отношений требует формирования адекватных этим процессам способностей и качеств людей, вовлеченных во все звенья экономики на всех ее уровнях. В связи с этим автор определяет, что профессионально-деловые качества личности как социальный и психологический феномен присущ такой форме хозяйственно- экономической деятельности, как предпринимательство.
M.DJ. Khojayeva
Professional Business Qualities of Individual as a Social-Psychological Characteristic of a Specialist Dealing with Market Economy
Key words: market relations, market economy, specialist, professional training business qualities, entrepreneurship
Economic reforms have been being effectuated in today's Tajikistan. The latters are resulting into formation and development of new economic, financial, social and other relations based on the grounds of market economy; a specialist possessing business qualities and habits being a main subject in it. The development of market relations requires a formation of abilities and qualities adequate to the process in question people should possess with if they are involved into any links of economy at any of its levels. The author of the article asserts that such professional business qualities of an individual are inherent in such a form of economic activity as entrepreneurship presenting a social and psychological phenomenon.