Научная статья на тему 'Предпринимательский потенциал предприятия: понятие и структура'

Предпринимательский потенциал предприятия: понятие и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3627
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕНЕДЖЕР / ENTERPRISE / ENTERPRISE POTENTIAL / MANAGER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Невдаха С. В.

В статье рассмотрено понятие предприятия, потенциала предприятия, основные предпринимательские качества. Кроме того, в данной работе рассмотрено сравнение личностных и поведенческих качеств у менеджеров и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise business potential: notion and structure

The article considers the notion of enterprise, enterprise potential, basic business quality. Besides, in the article personal and behavioural qualities of managers and businessmen are compared.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский потенциал предприятия: понятие и структура»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА С.В. Невдаха

В статье рассмотрено понятие предприятия, потенциала предприятия, основные предпринимательские качества. Кроме того, в данной работе рассмотрено сравнение личностных и поведенческих качеств у менеджеров и предпринимателей.

Ключевые слова: предприятие, потенциал предприятия, менеджер.

Персонал предприятия является одним из первичных социальных образований, в котором происходит соприкосновение индивидуума и социума, и посредством которого реализуются потребности человека в общественном признании и уважении. Нормы и обычаи в деятельности персонала предприятия во многом определяют правовую среду государства, служат моделью как взаимоотношений юридических лиц самой разнообразной природы, так и деловых взаимоотношений физических лиц. В современном представлении предприятие - это:

1) структурообразующий элемент экономики. В нем соединяются для производства продукции трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и вместе с тем местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны;

2) самостоятельное юридическое лицо, обладающее возможностью заключать имеющие юридическую силу контракты, добиваться через судебные органы выполнения таких контрактов и при этом выступать от собственного имени, без отождествления с какими-либо индивидами, принадлежащими к нему.

Контрактный подход к предприятию как экономической организации позволяет подчеркнуть добровольный характер участия людей в их деятельности: люди будут выполнять свои обязательства лишь перед той организацией, которая служит их интересам. Кроме того, возможность заключать контракты означает также и возможности реформирования, перестройки и ликвидации организации путем изменения условий контракта;

3) имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его части могут быть объектом купли-продажи, залога и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением имущественных прав.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, т. е. земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работу и услуги, другие исключительные права;

4) предпринимательство, дело, бизнес, понимаемые в большей мере как некий нематериальный актив, способствующий достижению небывалых ранее результатов в деятельности индивидов и коллективов; его наличие обеспечивает конкурентные преимущества перед партнерами и конкурентами в осуществлении рыночных операций.

Из этого представления можно сделать вывод о том, что все перечисленное в совокупности есть ничто иное, как потенциал предприятия. Ведь известно, что в общем случае потенциал конкретного предприятия складывается из элементов, характеризующих его ресурсы, положение и динамику их движения во времени и пространстве. При этом решающим моментом для предприятия является степень координации, слаженности и согласованности между этими элементами, в т. ч. степень гармоничности отношений между предприятием и внешней средой, в первую очередь с рынком потребителей.

В теоретическом и практическом плане определенный интерес представляет взгляд на потенциал предприятия как институциональ-

но-экономической системы. В этом случае мы имеем дело с комплексом, включающим:

- потенциал спроса на профильную продукцию предприятия;

- инвестиционный потенциал предприятия как характеристику спроса на акции и другие ценные бумаги предприятия и его привлекательности в качестве объекта прямых инвестиций;

- социальный потенциал предприятия как характеристику привлекательности предприятия в качестве объекта приложения труда.

Важным является системное единство средств и предметов труда, самих работников и отношений между ними, их навыков, мотивов и стимулов, сложившихся за многие годы трудовых традиций, которое и составляет основу потенциала предприятия. Этот вывод подкрепляется и результатами анализа развития экономических отношений.

Коренное отличие современного периода экономики от экономики второй половины XX в. заключается в изменении глобальной целевой функции производства. Ранее главная задача производства сводилась к выпуску такого количества продукции, которое позволило бы обеспечить потребности населения и нужды дальнейшего экономического развития в товарах и услугах. Соответственно, одна из задач управления предприятием -определение объемов производства, обеспечивающих экономическую эффективность его деятельности.

Ныне главным является не тиражирование новых экземпляров данного продукта, а разработка и создание новых видов товаров и услуг. Целевая функция производства здесь характеризует не количество произведенных экземпляров, а количество разных «сущностей», т. е. качественно различных экономических благ.

Меняется и оценка факторов производства. Если раньше в качестве естественных измерителей объема вовлеченных в производство факторов выступали количества средств труда, предметов труда и самого труда, то ныне все шире этими измерителями становятся не количественные характеристики ресурсов, а их качественные показатели.

В настоящее время коммерческий успех современного предприятия определяется не столько численностью персонала, сколько наличием среди работников людей, способ-

ных создать новое изделие или услугу, найти новый способ организации производства, уловить процесс формирования новых потребностей в рыночной сфере и адекватно отреагировать на него. В частности, успех или неудача деятельности предприятия в решающей степени зависит от наличия «личностей» как в персонале управления, так и персонале предприятия.

Таким образом, есть основания утверждать о происходящем процессе индивидуализации всех товарно-ресурсных составляющих экономики. Каждый значимый компонент оказывается индивидуально отличным от других, уникальным и в каком-то смысле незаменимым. «Количество сущностей» как основной натуральный измеритель уступает место «сущности количества».

На современном этапе развития отечественной экономики и трудовой фактор объема производства проявляется не в показателях численности или фонда оплаты труда предприятия, а в чисто индивидуальном аспекте, когда личность руководителя, менеджера служит как бы гарантом выполнения согласованных действий. В ряде случаев в число трудовых факторов объема производства и реализации продукции входит наличие на предприятии тех или иных специалистов с уникальными навыками или технологиями. Следовательно, можно сделать вывод, что для нашей экономики трудовые факторы уже, пусть и частично, представлены индивидуализированными характеристиками, отражающими не объемные, а качественные показатели персонала.

Эти качественные изменения повышают интерес менеджеров к использованию человеческих ресурсов и человеческого капитала, которым также присущ потенциал, являющийся в условиях предприятия составной частью его общего социально-экономического потенциала. Этот интерес стимулируется рассмотрением предприятия с точки зрения роли в экономике предпринимателя и предпринимательства как явления.

В начале для понимания сущности предпринимательского потенциала персонала на основе анализа подходов ведущих зарубежных и отечественных исследователей предпринимательства систематизируем наиболее типичные предпринимательские качества (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция научных взглядов на основные предпринимательские качества

Временной период, г. Исследователи Основные предпринимательские качества

1725 Р. Кантильон Способность рисковать, предвидеть, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения, прежде всего, в условиях риска

1826 И. Тюнен Умение рисковать, принимать нестандартные решения, ответственность за свои действия

1890 В. Зомбарт Агрессивность, организаторские способности, решительность, коммуникабельность, готовность к риску

1900 М. Вебер Рационализм, трудолюбие, расчетливость, бережливость, протестантский аскетизм

1934 И. Шумпетер Новаторство, способность к инновациям

1940 Г.К. Гинс Образованность, решительность, находчивость, приспособляемость, рискованность, хозяйственный оптимизм и расчетливость

1990 Л. Якокка Трудолюбие, решительность и ответственность, рискованность, организованность

1995 К. Татеиси Умение адаптироваться к окружающей среде, готовность к умеренному риску, рационализм, образованность, способность к развитию, к постоянному освоению новых знаний, способность вести за собой людей

1997 В.Е. Савченко Способность по-особому соединять факторы производства на инновационной, рисковой основе, умение принимать нестандартные решения в неопределенных условиях, способность генерировать идеи и умение их оценивать с точки зрения получения дохода, оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности, способность оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли, анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы и др.

1999 А.В. Бусыгин Одержимость идеей, уверенность в себе, способность сформировать нужную команду, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, новизна и новаторство, способность предугадать, как реализация новых идей будет воспринята рынком, агрессивность, способность к творчеству, готовность и умение принимать решения, способность и готовность к риску

2000 В.В. Томилов Профессиональная компетентность в бизнесе и менеджменте: экономическая, правовая, организационно-управленческая культура и опыт предпринимательства; стратегическое мышление: ум, умение генерировать идеи и принимать решения; предприимчивость: умение извлечь из каждой ситуации выгоду, способность к риску, деловая хватка; нравственные качества: духовный потенциал, этика поведения в обществе и бизнесе; организаторские способности: стремление к самостоятельности, коммуникабельность, умение организовывать коллективную работу; личная организованность: способность жить и действовать по системе, умение использовать время; политическая культура, умение понимать и учитывать интересы страны, интересы коллектива и отдельного работника; работоспособность

В таблице 1 отчетливо просматривается тенденция ужесточения требований, предъявляемых к предпринимателю в отношении наличия у него специфических качеств, круг которых не только увеличивается, но и усложняется по содержанию.

Таким образом, можно констатировать, что основу предпринимательского потенциала персонала составляет совокупность характеристик, определяющих возможность, границы и способность личности в условиях предприятия заниматься какой-либо формой предпринимательской деятельности. Циви-

лизованные и преуспевающие предприниматели должны быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, проявлять лидерство, уважать мнение других, позитивно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовыми к принятию риска, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорства, большой силой воли, иметь творческое начало, быть трудолюбивыми и иметь высокую работоспособность, коммерческий и финан-

совый склад ума, способность привлекать необходимых партнеров. В сфере малого бизнеса США высоко ценятся такие черты у предпринимателя, как: энергичность и умение заставить других эффективно работать; наклонность к стратегическому мышлению и умение слушать других; умение строить взаимоотношения с людьми; коммуникабельность; знание техники и технологии.

В этой связи практический интерес представляют результаты исследования, проведенного одной из американских фирм при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США, содержащие личные качества, постоянно демонстрируемые удачливыми предпринимателями. Это:

- поиск возможностей и инициативность (предприниматель видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его к этому вынудят события);

- упорство и настойчивость (предприниматель готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели);

- готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

- ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремится достигнуть совершенства, улучшить стандарты эффективности);

- вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; берется за дело вместе с работниками или вместо них);

- целеустремленность (явно выражает цели; имеет долгосрочное видение; постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи);

- стремление быть информированным (лично обобщает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности);

- систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми

результатами и использует процедуры слежения за выполнением работы);

- способность убеждать и устанавливать связи (использует осторожные стратегии для выполнения и убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);

- независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других лиц; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Выявленные качества со всей очевидностью приводят к мысли, что ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играют стремление к совершенству, энергичность, усердие в работе и умение предаваться развлечениям и в то же время мгновенно определять суть возникающей проблемы. Не будет лукавством мысль, что это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личностными характеристиками.

Личностные характеристики предпринимателя могут быть связаны с его природной предрасположенностью к профессиональному ведению дел или являются результатом специальной подготовки и приобретенного опыта, а чаще всего представляют собой комбинацию того и другого. Не случайно, что к числу необходимых предпринимательских качеств многие относят:

- готовность и способность отыскать в существующей архитектонике экономической системы свободную экономикохозяйственную нишу путем анализа рынка и степени наполнения его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;

- готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать ее;

- способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые «носятся в воздухе»;

- умение осуществить первоначальные предпринимательские расчеты исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;

- готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации как собственного дохода, так и выгод потребителя;

- способность осуществить руководство реализацией предпринимательского проекта, т. е. сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей;

- умение первым разглядеть, понять новую техническую, технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения «проиграть» получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;

- способность к вступлению в коммуникационный процесс со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами.

Добиться успеха в предпринимательстве (как и в любом другом виде творческой деятельности) можно на основе предварительной (и нередко достаточно длительной) подготовки. Но успеха в предпринимательстве может добиться и человек, обладающий прирожденным талантом, особой предрасположенностью к этой деятельности.

Если исходить из того положения, что каждый работник обладает определенным предпринимательским потенциалом, то почему же далеко не каждый может стать предпринимателем? Видимо, есть нечто, что одним позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской деятельности. В чем заключается причина? Что же кроется за этим «нечто»? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время, в нужном месте, в нужной форме? Конечно, и то, и другое, и третье, а точнее - их эффективная комбинация. Но этого недостаточно.

Основными факторами эффективной предпринимательской деятельности персонала является наличие у работников:

1) структурированной совокупности качеств (способностей), которые приобретают определяющее значение в его становлении как предпринимателя и формируют основу его предпринимательского потенциала;

2) мобилизационных предпринимательских способностей;

3) условий для реализации предпринимательского потенциала.

Все предпринимательские качества, которые были проанализированы выше, могут оставаться на уровне потенций, если человеку не свойственна мобилизация. Под мобилизацией понимается способность приведения всех предпринимательских качеств персонала в активное состояние, т. е. в состояние готовности к определенным действиям. Предпринимательские мобилизационные способности персонала включают в себя ряд параметров.

Если работник обладает набором определенных предпринимательских качеств, имеет мобилизационные способности, но не имеет условий для реализации этих качеств, то его предпринимательский потенциал не реализуется.

Предприимчивость как природная склонность если и переходит по наследству в большей или меньшей степени, то развитие этого свойства и, в частности, применение его в хозяйстве, т. е. превращение в предпринимательство, зависит от тех условий, в которых работник может осуществить свою предприимчивость.

Предпринимательский потенциал может быть реализован не только в индивидуальной деятельности, но и в рамках крупной организации, фактически акционерными предприятиями руководят лица, обладающие свойствами предпринимателей иногда даже в большой степени, чем владельцы предприятий. Управляющими и менеджерами крупных акционерных обществ являются обычно инициаторы их возникновения, т. е. предприниматели или лица, выдвинувшиеся за время службы.

Практика подтверждает мысль о том, что нельзя связывать деятельность предпринимателя исключительно с владением собственности - предпринимателем можно быть и без владения какой-либо собственностью - но в то же время она не отрицает того факта, что владение собственностью, полное или час-

тичное, повышает мотивацию и эффективность предпринимательской деятельности.

Привлечение наиболее одаренных и способных к предпринимательству работников на ответственные посты в организации решает вопрос о применении предпринимательских способностей при отсутствии собственных возможностей.

Владение капиталом и умение управлять им, соединение и комбинирование факторами производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной прибыли и наиболее эффективные способы ее капитализации, умение пойти на риск, приспособиться к меняющимся экономическим условиям или вписаться в них, особая система управления, почти интуитивное угадывание или прогнозирование изменений рыночного спроса, восприимчивость к инновациям - это качества, без которых не может быть эффективного предпринимательства.

Исследования в трудовых коллективах предпринимательского потенциала привели к разнообразию его определения. Так, есть мнение, что предпринимательский потенциал как категорию предпринимательской активности можно определить понятием «потенциал предпринимательской активности работников». Являясь особым типом трудовой активности, предпринимательская активность при таком понимании наиболее полно реализуется в поиске и исследовании новых экономических возможностей.

Однако предпринимательскую активность можно также охарактеризовать как выражение самостоятельности и самодеятельности каждого работника.

В литературе существует точка зрения, согласно которой трудовой потенциал рассматривается направленно, с учетом возможностей человека в предпринимательской деятельности, что явилось основанием для введения в научный оборот понятия «личностный потенциал предпринимательской деятельности» (ЛПГТД). Данное понятие характеризует возможности человека заниматься предпринимательской деятельностью. Объективно имеющаяся у человека способность осуществлять различного рода деятельность по изготовлению и реализации товаров и услуг определяет его предпринимательские возможности. Предпринимательский потенциал количественно и качественно характе-

ризует предпринимательские возможности конкретного человека. Он обусловлен его врожденными качествами, воспитанием, образованием, жизненным и профессиональным опытом. Предпринимательский потенциал можно рассматривать как категорию, в основе которой лежат понятия «трудовая активность» и «трудовой потенциал». Огромный опыт научных исследований трудового потенциала, накопленный зарубежными и отечественными учеными, позволяет с достаточно высокой степенью достоверности разрабатывать и развивать основные положения предпринимательского потенциала, в т. ч. применяя метод аналогий.

Есть специалисты, которые предпринимательский потенциал рассматривают как совокупность ценностно -мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, коммуникативной и регуляторной компонентов. Обобщение опубликованных аналитических материалов и проведение эмпирических исследований на ряде предприятий и организаций позволяет констатировать, что все предпринимательские качества (способности) персонала интегрируются в три основные компоненты предпринимательского потенциала персонала: психофизиологическую, интеллектуально-квалифика-ционную и ценностно-мотивационную.

Психофизиологическая компонента предпринимательского потенциала персонала включает в себя: психологическую предрасположенность и физиологические возможности персонала к предпринимательской деятельности, такие как: работоспособность, здоровье и здоровый образ жизни, трудолюбие, семейное благополучие, оптимизм, удовлетворенность результатами работы, сила воли, упорство, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость, мобилизационные, организаторские способности и личная организованность, коммуникабельность (коммуникативность).

Интеллектуально-квалификационная часть предпринимательского потенциала персонала включает в себя ряд элементов: профессиональную компетентность, опыт индивидуального предпринимательства и руководства в условиях различных форм собственности, знания по основной сфере работы, самостоятельность решений и действий, умение воплощать идеи на практике, стратегиче-

ское мышление, способность принимать решения, гибкость (адаптивность), общий интеллект и наличие интеллектуальной собственности, креативность.

Особое значение в предпринимательской деятельности имеет наличие интеллектуальной собственности: изобретений, открытий, технологий, программ, инженерных разработок, «ноу-хау», которые могут стать основой для создания внутриорганизационных предпринимательских подразделений и интра-пренерских предприятий и их коммерческого использования. Если предпринимательская деятельность организации базируется на новом, перспективном изобретении, то конкурентное преимущество ей обеспечено. Под перспективные изобретения, открытия охотно дают деньги инвесторы и компаньоны. Мировой опыт показывает, что новые подходы в организации производства, в управлении, в продвижении товара также приносят предпринимателю успех, даже тогда, когда он выпускает традиционную продукцию.

Предпринимательские возможности, связанные с интеллектуальной собственностью, включают:

1) изобретения, открытия, инженерные и научные разработки («ноу-хау», новые товары, услуги и т. д.);

2) новые технологические решения, возможности, идеи и т. п.;

3) новые организационно-управленческие решения и умения.

Ценностно-мотивационная часть предпринимательского потенциала персонала включают в себя предприимчивость, стремление к лидерству, рискованность, информированность, способность к инновациям, ориентированность на результат, самореализацию и самоутверждение, целеустремленность, стремление к развитию, нравственные качества и этичность поведения.

Изучение различных подходов и сторон предпринимательского потенциала приводит к выводу, что его в теоретическом и практическом плане целесообразно рассматривать в зависимости от способностей персонала к его реализации в конкретных организационных условиях. Постановка этой задачи объективно приводит к выявлению видов предпринимательского потенциала персонала организации.

Некоторые специалисты выделяют два вида предпринимательского потенциала -

«наличный предпринимательский потенциал» и «перспективный предпринимательский потенциал». Это обусловлено тем, что уровень системно-организованной целостности коллектива предприятия, охватывающий политические, социальные и духовные, управленческие и исполнительские, технологические, квалификационные и иные структуры, выступает основным показателем наличного предпринимательского потенциала. В свою очередь, этот уровень объясняется единой целью коллектива.

Наличный предпринимательский потенциал коллектива включает в себя индивидуальные и коллективные силы, реализованные в предпринимательстве и, таким образом, выступающие в качестве меры предпринимательской активности во всех ее конкретных формах, а также оставшиеся нераскрытыми из-за различного рода социальных барьеров организационных структур. Следствием этого является недостаточное раскрытие индивидуальности работника как субъекта труда.

В понятие «перспективный предпринимательский потенциал» коллектива включают, с одной стороны, приращение сил за счет развития индивидуальных сил, организации и общности коллектива, составляющих наличный предпринимательский потенциал и, с другой стороны, развитие указанных сил путем использования достижений в этой области иных предприятий, отраслей, регионов, а также внедрения новых методических указаний и рекомендаций.

Предпринимательский потенциал персонала представляет собой объективно существующую данность, одна часть которой уже обнаружена и реализуется, а другая остается на протяжении определенного периода как бы «вещью в себе». Эта особенность определяется как отличительными свойствами персонала конкретной организации, так и общими чертами, характеризующими трудовую деятельность, характер организационных отношений, принципы управления и т. д. Поэтому предпринимательский потенциал персонала организации представляет собой противоречивое единство реальной возможности и реализованной действительности.

В современных условиях значение предпринимательского потенциала, предпринимательских качеств персонала возрастает. Ныне уже недостаточно того, чтобы работ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ники были дисциплинированными и ответственными. Они должны быть не только инициативными, но, прежде всего, предприимчивыми. Старые стереотипы, что предпринимателей лишь единицы, сведение всей значимости предпринимательства только к роли самостоятельного индивидуального предпринимателя не оправдано.

Конечно, индивидуальный предприниматель является той основой, на которую надо ориентироваться при создании предпринимательской атмосферы на крупном предприятии. Однако в организации должно быть больше предпринимателей, должна быть построена система предпринимательских отношений. Нужен переход на качественно новый уровень понимания значения предпринимательства и предпринимательского потенциала персонала. Причем как предпринимательского потенциала отдельного работника, так и предпринимательского потенциала всей организации в целом.

П. Друкер, размышляя о будущем развитии менеджмента, подчеркивает, что коммерческое предприятие и вообще любая современная организация должны быть выстроены таким образом, чтобы изменения для них были нормой и чтобы они сами провоцировали изменения, а не занимались поисками новых форм и решений после того,

как изменения уже произошли. Вместе с тем нельзя не заметить, что существует мнение, будто бы предпринимательская деятельность и менеджмент - разные вещи, между собой практически несовместимые. Этот устоявшийся стереотип П. Друкер считает ошибочным: «Любая организация, однако, которая действует исходя из убеждения, что менеджмент и предпринимательская деятельность -это разные вещи, не говоря уже о том, что несовместимые, очень скоро окажется в аутсайдерах» [7].

Менеджмент и предпринимательство -это два аспекта одного и того же процесса. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. Менеджер, который не стремится к обновлению, то же. Вместе с тем представляет интерес сравнение некоторых качеств, которыми обладают менеджеры и предприниматели (табл. 2).

Условия функционирования современных организаций требуют повседневного внимания к состоянию и динамике предпринимательского потенциала. Без его оценки нельзя начать тот или иной бизнес, эффективно решать возникающие проблемы, добиваться результативности управленческих решений и конкурентоспособности организаций на перспективу.

Таблица 2

Сравнение личностных и поведенческих качеств у менеджеров и предпринимателей

Параметры сравнения Менеджеры Предприниматели

Ведущие мотивы Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в компании, такие как собственный кабинет, штат и власть Стремление иметь независимость, свободу действий, творчески работать, создавать капитал

Восприятие временной перспективы Ориентация на временные горизонты, вытекающие из целей и планов деятельности Ориентация на этапы развития и роста бизнеса

Характер деятельности Определяется организационной структурой и принятым в компании стилем управления Непосредственная включенность в работу, опирающаяся на интеллект, ресурсы и риск для достижения своих целей

Отношение к риску Идет на риск в исключительных случаях и тогда, когда видит собственную выгоду Нацеленность на риск и постоянный учет его в разработке целей, стратегий, тактик и решений

Отношение к статусу Определяется кругом полномочий и степенью ответственности, положением в иерархии структуры управления Определяется местом в бизнес-сооб-ществе исходя из масштаба предпринимательской деятельности

Отношение к неудачам и ошибкам Осмысленное, избирательное, иногда «болезненное» Осмысленное, избирательно, иногда «болезненное»

Принятие решений Исходит из выбора альтернативы, опираясь на методические подходы и правила Определяется масштабом, ценностью, степенью полезности и риска

Кому служит Репутации компании, обеспечивающей ему карьерный рост Движимой им бизнес-идее для собственного благосостояния и упрочения своих позиций на рынке

Потенциал в широком смысле - это средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованными и приведенными в действие, использованными для достижения определенной цели, осуществления плана, решения задачи. Кроме того, под «потенциалом» понимаются возможности отдельного лица, организации, общества в определенной области.

Предпринимательский потенциал организации представляет собой комплексную категорию, отражающую способность работников эффективно заниматься предпринимательской деятельностью в рамках организации, это интегральная мера способностей персонала реализовывать имеющиеся у него возможности в предпринимательской деятельности. Можно сказать, что это некая интегральная характеристика количества, качества и меры совокупной способности персонала к эффективной предпринимательской деятельности в рамках организации.

1. Качанов В.М. Стратегия развития малого предпринимательства. М., 2000. С. 131-135.

2. Ковалев Г. Б. Индивидуальное предпринимательство. М., 2002. С. 26-35.

3. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопр. экономики. 1996. №7. С. 15-18.

4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М. 2003. С. 36-41.

5. Смолъков В.Г. Предпринимательство и бизнес. М., 2001. С. 101-107.

6. Шейнин Э.Я. Предпринимательство и бизнес. Ростов н/Д, 2002. С. 58-63.

7. Друкер П. Бизнес и инновации. М., 2007.

Поступила в редакцию 16.07.2008 г.

Nevdakha S.V. Enterprise business potential: notion and structure. The article considers the notion of enterprise, enterprise potential, basic business quality. Besides, in the article personal and behavioural qualities of managers and businessmen are compared.

Key words: enterprise, enterprise potential, manager.

ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА П.В. Ветров, О.Ю. Емельянова

Проблема развития института предпринимательства относится в современной России к числу наиболее актуальных. В статье рассмотрены основные факторы обеспечения предпринимательской прибыли. Предложена система условий развития предпринимательских структур. Обоснована актуальность исследования данной проблемы.

Ключевые слова: институт предпринимательства, предпринимательская прибыль, инновации.

Проблема развития института предпринимательства относится в современной России к числу наиболее широко обсуждаемых.

Институты и структурные единицы социума возникают и существуют только благодаря тому, что являются формирующими условиями организованного протекания процессов взаимодействий людей, из которых складывается жизнедеятельность общества. Поэтому понятно, что всякое социальное действие совершается в формах организованных институций и оказывает определенное влияние на состояние не только институциональной системы. Аналогично и сама институциональная система оказывает влияние

на составляющие подсистемы и элементы общества, создавая предпосылки ответного импульса.

Известный американский специалист по управлению П. Друкер, анализируя сущность предпринимательства, отмечал, что предприниматели «пытаются создать новые и отличные от старых ценности, превратить «материалы» в «ресурс» или облечь существующие ресурсы в новую и более продуктивную форму» [1]. П. Друкер особо акцентирует внимание на том, что предприниматель видит экономический ресурс там, где другие его не видят. Понятие экономического ресурса является весьма важным, ибо позволя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.