ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ВЫПУСКНИКА
СТЕПАНОВА Инга Юрьевна - канд. пед. наук, доцент, Институт педагогики, психологии и социологии. E-mail: stepanova-inga@mail.ru Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия Адрес: 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
АДОЛЬФ Владимир Александрович - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики. E-mail: adolf@kspu.ru
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, Россия
Адрес: 660049, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89
Аннотация. Качество подготовки выпускников вузов подвергается критике со стороны работодателей. Выходя на рынок труда, выпускник системы высшего образования имеет выбор, но часто не понимает, как им воспользоваться. Причиной тому является недостаток внимания к проблемам профессиональной социализации при освоении образовательных программ. В складывающихся условиях возникает потребность создавать в ходе образовательного процесса условия для осуществления обучающимися диалектического синтеза социализации и индивидуализации относительно решения задач нахождения вариантов построения профессионально-жизненного пути. В статье предлагается связывать решение обозначенных задач с освоением обучающимися процедур самоопределения относительно видов осваиваемой деятельности в соответствии с требованиями образовательных программ. Раскрывается сложность реализации предлагаемого процесса и обосновывается потребность в его реализации для достижения выпускниками конкурентоспособности как прогнозируемого результата высшего образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность выпускника, образовательная программа, прогнозируемый результат, профессиональная социализация, самоопределение
Для цитирования: СтепановаИ.Ю, Адольф В.А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 104-110.
Вступая в трудовую жизнь по завершении определенной ступени высшего образования, молодые люди располагают свободой выбора не только деятельности, но и образа жизни, которые в совокупности позволяют искать место в обществе, претендовать на занятие определённых социальных и профессиональных ниш. Выпускнику вуза приходится решать вопрос: кем быть - самому становиться работо-
дателем (предпринимателем, бизнесменом и пр.) и создавать рабочие места, обеспечивать условия для эффективной работы наёмных работников или же предпочесть работу по найму, стать государственным служащим, продавая свои знания, свой профессионализм, свои способности и силы работодателю?
Осознанный поиск места в профессиональном социуме выступает фактором
успешного включения человека в процесс трудовой деятельности, способствует обеспечению профессиональной мобильности на протяжении всей жизни. Профессиональная социализация предстаёт при этом как процесс целенаправленного обогащения профессионального опыта, усвоения норм и ценностей профессии, интеграции обучающихся вузов в профессиональную среду [1]. В обозначенном процессе происходят развитие и самореализация человека при освоении профессиональной культуры, вырабатывается отношение к трудовой деятельности, происходит отбор приемлемых способов её осуществления.
При этом необходимо понимать, что в настоящий момент в условиях размывания складывавшихся продолжительное время профессий, трансформаций, происходящих в сферах профессиональной культуры, социально-экономического запроса на трансфессионализм, метаде-ятельностные компетенции имеет смысл рассматривать профессиональную социализацию в диалектическом отношении с индивидуализацией, не противопоставляя их друг другу. А потому к социализации нужно относиться не только как к более или менее осознанному вхождению индивида в социально-профессиональную действительность (усвоение готовых форм и способов социально-профессиональной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптация к социуму), но и, что, может быть, сегодня более важно, - как к возможности приобретения собственного опыта, ценностных ориентаций, взглядов на мир и своего стиля профессиональной жизни. Последнее побуждает человека расширять спектр усваиваемых, воспроизводимых, вырабатываемых норм и культурных ценностей, а также искать варианты саморазвития и самореализации в том социальном секторе, который позволяет ему автоно-мизироваться, вырабатывая собственные
модели поведения, или адаптироваться к действующим правилам и предписаниям в соответствии со своими потребностями, амбициями, устремлениями, взглядами. В таком случае индивидуализация отражает область интенсивной внутренней работы, рефлексии, переживания, ответственности за свой выбор, но не вообще, а по отношению к некоторому социуму. Вполне чёткая фиксация сторон противоречия «социализация - индивидуализация» позволяет, с одной стороны, обеспечивать условия адекватного включения личности в конкретно-историческое состояние культуры, с другой - обеспечивать условия ее самореализации и собственного развития.
Итак, мы трактуем профессиональную социализацию как двусторонний процесс. Одной его стороной выступает вхождение индивида в среду профессиональной жизнедеятельности, усвоение им социально-профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Другой стороной становится акцент на активной реализации индивидом накапливаемого культурного опыта, когда адаптивность поведения обеспечивается не посредством слепого подчинения внешним требованиям, а за счёт выработки и осуществления выбора оптимального поведенческого решения. Синтез и взаимодополнение обозначенных противоположностей в процессе освоения программы высшего образования и позволяют обеспечить такую важную характеристику будущего профессионала, как конкурентоспособность. Таким образом, конкурентоспособность выступает как результат реализации программ высшего образования, ориентированный на обеспечение профессиональной социализации обучающихся.
Конкурентоспособность реально может проявиться только после полного освоения образовательной программы. Она пред-
ставляет собой осознанную готовность к видам профессиональной деятельности, сочетая которые выпускник способен более успешно, чем его конкуренты на рынке труда, выполнять профессионально-трудовые функции [2]. Она проявляется в активизированном собственном ресурсном потенциале, который может быть охарактеризован через мотивационные, профессионально-ролевые и диспозиционные характеристики личности [3].
Рассматривая конкурентоспособность как интегративную характеристику, следует обратить внимание на проектирование образовательного процесса, направленное на развитие личности обучающегося. Прогнозирование конкурентоспособности при реализации образовательных программ высшего образования мы связываем с освоением обучающимся процедур самоопределения как фактора его личностного развития. Результативность подобной деятельности становится стратегической задачей педагогических коллективов вузов, для которых реализация образовательного процесса в социокультурном контексте выступает ответом на вызовы времени [4]. Высшее образование только тогда отвечает потребностям времени, когда, наряду с процессом освоения знаний, реализует и процесс овладения способами самоопределения, организуя сотрудничество по созданию прецедентов и образцов самоопределения. Поэтому здесь возникают основания для превращения обучающегося в субъект собственного развития, который способен выстраивать свою профессионально-жизненную программу с учётом актуального состояния собственных ресурсов и перспектив расширения границ своих возможностей. При этом важными условиями реализации процедур самоопределения являются изъявление личностью свободной воли при выборе сферы трудовой деятельности, осуществление ею действий по обнаружению, порождению личностных, профессиональных, социаль-
ных, жизненных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Выбор профессионального социума, осознание себя как конкурентоспособного субъекта порождают проблемную ситуацию, а самоопределение при этом предполагает утверждение собственной позиции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределённости. Личности приходится соотносить свои потребности, амбиции, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями (сформированными умениями, личностными способностями и качествами, состоянием здоровья, объективно складывающимися обстоятельствами жизни), а также с предъявляемыми требованиями со стороны профессионального социума, рынка труда [5].
Важным моментом проявления конкурентоспособности является также понимание специфики реализации трудовых действий в современной социокультурной ситуации, когда приходится действовать в условиях неполной информированности и в постоянно меняющихся обстоятельствах, обеспечивая меру ответственности, определяемую местом работы и должностными полномочиями. Отсюда в процессе самоопределения появляется проблема поиска «должного» как ориентира в ситуациях поликультурности, противоречивости, неопределённости. Поиск ориентира, позволяющего превратить «должное» в «потребностно-необходимое», трансформировать «должен» в «надо» и становится целью освоения процедур самоопределения.
Работа с представлениями обучающихся о внешней стороне предполагаемой трудовой деятельности, о специфике реализации как отдельных, так и смежных видов профессиональной деятельности предполагает реализацию развивающего обучения за счёт усиления теоретической подготовки студентов посредством создания среды проблемно-задачно-проектного
обучения [6]. Соответствующая направленность образовательного процесса обеспечивается при этом активной работой по выявлению имплицитных (невыраженных) представлений обучающихся о деятельности, её сути, содержании, специфике. Далее осуществляются корректировка, обогащение, структурирование представлений посредством осмысления сферы применимости разнообразных трудовых действий, характера их реализации, разнообразия вариантов осуществления в различных ситуациях и условиях. Акцент делается на развитии диалектического мышления, для чего организуется информационно-аналитическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса в форме диалогов, нацеленных на выявление причинно-следственных связей, сравнение различных взглядов [7-9]. Эвристический характер предлагаемых вопросов требует от обучающихся согласования стихийно сложившихся стереотипов со сведениями из научных источников, с успешно реализованным опытом других.
Особое значение в формировании концептуально-конкретных представлений о нормах и требованиях профессиональной деятельности имеет решение теоретических и практических задач [10]. Теоретические задачи позволяют обнаруживать широту или узость собственных взглядов, выявляют способности воображать, рассуждать, мысленно экспериментировать, высказывать и отстаивать свои суждения, проявлять изобретательность и творческую инициативу. Решение же практических задач связывается с изучением и освоением трудовых действий, с поиском точки опоры (позиции, отношения) при их реализации в ситуациях множественности, плюрализма мнений через изучение системы реальных обстоятельств, нормативно-правовой базы, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Эмоциональные переживания, чувство вины за
совершаемые ошибки, сопровождающие решение практических задач, способствуют формированию чувства ответственности и других важных профессионально-личностных качеств, а также выступают мерилом устойчивости принятых ценностных ориентаций профессиональной деятельности.
При определении себя как носителя актуальных потребностей, мотивов, установок, ориентаций организуется многоплановая рефлексия. Она связывается с выявлением направленности (на процесс, содержание труда или на получение результата), характера (конструктивный или неконструктивный), специфики мотивации (престиж, социально-профессиональное общение, общественно полезная деятельность, сотрудничество, интерес к оценке коллег, собственное развитие, узкоиндивидуальная самореализация в труде). Выработка и принятие «нормативного образа деятеля» осуществляется каждым обучающимся индивидуально, посредством продвижения в ситуативном, социальном, культурном и бытийном смысловых пространствах. При этом происходит формирование внутренней меры, отражающей сложное сочетание ситуативности поведения, направляемого обстоятельствами постановки целей социальных достижений, придания выбранной деятельности особого статуса, значения, и встраивания ее в контекст жизнедеятельности с продвижением в решении ценностных и экзистенциальных вопросов.
Создание условий для рефлексии обучающимися своей деятельности требует особого внимания со стороны педагогического коллектива, реализующего образовательную программу, готовности преподавателей работать с внутренними миром студентов, осуществлять поддержку и сопровождение [11], а также организовывать взаимодействие с успешными представителями профессиональной сферы деятельности. При этом предполагается возмож-
ность проведения практической проверки прогнозируемой конкурентоспособности, для чего на протяжении всего периода освоения образовательной программы осуществляются практические пробы в совершении отдельных профессиональных действий с последующим анализом результатов. Проверка выработанного «нормативного образа деятеля» на соответствие индивидуальным особенностям и способностям, его коррекция становятся наиболее значимыми моментами проб, особенно на выпускных курсах.
Ориентация выпускника, с одной стороны, на требования рынка труда, с другой - на осознание факторов собственной эффективности, проявляющихся в способностях мобилизовывать, мотивировать себя, находить адекватное применение когнитивным ресурсам и поведенческой активности способствует удовлетворению как общественно-экономического запроса, так и запроса самого выпускника на личностную успешность. Таким образом, посредством реализации процедур самоопределения удаётся прогнозировать конкурентоспособность выпускников образовательных программ высшего образования. Результативность подобной деятельности проверена при реализации программ магистратуры по направлению «Педагогическое образование» в Сибирском федеральном университете и в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Литература
1. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. 2012. №3. С. 92-102.
2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77-79.
3. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студен-
тов в период обучения в вузе: дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.
4. Адольф В.А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 9-13.
5. Степанова И.Ю, Зырянова Е.В. О средствах содействия самоопределению магистрантов-педагогов в управленческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53 (8). С. 51-59.
6. Степанова И.Ю, Пилипчевская Н.В. Практико-ориентированная подготовка в вузе: педагогическая интернатура - погружение студентов в профессиональную деятельность / Под общ. ред. В.А. Адольфа; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 224 с.
7. Карпов А.О. Трансформативные учебные программы // Знание. Понимание, Умение. 2011. №1. С. 52-57.
8. Gordon R. Understanding, personal identity and education // Journal of philosophy of education. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. Vol. 38. No. 4. P. 589-600.
9. Winch C. Developing critical rationality as a pedagogical aim // Journal of philosophy education. Oxford: Blackwell Publishing, 2004. Vol. 38. No. 3. P. 467-484.
10. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности. Красноярск: РИО КГПУ им.
B.П. Астафьева, 2005. 214 с.
11. Степанова И.Ю., Зырянова Е.В. О новых педагогических позициях преподавателя при реализации подготовки педагогов в вузе в условиях стандартов нового поколения // Материалы X Международной научной конференции «Образование и социализация личности в современном обществе» (Красноярск). 2016.
C. 222-227.
Статья поступила в редакцию 22.02.17.
Представлена с доработки - 18.03.17.
Принята к публикации 21.03.17.
PROFESSIONAL SOCIALIZATION AS A CONDITION OF FORMATION GRADUATES' COMPETITIVENESS
Inga Yu. STEPANOVA - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology. E-mail: stepanova-inga@mail.ru Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia Address: 79, Svobodnyi prosp., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation Vladimir A. ADOLF - Dr. Sci. (Education), Prof., Head ofpedagogical department, e-mail: adolf@kspu.ru
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia Address: 89, A. Lebedevoi str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Abstract. The quality of graduates' training is often criticized by employers. A graduate of higher education system has a choice of the further professional trajectory but does not understand how to use it when he enters the labor market. We believe that the reason for that is the lack of attention to the problems of professional socialization during the education period.
In this context, there is a need to create conditions for implementation by students of dialectic synthesis of socialization and individualization in relation to solving the problems of constructing a career path. The article proposes to connect the solution of the indicated problems with the passing by students the procedures of self-determination regarding the types of the mastered activities according to the requirements of educational programs. The article reveals the complexity of the implementation of the proposed process and explains the need for its implementation to achieve graduates' competitiveness as the predicted educational result.
Keywords: graduates' competitiveness, educational program, predictable result, professional socialization, self-determination
Cite as: Stepanova, I.Yu., Adolf, V.A. (2017). [Professional Socialization as a Condition of Formation Graduates' Competitiveness]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 104-110. (In Russ., abstract in Eng.).
References
1. Klimenko, V.A. (2012). [The Professional Socialization of Students: A Structural and Functional Model] Sotsiologicheskii almanakh [A Sociological Almanac]. №3, pp. 92-102.
2. Adolf, V.A., Stepanova, I.Yu. (2007). [Competitiveness is an Indicator of the Quality ofHPE]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia. No. 6, pp. 77-79. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kuchmieva, S.I. (2007). Motivatsionnye faktory professional'noi sotsializatsii studentov v period obucheniya v vuze [Motivational Factors of Professional Socialization of Students During the Period of Training in Higher School. Cand. Diss.] Volgograd, 219 p.
4. Adolf, V.A. (2013). [Time Challenges - Formation of Professional and Educational Community]. Si-birskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. No. 3, pp. 9-13. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Stepanova, I.U., Zyryanova, E.V. (2016). [About Means of Assistance to Self-Determination of Undergraduate Teachers in a Management Activity]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovani-ya [Problems of Modern Pedagogical Education]. No. 53(8), pp. 51-59. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Stepanova, I.Yu., Pilipchevskaya, N.V. (2014). Praktiko-orientirovannaya podgotovka v vuze: peda-gogicheskaya internatura - pogruzhenie studentov v professional'nuyu deyatel'nost' [Practical-Oriented Training at University: Pedagogical Internship - Immersion Students in Professional Activities]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev, 224 p.
7. Karpov, A.O. (2011). [Transformative Curricula]. Znanie, ponimanie, umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. No. 1, pp. 52-57. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Gordon, R. (2004) Understanding, personal identity and education. Journal of philosophy of education,. Vol. 38, no. 4. Oxford: Blackwell Publishing. Pp. 589-600.
9. Winch, C. (2004) Developing Critical Rationality as a Pedagogical Aim. Journal of philosophy of education. Vol. 38, no. 3. Oxford: Blackwell Publishing. Pp. 467-484.
10. Adolf, V.A., Stepanova, I.Yu. (2005). Obnovlenie protsessa podgotovki pedagogov na osnove modeli-rovaniya professional'noi deyatel'nosti [Updating the Process of Training Teachers Based on Modeling of Professional Activity]. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafiev Publ., 214 p.
11. Stepanova, I.Yu., Zyryanova, E.V. (2016). [About New Pedagogical Position of a Teacher in Implementing the Teacher Training at University in Terms of Standards of a New Generation]. Materialy X Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Education and Socialization of the Individual in Modern Society. Proc. X Int. Sci. Conf.]. Krasnoyarsk, pp. 222-227. (In Russ.)
The paper was submitted 22.02.17.
Received after reworking 18.03.17.
Accepted for publication 21.03.17.