КОНСТРУИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
DESIGNING THE CONTENT OF TEACHER EDUCATION BASED ON PROFESSIONAL OBJECTIVES
И.Ю. Степанова, B.A. Адольф
I.Yu. Stepanova, V.A. Adolf
Профессиональные задачи, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт педагога, трудовые действия, конкретизация содержания.
В статье предложен способ конструирования содержания педагогического образования в вузе. В основу положена идея уточнения профессиональных задач, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования через содержание трудовых действий профессионального стандарта педагога и определение уровня их реализации. По мнению авторов, предложенный вариант позволяет проводить содержательную конкретизацию теоретико-методологической, психолого-педагогической, практической, социокультурной подготовки обучающихся при освоении программ по направлению Педагогическое образование.
Professional objectives, Federal state educational standard, professional standard of a teacher, professional activity, specification of the content. The article proposes a way to design the content of teacher education at university. It is based on the idea of specifying professional objectives defined by characteristics of graduates' professional activity in accordance with the Federal State Educational Standards of higher education by means of the content of the professional activity of the teacher's professional standard and the definition of the level of their implementation. According to the authors, the proposed way makes it possible to carry out a detailed specification of the theoretical-methodological, psychological-pedagogical, practical and socio-cultural training of students majored in Teacher Education.
Современный этап модернизации образования характеризуется изменением норм профессиональной деятельности педагогов. Потребность таких изменений обусловлена введением на территории Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования, профессионального стандарта педагога. Осуществляемые преобразования, регламентирующие образовательную деятельность общеобразовательных организаций, определяют необходимость поиска содержания подготовки педагогических кадров в вузе на различных уровнях (бакалавриат, магистратура) с учетом реалий настоящего времени. При этом возникает потребность в согласовании нормативно-правовых нововведений в системе
общего образования с требованиями действующих ФГОС высшего образования.
Представляется, что основой подобного согласования могут выступать профессиональные задачи. Применимость профессиональных задач в обновлении подготовки педагога доказана временем [Адольф, 1998; Адольф, Степанова, 2005; Болотов, Сериков, 2007; Компетентност-ная..., 2007; Педагогика, 2014]. В настоящий момент представляется важным обратиться к содержательному потенциалу профессиональных задач, зафиксированных в ФГОС высшего образования и характеризующих профессиональную деятельность выпускников, освоивших программу соответствующего уровня.
Для обоснования предлагаемого способа воспользуемся, прежде всего, эвристической идеей о потребности организации совместно-
распределенной деятельности педагогического коллектива общеобразовательных организаций при введении ФГОС посредством выделения различных квалификационных уровней педагогов [Степанова, Богданова, 2016]. Подобное выделение предложено проектной группой по разработке региональной модели непрерывного образования педагога в условиях введения профессионального стандарта (в состав проектной группы входили Н.Ф. Ильина, И.Ю. Степанова, A.B. Бутенко, О.Н. Богданова). Результатом работы стал квалификационный профиль (портрет) учителя, описанный посредством квалификационных уровней: «Помощник учителя», «Учитель», «Старший учитель», «Учитель-методист». При определении квалификационных уровней группа воспользовалась
идеей разработки перечня профессионально-квалификационных групп для выделения профессиональных ролей (должностей) с учетом трудовых функций и профессионального развития педагогов, предложенного Ю.М. Забродиным - научным руководителем проекта по внедрению профстандарта. Определение квалификационных уровней проводилось на основе выделения базового процесса - осуществление, обеспечение, проектирование и управление, что позволяет распределить трудовые действия, идентифицируя и ограничивая их набор для каждого уровня.
Представим, прежде всего, характеристику квалификационного уровня «Учитель» (табл. 1), т.к. предполагается, что именно на него будут претендовать выпускники бакалавриата.
Таблица 1
Трудовые действия (их составные части) для осуществления общепедагогических функций
(обучения, воспитания, развития)
<С
а
ч
с m
Трудовые действия
Уровень
Инвариантная часть
Реализует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
О
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов на одном из уровней общего образования (дошкольного, начального общего, основного общего)
Ei
w н S о
Рч
W
Участвует в реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Планирует и проводит учебные занятия
Осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирует универсальные учебные действия
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п w с
Регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализует современные формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности_
Определяет и обеспечивает принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
S
X
н и
щ м
Оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
Поддерживает уклад, атмосферу и традиции жизни образовательной организации
Формирует толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде
Использует конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Применяет стандартный инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Взаимодействует с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного общения
Окончание табл. 1
1 2
Вариативная часть
Формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями С
Оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей А
Реализует воспитательные программы А
Реализует воспитательные возможности отдельных видов деятельности ребенка: учебной; игровой; трудовой; спортивной; художественной и т.д. - на выбор педагога С
Осваивает и применяет психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с отдельным контингентом учащихся: социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дети с девиациями поведения -на выбор педагога А
Оказывает адресную помощь обучающимся С
Как видно из табл. 1. для квалификационного уровня выделена инвариантная часть, характеризующая уровень в целом, и вариативная часть, позволяющая учителю специализироваться в реализации трудовых действий. Обратим внимание на выделение объема ответственности за результаты профессиональной деятельности, которое осуществляется посредством различения уровня реализации обозначенных трудовых действий:
- А (адаптивный) - действие совершается в стандартных ситуациях на основе готовых методических материалов с частичной ответственностью за результат его выполнения;
- С (средний, пороговый) - действие совершается в предсказуемой, но неожиданно возникшей ситуации с полной ответственностью за результат его выполнения.
Выделенные трудовые действия (или их составляющие), по сути, способны содержательно
наполнить профессиональные задачи, зафиксированные в ФГОС высшего образования для выпускников программ бакалавриата. Напомним, что профессиональные задачи, зафиксированные в ФГОС высшего образования для выпускников программ бакалавриата, сгруппированы относительно следующих видов профессиональной деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская.
Для содержательной конкретизации профессиональных задач, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников бакалавриата в соответствии с ФГОС высшего образования, проведем сопоставление одной из задач педагогической деятельности и выделенных трудовых действий (их составляющих) для квалификационного уровня «Учитель» (табл. 2).
Таблица 2
Сопоставительный анализ профессиональной задачи с трудовыми действиями
(их составляющими)
Профессиональная задача из ФГОС ВО (уровень бакалавриата) Трудовое действие (или его составляющая) из профессионального стандарта педагога (квалификационный уровень «Учитель»)
Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования Применяет стандартный инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка. Взаимодействует с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Обращая внимание на предложенный уровень к реализации обозначенных трудовых действий - адаптивный, можем определить требования к подготовленности студентов решать данную задачу - применять готовые методические материалы в стандартных ситуациях, понимать свои ограничения при выполнении профессиональных действий и ограниченность меры ответственности. Обозначенные ограничения
позволят помогать студентам осознавать реально достижимую степень готовности к «узнаванию» школьников, осмысливать потребность ее повышения для осуществления продуктивного взаимодействия с учащимися.
Рассмотрим еще одну из задач педагогической деятельности, зафиксированную ФГОС высшего образования для выпускников программ бакалавриата (табл. 3).
Таблица 3
Сопоставительный анализ профессиональной задачи с трудовыми действиями
(их составляющими)
Профессиональная задача из ФГОС ВО (уровень бакалавриата)
Трудовое действие (или его составляющая) из профессионального стандарта педагога (квалификационный уровень «Учитель»)
Осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов
Реализует программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. Планирует и проводит учебные занятия.
Осуществляет контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Формирует универсальные учебные действия. Реализует современные формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. Реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного общения
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
Определяя требования к подготовленности студентов решать данную задачу, обратим опять внимание на уровни реализаций трудовых действий, что позволит произвести следующие уточнения:
- необходимо готовить студентов не только к реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, планированию и проведению учебных занятий, но и реализации программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, формированию толерантности и позитивных образцов поликультурного общения таким образом, чтобы они готовы были отвечать за результат даже при возникновении прогнозируемых неожиданных ситуаций в учебно-воспитательном процессе;
- подготовленность выпускника к реализации других выделенных действий рассчитана на
стандартные ситуации, использование готовых методических материалов.
Следует отметить, что конкретизация рассмотренной выше задачи позволяет показать студентам спектр взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования и направления дальнейшего профессионального совершенствования для реализации педагогического взаимодействия, адекватно изменяющейся социокультурной ситуации.
Аналогичная работа может быть проведена для содержательной конкретизации профессиональных задач по всем видам профессиональной деятельности, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС высшего образования для различных уровней (бакалавриат, магистратура) с использованием описаний квалификационных
0
1
к
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
Н
и
щ м
уровней «Учитель», «Старший учитель», «Учитель-методист». При этом становится возможным и необходимым проследить динамику изменения содержания профессиональных задач при переходе от бакалавриата к магистратуре с учетом потребности выхода на новый квалификационный уровень учителя, формирования его готовности к реализации процессов проектирования и управления в общеобразовательной организации, повышения степени готовности действовать в непредсказуемых и неожиданных ситуациях с полной ответственностью за результат.
На основе проведенной конкретизации профессиональных задач далее становится возможным выделение учебно-профессиональных задач различных типов: информационно-теоретических; аналитико-рефлексивных; конструктив-но-проектировочных; организационно-деятель-ностных [Адольф, Степанова, 2005], которые и составляют структурную основу для конструирования содержания основной образовательной программы.
Представляется, что предложенный в статье способ позволяет проводить конкретизацию содержания теоретико-методологической, психолого-педагогической, практической, социокультурной подготовки обучающихся при освоении программ по направлению Педагогическое образование на различных уровнях, а впоследствии полученные конструкты продуктивно могут использоваться для определения модулей образовательных программ, выделения отдельных учебных дисциплин и практик, уточнения их содержания.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография. Красноярск, 2005. 214 с.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. 310 с.
3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. № 1 (35). С. 43-47.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. 2007. № 9. С. 3-11.
5. Компетентностная модель современного педагога: учеб.-метод. пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пи-скунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 158 с.
6. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.П. Тряпицы-ной. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
7. Степанова И.Ю., Богданова О.Н. Потенциал профессионального стандарта педагога при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных организациях // Известия Российской академии образования. 2016. № 1. С. 95-102.