ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378+316.6
Адольф Владимир Александрович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, директор института физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, [email protected], Красноярск
Дашкова Алена Карловна
Старший преподаватель кафедры радиоэлектронных систем, Институт инженерной физики и радиоэлектроники, Сибирский федеральный университет, [email protected], Красноярск
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается ведущая роль профессионального сообщества в обеспечении ранней профессионализации молодежи. Представлены результаты внедрения в процесс подготовки в вузе различных направлений и этапов адаптации студентов на основе ценностных ориентаций образования. Выявленные количественные и качественные характеристики результатов внедрения показали, что комплексная реализация различных направлений подготовки и этапов адаптации, учитывающих специфику профессиональной деятельности, способствует результативности адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе.
Ключевые слова: профессиональная социализация, адаптация, этапы адаптации, субъек-тно-ориентированное образование.
Введение. Мобильность, конкурентность, способность к саморазвитию и самообразованию приобретает для каждого профессионально действующего человека профессионально-нравственный характер.
Современный рынок профессий заполняется молодыми специалистами, не имеющими необходимого профессионального образования. У многих не сформированы социальные и профессионально-нравственные качества, профессиональная культура, зачастую они в ней и не нуждаются. Практика показывает, что большинство созданных ими продуктов востребовано в короткий промежуток времени, что не позволяет повышать качество профессиональной подготовки.
Аналогичное явление среди молодежи наблюдалось при становлении индустриального общества. С началом использования подросткового труда не задумывались о социальных и личностных последствиях отсутствия профессионально-нравственных качеств у вовлекаемых в трудовой процесс.
Современное постиндустриальное общество актуализирует проблемы социализации и профессиональной социализации личности. Процесс профессиональной социализации можно рассматривать в контексте «об-
разования в течение жизни», что затрудняет вычленение субъекта образования. Может быть, субъект образования нужно связать с окружающей нас деятельностью, независимо от того, где она проходит в окружающем социуме? Ответы на вопросы, связанные с ранней профессионализацией человека, поможет найти педагогика.
Эпоха постиндустриализма предъявляет новые требования к личности профессионала. Однако очень важен баланс, мера в сочетании и взаимном обогащении традиционных и новых, инновационных средств социализации. Мы зачастую осуществляем поиск не новых идей и стратегий, а находим готовые решения или алгоритмы [4-6; 8]. Поиск новых нестандартных решений требует от растущего человека другого мышления, сформированности у него интегрированных знаний, умения конструировать идеальные образы социально-ориентированной направленности. Профессионализация молодежи ориентирована на развитие личности, формирование социально-нравственных качеств, формирование понимания о новом социуме, формирование человеческого капитала, сохранение и укрепление здоровья человека [13].
Принятие компетентностной модели образования в условиях неопределенности и неустойчивости экономики предполагало, что ее реализация позволит разрешить разные социально-экономические проблемы. Для высшей школы это означало привести в соответствие качество подготовки уровню достижений научно-технического прогресса [5].
Мы часто не задумываемся над тем, что профессиональная подготовка в вузе сопровождается высокими интеллектуальными нагрузками, нерациональной интенсификацией учебной деятельности, неблагоприятной социально-образовательной средой, негативными экологическими нагрузками, связанными с профессиональной деятельностью, гиподинамией, эмоциональными нагрузками, несоблюдением требований здорового стиля жизни, недостаточной осведомленностью в вопросах поддержания профессионального здоровья и безопасности. При этом сложность и интенсивность учебного процесса, недостаточное осознание ценности профессии, несформированность умения рационально распределять время для самостоятельной работы затрудняет выпускнику вуза успешно адаптироваться в новой социально-профессиональной среде. Наличие эмоциональных, экологических и производственных стрессогенных факторов влияет на его здоровье и работоспособность, т. е. на конкурентоспособность выпускника. Эти проблемы невозможно решить без формирования профессионально-ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе интегрирования профессиональных, гуманитарных и здоровьесберегающих знаний, позволяющих развивать общечеловеческие и профессионально-значимые качества у выпускника и успешно реализовывать адаптивные возможности организма без вреда для собственного здоровья.
Теоретический анализ проблемы. Проблема адаптации человека к будущей профессиональной деятельности начинается задолго до поступления в вуз и связана с личностно-профессиональным становлением, т. е. с его профессиональной социализацией. Профессиональная подготовка - один из этапов становления. Процесс и результаты профессиональной подготовки влияют на готовность выпускника к принятию будущей профессии и будущую про-
фессиональную деятельность. В этой связи необходимо существенно видоизменить сам образовательный процесс, процесс профессиональной подготовки, придавая им субъ-ектно-ориентированную направленность.
Организация целенаправленного педагогического процесса, в котором студенты решают профессиональные задачи и имеют возможность моделировать будущую профессиональную деятельность, существенно влияет на их профессиональную социализацию в реальной практике. Следовательно, специфика образовательного учреждения, особенности организации профессиональной подготовки существенно влияют на профессиональное становление выпускника вуза [2; 9]. Повышение качества профессиональной подготовки и формирование различных компетенций у выпускника вуза определяется результативностью его адаптации к профессиональной подготовке [1; 8].
Рассмотрим адаптацию студентов к профессиональной подготовке с позиции их ценностных ориентаций к образованию и профессии.
Данный процесс мы представляем как элемент единого процесса социального, профессионального, психофизиологического вхождения студента в образовательную среду вуза и в будущую профессиональную деятельность. При этом профессиональная подготовка студентов вуза нацелена на формирование не только знаний и умений, но и готовности к взаимодействию и сотрудничеству, стремления к устойчивому профессиональному росту, культуры профессионального здоровья и безопасности. Процесс сопровождения адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности рассматривается с учетом анализа социально-психологического, профессионально-педагогического, медико-физиологического аспектов и является сложной психолого-педагогической задачей.
Медико-физиологическая трактовка изучаемого понятия дает основание заключить, что адаптация является функциональным показателем состояния здоровья выпускника, влияет на результат образовательной деятельности и успешное вхождение в будущую профессиональную деятельность.
Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей
новой социальной среды (группы, коллектива, организации), сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных отношений и т. д.), а также форм предметной деятельности (способы профессионального выполнения работ или семейных обязанностей). Психологический аспект данной проблемы связан с особенностями психических процессов, свойств личности студента. Процесс обучения, усвоение студентом профессиональных ценностей, норм и установок поведения накладывает отпечаток на его отношение к образованию как ценности и на будущую профессиональную деятельность.
Результаты исследования.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы (2013-2016) был проведен опрос. В опросе принимали участие более 50 преподавателей и 500 студентов из Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева и Сибирского федерального университета. Понимают необходимость решения проблемы адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе 84 % опрошенных преподавателей. При этом они отмечают, что в недостаточной степени владеют необходимыми для этого знаниями, методами и технологиями. Кроме того установлено, что 90 % преподавателей-экспертов считают, что для профессиональной подготовки необходимы профессиональные знания и умения, 82 % - гуманитарные знания и 84 % - знания о здоровьесбережении.
По мнению 46 % студентов, адаптация к профессиональной подготовке начинается непосредственно на предприятии, а 14 % рассматривают адаптацию к профессиональной подготовке «как возможность влиться в коллектив, в студенческую жизнь». Ассоциируют адаптацию к профессиональной подготовке с «привыканием» к учебной деятельности и будущей профессии 28 % студентов, а 12 % студентов затруднились в определении понятия «адаптация к профессиональной подготовке».
Полученные результаты позволяют выделить следующие направления подготовки: профессиональное, гуманитарное и здоро-вьесберегающее, а также этапы адаптации к профессиональной подготовке: учебная
идентификация, учебно-профессиональная активизация, профессионально-ценностная рефлексия. Интеграция данных направлений позволяет нам организовать деятельность, которая обеспечивает формирование у студентов (выпускников) необходимых профессионально-значимых качеств (компетенций), согласованных с потенциальными работодателями и востребованных соответствующей профессией.
Предлагаем реализацию следующих направлений деятельности при профессиональной подготовке в вузе:
- ценностные (социально-нравственные) ориентации образования, направленные на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной деятельности;
- ориентация студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности.
В рамках данной деятельности при профессиональной подготовке у выпускника (студента) формируется готовность к работе в новых социально-экономических условиях, что позволяет ему самоопределиться на рынке труда и профессий, быть готовым к смене профессиональных функций, ролей и даже профессии [1; 6].
Проведенный педагогический эксперимент осуществлялся с учетом направлений подготовки и соответствующих им критериев адаптации: профессиональное направление - деятельностно-результативный и мотивационно-ценностный критерии; гуманитарное - коммуникативно-профессиональный критерий; здоровьесберегающее - лич-ностно-функциональный критерий [11; 12].
Диагностики включала: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, методы компьютерной диагностики по каждому критерию. В ходе диагностики для оценки уровня адаптации использовались три оценочных уровня - низкий, средний, высокий. Количественный состав экспериментальных групп и контрольной группы определялся настоящим составом конкретных учебных групп. Репрезентативность достигалась случайным отбором четырех экспериментальных групп (ЭГ) и контрольной группы (КГ). Каждое из выделенных на-
правлений реализовывалось в одной из ЭГ, а в четвертой реализовывался комплекс из всех направлений. Это позволило оценить воздействие каждого из выделенных направлений на адаптацию студентов различных курсов к профессиональной подготовке. Для сравнения результатов адаптации разных экспериментальных групп использовался статистический критерий х2 (хи-квадрат).
Профессиональное направление соотносится с деятельностно-результативным и мотивационно-ценностным критериями, его показателями являются сформирован-ность системы учебно-профессиональных знаний, инструментальных и аналитических умений и наличие профессиональной мотивации. Полученные на входной диагностике результаты по первому критерию показывают, что у студентов преобладает низкий уровень учебно-профессиональных знаний, инструментальных и аналитических умений и наличия профессиональной мотивации. Это проявляется в том, что более половины студентов имеют слабый интерес к избранной профессии и как следствие низкую успеваемость, что не способствует развитию у них адаптивной потребности к профессиональной подготовке.
Реализация первого направления деятельности позволяет сформировать мотиваци-онно-ценностную ориентацию студентов на саморазвитие в интеллектуальной, профессиональной и творческой деятельности. Низкий уровень сформированное™ системы учебно-профессиональных знаний, инструментальных и аналитических умений у студентов уменьшился с 37 % до 19 %, а высокий увеличился с 15 % до 35 %. Это отражает положительное влияние данного направления на адаптацию студентов к профессиональной подготовке и формированию базы профессиональных знаний как ценности профессиональной деятельности.
Гуманитарное направление соотносится с коммуникативно-профессиональным критерием, его показателем является сфор-мированность профессионального поведения и профессиональной устойчивости. Это проявляется во включении студентов в систему общественных отношений, в ходе которых формируются необходимые профессиональные качества личности, приобретаются коммуникативные навыки и ор-
ганизаторские умения в профессиональной среде. Полученные результаты показали, что у фактического большинства студентов низкий уровень представления о профессиональном поведении и профессиональной устойчивости.
Реализация второго направления деятельности позволила сформировать у студентов коммуникативные навыки, профессиональную мотивацию с учетом профессиональных традиций и ценности к будущей профессии. Диагностика, проведенная по окончании эксперимента, выявила положительное влияние данного направления на адаптацию студентов к профессиональной подготовке, наличие профессиональной мотивации (низкий уровень изменился с 33 % до 17 %, высокий с 14 % до 31 %, средний практически не изменился).
Здоровьесберегающее направление соотносится с личностно-функциональным критерием, его показателем является сфор-мированность у студентов ценностного отношения к профессиональному здоровью и профессиональной безопасности. Это проявляется в умении будущего специалиста самостоятельно планировать свой образ жизни, организовывать трудовой процесс и учитывать опасные и вредные факторы производственной среды.
Реализация третьего направления позволяет сформировать у студентов ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности. Это проявилось в увеличении числа студентов, осознающих значимость знаний о профессиональном здоровье и безопасности, умении рационально планировать режим труда и отдыха. Результаты диагностики следующие: низкий уровень изменился с 33 % до 20 %; средний с 52 % до 56 %; высокий с 15 % до 24 %, что позволяет утверждать о наличии положительной динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке.
Полученные результаты показывают, что у студентов экспериментальной группы, где вводился комплекс направлений подготовки, отмечалась наибольшая положительная динамика адаптации к профессиональной подготовке (низкий уровень снизился с 28 % до 11 %, а высокий уровень повысился с 11 % до 24 %) по сравнению с тремя экспериментальными группами. Это объясняется тем,
что большинство студентов были включены в познавательную, творческую и здоровьес-берегающую деятельность, а также в социально-профессиональную среду.
Контрольная группа, сформированная по принципу случайного выбора одинакового количества студентов из трех экспериментальных групп, подтвердила надежность полученных результатов (низкий уровень уменьшился с 27 % до 16 %, а высокий уровень увеличился с 10 % до 20 %).
Выводы. Диагностические срезы для отслеживания результатов показали: на начало эксперимента студенты имели низкий уровень адаптации, в конце эксперимента количество студентов с низким уровнем в среднем уменьшилось в 1,4 раза, а обладающих высоким уровнем возросло в среднем в 1,8 раз.
Таким образом, в результате исследования установлено, что:
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке - это система взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленная на выработку единой концепции организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе с учетом социально-нравственных
ориентаций общества;
- профессиональное здоровье и безопасность включают формирование у студентов ценностного отношения к здоровью как форме участия в сохранении профессионального здоровья и безопасности. Комплексная готовность специалиста к профессиональной подготовке, к будущей профессиональной деятельности включает физическое, психическое, психофизиологическое благополучие, достаточную профессиональную работоспособность и навыки безопасного взаимодействия в условиях быстро меняющейся социально-профессиональной сферы.
Адаптация выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности - это процесс формирования целостной, зрелой личности будущего специалиста-профессионала. Процесс адаптации включает формирование научно-профессиональных знаний, развитие коммуникативных навыков и способов взаимодействия в профессиональной среде, формирование социально-нравственных отношений к профессиональному здоровью и безопасности. Результаты адаптации проявляются в ценностной ориентации выпускника на самореализацию и саморазвитие, что обеспечивает ему конкурентоспособность и мобильность на рынке труда [1; 7; 10-12].
Библиографический список
1. Адольф В. А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 9-13.
2. Адольф В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2015. -№ 1 (31). - С. 5-11.
3. Адольф В. А. Профессиональная социализация личности в процессе опережающей многоуровневой подготовки в вузе // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы 10-й междунар. науч. конф. Красноярск, 9-11 июня 2016 г. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. - С. 142-147.
4. Адольф В. А. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов // Высшее образование в России. -
1997. - № 4. - С. 107-109.
5. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал - 2012. - № 2. - С. 21-26.
6. Адольф В. А., Ковалевич И. А., Чурляева Н. П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие» // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 77-87.
7. Адольф В. А., Савчук А. Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 353 с.
8. Адольф В. А., Савчук А. Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 256 с.
9. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактика:
От тактики передачи социального опыта к стратегии достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2012. -№ 4 (22). - С. 57-61.
10. Адольф В. А., Яковлева Н. Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - 2016. -№ 1 (35). - С. 43-47.
11. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Аксиологическая модель профессиональной адаптации студентов инженерных специальностей // Вестник
высшей школы. - 2014. - № 3 - С. 111-114.
12. Дашкова А. К., Чурляева Н. П. Здоро-вьесберегающее направление как социально значимое в аксиологической модели профессиональной адаптации студентов // Образование и общество. - 2013. - № 5. - С. 27-30.
13. Чесноков В. А. Организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - № 12. - С. 214-219.
Поступила в редакцию 08.12.2016
Adolf Vladimir Aleksandrovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof., head of pedagogical department of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, [email protected], Krasnoyarsk
Dashkova Alena Karlovna
Senior Lecturer of the Radio-Elektronic Systems Department of the Institute of Engineering Physics and Radio Electronics, Siberian Federal University, [email protected], Krasnoyarsk
ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS FOR FUTURE CAREERS
Abstract. This article deals with the leading role of the professional community to ensure early professionalization of youth in contemporary conditions. Presents the results of the implementation of the preparatory process at the University in various directions and stages of adaptation of students on the basis of value orientations of education. Quantitative and qualitative characteristics of identified outcomes showed that the integrated implementation of various directions and stages of adaptation, adapted to the specifics of professional activity contributes to the effectiveness of adaptation of students to the training at the University.
Keywords: professional socialization, adaptation, stages of adaptation, subject-oriented education.
References
1. Adol'f, V. A., 2013. Vyzovy vremeni - stanov-lenie professional'no-obrazovatel'nogo soobshhest-va [Challenges-formation of professional and educational community]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 3, pp. 9-13 (in Russ., abstr. in Eng.).
2. Adol'f, V. A., 2015. Podgotovka budushhego pedagoga k professional'noj deyatel'nosti v uslovi-yax vnedreniya professional'nogo standarta [Preparation of future teacher to professional activity in conditions of implementing professional standards]. Vestnik KGPU im. V. P. Astaf'eva [Bulletin of KSPU them. V. P. Astafyev], 1 (31), pp. 5-11 (in Russ.).
3. Adol'f, V. A., 2016. Professional'naya so-cializaciya lichnosti v processe operezhayushhej mnogourovnevoj podgotovki v vuze [Professional socialization of personality in the process of advancing multi-level training in high school]. Obrazovanie i socializaciya lichnosti v sovremennom obshhestve
[Education and socialization of the individual in contemporary society]. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafyev Publ., pp. 142-147 (in Russ.).
4. Adol'f, V. A., 1997. Professional'no-peda-gogicheskie problemy komp'yuternoj podgotovki specialistov [Professional-pedagogical problems of computer training specialists]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 4, pp. 102107 (in Russ.).
5. Adol'f, V. A., Zhuravleva, O. P., 2012. Razvi-tie lichnostnogo potenciala studenta v processe pro-fessional'noj podgotovki [The development of the personal potential of the student training]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 21-26 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Adol'f, V. A., Kovalevich, I. A., Churljae-va, N. P., 2011. Proektirovanie sistemy professional'nogo obrazovaniya v usloviyax kompleksa "shkola-vuz-predpriyatie" [Design of professional
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2017
66
education system in terms of "School-University-Enterprise"]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan pedagogical Journal], 4, pp. 77-87 (in Russ.).
7. Adol'f, V. A., Savchuk, A. N., 2014. Prog-nozirovanie stanovleniya profes-sional'noj kom-petentnosti vypusknika vuza [Prediction of the formation of professional competence of the graduates of the University]. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafyev Publ., 353 p. (in Russ.).
8. Adol'f, V. A., Savchuk, A. N., 2014. So-provozhdenie zdorov'esberegayushhej deyatel'nosti sovremennogo pedagoga [Accompaniment of health saving activities of the modern educator: monograph]. Krasnoyarsk: KSPU named after V. P. Astafyev Publ., 256 p. (in Russ.).
9. Adol'f, V. A., Stepanova, I. Yu., 2012. Didakti-ka: Ot taktiki peredachi social'nogo opyta k strategii dostizheniya obrazovatel'nyx rezul'tatov [Didactics: tactics of social experience transfer to strategies for achieving educational results]. Vestnik KGPU im. V. P. Astaf'eva [Bulletin of KSPU them. V. P. Astafyev], 4 (22), pp. 57-61 (in Russ.).
10. Adol'f, V. A., Jakovleva, N. F., 2016. Profes-sional'nye zadachi kak celevoj vektor realizacii kom-petentnostnogo podxoda v obrazovanii [Professional tasks as target vector implementation competence approach in education]. Vestnik KGPU im. V. P. As-
taf'eva [Bulletin of KSPU them. V. P. Astafyev], 1 (35), pp. 43-47 (in Russ.).
11. Dashkova, A. K., Churljaeva, N. P., 2014. Aksiologicheskaya model' professional'noj adaptac-ii studentov inzhenernyx special'nostej [Axiological model professional adaptation of undergraduate engineering specialties]. Vestnik vysshej shkoly [Bulletin of the high school], 3, pp. 111-114 (in Russ.).
12. Dashkova, A. K., Churljaeva, N. P., 2013. Zdorov'esberegayushhee napravlenie kak social'no znachimoe v aksiologicheskoj modeli professional'noj adaptacii studentov [The direction of maintaining health as socially significant in professional model axiological adaptation of students]. Obrazovanie i obsshestvo [Education and society], 5, pp. 27-30 (in Russ.).
13. Chesnokov, V. A., 2010. Organizacion-no-pedagogicheskaya model' razvitiya sub"ektnyx xarakteristik lichnosti budushchego yurista v processe professional'noj podgotovki [Organizational and pedagogical model of development of the subjective characteristics of the personality of a future lawyer in training]. Izvestiya Rossijskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Proceedings of Russian state pedagogical University. A. I. Herzen], 12, pp. 214-219 (in Russ., abstr. in Eng.).
Submitted 08.12.2016