УДК 372.3 ББК 74.100.55
Емельянова Ирина Евгеньевна
доктор педагогических наук, доцент
кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Emelyanova Irina Еvgenievna Doctor of Pedagogics, docent
Department of pedagogics and psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Профессиональная самореализация воспитателя как основа освоения ребенком способов саморазвития Professional self-realization of the teacher as a basis of development of the child
ways of self-development В статье рассмотрены сущность самореализации личности и механизмы самореализации воспитателей в профессиональной деятельности. Показана роль значимых взрослых в освоении ребенком способов саморазвития в микросреде ДОО.
The article deals with the essence of self-identity and mechanisms of selfactualization teachers in professional activity. The role of significant adults in the development of the child ways of self-realization in the micro-environment.
Ключевые слова: педагог ДОО, профессиональная деятельность, самоопределение, самореализация, способы и механизмы саморазвития.
Key words: teacher OED, professional activity, self-determination, selfrealization, methods and mechanisms of self-development.
Стадия развития индивидуальна для каждой личности, так как зависит от
уровня социальных условий, уровня актуализации и развития потенциалов личности. Профессиональная самореализация воспитателя - это сложная интегральная характеристика, включающая в себя не только сумму ЗУНов в области дошкольного образования и профессионально важных качеств личности для взаимодействия с детьми и родителями, а также учет психологических компонентов личности самого воспитателя, системы организации его сознания, что в совокупности обуславливает профессиональное совершенствование личности и
отношение к профессии. Остановимся подробнее на осмыслении понятия и механизмов самореализации личности (рис. 1).
Самореализация личности воспитателя в профессиональной деятельности происходит на основе самоопределения, саморазвития и самообразования в условиях ДОО. Большинство исследователей аспектов самореализации П.П. Бабочкин, Р.А. Зобов, Н.А. Кебина, В.Н. Келасьев и др. выделяют: внешние критерии, к которым относятся результативность деятельности, проявляющуюся в создании продукта деятельности; внутренние критерии - меру удовлетворенности человека процессом и результатом своего труда. Мы, вслед за Н.А. Соколовой [5], считаем, что такой подход к определению критериев самореализации ограничивает потенциал самореализации воспитателя, составной частью которого является самообразование и саморазвитие в профессиональной деятельности.
Рисунок 1 - Механизмы самореализации личности
Под самообразованием воспитателя ДОО мы понимаем как специально
организованную, так и самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение личностно и общественно значимых (дети и родители как заказчики, педагогический коллектив, в целом педа-
69
гогическая практика) образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов в области дошкольного образования, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации [1]. Специально организованные курсы, педсоветы, методобъединения, взаимопосещения занятий, мастер-классы являются как базовой ступенью к мотивации и самообразованию молодого воспитателя в области профессиональных интересов, так и результатом самореализации (когда специалист изучил и усовершенствовал какую-либо часть образовательного процесса, и по итогам проделанной работы выходит на этап трансляции, дискуссии достигнутых материалов). Таким образом, самообразование и саморазвитие воспитателя являются неотъемлемой частью его профессиональной самореализации. В процессе самореализации воспитателей в профессиональной деятельности важно учитывать две важные особенности процесса саморазвития личности: развивая личные качества в процессе жизни, человек развивает их относительно, и проявляются они в профессиональной деятельности у всех людей по-разному; любой попытке профессиональной самореализации воспитателя в социуме нужна адекватная оценка со стороны заказчиков (дети, родители) и коллег. Итак, самореализация воспитателей - это наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей, одобренных заказчиками и коллегами в сфере дошкольного образования, успешно реализуемых в профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что существует также сложность при определении механизма становления личностной рефлексии специалиста ДОО. Развитие интеллектуальной и личностной рефлексии создает реальную почву для сложного процесса формирования профессионально важных качеств воспитателей. К рефлексивным умениям относятся способность к познанию собственных индивидуально-психологических особенностей, оценка своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности воспитанника. Рефлексивные навыки позволяют воспитателю
осуществлять действия, связанные с познанием личности ребенка, без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Развитие рефлексивных способностей не должно происходить спонтанно, так как в этом случае оно будет затянуто по времени и не достигнет должного уровня. В условиях повышения квалификации воспитателей в вопросах самореализации в профессиональной деятельности данный вид способностей может получать должное развитие при использовании рефлексивного тренинга (разработки А.А. Реана). Цель проведения тренинга - освоение участниками приемов и методов глубокого проникновения в собственную личность, ведущее к расширению возможностей рефлексии и к более адекватному познанию других людей.
Рассмотрев механизмы самореализации личности в социуме, мы определили основные черты педагога ДОО в условиях постоянно меняющейся среды:
1. Наличие у педагога положительной репутации.
2. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.
3. Готовность к саморазвитию, самообразованию и самореализации в профессиональной деятельности.
4. Способность к рефлексии в профессиональной деятельности.
5. Проявление стремлений к реализации нормативных, духовнонравственных и творческих требований, получивших моральное социальное одобрение.
6. Созидательная направленность всех видов профессиональной деятельности и адекватная самооценка.
При этом важным является общественное признание продукта профессиональной деятельности и процесса самореализации личности. На наш взгляд социально значимыми в профессиональной деятельности будут следующие качества педагога, классифицируемые на:
- эмоционально-чувственные (любовь к людям, детям, природе Родине, прекрасному);
- мотивационные (потребности, интересы, социальные установки, ценностные ориентации и мотивы);
- нравственно-этические (патриотизм, трудолюбие, дисциплинированность, совесть, вежливость и т.д.);
- духовно-творческие (созидательность, бескорыстие в разрешении противоречий);
- волевые (смелость, настойчивость и т.д.);
- рефлексивные (реализм, строгость, требовательность и понимание себя).
Дошкольный возраст также нельзя упустить при формировании предпосылок саморазвития, как нельзя упустить старт при начале движения вперед. Предпосылки - предварительное условие чего-нибудь. Мы склоняемся в понимании предпосылок в большей степени к предрасположенности, т.е. заранее создавшейся склонности, расположенности к чему-нибудь, наличие условий для развития [4, 181]. В качестве предпосылок к саморазвитию детей дошкольного возраста мы выдвигаем:
1. Мотивационная установка, обеспечивающая формирование намерения достичь цели.
2. Формирование личностных целей, качеств.
3. Формирование целостного позитивного «Я-образа».
4. Развитие рефлексивных навыков.
5. Способ и стиль взаимодействия Значимых взрослых с детьми дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Говоря о развитии предпосылок к саморазвитию, начиная с дошкольного возраста, важно подчеркнуть значимость стиля взаимодействия воспитателя, способы организации самостоятельной и продуктивной деятельности детей в условиях ДОО. Результатом саморазвития детей в микросоциуме ДОО является проявление личностных смыслов и ценностей в духовно-творческой деятельно-
сти. В процессе создания творческого продукта ребенок в первую очередь познает себя, окружающий мир, себя в окружающем мире, овладевает навыками самоорганизации, самоутверждения, рефлексии, реализует возможность свободного выбора в типологии ценностей (осознание ценности этого продукта для других). Продуктами саморазвития и самореализации также выступают отношения индивида к миру, осознание себя как личности, адаптивность, жизне-творчество, рефлексия, сохранение индивидуальности [2, 28]. Так как саморазвитие дошкольника в социуме охватывает все сферы его личности: мотивационную, интеллектуальную, творческую, эмоциональную, волевую, то в старшем дошкольном возрасте занятие не может быть только интеллектуальноэмоциональным, оно должно приобретать и ценностно-смысловое наполнение. Данный процесс поднимает на новый уровень становления у ребенка самопознания, саморегуляции, самореализации и самопонимания личности, а от воспитателей требует нравственного ориентира и компетентности в вопросах развития предпосылок саморазвития и самореализации детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте мы рассматриваем предпосылки саморазвития и самореализации личности как нравственной воспитанности ребенка. По мнению Ю.К. Бабанского, о показателях воспитанности личности можно судить по степени их участия во всех основных видах деятельности, соответствующей возрасту: игровой, трудовой, общественной и других, и реализованности этого участия.
Таким образом, профессиональная самореализация воспитателя является основой развития предпосылок ребенка к освоению способов саморазвития и самореализации, начиная с дошкольного возраста. Она строится с учетом следующих выводов:
- основой саморазвития детей дошкольного возраста являются свойства их личности и личности воспитателя, организующего образовательных процесс;
- предпосылки саморазвития в дошкольном возрасте актуализируются во взаимодействии с воспитателем в продуктивной деятельности;
- самореализация детей в микросоциуме ДОО зависит от системы ценностных отношений к миру, другим людям, самому себе;
- саморазвитие и самореализация детей в ДОО связана с когнитивными изменениями, формирующимися под влиянием социальных взаимоотношений со Значимыми взрослыми.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. - Красноярск, 2000.
3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.
4. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - Москва: Издательство Дом «Восток», 2001.
- 81 с.
5. Соколова, Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2007. - 306 с.
6. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг; пер. с нем. - М.: Канон, 1997. - 336 с.
Bibliography
1. Andreev, I. Pedagogy: a training course for creative self-development [Text] / V.I. Andreev. - 2-e Izd. - Kazan: Center of innovative technologies, 2000. - 608 C.
2. Ignatova, V.V. Pedagogical factors of spiritual and creative development of personality in the process of socialization and conditions of their realization [Text]: Diss. ... Dr. PED. of Sciences, V.V. Ignatov. - Krasnoyarsk, 2000.
3. Pedagogical encyclopedia: current concepts of modern pedagogy [Text] / Ed. by N.N. Тулькибаевой, L.V. Трубайчук. - M: Publishing House «East», 2003. - 274 S.
4. Dictionary of pedagogical innovations in the educational process / Sost. L.V. Трубайчук. - Moscow: Publishing House «East», 2001. - 81 C.
5. Sokolov, N.A. Socio-pedagogical support of the self-realization of pupils in institutions of additional education [Text] / N.A. Sokolova. - Chelyabinsk: Publishing house of the People. state PED. University, 2007. - 306 S.
6. Jung, CG Works. Conflicts child’s soul [Text] / KG Jung, trans. with it. - M.: Canon, 1997. - 336.