Научная статья на тему 'Подготовка воспитателей к развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста'

Подготовка воспитателей к развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
732
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY / A YOUNG TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тренкина Екатерина Анатольевна

В статье подчеркнута значимость развития творческого потенциала самого воспитателя при работе с детьми. Взят ориентир на самообразование и саморазвитие педагога в области развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation of kindergarten teachers to development of creative potential of children of preschool age

In the article the essence of the development of the creative potential of personality. Also stressed was the importance of development of creative potential of the teacher in work with children. Taken landmark self-education and self-development of the teacher in the field of development of creative potential of children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Подготовка воспитателей к развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста»

УДК 372.211:378.937 ББК 74.100.5:74.480

Тренкина Екатерина Анатольевна

аспирант

кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Trenkina Ekaterina Anatolievna Post-graduate

Department of Pedagogy and Psychology of Childhood Chelyabinsk State Pedagogical University г. Челябинск [email protected]

Подготовка воспитателей к развитию творческого потенциала детей

дошкольного возраста The preparation of kindergarten teachers to development of creative potential of children of preschool age

В статье подчеркнута значимость развития творческого потенциала самого воспитателя при работе с детьми. Взят ориентир на самообразование и саморазвитие педагога в области развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

In the article the essence of the development of the creative potential of personality. Also stressed was the importance of development of creative potential of the teacher in work with children. Taken landmark self-education and self-development of the teacher in the field of development of creative potential of children of preschool age.

Ключевые слова: творческий потенциал личности, молодой педагог дошкольной образовательной организации.

Key words: creative potential of personality, a young teacher of preschool educational organization.

Рассматривая творчество, как деятельность, в которой развитие человека

безгранично, мы соглашаемся с точкой зрения таких ученых как Е.А. Рындак, Л.В. Трубайчук, И.Е. Емельяновой и предполагаем, что именно творчество представляет личности возможность для активизации себя. Матью Фокс подчеркивает, что творчество настолько важно не только потому, что оно приводит к осознанию нового, но и потому, что это - космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий [2]. Данный подход позволяет рассматривать творчество как механизм развития; как одну из форм метаморфного обновления материи на основе психических сил (В.Н. Николко, А.П. Тряпицына),

как движущую силу развития общества и окружающей его среды, создания ноосферы (А.Г. Шумилин); как проявление необходимости жизни в ситуациях с неопределенными решениями, непредсказуемыми и неожиданными результатами (В.С. Шубинский); как основу развития, движения, изменения (Я.И. Пономарев и др.).

Вслед за Е.А. Рындак, мы склонны рассматривать творческий потенциал личности как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и в творческой самореализации на основе нравственных ценностей [4].

В последние годы в системе образования большое внимание уделяется творчеству в образовательном процессе, развитию творческого потенциала субъектов образования (обучаемых и Значимых взрослых - воспитателей, нянь, гувернеров, учителей, педагогов дополнительного образования и т.д.) на различных ее ступенях (ранний возраст, дошкольный, начальная школа, средняя, старшая, высшие учебные заведения, послевузовское образование). Молодой педагог ДОО нуждается в поддержке педагогических инициатив, так как, не имея опыта, он участвует в образовательном процессе, в воспитании личности.

В связи с этим, современное образование предъявляет серьёзные требования к личности воспитателя, Значимого взрослого, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста. Наиболее соответствует идеям современного образования позиция Значимого взрослого, в которой он вместе с воспитанниками становится творцом, способным обеспечить личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие и саморазвитие своих воспитанников. Важным условием развития творческого потенциала детей дошкольного возраста является создание развивающей среды, способствующей опережающему развитию, стимулированию творческой деятельности, творческого воображения, ассоциативного мышления, способности к экспериментированию. Здесь многое зависит от компетентности Значимого взрослого, как саморазвиваю-

щейся личности, способной к опережающему развитию детей, стимулированию творческой деятельности, развитию творческих способностей детей [4].

Современные подходы к развитию и воспитанию дошкольников дают возможность каждому педагогическому коллективу по-новому планировать и строить работу с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и интересов. Каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более эффективных методов и приемов обучения, которые бы помогли лучше изучать и анализировать каждого ребенка отдельно, как личность и детский коллектив в целом, раскрывать их возможности и особенности, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития. В развитии творческой активности дошкольников в целом и каждого ребенка в отдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированное руководство Значимого взрослого. Роль его на разных этапах взаимодействия с детьми в этом направлении не одинаковая. Творчество невозможно без осознания Значимым взрослым собственной творческой индивидуальности. В понимании творчества детей мы разделяем точку зрения Н.Д. Левитова, который считает, что в применении к детям под творческой надо понимать такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое и оригинальное, в той или иной мере выражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт ученика; обычно представляющий творческий вид деятельности, как создающей новые оригинальные продукты, имеющие новую общественную ценность [3]. Данный психологический подход достаточно четко выстраивает характеристику личности с точки зрения ее психических потенций и их видов.

Проведенный анализ позволяет нам выделить следующие особенности развития творческого потенциала ребенка в образовательной деятельности и ориентировать на них воспитателей во взаимодействии с детьми:

1. Образовательная деятельность рассматривается как специально-организованный процесс, форма проявления активности, социальной мобильности, направленная на познание и преобразование жизнедеятельности.

2. Образовательная деятельность насыщена решением изобретательских, учебно-творческих задач, творческих заданий, интеграцией художественно-творческих видов деятельности, детско-родительским взаимодействием.

3. В числе важнейших факторов создания творческой среды выступают понимание природы творчества, путей моделирования творческого пространства.

4. Самообразование воспитателя в вопросах развития творческого потенциала детей и самореализация Значимого взрослого в каких-либо творческих видах деятельности [4].

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Приведем пример обмена опытом воспитателей с начинающими специалистами по проблемам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста через участие в конкурсе «Моя педагогическая инициатива». В образовательном учреждении складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности через наставничество, оказание помощи в самообразовании и подборке методической литературы по интересующим вопросам, а также стимулирование молодых специалистов к изучению опыта работы коллег.

В рамках конкурса стажист-наставник и молодой специалист вместе раскрывали педагогическое кредо, защищали проект или программу развития творческого потенциала ребенка в условия образовательного учреждения или семьи. Для этого было проведено анкетирование родителей по различным направлениям образовательного процесса, в частности обеспечивающего развитие

творческого потенциала детей дошкольного возраста. Опираясь на результаты анкетирования, строилась дальнейшая работа, подбирались содержание и формы организации взаимодействия с детьми и их родителями, способствующие переходу их из наблюдателей и критиков в статус субъектов образовательного процесса. Были разработаны и проведены следующие мероприятия:

- групповые родительские собрания и тематические консультации по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста;

- «он-лайн» консультации по интересующим родителей вопросам в области развития творческих способностей детей;

- «Родительские гостиные», отличающиеся от собраний и консультаций более непринужденным общением, дискуссиями, дебатами, мастер-классами;

- привлечение родителей к участию в выставках и смотрах-конкурсах, олимпиадах, концертах, не только в роли костюмеров и зрителей, но и организованной группы поддержки, организаторов (постановка общих спектаклей, подготовка элементов декорации и костюмов, изготовление коллективных панно, экспонирование семейных фотографий);

- проведение совместных спортивно-игрового, художественно-творческого и декоративно-прикладного досуга, музыкально-театрализованных праздников;

- организация работы семейного клуба по направлениям творческих лабораторий;

- организация дней открытых дверей с приглашением выпускников, с презентацией творческих продуктов (в том числе и выступление детей);

- организация лекториев с приглашением специалистов (ученые, методисты и др.) по проблемам развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Одним из интереснейших заданий конкурса было проведение с детьми игр-импровизаций, способствующий развитию творческих способностей. К игре-импровизации нет конкретной подготовки. Импровизация - это спонтанность и реактивность. Импровизируя, ребенок играет. Игра позволяет

наслаждаться свободой. Это наслаждение и есть эмоциональный внутренний настрой ребенка. Это отдых и реабилитация. Е. Гротовский подчеркивает: «Самые важные упражнения - упражнения психического характера. Они заключаются в возвращении в реальном действии, посредством реальных реакций и физических импульсов к ключевым, предельным, высшим моментам собственной жизни, собственной биографии». Так в импровизации стихотворения Эммы Мошковской «Хитрые старушки» дети не только копируют своих близких и персонажей произведения, но и представляют себя на месте героя, тем самым, приобретая определенный жизненный опыт, развивая свои познавательные процессы, творческие способности. Игра-импровизация позволила детям и воспитателям увидеть и разыграть ситуацию с разных сторон, привнести в стихотворение Э. Мошковской и свой творческий почерк.

В итоге проведенного конкурса произошло методологическое и методическое обогащение начинающих воспитателей, родителей в области приобретения знаний и опыта развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в образовательном учреждении и в условиях семьи. Завершался конкурс эстафетой педагогического мастерства - соревнования между несколькими группами воспитателей, где один участник начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают ее, последний участник подводит итоги и делает выводы. Тема эстафеты: «Эффективные методы и приемы развития творческого потенциала детей дошкольного возраста».

Таким образом, конкурс решает задачу развития профессиональной компетентности молодых воспитателей в области развития творческих потенциалов детей, помогая специалисту в определении профессионально-ценностных ориентаций, создании условий для самореализации методологии его профессионального развития и саморазвития в контексте духовно-нравственных ценностей. Компетентность в области развития творческого потенциала детей формируется в творческой деятельности самого воспитателя и всегда проявля-

ется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Библиографический список

1. Емельянова, И.Е. Педагогическая тактика развития одарённости детей дошкольного возраста: монография дис. ... канд. пед. Наук: защищена 2011/И.Е. Емельянова. - Челябинск, 2011.

2. Глуховская, Е.А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: дис.канд. пед. наук : 13.00.01. - 249 с.

3. Левитов Н.Д. Детская педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1972. - 279с.

4. Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: дис.докт. пед. наук: 13.00.01. -340 с.

5. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. - 188 с.

6. Трубайчук, Л.В. Творческое образовательное пространство дошкольного учреждения как средство развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / Л.В. Трубайчук, Н.И. Герд. -Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛЛ», 2009. - 71 с.

Bibliography

1. Emelyanova, I.E. Pedagogical tactics of development of gifted

preschool children: a monograph dis. ... Cand. Cand. Sciences: protected

2011/.F. Emelyanova. - Chelyabinsk, 2011.

2. Glukhovskaya, E.A. Development of creative potential of the senior pupils of educational activity: dis...Cand. Cand. Sciences 13.00.01. - 249 S.

3. The Levites N Children pedagogical psychology. - M: Pedagogy, 1972. -

279с.

4. Рындак, V.G. Interaction of processes of continuous education and development of creative potential of a teacher: dis...doctrine. Cand. Sciences 13.00.01. -340 C.

5. Трубайчук, L.V. Pedagogical technology of development of gifted children of preschool age [Text] / Ed. by L.V. Трубайчук. - Chelyabinsk: ИИУМЦ «Education», 2009. - 188 S.

6. Трубайчук, L.V. Creative educational space of pre-school institutions as a means of development of gifted children of preschool age [Text]: method. manual / L.V. Трубайчук, N.I. Gerd. - Chelyabinsk LLC «Publishing РЕКПОЛЛ», 2009. - 71 C.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.