Раздел 1. Методология правоохранительной деятельности
БЛАЖЕВИЧ Н.В., доктор философских наук, профессор, bin7704@rambler.ru Кафедра философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
BLAZHEVICH N.V.,
Doctor of Philosophical Sciences,
professor,
bin7704@rambler.ru
Chair of philosophy, foreign languages
and humanitarian training
of law enforcement officers;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,
Russian Federation
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. Раскрывается сущность, структура и виды профессиональной репутации полицейского, на основе профессионально-этических кодексов полицейского составляется ее модель. Профессиональная репутация полицейского рассматривается как оценка его профессиональных и нравственных качеств. Акцентируя внимание на росте профессионального мастерства полицейского, автор выделяет пять типов репутации полицейского: репутация полицейского-стажера; полицейского-подмастерья; полицейского-мастера; полицейского-авторитета; полицейского-наставника. Описаны их репутационные паттерны. Показано, что репутация как система показателей содержит ядро и периферийную область. Ядро репутации полицейского воспроизводит социально значимые представления о деятельности полицейского, а также память самой профессиональной группы и ее членов об осуществляемой деятельности. Периферийная область репутации — это набор показателей профессиональной деятельности полицейского, подвергающихся критической оценке самим полицейским и общественностью и служащих формированию его профессиональной репутации.
Ключевые слова: профессиональная репутация; репутационный рост; репутационный паттерн; репутационный показатель; ядро репутации; периферийная область репутации.
PROFESSIONAL REPUTATION OF THE POLICE OFFICER AS A METHODOLOGICAL PROBLEM
Annotation. The essence, structure and types of professional reputation of the police officer are revealed on the basis of the police ethics and law enforcement conduct codes. A model of reputation is composed. The professional reputation of the police officer is considered as the evaluation of his (her) professional and moral qualities. Focusing on the growth of the professional skills of the police officer, the author distinguishes five types of the police officer reputation: reputation of police trainee; police probationer; field officer; experienced (chief) officer; police tutor. Their reputation patterns are described. It is shown that the reputation as a system of indicators contains a core and a peripheral area. The core of the police officer reputation reproduces socially significant ideas about the police activities, as well as the memory of the professional group itself and its members on the carried activities. The peripheral area of reputation is a set of indicators of the professional activities of the police officer, which are subject to the critical assessment by the police officer himself and the public, and which serve the formation of police officer's professional reputation.
Keywords: professional reputation; reputation growth; reputation pattern; reputation indicator; core of reputation; peripheral area of reputation.
Как известно, современное гражданское общество требует от правоохранительных органов и их сотрудников, в том числе от полицейских, компетентности, некоррумпированности, ответственности, открытости в профессиональной деятель-
ности. И чем ближе полицейские становятся к этим требованиям, тем большее значение для общества приобретает их профессиональная репутация. Можно утверждать, что положительные профессиональные репутационные характеристики
являются ресурсом, который способствует формированию в обществе атмосферы доверия к полиции, а повышение общественного доверия к полиции является необходимым условием совершенствования ее деятельности. Одним словом, исследование профессиональной репутации полицейского является актуальной задачей, которую ставит перед наукой правоохранительная практика.
В статье предпринимается попытка исследовать профессиональную репутацию в методологическом аспекте, т.е. раскрыть сущность, структуру и виды профессиональной репутации полицейского, составить ее модель. Следует отметить, что специальному углубленному теоретико-методологическому изучению профессиональная репутация полицейского в отечественной науке еще не подвергалась. На это указывают многие исследователи, например, В.В. Батхаев [1], А.А. Власов [2], Е.Г. Комиссарова [3], М.Е. Матросова [4], В.К. Пауков [5] и др. Следует заметить, что теоретико-методологическое исследование этого явления важно не только для того, чтобы найти способы управления им, но и для совершенствования духовно-нравственного воспитания полицейских, а также для обеспечения правовой защиты их деловой репутации.
Действительно, положительная профессиональная репутация полицейского предполагает честное отношение к службе, которое обусловлено выполнением полицейским служебного и морального долга. Так, в п. 3 ст. 5 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации справедливо подчеркивалось, что «честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам»*. Разумеется, значительно снижается эффективность воспитательной работы и правовой защиты профессиональной репутации полицейского, когда в действующем законодательстве, регламентирующем работу полицейского, не содержится
* Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утв. приказом МВД России от 24 дек. 2008 г. N 1138 (утратил силу).
строгого определения профессиональной репутации полицейского, ее структуры и показателей. Безусловно, отсутствие четкой модели профессиональной репутации затрудняет квалификацию правонарушений, совершенных в отношении профессиональной репутации полицейских.
Выделим отличительные признаки профессиональной репутации полицейского. Исследование признаков профессиональной репутации полицейского можно начать с этимологии слова, которое обозначает это явление. Так, П.Я. Черных отмечает, что термин «репутация» происходит от латинского слова «гер^айо», которое на русский язык переводится словами «обдумывание», «размышление», «подсчитывание», «оценивание». В русском языке слово «репутация» стало известным с начала XVIII века. Сегодня оно употребляется в значении установившегося общественного мнения о ком-либо или о чьей-либо деятельности [6, с. 112].
Иное толкование этого термина дается в этической, социологической, психологической и юридической литературе. Здесь термином «репутация» обозначается не только вид общественного мнения, общественной оценки, но и совокупности качеств, которыми обладает оцениваемый объект. Этим термином в первую очередь оцениваются деловые и моральные качества личности.
Безусловно, положительная профессиональная репутация завоевывается успешным делом. Так, по мнению М.Н. Ма-леиной, под деловой репутацией следует понимать совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников, избирателей и персонифицируется среди других профессионалов в этой области» [7, с. 18].
Итак, репутация является социальным явлением, значит, она имеет объективную и субъективную сторону. В связи с этим определение репутации, в котором выделяется лишь одна сторона - или объективная, или субъективная - будет неточным. Как видно, в лингвистической трактовке учитывается субъективная сторона репутации, а значит, такая трактовка не представляет явление профессиональной репутации в целом. Эти замечания
позволяют утверждать, что профессиональная репутация полицейского является воспроизведением его служебных и нравственных качеств в общественном и индивидуальном сознании, в общественной и индивидуальной оценке.
Так, например, в профессиональной репутации полицейского должна отражаться совокупность характеристик, которая определяет его возможности взаимодействия и сотрудничества с общественностью, - коммуникативные компетенции полицейского [8]. Необходимо помнить, что профессиональная репутация полицейского складывается и как образ в сознании самого полицейского сообщества. Важно также учитывать и отношение полицейского к собственному имиджу. Можно утверждать, что профессиональная репутация начинается с отношения полицейского к самому себе как субъекту правоохранительной деятельности и нравственному существу.
Профессиональная репутация как оценка всегда связана с определенной системой профессиональных и нравственных ценностей, которую разделяет профессиональная группа и ее представители, поэтому у одного и того же субъекта может быть совершенно разная репутация в различных профессиональных коллективах. Так, например, в одном коллективе полицейский может пользоваться уважением, действуя методами силы и принуждения, в то время как в другом коллективе эти методы могут считаться категорически неприемлемыми, а этот полицейский будет уже иметь негативную (порочную) репутацию.
Система ценностей любых субъектов транслируется посредством их действий и суждений в процессе общения. Рассматривая профессиональную репутацию как естественный инструмент регулирования процесса служебного общения, который в различной степени оказывает влияние на принятие решения о взаимодействии с тем или иным субъектом, мы полагаем, что роль этого инструмента в правоохранительной деятельности возрастает, ибо расширяется доступность для полицейских той необходимой конфиденциальной информации о правонарушениях, которая позволяет должным образом осуществлять профилактику, пресечение и раскрытие правонарушений. Полицейскому по роду
деятельности необходимо уметь договариваться, находить консенсус, вступать в диалог с общественностью. В этих условиях ему приходится завоевывать доверие различных общественных групп, а значит, демонстрировать свою профессиональную репутацию.
Профессиональная репутация полицейских многообразна. Известно, что репутация может быть положительной и отрицательной, подлинной и мнимой. Различают репутацию полицейского по разным основаниям. Часто в качестве основания избирается то или иное духовно-нравственное или профессиональное качество полицейского. Интересны классификации, в которых учитывается динамический характер репутации, то есть отражается рост профессиональной репутации полицейского. Так, акцентируя внимание на росте профессионального мастерства, компетенций полицейского, можно выделить пять ступеней в его развитии и, соответственно, пять типов репутации полицейского:
1) репутация полицейского-стажера (проявляет интерес к правоохранительной деятельности и стремится овладеть базовыми компетенциями полицейского);
2) репутация полицейского-подмастерья (включен в правоохранительную деятельность, но еще выясняет ее отношение к своим личностным ценностям);
3) репутация полицейского-мастера (это тот, кто взял на себя ответственность за результаты осмысленного профессионального труда полицейского, умеет решать сложные служебные задачи);
4) репутация полицейского-авторитета (или уникального мастера) (полицейский, мастерство которого признано в профессиональном сообществе, кроме того, он умеет решать служебные задачи, которые до него никто не решал);
5) репутация полицейского-наставника (это полицейский, который прошел все предыдущие ступеньки, сохранил в себе способность в любое мгновение «спускаться» на любую из этих ступенек, но к тому же он имеет своих учеников, последователей).
Следует отметить, что полицейский-наставник - это вершина профессиональ-но-репутационного роста полицейского. При этом важно подчеркнуть, что такой полицейский сохраняет способность к
духовному росту, то есть к эффективному самообразованию, и достиг уровня осознанной сверхкомпетентности. Наставник характеризуется повышенной скоростью настройки своей компетентности на решение служебных задач. Наставник как лидер обладает обширными навыками и опытом, сочетает их со способностью взглянуть на дело по-новому. Он основа и источник развития профессии полицейского.
Репутационные характеристики профессионального роста полицейского (профессиональные компетенции и нравственные качества) могут развиваться и совершенствоваться как в системе повышения квалификации и переподготовки полицейских, так и путем самосовершенствования в процессе правоохранительной практики. Управление ростом профессиональной репутации полицейского обусловливают действующие стандарты, образцы, примеры, так называемые репутационные паттерны. Так, паттерн полицейского-наставника представляют следующие комплексные репутационные характеристики:
1. Способность к самоконтролю -способность контролировать или переориентировать разрушительные побуждения и настроения и регулировать собственное поведение, энергично и настойчиво следуя поставленным целям. Компетенции, связанные с этой составляющей: надежность и честность, инициативность и стрессоустой-чивость, а также способность понимать и признавать свои настроения, эмоции и мотивы, и то, как они влияют на других.
2. Развитое самосознание - адаптивность, спокойствие в сложных ситуациях, открытость к изменениям, внедрению эффективных технологий и сильное желание успеха. Оно связано с тремя компетенциями: уверенность в себе, реальная самооценка и эмоциональное самосознание.
3. Наличие коммуникативной культуры - умения управлять взаимоотношениями и выстраивать социальные взаимосвязи, чтобы добиться от других желаемых результатов и реализации личных целей, а также способность достигать взаимопонимания и создавать гармонию в межличностных отношениях с разными людьми по статусу и социальному положению. Компетенции, связанные с этой составляющей: лидерство, умение управлять конфликтами, деструктивным поведением
и неконструктивными контактами, умение работать в команде, выражать свои мысли, задавать вопросы и слушать других [8].
Попробуем построить модель профессиональной репутации полицейского. Общепризнанной модели репутации полицейского в литературе нет. Исходя из анализа современной литературы, можно выделить несколько подходов к построению модели репутации. С позиции системной методологии эти подходы классифицируются следующим образом:
1. Элементный подход. В соответствии с данным подходом репутация охватывает совокупность показателей объекта, оцениваемых общественностью. Репутационный показатель - это критерий проявления деятельности, по которому окружение может оценивать репутацию ее субъекта. Сторонники этого подхода предлагают широкие перечни показателей, которые могут быть приняты во внимание при формировании профессиональной репутации полицейского.
2. Структурный подход. В рамках этого подхода осуществляется упорядочение показателей, их связей и отношений. Структурное исследование является продолжением элементного анализа.
3. Системный подход. Он позволяет рассматривать репутацию как взаимосвязанную совокупность показателей. Репутация в этом аспекте есть социальное явление, имеющее свои закономерности и механизмы существования. Сторонники этого подхода рассматривают репутацию как социальную реальность, как механизм социального познания, как «социальное представление», как «символический капитал» оцениваемого субъекта деятельности. Ценность системного подхода состоит в том, что им предлагается некая динамическая модель репутации, в которой выделяются ядро и периферийная область.
Итак, репутация как система показателей содержит ядро и периферийную область. Ядро репутации - наиболее устойчивая структурная часть репутации, которая воспроизводит социально значимые представления о деятельности субъекта репутации, а также память самой профессиональной группы и ее членов об осуществляемой деятельности. Периферийная область репутации - это набор показателей профессиональной деятель-
ности, которые подвергаются критической оценке индивидом или общественностью и служат формированию репутации.
Логично рассматривать ядро как ценностную основу профессиональной репутации. Оно остается неизменным и целостным. В положительной репутации оно связано с общепризнанными и фундаментальными ценностями. Ведь именно на основе этих ценностей возникает мнение, социальное представление о добротной профессиональной деятельности. Однако нельзя рассматривать ядро репутации просто как комплекс фундаментальных человеческих ценностей и представлений, иначе условие стабильности и целостности ядра репутации будет нарушено. Стабильность и устойчивость ядра репутации можно объяснить, если рассматривать не отдельные ценности и их интерпретации в обществе, а взаимосвязь ценностей в контексте их возникновения и развития.
Следует заметить, что ядро профессиональной репутации может быть настолько целостным и стабильным, насколько стабильно и целостно само общество, которому профессионалы служат. Стабильность ядра репутации выражается в стабильности социальной реальности, в неизменных фундаментальных принципах конструирования социальной реальности. Ядро профессиональной репутации не просто находится под влиянием профессиональной культуры - оно есть олицетворение профессиональной культуры, оно сформировано этой культурой и меняется одновременно вместе с ней. Содержание ядра профессиональной репутации - это интерпретация той части общественного и личного мнения, тех элементов профессиональной культуры, которые подвергаются рациональной критической оценке. Ядро репутации предопределяет набор факторов (содержание периферийной области), на основе которых формируется профессиональная репутация в конкретных условиях (место, время, социальный контекст и др.).
Периферийная область - более гибкая и изменчивая структурная единица профессиональной репутации. Периферийная область представляет собой комплекс показателей, по которым можно оценить репутацию [7]. Периферийная область репутации воспроизводит рациональное, критическое восприятие профессиональ-
ной деятельности, ее оценку с точки зрения возможности доверительного отношения. Содержание периферийной области репутации - это результат критического анализа профессиональной деятельности, основанного на рациональном восприятии действительности. Содержание периферийной области репутации не только предопределено профессиональной культурой, но и продолжает взаимодействовать с ней в реальном времени. В этом взаимодействии профессиональная культура выступает контекстом, внешним условием для субъекта и объекта репутации. Более того, в процессе рационального анализа действительности заданные ядром репутации особенности периферийной области могут быть трансформированы, скорректированы. Приобретенный опыт влияет на содержание ядра репутации и влечет за собой изменения в профессиональной культуре.
Профессиональная репутация как социальная реальность реагирует на социокультурные изменения в обществе (изменения в реальной жизни трансформируются в рациональные, осознаваемые факторы оценки - в периферийную область), тем самым структурируя и поддерживая равновесие в социальной реальности, структурным элементом которой она является. Профессиональная репутация выступает структурированным и структурирующим элементом пространства профессиональной деятельности, выступает инструментом профессиональной культуры и одновременно может провоцировать изменения в этой культуре. Ядро профессиональной репутации формируется профессиональной культурой и предопределяет содержание периферийной, осознаваемой структурной части репутации. При формировании периферийной области репутации профессиональная культура выступает контекстом, в рамках которого оценивается объект репутации.
Репутационные показатели учитываются при построении кодексов профессиональной этики полицейского. 19 сентября 2001 г. Комитетом министров Совета Европы был принят Европейский кодекс полицейской этики*. В нем систематизированы
* Европейский кодекс полицейской этики: рекомендация Комитета Министров Совета Европы ККес (2001)10 от 19 сент. 2001 г. 1т1_: http://polis.osce.Org/library/f/2687/1492/CoE
профессионально-этические показатели репутации современного полицейского. Так, в ст. 12 Европейского кодекса полицейской этики говорится, что «полиция должна быть организована так, чтобы ее сотрудники пользовались уважением населения как профессионалы, на которых возложено обеспечение исполнения закона, и как лица, оказывающие услуги». Кодекс идет дальше простой декларации данного положения: он обозначает ряд стандартов, следование которым является залогом положительного общественного мнения о полиции и уважительного отношения к ней.
В частности, Европейский кодекс полицейской этики регламентирует ряд важных положений, направленных на обеспечение непререкаемого авторитета сотрудника полиции и составляющих его репутационный паттерн. Он предусматривает следующее:
- при подборе сотрудников необходимо учитывать у них наличие таких качеств, как компетентность, профессионализм, рассудительность, открытость, зрелость, справедливость, коммуникабельность, наличие организационных качеств, способность разбираться в социальных, культурных и этнических проблемах (ст.ст. 22, 23);
- у сотрудников не должно быть негативного прошлого, в частности, случаев совершения ими тяжких правонарушений (ст. 24);
- подготовка сотрудников должна соответствовать целям полиции, быть открытой, ориентированной на приобретение практических навыков, постоянное повышение квалификации (ст.ст. 26-30);
- сотрудник полиции должен быть неподкупным и демонстрировать антикоррупционное поведение при исполнении своих обязанностей (ст.ст. 20-21).
При подборе сотрудников, согласно Европейскому кодексу полицейской этики, следует учитывать, чтобы кандидаты изначально обладали качествами, на основе которых возможно развитие их профессионального мастерства как сотрудников полиции. К таким личностным качествам относятся:
- образовательный уровень кандидата (грамотность, владение государственным языком);
- физическая подготовленность (соответствующая минимальному уровню, необходимому для осуществления оперативных задач);
- моральные качества (отношение к правам человека, толерантность, честность, достоинство и др.);
- психофизиологические качества (эмоциональная уравновешенность, стрес-соустойчивость, организационные способности, умение принимать решения и действовать в сложной ситуации и др.).
Другими словами, на момент поступления на службу сотрудники полиции должны обладать определенным уровнем компетентности, который необходим для выполнения правоохранительных задач. Стандарты полицейской деятельности требуют, что кандидаты на службу в полицию должны набираться на основе их компетентности и профессионального опыта, которые сориентированы на цели полиции.
Ориентированность компетентности и профессионального опыта полицейского на цели правоохранительной деятельности означает, что стремление его поступить на службу в полицию должно быть обусловлено желанием бороться с преступностью, защищать права человека, служить обществу. Мотивы негативного характера (например, стремление человека стать сотрудником полиции, чтобы применять силу и принуждение, стоять «над обществом») приемлемыми быть не могут.
Наличие у кандидата качеств, соответствующих критериям отбора сотрудников, обеспечивает возможность воспитания достойного служителя закона. Кроме того, Европейский кодекс полицейской этики устанавливает, что «лица, признанные виновными в тяжких правонарушениях, не должны осуществлять полицейских функций» (ст. 22).
Таким образом, исполнение требований профессионально-этических стандартов относительно отбора сотрудников является залогом эффективности полицейской деятельности и организации такой полиции, персонал которой в состоянии достойно и успешно осуществлять свои функции, а также пользоваться заслуженной репутацией среди населения.
Список литературы
1. Батхаев В.В. Понятие и сущность защиты чести, достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. N 1 (32).
2. Власов А.А. Особенности судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации // Юрист. 2005. N 1.
3. Комиссарова Е.Г. Защита профессиональной чести сотрудника полиции гражданско-правовыми средствами // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. N 2 (3).
4. Матросова М.Е. Защита чести и достоинства сотрудников ОВД: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
5. Пауков В.К. Общественное мнение в формировании позитивной репутации правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 2. М.: Рус. яз., 1994.
7. Малеина М.Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации предпринимателя // Юридический мир. 2008. N 4.
8. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования: учеб. пособие / под ред. А.Л. Анисина. Тюмень: Тюм. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2014.
ОСИПЯН Б.А., кандидат юридических наук, доцент,
artos5@mail.ru г. Москва
OSIPIAN B.A.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, artos5@mail.ru Moscow, Russian Federation
КРИТЕРИИ ПРАВОМЕРНОГО РАЗЛИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ И СОСТАВОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ (ДЕЛИКТА), ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА, АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Аннотация. Автор посредством рассмотрения таких разновидностей правонарушений, как гражданско-правовое нарушение, дисциплинарный проступок, административное правонарушение и преступление, показывает общие и особенные свойства этих юридических понятий и отличительные признаки их составов в зависимости от правоохраняемых объектов и целей противоправного и общественно опасного посягательства, правового положения и умысла субъекта правонарушения и последствий каждого вида правонарушений, предусмотренных законом. Сделан вывод о необходимости разработки критериев различения схожих по внешним признакам и составам правонарушений и преступлений, уточнения общих и особых признаков и элементов, а также видов и размеров необходимого и достаточного воздействия на правонарушителей и преступников.
Ключевые слова: состав правонарушения; гражданско-правовой проступок; дисциплинарный проступок; административный проступок; преступление; критерии.
THE CRITERIA OF LAWFUL DISTINCTION BETWEEN THE CONCEPTS AND ELEMENTS OF A CIVIL OFFENCE (TORT), DISCIPLINARY OFFENCE, ADMINISTRATIVE OFFENCE AND CRIME