со
0
S
§
1
S
S
о
о
о
CL
Is
S
з-
S
§
С
S
S
з-
S
g
i
I
I
-Q
с;
ъ
I
о
5 о о ф ■©■ о
6 со £ О
0
1 I ф со
ра
>s
52
0 ф :т
5
1
Q.
Q
£
(5
о
0
1
о
ъ
с
о
со
ф
Ю
2 о
0
6 со
СО
1 S
В. А. Кислухин
Кислухин Владимир Александрович — доцент кафедры административного права Кировского института Московской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: pravo@kisluhin.kirov.ru
Вопросы безопасности и юридической ответственности в профессиональных кодексах милиции (полиции) России и Нидерландов
Демократизация полицейского нормотворчества в Королевстве Нидерландов сопровождается совершенствованием системы профессионально-этического воспитания голландских блюстителей порядка, которая носит, как и все нидерландское правотворчество в целом, оригинальный, нестандартный характер.
Примером такого нетривиального подхода к формированию современного мировоззрения полицейского служащего стал Профессиональный кодекс полиции Нидерландов (Beroepscode voor de politie in Nederland), заменивший прежний свод деонтологичес-ких норм, действовавших с 1997 года.
Democratisation of police standard-setting in Kingdom of the Netherlands is accompanied by perfection of system of the professional-ethical education of the Dutch peace officers and it has, as well as the whole law-making in Netherlands, original, non-standard character. The Professional code of police of the Netherlands (Beroepscode voor de politie in Nederland), which replaced former arch of moral and ethical standards operating since 1997 became an example of such non-trivial approach to the formation of modern outlook of the police employee.
В последние годы в связи с активной интеграцией МВД России в мировую правоохранительную систему все большее значение приобретает исследование техправовых и профессионально-этических норм, которые формируют моральный облик полицейского служащего в различных стра-нахмира.
Опыт зарубежных коллег по созданию положительного имиджа сотрудника правоохранительных органов с учетом отечественных особенностей и традиций вызывает у российских правоведов и социологов живой, неподдельный интерес, способствует поиску новых путей формирования современного служителя правопорядка.
Одним из средств, призванныхобеспечитьпро-цесс создания положительного образа российской милиции должен стать Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел1, пришедший на смену Кодексу чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации2.
Новый кодекс разработан на основе положений Конституции РФ, нормативных правовых актов МВД России с учетом общих принципов служебного поведения государственных служащих. Нормы и требования кодекса соответствуютполо-жениям кодекса должностных лиц по поддержанию правопорядка3, а также Европейского кодекса полицейской этики4.
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел представляет собой нрав-
ственно-правовой императив, включающий в себя систему правовых и социально-этических норм, институтов и принципов, устанавливающих высокие требования к профессиональному поведению сотрудника, его личной культуре, к необходимым действиям в сложных ситуациях юридического и морально-нравственного характера, в том числе по противодействию коррупции.
В качестве основополагающих ценностей для сотрудника кодекс определил такие позитивные социальные категории, как профессиональный долг, законность, безопасность, ответственность за принимаемые решения и действия.
«Долг, — говорится в документе, — состоит в безусловном выполнении закрепленных Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надежной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности».
В кодексе, по замыслу разработчиков, заложено много новых идей и мыслей, определены нравственные обязательства, которые должен принять на себя человек, надевший форму сотрудника органов внутренних дел. Документ предусматривает возвращение к традициям самопожертвования ради блага других, к неподкупности, к бескорыстию, милосердию и доброте5.
За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных кодексом, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей со-
вестью. Наряду с моральной ответственностью лицо, допустившее нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершившее в связи с этим правонарушение, например дисциплинарный проступок, несет юридическую ответственность.
Но не только Российская Федерация проявляет заботу о повышении профессионального и духовно-нравственного уровня сотрудников своих «силовых» структур. Все ведущие мировые державы также предъявляют высокие моральные требования к кандидатам, поступающим на службу или учебу в правоохранительные органы. Так, например, акты, представляющие свод профессионально-этических норм деятельности полицейских кадров, разработаны в США (Закон этики полицейских офицеров штата), в Северной Ирландии (Профессиональная этика полицейского), во Франции (Кодекс деонтологии Национальной полиции), в Германии (Декларация о профессиональной этике полицейского)6 и многих других странах.
Но особый интерес у специалистов в области сравнительного правоведения вызывает процесс полицейского нормотворчества в таком передовом в политическом, экономическом, правовом отношении государстве, каким является Королевство Нидерландов.
Интерес исследователей к этой небольшой европейской стране обусловлен тем обстоятельством, что правоохранительная и судебная системы королевства развиваются и самосовершенствуются в исключительно своеобразных условиях перманентного, подчас противоречивого, социального эксперимента, проводимого в национальном масштабе, заключающегося в поддержании необычных стандартов в сфере обеспечения прав и свободчеловека, направленных, например, на либерализацию употребления «легких» наркотиков, легализацию проституции, однополых браков и эвтаназии7. Соответственно, и полиции Нидерландов приходится постоянно ориентировать свою профессиональную деятельность в соответствии с теми новациями, которые проводят на уровне государственной политики парламент и правительство страны.
Несмотря на определенные сложности, ограниченные условиями правового демократического государства, полиция королевства в последние годы добилась серьезных успехов в борьбе с такими опасными явлениями, как коррупция, незаконный оборот наркотиков, нелегальные миграция и проституция, экологические правонарушения8.
Демократизация нидерландского законодательства сопровождается и совершенствованием профессионально-этических норм, регулирующих деятельность голландских блюстителей правопорядка. Нормотворчество в этой сфере носит, как и все нидерландское правотворчество в целом, оригинальный, нестандартный характер.
Примером такого нетривиального подхода к формированию современного мировоззрения полицейского служащего стал Профессиональный кодекс полиции Нидерландов (Beroepscode voor de politie in Nederland)9, заменивший прежний свод деонтологических норм, действовавших с 1997 года.
Новый кодекс, принятый 24 января 2007 года Советом главных комиссаров, представляет собой относительно небольшой по объему документ, состоящий из введения, основной части и заключения.
Во введении рассказывается о том, что кодекс был создан в соответствии с поручением, направленным Второй палатой нидерландского парламента министру внутренних дел10, и на основании Закона Нидерландов 1993 года «О полиции»11. В свою очередь, министр внутренних дел в своем письме, адресованном во все подразделения страны, сообщил руководителям полицейских формирований о необходимости разработки в рамках проводимой МВД Нидерландов программы «Политика порядочности в полицейской службе» нового профессионального кодекса поведения12.
Во исполнение указания министра во всех по-лицейскихподразделениях был проведен социологический опрос по поводу содержания будущего кодекса, а результаты опроса переданы Совету главных комиссаров, который возглавил разработку документа. Непосредственным созданием свода деонтологических норм занялась рабочая группа, названная Совещательной комиссией. Члены комиссии сошлись во мнении, что новый кодекс должен стать рамочным документом, содержащим в своей основе только общую концепцию профессионально-этических правил поведения полицейских служащих. Конкретизация же норм должна осуществляться в 26 полицейских подразделениях страны (в 25 корпусах и в Агентстве национальной полицейской службы)13. Решение этой проблемы было поручено Совету руководителей полицейских корпусов, на который возлагалась обязанность привлечь для непосредственной работы по составлению региональных кодексов как можно большее количество полицейских с целью демократизировать процесс их разработки. Члены Совещательной комиссии хотели, чтобы новый кодекс не был «спущен сверху» в подразделения, а воспринят личным составом корпусов как необходимый для службы документ, максимально приближенный к условиям практической деятельности.
Основная часть принятого кодекса состоит из четырех разделов: A, B, C, D.
Текст раздела «А» составлен от первого лица, что, по замыслу разработчиков, должно помочь сотруднику полиции самому разобраться в ценностях и достоинствах службы, моральных приоритетах, которым полицейский должен следовать при решении стоящих перед ним задач.
Кислухин В.А. Вопросы безопасности и юридической ответственности в профессиональных кодексах милиции (полиции) России и Нидерландов
в
о
?
а
§
I
и
и
с
с
о
Р
и)
и
ц
и
§
(п
и
и
ц
и
§
ексах
е
коде
I
ь
а
I
о
и
с
с
е
ф
о
про
в
ти
с
0
1 I
е
в
е
в
й
кой
с
е
ч
и
иди
р
ю
и
ти
с
о
I
с
а
п
о
з
е
б
ы
с
о
про
£§
.А.
В.
I
и
§
Кис
Совершенствование сознания сотрудника, как полагают создатели кодекса, должно идти в так называемых «пяти направлениях развития».
Первое направление развития озаглавлено: «Я и гражданин». Его содержание включает в себя следующее рассуждение: «Моя деятельность в обществе в качестве полицейского обязывает меня сотрудничать с различными людьми: простыми гражданами, информаторами, заявителями, свидетелями, потерпевшими и подозреваемыми. Все эти люди рассматривают меня как представителя полиции и критически оценивают мои действия. Их оценка обязывает меня предъявлять к себе высокие требования. Конечно же, я могу исполнять свою работу различными способами. Но в любом случае мои действия будут выполняться надлежащим образом в соответствии с предоставленными мне правами и установленными обязанностями».
Второе направление развития носит название: «Я и мой корпус (региональное подразделение)». Оно содержит следующий текст: «При осуществлении моих профессиональных функций я своим поведением и манерами вношу положительный вклад в имидж и общие результаты работы моего корпуса. Как один из членов служебного коллектива своими действиями я способствую обеспечению безопасности каждого гражданина, а мое подразделение обеспечивает мою личную безопасность».
Содержание третьего направления развития, получившего название «Я и мой коллега», призвано сформировать такие позитивные качества характера полицейского, какнадежность, взаимовыручка, лояльность по отношению к своим коллегам. В то же время кодекс не запрещает критические высказывания в адрес своих сослуживцев. Наоборот, такие замечания расцениваются какпро-явления честности по отношению к товарищам.
«Если в процессе общения от меня потребуется необходимость высказать свое мнение, я буду говорить с коллегами об этом честно, но корректно, не затрагивая их честь и достоинство», — говорится в кодексе.
В четвертом направлении развития определена важная роль руководителя полицейского подразделения как субъекта отношений, на которого возложена персональная ответственность за результаты работы коллектива. При выполнении задач, поставленныхперед корпусом, руководитель призван быть открытым и доступным для сотрудников, обеспечивать их безопасность, заботиться о поддержании положительного имиджа руководимого им подразделения.
Пятое направление развития называется: «Я и мое свободное время». Сотрудник полиции говорит себе: «Служба в полиции накладывает отпечаток и на мое поведение в свободное от работы время. Я прекрасно понимаю, что и в этот период времени для меня также существуют определенные ограничения. Но я веду себя таким образом,
чтобы мое поведение не явилось причиной утраты чести как для меня самого, так и для всего подразделения, в котором я служу. В свое свободное время я веду себя как образцовый гражданин».
Раздел «В» основной части кодекса посвящен характеристике профессионально-этическихнорм, которым должен следовать служащий полиции. Эти нормы, какполагают разработчики документа, представляют так называемые «семь начал — ценностей порядочности». В число «ценностей порядочности» входят: уважение, прозрачность, ответственность, включение, доверительность, справедливость и баланс. Каждая ценность сопровождается своим девизом.
Первая ценность под названием «уважение» требует от полицейского толерантного отношения к убеждениям, взглядам, привычкам людей независимо от их расы, цвета кожи, вероисповедания, пола, сексуальной ориентации и возраста. Кодекс советует полицейскому регулярно спрашивать себя о том, хотел бы он, чтобы окружающие его люди с ним обращались так же, как он обращается с гражданами. Документ предлагает служителю правопорядка правильно соотносить свои решения и действия с корректным и некорректным поведением окружающих его лиц, быть всегда открытым для диалога, считаться с чужим мнением, даже если оно противоположно убеждениям полицейского. Девиз первой ценности гласит: «Убеждение другого человека имеет такое же право на существование, как и твое собственное мнение».
Вторая ценность имеет название «прозрачность». Она предписывает действовать полицейскому понятным и объяснимым для окружающих образом, быть независимым в своих поступках от политических партий и социальных групп, не принимать подарки или какие-либо иные проявления благодарности, если эти материальные знаки внимания могут причинить ущерб доверию к полицейскому со стороны граждан. «Я говорю то, что я делаю; и я делаю то, что я говорю», — вот девиз второй ценности.
Третья ценность под названием «ответственность» имеет в кодексе два значения: во-первых, это ответственность за выбор полицейским своего поведения при реализации им своих властных полномочий и, во-вторых, это последующая оценка его действий как профессионала со стороны окружающих его лиц. Девиз этой ценности звучит так: «Я появляюсь там и тогда, где и когда в этом возникает необходимость; и я выполняю свои обязанности ответственно, ясным, предсказуемым образом, основываясь на нормах морали и закона».
Четвертую ценность развития разработчики кодекса назвали «включение». Оно, во-первых, соответствует таким духовным свойствам, как сочувствие, сострадание, сопереживание, и призвано внести вклад в чувство доверия, с которым окружающие относятся к полиции. Противополож-
ностью «включения» является безразличие. Полицейский обязан «принимать близко к сердцу» нужды и чаяния простых граждан, спешить им на помощь. Во-вторых, «включение» направлено на развитие чувства поддержки, взаимопомощи, коллективизма. Служащий полиции должен иметь «сердце», чтобы «включиться» в проблемы служебного коллектива, быть сопричастным к результатам работы подразделения, в котором несет службу. Критика в адрес своих коллег, своего работодателя, если она высказана корректно и уважительно, также может расцениваться как форма «включения» в жизнь коллектива. Девиз ценности звучит следующим образом: «Включение — это способность установить духовную связь с другими людьми с тем, чтобы помочь им в решении их проблем; это готовность встать на защиту законных прав и интересов как отдельной личности, так и организации».
Пятая ценность носит название «Доверительность». Полицейский постоянно должен помнить о том, что он находится в окружении многих людей, которые относятся к нему с доверием как к сотруднику полиции. Население ожидает от полицейского проявления таких добродетелей, как справедливость, честность, неподкупность, бережное отношение к полученной информации, объективность вне зависимости от социального статуса окружающих людей. В своей частной жизни он не должен снижать уровень доверия к себе, стараться заводить знакомства только с теми лицами, которые в дальнейшем не создадут проблем для его имиджа. Полицейский служащий обязан заботиться о том, чтобы не навредить необдуманными действиями своей репутации, которую легко утратить, но очень сложно восстановить. Он должен держать данное слово, не обещать того, чего не сможет выполнить. Девиз ценности звучит коротко: «Будь последовательным в речах и в действиях».
Шестая ценность под названием «справедливость» является основополагающей для других начал — ценностей порядочности. В первую очередь она тесно связана с категорией законности. «Законность — это то, что находится в согласии с действующими законами», — указано в документе. Противоположностью законности являются произвол и бесправие. Во вторую очередь «справедливость» является более широким понятием, чем право и закон. «Законы тоже могут быть незаконными», — предупреждает кодекс. Поэтому в сложных жизненных ситуациях именно от личной позиции, желания и интуиции самого полицейского в первую очередь будет зависеть дальнейшая оценка выполняемых им действий со стороны окружающих его людей. Девиз ценности под названием «справедливость» провозглашает: «Принимай справедливое решение, взвесив все обстоятельства без оглядки на социальный статус участвующих в деле лиц».
Седьмая, последняя по счету ценность, называется «баланс». Кодекс предлагает полицейско-
му подходить к выполнению его обязанностей, разумно сбалансировав и сочетая все те ценности, которые перечислены в документе. Искусство баланса заключается не в подавлении одной ценности за счет другой, а в их гармоничном сочетании. На практике эта ценность означает и уважительное отношение к людям, и ответственность за свои действия, и применение властных полномочий в тех случаях, когда этого требует складывающаяся обстановка. «Баланс» означает также и то, что полицейский знает сильные и слабые стороны своего характера, способен преодолеть предубеждения и догмы, чтобы направить свои усилия на выполнение профессионального долга, внести свой вклад в обеспечение доверия со стороны населения и в легитимность полиции. Девиз начала под названием «баланс» призывает: «Исходи из равновесия моральных ценностей, добивайся высокого результата своих действий».
Раздел «С» представляет короткий комментарий к каждому началу — ценности порядочности, перечисленных в разделе «В».
Раздел «О» основной части кодекса посвящен формированию в сознании полицейского чувства гордости за свою работу, свой коллектив, свою организацию.
«Полиция, — говорится в кодексе, — это такая организация и такой работодатель, которым ты можешь гордиться. Гордость за то, что ты выбрал службу в полиции, и то, что ты являешься сотрудником этой достойной организации, делает тебя сильнее, повышает чувство уважения к тебе со стороны окружающих людей, коллег, мотивирует тебя к совершению правильных действий и достижению положительных результатов в твоей работе».
В заключительной части кодекса дается разъяснение по поводу названия документа. «Профессиональным кодексом, а не кодексом поведения, документ назван потому, что он характеризует именно профессиональные ценности, которым необходимо следовать в полицейской службе», — пишут составители акта. Но в том случае, если в отношении созданного ими документа имеются какие-либо замечания, предложения или дополнения, они всегда открыты для их обсуждения и честного диалога. Для этого авторы-составители указывают в кодексе свой служебный адрес и контактный телефон.
Таким образом, принятый акт, по мнению его составителей, создаст возможность для формирования образа современного служащего полиции, способного свободно ориентироваться в поликуль-турном мире, правильно воспринимать его ценности, демонстрировать образцы цивилизованного поведения и высокого профессионализма.
Заканчивая описание Профессионального кодекса полиции Нидерландов, необходимо отметить особенности, отличающие его от аналогич-ныхсводов профессионально-этическихнорм, которые приняты в других странах.
Кислухин В.А. Вопросы безопасности и юридической ответственности в профессиональных кодексах милиции (полиции) России и Нидерландов
со
0
S
§
1
S
S
о
о
о
CL
Is
S
з-
S
§
С
S
S
з-
S
g
i
I
I
-Q
с;
ъ
X
о
5 о о ф ■©■ о
6 со
S
о
0
1 I ф
PQ
ра
>s
52
0 ф :т
5
1
Q.
Q
£
(5
о
0
1
о
ъ
с
о
со
ф
Ю
2 о
0
6 со
СО
1 S
Первой особенностью кодекса является его демократичный рамочный характер, который позволяет и в дальнейшем беспрепятственно развивать основную концепцию этого документа, совершенствуя его содержание и структуру, оставляя конкретизацию главных положений за личным составом региональных подразделений голландской полиции.
Вторая особенность заключается в том, что впервые в практике создания сводов правил поведения применен опыт, когда профессиональноэтические нормы исходят в первом лице не от государства, а от самого полицейского. Такой подход может способствовать повышению эффективности позитивного воздействия на сознание полицейского и выработке правильной линии его поведения в соответствии с предлагаемыми ценностями.
Третьей особенностью является краткость и доступность для понимания содержания документа любым служащим полиции.
К сожалению, этих качеств в некоторой степени лишен принятый недавно российский акт.
Так, например, в ст. 22 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации говорится об аффилированных лицах, через которых сотруднику не позволяется заниматься предпринимательской деятельностью. Думается, что не каждому милиционеру известно о том, что речь идет о физических и юридических лицах, способных оказывать влияние на деятельность юридических и(или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность14.
Непонятным может оказаться и положение ст. 3 российского кодекса, в котором идет речь об ответственности сотрудника за совершенное правонарушение или дисциплинарный проступок. Давно известно из теории права о том, что дисциплинарный проступок является разновидностью правонарушения15.
Не лишен, на наш взгляд, недостатков и голландский акт. Так, именно положения о наступлении юридической ответственности за несоблюдение правовых и профессионально-этических норм не хватает Профессиональному кодексу полиции Нидерландов. Известно, что без положения об ответственности за совершенное правонарушение любой, даже очень хороший документ, может превратиться в бесполезную декларацию.
Примечания
1. Приказ МВД России «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2008 года № 1138 // mvd.ru/news/9631/
2. Приказ МВД России «Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 года № 5км/1
(вместе с кодексом чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации)» от 19 ноября 1993 года № 501 // mvd.ru/news/ 9631/
3. Принят Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года.
4. Принят Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2001 года.
5. См.: КубышкоВ.Л. Кодекс профессиональной этики — это всерьез и надолго / В.Л. Кубышко, А.В. Щеглов // Милиция. — 2009. — № 4. — С. 28—33.
6. См., например: Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. — М., 1994. — С. 39; Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: Автореф. дис... канд. псих. наук. — М., 2007. — С. 10; Нурлыбаева Г.К. Нравственное воспитание руководящих кадров полиции стран Европы в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2007. — С. 15—19; Павлов О.Ф. Профессиональная правовая культура в сфере правоохранительной службы (на примере сотрудника милиции): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 16; и др.
7. См., например: Клейменов И.М. Борьба с преступностью в государствах различных правовых систем (сравнительное исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2002. — С. 8—9.
8. См., например: Пале Л. Нидерланды: политика о наркотиках, наркоситуация, борьба с наркотиками // Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика исполнения уголовных наказаний: история и современность» / Под ред. О.Г. Гилязовой. — Киров, 2007. — С. 47—54; Киелухин В.А. Проблемы правового обеспечения деятельности голландской полиции по реализации юридической ответственности / В.А. Кислухин, А.Н. Макаров // Научные труды / Российская академия юридических наук. — М., 2007. — Вып. 7: В 2 т. — Т. 2. — С. 627—631; и др.
9. Vts Politie Nederland, NPI — 2006 / Пер. с нидерл. А.Н. Макарова.
10. Integriteitbeleid openbaar bestuur en politie (Tweede Kamer, vergaderjaar 2002—2003, 28844, nr. 2).
11. Wet van 9 desember 1993, tot vaststelling van een nievwe Politiewet // Staatsblad. — 1993. — 11 des.
12. Modelaanpak basisnormen integriteit. — 2006. — April.
13. Ро№^ in the Netherlands. — Den Haag, 2004. — P. 10.
14. См.: Большая юридическая энциклопедия. — М., 2008. — С. 56.
15. См., например: Баранов В.М. Теория юридической ответственности: Лекция. — Н. Новгород, 1998; Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография. — М., 2008; Киелухин В.А. Виды юридической ответственности (теоретико-правовой аспект): Монография. — Киров, 2005.