ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
международное сотрудничество
12.00.01
Л. И. БЕЛЯЕВА,
профессор кафедры уголовной политики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: beliaeva_055@mail.ru
Научная специальность: теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.
12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.
УДК 351.74:355.237
L. I. BELYAEVA, Doctor of Law, Professor, Professor at the Department of the Criminal Policy,
Merited Law Expert of the Russian Federation (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) (Russia, 125993, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8)
Scientific specialty:
12.00.01— Theory and History of Law and State; History of Doctrines about Law and State.
12.00.11 - Judicial Activities,
Prosecutorial Activities,
Human Rights and Law Enforcement.
Требования к сотруднику полиции (милиции): международные стандарты
Requirements for the Police Officer (Militia): the International Standards
Постановка проблемы: деятельность полиции (милиции) по охране и защите прав граждан с использованием властных полномочий налагает на сотрудников высокую ответственность за строгое соблюдение законности и вместе с тем за соблюдение границ допустимости действий, связанных с выполнением служебных обязанностей. Из этого следует, что полицейская (милицейская) служба в целом должна быть подчинена определенным требованиям, знание сути и содержание которых важно для полицейского (милиционера).
Эти требования в концентрированном виде изложены в ряде международных документов, которые являются не только свидетельством признания значимости полиции (милиции) в жизни общества, но и источниками, отражающими принципиальные положения, призванные обеспечить безопасность личности, общества и государства.
Цель исследования: исследовать содержание международных документов, касающихся деятельности полиции (милиции).
Problem statement: the activities of the police (militia) to protect and protect the citizens' rights with the use of power imposes on the employees a high responsibility for a strict compliance with the law and at the same time for compliance with the boundaries of permissibility of actions related to performance of the official duties. From this it follows that the police (militia) service as a whole must be subject to the certain requirements, knowledge of essence and content of which is important for a policeman (militiaman).
These requirements are set out in a concentrated form in a number of the international documents, which are not only evidence of recognition of importance of the police (militia) in society, but also the sources reflecting the fundamental provisions designed to ensure safety of a person, society and the state.
The purpose of the study: to research the content of the international documents relating to the activities of the police (police).
Research methods: of the scientific knowledge
136
Методы исследования: совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системности и сравнительно-правовой.
Результаты исследования: обоснованная в работе авторская позиция опирается на основные положения международных документов, компетентное мнение других специалистов, практический опыт по вопросу реализации указанных требований в правоприменении. На основании имеющейся информации дается характеристика особенностей деятельности полиции (милиции) и профессионального поведения сотрудников; поднимаются вопросы их личной ответственности за свое профессиональное поведение и рассматриваются обстоятельства, способствующие нарушениям личной безопасности сотрудника.
Ключевые выводы: таким образом, в ходе исследования определена роль международных документов в обеспечении как безопасности личности, общества и государства, так и самого полицейского (милиционера), выполняющего специфические функции. Установлено, что согласно положениям международных документов, касающихся деятельности полиции (милиции), основополагающими для осуществления профессиональной деятельности являются требования к морально-нравственным качествам и уровню культуры, в том числе правовой.
Сотрудник правоохранительных органов, требования к сотруднику полиции (милиции), международные стандарты, должностное лицо по поддержанию правопорядка, профессиональная подготовка полицейских (милиционеров), сотрудники полиции (милиции), работающие с несовершеннолетними, охрана и защита прав граждан, деятельность полицейского (милиционера), обеспечение личной безопасности.
methods, among which the main place is occupied by the methods of consistency and comparative law.
Results of the research: the author's position grounded in the work is based on the main provisions of the international documents, competent opinion of the other specialists, practical experience on implementation of these requirements in the law enforcement. On the basis of the available information, the characteristics of the police (militia) and professional behavior of the employees are described; the issues of their personal responsibility for their professional behavior are raised and the circumstances contributing to the violations of an employee personal security are considered.
Key findings: thus, during the searching it is identified a role of the international instruments in ensuring the security of a person, society and the state, and the police (militiaman), performing the specific functions. It is established that according to the provisions of the international documents relating to the activities of the police (militia), the basic requirements for the professional activities implementation are the moral qualities and a level of culture, including legal.
Law enforcement officer, requirements to the police officer (militiaman), international standards, law enforcement officer, professional training of the police officers (militiamen), police officers (militia officers) working with minors, security and protection of the citizens' rights, activity of a policeman (militiaman), personal security support.
М
еждународные документы ООН, содержа-1.щие в себе общие положения, касающиеся борьбы с преступностью (Каракасская декларация, Миланский план действий, Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и др.), обусловливают успех в этом соответствием сотрудников, участвующих в ней, определенным требованиям и уровнем их профессиональной подготовки [10].
Документов, в которых затрагивается этот вопрос, немало. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в одних документах идет речь о сотрудниках правоохранительных органов, в других — о должностных лицах по поддержанию правопорядка, в третьих —
о сотрудниках полиции (милиции). Понятно, что во всех странах полицейские относятся и к сотрудникам правоохранительных органов, и к должностным лицам по поддержанию правопорядка. Из этого следует, что общие требования к указанным лицам распространяются и на полицейских.
В последние десятилетия в мире изменился подход к вопросу о назначении полиции, деятельность которой теперь понимается значительно шире, чем просто охрана общественного порядка. Полиция (в т. ч. милиция в некоторых странах) рассматривается как часть социума, связанная с ним и осуществляющая функции по оказанию специфических социальных услуг. Это может быть скорая медицинская или психологическая помощь, помощь участникам дорож-
ного движения, оказавшимся в трудной ситуации, помощь потерявшимся или заблудившимся и т. п., что требует соответствующей подготовки.
Сотруднику полиции, соответственно, необходимо уметь общаться с людьми, оказавшимися в различных сложных ситуациях, уметь оказывать различные виды помощи, знать и уметь пользоваться различными техническими средствами. Учитывая активные миграционные процессы и то, что довольно часто в помощи нуждаются иностранцы, жизнь диктует необходимость знания иностранных языков.
Так, в России на примере других стран для иностранных туристов в нескольких городах работает специальная полиция, которая помогает им сориентироваться в городе, найти выход из сложных ситуаций. От полицейских требуется знание английского языка и дополнительно французского, испанского или другого. Полицейские патрулируют центральную часть города, где расположены основные туристические маршруты.
Безусловно, полицейские здесь не освобождены от обеспечения общественного порядка. Они выявляют нарушителей, доставляют их в территориальные подразделения для принятия соответствующего решения [2, с. 7].
Органы внутренних дел, в частности полиция (милиция), играют важную социальную роль, которую переоценить невозможно. Они призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства от противоправных посягательств. При этом органы располагают всеми необходимыми средствами и умениями применения насильственных мер для поддержания установленного правопорядка, объективно играют роль «силового» гаранта функционирования всей властной системы [1, с. 17] жизнедеятельности общества, улучшения качества жизни граждан.
Такое назначение органов внутренних дел обусловливает ряд специфических требований к сотрудникам, что в свою очередь предопределяет характер и особенности обучения и профессиональной подготовки кадров.
Первый и главный вопрос, который возникает в связи с обучением, состоит в том, чему учить?
Ответ на него лежит в характеристике деятельности. Деятельность полицейских всех стран мира (по содержанию) универсальна. Она распадется на ряд составляющих: отношения с правопослушными гражданами, с правонарушителями; отношения, возникающие в связи с применением насильственных ограничительных мер; отношения, связанные с применением оружия. Это лишь общая и довольно условная характеристика, позволяющая приблизиться к существу вопроса. Важным здесь
является то, что основу деятельности составляет правоприменение, которое в общем и целом выражается в предупреждении, выявлении, пресечении правонарушений и принятии юридически значимых решений по ним, что в конце концов способствует поддержанию правопорядка, а следовательно и обеспечению безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств. Причем стоит подчеркнуть, что предупреждение в настоящее время приобретает новые черты, новые характеристики. В известной мере оно связано с обычной социальной работой: оказание помощи на улице, в транспорте и пр.
Такой подход больше свойственен европейским странам. Однако «мягкость» государственных границ, расширение профессиональных связей и обмен опытом способствуют широкому распространению этой идеи. Полиция многих государств реализует ее в своей деятельности, что, безусловно, отражается на содержании подготовки кадров.
В международных документах подчеркивается, что характер функций по поддержанию правопорядка и то, каким образом они осуществляются, оказывают непосредственное воздействие на качество жизни отдельных лиц, а также всего общества в целом. Из этого следует, что для сотрудника полиции важно понимание того, что профессиональное поведение не должно вызывать неприятия, более того, протеста. Известно, что даже правомерные требования сотрудника способны провоцировать правонарушителя на негативное поведение, вплоть до посягательства на правоохранителя. Это происходит потому, что требования, предъявляемые к правонарушителю, выражаются в грубой, нетактичной форме, а иногда и в оскорбительной.
Международные стандарты подчеркивают, что лицам, осуществляющим функции по охране общественного порядка, необходимо осознание идеалов и этических норм, предъявляемых к правоохранителям и к полиции, в частности, о правах человека и основных свободах, признанных национальным и международным правом.
Из этого следует, что полицейскими должны быть усвоены основные положения международных документов о правах человека, национальное законодательство в этой области. При этом важно, чтобы эти знания стали частью личных убеждений. Как подчеркивается в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, нормы, как таковые, не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения, подготовки и осуществления контроля не станут частью кредо каждого должностного лица по поддержанию правопорядка [5]. То есть здесь обращается внимание на формирование
138
профессионального правосознания. Этому, как известно, способствуют соответствующий объем знаний в области права, формирование и развитие умений правоприменения.
Особое внимание международные документы уделяют вопросам профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов, обращая внимание на то, что от этого зависит их авторитет и успех в выполнении служебных задач.
Международные документы содержат в себе ряд правил, которые адресованы лично сотрудникам полиции и имеют назначением акцентировать внимание на том, что способно обеспечить личную безопасность и что зависит от самого сотрудника. К числу таких документов относятся: Декларация о полиции, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Основные принципы, касающиеся применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, и др.
Важным для сотрудников полиции является тезис международных документов о том, что необходимо осуществлять самоконтроль за исполнением служебных обязанностей [5].
Каждому полицейскому лично адресовано правило, содержащееся в Декларации о полиции: «Полицейский должен нести личную ответственность за свои собственные действия и за незаконные действия или бездействие, совершенные по его указанию» [3, с. 77—81].
Деятельность самих полицейских имеет решающее значение для граждан и государства, поскольку в ней проводятся в жизнь государственно-властные предписания, обеспечивается безопасность граждан, общества, государства от криминальных посягательств. И то, каким образом полицейский это осуществляет, является определяющим и для его личной безопасности.
Как показывает практика, в ряде случаев посягательство на сотрудника полиции, проявление агрессии по отношению к нему провоцируется именно его действиями. При этом поводом для агрессии со стороны правонарушителей служат попытка доставления в орган внутренних дел или местную администрацию, физическое задержание правонарушителя и т. п., в особенности если при этом нарушаются установленные правила профессионального поведения: допускаются нарушения дисциплины, правил специальной тактики, этических норм, обеспечивающих личную безопасность.
В деятельности сотрудников полиции, к сожалению, имеют место факты грубого нарушения конституционных прав граждан, выражающиеся в применении недозволенных методов деятельности, превышении должностных полномочий и злоупотреблений ими, неуважитель-
ном отношении к окружающим, применении излишне репрессивных мер воздействия.
Очевидно, что к числу обстоятельств, способствующих посягательствам на сотрудника полиции, относится низкая правовая культура и известное пренебрежение правовыми предписаниями в сфере личной безопасности, проявление беспечности и невнимательности.
Особенности деятельности полицейского таковы, что агрессия, насилие по отношении к сотруднику полиции, посягательство на его жизнь возможны даже при правомерных контактах с гражданами, прежде всего с правонарушителями. При этом наиболее характерными ситуациями, повышающими риск посягательства на сотрудника полиции, являются правомерные контакты, которые совершаются с нарушением установленных правил: проверка документов, необходимая оборона, задержание правонарушителей и др., если при этом проявляется грубость, нетактичное поведение полицейских, излишняя суровость и отсутствие гуманности.
В ряде случаев сами сотрудники склонны к агрессии и репрессивным мерам воздействия, что создает конфликтные ситуации и в итоге стимулирует ответную агрессию по отношению к полицейским.
Здесь стоит обратиться к тем международным стандартам, которые предусматривают правила, позволяющие полицейскому обеспечить собственную безопасность. Суть их состоит в том, что полицейский при выполнении своих обязанностей должен уважать человеческое достоинство, защищать его [5].
В общем и целом поведение сотрудника полиции предопределено и служебными документами, в том числе и в вопросах личной безопасности. Но то, каким образом эти предписания будут проведены в жизнь, зависит от уровня культуры и нравственных убеждений полицейского, его моральных понятий справедливости, долга, чести, добра и зла. В связи с этим актуальными являются положения международных стандартов, касающиеся роли профессиональной этики в деятельности полиции.
Известно, что сотрудники полиции представляют большой интерес для криминальной среды. Это объясняется целым рядом обстоятельств: сотрудники полиции располагают информацией, обеспечивающей выявление преступлений и лиц, их совершивших, информацией, подрывающей основы криминальных отношений, и пр.
На этот счет существуют вполне определенные рекомендации международного сообщества, позволяющие полицейскому обеспечить собственную безопасность. Они сводятся к тому, чтобы полицейский проявлял большую осторожность при хранении и использовании
информации, ставшей известной в связи с исполнением обязанностей по службе.
В документах особо подчеркивается недопустимость каких-либо коррупционных проявлений со стороны полицейского. Это положение в общих чертах первоначально нашло закрепление в ст. 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, затем нашло развитие в Конвенции против транснациональной организованной преступности (ст. 1), Конвенции ООН против коррупции (ст. 7—8, 15), Декларации о полиции (ст. 2).
Ряд международных документов содержит в себе положения, касающиеся нравственных, этических качеств личности полицейского. Так, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка предписывает быть ответственным при исполнении служебных обязанностей (ст. 1). Согласно Конвенции ООН против коррупции следует поощрять неподкупность, честность и ответственность должностных лиц (ст. 8).
В соответствии с Декларацией о полиции полицейский должен действовать честно, беспристрастно и с чувством собственного достоинства (ст. 2).
Принимая во внимание важность этических норм и правил нравственности для полицейской деятельности, в документах обращается внимание на изучение полицейскими профессиональной этики.
Как следует из международных документов, профессиональное поведение сотрудников органов внутренних дел, в том числе полицейских, должно быть беспристрастным и принципиальным. Сотрудник, во всяком случае когда это возможно, должен проявлять гуманность, терпимость и уважительное отношение к людям. В связи с чем в учебные программы по подготовке сотрудников правоохранительных органов рекомендуется включить курсы по изучению профессиональной этики [8, с. 46—47].
Международные стандарты профессионального поведения сотрудников правоохранительных органов изложены в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [5], Декларации Совета Европы о полиции [3]. Все изложенные здесь правила основаны на аксиомах общественной морали [7, с. 14—23].
При том, что международные стандарты предписывают сотруднику правоохранительного органа проявление терпимости, участия, готовности прийти на помощь, в них содержится общее понимание того, что без мер принуждения не всегда возможно обеспечение безопасности личности, общества и государства, а потому их применение нравственно оправдано, если это соответствует принципам гуманности и справедливости. Как отмечается в Кодексе поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка, «должностные лица по поддержанию правопорядка могут быть уполномочены на применение силы, какая является разумно необходимой при данных обстоятельствах, в целях предупреждения преступления или при правомерном задержании правонарушителей [5, с. 159].
«Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» [6, с. 167] предписывают сотрудникам правоохранительных органов при осуществлении своих функций отдавать предпочтение ненасильственным средствам разрешения конфликтов. И лишь в случае неизбежности прибегать к применению оружия, не делая этого злонамеренно и проявляя сдержанность, стремление к минимальному причинению ущерба и готовность к оказанию необходимой помощи (принцип 5).
Вопрос применения оружия — чрезвычайно важный вопрос. Здесь требуется высокий уровень профессиональной выучки не только в меткости ведения огня, но что, пожалуй, более важно — в принятии правильного решения о применении (неприменении) оружия в конкретной ситуации, на что и обращено внимание в документе.
«Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» содержат в себе ряд специальных положений, которые определяют, что общим правилом является неприменение оружия против людей, за исключением случаев:
— самообороны или защиты жизни и здоровья других людей, от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения;
— с целью предотвращения совершения особо серьезного преступления, влекущего за собой большую угрозу для жизни;
— с целью ареста лица, представляющего такую опасность и оказывающего сопротивление власти;
— с целью предотвращения побега указанного лица.
Применение оружия во всех указанных ситуациях допустимо лишь тогда, когда иные, менее решительные и жесткие меры недостаточны для достижения цели. При этом требуются умения по оказанию, в случае необходимости, помощи лицам, к которым применены силовые меры или оружие.
Лишение жизни может быть оправдано лишь тогда, когда это было абсолютно неизбежно для защиты жизни.
Как следует из международных документов, сотрудник должен быть готов к оказанию помощи жертвам преступлений, на что обращено внимание в Декларации принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью [4, с. 244].
140
«Работникам полиции следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребностей жертвы преступлений и руководящих принципов оказания надлежащей помощи» (п. 16).
Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями также рекомендует включить в учебные программы по подготовке сотрудников правоохранительных органов вопросы, касающиеся защиты прав жертв преступлений и злоупотреблений властью.
Таким образом, международные стандарты ориентируют на то, что подготовка сотрудников правоохранительных органов к обеспечению безопасности личности, общества и государства предполагает:
— готовность к общению с различными группами населения и оказанию помощи тем, кто оказывается в затруднительном положении;
— готовность к разрешению конфликтов ненасильственными средствами;
— готовность к применению мер принуждения;
— готовность к применению оружия;
— готовность к оказанию помощи лицам, в отношении которых применены силовые меры или оружие;
— готовность к защите жертв преступлений и злоупотребления властью;
— готовность к обеспечению собственной безопасности.
Особое внимание международным сообществом уделено тем, кто работает с несовершеннолетними. Кроме общих, к ним предъявляется ряд специальных требований, которые изложены в соответствующих документах: Минимальных стандартных правилах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила (1985 г.)); Конвенции о правах ребенка (1989 г.); Правилах защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Руководящих принципах для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде (1990 г.)) [9].
В международных документах, касающихся работы с несовершеннолетними, акцентируется внимание на том, что в ней наиболее социально ценным, перспективным, гуманным, экономичным является раннее предупреждение правонарушений. Для осуществления данной задачи необходима систематическая и последовательная работа по активизации антикриминогенного влияния. Это требует от сотрудников полиции, работающих с несовершеннолетними, хорошей подготовки в области подростковой педагогики и психологии, индивидуальной воспитательной работы с детьми-правонарушителями.
Международные документы ориентируют на то, что деятельность полиции должна быть направлена на то, чтобы формировать право-послушное поведение несовершеннолетних, а в случае правонарушающего поведения не допускать столкновения ребенка с системой правосудия. Это требует знаний и умений использовать потенциал социума, его структурных элементов.
Ст. 12 Пекинских правил обращает внимание на необходимость специальной подготовки полицейских. Это объясняется тем, что полиция является первым контактом с системой правосудия и крайне важно, чтобы она действовала квалифицированно и должным образом.
Из ст. 22 Пекинских правил следует, что профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов, работающих с несовершеннолетними, должна соответствовать современному развитию науки. Правилами предлагается минимальный объем профессионально значимых знаний. Это знания в области права, социологии, психологии, криминологии и науки о поведении.
Для полицейского важно владеть умениями использования в своей работе педагогических и правовых средств воздействия на правонарушителя.
Это предполагает владение методами изучения и анализа:
а) конкретных причин правонарушений несовершеннолетних;
б) особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей;
в) социологии поведения, развития и воспитания подростков-правонарушителей.
Анализ содержания международных документов, касающихся деятельности полицейских, позволяет отметить, что в них первостепенное внимание уделено вопросам взаимоотношений полицейского с гражданами; отношения полицейского к своему профессиональному долгу и отношения к себе — полицейскому. И, как следует из документов, полицейскому необходимо осознание своего государственного предназначения, поскольку он выступает от имени государства.
Таким образом, требования к сотруднику полиции в целом выражаются в том, что его должны отличать:
— профессиональная выучка, включающая в себя правовую, психологическую, боевую (специальную), деонтологическую и др. подготовку;
— высокие нравственные качества личности;
— осознание своего государственного предназначения по поддержанию правопорядка;
— способность к самоконтролю.
Широкий круг социальных связей, в которые
вступает полицейский в процессе своей служебной деятельности, требует от него не узко профессиональных знаний, а всесторонней подго-
товки, позволяющей принимать правильные решения и грамотно действовать во всех ситуациях.
Межждународные стандарты ориентируют государственные органы и каждого полицейского лично на то, что залогом успеха в службе и без-
опасности является дисциплинированность, ответственность и самоконтроль служебного (и не только) поведения, что возможно достичь расширением практики включения данных стандартов в программы подготовки полицейских всех стран.
Список литературы:
References:
2.
3.
1. Губанов А. В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств, использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1997. Два языка на одного полицейского // Рос. газ. 2017. 26 мая. № 113 (7279). Декларация о полиции: Резолюция № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы (принята в г. Страсбурге 8 мая 1979 г. на 31-й сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы) // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.
4. Защита прав человека жертв преступлений и злоупотребления властью // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17 декабря 1979 г. Резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
6. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
7. Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов // Профессиональная этика работников правоохранительных органов / под ред. Г. В. Дубо-ва, А. В. Опалева. М., 1997.
8. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка: сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
9. Сборник Международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998.
10. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. М., 1992.
1. Gubanov A. V. Osnovy organizacii i funkcio-nirovaniya policii zarubezhnyh gosudarstv, ispol'zovanie ih opyta dlya sovershenstvova-niya deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossii: avtoref. dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 1997.
2. Dva yazyka na odnogo policejskogo // Ros. gaz. 2017. 26 maya. № 113 (7279).
3. Deklaraciya o policii: Rezolyuciya № 690 (1979) Parlamentskoj assamblei Soveta Evro-py (prinyata v g. Strasburge 8 maya 1979 g. na 31-j sessii Parlamentskoj assamblei Soveta Ev-ropy) // Sbornik dokumentov Soveta Evro-py v oblasti zashchity prav cheloveka i bor'by s prestupnost'yu. M., 1998.
4. Zashchita prav cheloveka zhertv prestuplenij i zloupotrebleniya vlast'yu // Sbornik standar-tov i norm OON v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya. N'yu-Jork, 1992.
5. Kodeks povedeniya dolzhnostnyh lic po pod-derzhaniyu pravoporyadka (prinyat 17 dekabrya 1979 g. Rezolyuciej 34/169 na 106-m plenar-nom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Sbornik standartov i norm OON v oblasti pre-duprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pra-vosudiya. N'yu-Jork, 1992.
6. Osnovnye principy primeneniya sily i ognestrel'nogo oruzhiya dolzhnostnymi lipami po podderzhaniyu pravoporyadka // Sbornik standartov i norm OON v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya. N'yu-Jork, 1992.
7. Osobennosti professional'noj ehtiki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Professional'naya ehtika rabotnikov pravoohranitel'nyh organov / pod red. G. V. Dubova, A. V. Opaleva. M., 1997.
8. Rukovodyashchie principy v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya v kontekste razvitiya i novogo mezhdunarodnogo ehkonomicheskogo poryadka: sbornik standartov i norm OON v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya. N'yu-Jork, 1992.
9. Sbornik Mezhdunarodnyh standartov i norm OON v oblasti pravosudiya v otnoshenii ne-sovershennoletnih. M., 1998.
10. Sbornik standartov i norm Organizacii Ob"edinennyh Nacij v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya. M., 1992.