Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка магистров в процессе изучения курса «Современные подходы к изучению поэтики художественного произведения в школьном и профессиональном литературном образовании»'

Профессиональная подготовка магистров в процессе изучения курса «Современные подходы к изучению поэтики художественного произведения в школьном и профессиональном литературном образовании» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС (СПЕЦКУРС) / ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕКСТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / MODERNISATION OF HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODERN LITERARY EDUCATION / SPECIAL COURSE / THE PRINCIPLE OF CONTINUOUS PROFESSIONAL ORIENTATION / PROBLEMATIC PRINCIPLE / THE PRINCIPLE OF CONTINUITY / POETICS OF WORK OF ART / INTERPRETATION OF THE TEXT / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолина Александра Викторовна

Специфика инновационных процессов, затрагивающих систему как школьного, так и профессионального литературного образования, обусловливает важность переосмысления подходов к подготовке специалистов. Автором разработан специальный курс, способствующий свободному использованию знаний о поэтике художественного текста в практике преподавания литературы, совершенствованию профессионального уровня магистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка магистров в процессе изучения курса «Современные подходы к изучению поэтики художественного произведения в школьном и профессиональном литературном образовании»»

4. Земское самоуправление в России. 1864 - 1918. В 2 кн. Кн. 2. 1905 - 1918 / отв. ред. Н.Г. Королева. - М., 2005.

5. Лебедев, А.И. Школьное дело: в 2 вып. / А.И. Лебедев. - М., 1909. - Вып. 1-й: Школа. Как правильно построить и оборудовать школу в санитарно-техническом и педагогическом отношениях.

6. Народное образование в земствах: основы организации и практика дела: сб. / под ред. Е.А. Звягинцева и др. -М., 1914.

7. Фальборк, Г. Народное образование в России / Г. Фальборк, В. Чарнолуский; с прил. ст. «Народное образование в Финляндии» В. Скалона. - СПб., [19 —].

8. Школа, земство и учитель: сб. статей. - М., 1911.

УДК 37.016:82.0 (072)

А.В. Смолина

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОЭТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ»

Специфика инновационных процессов, затрагивающих систему как школьного, так и профессионального литературного образования, обусловливает важность переосмысления подходов к подготовке специалистов. Автором разработан специальный курс, способствующий свободному использованию знаний о поэтике художественного текста в практике преподавания литературы, совершенствованию профессионального уровня магистра.

Модернизация высшего образования, профессиональные компетенции, современное литературное образование, специальный курс (спецкурс), принцип непрерывной профессиональной направленности, принцип проблемности, принцип преемственности, поэтика художественного произведения, интерпретация текста, самостоятельная работа.

Specific character of innovative processes dealing with the system of both school and professional literary education determines the importance of reconsideration of approaches to training of experts. The author developed the special course promoting free usage of knowledge of poetics of art texts in teaching literature and improvement of the professional level of masters.

Modernisation of higher education, professional competence, modern literary education, special course, the principle of continuous professional orientation, problematic principle, the principle of continuity, poetics of work of art, interpretation of the text, independent work.

В последнее десятилетие в связи с процессом модернизации высшего образования все больше и больше появляется исследований, связанных с качественным изменением профессиональной деятельности педагога, способного разрабатывать новые пути в обучении и воспитании школьника и студента. В связи с этим особое значение имеет использование нравственного и эстетического потенциала литературы, творческое отношение к традициям и живому опыту педагогов средней и высшей школы, активное использование достижений современного литературоведения, психологии и методической науки.

Ученые-методисты (О.Ю. Богданова, С.А. Зинин, В.Ф. Чертов и др.) подчеркивают мысль о том, что освоение магистрами методических дисциплин в высшей школе должно строиться в расчете на актуальные проблемы современной методической науки и современного литературного образования. В настоящее время и в теоретических разработках уче-ных-методистов, и в конкретной работе учителей-практиков создана методическая концепция, основополагающий принцип которой сформулировала

О.Ю. Богданова: это «... необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии

школьника и мотивации его деятельности» [7, с. 17]. Однако практика литературного образования показывает, что анализ поэтики художественных произведений представляет известную трудность для учащихся средней школы. Более того, в современном профессиональном литературном образовании наблюдается противоречие между теоретическими требованиями включения студентов в профессиональнопедагогическую деятельность и существующим характером обучения, содержательно и структурно отличающимся от его будущей профессиональной самореализации. Анализ программ, учебников и учебных пособий по теории и методике обучения литературе позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует целенаправленный системный подход к профессиональной подготовке студентов в условиях многоуровневого образования. Осуществляя методическую подготовку в области теории и методики обучения литературе, необходимо иметь в виду, что выпускник магистратуры должен быть готов конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения в соответствующей области в различных типах учебных учреждений, включая профильную школу, а также средние специальные и высшие учебные заведения.

Указанные факты стали отправным пунктом в

разработке специального курса «Современные подходы к изучению поэтики художественного текста в школьном и профессиональном литературном образовании», предназначенного для магистров филологических факультетов России, обучающихся по направлению 540305 М - «Литературное, речевое и эстетическое образование школьников». Предлагаемая программа призвана расставить необходимые акценты в проектировании и реализации в практике школьного и профессионального литературного образования способов изучения поэтики художественного текста.

Структура и содержание разработанного курса определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования, и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры.

Программа спецкурса углубляет и обобщает знания, полученные в процессе изучения филологических дисциплин (прежде всего курсов «Введение в литературоведение», «Теория литературы»). Предлагаемый курс не претендует на полноту охвата изучаемого материала и является одним из возможных вариантов освоения важнейшей методической проблемы «Анализ поэтики художественного произведения в соответствии с идеями герменевтики».

Цель данного спецкурса - совершенствование профессионального уровня магистра.

Главными задачами курса являются:

- систематизация и углубление представлений обучающихся о поэтике художественного текста и методических приемах ее изучения в школьном и профессиональном литературном образовании;

- умение соотносить идеи литературоведения с проблемами современного школьного и профессионального литературного образования;

- свободное использование знаний по теории литературы в практике преподавания литературы в средней и высшей школе.

При создании программы спецкурса автор исходил из представлений, согласно которым знания по теории литературы рассматриваются как необходимая основа для постижения художественной специфики рассматриваемых произведений. Освоение теоретико-литературных понятий является обязательным компонентом процесса подготовки квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом и читательской культурой, способного к самостоятельному глубоко личностному пониманию литературного произведения.

В основе концепции предлагаемого спецкурса лежат следующие принципы:

- принцип непрерывной профессиональной направленности, предполагающий углубление профессиональной компетенции магистров в области современного школьного и профессионального литературного образования;

- принцип проблемности, нацеливающий на решение методических задач, в которых аккумулированы наиболее острые вопросы литературоведения с их проекцией на проблемы профессиональной дея-

тельности, адекватной целям, уровню и профилю обучения;

- принцип преемственности, ориентированный на включение в содержание программы курса разработок занятий по литературе, обусловленных спецификой обучения литературе в образовательных учреждениях различных уровней и типов.

Занятия проводятся в основном в форме лекций-бесед, дополненных самостоятельными репродуктивными и творческими заданиями, способствующими созданию атмосферы заинтересованности, активного взаимодействия преподавателя и магистра.

Остановимся на занятиях, включенных в программу курса.

Занятие 1. «Терминологический аппарат поэтики как одна из старейших дисциплин литературоведения»

Цель занятия - интегрировать знания по дисциплине «Теория литературы», полученные студентами за время обучения в вузе; систематизировать, развивать и расширять навыки анализа текста в аспекте категорий поэтики, которые должны быть сформированы у учащихся средней школы.

Занятие проводится в форме лекции с включением дискуссионных вопросов, связанных с различными контекстами употребления термина «поэтика».

Содержание занятия:

- литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, философия, учение о мифотворчестве);

- поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка. Историческая, частная и общая поэтика;

- вопросы теоретической поэтики в работах С. С. Аверинцева, М. Л. Андреева, М. Л. Гаспарова, П. А. Гринцера, Ю.М. Лотмана, А.В. Михайлова, Б.В. То-машевского, В. Шкловского, Б. Эйхенбаума и др. Характеристика основных понятий с учетом разных научных концепций: произведение, состав литературного произведения, его форма и содержание, персонаж и его ценностная ориентация, герой и автор, портрет персонажа, природа, пейзаж, время и пространство, сюжет, конфликт, композиция, символ, деталь, стиль, средства выразительности в языке, стилистические фигуры и тропы, роды литературы, стиховедение и др.;

- обзор современных словарей и энциклопедий по терминологии литературоведения.

В конце занятия магистрам предлагается выполнить самостоятельную работу:

1. Проанализируйте работу М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества» [2]. Какие этапы анна-лиза выделяет методист? Какое значение имеет указанное исследование для деятельности современного филолога-педагога?

2. Проанализируйте конспект главы «Литературное произведение» из учебника В.Е. Хализева «Теория литературы» [10, с. 143 - 193]. Выпишите основные положения.

3. На основе литературоведческих словарей и

справочников охарактеризуйте один из терминов теоретической поэтики, отражающий структуру художественного произведения.

Занятие 2. «Интерпретация художественного произведения как комплексная научная проблема»

Цель занятия - систематизация и углубление представлений обучающихся о важнейшей методической проблеме «Взаимосвязь восприятия, анализа художественного текста и его интерпретация»; отработка навыка использования термина «интерпретация» на научно-методическом уровне.

Преподаватель делает обзор вопросов интерпретации в работах философов, литературоведов, психологов, ученых-методистов.

Узловые вопросы занятия:

- теоретические проблемы интерпретации в философии и литературоведении (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, Н.Я. Берковский, Г. Д. Гачев, Д.С. Лихачев, А.П. Скафтымов, В.Е. Хализев, Б. Храпченко, Р. Барт, Л. Винтгенштейн, Б. С. Мейлах, М. Хайдеггер, Ф. Шлейрмахер и др.) Соотношение анализа как специфического звена литературоведческого исследования и интерпретации, соотношение в интерпретации аналитически-доказующего рассмотрения произведения и субъективного восприятия; составляющие системы интерпретации; принципы, лежащие в ее основе; методы, приемы и средства, способствующие рождению полноценной интерпретации. Проблемы и перспективы рассмотрения поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики. Перспективы исследования проблемы интерпретации в современном литературоведении;

- вопросы взаимосвязи восприятия художественного произведения и его интерпретации в работах психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, О.И. Никифоровой, П. М. Якобсона и др.). Аспекты проблемы: структура читательского восприятия, возрастные особенности восприятия читателя-школьника;

- теоретические аспекты проблемы интерпретации художественного текста в методике преподавания литературы (О.Ю. Богданова, С.А. Зинин, Г.Н. Ионин, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман и др.). Освоение поэтики художественного произведения как условие научности интерпретации текста.

С целью углубления знаний магистрам предлагается выполнить задания:

1. Напишите реферат на тему «Интерпретация художественного произведения как актуальная проблема современной теории и методики обучения литературе».

2. На основе современных словарей по психологии, эстетике, литературоведению, а также на основе специальной литературы (монографий, научных статей) сопоставьте определение термина «интерпретация». Какое из определений наиболее полно отражает проблемы современной теории и методики обучения литературе? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Изучите вопросы и задания в хрестоматии для 5 - 10-х классов «Лесков в школе» [6]. Какие из вопросов и заданий акцентируют внимание школьников на поэтике художественного произведения, какие - на интерпретации текста? На какие стороны

произведения авторы обращают внимание школьников в каждом конкретном случае? Аргументируйте свое мнение конкретными примерами.

Занятие 3. «Вопросы изучения поэтики художественного произведения и его интерпретация в отечественной школе и современной методике преподавания литературы»

Занятие 3 посвящено соотношению вопросов изучения поэтики в отечественной школе и современной теории и методики обучения литературе, характеристике позиций ученых-методистов в решении вопроса об изучении поэтики художественного текста.

Узловые вопросы занятия:

- школьные «пиитики» для обучения и красноречия. Развитие научной поэтики (А.Х. Востоков, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский и др.). Изучение вопросов поэтики в школьном литературном образовании в XIX веке (Ф.И. Буслаев, В.И. Водовозов,

В.Я. Стоюнин). Логико-стилистическое изучение литературных произведений (К.А. Козьмин, Л.И. Поливанов);

- освоение поэтики художественного текста в школьных программах по литературе первой половины XX столетия;

- вопросы изучения поэтики художественных произведений и их интерпретации в школе в трудах М. А. Рыбниковой и В. В. Голубкова;

- вопросы изучения поэтики художественных произведений и их интерпретации в современной методической науке (работы А.М. Антиповой, О.Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана, Г. Н. Ионина, С. А. Зинина, Т.А. Калгановой, С.А. Леонова, В.Ф. Чертова, И. В. Сосновской, Р. В. Якименко и др.);

- категории поэтики в современных программах литературного образования.

Занятие завершается выполнением магистрами заданий репродуктивного и репродуктивно-творческого характера:

1. Изучите учебное пособие А.М. Антиповой «Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы» [1]. В чем актуальность данной работы? Какие положения, на ваш взгляд, особенно важны для изучения поэтики художественного произведения в школьном и профессиональном литературном образовании? На какие стороны педагогической деятельности студентов-филологов автор обращает внимание в каждом конкретном случае? Приведите примеры.

2. Составьте план-конспект статей О. Ю. Богдановой «Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы» [4, с. 178 - 191] и Н.А. Демидовой «Семинарские занятия по литературе - школа умственного труда и творческой активности старшеклассников (об изучении поэтики художественных произведений на семинарских занятиях)» [5, с. 179 - 183]. Какое значение для профессионального роста преподавате-ля-филолога имеют указанные работы?

3. Проанализируйте современные программы по литературе. Какие основные понятия формируются у школьников на II и III этапах литературного образо-

вания? Как в программах литературного образования определяется этапность, преемственность и непрерывность процесса освоения поэтики художественного произведения? Охарактеризуйте позиции уче-ных-методистов в решении вопроса об интерпретации художественного текста.

Занятие 4. «Роль теоретико- и историко-литературных курсов в освоении поэтики художественного произведения и его интерпретации в профессиональном литературном образовании»

Цель занятия — овладение специалистами общепрофессиональными компетенциями использования возможностей изучения цикла литературоведческих дисциплин для формирования научного мировоззрения студентов и формирования их профессиональной деятельности в аспекте указанной проблемы.

Содержание занятия:

- цикл литературоведческих дисциплин, входящих в учебный план, их роль в филологической подготовке студентов, их единство, преемственность и различие, их связь с другими дисциплинами, изучаемыми на филологических факультетах. Основные содержательные компоненты литературоведческого образования: литература, знания о ней, способы анализа и интерпретации. Их учет при построении и преподавании литературоведческих курсов;

- связь и соотношение литературоведческих учебных предметов с научными дисциплинами литературоведения;

- современные точки зрения на задачи и содержание курсов «Введение в литературоведение», «Теория литературы». Их роль в литературоведческой подготовке обучающихся и взаимосвязи с другими дисциплинами. Анализ современных программ и учебных пособий по курсам с точки зрения роли и места в них сведений по поэтике художественного текста и его интерпретации;

- изучение поэтики художественного произведения на курсах по истории русской и зарубежной литературы. Профессиональное, культурное и воспитательное значение изучаемых курсов. Способы интерпретации художественных произведений на практических, лабораторных занятиях и во внеаудиторной работе;

- спецкурсы и спецсеминары в системе литературоведческой подготовки студентов, их связь с актуальными проблемами теории и методики обучения литературе;

- задачи, характер, содержание и принципы построения курса «Методика преподавания литературы». Анализ программы и учебных пособий по данному курсу. Внимание современных ученых-мето-дистов к изучению поэтики художественного произведения и его интерпретации в профессиональном литературном образовании.

В рамках изучения темы предусмотрено выполнение магистрами следующей самостоятельной работы:

1. Проанализируйте историко-литературные программы для студентов филологического факультета. Как представлены материалы по изучению поэтики художественного текста в программе по литературе?

2. Разработайте интерактивную лекцию «Интерпретация художественного произведения». Включите в разработку дискуссионные вопросы: что значит «понять произведение»? В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель? Реализуйте получившийся фило-лого-педагогический проект в студенческой аудитории.

3. Разработайте систему вопросов и заданий, направленных на постижение поэтики былин. Обсудите варианты своих вопросников с однокурсниками. Чем логика освоения поэтики былин, предложенная вами, отличается от методической логики авторов учебников по русскому фольклору? Формулировка каких вопросов и заданий вызвала у вас затруднения? Выберите из вопросов и заданий ваших коллег наиболее удачные и проведите практическое занятие по дисциплине «Устное народное поэтическое творчество», основу которого составит изучение поэтики былин.

Цели следующих занятий - методика изучения поэтики художественных произведений в родожанровой специфике на занятиях по литературе в средней школе; анализ образцов уроков, направленных на изучение поэтики школьного литературного курса; решение методических задач, помогающих развивать профессиональную деятельность магистра.

Занятие 5. «Изучение поэтики эпического произведения в современном школьном литературном образовании»

Содержание занятия:

- особенности восприятия и освоения поэтики эпического произведения на уроках литературы в современной школе.

- основные компоненты анализа поэтики эпических произведений в средних и старших классах: авторское отношение к героям и способы его выражения, портрет, пейзаж, интерьер, прямая авторская характеристика, авторская концепция жизни, ретроспекция, художественная деталь, композиция, сюжет, сопоставление и контраст в системе образов и в композиции, художественное время и пространство и др.;

- сочетание различных путей интерпретирования в урочной и внеурочной работе, позволяющих осваивать поэтику художественных произведений писателей (выразительное чтение текста, чтение наизусть, чтение по ролям, пересказы с изменением лица рассказчика, иллюстрирование, характеристика образа-персонажа, участие в заочных экскурсиях, написание отзывов на изученные тексты, составление хрестоматий с разработкой вступительных статей, сопоставление позиций литературных критиков, составление киносценариев, рецензия на экранизацию, разработка концепции театрального прочтения литературного произведения и др.);

- межтекстовые, внутритекстовые и интерпретационные сопоставления и их роль в освоении поэтики творчества писателя;

- анализ современных школьных учебников по литературе для средних классов с точки зрения решения вопроса о поэтике и интерпретации эпического текста.

После обсуждения темы магистрам предлагается следующая самостоятельная работа:

1. Составьте аннотированный список работ по данной теме.

2. Сделайте конспект главы «Герменевтические приемы в школьном литературном анализе» из книги И. В. Сосновской «Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах» [9, с. 123 - 131]. В чем актуальность данной работы? Какие положения, на ваш взгляд, особенно важны для современной практики литературного образования?

3. Обратитесь к учебникам по литературе для 5 -11-х классов и охарактеризуйте вопросы и задания

для учащихся по изучению эпического произведения. Какие из вопросов и заданий направлены на анализ поэтики художественного произведения, какие - на интерпретацию текста? На какие стороны произведения авторы обращают внимание школьников в каждом конкретном случае? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.

4. Составьте конспекты уроков по рассказу В.М. Гаршина «Attalea princeps» для 5 - 7-х и 10 - 11-х классов, предполагающие диалог о смысле произведения. Включите в уроки работу по освоению поэтики произведения. Как изменится логика анализа, если изучение рассказа В. М. Гаршина реализовать на практическом занятии для студентов-филологов в контексте «Мотивы жизни и смерти в русской литературе XIX - XX вв.»? Составьте план изучения этой темы.

5. Напишите в жанре эссе статью, содержащую анализ поэтики одного из эпических произведений современной русской литературы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятие 6. «Изучение поэтики лирического произведения в современном школьном литературном образовании»

Содержание занятия:

- восприятие учащимися лирики в единстве переживания их речевого и ритмического выражений на уроках литературы в средних и старших классах;

- основные компоненты анализа поэтики лирических произведений в средних и старших классах: мир и человек в лирическом произведении, личное и всеобщее в лирике, словесные образы как звенья стиля поэта, автор лирического произведения и лирический герой, средства создания лирического героя, ритм как основа музыкальности лирики, фигуры поэтической речи, роль художественного слова в лирическом произведении, строфа, средства выразительности в языке, стилистические фигуры и тропы, композиция стихотворения и др.;

- различные способы интерпретирования лирики в урочной и внеурочной работе, позволяющие осваивать поэтику стихотворений (сочинение стихотворений, сравнение различных редакций текстов, выразительное чтение текста, чтение наизусть, иллюстрирование, устное словесное рисование, поиск ключевых слов, подбор ассоциаций, диалог с поэтом, работа с литературной критикой, исполнительский анализ произведения, сравнения, связанные с содержанием текста произведения, отраженного в других

видах искусства, составление антологий, написание предисловий к сборнику стихов, создание сценариев литературно-музыкальных композиций, создание авторского произведения и др.);

- анализ современных учебников по литературе для средних и старших классов с точки зрения решения вопроса о поэтике и интерпретации лирического текста.

В качестве самостоятельной работы обучающимся предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Напишите реферат «Вопросы интерпретации лирического произведения в работах современных ученых-методистов».

2. Обратитесь к учебникам по литературе для 5 -11-х классов и охарактеризуйте вопросы и задания

для учащихся по изучению лирического произведения. Какие из вопросов и заданий акцентируют поэтику произведения, какие - интерпретацию текста? На какие стороны произведения авторы обращают внимание школьников в каждом конкретном случае? Подтвердите свой ответ конкретными примерами.

3. Изучите монографию О.Ю. Самотиной «Интерпретация художественных произведений Н. С. Гумилева на уроках литературы в школе» [8]. В чем актуальность данной работы ученого-методиста? Какие положения, на ваш взгляд, особенно важны для изучения художественного произведения в школьном литературном образовании? На какие стороны произведения автор обращает внимание школьников в каждом конкретном случае? Представляют ли перечни заданий и вопросов какую-либо систему? Прослеживается ли в вопросах и заданиях образовательная логика? Аргументируйте свой ответ.

4. Познакомьтесь с методическими рекомендациями к изучению стихотворений Н. А. Заболоцкого в пособии Г.И. Беленького «Уроки литературы в 8-м классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс» [3, с. 108 -

109]. Воспроизведите логику анализа стихотворений. Соответствует ли она художественной специфике изучаемых произведений? Предусматривает ли автор последовательное освоение поэтики стихотворений Н. А. Заболоцкого? Зачем ученый-методист обращается к ранее изученным стихотворениям? Помогают ли эти сведения глубже понять смысл стихотворений? Обращается ли автор к интерпретации стихотворений поэта? Обоснуйте свое мнение. Составьте свой вариант изучения этой темы.

Занятие 7. «Освоение поэтики драмы и ее интерпретация на занятиях по литературе в средней школе»

Содержание занятия:

- пути анализа поэтики и интерпретация драматического текста в школьном литературном образовании. Свобода читательской интерпретации. Активизация деятельности воображения. Поэтапное формирование у учащихся представлений о драме;

- основные компоненты анализа поэтики драмы в средних и старших классах: своеобразие драматического сюжета и конфликта, слово в драме: монолог, диалог, реплика, значимость речевого высказывания, заглавие, жанры драматического рода

литературы, ремарки, концентрированность действия, ремарки, автор в драме, герой драматического произведения и средства создания его характера, композиция, второстепенные и внесценические персонажи как способ открытия границ сценического времени и пространства и т.д.;

- способы интерпретации драмы в средней школе: сценическо-игровая деятельность, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, рисование иллюстраций, написание режиссерских ремарок, рисование декораций, подбор звукового оформления спектакля, рецензия на просмотренный спектакль, составление плана и экранизации, сочинение внутренних монологов героев, сопоставление позиций литературных критиков и др.;

- анализ современных школьных учебников по литературе для 5 - 11-х классов с точки зрения решения вопроса о поэтике и интерпретации драматических произведений.

В рамках изучения данной темы магистрам предлагается выполнить самостоятельную работу:

1. Подготовьте обзор современной методической литературы по данной теме.

2. Проанализируйте учебники по литературе для 5 - 11-х классов под ред. А. Г. Кутузова. Как представлены материалы по изучению поэтики художественного текста в структуре программ по литературе? Как в школьных учебниках определяется этап-ность, преемственность и непрерывность процесса освоения поэтики драматического произведения? Охарактеризуйте позицию ученых-методистов в решении вопроса об интерпретации драмы в школе.

3. Сделайте план-конспект глав «Особенности анализа драматического произведения, обусловленные его спецификой», «Использование системы К. С. Станиславского при изучении драматических произведений в старших классах», «А. Н. Островский. Драма «Гроза» из книги Н. А. Демидовой «Избранные труды» [5, с. 21 - 39; с. 152 - 168]. В чем актуальность работ ученого-методиста? Какие положения, на ваш взгляд, особенно важны для современной практики литературного образования?

4. Из глав современных учебников по литературе для 10 - 11 классов выпишите вопросы и задания, которые способствуют углубленному изучению особенностей поэтики драматургии А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького.

5. Составьте план изучения комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», предусматривающий изучение особенностей поэтики пьесы. Разработайте урок углубленной работы над текстом пьесы.

Завершает работу курса защита магистрами разработанных ими программ элективных курсов по изучению поэтики художественного произведения для старшей профильной школы.

На основании результатов экспериментального включения спецкурса в программу подготовки магистров мы можем сделать следующие выводы: обращение к проблеме «Изучение поэтики художественного произведения в школьном и профессиональном литературном образовании» способствует формированию необходимых для современного учителя-словесника профессиональных компетенций, обеспечивает творческий подход к преподаванию литературы в средней и высшей школе, интегрирует четкость теоретических положений с глубоким личностным восприятием методических вопросов.

Специфика разработанного курса позволяет создать основу для объективной оценки своих возможностей в рамках педагогической деятельности, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе дальнейшего обучения, а какие - самостоятельно в процессе педагогической деятельности.

Изучение курса не отменяет дальнейшей работы преподавателя над повышением своего педагогического мастерства, изучением педагогического опыта ведущих литературоведов и ученых-методистов, по совершенствованию своей профессиональной деятельности и поиску новых форм и методик.

Литература

1. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы / А.М. Антипова. - М., 2003.

2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986.

3. Беленький, Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс» / Г.И. Беленький. - М., 2001.

4. Богданова, О.Ю. Избранные труды / О.Ю. Богданова. - Южно-Сахалинск, 2005.

5. Демидова, Н.А. Избранные труды / Н.А. Демидова. -Южно-Сахалинск, 2006.

6. Лесков в школе: хрестоматия (5 - 10 классы) / Р. В. Якименко, С.С. Шаров, А.В. Лукашенко и др.; под ред. Р.В. Якименко. - М., 2008.

7. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 1999.

8. Самотина, О.Ю. Интерпретация художественных произведений Н.С. Гумилева на уроках литературы в школе / О.Ю. Самотина. - М., 2008.

9. Сосновская, И.В. Проблемы анализа художественного произведения на уроках литературы в средних классах / И. В. Сосновская. - Южно-Сахалинск, 2007.

10. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. -М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.