СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ-СЛОВЕСНИК КАК ЧИТАТЕЛЬ (о путях совершенствования профессиональной подготовки учителя)
THE MODERN TEACHER OF LITERATURE AS A READER
(Towards Some Ways of Improving Professional Training of a Teacher)
А. М. Антипова
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки учителя-словесника как квалифицированного читателя, предлагаются пути совершенствования его читательской деятельности. Автором обосновывается необходимость изменений учебных планов и методики подготовки специалистов и бакалавров, а также предлагается магистерская программа «Филологическое образование» для учителей-словесников, нацеленная на повышение их читательской квалификации и совершенствование их креативной компетентности.
Ключевые слова: читательская компетентность, читательская деятельность, стратегии чтения и понимания текста, диалоговые и рефлективные технологии.
Современной школе нужен учитель-профессионал, способный решать многообразные стоящие перед ним задачи - исследовательские, организаторские, коммуникативные, конструктивные. Но прежде всего школа нуждается в учителе - носителе духовных ценностей. Одним из пороков нашего времени стало распространение во всех сферах профессиональной деятельности компетентного, квалифицированного специалиста, но при этом бездуховного индивида. Профессиональная подготовка учителя в педагогическом вузе и в системе послевузовского образования должна быть нацелена на обеспечение общегуманитарного образования. Не может учитель формировать у учащихся потребность в духовном обогащении, будучи профессионально ограниченным. «В определенной степени бездуховность учащихся коренится и в "узкой специализации" учителя, кругозор которого заужен до <...> глагольной формы» [1, с. 15].
К учителю-словеснику традиционно предъявляются высокие требования: читательская и общая педагогическая культура, интеллектуальное богатство, эрудиция, дар слова, критический ум, эстетический вкус, порядочность, осознание лежащей на нем колоссальной ответственности. Ведь именно он приобщает учащихся к гуманистическим ценностям культуры, воспитывает культуру чтения и понимания художественной литературы, проясняет в сознании школьников нравственные идеалы родной литературы, в которой запечатлен духовный опыт нашего народа. Вслед за известным ученым-методистом Е. И. Цели-ковой мы считаем, что «нашим делом должно стать сейчас
A. M. Antipova
The article deals with the problem of professional training of a teacher of literature as a qualified (efficient) reader. It offers ways of improving teachers' reading activity. The author proves the necessity of changing the academic curriculum and modifying the methods of training specialists and bachelors. The author presents the curriculum for the Master's degree entitled "Philological Education". It is meant to be used by teachers of literature. The curriculum is aimed at increasing teachers' reading skills and efficiency and at improving their creative competence.
Keywords: a reader's competence, strategies of reading and understanding texts, dialogue and reflective technologies.
(особенно сейчас!) патриотическое чтение наших писателей. Чтение с большой любовью к литературе своего отечества, великим переживанием и страданием, как ее читали и учили читать русские педагоги» (курсив - Е. Ц.) [2].
Многие ученые-методисты (О. Ю. Богданова, Т. Г. Бра-же, И. Е. Брякова, Е. О. Галицких, В. А. Кан-Калик, М. Г. Качу-рин, М. М. Майман, Е. С. Романичева, Г. В. Пранцова, Л. А. Сомова, И. В. Сосновская, В. И. Хазан и др.) связывают повышение качества литературного образования в школе с эмоционально-художественным развитием самого учителя, качеством его профессиональной подготовки в системе высшего педагогического образования и послевузовского образования [см. 3-11].
Наша позиция состоит в том, что решающим фактором формирования у школьников потребности в чтении, интереса к литературе как учебному предмету является сам учитель как читатель-профессионал и личность. Поэтому главная задача подготовки учителя-словесника - через совершенствование его читательской квалификации воспитывать творческую индивидуальность. Индивидуальная самореализация учителя происходит в его читательской (исследовательской) и конструктивной сферах деятельности. Специфика читательской деятельности заключается в том, что это деятельность коммуникативная и творческая. Но чтобы чтение стало коммуникативным актом, установке автора должна соответствовать определенная читательская установка. Основная установка квалифицированного читателя заключается в том, что «читатель не только ждет и желает сопереживания, эстетического наслаждения [от
восприятия произведения. - А. А.], <...> но и не боится умственного напряжения, активности, необходимой для полного его понимания, когда читателю интересны и отражение жизни, и личность, и идеалы самого автора, и его художественное мастерство» [12, с. 9].
Поскольку во многом именно учитель формирует и развивает читательские интересы учащихся, он должен быть подготовлен к их изучению, владеть современными стратегиями чтения и понимания прочитанного, применять современные средства диагностики и оценивания результатов чтения, знать пути создания читательской среды в образовательном учреждении. При этом словесник должен быть образцом читательской и речевой культуры для учащихся. Это значит, что на протяжении всей профессиональной жизни он должен совершенствовать свою читательскую квалификацию, включающую развитые перцептивные способности: эмоциональную впечатлительность, способность к «вживанию» (эмпатию), эмоциональное реагирование на экспрессию слова, способность к восприятию переносного эстетического значения образных деталей, воссоздающее воображение.
В самостоятельной профессиональной деятельности учителю предстоит учить читателя-школьника полноценно воспринимать текст, разбираться в своих впечатлениях, оформлять свои мысли в форме речевого высказывания, развивать их «художественный слух» (Ю. М. Лотман). Поэтому наличие у выпускников педвузов высокой читательской квалификации рассматривается нами как важнейшее профессиональное качество учителя литературы, показатель духовного богатства его личности.
С целью изучения читательских предпочтений будущих учителей и особенностей их художественного восприятия нами регулярно проводятся опросы среди студентов, срезо-вые работы, анализ письменных и контрольных работ по дисциплинам литературоведческого цикла. Так, студентам выпускного курса, обучающимся по специальности «Русский язык и литература», были предложены задания назвать любимую книгу, любимого писателя, поэта и ответить на вопрос: «Какую роль играют книги в вашей жизни?»
Отрадно отметить, что читательские предпочтения выпускников прежде всего связаны с русской классической литературой и русской литературой XX в. Чаще всего среди любимых писателей и произведений упоминаются: «Война и мир» Л. Н. Толстого, романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Среди любимых поэтов были названы: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин, М. Цветаева, Н. Рубцов. Большое место в кругу чтения студентов заняли зарубежные писатели. Чаще всего назывались разные произведения В. Гюго, Т. Драйзера, Э. Хемингуэя, А. Моруа, П. Зюскинда, Ф. Саган и др.
При ответе на вопрос «Какую роль играют книги в вашей жизни?» все респонденты отметили, что книги играют в их жизни «важную» («немаловажную», «большую», «огромную», «исключительную») роль. Показательны такие ответы: «Книги учат меня жить», «Книги раскрывают правду жизни, отвечают на многие вопросы, помогают
принимать решения», «Благодаря книгам обогащаешь свой внутренний мир», «Книга - учебник жизни; мой друг, молчаливый, мудрый», «Книги делают меня нравственным человеком», «Книги помогают мне духовно совершенствоваться», «Книга - лучший друг, этому меня научила моя первая учительница», «Читающий человек осознает, что он не в полной власти техники, компьютеров, что ему действительно необходимо духовно развиваться», «Компьютер мне не заменил книгу!».
В целях исследования особенностей восприятия студенты выполняли два задания: 1. М. Цветаева. «Уж сколько их упало в эту бездну.» («Восприятие, истолкование, оценка»); 2. Ответить на вопросы к рассказу В. Набокова «Благость»: 1) Какие наглядные картины, зрительные, слуховые ощущения, настроения, мысли и чувства рождает в вашем восприятии рассказ Набокова? 2) Какие образы рассказа являются самыми яркими? 3) В каких эпизодах вы живо представляете лица, жесты, мимику героев? Опишите; 4) Какие детали помогают «увидеть» созданную автором поэтическую картину? 5) Почему рассказ называется «Благость»?
Анализ работ показал, что студенты-выпускники воспринимают художественные тексты на уровне конкретно-образных представлений и не всегда глубоко осознают авторскую мысль и своеобразие индивидуального стиля, его взаимосвязь с философским содержанием текстов. С сожалением приходится признать, что студенты не достигают концептуального уровня восприятия художественных произведений. Данный вывод подтверждают и ответы выпускников на государственном экзамене, включающем анализ художественного произведения (фрагмента) и проектирование урока по анализу предложенного текста.
Необходимость совершенствования читательской деятельности будущих учителей-словесников в современных социокультурных условиях обусловила внесение изменений в систему профессиональной подготовки студентов-филологов [см.: 13-18]. Нами разработана и апробируется в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета программа специализации «Актуальные проблемы современного литературного образования», основанная на трех модулях:
1. Методологические основы современного литературного образования.
2. Чтение, восприятие, анализ и интерпретация литературного произведения в школе.
3. Современные технологии литературного образования.
Предлагаемая специализация - часть целостной системы методической и теоретико-методологической подготовки будущего учителя литературы в контексте развития современной культуры и науки. В содержание программы включены такие дисциплины и курсы: «Методология анализа и интерпретации литературного произведения» (третий курс, 1-2-й семестры); «Современные педагогические технологии в системе литературного образования» (четвертый курс, 1-й семестр); «Методика школьного анализа и интерпретации литературного произведения»
(четвертый курс, 2-й семестр) «Анализ художественного текста» (пятый курс, 1-й семестр); «Отечественное и зарубежное литературоведение» (пятый курс, 2-й семестр).
Дисциплина «Методика школьного анализа и интерпретации художественного произведения» содействует развитию профессионального мышления и художественно-педагогической направленности личности учителя литературы, основополагающим качеством которой является эстетическая творческая способность. В содержательную сферу этой способности входит словесно-образное мышление, которое определяет познавательную, оценочную и моделирующую деятельность студента-филолога как творческого читателя [7, с. 145]. Цели изучения этой методической дисциплины - совершенствование читательской квалификации студентов-филологов, их литературоведческой культуры; развитие навыков выразительного чтения, комментирования, анализа и интерпретации текстов. Ведь «сам процесс чтения художественного произведения учителем есть одновременно процесс отбора и конструирования средств его преподавания» [7, с. 146-147]. Основу организации практических занятий составляет анализ литературных произведений различных родов и жанров, включенных в школьную программу, и проектирование уроков по их изучению. Студенты включаются в выполнение заданий, направленных на развитие аналитических и интерпретационных умений, а также активизацию их воображения, развитие эмоциональной остроты и чуткости восприятия образной речи.
Мы разделяем позицию ученых-методистов Е. С. Ро-маничевой и Г. В. Пранцовой, обосновывающих необходимость введения в систему подготовки словесников специальной дисциплины «Методология и технология обучения читательской деятельности», нацеленной на формирование информационной культуры (грамотности) студентов и дающей им возможность позиционировать себя не только как учитель-словесник, но и как технолог речевых практик [9, с. 11].
В системе методической подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профили «Русский язык и литература») нами важное место отведено новым дисциплинам и курсам по выбору (семинаров), раскрывающим различные аспекты междисциплинарной проблемы чтения: «Чтение в информационном обществе», «Современные стратегии чтения и понимания текста», «Изучение читательских интересов школьников», «Уроки внеклассного чтения в современной школе», «Выразительное чтение художественных произведений».
Для практикующих учителей русского языка и литературы, желающих углубить знания в области филологического образования, овладеть современными стратегиями чтения и понимания текста, освоить современные технологии филологического образования, познакомиться с лучшими образовательными практиками, считаем перспективным обучение в педагогической магистратуре, программа «Филологическое образование».
Предлагаемая нами программа магистерской подготовки направлена на повышение читательской квалифика-
ции педагогов-словесников и совершенствование их креативной компетентности (интегрального качества личности, обусловливающего развитие литературно-творческих способностей учащихся и саморазвитие собственных творческих способностей) и ее составляющих - филологической, культурологической и методической компетенций [5]. Филологическая компетенция (литературоведческая, языковая, лингвистическая) предполагает умение магистрантов выстраивать ценностные диалогические отношения с текстами, самостоятельно их анализировать, создавать различные интерпретации текстов русской и зарубежной литературы, а также авторские оригинальные тексты (художественные, публицистические). Культурологическая компетенция предусматривает владение умением видеть в изучаемом тексте тексты предыдущих эпох. Методическая компетенция включает умение передать опыт творческой деятельности учащимся, знание методик развития их литературно-творческих способностей.
Основная образовательная программа «Филологическое образование» включает освоение важных дисциплин профессионального цикла: «История и методология литературоведения», «История лингвистических учений», «История филологического образования в школе», «Теория художественного текста», «Теория и практика стиховедения», «Текстология и комментарий», «Принципы и техники анализа художественного текста в литературоведении», «Библиографическая эвристика», «Чтение как феномен культуры», «Нарратология». Студентам предлагается широкий спектр проблемных курсов по выбору: «Историческая поэтика», «Поэтика русского классического текста», «Структуральная поэтика и семиотика текста», «Теория литературных жанров», «Филологическая герменевтика», «Миф и мифопоэтика», «Русская литература в контексте мировой культуры», «Интермедиальная поэтика русской литературы», «Архетипические образы русской литературы», «Современная литература в информационном обществе», «Культурологический подход к изучению художественного текста в школе», «Лингвопоэтика текста», «Лингвокультурология», «Текст в системе обучения русскому языку в школе», «Риторика и культура речи в современном обществе и образовании».
Дисциплины и курсы, включенные в программу магистерской подготовки, тесно связаны между собой и формируют у обучающихся стройную систему филологических и методических знаний и профессиональных компетенций. В методике работы с художественным текстом -главным объектом филологических исследований - осуществляется интеграция филологических дисциплин.
Особое место в системе магистерской подготовки занимает научно-исследовательский семинар (НИС) «Интерпретация ключевых текстов школьной словесности». Его цели: практическое освоение современных стратегий чтения и понимания текстов (прежде всего художественных) и различных методик анализа, моделирование уроков по анализу художественных произведений в школе (поиски доминант в тексте, выбор адекватных методических приемов, организация урока как речевого
произведения). В основе методики НИС - медленное, «внимательное» чтение текстов, включенных в школьный курс литературы, рассмотрение литературных произведений в широком историко-культурном контексте.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки будущих учителей (специалистов, бакалавров) и повышение квалификации учителей-практиков (через обучение в магистратуре, курсы повышения квалификации) нацелены на совершенствование читательской компетентности студентов (слушателей), развитие их перцептивных способностей, обогащение их художественного восприятия.
Важно подчеркнуть, что приоритетными задачами обучения студентов-филологов (бакалавров, специалистов, магистрантов) являются:
• ориентация на развитие их творческих способностей к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых технологий;
• внедрение в учебный процесс активных методов и современных образовательных технологий (деловые игры, мозговой штурм, метод проектов, дискуссии, круглые столы и др.), позволяющих создать благоприятные условия для формирования профессиональных компетенций, и инновационных оценочных средств;
• овладение современным исследовательским инструментарием и способами трансляции знаний.
Основные принципы работы со студентами - индивидуальный подход, диалогичность, адекватность форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, сотворчество. На занятиях используются диалоговые и рефлективные технологии работы с текстами. При организации обучения как диалога доминирует личностный, а не предметно-дисциплинарный принцип.
Предложенные варианты построения системы подготовки учителей-словесников, а также повышения их квалификации, на наш взгляд, дают возможность развития необходимых профессионально-личностных качеств и читательской компетентности как у начинающих, так и у опытных педагогов. Это, в свою очередь, дает надежду на то, что системный кризис читательской культуры в современной России, характеризующийся критическим пределом пренебрежения чтением, может быть преодолен.
Учитель-словесник как профессионал и личность по-прежнему определяет «судьбу литературы как учебного предмета в школе. Тем самым он определяет и свою собственную педагогическую и человеческую судьбу» [19, с. 87].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пассов Е. И. [и др.] Мастерство и личность учителя (на примере деятельности учителя иностранного языка). М., 2001.
2. Целикова Е. И. Чтение - патриотическое дело // Литература в школе. 2004. № 1.
3. Богданова О. Ю. Избр. тр. Ю.-Сахалинск: Изд-во СахГУ,2005.
4. Браже Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя. СПб.: МИРС, 2008.
5. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010.
6. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие. М.: Академ. проект, 2004.
7. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: Просвещение, 1988.
8. Майман Р. Р. Учитель литературы (Введение в специальность). Ю.-Сахалинск, 1990.
9. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. «Современные стратегии обучения чтению»: к обоснованию концепции нового курса для бакалавров // Чтение и литературное образование в информационном обществе: кол. моногр. М.: МГПИ, 2011.
10. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие. М.: Флинта-Наука, 2012.
11. Сомова Л. А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.
12. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974.
13. Антипова А. М. Современные подходы к профессиональной подготовке учителя-словесника // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2010.
14. Антипова А. М. Профессиональная подготовка будущего учителя литературы: современное состояние, проблемы и перспективы их решения // Актуальные проблемы современного литературного образования. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007.
15. Антипова А. М. Система методической подготовки будущего учителя-словесника для профильной школы // Актуальные проблемы современного литературного образования. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2005.
16. Антипова А. М. Спецкурс «Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы»: программно-методические материалы. М.: Прометей, 2003.
17. Антипова А. М. Опыт построения учебно-методического комплекса по методике преподавания литературы в педвузе // Мастерство педагогического труда в высшей школе. Хабаровск, 2003.
18. Антипова А. М. Совершенствование методической подготовки будущего учителя литературы в педагогическом вузе // Модели прогрессивного развития Дальневосточного региона. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999.
19. Качурин М. Г. Учитель литературы // Методика преподавания литературы / под ред. З. Я. Рез. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1985.