ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 371.13:004
В. Н. Куровский, А. С. Сейтбатталова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассмотрены особенности профессиональной подготовки педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, педагог-психолог.
Отечественная педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности, что обеспечивает основу для дальнейших исследований в области высшего педагогического образования. В связи с этим встает вопрос об особой подготовке педагогических кадров, способных овладеть дистанционными образовательными технологиями и достаточно хорошо ориентироваться в потоке информации в соответствии с концептуальным направлением и задачами информатизации общества являющейся элементом современной культуры.
Сегодня можно констатировать, что в педагогическом вузе уже разработаны и внедрены системы подготовки педагогов-предметников (физика, математика, информатика) к использованию информационных технологий в учебном процессе и достигнуты определенные успехи в подготовке педагогов для работы в условиях информатизации образования. Однако на фоне достигнутого все четче определяются новые требования к организации, содержанию и процессу этой подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе. Это имеет место и в подготовке будущих педагогов-психологов [1].
Современные требования высшего образования к уровню профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов предъявляют необходимость в информационной подготовке, обязательной составляющей образовательного процесса, направленной на подготовку педагогов, владеющих знаниями об основных закономерностях протекания информационных процессов в социотехнических системах и способных эффективно использовать средства информатизации для решения познавательных и практических задач. Информационная подготовка должна охватывать формирование основных функций, характерных
для профессиональной деятельности: диагностической, информационной, конструктивно-проектировочной, организаторской, коммуникативной, прогностической, исследовательской и оценочной. Профессиональная подготовка педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий - это переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности, которая заключается в стабильном и оптимальном выполнении профессиональных обязанностей с использованием дистанционных образовательных технологий.
К особенностям реализации профессиональной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе следует отнести принципы реализации модели дистанционного обучения (принцип деятельностного освоения материала; принцип совместной деятельности субъектов образовательного процесса, характеризующейся диалогичностью, рефлексивностью; принцип взаимодействия субъектов образовательного процесса разного уровня; принцип связи ситуативно-профессиональной направленности дистанционного обучения; принцип опоры на формирование умений организации самостоятельной познавательной деятельности в открытом образовательном пространстве); педагогические условия (организационные формы, дидактическое обеспечение дистанционного обучения, педагогический контроль при дистанционном обучении, готовность обучаемых к самостоятельной работе в режиме дистанционного обучения, подготовка педагогов для работы в системе дистанционного обучения; методы и средства реализации педагогических условий).
Дистанционные образовательные технологии естественным образом интегрируются в систему профессиональной подготовки будущего педагога-пси-холога, дополняя и развивая его. Развитие системы дистанционного обучения повышает качество подготовки будущих педагогов-психологов за счет:
- ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных электронных учебно-методических пособий с обязательными тестовыми вопросами, заданиями для самоконтроля;
- оперативного обновления методического обеспечения учебного процесса, так как содержание учебно-методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
- возможности использования дистанционных образовательных технологий для психологического кон-
сультирования, психокоррекции, проведения психодиагностических методик.
С учетом требований, отраженных в государственном общеобязательном стандарте по специальности 050103- «Педагогика и психология» (ГОСО РК 3.08.003-2004) [2], нами быши выщелены направления профессиональной деятельности педагога-психо-лога на основе дистанционных образовательных технологий, которые представлены в табл. 1.
Для выполнения требований Государственного заказа на подготовку специалиста, полностью отве-
1
Т аблица
Направления профессиональной деятельности специальности 050103 «Педагогика и психология» на основе дистанционных образовательных технологий
№ п/п Направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ГОСО Направления профессиональной деятельности педагога-психолога на основе дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
1 Организация ученического коллектива Формирование информационной базы данных учащихся, оперирование данными на основе ДОТ
2 Обучение и воспитание учащихся, формирование личности будущих специалистов Организация учебного процесса с использованием ДОТ; разработка и использование педагогических программных средств; использование ДОТ в проведении совместных проектов, мероприятий в виртуальном режиме
3 Установление связи с родительской общественностью, реализация требований концепции образования Организация виртуального систематического взаимодействия с родителями на основе ДОТ: проведение родительских видеоконференций (собраний); реализация требований концепции образования, заключающихся в использовании современных ДОТ в учебно-воспитательном процессе
4 Повышение научно-теоретических знаний и профессиональной квалификации, участие в различных конференциях, изучение и обобщение передового педагогического опыта Поиск информации в Интернете, обучение на дистанционных курсах повышения квалификации, участие в международных проектах и программах, систематизация профессиональной информации и организация ее хранения
5 Внедрение новых педагогических технологий Разработка новых образовательных технологий на основе ДОТ, создание педагогических программных средств
6 Психодиагностическая работа, психоконсультирование, психотерапия, психокоррекция, психопрофилактика Организация психодиагностической работы, психоконсультирования, психотерапии, психокоррекции, психопрофилактики в виртуальном режиме на основе ДОТ
чающего современным квалификационным характеристикам, нами разработана модель профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе (рис. 1) [3].
Модель включает информационно-образовательную среду (ИОС), психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий, состоящее из
диагностического блока, блока учебного процесса, блока информационно-дидактического обеспечения и блока функционирования виртуальных сообществ.
ИОС педагогического вуза представляет собой системно-организованную совокупность средств, направленных на удовлетворение образовательных потребностей будущих педагогов-психологов. Каждый элемент ИОС педагогического вуза имеет психо-лого-педагогическое обеспечение, осуществляемое
Модель профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе
В. Н. Куровскгш, А. С. Сегтбатталова. Профессиональная подготовка будущих педагогов...
психолого-педагогическим сопровождением профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий.
Важной особенностью информационно-образовательной среды является наличие виртуальных сообществ, позволяющих организовать виртуальное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса. Здесь предусматриваются различные формы взаимодействия: виртуальные практики, телекоммуникационные, научные проекты, проекты воспитательного плана и др. При организации взаимодействия студентов со школьниками в такой среде студентами - педагогами-психологами приобретается опыт психолого-педагогического воздействия на школьников. В дальнейшем полученный виртуальный психолого-педагогический опыт переносится на реальную профессиональную деятельность.
Каждый элемент информационно-образовательной среды педагогического вуза имеет психолого-педа-гогическое обеспечение, осуществляемое психологопедагогическим сопровождением профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет поддерживать систематический контроль дистанционного учебного процесса, осуществлять психологическую адаптацию студента - педа-гога-психолога к дистанционному обучению, к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в системе открытого образования, позволяет преодолеть технофобию, фобию «открытого пространства», фобию «дистанционного обучения» (самостоятельного обучения). Поэтому включение пси-холого-педагогического сопровождения способствует эффективной организации дистанционного обучения.
Основу информационно-образовательной среды вуза составляет образовательный портал. Одним из ключевых аспектов создания порталов является формирование механизмов, обеспечивающих поддержку информационно-образовательной среды в востребованном рабочем состоянии. Образовательный портал соответствует структуре информационно-образовательной среды, на его основе реализуется психолого-педаго-гическое сопровождение учебного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение на основе дистанционных образовательных технологий отражает условия повышения эффективности деятельности педагога-психолога в условиях информатизации образования, позволяет поддерживать постоянный контроль учебно-воспитательного процесса, осуществлять психологическую адаптацию студента к дистанционным образовательным технологиям, к осуществлению профессиональной психолого-педагогической деятельности в системе открытого образования.
Для формирования и повышения уровня психоло-го-педагогических знаний умений и навыков на ос-
нове дистанционных образовательных технологий мы разработали следующую педагогическую систему, которая представлена в виде модели.
Важнейшим звеном профессиональной подготовки в этой модели является практическая подготовка, позволяющая студентам овладеть научно-теоретическими, учебно-методическими, воспитательными знаниями, умениями и навыками, необходимыми при профессиональной деятельности.
В связи с этим мы предлагаем осуществлять практику в системе «Педагогический вуз-школа», которая состоит из двух подсистем: школьной и вузовской, включающих ряд структурных и функциональных компонентов, объединенных с помощью дистанционных технологий.
Разработанная нами система «Педагогический вуз-школа» функционирует в адекватных условиях реальной психолого-педагогической деятельности и выступает как процесс применения будущими специалистами знаний, умений и навыков в школьной системе обучения и воспитания. Пробная психолого-педаго-гическая деятельность для каждого студента становится настоящей школой постижения профессионального мастерства.
В результате разработки и внедрения этих элементов процесс профессиональной подготовки преобразуется в систему, обладающую новой целостностью и направленностью на подготовку педагогических кадров, соответствующих требованиям информационного общества.
В процессе исследования были созданы и внедрены в процесс профессиональной подготовки методическое пособие «Организация дистанционного обучения в педагогическом вузе», научное издание «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий»; электронное учебное пособие «Организационная работа в Интернете»; электронное методическое пособие на казахском языке «Педагогикалык жога-ры оку орнындагы кашыктыктан окытуды уйымдас-тыру; база данных «8ТиВБКТ_БО» [4, 5].
Для определения эффективности предложенной системы был проведен эксперимент по разработанной методике.
Педагогический эксперимент проводился со студентами специальности 050103 «Педагогика и психология» очной и заочной форм обучения на базе Павлодарского государственного педагогического института. Объем выборки (количество студентов контрольной и экспериментальной групп) был определен в 180 человек (90 человек в экспериментальной группе и 90 человек - в контрольной).
Проверка эффективности педагогической системы проводилась в двух критериях:
1) определение уровня сформированности психо-лого-педагогических знаний;
2) определение уровня сформированное™ психо-лого-педагогических умений и навыков.
Первый критерий оценивался по показателю успеваемости, который выгчисляется по следующей формуле:
N
Ку =■ 100,
7 N
где Ку - успеваемость, N1 - числа верных ответов, N - общее число заданных вопросов.
Уровень сформированности профессиональных умений и навыков оценивался по показателям полноты, прочности и осознанности:
- коэффициент полноты владения умением выгчис-лялся по формуле: к=л/Ы, где п - количество верно вышолненных действий; N - количество действий, входящих в структуру умения;
- коэффициент прочности овладения умением выгаислялся по формуле: §=к2/к1, где к1 - коэффициент полноты сформированности умения при первой проверке; к2 - коэффициент полноты сформирован-ности умения при итоговой проверке;
- осознанность определялась по степени обоснованности будущим педагогом-психологом своих действий:
а) выполняемое действие недостаточно осознано, студент не может обосновать свой выбор;
б) в целом действие осознано, при обосновании действий студент допускает некоторые неточности;
с) действие полностью осознано, логично обосновано.
В ходе эксперимента для оценки уровней профессиональной подготовки студентов использовалась их количественная оценка. При практической проверке уровней сформированности ЗУН используются различные количественные показатели и шкалы оценок этих качеств.
С позиции наших исследований, приняли трехбалльную систему: 5 баллов (Ку > 90 %); 4 балла (Ку = 70-90 %); 3 балла (Ку < 70 %).
Результаты констатирующего эксперимента показали степень исходного уровня подготовленности студентов.
Анализ констатирующего эксперимента показывает, что в контрольной группе лишь 6.2 % и в экспериментальной группе 5.6 % имеют высокий уровень профессиональных ЗУН, что не отвечает требованиям к подготовке специалистов. Уровень профессиональной подготовки студентов в контрольной и экспериментальной группах практически одинаков.
Срезы после проведения формирующего эксперимента показали следующие результаты (табл. 2).
Хорошие и отличные знания показали студенты экспериментальной группы в области педагогической психологии.
Т аблица 2
Сформированность теоретических знаний после завершения формирующего
эксперимента
Уровень Группа
контрольная экспериментальная
чел. % чел. %
«Отлично» 20 22.22 38 42.22
«Хорошо» 44 48.89 47 52.22
«Удовлетворительно» 26 28.89 5 5.56
Таким образом, анализ итоговых данных формирующего эксперимента показывает, что в результате внедрения в учебный процесс педагогической системы уровень профессиональных ЗУН будущих педа-гогов-психологов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной возрос более чем на 20 %.
Результаты формирующего эксперимента, показывающие уровень сформированности технологических умений и навыков студентов педагогов-психологов при изучении профильных дисциплин с использованием дистанционных образовательных технологий приведены в табл. 3.
Результаты обобщения уровня сформированности технологических психолого-педагогических умений и навыков позволяют сделать вывод, что в экспериментальной группе также увеличилось количество студентов с высоким уровнем, а количество студентов с низким уровнем уменьшилось вдвое, т. е. уровень технологических психолого-педагогических
умений и навыков возрос в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой на 23.34 %.
Для подтверждения достоверности отличий результатов в контрольной и экспериментальной группах нами был применен метод %2 (критерий согласия К. Пирсона), который подтвердил, что результаты экспериментальной группы (хэмп=12.09), полученные под воздействием внедренной педагогической системы, существенно выше по сравнению с результатами контрольной группы (хэмп=2.75), и это правомерно при случайном отборе студентов с вероятностью 99 %. Представленные данные заключительного среза подтверждают репрезентативность результатов исследования.
Таким образом, действительно можно говорить об эффективности разработанной системы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий.
Таблица 3
Уровень сформированности технологических психолого-педагогических умений и
навыков
Показатель Группа
контрольная экспериментальная
чел. % чел. %
«Отлично» 11 12.22 32 35.56
«Хорошо» 42 46.67 42 46.67
«Удовлетворительно» 37 41.11 16 17.78
Список литературы
1. Егоров В. В., Сейтбатталова А. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психо-логов на основе дистанционных образовательных технологий: научное издание. Алматы: Бт1м, 2008. 166 с.
2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность 050103- Педагогика и психология. ГОСО РК 3.08.003-2004. Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2004.
3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан 5.03.004-2006 «Организация дистанционного обучения. Основные положения».
4. Государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.017-2005 «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание».
5. Государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования».
Куровский В. Н., заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе.
Институт развития образовательных систем.
Пр. Комсомольской, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634049.
E-mail: [email protected]
Сейтбатталова А. С., начальник отдела международных проектов и программ департамента международного сотрудничества. Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова.
Ул. Ломова, 64, г. Павлодар, Казахстан, 140008.
E-mail: [email protected], [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.10.2009
V N. Kurovskii, A. S. Seitbattarova
PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS ON THE BASIS OF DISTANT EDUCATIONAL
TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL
The article describes the features of the training of educational psychologists on the basis of distance education technology in pedagogical college.
Key words: professional training, distance learning, distance education technology, teacher and psychologist.
Kurovskii V. N.
Institute of the Educational Systems.
Pr. Komsomolskii, 75, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634049.
E-mail: [email protected]
Seitbattalova A. S.
Pavlodar State University named after S. Toraytyrov.
Ul. Lomova, 64, Pavlodar, Kazakhstan, 140008.
E-mail: [email protected], [email protected]