ОТНОШЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕШНОСТЬ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
THE ATTITUDE OF TEACHERS OF DIFFERENT AGE GROUPS TO DISTANCE LEARNING AS A FACTOR INFLUENCING THE SUCCESSFULNESS OF ITS INTRODUCTION INTO THE LEARNING PROCESS
Ю.Е. Шелудько Yu.E. Shelud'ko
Дистанционное обучение, применение дистанционных технологий в образовательном процессе, психологические проблемы преподавателя. На основе теоретического анализа литературы и проведенного методом анкетирования исследования сделана попытка выделить факторы, влияющие на готовность преподавателей разных возрастных групп к внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, а также выявить психологические проблемы, которые возникают в связи с этим у преподавателей.
Distance learning, the use of distance technology in the learning process, psychological problems of teachers.
On the basis of the theoretical analysis of literature and the research conducted by a survey method, the author attempted to mark the factors that influence the readiness of teachers of different age groups for the introduction of distance learning technology into the learning process, and to identify psychological problems that teachers face in this regard.
Внедрение системы дистанционного обучения в течение последних двадцати лет является одним из ведущих способов развития основных образовательных программ, позволяет решить такие стратегические задачи государственной политики в области образования, как повышение доступности качественного образования, эффективности обучения, соответствующего современным потребностям общества и его граждан. Дистанционное обучение позволяет использовать лучшие традиционные и инновационные средства и формы обучения и, основываясь на принципе самообучения, достигать творческого саморазвития личности.
Главной задачей дистанционного обучения, в отличие от традиционной модели, является не предоставление информации, а обучение спосо-
бам ее получения и использования[Насибуллов, 2012, с. 26].
Процесс дистанционного обучения с использованием информационных и компьютерных возможностей отличается от традиционного прежде всего отсутствием привычного взаимодействия обучающихся и преподавателя в одной учебной аудитории, что влечет необходимость более качественной подготовки дидактического материала, используемого в процессе обучения. Как справедливо отмечает А.А. Стюги-на, весь материал сразу должен быть сформулирован максимально четко, чтобы избежать неверного понимания [Стюгина, 2011, с. 117]. Отсутствие при дистанционном образовании устного общения приводит к необходимости расширенного применения преподавателем в процессе обучения письменной речи, дополнитель-
ных усилии для адекватной интерпретации друг друга, расстановки акцентов в тексте, а также использования письменных видов контроля знаний. В онлайн-варианте учебного процесса должен быть обеспечен удаленный доступ участников друг к другу, при этом важно не только участие преподавателя, но и непосредственное участие обучающегося, которому также доступно информационное наполнение [Гласнер, Гавриков, 2010, с. 19]. Поскольку общение преподавателя и обучающихся осуществляется посредством компьютерных технических средств, это требует от преподавателя наличия опыта организации онлайн-общения и умения свободно владеть клавиатурой.
Вышеуказанные различия влекут возникновение трудностей не только технического, но и психологического характера у преподавателей, использующих дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) в профессиональной деятельности [Тенитилов, 2013, с. 125]. Предложение путей их решения имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение, т.к. от этого напрямую зависит, насколько эффективным будет применение ДОТ в образовательном процессе.
Для разработки современной и более обширной стратегии по развитию и внедрению ДОТ в образовательной организации, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева (далее - КГПУ им. В.П. Астафьева) в октябре 2015 года было проведено исследование с целью выявления факторов, так или иначе влияющих на эффективность преподавания с использованием ДОТ. В ходе исследования была сделана попытка определить отношение профессорско-преподавательского состава университета к такому способу ведения образовательной деятельности (далее - исследование).
В исследовании приняли участие 220 преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева разновозрастных групп (были традиционно определены три возрастные группы: 20-35 лет, 36-50 лет, старше 50 лет) с различным стажем научно-педагогической деятельности, имеющие опыт
преподавания технических, гуманитарных, естественнонаучных предметов. Исследование было проведено в виде опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, которые были самостоятельно заполнены респондентами и содержали вопросы:
- о личности респондента (касающиеся его возраста, стажа научно-педагогической деятельности, наличия у респондента представления о ДОТ и опыта преподавания с их помощью), что позволило в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;
- мнении респондента в отношении целей внедрения ДОТ в учебный процесс; об отношении к образовательным услугам, которые могут быть реализованы (или уже реализуются) с помощью ДОТ в университете; о факторах, которые препятствуют использованию ДОТ; о психологических и иных проблемах, возникающих у преподавателей в связи с использованием ДОТ в университете.
В зависимости от формы ответа, в целях более точного и полного выяснения индивидуальных точек зрения обследуемых лиц, анкета предусматривала закрытые, полузакрытые и открытые вопросы. Обработка результатов исследования включала в себя анализ взаимосвязи признаков. В качестве меры взаимосвязи признаков выступил коэффициент корреляции Спирмана. Расчеты проводились с помощью прикладной компьютерной программы StatgraphicsPlusv.2.1.
Данные проведенного исследования показали, что преподаватели определили как наиболее значимые следующие цели внедрения системы дистанционного обучения: использование возможностей единого открытого образовательного пространства и создание и использование новых форм обучения при их интеграции с другими формами обучения (данные цели определили в качестве наиболее значимых 48,18 % респондентов), а также развитие новых сегментов образовательных услуг (указали 37,72 % из 220 опрошенных преподавателей). Наиболее
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
Д
н и
щ м
ценными в использовании ДОТ, по мнению преподавателей, являются: индивидуальный гибкий график обучения (отметили 67,27 % респондентов), индивидуальный темп обучения (указали 54,09 % преподавателей), использование бо-
лее современных и эффективных методов обучения (актуально для 34,09 % респондентов). Кроме того, была обнаружена связь некоторых из вышеуказанных факторов с возрастом респондентов (табл. 1).
Таблица 1
Наиболее значимые цели внедрения и ценности ДОТ, с точки зрения преподавателей различных возрастных групп
Наиболее значимые цели внедрения и ценности ДОТ Возраст преподавателей образовательной организации высшего образования
20-35 лет 36-50 лет старше 50 лет
Наиболее значимые цели внедрения системы дистанционного образования Использование возможностей единого открытого образовательного пространства 0,16** -0,22**
Сохранение и тиражирование педагогического опыта и уникальных методик преподавания 0,11* -0,15**
Наиболее ценное в использовании системы дистанционных образовательных технологий Индивидуальный гибкий график обучения 0,11*
Индивидуальный темп обучения 0,12*
Использование более современных и эффективных методов обучения 0,15**
Удовольствие от работы на компьютере -0,11* 0,12*
Не вижу преимуществ -0,11* -0,12* 0,21**
Здесь и далее: высокозначимая связь в 99 % - * ности взаимосвязей 90 % - *.
Как видно из таблицы, преподаватели 20-35 лет видят преимущества в использовании ДОТ, в частности для применения более современных и эффективных методов обучения, а также для сохранения и тиражирования педагогического опыта и уникальных методик преподавания. Последнее важно для этой возрастной группы преподавателей, поскольку они открыты для получения нового опыта.
Преподаватели 36-50 лет также видят преимущества в использовании ДОТ. И хотя они не получают удовольствия от работы на компьютере, видят ценность внедрения ДОТ в осуществлении возможностей единого открытого образовательного пространства, а их опыт педагогической работы в университете привел к пониманию, что необходимы индивидуальный гибкий график обучения и индивидуальный темп обучения студентов, которые обеспечивается при внедрении ДОТ.
Преподаватели старше 50 лет, отмечая, что получают удовольствие работы на компьютере, в
*; значимая связь в 95 % - **; тенденция к достовер-
то же время не видят преимущества в использовании ДОТ. Они не считают, что эти технологии расширяют возможности единого открытого образовательного пространства. Сохранение и тиражирование педагогического опыта и уникальных методик преподавания с помощью ДОТ также вызывает у них негативную реакцию. Видимо, эти преподаватели усматривают в этом не передачу знаний, а их механическое тиражирование без учета уникального опыта преподавания.
Также по результатам анкетирования было выявлено, что основным фактором, затрудняющим эффективное применение ДОТ в университете, является недостаточное техническое оснащение учебного процесса (отметили 54 % из 220 опрошенных преподавателей). Однако корреляционный анализ не выявил значимых связей данного фактора ни с одной из возрастных групп преподавателей.
С помощью корреляционного анализа была установлена значимая связь между возрастом
преподавателей и некоторыми иными факторами, препятствующими использованию дистанционных образовательных технологий (табл. 2).
Как видим, наибольшее количество факторов, препятствующих использованию дистанционных образовательных технологий, отметили преподаватели 36-50 лет, которые, в отличие от других возрастных групп, имеют личный опыт ведения преподавательской деятельности с использованием ДОТ (обнаружена значи-
мая достоверная корреляция 0,14**). При этом средством дистанционного обучения для них выступает чаще всего телеконференция - выявлена тенденция к достоверности взаимосвязей 0,14*. Видимо, недостаточная разработанность нормативно-правовых документов в области дистанционного обучения и несовершенство системы диагностики качества результатов обучения мешают им использовать другие технологии дистанционного обучения.
Таблица 2
Факторы, препятствующие использованию дистанционных образовательных технологий, с точки зрения преподавателей различных возрастных групп
Факторы, препятствующие использованию дистанционных образовательных технологий Возраст преподавателей образовательной организации высшего образования
20-35 лет 36-50 лет старше 50 лет
Недостаточная разработанность нормативно-правовых документов в области дистанционного обучения 0,19**
Несовершенство системы диагностики качества результатов обучения 0,15**
Отсутствие психологической готовности преподавателей и учебно-вспомогательного персонала университета 0,13**
<с
£ а
и
т
Таким образом, исследованием подтверждено предположение В.А. Шитовой о том, что психологические трудности у преподавателей вызывает отсутствие четко сформулированных функциональных обязанностей сетевого педагога, что требует детального нормативного регулирования его деятельности [Шитова, 2011, с. 59].
Интересно, что отсутствие психологической готовности преподавателей к использованию ДОТ выявлено только у преподавателей, относящихся к возрастной группе 20-35 лет. При этом установлено, что преподаватели данной возрастной группы имеют представление о дистанционном обучении (выявлена тенденция к достоверности взаимосвязей 0,12*), однако сами они не имеют опыта преподавания с использованием ДОТ (не выявлено значимых связей с наличием опыта преподавания).
Между тем для группы преподавателей возраста старше 50 лет прослеживается иной результат - респонденты, относящиеся к данной возрастной группе, не имеют представления о
дистанционном обучении (выявлена значимая связь - 0,19**) и не используют ДОТ в своей работе (не выявлено значимых связей с наличием опыта преподавания). В связи с этим они и не отмечают факторов, препятствующих использованию ДОТ.
Данные анкетирования показывают, что наиболее распространенными психологическими трудностями, препятствующими адаптации преподавателей к процессу обучения с применением ДОТ являются: необходимость разрабатывать дидактические материалы для реализации данной педагогической технологии (отмечают 40,90 % опрошенных преподавателей); отсутствие достаточной мотивации (актуально для 38,18 % респондентов); трудоемкость преподавания с использованием ДОТ (представляет собой психологическую проблему, по мнению 34,55 % респондентов).
В табл. 3 отражены выявленные связи между имеющимися у преподавателей психологическими проблемами и их возрастом.
0
ь
к
1 м т Е-
О
о.
< ^
О ^
О о
о я &
0
1
к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
Щ М
Таблица 3
Психологические проблемы, затрудняющие адаптацию преподавателей различных возрастных групп в системе дистанционных образовательных технологий
Возрастные группы Психологические проблемы, затрудняющие адаптацию преподавателей
преподавателей в системе дистанционных образовательных технологий
Смещение прио- Страх собственной Нежелание что- Трудоемкость пре-
ритета с проведе- неполноценности, либо менять, подавания с ис-
ния классических боязни что-либо учиться пользованием дис-
очных занятий на сломать, повредить танционных обра-
подготовку учебно- в компьютере зовательных техно-
методической базы логий
для ведения дис-
танционных курсов
Возраст 20-35 лет 0,12* 0,25** 0,14**
Возраст 36-50 лет
Возраст старше 50 лет
Как видно из таблицы, психологические проблемы в использовании ДОТ выявлены только для преподавателей 20-35 лет. По их мнению, применению ДОТ мешают разного рода страхи: «непонятного», собственной неполноценности, ощущения опасности что-либо сломать, повредить в компьютере. Выявленные страхи не всегда базируются лишь на заниженной самооценке, на боязни быть смешным. Зачастую под этими страхами скрывается нежелание что-либо изменять, учиться. Полагаем, что решить данную проблему и справиться с «технофобией», «боязнью дистанционного обучения» поможет применение психолого-
Психологические проблемы преподавателей,
педагогического сопровождения [Куровский, Сейтбатталова, 2009, с. 10].
Кроме того, преподаватели данной возрастной категории видят психологическую проблему в смещении приоритета с проведения классических очных занятий на подготовку учебно-методической базы для ведения дистанционных курсов (выявлено наличие тенденции к достоверности взаимосвязей 0,12*). По результатам исследования также была выявлена корреляция таких факторов, как наличие / отсутствие представления об обучении с использованием ДОТ и психологических проблем преподавателей всех возрастных групп (полная выборка) (табл. 4).
Таблица 4
имеющих и не имеющих представление о ДОТ
Представление о ДОТ Нежелание что-либо менять, учиться Трудоемкость преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий
Имеет представление о ДОТ 0,18**
Не имеет представления о ДОТ 0,11*
Интересно, что отсутствие представления о дистанционном обучении коррелирует с такой психологической проблемой, как нежелание что-либо менять, учиться, а наличие у респондентов представления о ДОТ коррелирует с такой психологической проблемой, как трудоемкость преподавания с использованием дистанционных образовательных технологий. Данная связь представляется закономерной, т.к. при дистанционном об-
учении преподаватель не имеет дела непосредственно с обучающимся, а взаимодействует с ним путем обмена информацией. При этом преподаватель обязан обеспечить в процессе деятельности решение задач, направленных на профессиональную социализацию личности обучающегося в условиях дистанционного обучения, таких как поддержание комфортных условий образовательной среды; учебно-методическое сопрово-
ждение процесса обучения; возникновение и усовершенствование у обучающихся компетенций в сфере компьютерных и информационных технологий. Следовательно, применение ДОТ влечет увеличение трудоемкости процесса обучения.
Нельзя не согласиться с М.А. Абрамовой, что для осуществления этой новой функции необходимо иметь достаточно гибкое мышление, способное к трансформации и восприятию новых идей. Педагог должен обладать достаточной степенью терпимости, как этого требует общение с учеником на равных, как с партнером. Он должен иметь потребность к постоянному обучению, к развитию не только профессиональных навыков, но и кругозора [Абрамова, 2000].
По итогам проведенного исследования можно выделить следующие особенности отношения преподавателей определенных возрастных групп к процессу внедрения ДОТ в учебный процесс и возможные способы преодоления возникающих у них психологических трудностей.
1. Для возрастной группы 20-35 лет характерны наличие представления о дистанционном обучении и одобрение идеи внедрения его в учебный процесс, а также отсутствие у данной группы респондентов психологической готовности к преподаванию с использованием ДОТ. С учетом этих особенностей возможными способами решения психологических проблем могут являться: организация компьютерных курсов для преподавателей, курсов по повышению квалификации, привлечение в качестве тьюторов других преподавателей, уже имеющих личный опыт преподавания, психологическое сопровождение процесса адаптации к использованию ДОТ, создание простых интерфейсов для пользователей с модульным принципом построения.
2. Возрастная группа преподавателей 36-50 лет характеризуется положительной оценкой идеи внедрения ДОТ в учебный процесс, а также наличием личного опыта преподавания с использованием ДОТ. В этой группе не выявлено значимых психологических трудностей при использовании ДОТ в образовательном процессе. Для увеличения числа преподавателей, относящихся к данной группе и использующих ДОТ в
учебной деятельности, нужно обратить внимание на факторы, которые, по мнению респондентов, препятствуют внедрению ДОТ: недостаточная разработанность нормативно-правовых документов в области ДОТ и несовершенство системы диагностики качества результатов обучения. Для минимизации негативного влияния указанных факторов необходимо тщательно проработать локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие процесс обучения с использованием ДОТ, в целях более детальной регламентации и устранения пробелов в регулировании, а также разработать методику диагностики качества результатов обучения с использованием ДОТ, которая, безусловно, подтверждала бы его эффективность.
3. Для возрастной группы старше 50 лет характерно отсутствие представления о дистанционном образовании, преподаватели данной возрастной группы не видят в нем преимуществ, не считают необходимой организацию курсов повышения квалификации по организации и проведению дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава в университете. Использование преподавателями данной возрастной группы ДОТ в учебном процессе предположительно можно достигнуть путем выявления и внедрения условий, которые позволят заинтересовать, мотивировать преподавателей к использованию ДОТ, а также с помощью стимулирования преподавателей, обучающихся новым технологиям, в том числе материального создания для них условий для обучения на рабочем месте.
Безотносительно возраста преподаватели, имеющие представление о ДОТ, выделяют в качестве факторов, препятствующих использованию дистанционных образовательных технологий, недостаточное техническое оснащение учебного процесса и недостаточный уровень владения средствами информационных и коммуникационных технологий. Представляется, что увеличение числа преподавателей, вовлеченных в использование ДОТ, можно достигнуть путем модернизации материально-технических возможностей университета, максимальной автома-
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
Щ
тизации рутинных операций; организации кур- 2. сов повышения квалификации по организации и проведению дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава в университете. Преодолеть такую психологическую проблему, как трудоемкость преподавания с использованием ДОТ, можно путем минимизации 3. аудиторной нагрузки преподавателей, использования в процессе обучения различных технических возможностей информационных систем.
Подводя итоги, можно сказать, что отношение преподавателей разных возрастных групп к дистанционному обучению является на сегодняшний день одним их ключевых факторов, влияющих на 4. успешность внедрения в учебный процесс дистанционных образовательных технологий, однако на данный момент психолого-педагогическое обоснование этого процесса не разработано на должном уровне. Дальнейшее изучение и более де- 5. тальная проработка данной проблематики могут послужить основой для создания единого подхода к процессу преодоления психологических трудностей преподавателей, что позволит расширить 6. практику применения дистанционных технологий в образовательном процессе.
Библиографический список
1. Абрамова М.А. Дистанционное обучение 7. как показатель развития культуры сферы образования // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. URL: http://www. / journal/2000/0425-02.htm
Гласнер С.В., Гавриков В.Л. Многофункциональное интернет-приложение (RIA) для дистанционного обучения: методические и психологические аспекты // Открытое и дистанционное образование. 2010. № 1. С. 17-21.
Куровский В.Н., Сейтбатталова А.С. Профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. № 11. С. 7-12.
Насибуллов Р.Р. Дистанционное обучение как инновационная технология // Актуальные вопросы современной педагогической науки: сб. науч. работ Республик. науч.-практ. конф. Казань, 2012. С. 26-31. Стюгина А.А. Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 116-118. Тенитилов С.В. Проблемы профессиональной адаптации преподавателя в системе дистанционного обучения // Вестник Российского нового университета. 2013. № 1. С. 124-127.
Шитова В.А. Проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс высшей школы // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 4. С. 57-64.