УДК 371.13:004
Сейтбатталова Айгер им Сейтбатталовна
Начальник отдела международных проектов и программ Департамента международного сотрудничества Павлодарского государственного университета им. С. Торай-гырова, [email protected], Павлодар
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Seitbattalovna Aigerim Seitbattalova
The devision of international projects and programms International Affairs Department Pavlodar State University named after S. Toraighyrov, [email protected], Pavlodar
DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL TRAINING TEACHER-PSYCHOLOGIST IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL
Государственная политика в области образования Казахстана и России указывает на формирование новой генерации людей с инновационным креативным типом мышления, компетентных профессионалов с высокой информационной и репрезентативно-коммуникационной культурой. Положение политики стран постсоветского пространства в области образования следует понимать как унификацию будущих педагогов, владеющих информационнотехническими навыками и умениями, способных внедрять новые педагогические новшества в условиях интенсификации педагогического процесса.
Анализ существующего опыта (А. А. Абдукадыров, Т. В. Добудько, В. В. Егоров, М. И. Жалдак, Э. И. Кузнецов, Т. А. Лавина, М. П. Лапчик, М. Г. Минин, О. Г. Смолянинова и др.) по проблеме подготовки педагога в условиях информатизации образования свидетельствует об исследованиях систем подготовки педагогов-предметников (физика, математика, информатика) к использованию информационных технологий в учебном процессе, однако, работы по профессиональной подготовке педагогов гуманитарной направленности являются западающим звеном в цепи целого ряда разработок обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе. Особенно это касается педагогов-психо-логов, подготовка которых в силу социальной мобильности и социального соответствия во многом подвержена процессу модернизации. В данной статье обосновывается использование дистанционных образовательных технологий в подготовке педагогов-психологов и излагаются условия их использования.
Внедрение дистанционных образовательных технологий в казахстанскую систему образования продиктовано и обосновано целым рядом сложных
и быстро изменяющихся социально-экономических условий, требующих подготовки специалистов к активному самостоятельному решению жизненно важных вопросов выбора индивидуальной образовательной траектории, целесообразного содержания подготовки и переподготовки, способности быстро ликвидировать пробелы в знаниях в сфере профессиональной деятельности и другие.
Убедительно изложены проблемы организации дистанционного обучения в сфере высшего профессионального образования в трудах следующих авторов: А. А. Андреев, К. С. Ахметкаримова, М. А. Винницкая, Е. Г. Гаевская, Д. М. Джусубалиева, В. Г. Домрачев, В. А, Дятлов, В. В. Егоров, А. Д. Иванников, В. П. Кашицин, Б. И. Крук, М. В. Моисеева, М, Р. Нургу-жин, Г. К. Нургалиева, А. Н. Романов, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Е. Г. Ски-бицкий, В. И. Солдаткин, В. П. Тихомиров, А. Н. Тихонов, А. Ю. Уваров, Л. И. Холина, А. В. Хуторский, В. В. Яворский и др.
Среди основных преимуществ использования дистанционных образовательных технологий относятся доступность обучения, интерактивный диалог, непрерывность, рефлексия, гибкость, модульность, параллельность, асинхронность, массовость, экономическая эффективность, новая роль педагога и обучающегося, специализированный педагогический контроль использования современных средств обучения и индивидуальная образовательная траектория.
В подготовке педагогов-психологов дистанционные образовательные технологии важны для развития основных способов осознанной образовательной деятельности в профессиональной деятельности. Как основа профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов они являются социальной фасилитацией за счет пяти основных моментов:
- интерпретатор знаний является обучаемый;
- узкая социально-психологическая среда;
- специфичность эмоционально-интеллектуального взаимодействия;
- особенности управления процессом обучения;
- своеобразность организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения.
Профессиональная подготовка педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий - это переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности, которая заключается в стабильном и оптимальном выполнении профессиональных обязанностей с использованием дистанционных образовательных технологий.
Педагоги-психологи как субъекты профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в силу пертинент-ных научных фактов стали наиболее глобальным исследованием в данном направлении:
- именно компетентность педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии субъектов педагогического процесса, учитывать их возрастные и индивидуальные
особенности в формировании Я-концепции, самосознания и мировоззрения, которые имеют важное значение для всего последующего развития и профессионального самоопределения;
- появление психолога в учреждениях образования наметило тенденцию к изменению парадигмы традиционного обучения на гуманистическую, личностно-ориентированную;
- недостаточность проработанных, апробированных средств деятельности педагога-психолога, отсутствие их унификации, классификации, стандартизации в соответствии с задачами, ставящимися перед педагогом-психо-логом в процессе своего профессионального становления. Встает огромная необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий, облегчающих и академически мобилизующих профессиональное саморазвитие педагогов-психологов.
Реализация профессиональной подготовки с применением дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе осуществляется по следующим принципам обучения: принцип деятельностного освоения материала, принцип совместной деятельности субъектов образовательного процесса, характеризующаяся диалогичностью, рефлексивностью, принцип взаимодействия субъектов образовательного процесса разного уровня, принцип связи ситуативно-профессиональной направленности дистанционного обучения, принцип опоры на формирование умений организации самостоятельной познавательной деятельности в открытом образовательном пространстве.
Исходя из выделяемых принципов профессиональной подготовки педагогов-психологов определяются педагогические условия: организационные формы, дидактическое обеспечение дистанционного обучения, педагогический контроль при дистанционном обучении, готовность обучаемых к самостоятельной работе в режиме дистанционного обучения, подготовка педагогов для работы в системе дистанционного обучения; методы и средства реализации педагогических условий.
Дистанционные образовательные технологии естественным образом интегрируются в систему профессиональной подготовки будущего педаго-га-психолога, дополняя и развивая его.
Развитие системы дистанционного обучения повышает качество подготовки будущих педагогов-психологов за счет:
- ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных электронных учебно-методических. пособий с обязательными тестовыми вопросами, заданиями для самоконтроля;
- оперативного обновления методического обеспечения учебного процесса, т. к. содержание учебно-методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
- возможности использования дистанционных образовательных технологий для психологического консультирования, психокоррекции, проведения психодиагностических методик.
Модель профессиональной подготовки студентов педагогов-психологов педагогического вуза на основе дистанционных образовательных технологий отражающая структуру обучения, направленного на овладение студентами теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками (предметно-базисный, вузовский компоненты). Модель включает информационно-образовательную среду, психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий, состоящее из диагностического блока; блока учебного процесса; блока информационно-дидактического обеспечения и блока функционирования виртуальных сообществ. Модель профессиональной подготовки будущего педагога-психолога на основе дистанционных образовательных технологий, реализованная на базе педагогического вуза, представлена тремя блоками:
- содержание профессиональной подготовки;
- информационно-образовательная среда (ИОС);
- психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки.
Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов позволяет повысить эффективность дистанционного обучения в педагогическом вузе, поскольку учитываются индивидуальные особенности обучаемого в системе дистанционного обучения: проводится диагностика готовности студента к дистанционному обучению, на основе результатов диагностики осуществляется моделирование индивидуальной образовательной траектории. Содержание и технология построения моделей готовности студентов к дистанционному обучению определяет содержание диагностической деятельности (диагностического блока) модели организации дистанционного обучения в педагогическом вузе и эффективную организацию дистанционного обучения в педагогическом вузе. Таким образом, разработанные методики, средства психо лого-педагогического сопровождения дистанционного обучения способствуют повышению эффективности профессиональной подготовки педагогов-психологов в условиях дистанционного обучения.
Особенностью разработанной нами модели профессиональной подготовки является включение дистанционной системы «Педагогический вуз-школа» в условиях дистанционного обучения педагогов-психологов и проявляется в совмещении теоретической профессиональной подготовки и практической психолого-педагогической деятельности; в возможности накопления профессионального педагогического опыта; в качественно ином уровне формирования профессиональной компетентности в условиях постоянной включённости студентов в педагогический процесс современной школы. Дистанционная система «Педагогический вуз-школа» позволяет решить
задачу профилизации средних школ в условиях информатизации образования РК. Особая значимость дистанционной системы «Педагогический вуз-школа» ощутима для школ сельской местности, в силу территориальных, кадровых, материальных проблем (сельские школы не могут на достаточно высоком уровне обеспечить организацию учебного процесса в профильных классах). Очень важным, с нашей точки зрения, является включение в активную учебно-познавательную, научно-исследовательскую деятельность учащихся с ограниченными физическими способностями (детей-инвалидов), не имеющих возможности выхода в центр обучения. Дистанционная система «Педагогический вуз-школа» позволит успешно организовать образовательную деятельность данной категории обучаемых, реализуя принципы гуманизации и личностной ориентированности в образовании.
Согласно модели организации дистанционного обучения в педагогическом вузе образовательный портал служит основой для организации: диагностической деятельности, мотивационно-ценностной деятельности, организации дистанционного учебного процесса, контролирующей и коррекционной деятельности, психологической (адаптирующая) деятельности. Структура портала соответствует структуре информационно-образовательной среды вуза, модели организации дистанционного обучения в педагогическом вузе, и реализует психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки педагогов-психологов. Разработанная структура информационно-образовательной среды и соответствующая ей структура образовательного портала способствуют эффективной реализации психоло-го-педагогического сопровождения профессиональной подготовки педаго-гов-психологов отвечающих требованиям современного информационного общества. С точки зрения архитектурно-программной реализации типового образовательного портала необходимо применять открытые стандарты и протоколы для обеспечения сквозного информационного взаимодействия, как с одноуровневыми образовательными системами, так и с системой образовательных порталов.
Исходя из модели профессиональной подготовки педагогов-психологов представлена методология проектирования индивидуальной образовательной траектории будущего педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе, которая включает диагностику готовности. Структура готовности студента педагога-психолога для профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий в педагогическом вузе состоит из мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и коррекционно-рефлексивного компонентов. Для диагностики готовности и моделирования индивидуальной образовательной траектории определена модель формирования качеств студента педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки на основе дистанционных образовательных технологий по ступеням обучения, согласно которой нами было разработано соответствующее программное обеспечение, входящее в педагогическую
систему психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки педагогов-психологов. Она включает в себя объединенную систему «Педагогический вуз-школа», электронное учебное пособие «Организационная работа в Интернете»; электронное методическое пособие на казахском языке «Педагогикалык жогары оку орнындагы кашыктыктан окытуды йымдастыру», база данных «8Т1ЮЕ1\[Т_00».
Теоретико-методологические основы изложены в научном издании «Пси-холого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий», методическом пособии «Организация дистанционного обучения в педагогическом вузе».
Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике высшего педагогического образования, все сильнее проявляется противоречие между потребностями общества в подготовке педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий и недостаточной разработанностью теоретических оснований и практики подготовки таких специалистов в педагогическом вузе.
Библиографический список
1. Егоров, В. В., Сейтбатталова А. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов на основе дистанционных образовательных технологий [Текст] / В. В. Егоров, А. С. Сейтбатталова // Научное издание. - Алматы: БЫм. - 2008. - 166 с.
2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан 5.03.004 - 2006. «Организация дистанционного обучения. Основные положения» [Текст].
3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. Специальность 050103- Педагогика и психология. ГОСО РК 3.08.003 - 2004 [Текст] - Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан. - 2004.
4. Государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.017-2005 «Информационные Технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание» [Текст].
5. Государственный стандарт Республики Казахстан СТ РК 34.016-2004. «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования» [Текст].