DOI 10.14526/01_1111_111 УДК 37
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
CM. Карабаева - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова»
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: klana 197(@ mail. ru
Аннотация. Устойчивая тенденция снижения уровня здоровья детей вызывает необходимость улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов на этапе обучения в вузе, так как многие исследователи отмечают низкий уровень подготовленности начинающих педагогов к решению задач физического воспитания детей. На современном этапе подготовка педагогов дошкольного образования к реализации задач физического воспитания является серьезной проблемой. Изменения, происходящие в современной системе педагогического образования, обусловили необходимость подготовки педагогов, готовых к реальным условиям образовательной практики, к постоянно возникающим новым вызовам педагогической действительности. Это в полной мере относится и к области физического воспитания дошкольников. Материалы. В данной статье рассматривается практикоориентированный подход к подготовке компетентных специалистов в области физического развития и воспитания дошкольников, позволяющий обеспечить готовность студента к эффективной практической физкультурно-оздоровительной деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, моделирование, тестирование, методы математической статистики. Результаты. Изучение дисциплины «Теории и технологии физического воспитания детей» в вузах ориентировано, главным образом, на формирование системы знаний. При этом недооценивается значимость формирования опыта практической деятельности как неотъемлемой части достижения требуемой компетентности в сфере физкультурного образования будущих педагогов. Разработаны и реализованы деловые и ролевые игры, дискуссии и круглые столы. Спомощью специально разработанной анкетывыявлялось понимание студентами сущности профессиональной деятельности в области физического воспитания дошкольников.Результаты анализа анкет студентов ЭГ выявили более полную и глубокую осведомленность в сущности каждого вопроса. Заключение. Применение практикоориентированного обучения в подготовке будущих педагогов дошкольного образования к решению задач физического воспитания детей позволяет сделать процесс обучения более осознанным и приобрести опыт самостоятельного решения профессиональных задач в соответствии с конкретной ситуацией, особенностями физического развития и подготовленностью детей. Ключевые слова: будущий педагог дошкольного образования, физическое развитие, физическое воспитание, профессиональное образование, практикоориентированное обучение.
PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE PRESCHOOL TEACHERS FOR THE PROBLEMS OF CHILDREN'S PHYSICAL UPBRINGING SOLUTION
Svetlana I. Karabaeva
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. A steady tendency of the health level decrease among children conditions the necessity to improve professional training of the future specialists during the study at a higher educational establishment, as many scientists underline a low level of readiness among teachers-beginners to solve the problems of children's physical upbringing. At a modern stage training preschool teachers to realize the problems of physical upbringing is a serious problem. The changes in a modern system ofpedagogical education conditioned the necessity to train teachers, who are ready for real conditions of educational practice, for constantly appearing new challenges of pedagogical reality. It fully concerns the sphere of physical upbringing of preschool children. Materials. The article is about the practice-oriented approach to training competent specialists in the sphere of physical development and upbringing of preschool children, which helps to provide students' readiness to fulfill an effective practical physical health-improving activity. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, progressive pedagogical experience summarizing, pedagogical experiment, modeling, testing, methods of mathematical statistics. Results. The discipline "Theories and technologies of children's physical upbringing" studying at higher educational establishments is mainly oriented at the system of knowledge formation. At the same time, the importance of practical activity experience formation, as the integral part of the demanded competence achievement in the sphere of physical education among the future teachers is underestimated. Business games and role plays, discussions and round-table discussions are created and realized. With the help of specially created questionnaire the essence understanding of professional activity in the sphere of preschool children's physical upbringing by students was revealed. The questionnaire results analysis in the EG revealed more full and thorough awareness of each question essence. Conclusion. The use of practice-oriented approach in training the future preschool teachers for the problems of children's physical upbringing solution helps to make educational process more realized and gain the experience of independent solution of professional problems in accordance with the definite situation, peculiarities of children's physical development and readiness.
Keywords: a future preschool teacher, physical education, practice-oriented teaching.
Актуальность. В условиях устойчивого снижения уровня здоровья подрастающего поколения и в свете последних нормативно-правовых
документов, определяющих стратегию государства в области дошкольного образования, актуализируется
приоритетность задачи формирования и сохранения здоровья детей. Особую значимость в решении поставленной задачи приобретает профессионализм специалистов системы дошкольного образования, в том числе и будущих педагогов. Однако анализ исследований показывает, что у многих начинающих педагогов дошкольных образовательных
development, physical upbringing, professional
организаций возникают затруднения в формировании физической культуры личности дошкольника, в решении методических вопросов, они не обладают необходимыми знаниями о сущности и содержании процесса физического воспитания, не владеют достаточными умениями для его реализации (Т.А. Банникова, Ю.К. Чернышенко).
Таким образом, на современном этапе подготовка педагогов дошкольного образования к реализации задач физического воспитания является серьезной проблемой. В связи с этим возникает необходимость
профессиональной подготовки
специалиста в области физического воспитания дошкольников в период вузовского обучения. От
сформированности профессиональных компетенций студента будет зависеть уровень здоровья, гармоничность и полноценность физического развития личности ребенка в дальнейшем.
Анализ научно-методической литературы показал, что вопросы подготовки специалистов дошкольного образования изучались с различных сторон: совершенствования
общепедагогической подготовки,
моделирования готовности студентов высших учебных заведений к формированию физической культуры ребенка дошкольного возраста; педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов к формированию физической культуры дошкольников (О.А. Абдуллина, Н.В. Алябьева, О.П. Бауэр, Н.Н. Васильева, ВВ. Королёв, З.И. Нестерова, Ю.Б. Никифоров, Н.В. Полтавцева, Э.Я. Степаненкова, Т.Э. Токаева, Ю.К. Чернышенко и др.).
Изменения, происходящие в современной системе педагогического образования, обусловили необходимость подготовки педагогов, готовых к реальным условиям образовательной практики, к постоянно возникающим новым вызовам педагогической действительности. Это в полной мере относится и к области физического воспитания дошкольников.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости практикоориентированного подхода в подготовке будущих педагогов
дошкольного образования к решению задач физического воспитания детей.
Задачи: 1. Раскрыть
теоретические подходы к
практикоориентированному обучению студентов педагогического вуза.
2. Проверить целесообразность использования практикоориентированного подхода в подготовке студентов педагогического вуза к решению задач
физического воспитания детей в ходе педагогического эксперимента.
Материалы. Приоритетным
направлением модернизации содержания и структуры профессиональной подготовки выпускников является ее переориентация с традиционной триады «знания-умения-навыки» на получение опыта практической подготовки будущих педагогов
дошкольного образования к реализации конкретных трудовых действий (Г.В. Серкутьев, П.С. Хейфец и др.).
Изучение компетентностей
выпускника в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлению подготовки
44.03.01 □ Педагогическое образование (уровень бакалавриата) как совокупного ожидаемого результата образования по завершении освоения основной образовательной программы высшего образования позволило выделить компетенции, которые должны быть сформированы при освоении учебной дисциплины «Теории и технологии физического воспитания детей».
Среди общепрофессиональных компетенций выделим: способность осуществлять воспитание, обучение и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных
потребностей обучающихся (ОПК-2); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). К профессиональным компетенциям в области педагогической деятельности отнесем: готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями государственных стандартов (ПК-1); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); готовность к взаимодействию с участниками
образовательного процесса (ПК-6) [10].
Без обращения профессионального образования к новому деятельностно-
компетентностному подходу
сформировать перечисленные
компетенции проблематично.
С нашей точки зрения, реализация данного подхода наиболее результативно осуществляется через
практикоориентированное обучение,
которое значительно увеличивает эффективность образовательного процесса благодаря повышению личностного статуса студента, возможностью развития умений решать практические задачи в соответствии с профессиональной направленностью в условиях реального образовательного процесса и способствует сокращению разрыва между теорией и практикой.
Анализ литературных источников позволил выделить в системе высшего образования несколько подходов к практикоориентированному обучению, различающихся по степени охвата элементов образовательного процесса и функциям студентов и преподавателей.
Ряд авторов (Ю. Ветров, Н. Клушина) рассматривают
практикоориентированное обучение через формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики [4].
Другие авторы (Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцов и др.) предусматривают использование профессионально ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных
обязанностей по избранной специальности
[ 5, 6].
А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др. связывают становление практикоориентированного обучения с использованием возможностей
контекстного (профессионально
направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин [3].
Наиболее широко
практикоориентированный подход
сформулирован Ф.Г. Ялаловым, в соответствии с которым образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта
практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [11]. При этом достигается максимальная включенность студентов в работу и их активность сравнима с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала зарождается из потребности решения практической задачи. Ученый отмечает, что в этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Данный подход полностью отвечает деятельностно-компетентностной парадигме.
Все вышеизложенное привело нас к мнению о том, что в процессе подготовки специалиста важно акцентировать внимание на принципах диалогизма и практикоориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, на основании изучения теоретических и методических основ выбирать
оптимальный способ решения,
прогнозировать и анализировать результаты, проектировать физкультурно-оздоровительную работу и включаться в практическую деятельность, что соответствует критериям
профессиональной компетентности
специалиста.
Анализ научной, научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение передового педагогического опыта, материалы собственных исследований позволили выявить, что основными технологиями,
подготовку специалиста, практической физического дошкольника
обучение
обеспечивающими квалифицированного владеющего опытом деятельности в области развития и воспитания являются:
- проблемное (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские методы);
- знаково-контекстная технология, в основе которой лежит моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности;
- коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах (коллективный способ обучения, дискуссия, круглый стол, пресс-конференция и др.)
- игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
Наряду с аудиторной и внеаудиторной работой студентов особое внимание уделяется непрерывному приобретению практического опыта
профессиональной деятельности.В связи с этим значимость приобретает поиск и разработка новых эффективных форм организации учебной практики в процессе обучения студентов [7]. По мнению С.С. Полисадова, актуально создание
общеуниверситетских практикоориентированных площадок, позволяющих реализовать практикоориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций [9]. Студенты нашего вуза имеют возможность уже на первых курсах обучения получать такой опыт на базе НОЦ «Кораблик» и «У-Знайки», являющихся структурными
подразделениями педагогического университета, а также на базовых кафедрах.Данные площадки выступают особой формой профессиональной занятости студентов с целью решения практических задач в области здоровьесбережения детей и способствуют повышению мотивированности студента на приобретение
профессиональной компетентности.
Практикоориентированная подготовка будущих педагогов к решению задач физического воспитания
дошкольников позволяет сформировать у них:
- комплекс знаний основ теории и технологии физического воспитания, необходимых и достаточных для рационального использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- достаточный запас прикладных двигательных умений и навыков, имеющих непосредственное отношение к процессу физического воспитания дошкольников;
- совокупность ощущений, восприятий, памяти и мышления, эмоций, чувств и воли [1].
Результаты исследования.Для проверки эффективности использования практикоориентированного подхода в подготовке специалистов дошкольного образования к решению задач физического воспитания детей был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 62 студента 2-го курса педагогического вуза. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группа, по 31 человеку в каждой. В ходе экспериментальной работы с помощью специально разработанной анкеты выявлялось понимание студентами сущности профессиональной деятельности в области физического воспитания дошкольников.Обработка полученных данных показала отсутствие существенных различий у студентов КГ и ЭГ. В КГ учебные занятия проводились по традиционной методике в соответствии с учебным планом, в ЭГ была усилена практическая направленность занятий, использование активных форм
преподавания.
Широкое использование в работе нашел кейс-метод - метод проблемно-ситуационного анализа, направленный на осмысление конкретной
профессиональной ситуации в области физического воспитания дошкольника, не только отражающей описание проблемы, но и актуализирующей определенный комплекс знаний, который необходимо
усвоить обучающимся при разрешении данной проблемы [2; 8]. Этот метод позволяет студентам не просто решать задачи и получать информацию, но еще и эмоционально «погружаться» в реальную профессиональную ситуацию.
Были разработаны и реализованы деловые и ролевые игры: «Комплексное использование средств физического воспитания дошкольников», «О возможностях применения системы методов обучения П.Ф. Лесгафта в обучении физическим упражнениям детей дошкольного возраста», «Ассоциация любителей подвижных игр», «Педагогический совет по обучению дошкольников спортивным упражнениям». Проводились дискуссии и круглые столы по темам: «Каково происхождение движений человека?», «Пути повышения общей и моторной плотности образовательной деятельности по физической культуре», «Индивидуализация процесса физического воспитания».
Уделялось внимание моделированию различных форм работы по развитию движений детей (в образовательной деятельности по физической культуре, на утренней гимнастике, физкультурных праздниках и досугах, подвижных играх и др.), а в процессе практических занятий и при прохождении практик, организованных на базе структурных подразделений вуза, студенты имели возможность получить практический опыт их организации и проведения. В работе обращали внимание не только на методические вопросы, но и на овладение студентами техничным выполнением физических упражнений.
Студенты проявили интерес к такой форме работы, как дидактический синквейн, позволяющий синтезировать и обобщать информационный материал. Написание синквейна практиковалось при подведении итогов пройденного теоретического материала Приведем пример синквейна Анны А. по теме «Олимпийское образование детей дошкольного возраста»: Олимпийское образование Полезное, развивающее, нравственно-важное, Мотивирует, закаляет и обогащает, Быстрее, выше, сильнее быть помогает, Здоровый образ жизни прививает.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное анкетирование, показавшее незначительные
изменения в ответах у студентов КГ. Результаты анализа анкет студентов ЭГ выявили более полную и глубокую осведомленность в сущности каждого вопроса. Так, если в КГ студенты не были уверены в том, что,только личность воспитателя, ориентированная на физическую культуру, владеющая двигательными умениями и навыками, воспитывает здорового ребенка; затруднялись в формулировке целей, задач, методов и средств физического воспитания, то в ЭГ 83% будущих педагогов выразили готовность к решению задач физического воспитания, точно обозначив теоретико-методическую основу данного процесса и роль педагога в решении задач сохранения и укрепления здоровья детей, их физическом развитии и воспитании.
Заключение. Таким образом, наш педагогический опыт свидетельствует, что применение практикоориентированного обучения в подготовке будущих педагогов дошкольного образования к решению задач физического воспитания детей позволяет сделать процесс обучения более осознанным и приобрести опыт самостоятельного решения
профессиональных задач в соответствии с конкретной ситуацией, особенностями физического развития и
подготовленностью детей.
Литература
1. Алябьева, Н. В. Профессиональная подготовка педагога дошкольного образования в области физической культуры / Н. В. Алябьева // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3 (6). - С. 26-29.
2. Борисенкова, Е. С. Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры / Е. С. Борисенкова, В. В. Логинов, А. Я. Найн // Российский электронный журнал «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». -Набережные Челны. - 2015. - № 4(37). - С. 16-25; URL: http://journal-science.org/ru/.
3. Бондаренко, Т. Н. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / Т. Н. Бондаренко, А. П. Латкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784
4. Ветров, Ю. Практико-ориентированный подход / Ю. Ветров, Н. Клушина // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 43-46.
5. Виленский, М. Я. Технологии профессионально - ориентированного обучения в
высшей школе : учеб. пособие / М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман / Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Пед. общ.-во России, 2004. - 192 с.
6. Дмитренко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема / Т. А. Дмитриенко // Alma Mater. - 2002. - № 7. - С. 55-56.
7. Ионов, А. А. Учебная практика как один из важнейших компонентов общей системы профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта / А. А. Ионов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 1(10); URL: http:// www.journal-scince.org
8. Найн, А. Я. Педагогическое управление процессом развития учебно-познавательной ориентации педагогов в системе дополнительного профессионального образования / А. Я. Найн, Т. А. Бирюкова, С. А. Виноградов, С. В. Гаинцев // Российский электронный журнал «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта». -Набережные Челны. - 2015. - № 1(34). - С. 105-116, URL: http: // journalscience.org/ru/. DOI 10.14526/18_2015_18.
9. Полисадов, С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе / С. С. Полисадов // Качество подготовки современного предпринимателя: опыт и инновации : материалы VI Всероссийской научно-практическойконференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 19-20 апреля 2010г. - Томск : Изд-во «КИТ», 2010. - 272 с.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 4 декабря 2015 г. N 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)»;URL: http ://base. garant.ru/71300970/
11. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию / Ф. Г. Ялалов // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. -С.89-93.
References
1. Alyabeva N. V. Vektor nauki TGU, 2011, No. 3 (6), pp. 26-29.
2. Borisenkova E. S. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.4(37), pp. 1625; URL: http://journal-science.org/ru/article/244.html DOI: 10.14526/01_1111_46
3. Bondarenko T. N., Latkin A.P. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, No. 6, URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784
4. Vetrov Y., Klushina N. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2002, No. 6, pp. 43-46.
5. Vilenskiy M. Y., Obraztsov P.I., Uman A.I. ekhnologii professional'no - orientirovannogo obucheniya v vysshei shkole [Technology of professionally-oriented teaching at a higher educational establishment], Moscow : Pedagogical association of Russia, 2004, 192 p.
6. Dmitrienko T. A. Alma Mater, 2002, No. 7, pp. 55-56.
7. Ionov A. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2009, No. 1(10), http://journal-science.org/ru/magazine.html
8. Nayn A. Y., Biryukova T.A., Vinigradov S.A., gaintsev S.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 105-116, http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI 10.14526/18_2015_18.
9. Polisadov S. S. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v vuze [Practice-oriented teaching at a higher educational establishment], The quality of a modern entrepreneur training : experience and innovations : materials of the VI All-Russian scientific-practical conference. National Research Tomsk Polytechnic University. April, 19-20, 2010, Tomsk : publishing house "KIT", 2010, 272 p.
10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii [The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation], December, 4, 2015. N 1426 "On the federal state educational standard of higher education adoption on the direction of training 44.03.01 Pedagogical education ( bachelor degree)" ;URL:http://base.garant.ru/71300970/
11. Yalalov F. G. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2008, No.1, pp. 89-93.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
Карабаева Светлана Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 E-mail: klana1970@,mail. ru