Научная статья на тему 'Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря'

Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ СТУДЕНТОВ / SUMMER HEALTH CAMP / HEALTH-FORMING FUNCTION OF PHYSICAL UPBRINGING / STUDENTS’ DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL SKILLS AND ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Л. Ф.

Летний оздоровительный лагерь располагает большими возможностями для укрепления здоровья детей и подростков, их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом в связи с тем, что организация жизнедеятельности детей и подростков имеет свои особенности. Как правило, летний оздоровительный лагерь находится в лесной или в лесопарковой зоне, вдали от города с его неблагополучной экологией. Близлежащие водоемы создают условия для обучения детей плаванию; отсутствие учебных занятий позволяет организовать двигательную деятельность детей и подростков с использованием ее разнообразных видов и форм в течение всего светового дня. Возможность чередования малоподвижных, спортивных и интеллектуальных игр, соревнований, физкультурных и спортивных праздников с эстетическим оформлением создает условия для проявления творческого подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности на высоком организационном, техническом и психоэмоциональном уровне. Материал. Теоретическое обоснование значимости реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря. Методы: анализ и систематизация научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков, методы математической статистики. Результаты. В данной статье рассматривается проблема недостаточной профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к здоровьеформирующей деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря; раскрываются причины, предлагается методика формирования дидактических и организаторских умений и навыков у студентов факультета физической культуры и спорта. Разработаны критерии оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков будущих специалистов. Выявлены возможности летнего оздоровительного лагеря в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, формировании культуры здоровья, воспитании личной ответственности за состояние здоровья; в подготовке к сдаче нормативов Всероссийского комплекса ГТО как государственного стандарта физической подготовленности, необходимого для организации жизнедеятельности индивида. Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что организация физкультурно-спортивной деятельности в загородном летнем оздоровительном лагере требует специально-организованной профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование дидактических и организаторских умений и навыков проведения разнообразных форм двигательной деятельности; подготовки детей и подростков к сдаче нормативов ГТО, повышения уровня их двигательной активности, приобщения к здоровому образу жизни, формирования культуры здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Л. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-FORMING FUNCTION REALIZATION OF PHYSICAL UPBRINGING IN TERMS OF SUMMER COUNTRY HEALTH CAMP

Summer health camp has great potential for children’s and teen-agers’ health improvement, for their involvement into systematic physical culture lessons and sport, because life activity of children and teen-agers organization has its peculiarities. As a rule, summer health camp is in the forest or in park belt far away from the town with its unfavorable ecology. Close to the camp ponds create conditions for teaching children swimming; absence of lessons helps to organize physical activity of children and teen-agers using its different kinds and forms during the whole day. The opportunity to alternate sedentary, sports and intellectual games, competitions, physical and sports events with aesthetic décor creates conditions for creative approach demonstration to physical-sports activity organization at a high organization, technical and psycho-emotional level. Material. Theoretical importance substantiation of health-forming function realization of physical upbringing in terms of summer health camp. Research methods: scientific and methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, evaluation criteria of didactic and organizational skills creation, mathematical statistics methods. Results. The article is about the problem of the future physical culture teachers insufficient professional readiness for health-forming activity in terms of summer health camp; the reasons are revealed, the methodology is offered of didactic and organizational skills and abilities formation among students of physical culture and sport department. The evaluation criteria of didactic and organizational skills formation degree among the future specialists are created. The opportunities of summer health camp are revealed in involving children and teen-agers into a healthy life style, in culture of health formation, in personal responsibility for health state upbringing; in training for normatives of All-Russian RLD complex fulfillment, as a state standard of physical readiness, necessary for an individual’s life organization. Conclusion. Thus, the results of pedagogical experiment showed, that physical-sports activity organization at a country summer health camp demands specially organized professional training, which provides didactic and organizational skills and abilities of different forms of physical activity formation; training children and teen-agers for the normatives of RLD(ready for labor and defense) complex fulfillment, the level of their motional activity increase, involving into healthy life style, health culture formation.

Текст научной работы на тему «Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря»

school children. Psihologicheskaya nauka I obrazovanie [Psychological science and education]. 2010, No. 3, pp. 116-123.

12. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya do proekcii [Educational environment: from modeling to projection]. Moscow, Smysl, 2001, 365 p.

13. Neuman S.B. Sistema rejtingov doshkol'noj obrazovatel'noj sredy [The Preschool Educational Environment Rating System (PEERS)].

Подано: 28.08.2017 Принято: 31.08.2017

NY, The Shanker Institute, 2014, 24 p., URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557991.pdf

14. Jamila D Michener. People, Places, Power: Medicaid Concentration and Local Political Participation. Zhurnal politiki zdorov'ya, politiki I prava [Journal of health politics, policy and law]. 2017. (Scopus)

15. Hendrik Schmitz, Matthias Westphal. Informal care and long-term labor market outcomes.

Zhurnal ozdorovitel'noj economiki [Journal of Health economics]. 2017, Vol. 56, pp. 1-18 (Scopus)

Субботина Екатерина Сергеевна - старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: esnagatkina@,mail. ru

Захарова Лариса Михайловна - доктор педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 143-152. DOI 10.14526/03 2017 245

Б01 10.14526/03_2017_246 УДК 796 ББК 75.0

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗАГОРОДНОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

ЛАГЕРЯ

Л.Ф. Шакурова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Е-mailshakurova 70@mail.ru

Аннотация. Летний оздоровительный лагерь располагает большими возможностями для укрепления здоровья детей и подростков, их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом в связи с тем, что организация жизнедеятельности детей и подростков имеет свои особенности. Как правило, летний оздоровительный лагерь находится в лесной или в лесопарковой зоне, вдали от города с его неблагополучной экологией. Близлежащие водоемы создают условия для обучения детей плаванию; отсутствие учебных занятий позволяет организовать двигательную деятельность детей и подростков с использованием ее разнообразных видов и форм в течение всего светового дня. Возможность чередования малоподвижных, спортивных и интеллектуальных игр,

соревнований, физкультурных и спортивных праздников с эстетическим оформлением создает условия для проявления творческого подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности на высоком организационном, техническом и психоэмоциональном уровне. Материал. Теоретическое обоснование значимости реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря. Методы: анализ и систематизация научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, разработка критериев оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков, методы математической статистики. Результаты. В данной статье рассматривается проблема недостаточной профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к здоровьеформирующей деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря; раскрываются причины, предлагается методика формирования дидактических и организаторских умений и навыков у студентов факультета физической культуры и спорта. Разработаны критерии оценки степени сформированности дидактических и организаторских навыков будущих специалистов. Выявлены возможности летнего оздоровительного лагеря в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни, формировании культуры здоровья, воспитании личной ответственности за состояние здоровья; в подготовке к сдаче нормативов Всероссийского комплекса ГТО как государственного стандарта физической подготовленности, необходимого для организации жизнедеятельности индивида. Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что организация физкультурно-спортивной деятельности в загородном летнем оздоровительном лагере требует специально-организованной профессиональной подготовки, обеспечивающей формирование дидактических и организаторских умений и навыков проведения разнообразных форм двигательной деятельности; подготовки детей и подростков к сдаче нормативов ГТО, повышения уровня их двигательной активности, приобщения к здоровому образу жизни, формирования культуры здоровья.

Ключевые слова: летний оздоровительный лагерь, здоровьеформирующая функция физического воспитания, дидактические и организаторские умения и навыки студентов.

HEALTH-FORMING FUNCTION REALIZATION OF PHYSICAL UPBRINGING IN TERMS OF SUMMER COUNTRY HEALTH CAMP

Lilia F. Shakurova — post-graduate, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: shakurova 70@mail.ru

Annotation. Summer health camp has great potential for children's and teen-agers' health improvement, for their involvement into systematic physical culture lessons and sport, because life activity of children and teen-agers organization has its peculiarities. As a rule, summer health camp is in the forest or in park belt far away from the town with its unfavorable ecology. Close to the camp ponds create conditions for teaching children swimming; absence of lessons helps to organize physical activity of children and teen-agers using its different kinds and forms during the whole day. The opportunity to alternate sedentary, sports and intellectual games, competitions, physical and sports events with aesthetic décor creates conditions for creative approach demonstration to physical-sports activity organization at a high organization, technical and psycho-emotional level. Material. Theoretical importance substantiation of health-forming function realization of physical upbringing in terms of summer health camp. Research methods: scientific

and methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, evaluation criteria of didactic and organizational skills creation, mathematical statistics methods. Results. The article is about the problem of the future physical culture teachers insufficient professional readiness for health-forming activity in terms of summer health camp; the reasons are revealed, the methodology is offered of didactic and organizational skills and abilities formation among students of physical culture and sport department. The evaluation criteria of didactic and organizational skills formation degree among the future specialists are created. The opportunities of summer health camp are revealed in involving children and teen-agers into a healthy life style, in culture of health formation, in personal responsibility for health state upbringing; in training for normatives of All-Russian RLD complex fulfillment, as a state standard ofphysical readiness, necessary for an individual's life organization. Conclusion. Thus, the results of pedagogical experiment showed, that physical-sports activity organization at a country summer health camp demands specially organized professional training, which provides didactic and organizational skills and abilities of different forms of physical activity formation; training children and teen-agers for the normatives of RLD(ready for labor and defense) complex fulfillment, the level of their motional activity increase, involving into healthy life style, health culture formation.

Keywords: summer health camp, health-forming function ofphysical upbringing, students' didactic and organizational skills and abilities.

Актуальность. Рассматривая

проблему сохранения здоровья учащихся, комитет по вопросам культуры, науки и образования Парламентской Ассамблеи Совета Европы подготовил рекомендации по укреплению и поддержанию здоровья обучающихся, использованию технологий и методик формирования потребности в здоровом образе жизни. При этом подчеркивается ведущая роль школы в решении этих сложных задач, реализация которых связана с внедрением культуры здоровья в учебные предметы, повышением эффективности физического воспитания.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., в Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 г. подчеркивается, что основной задачей образования в стране является формирование личной

ответственности за состояние своего здоровья; обеспечение высокого уровня здоровья детей. Это существенно повышает требования к профессиональной подготовке учителя физической культуры общеобразовательной школы.

В настоящее время в государственной системе образования идет процесс модернизации, ориентированный

на конечный результат. В связи с этим особую значимость приобретает способность будущего учителя к выявлению и использованию опыта познавательной и двигательной

деятельности детей школьного возраста с учетом различных видов и типов образовательных учреждений, а также загородных летних оздоровительных лагерей с целью поиска инновационных технологий укрепления здоровья детей, формирования потребности в здоровом образе жизни.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости реализации здоровьеформирующей

функции физического воспитания в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Задачи: 1. Выявить особенности физического воспитания детей и подростков в летнем оздоровительном лагере.

2. Разработать методику

формирования дидактических и организаторских умений и навыков у студентов факультета физической культуры и спорта; проверить ее эффективность в процессе

педагогического эксперимента.

Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков является важнейшим

приоритетом государства. Однако по данным Минздрава РФ количество здоровых учащихся школьного возраста за последние 10 лет уменьшилось в 4-5 раз; к категории практически здоровых выпускников общеобразовательной школы врачи относят 5-10% от общего количества. Всемирная организация здравоохранения к факторам, влияющим на состояние здоровья, относит: низкий уровень жизни подавляющей части населения страны, резкое снижение духовно-нравственного развития;

ухудшение состояния среды обитания, неэффективность государственной

системы физического воспитания, недостаточную двигательную активность.

В процессе физического воспитания при выборе и использовании эффективных средств, методов и форм организации занятий создаются условия для осознания и проектирования индивидуальной модели физического развития и физической подготовки, обеспечивающей выявление и реализацию латентных возможностей и способностей субъекта педагогического воздействия, его личностного развития [ 46].

Исследования Т.Е. Виленской, 2006; В.В. Эрюкова, 2008; А.А. Пешкова и др. показали, что практическая подготовка студентов факультета физической культуры и спорта не обеспечивает эффективной организации физкультурно-спортивного пространства в летнем оздоровительном лагере для решения задач улучшения здоровья детей и подростков, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, приобщения к здоровому образу жизни, подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО как государственного стандарта уровня физической

подготовленности.

Анализ научной и научно-методической литературы, данные собственных исследований показали, что особенностями загородного летнего оздоровительного лагеря являются:

- его расположение в лесной зоне, вдали от городского ландшафта,

запыленных и задымленных улиц и площадей;

- отсутствие учебных занятий, широкие возможности эффективного использования оздоровительных сил природы, гигиенических факторов в сочетании с физическими упражнениями;

- использование разнообразных форм физкультурно-спортивной деятельности: утренней гигиенической гимнастики, кружков физической культуры и спортивных секций, подвижных и спортивных игр, соревнований и др.

- сбалансированное питание;

- разный опыт участия в физкультурно-спортивной деятельности и др.

По мнению Т. В. Деркач, 2008; А.А. Пешкова, 2008 и др., методическая и практическая профессиональная

подготовка выпускников факультета физической культуры и спорта в настоящее время остается недостаточной, что является одной из причин неудовлетворительной адаптации будущих учителей физической культуры к работе с детьми и подростками в летнем оздоровительном лагере.

Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании»

подчеркивает, что задача высшей школы заключается не только в формировании системы знаний, но и в развитии личностных свойств будущего педагога, необходимых для профессиональной деятельности, что нашло отражение также в требованиях Государственного образовательного стандарта,

определяющего содержание учебных программ по различным видам профессиональной физкультурно-

педагогической подготовки.

Слабый уровень практической подготовленности студентов факультета физической культуры и спорта обусловлен также необходимостью

совершенствования их спортивного мастерства, повышения результативности соревновательной деятельности. Однако

главной причиной низкого уровня профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры является отсутствие специальной программы, предусматривающей формирование

умений и навыков организации физкультурно-спортивной деятельности в загородном летнем оздоровительном лагере; моделирования собственной педагогической деятельности с учетом особенностей расположения лагеря, мест для обучения плаванию, организации и проведения туристических походов, стадиона для сдачи нормативов комплекса ГТО.

Физкультурно-спортивная деятельность в загородном летнем оздоровительном лагере является важным ресурсом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, их разностороннего гармоничного развития, повышения двигательной активности, вовлечения в систематические занятия физическими упражнениями. В условиях летнего оздоровительного лагеря резко возрастает значимость рационального использования естественных сил природы, гигиенических факторов; применения нестандартных организационных форм занятий физическими упражнениями; инновационных технологий обучения рациональной технике двигательных действий; внедрения эффективных методов духовно-нравственного

воспитания.

Одной из важнейших задач физического воспитания в летнем оздоровительном лагере является формирование культуры нравственного и физического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. Летний оздоровительный лагерь располагает широкими возможностями для

использования методов

здоровьеформирующего воспитания,

мотивации к активной двигательной деятельности. В.К. Бальсевич, 2007, отмечает, что в формировании здоровья определяющим фактором выступает культура здоровья как осознанная система действий, направленных на приобщение к

здоровому образу жизни на основе реализации собственной позиции. Это актуализирует проблему организации физкультурно-спортивной деятельности в летнем загородном лагере с целью воспитания культуры жизнедеятельности как базиса становления индивидуальной культуры здоровья.

Нами разработана методика формирования дидактических и организаторских умений и навыков у студентов факультета физической культуры и спорта с целью их подготовки к работе в летнем оздоровительном лагере.

Содержание деятельности учителя физической культуры в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря:

I - дидактические умения и навыки:

- четкое знание спортивной терминологии, понятий, определений, строевых команд; исходных положений;

- умение точно и кратко объяснить двигательное задание, осуществлять педагогический контроль качества его выполнения;

- знание рациональной последовательности выполнения физических упражнений, обеспечивающих нагрузку на все группы мышц и физиологические системы;

- знание техники двигательных действий, технических ошибок, своевременный контроль и предупреждение ошибок;

- сформированность навыка точного определения дозировки мышечной нагрузки с учетом возраста и физической подготовленности занимающихся;

- распределение внимания на всех обучающихся.

II - организаторские умения и навыки:

- сформированность навыка создания временного коллектива на период лагерной смены, выявления физически подготовленных детей и подростков, спортсменов-разрядников;

- организация физкультурного актива, помощников учителя;

- навыки организации и проведения различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности, судейства спортивных соревнований;

- организация предварительной подготовки занимающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО;

- создание условий для организации и проведения подвижных и спортивных игр, мест для обучения плаванию, для занятий в спортивных секциях, для спортивных соревнований.

Нами разработаны критерии оценки уровня методической и практической профессиональной подготовки будущих педагогов к работе в летнем оздоровительном лагере. Оценивалась степень сформированности дидактических и организаторских умений и навыков, предусматривающих усвоение спортивной терминологии, образное объяснение двигательных заданий, их рациональной последовательности; знание оптимальной дозировки мышечной нагрузки; эффективное управление двигательной деятельностью занимающихся.

Критерии оценки:

5 баллов - знание особенностей выполнения двигательных действий, типичных ошибок, способов их предупреждения; создание условий для эффективной спортивной деятельности занимающихся;

4 балла - использование большого количества подготовительных и подводящих упражнений, подробное объяснение условий игровой

соревновательной деятельности;

3 балла - затруднения при использовании спортивной терминологии, неэмоциональное объяснение

двигательных заданий;

2 балла - недостаточное знание техники физических упражнений, затруднение при выборе способа исправления ошибок, отсутствие опоры на физкультурный актив;

1 балл - слабое знание спортивной терминологии, неверная

последовательность выполнения

физических упражнений, неумение распределять внимание на всех занимающихся.

Для проверки эффективности методики формирования дидактических и организаторских умений и навыков студентов факультета физической культуры и спорта был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты второго курса в количестве 46 человек. Были организованы контрольная и экспериментальная группы, по 23 человека в каждой. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень дидактических и организаторских умений и навыков с использованием разработанных нами критериев. Анализ результатов

исследования не выявил существенных отличий по уровню профессиональной подготовки будущих педагогов, (р>0,05). В КГ учебно-воспитательный процесс был организован в соответствии с учебным планом. В ЭГ использовалась разработанная нами методика

формирования дидактических и организаторских умений и навыков проведения физкультурно-спортивной деятельности с детьми и подростками в загородном летнем оздоровительном лагере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После окончания педагогического эксперимента была проведена повторная оценка степени сформированности умений и навыков организации и проведения различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности с учетом места расположения лагеря, количества занимающихся, их возраста и уровня физической подготовленности с применением тех же критериев оценки. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах, КГ и ЭГ, при существенном преимуществе студентов ЭГ. Так, если в КГ при исходных данных степени

сформированности навыков точного объяснения техники двигательного действия и способов его выполнения с учетом росто-весовых показателей,

возраста и физической подготовленности занимающихся 2,81±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,88±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,79±0,21 балла к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 3,47±0,19 балла (р<0,05).

В КГ при исходных показателях сформированности навыка рационального определения дозировки мышечной нагрузки в соответствии с возрастом и уровнем тренированности обучающихся 2,77±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 2,84±0,20 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,78±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 3,63±0,22 балла (р<0,05). Подобная динамика более существенного улучшения показателей сформированности дидактических и организаторских умений и навыков у будущих педагогов экспериментальной группы была выявлена и по другим показателям.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что организация физкультурно-спортивной деятельности в загородном летнем оздоровительном лагере требует специально-организованной профессиональной подготовки,

обеспечивающей формирование

дидактических и организаторских умений и навыков проведения разнообразных форм двигательной деятельности; подготовки детей и подростков к сдаче нормативов ГТО, повышения уровня их двигательной активности, приобщения к здоровому образу жизни, формирования культуры здоровья. Учебным планом педагогических вузов должна быть предусмотрена специальная программа формирования дидактических и организаторских умений и навыков при работа с детьми и подростками в летнем оздоровительном лагере, располагающем большими возможностями для их приобщения к систематическим занятиям

физическими упражнениям, а также возможностью управления мотивационной сферой при выборе вида спортивной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого подростка.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Здоровьесберегающая функция образования / В. К. Бальсевич // Образовательная политика. - 2007. - № 6. - С. 4-9.

2. Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / Т. Е. Виленская. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 320 с.

3. Деркач, Т. В. Особенности формирования профессионально- речевой культуры в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры / Т. В. Деркач // Материалы всероссийской научно- практической конференции «Современное состояние и перспективы внедрения инновационных технологий в спорте и системе физкультурного образования». - Наб. Челны : КамГФКСиТ, 2008. - С. 163-164.

4. Коновалов, И.Е. Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы /И.Е. Коновалов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Том 6. - № 3. - С. 8690. Режим доступа: http://www.joш^nal-science.org/ru/magazine/31 .ЫШ1.

5. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. - Том 3. - №1. - С. 1-14. Режим доступа: http://www.journal-science.org/ru/article/429.html.

6. Макеева, В. С. Теория и практика профессионально-личностного развития учителя в процессе физического воспитания : монография / В. С. Макеева. - Орел : Орел - ГТУ, 2001. - 324 с.

7. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л. Д. Назаренко.

- М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332.

8. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко.

- М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

9. Пешков, А. А. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов физической культуры и спорта к реализации спортивно-ориентированного физического воспитания / А. А. Пешков, Н. В. Пешкова, Н. М. Ахметзянова, Н. Б. Кан //

Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы Международной научно-практической конференции. - СПб. : СПб НИИ физической культуры, 2008. - С. 75-77.

10. Эрюков, В. В. Роль и место дидактических умений в структуре готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности / В. В. Эрюков, Г. Л. Драндов // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 141-148.

11. Saini, Gordhan. Matta. Jasmeet. Service Quality and Re-visit Intention: A Comparative Study of Charitable and Corporate Hospitals. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Health

management]. 2G14, Vol. 16 (4) (Scopus)

12. Colleen M. Grogan, Sunggeun (Ethan)

Park. The racial Divide in State Medicaid Expansions. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, policy and Law]. 2017,

Vol. 42 (3) (Scopus)

References

1. Balsevich V. K. Health-saving function of education. Politika obrazovaniya [Educational politics]. 2007, No. 6, pp. 4-9. (in Russian).

2. Vilenskaya T. E. Fizicheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov [Physical upbringing of junior schoolchildren]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 320 p. (in Russian).

3. Derkach T. V. The peculiarities of professional-speech culture formation in professional training of a future physical culture teacher. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sovremennoe sostoyanie I perspektivy vnedreniya innovacionnyh technologij v sporte I sisteme fizkul'turnogo obrazovaniya [Materials of All-Russian scientific-practical conference "Contemporary state and perspectives of innovative technologies introduction in sport and the system of physical culture education"]. 2008, pp. 163-164. (in Russian).

4. Konovalov I.E., Kuznetsova Z.M. Physical education in music special secondary educational institutions: historical legacy and contemporary issues. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological medico-biological problems of physical culture and sports]. 2011, No.3(20), pp. 86-90.

5. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-

psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, No. 1(6), pp. 1-14.

6. Makeeva V. S. Teoriya I praktika professional'no-lichnostnogo razvitiya uchitelya v processe fizicheskogo vospitaninya [Theory and practice of professional-personal development of a teacher during physical upbringing]. Orel, Orel State Technical University, 2001, 324 p. (in Russian).

7. Nazarenko L. D. Dvigatel'no-koordinacionnye kachestva kak factor razvitiya detej I ukreplenie zdorov'ya podrostkov [Motional-coordinating qualities development as the factor of children's and teen-agers' health improvement]. Moscow, "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2001, 332 p. (in Russian).

8. Nazarenko L. D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskih uprazhnenij [Health-improving basis of physical exercises]. Moscow, VLADOS-PRESS publishing house, 2003, 240 p.

9. Peshkov A. A., Peshkov N.V., Akhmetzyanova N.M., Kan N.B. Professional readiness formation of the future physical culture and sport specialists to realize sports-oriented physical upbringing. Sovremennye problemy fizicheskoj kul'tury I sporta: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern problems of physical culture and sport: materials of the International scientific-practical conference]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, 2008, pp. 75-77. (in Russian).

10. Eryukov V. V., Drandrov G.L. Role and place of didactic skills in the structure of physical culture teacher's readiness for professional creative activity. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2008, No. 3, pp. 141-148. (in Russian).

11. Saini, Gordhan, Matta, Jasmeet. Service Quality and Re-visit Intention: A Comparative Study of Charitable and Corporate Hospitals. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Health

management]. 2G14, Vol. 16 (4) (Scopus)

12. Colleen M. Grogan, Sunggeun (Ethan)

Park. The racial Divide in State Medicaid Expansions. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, policy and Law]. 2017,

Vol. 42 (3) (Scopus)

Подано: 08.07.2017 Принято: 11.07.2017

Шакурова Лилия Фагимовна - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail shakurova 70@mail.ru

Для цитирования: Шакурова Л.Ф. Реализация здоровьеформирующей функции физического воспитания в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 152-160. DOI 10.14526/03_2017_246

DOI 10.14526/03_2017_247 УДК 37.01 ББК 74.00

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: КОНТЕКСТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

О.М. Железнякова — доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail zelez.olga@gmail.com

Аннотация. Анализ содержание целей образования показал их неоднозначность, размытость и жесткую ориентацию на сию минутную потребность, что влечет за собой смену всей образовательной системы. В поскольку общественное развитие происходит стремительно образовательная система, являясь достаточно консервативной, не успевает за этими процессами, её последнее время постоянно «лихорадит», в связи с чем качество его падает. Чтобы преодолеть данные проблемы и система образования приобрела устойчивое динамическое развитие,необходимо прежде всего осмыслить главный ее компонент - цель! Материалы Решение данной проблемы лежит на путях инновационных процессов, одним из которых является теория феномена дополнительности. Основой данной теории является принцип дополнительности и сенергетическая парадигма, в рамках которой данный принцип приобретает тринитарный характер. Сущность феномена дополнительности выступает полнота и целостность всего сущного в различных методологических рамках (линейной, не линейной и постнелинейной методологик). Выделены типы дополнительности (линейные, не линейные, постнелинейные).Линейные типы: суммативная дополнительность, комплементарная дополнительность и интегративная дополнительность. Не линейные (переходные):противоположные и гегелевские. Постнелинейгые типы: системно-целостные (тринитарные). На основе данных материалов осуществлено теоретико-методологическое исследование содержания целей образования. Методы исследования: ретроспективный анализ, обобщение, контент-анализ, сравнение, перенос, классификация, трансформация общенаучного и научно-педагогического знания. Результаты: Выявлены три типа целей содержания образования. Линейные типы к которым относятся: единство хозяйских качеств как наследника; единство «социальных» функций; единство порядочности трудолюбия, открытости, патриотизма; единство борцовских качеств за справедливость и равенство; единство физического, умственного, трудового, нравственного, эстетического, идейно-политического, экономического, экологического. Нелинейные типы, к которым относятся: единство телесного (физического) и духовного; единство умственного и трудового; единство трудовых и социальных обязанностей; единство таких противоположных качеств личности как смелость - осторожность, принципиальность-терпимость, открытость-сдержанность,концентрация-расслабление и т.д.. Постнелинейные (тринитарные) типы: единство генеральной-специальной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.