DOI 10.14526/01_1111_113 УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.В. Лебедева - кандидат психологических наук, доцент М.Б. Батюта — кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия, 603950
E-mail: lebedeva-oksana.nn@ya.ru
Аннотация. В статье представлен анализ понятий «направленность личности», «профессиональная направленность», «мотивация», «способность к саморазвитию» применительно к системе высшего профессионального образования. Учитывая специфический характер профессиональной деятельности учителя, обоснована необходимость изучения особенностей профессиональной направленности студента-будущего учителя физической культуры в инновационном пространстве педагогического вуза. Исследование затронуло сложную проблему определения доминирующей мотивации в учебно-профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, ориентированного на систему общего, дополнительного и специального образования; выявления творческого потенциала студентов-будущих педагогов, их способности к саморазвитию в будущей педагогической деятельности. Полученные результаты позволили сделать некоторые выводы, свидетельствующие о недостаточном развитии мотивационной заинтересованности студентов педагогическим трудом. Можно с уверенностью предположить, что без систематической работы по формированию профессиональной направленности будущего педагога уже на этапе вузовского обучения достаточно высокие показатели развития творческого потенциала студентов-будущих педагогов не будут реализованы именно в педагогической деятельности.Материал. В ходе констатирующего эксперимента нами был проведен замер показателей профессиональной направленности студентов (203 человека) Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, обучающихся на физкультурном факультете, в частности особенностей мотивации профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, а также готовности студентов данного направления подготовки к профессиональному саморазвитию и потребности в нем.Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики. Результаты. Данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что традиционный учебно-воспитательный процесс вуза недостаточно нацелен на профессиональное саморазвитие будущего специалиста. Профессиональная направленность, диагностируемая у студентов старших курсов физкультурного факультета, позволила зафиксировать недостаточную мотивационную заинтересованность студентов педагогическим трудом. Мотивация профессиональной деятельности имеет негативную структуру: доминирует внешняя отрицательная мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внутренняя мотивация. В связи с низким уровнем потребности будущих специалистов в профессиональном саморазвитии можно констатировать, что только немногие из будущих педагогов после завершения обучения будут стремиться к постоянному профессиональному
росту и развитию других личностных качеств, приводящих к становлению специалиста-профессионала. Заключение. Все сказанное указывает на необходимость разработки целостной системы формирования профессиональной направленности будущего педагога. Обобщая совокупность выводов о сформированности педагогической направленности у будущих педагогов, мы со всей определённостью пришли к убеждению о необходимости более раннего по сравнению с вузовской ступенью образования вовлечения будущих учителей в атмосферу увлечённости поиском педагогических истин и «открытий для себя» уже на начальной ступени непрерывного педагогического образования - в педагогических классах, гимназиях.
Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность, мотивация, способность к саморазвитию, педагогическая деятельность в сфере физической культуры.
THE PECULIARITIES OF A STUDENT'S PERSONALITY PROFESSIONAL ORIENTATION AS A FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHER
Oxsana V. Lebedeva Marina B. Batyuta
Nizhniy Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin 603950, Str. Ulyanova, 1, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: lebedeva-oksana.nn@ya.ru
Annotation. The article presents the analysis of the notions "personality orientation", "professional orientation", "motivation", "the ability to self-development" concerning the system of higher education. Taking into consideration the specific character of a teacher's professional activity, the necessity to study the peculiarities of professional orientation of students-future physical culture teachers in the innovative space of pedagogical university is substantiated. The research concerns a difficult problem of the dominant motivation determination in educational and professional activity of a future physical culture teacher, oriented at the system of general, additional and special education; students' creative potential revelation, their capacity for self-development in the future pedagogical activity determination. The received results helped to come to some conclusions, which prove insufficient motivational interest development among students in pedagogical work. We can confidently assume that without systematic work on professional orientation formation of a future teacher at the stage of higher education training, quite high indices of the future teachers' creative potential won't be realized precisely in pedagogical activity. Material. In the course of establishing experiment we estimated the indices of professional orientation among the students (203 people) studying at the faculty of physical culture at Nizhniy Novgorod State Pedagogical University, in particular, the peculiarities of professional activity motivation of a future physical culture teacher, as well as the readiness of the students to fulfill professional self-development and the need for it. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, experiment (establishing), quantitative and qualitative analysis of the received results, methods of mathematical statistics. Results. The results, received during the establishing experiment, prove that a traditional educational-upbringing process at a higher educational establishment is not aimed enough at professional self-development of a future specialist. Professional orientation, diagnosed among senior courses students at physical culture faculty, helped to reveal insufficient motivational interest of students in pedagogical work. Professional activity motivation has a negative structure: extrinsic negative motivation dominates, then goes extrinsic positive motivation and less significant is inner motivation. Because of a low level of the need for professional self-development among the future
specialists we can state, that only some of them after graduation will strive for a constant professional growth and other personal qualities development, which lead to formation of a specialist-professional. Conclusion. All mentioned above conditions the necessity to create an integral system of professional orientation formation of a future teacher. Summarizing the range of conclusions about the formation level of pedagogical orientation among the future teachers, we came to the conclusion that it is necessary to involve the future teachers into the atmosphere of searching for pedagogical truth and "discoveries" earlier (not during higher education), even at the initial stage of a constant pedagogical education - at pedagogical classes, gymnasiums. Keywords: personality orientation, professional orientation, motivation, the ability to self-development, pedagogical activity in thesphere of physical culture.
Введение. Модернизация системы высшего профессионального образования в нашей стране обусловлена возросшими потребностями общества в
квалифицированных кадрах качественно нового формата, когда наряду с высоким уровнем знаний, умений и навыков для студента как «идеального продукта» системы отечественного образования должна быть характерна «активная жизненная позиция, творческий подход к решению профессиональных задач, потребность в самопознании, стремление к самоактуализации не только в профессии, но и во взаимоотношениях с другими людьми» [7; с. 89]. В связи с этим специалисты отмечают неуклонно возрастающие требования к профильности, научно-теоретической, методической и практической подготовке студента-будущего педагога по физической культуре: «бакалавр по физической культуре и спорту должен быть компетентным в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании и воспитании населения, формировании здорового образа жизни, подготовки спортсменов к достижению высоких спортивных результатов» [10; с. 223].
В психолого-педагогической
литературе представлено многообразие подходов к определению направленности личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.Г. Ковалев, А.Л. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, Е.И. Рейнвальд, Е.И. Рогов, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.). В частности, Б.И. Додонов характеризует
направленность как «сложившуюся систему важнейших целевых программ, определяющую смысловое единство ее инициативного поведения» [5; с. 36]. В то же время, как подчеркивает И.А. Левицкая, можно выделить некоторые общие моменты, которые присутствуют в большинстве определений: «во-первых, направленность является интегративным понятием, характеризующим целостность личности; во-вторых, непосредственным образом соотносится с мотивационной сферой личности - потребностями, интересами, идеалами, убеждениями; в третьих, функциональное значение направленности заключается в регуляции поведения человека, т.к. она определяет стратегию «надситуативной» активности; в-четвертых, главным механизмом формирования личности является воспитание» [8].
Конкретизируясь в различных видах деятельности, общая
направленность личности приобретает характер профессиональной
направленности и рассматривается как «система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной
(потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности,
выступающая движущей силой
профессионального самоопределения» [4]. Многочисленные исследования (Ю.А. Афонькина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.И. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Л.И. Кунц, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Полянская,
Н.С. Пряжников, А.Б. Сейтешев, М.А. Шмидт и др.) способствуют пониманию сущности профессиональной
направленности как особой формы организации профессиональных знаний, умений, качеств, которые обеспечивают возможность принятия эффективных решений в определенной
профессиональной области.
«Профессиональная направленность - это система отношений и мотивов личности, проявляющаяся в устойчивой и сильной ориентации на избранную профессию, от которой зависит успешность процесса профессионального становления и успешность будущей профессиональной деятельности» [9; с. 47].
Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности является её мотивация. В отечественной психологии проблемой мотивации занимались многие педагоги и психологии (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В. Вилюнас, Л.С. Выготский, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, АН. Леонтьев, М.Ш. Магомет-Эминов, В.С. Мерлин, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн, Д.З. Узнадзе, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и др.). Мотивация как движущая сила человеческого поведения занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая её основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. В частности, С.Л. Рубинштейн, рассматривая учение о мотивации как основное ядро психологии личности, писал:
«Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности» [14; с. 532].
Гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Р. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром) признает личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой
«открытую возможность»
самоактуализации. В связи с этим, как подчеркивает М.Г. Ярошевский, «на передний план выдвигаются такие понятия, как самоактуализация,
творчество, высшие ценности,
спонтанность, становление,
ответственность и др.» [16; с. 353]. Подчеркивая уникальность мотивации в жизни человека, А. Маслоу отмечал, что мотивационный статус здорового человека заключается в реализации мотивов роста или метапотребностей (потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности). Вслед за А. Маслоу в качестве основной движущей силы функционирования личности К. Роджерс также рассматривает тенденцию к самоактуализации, или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.
Проблеме изучения мотивации студентов в учебно-профессиональной деятельности посвящено достаточно большое количество исследований (А.А. Вербицкий, Н.Ю. Воронкова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, А.А. Реан, Е.И. Рогов, НИ. Симонова, В.А. Якунин и др.). И.А. Зимняя отмечает, что в профессиональной педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной: «учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная
потребность встречается с предметом деятельности - выработкой обобщённого способа действия - и опредмечивается в нём, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например, самоутверждения,
престижности, долга, необходимости, достижения» [6; с. 123]. Исходя из этого, главной задачей современной системы образования является «создание педагогических условий для слияния индивидуально-личностных и
профессионально-значимых мотивов
обучающихся, реализующихся в деятельности» [12; с. 151].
Ряд статей посвящен изучению особенностей мотивационной сферы студентов вузов физической культуры (Е.А. Анисимова, Л.Д. Назаренко, 2015; Г.Р. Антропова, С.М. Шишкина, 2015), авторы которых указывают, что мотивация - это «основополагающий структурный компонент спортивной подготовки, влияющий на процесс развития и совершенствования человека» [2; с. 7]. С.Д. Неверкович подчеркивает, что изучение особенностей мотивов или целей невозможно без точного знания предметных характеристик той системы деятельностей, в которую спортсмен включен с момента начала спортивной карьеры: «особенностью
профессионального становления личности в сфере физической культуры и спорта является ее раннее вхождение в профессиональную среду, строго заданный образ жизни с определенным морально-этическим кодексом» [10; с. 200].
Деятельность специалистов в области физической культуры (тренеров, учителей, преподавателей, инструкторов по физической культуре и адаптивной физической культуре, физруков, спортивных менеджеров, психологов спортивных команд и других специалистов физкультурно-спортивного профиля)
является педагогической. В
многочисленных исследованиях (Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин, Е.В. Быстрицкая, Е.В. Киселева, М.Г. Кошман, Т.В. Левченкова, Т.А. Маркина, П.С. Нагоров, С.Д. Неверкович, А.Ф. Попова, У.Ш. Сундетова, Г.Ю. Фомичева) педагогическая деятельность в сфере физической культуры рассматривается как «вид профессиональной деятельности, содержанием которой является
оздоровление, обучение, физическое воспитание и развитие обучающихся (воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся школ, студентов, взрослых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья и др.)» [10; с. 62].
В то же время исследований, посвященных проблеме изучения
особенностей профессиональной
направленности личности будущего учителя физической культуры,
недостаточно. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение основных компонентов рассматриваемого феномена на этапе вузовского обучения, в частности особенностей мотивации
профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры, а также готовности студентов данного
направления подготовки к
профессиональному саморазвитию и потребности в нем.
В ходе констатирующего эксперимента нами был проведен замер показателей профессиональной
направленности студентов (203 человека) Нижегородского государственного
педагогического университета им. К. Минина, обучающихся на физкультурном факультете. В исследовании
использовались следующие методики, направленные на изучение:
- мотивации (методика К. Замфир в модификации А. Реан) [13];
- творческого потенциала (методика В.И. Андреева) [1];
- способности к саморазвитию (методика В.И. Андреева) [1];
- гуманистической направленности (изучение коммуникативной готовности к диалогу с ребенком (методика И.И. Рыдановой) [15].
Для изучения мотивации профессиональной деятельности мы использовали методику К. Замфир в модификации А. Реана, в основу которой положена концепция внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации педагогической деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, то речь идет о внешней мотивации. Внешние мотивы делятся на внешние отрицательные и положительные, при этом последние мотивы более эффективны.
Как показали результаты диагностики мотивации профессиональной педагогической деятельности, у 5% респондентов внутренняя мотивация преобладает над внешней положительной и отрицательной. Данные студенты имеют оптимальный мотивационный комплекс (высокий уровень) профессиональной деятельности и мотивированы на работу по специальности. У 45% наблюдается неоптимальный показатель мотивации профессиональной деятельности, когда внешняя мотивация превосходит внутреннюю, при этом соотношение внешних отрицательных выше внешних положительных. Худший мотивационный комплекс (низкий уровень), когда преобладают внешние отрицательные мотивы над внешними положительными, и внутренними мотивами, у опрошенных студентов выявлен у 55%. На основании полученных данных можно сделать вывод, что среди мотивов профессиональной деятельности присутствуют внешние мотивы, внутренняя мотивация студентов находится на достаточно низком уровне.У большинства респондентов ведущими мотивами являются потребность в достижении социального престижа, уважения со стороны других и денежный заработок. Материальный критерий играет значимую роль для 70% испытуемых и в очень незначительной мере - только для 3,3% опрошенных. Но поскольку работа учителя не является высокооплачиваемой, большинство опрошенных, вероятнее всего, будут искать себе применение в других сферах деятельности.
В то же время ранжирование мотивов показало, что немаловажным мотивом профессиональной деятельности является стремление к продвижению по службе (76,7% опрошенных).
Важное значение среди мотивов профессиональной деятельности занимает мотив, связанный со стремлением избежать критики со стороны руководителя и коллег. Данный мотив почти незначим для 16,7% и значим в достаточной и большей степени для
56,6%.Можно объяснить тем, что для большинства будущих педагогов в связи с доминированием побуждения к
деятельности внешней положительной мотивацией необходимо подкрепление из внешней среды как собственное осознание максимальной степени достижения результата.
Важнейшей объективной
характеристикой учебной деятельности является ее творческий характер. Творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с новизной характеризуется
«прогрессивностью». Сущность
творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. Такой подход согласуется с идеями гуманистической педагогики о развитии личности, культуры и общества. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимостью приводит к развитию и саморазвитию личности и, соответственно, культуры и общества. Потребность в творчестве в какой-то мере можно связать с потребностью в саморазвитии, которую некоторые авторы считают одним из показателей зрелости личности и одновременно условием его развития.
Диагностика «потенциального
творческого развития» у студентов-будущих педагогов осуществлялась нами посредством теста на оценку уровня творческого потенциала личности учителя (В.А. Андреев). Результаты тестирования показали, что у 4% обнаружен значительный (высокий) уровень развития творческого потенциала; уровень выше среднего - у 21% студентов; средний уровень - у 55% студентов; испытуемые с низким уровнем творческого потенциала отсутствуют. На вопросы, касающиеся будущего, 93% выпускников
физкультурного факультета отвечали, что окружающий мир может быть улучшен и они могут поучаствовать в изменениях окружающего мира, их идеи принесут прогресс в выбранной сфере деятельности. Эти данные вполне соотносятся с мнением исследователей относительно того факта,
что студенчество как социальная общность «отличается наиболее высоким
образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации», а также «достаточно гармоничным сочетанием
интеллектуальной и социальной зрелости» [11].
Результаты тестирования позволили нам сделать предварительное заключение о больших творческих ресурсах, проявляющихся в готовности к переменам; позитивном видении мира, открытости новому, отсутствии боязни перемен, стремлении осваивать неизвестные для них виды деятельности. Все перечисленные качества необходимы в педагогической деятельности и помогают будущим учителям развиваться не только в профессиональном, но и в личностном плане.
Исследование стремления к саморазвитию и самообразованию будущих учителей показало, что выпускники физкультурного факультета настроены в основном на общение, а не на обучение. Из предложенных вариантов ответов на вопросы будущие учителя чаще выбирали те, которые связаны с коммуникативными качествами, нежели с обучением. 70% считают, что они преданные и верные друзья; 13,4% - что они сильные и готовы в любую минуту заступиться; для 6,6% важно, что они эрудированные и интересные
собеседники.«Человек - это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических стремлений. Главное из его стремлений - стремление саморазвиваться» (Э. Берн). Эти слова в полной мере относятся к учителю. Здесь имеется в виду не только развитие профессиональных умений, но и личностный рост.
Результаты сравнительного анализа показали сильную связь между внутренней мотивацией и стремлением к саморазвитию, коэффициент корреляции равен 0,803 при уровне значимости р<0,01.
Анализ результатов изучения способности к саморазвитию выявил следующую картину: достаточно низкий уровень потребности будущих
специалистов в профессиональном саморазвитии (выпускников с высоким уровнем саморазвития - 0%, со средним уровнем саморазвития - 30% и с низким уровнем саморазвития - 70%). Мы можем предположить, что лишь небольшая часть выпускников будет стремиться к саморазвитию важных профессионально-личностных качеств и непрерывному профессиональному росту, что является необходимым условием становления специалиста-профессионала. Выпускники факультета физической культуры считают, что основная причина, которая больше всего мешает профессионально совершенствоваться, лучше учиться -недостаток силы воли и настойчивости себя заставить - 90%, затем следует недостаток времени - 10%.
Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком, к позиции сотрудничества и совместного поиска решений педагога и воспитанника у будущих учителей физической культуры была исследована с помощью методики И.И. Рыдановой. Результаты тестирования показали, что все испытуемые готовы к диалогу с ребенком, что свидетельствует о сформированной гуманной педагогической позиции студентов. Кроме того, 30% испытуемых имеют высокий уровень коммуникативной готовности, 70% испытуемых - средний уровень, низкий уровень коммуникативной компетентности не обнаружен. Хотелось бы отметить, что в общении с ребенком будущим учителям свойственно внимательное отношение к ребенку, тактичность, чуткость, умение устанавливать контакт с собеседником, стремление к поощрению ребенка, оказанию помощи стать ученику более уверенным в себе и в своих силах.
Обобщив полученные результаты интегративных характеристик
профессиональной направленности, мы получили, что количество респондентов с
высоким уровнем профессиональной направленности составляет 10% и характеризуется осмысленным
отношением к ценностям образования. При решении задач профессиональной деятельности данные студенты
демонстрируют творческую активность, самостоятельность, во взаимоотношениях с участниками учебного процесса -гуманно-педагогическую позицию.
Средний уровень
профессиональной направленности
наблюдается у 68% респондентов. Данные студенты характеризуются устойчивой познавательной активностью, умеют определять цель и планировать деятельность, применяют теоретические знания для решения практических задач, хотя деятельность носит репродуктивный характер.
Низкий уровень профессиональной направленности наблюдается у 32% респондентов, чья деятельность носит исполнительский характер, т.е. студент способен к выполнению отдельных технологических операций. При этом студент характеризуется ситуативной мотивацией учения отсутствием интереса к деятельности, отсутствием стремлений к профессиональному совершенствованию.
Обобщая результаты обследования студентов физкультурного факультета Нижегородского государственного
педагогического университета им. К. Минина на предмет выявления обобщённого уровня профессиональной направленности, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональная направленность, диагностируемая у студентов старших курсов физкультурного факультета, позволила зафиксировать недостаточную мотивационную заинтересованность
студентов педагогическим трудом. Почти все студенты желают работать и учиться творчески, характеризуют себя как творческие личности, но многие заблуждаются в осознании сути педагогического творчества, его условий и источников, процедуры принятия
творческих педагогических решений и роли личности учителя в процессе созидания.
2. Следует также подчеркнуть, что мотивация профессиональной деятельности имеет негативную структуру: доминирует внешняя отрицательная мотивации, затем идет внешняя положительная и наименее значимой является внутренняя мотивация. Вместе с тем наблюдается неоптимальный показатель мотивации профессиональной деятельности, когда внешняя мотивация превосходит внутреннюю; при этом соотношение внешних отрицательных выше внешних положительных, что выражается в слабом стремлении к приобретению новых знаний, к саморазвитию,в недостаточном осознании испытуемыми ценностной значимости профессиональной деятельности для своего личностного развития. Мы полагаем, что именно достаточный уровень сформированной внутренней мотивации позволяет говорить о сформированности профессиональной направленности студентов. Отсутствие внутренних мотивов профессиональной деятельности в мотивационной сфере студентов будет отражаться как на эффективности деятельности, так и на других аспектах жизни. Так, профессиональная деятельность может приобрести для человека статус «вынужденной».
3. В связи с низким уровнем потребности будущих специалистов в профессиональном саморазвитии, можно констатировать, что только немногие из будущих педагогов после завершения обучения будут стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию других личностных качеств, приводящих к становлению специалиста-профессионала.
4. Несмотря на весьма скромные результаты констатирующего среза по вышеизложенным параметрам, отрадно отметить, что разнообразие сформированности личностных черт в целом представляет широкие возможности
для обучения студентов педагогическому творчеству.
Таким образом, данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, свидетельствуют о том, что традиционный учебно-воспитательный процесс вуза недостаточно нацелен на
профессиональное саморазвитие будущего специалиста. Все это указывает на необходимость разработки целостной системы формирования у будущего педагога профессиональной
направленности. Обобщая совокупность выводов о сформированности
педагогической направленности у будущих педагогов, мы со всей определённостью пришли к убеждению о необходимости более раннего, чем вузовская ступень образования,
вовлечения будущих учителей в атмосферу увлечённости поиском педагогических истин и «открытий для себя» уже на начальной ступени непрерывного педагогического
образования - в педагогических классах, гимназиях.
Литература
1. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань : ЦИТ, 2003. - 608 с.
2. Анисимова, Е. А. Выявления механизма мотивационной сферы в беге на короткие дистанции / Е. А. Анисимова, Л. Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С. 7-13. Б01 10.145626/01_1111_01,Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/154.html (обращение 22.11.2015)
3. Антропова, Г. Р. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов технических вузов и вузов физической культуры / Г. Р. Антропова, С. М. Шишкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№ 2(35). - С. 21-27. Б01 10.145626/01_1111_03,Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/156.html (обращение 22.11.2015)
4. Афонькина, Ю. А. Генезис профессиональной направленности : автореферат дис. ... д-ра психолог. наук / Ю. А. Афонькина. -СПб., 2003. - 33 с.
5. Додонов, Б. И. О системе личности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. -С. 36-45.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И. А. Зимняя. - Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
7. Лебедева, О. В. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода / О. В. Лебедева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С. 89-96. DOI
10.14526/01_1111_13, Режим доступа: http://journal-
science.org/ru/article/166. html (обращение
22.11.2015)
8. Левицкая, И. А. Психологические основы формирования профессиональной направленности личности / И. А. Левицкая // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции «» (26-28 декабря 2012). АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» http://mosi.ru (обращение 13.11.2015)
9. Педагогика. (Курс лекций) : Учебное пособие / Под общ. ред. В. П. Сальникова. - СПб. : Фонд «Университет», 2003.
10. Педагогика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин ; под ред. С. Д. Неверковича. - 2-е изд., перераб. и доп. -М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
11. Повшедная, Ф. В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза / Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 1(9). - С. 45-52. Режим доступа:
http://mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vest nik (обращение 22.03.2015)
12. Повшедная, Ф. В. Концептуальные основы исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательно-воспитательной среде вуза / Ф. В. Повшедная, Т. В. Татьянина // Приволжский научный журнал. - 2011. - № 1. - С. 148-153.
13. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - С. 84-86.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2006. - 713 с.
15. Рыданова, И.
И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. -Минск : Беларус. навука, 1998. - 319 с.
16. Ярошевский, М. Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки / М. Г. Ярошевский. - М. : Политиздат, 1971. - 46 с.
References
1. Andreev V. I. Pedagogika [Pedagogics], Kazan : Center of Informational Technologies, 2003, 608 p.
2. Anisimova E. A., Nazarenko L.D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 7-13. DOI 10.145626/01_1111_01,Access mode: http://joumal-science.org/ru/article/154.html
3. Antropova G. R., Shishkina S.M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 21-27. DOI 10.145626/01_1111_03,Access mode: http://journal-science.org/ru/article/156.html
4. Afonkina Y. A. Genezis professional'noi napravlennosti [Genesis of professional orientation], abstract of the dissertation of the doctor of psychology, Saint Petersburg, 2003, 33 p.
5. Dodonov B. I. Voprosy psikhologii, 1985, No. 5, pp. 36-45.
6. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology], Rostov-on-Don: publishing house "Phoenix", 1997, 480 p.
7. Lebedeva O. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 89-96. DOI 10.14526/01_1111_13, Access mode: http://journal-science.org/ru/article/166.html
8. Levitskaya I. A.Psikhologicheskie osnovy formirovaniya professional'noi napravlennosti lichnosti [Psychological basis of personality's professional orientation formation], Psychological support of education: theory and practice : materials of International scientific-practical conference
Подано: 04.04.2016 г. Принято: 07.04.2016г.
(December, 26-28, 2012). Autonomous Noncommercial Organization of Higher Education "Interregional open social Institute" http://mosi.ru
9. Pedagogika [Pedagogics], Saint Petersburg : Fund "University", 2003.
10. Pedagogika fizicheskoi kul'tury [Physical culture pedagogics], Moscow : Publishing center "Academy", 2013, 368 p.
11. Povshednaya F. V., Lebedeva O.V. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, No. 1(9), pp. 45-52. Access mode: http://mininuniver.ru/scientific/scientific activities/vest nik
12. Povshednaya F. V., Tatyanina T.V.
Privolzhskii nauchnyi zhurnal, 2011, No. 1, pp. 148153.
13. Rean A. A. Psikhologiya i psikhodiagnostika lichnosti: Teoriya, metody issledovaniya, praktikum [Psychology and psychodiagnostics of a personality: Theory, research methods, practical work], Saint Petersburg : Praym-EVROZNAK, 2006, pp. 84-86.
14. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Basis of general psychology], Saint Petersburg : Piter, 2006, 713 p.
15. Rydanova I. I. Osnovy pedagogiki obshcheniya [The basis of pedagogics of communication], Minsk : Belarus nayka, 1998, 319 p.
16. Yaroshevskiy M. G. Psikhologiya v KhKh stoletii. Teoreticheskie problemy razvitiya psikhologicheskoi nauki [Psychology in the XXth century. Theoretical problems of psychological science development], Moscow : Politizdat, 1971, 46 p.
Лебедева Оксана Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет), ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия, 603950, E-mail: lebedeva-oksana. nn@yandex. ru
Батюта Марина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, Россия, 603950, E-mail: batyuta 71@,mail. ru