Научная статья на тему 'Взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнеров по профессиональному самоопределению воспитанников организаций для детей-сирот'

Взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнеров по профессиональному самоопределению воспитанников организаций для детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнеров по профессиональному самоопределению воспитанников организаций для детей-сирот»

• отличные коммуникативные навыки — умение находить общий язык с людьми, выстраивать вертикальные и горизонтальные связи;

• хорошие административные навыки — умение формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку [4]. Поведение наставника по отношению к обучаемому сотруднику должно быть основано на тактичности, терпении и дипломатичности.

Желание человека получать больше денег для удовлетворения своих материальных потребностей — явление вполне естественное. Для этого работникам многих профессий приходится осваивать смежные профессии. Но иногда необходимость в дополнительном трудовом обременении может быть вызвана не только желанием заработать, но и помочь предприя-

тию, на котором осуществляется профессиональная деятельность, при острой нехватке специалистов в той или иной сфере.

1. Смежные профессии: освоение смежных специальностей. — Режим доступа : http://ideiforbiz.ru/ smezhnye-professii-osvoenie-smezhnyx-specialnostej. html, свободный.

2. Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР от 15.06.1988 № 369/92-14-147/20/18-22.

3. Как обучить смежной профессии? — Режим доступа : https://www.kdelo.ru/qa/136369-qqkss8-kak-obuchit-smejnoy-professii, свободный.

4. Профессиональное наставничество. — Режим доступа : http://hr-portal.ru/article/professionalnoe-nastavnichestvo, свободный. — Загл. с экрана.

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Н. А. Серова, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Выбор профессии — важное решение в жизни любого человека. Для ребенка-сироты правильный выбор профессии является главной жизненной ценностью. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкиваются с трудностями при обучении в профессиональных образовательных организациях, а после их окончания, как правило, не могут устроиться на работу в силу того, что неправильно выбрали специальность либо эта работа слишком сложна для них.

Эта проблема, оставаясь актуальной, постоянно направляет научный и практический поиск на совершенствование подготовки данной категории молодежи к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению.

Происходящие в стране изменения социального, экономического и нравственно-этического характера вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени содействует про-

фессиональной ориентации, которая является основным условием свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям общества, но и ее возможностям, интересам и способностям.

Современный детский дом официально декларируется как образовательная организация, призванная подготовить воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе, самореализации в выбранной профессии.

Одним из ведущих факторов этой успешности является профессиональное самоопределение. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.

Практика показывает, что успех профориен-тационной работы в данном направлении напря-

мую зависит от четкого взаимодействия государственных структур, образовательных организаций разных типов (детского дома, школы, профессиональной образовательной организации), служб занятости населения, промышленных предприятий, готовых оказать поддержку данной категории молодежи.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной организацией для детей-сирот, является создание условий для профессионального самоопределения воспитанников посредством совместной деятельности с образовательными организациями разных типов и социальными партнерами.

Данная задача в настоящее время решается путем:

• выявления способностей, интересов и склонностей воспитанников к различным профессиям;

• формирования адекватной самооценки, стремления к самовоспитанию и профессиональному самоопределению;

• участия воспитанников в профессиональных пробах;

• развития у воспитанников стремления быть успешными и конкурентоспособными;

• воспитания у подростков положительного отношения к труду и будущей профессии;

• создания условий для взаимодействия детского дома с организациями разных типов по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения воспитанников. Организация проф-ориентационной работы в детском доме предполагает целенаправленную деятельность команды специалистов: педагогов-психологов, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, инструкторов по труду и др.

Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа в детском доме, строится с учетом возрастных особенностей детей и подростков.

Профориентация дошкольников и младших школьников предусматривает введение в мир профессий. На данном этапе работа носит информационный характер, используются такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также практический характер — дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности. Возможны следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выпол-

нении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.

Работа по формированию профессионального самоопределения детей среднего школьного возраста приобретает диагностический характер (выявляются желания ребенка, его интересы, профессиональные склонности и т. д.). Большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации, направленная на развитие потребности и желания осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные качества, профессиональное консультирование. Важное значение приобретает совместная деятельность различных специалистов: педагога-психолога, медицинского работника, социального педагога, специалистов центра занятости населения, социальных партнеров.

В работе с подростками особую роль играет практическая деятельность, то есть знакомство воспитанников с различными профессиями в процессе вовлечения их в трудовую деятельность по выбранной специальности, погружение в реальные жизненные отношения в трудовом коллективе, профессиональные пробы. Деятельность информационного характера осуществляется в виде индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также обучения правовой, финансовой и экономической грамотности, формирования представлений о профессиональном росте. Психологическая подготовка, основанная на диагностическом материале и личностно ориентированном подходе, направлена на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей.

В настоящее время (с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходят значительные изменения условий проживания и воспитания на максимально приближенные к семейным, позволяющие обеспечивать качественную подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, организацию сопровождения социально-профессиональной адаптации до достижения воспитанниками 23-летнего возраста.

Так, детский дом Осинниковского городского округа работает как семейный детский дом с 1994 года. Такая система способствует формированию у воспитанников необходимых жизненных компетенций, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям самостоятельной жизни, они приобретают индивидуальный социальный опыт в условиях семьи. Основным направлением педагогической деятельности этого детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе к осознанному выбору ими будущей профессии.

Если раньше основной задачей педагогов в этом направлении являлась подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас расставлены иные акценты:

• созданы условия для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения в различные виды труда в соответствии со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;

• осуществляется подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

• развиваются предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честности и порядочности;

• у выпускников детского дома формируется профессиональная компетентность в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

• созданы условия для овладения современными экономическими знаниями, формирования экономического мышления, в том числе и включения выпускников в реальные производственно-экономические отношения;

• воспитывается культура личности во всех направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура).

Особое внимание уделяется подготовке воспитанников к правильному выбору профессии, позволяющей им не только теоретически знакомиться с миром профессий, но и получать информацию о конкретных профессиях от специалистов в ходе встреч с работниками центра занятости населения, представителями различных специальностей. Воспитанники детского дома участвуют в профессиональных пробах как в профессиональных образовательных организациях города (Осинниковского политехнического техникума и Осинниковского горно-

технического колледжа), так и на предприятиях города и области (ООО «Русский дом» г. Новокузнецка, ООО «Кузьминъ», Осинниковский городской округ), в учреждениях здравоохранения (городская больница Осинниковского городского округа), являющихся социальными партнерами образовательной организации. Через профессиональные пробы происходит знакомство воспитанников с группой профессий, содержанием, характером и условиями труда, формируются допрофессиональные умения и навыки.

В детском доме функционируют: столярная мастерская, швейный цех, прачечная, кухня, профилакторий, библиотека, изостудия, творческие объединения («Колорит», «Мягкая игрушка», хореография, вокал, театрализация, брейк-данс). Благодаря этому воспитанники с дошкольного возраста знакомятся с различными профессиями: столяр, плотник, сантехник, электрик, швея, повар, кухонный рабочий, воспитатель, библиотекарь, младший воспитатель, медицинская сестра, прачка, уборщик помещений и др. Сотрудники детского дома выступают в профессиональных пробах наставниками для воспитанников.

На протяжении пяти лет в рамках совместной деятельности детского дома и Осинниковского политехнического техникума и Осинниковского горнотехнического колледжа проводятся профессиональные пробы для воспитанников детского дома, обучающихся в 8-9-х классах общеобразовательных школ, по профессиям: сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, электрослесарь подземный, продавец-кассир, повар, швея, оператор ЭВМ, бухгалтер, буровик, геолог, строитель, мастер-разработчик.

Педагогами детского дома совместно с социальными партнерами организуются экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми разных профессий, с выпускниками детского дома, получившими профессию, посещение дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях города и области, а также различные профориентационные мероприятия, такие как Фестиваль профессий, квесты, профориентационные уроки, деловые игры и др.

Сотрудничество с Распадской уголной компанией (РУК) «ЕВРАЗ» осуществляется на основании плана совместной деятельности по профессиональному самоопределению воспитанников, предполагающему встречи с ветеранами шахтерского труда, посещение музея шахтерской славы РУК «ЕВРАЗ» в Новокузнецке, экскурсии на промышленные предприятия компании, участие в профориентационных меропри-

ПУТЬ В ПРОФЕССИИ

ятиях «Посвящение в горняки», «Наша смена» и др. На протяжении многих лет успешно осуществляется сотрудничество с ЗАО «Кузбасская ярмарка». Это участие воспитанников в специализированных выставках-ярмарках «Сибдача-осень», «Медовый рай», «Накануне Рождества. Город мастеров», «Сибирский строительный форум» и др. В 2014 году, благодаря победе в грантовом конкурсе РУК «Современные инструменты профориентации», в детском доме был открыт современный кабинет профориентации, оборудованный компьютерами, обеспеченный необходимой методической литературой, который успешно функционирует уже на протяжении четырех лет.

Опыт детского дома Осинниковского городского округа по социально-профессиональной адаптации выпускников был положен в основу деятельности федеральной экспериментальной площадки КРИРПО по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Детский дом выступает соисполнителем и ресурсным центром, координирующим деятельность муниципальной системы образования и социальных партнеров.

В ходе работы площадки решены следующие задачи:

— апробирована муниципальная модель сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по сопровождению

социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;

— разработаны нормативно-правовые документы различных уровней, обеспечивающие взаимодействие образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;

— заключены договоры о взаимодействии образовательных организаций разных типов, учреждений социальной защиты, предприятий, служб занятости по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников на уровне муниципалитета;

— разработана и апробирована модель взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.

По итогам деятельности федеральной экспериментальной площадки будут разработаны научно-методические рекомендации по реализации модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.

В настоящее время экспериментальная деятельность педагогического коллектива МКОУ «Детский дом» направлена на обобщение опыта сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников, успешную адаптацию выпускников к условиям рынков образовательных услуг и труда муниципалитета и региона.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ТЕХНИКУМЕ

Е. А. Равковская, заместитель директора по учебно-методической работе Березовского политехнического техникума

Сегодня рынок труда предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке выпускника техникума, так как от степени его профессионализма, уровня сформирован-ности общих и профессиональных компетенций зависит эффективность не только самого выпускника, но и предприятия в целом. Изменения социально-экономической, демографической ситуации в Кузбассе определяют приоритетные направления совершенствования профориентационной работы в учреждениях

профессионального образования. На первый план выходит ранняя профориентация молодого поколения, а также плотное взаимодействие с социальными партнерами.

Основной целью профориентацион-ной работы в Бере-

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №4 (59) 2018

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.