Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как фактор формирования потребности в труде'

Профессиональная ориентация как фактор формирования потребности в труде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ТРУД / LABOUR / ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ТРУД КАК ПЕРВАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / LABOUR AS FIRST VITAL NEED / ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДЕ / THE FORMATION OF LABOUR REQUIREMENTS / THE NEED FOR LABOUR / BE BOUND BY LABOUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Землянухина С. Г.

Дано обоснование роли и значения системы профессиональной ориентации как фактора формирования потребности в труде, приведены аргументы в пользу всеобщности и обязательности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substantiation of the role and importance of vocational guidance systems as a factor shaping the labour needs, are the arguments in favour of universality and mandatory labour.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как фактор формирования потребности в труде»

научный журнал

С.Г. Землянухина

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина,

г. Саратов, Россия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДЕ

Аннотация: Дано обоснование роли и значения системы профессиональной ориентации как фактора формирования потребности в труде, приведены аргументы в пользу всеобщности и обязательности труда.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, труд, потребность в труде, обязательность труда, труд как первая жизненная потребность, формирование потребности в труде.

Проблемы формирования потребности в труде были предметом рассмотрения ученых в советский период, когда во всех учебниках политической экономии социализма излагались закономерности развития социалистического производства, формирование коммунистического труда и постепенное превращение труда в первую жизненную потребность. Коммунистический труд характеризовался как труд на пользу всего общества, ставший для всех первой жизненной потребностью, предполагающий появление у всех членов общества привычки, внутренней потребности работать добровольно, без всякой регламентации со стороны общества. Трактовка обязанности трудиться совпадала с внутренней потребностью каждого члена общества, формирующейся на основе глубокого понимания и осознания общественного интереса.

В статье 40 Конституции СССР было записано, что граждане СССР имеют право на труд, а в статье 60 Конституции СССР - что добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР [1]. То есть, в Советском Союзе труд рассматривался как обязанность и как дело чести, доблести и геройства, провозглашалось, что по мере продвижения к коммунизму труд становится внутренней потребностью человека. Формированию положительного отношения к труду способствовало также обоснование и претворение в жизнь принципа социалистического хозяйствования и распределения «от каждого по способностям - каждому по труду».

Большое внимание уделялось условиям превращения труда в первую жизненную потребность, в которых сочетались объективные материальные условия преобразования трудовых функций, улучшение и

научный журнал

оздоровление условий труда с идеологическими факторами воспитания коммунистического отношения людей к труду. То есть формирование потребности человека в труде происходило под влиянием таких факторов как объективные, характеризующие содержание, условия и организацию труда, и субъективные - воспитание как процесс целенаправленного, сознательного, систематического воздействия общества на индивида для формирования у него определенных личностных качеств, к которым относится и потребность в труде. Если рассматривать с точки зрения длительной исторической ретроспективы, то эволюция отношения к труду общества отражает эволюцию самого труда. С позиций общества отношение к труду представляет собой социально -экономическую сторону труда, которая, с одной стороны, объективно обусловлена, определяется содержанием труда, а с другой стороны, отражает отношение общества к оценке роли и места труда в развитии общества, то есть представляет собой единство объективного и субъективного. На наш взгляд, направления формирования отношения к труду в советском обществе соответствовали как прогрессивным тенденциям развития, так и общечеловеческим ценностям, выраженным даже в христианских заповедях. Известный проповедник и учитель Слова Божия Сандей Аделаджа в своей книге «Успех во всем» так раскрывает блаженство (благословение) работы: «Работа - это Божий дар, это единственный способ раскрыть способности человека, обнаружить его потенциал, его таланты, знания. Если Вы не будете работать, то не узнаете, насколько Вы талантливы. Работа - это ключ к познанию себя, ключ к Вашему откровению» [2]. Труд свят и угоден Богу, потому что Сам Бог - Труженик [2].

Показательно в этом плане то, что в Конституции такой страны с развитой рыночной экономикой, как Япония в статье 27 записано, что все имеют право на труд и обязаны трудиться. В Конституции Российской Федерации статья об обязательности труда исключена, говорится о праве на труд и запрете принудительного труда [3]. То есть, рыночное реформирование российской экономики ознаменовалось отказом от принципов всеобщности и обязательности труда и гарантированного обеспечения граждан рабочими местами. Массовая безработица, социальное расслоение и дифференциация доходов, распространение бедности населения, явившиеся спутниками проводившегося реформирования, явились факторами изменения отношения к труду и его оценки, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества. Произошло падение престижа честного добросовестного труда, утрата ценностей профессионализма, возникновение установки на быстрое обогащение, никак не подкрепляемое представлением о полезности труда для общества в целом, снижение престижа знаний.

научный журнал

"Ядро", суть потребности в труде составляет потребность человека в самореализации и самоутверждении посредством реализации своих способностей в трудовой деятельности [4]. Именно из неё, по мере развития способностей, вытекает тенденция превращения труда в первую жизненную потребность. Однако в реальной практике имеется противоречие между содержанием, условиями, организацией труда на конкретном рабочем месте и внутренними устремлениями к труду, между объективно определенными трудовыми функциями, задаваемыми рабочим местом, и личными способностями, интересами и потребностями человека. Изнурительный физический труд, лишенный творческого содержания, и со стороны общества, и со стороны самого работника не рассматривается как достойный труд, он вряд ли может являться потребностью человека. Формой разрешения противоречия между объективно определенными трудовыми функциями, задаваемыми рабочим местом, и личными способностями, интересами и потребностями человека выступает профессиональная ориентация.

Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для граждан, в особенности молодежи, возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах [5].

Основными формами профессиональной ориентации молодежи являются: [5].

- профессиональное просвещение и профессиональное информирование - организованное информирование о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально -психологическим особенностям личности,

- профессиональная диагностика. направленная на максимальное выявление потребностей, интересов и склонностей каждого человека на разных возрастных этапах,

- профессиональная консультация - предоставление молодому человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим, психофизическим особенностям на основе результатов диагностики,

- профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональная пригодность - соответствие данных личности требованиям выбираемой

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

профессии, возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.

- профессиональная и социальная адаптация как один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы.

В результате инициируемого и управляемого обществом многоаспектного и непрерывного процесса взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, направленных на осознанное профессиональное самоопределение индивида, освоение им профессии и осуществление профессионального самосовершенствования,

обеспечивается баланс между потребностями экономики в кадрах и собственными способностями и предпочтениями индивида, индивид эффективно интегрируется в общественное разделение труда [6]. С точки зрения формирования потребности в труде правильное определение степени профессиональной пригодности человека, соответствия данных личности требованиям конкретной профессии и возможностей человека по овладению этой профессией лежит в основе успешности овладения профессией и степени удовлетворенности человека своим трудом. Об этом в трактате на тему выбора профессии говорил еще К. Маркс: «Если же мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будем убедиться в своей собственной неспособности и сказать себе, что мы — бесполезные существа на свете, что мы являемся такими членами общества, которые не могут осуществить свое призвание»

[7].

Для формирования потребности человека в труде важны все формы профессиональной ориентации, однако важнейшее значение имеет трудовое воспитание. Отношение к труду как к потребности в системе ценностных ориентаций личности формируется и закладывается на протяжении всей жизни человека в процессе социализации личности: воспитания, образования, трудовой деятельности. Причем для формирования потребности в труде необходимо сочетание добровольности и обязательности выполнения трудовых обязанностей Мотивом к добровольности труда выступает то, что посредством труда удовлетворяется потребность человека в самоутверждении, в познании, развитии и реализации собственных возможностей, в получении признания со стороны других людей, что находит выражение в положительной оценке труда, в признании его значимости. Но обязательным элементом формирования потребности в труде выступает также и обязательность труда, его необходимость. Распространение и

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

внушение через различные формы идеологической работы положений о том, что труд нужен людям как способ выполнения своего общественного, гражданского долга перед другими людьми, перед обществом, что, следовательно, любой работоспособный гражданин обязан вносить свою долю в общественный труд, формирует ценностные ориентации и нравственные принципы. Существуют морально-этические принципы, законы справедливости и долга, которые обязан уважать и в соответствии с которыми должен жить каждый человек. К числу таких законов относится жизненное правило необходимости посильного участия в труде как способа выполнения своего долга перед другими людьми, перед обществом. На этом основании считаю, что необходимо восстановить в Конституции Российской Федерации статью об обязательности труда, а также принять закон о всеобщей трудовой обязанности. Следует согласиться с мнением по поводу обязательности труда Т. Воеводиной, которая считает: «нам нужен всеобщий труд всех работоспособных граждан. Другим народам, может, и не требуется, а нам — нужен. В нашей северной стране, где и урожаи ниже, и себестоимость любой продукции выше, чем в более благодатных местностях, потому как огромны расходы на отопление и транспорт, мы не можем себе позволить значительного числа неработающих граждан. Не будем их называть тунеядцами, но факт остаётся фактом: у нас не создаётся достаточного общественного продукта для прокорма неработающих. А уж если мы хотим развиваться, если мы имеем международные амбиции, если желаем поддерживать статус великой державы, то необходимость всеобщего труда — неоспорима и безусловна» [8]. Что касается профессиональной ориентации, то она выступает фактором формирования потребности в труде, так позволяет выбрать такую профессию, которая соответствует способностям и наклонностям человека, обеспечивает эффективность и комфортность трудовой деятельности, становится средством самоутверждения и самовыражения личности, источником глубокого удовлетворения, когда человек наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил [9], [10].

Библиографический список

1. Конституция СССР (1977)/редакция 26 декабря 1990 года// https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_

2. http://www.church.uz/page_id275/

3. Статья 37 Конституции Российской Федерации// http://konstitucija.ru/

4. Диссертации по гуманитарным наукам. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-potrebnosti-v-trude-kak-osnovy-vospitaniya-novogo-cheloveka-metodologicheskiy-aspekt#ixzz4YvYWlSPA

5. Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. URL: http://naviny.org/2014/03/31/by3397.htm

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал

6. Фурсов А. Л. Социально-экономическая эффективность системы профориентации населения региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Саратов 2014.

7. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. // Профессиональная ориентация. - 2015. - № 1. - С. 3-6.

8. Татьяна Воеводина Белый кот на воеводстве // Газета «Завтра». 3 ноября 2016. Выпуск №44 (1196). 8 полоса

9. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - N 8. - С. 467-471.

10. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661

S.G. Zemlyanukhina

Professional orientation as a factor in the formation of the need for work

Abstract. The substantiation of the role and importance of vocational guidance systems as a factor shaping the labour needs, are the arguments in favour of universality and mandatory labour.

Keywords: vocational guidance, labour, the need for labour, be bound by labour, labour as first vital need, the formation of labour requirements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.