Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение личности'

Профессиональное самоопределение личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1482
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кретова Н. А.

Целью профессионального образования, определенной в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of vocational training certain in the concept of modernization of the Russian formation for the period till 2010, preparation of the qualified employee, competitive on a labour market, competent, responsible, freely owning the trade and focused in adjacent spheres of activity is.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КРЕТОВА Н.А.

Целью профессионального образования, определенной в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.

В настоящее время выявляется потребность в усилении внимания к проблемам профессионального самоопределения будущих специалистов, углубления представлений о его основных закономерностях, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения).

В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Активное воспроизводство человеком этого опыта происходит в процессе социализации, под которым понимается «сложное социальнопсихологическое явление, представляющее собой и процесс, и отношения, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности» (В.В. Новиков).

Но освоение социального опыта индивидуально. Одни и те же ситуации воспринимаются и переживаются людьми по-разному. Значит, формирование личности происходит на основе двух одновременных процессов - социализации и индивидуализации. Процесс социализации осуществляется не только в социальных институтах (школе, колледже и т. п.), но и в различных неформальных объединениях. По Б.Г. Ананьеву, социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях: 1) становление человека как личности; 2) становление человека как субъекта деятельности. При этом свою индивидуальность человек приобретает в процессе социализации и социальной адаптации.

В исследовании проблем самоопределения личности наметилось несколько подходов. К примеру, П.Г. Щедровицкий смысл самоопределения личности видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении пересмотреть собственную сущность.

Р.М. Гинзбург и В. Франкл личностное самоопределение связывают с ценностями, с потребностями поиска и определения смысла жизни, с ориентацией на будущее. В.Ф. Сафин и Г.П. Ников описывают «самоопределяющуюся личность» как ориентированную на групповые, коллективные и общественные ценности. К.А. Абульханова-Славская в самоопределении личности выделяет центральное звено как осознанное стремление занять определенные позиции в жизни, как проявление собственной активности.

Для специалиста профессия как таковая, так же как и социальная роль, выступают в качестве средств для реализации его жизненного самоопределения (выбора социальной роли, жизненного стиля и образа жизни). Важную роль в формировании профессионального самоопределения учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования играет выбор рода деятельности (профессиональная ориентация, профессиональная консультация, определение профессиональной пригодности). Е.А. Климовым исследованы проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности. Результаты этого исследования позволили разработать критерии профессиональной пригодности по широкому кругу профессий, чтобы вплотную подойти к разработке интегрированной системы профессиональной ориентации с использованием компьютерной техники.

The purpose of vocational training certain in the concept of modernization of the Russian formation for the period till 2010, preparation of the qualified employee, competitive on a labour market, competent, responsible, freely owning the trade and focused in adjacent spheres of activity is.

Главной целью профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, является «постоянное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности» (цитируется по Е.А. Петановой и А.А. Реан, 15, с. 102).

H.С. Пряжниковым выделены специфические задачи профессионального самоопределения:

I. Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.

2. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).

3. Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.

4. Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.

Из вышеизложенного можно заключить, что идеальное представление о себе как профессионале и личности, имеющей определенную социальную роль и общественный статус, у подростка или юноши базируется на основе его профессионального Я. Для формирования этого образа (Я-профессионального) необходим достаточно высокий уровень самосознания, позволяющий адекватно определять свои способности и возможности для овладения конкретной профессией (специальностью).

Следовательно, профессиональное самоопределение - это своего рода способ оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, «предъявляемых» профессией к личностным качествам, психологическим способностям и психофизиологическим возможностям человека (прерогатива профессиографии). С другой - каждый человек располагает собственной психофизиологической конституцией, своими индивидуально-психологическими особенностями, своим здоровьем и способностями. Оптимальная регуляция «взаимоотношений» человека и профессии на основе изменения (в определенных пределах) личностных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности и способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Этот процесс формирования индивидуального стиля А. Маслоу определяет как феномен «самоактуализация». В общем смысле под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация есть желание «стать тем, кем ты можешь стать». Это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего жизненного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.