ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КРЕТОВА Н.А.
Целью профессионального образования, определенной в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.
В настоящее время выявляется потребность в усилении внимания к проблемам профессионального самоопределения будущих специалистов, углубления представлений о его основных закономерностях, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения).
В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Активное воспроизводство человеком этого опыта происходит в процессе социализации, под которым понимается «сложное социальнопсихологическое явление, представляющее собой и процесс, и отношения, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности» (В.В. Новиков).
Но освоение социального опыта индивидуально. Одни и те же ситуации воспринимаются и переживаются людьми по-разному. Значит, формирование личности происходит на основе двух одновременных процессов - социализации и индивидуализации. Процесс социализации осуществляется не только в социальных институтах (школе, колледже и т. п.), но и в различных неформальных объединениях. По Б.Г. Ананьеву, социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях: 1) становление человека как личности; 2) становление человека как субъекта деятельности. При этом свою индивидуальность человек приобретает в процессе социализации и социальной адаптации.
В исследовании проблем самоопределения личности наметилось несколько подходов. К примеру, П.Г. Щедровицкий смысл самоопределения личности видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении пересмотреть собственную сущность.
Р.М. Гинзбург и В. Франкл личностное самоопределение связывают с ценностями, с потребностями поиска и определения смысла жизни, с ориентацией на будущее. В.Ф. Сафин и Г.П. Ников описывают «самоопределяющуюся личность» как ориентированную на групповые, коллективные и общественные ценности. К.А. Абульханова-Славская в самоопределении личности выделяет центральное звено как осознанное стремление занять определенные позиции в жизни, как проявление собственной активности.
Для специалиста профессия как таковая, так же как и социальная роль, выступают в качестве средств для реализации его жизненного самоопределения (выбора социальной роли, жизненного стиля и образа жизни). Важную роль в формировании профессионального самоопределения учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования играет выбор рода деятельности (профессиональная ориентация, профессиональная консультация, определение профессиональной пригодности). Е.А. Климовым исследованы проблемы профессионального отбора, профессиональной ориентации и индивидуального стиля деятельности. Результаты этого исследования позволили разработать критерии профессиональной пригодности по широкому кругу профессий, чтобы вплотную подойти к разработке интегрированной системы профессиональной ориентации с использованием компьютерной техники.
The purpose of vocational training certain in the concept of modernization of the Russian formation for the period till 2010, preparation of the qualified employee, competitive on a labour market, competent, responsible, freely owning the trade and focused in adjacent spheres of activity is.
Главной целью профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, является «постоянное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности» (цитируется по Е.А. Петановой и А.А. Реан, 15, с. 102).
H.С. Пряжниковым выделены специфические задачи профессионального самоопределения:
I. Постоянное формирование общей готовности к будущей трудовой жизни и профессиональному самоопределению.
2. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы).
3. Психолого-педагогическая помощь при овладении уже выбранной профессией в профессиональном учебном заведении, на работе.
4. Самосовершенствование при выполняемой трудовой деятельности.
Из вышеизложенного можно заключить, что идеальное представление о себе как профессионале и личности, имеющей определенную социальную роль и общественный статус, у подростка или юноши базируется на основе его профессионального Я. Для формирования этого образа (Я-профессионального) необходим достаточно высокий уровень самосознания, позволяющий адекватно определять свои способности и возможности для овладения конкретной профессией (специальностью).
Следовательно, профессиональное самоопределение - это своего рода способ оптимизации отношений человека с профессией. С одной стороны, имеется ряд требований, «предъявляемых» профессией к личностным качествам, психологическим способностям и психофизиологическим возможностям человека (прерогатива профессиографии). С другой - каждый человек располагает собственной психофизиологической конституцией, своими индивидуально-психологическими особенностями, своим здоровьем и способностями. Оптимальная регуляция «взаимоотношений» человека и профессии на основе изменения (в определенных пределах) личностных интересов и мотивов в наибольшей степени определяет процесс профессионального самоопределения личности и способствует выработке индивидуального стиля деятельности. Этот процесс формирования индивидуального стиля А. Маслоу определяет как феномен «самоактуализация». В общем смысле под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация есть желание «стать тем, кем ты можешь стать». Это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего жизненного потенциала.