- известия вгпу. пе,
Н.Е. СКРИПОВА (Челябинск)
теоретико-методологические подходы к изучению ориентации школьников на рабочие профессии
Обозначена актуальность проблемы популяризации рабочих профессий. Описываются теоретико-методологические подходы к изучению ориентации школьников на рабочие профессии путём анализа понятий «профессия» и «рабочие профессии». Данные дефиниции рассматриваются на основе нормативно-правовых документов с позиций исторической конструкции, а также интерпретации современной научной литературы.
Ключевые слова: учащиеся, образовательная организация, профессия, рабочие профессии, признаки рабочих профессий.
Популяризация рабочих профессий - приоритетная задача инновационного социально-экономического развития России. В то же время, как показывает анализ, во-первых, квалификационный уровень рабочих сегодня уступает современным потребностям рынка труда, а во-вторых, ощущается острая нехватка рабочих на промышленных предприятиях всех регионов Российской Федерации. Сложившаяся ситуация со всей очевидностью ставит перед системой образования совершенно новые геополитические задачи в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих для экономики страны.
На наш взгляд, одной из «точек прогрессии» в повышении престижа рабочих профессий является развитие ценностной ориентации учащихся всех уровней общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего образования) на рабочие профессии. в нашем исследовании описываются теоретико-методологические подходы к изучению ориентации школьников на рабочие профессии в аспекте логики развития научного знания [6, с. 9-13].
Рассмотрим дефиниции «профессия», «рабочие профессии» с позиций исторической конструкции и современной интерпретации.
Первоначально необходимо отметить, что предлагаемая тема не является предметом активного изучения современных исследова-
гогические науки -
телей. Тем временем бизнес структуры, промышленные предприятия, общество и государство обозначают приоритеты по популяризации рабочих профессий. При этом необходимо отметить особое внимание к данному вопросу со стороны средств массовой информации.
В последнее время достаточно много и активно проводятся различные информационно-культурные массовые мероприятия (Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии», национальный чемпионат WorldSkillsRussia, национальный профориентационный фестиваль «Профи», Всероссийский форум рабочей молодёжи, отраслевое медиасотрудничество вузов и компаний «UTimeNews» (на примере топливно-энергетического комплекса), Всероссийский конкурс рисунков и творческих работ «Человек труда», Всероссийские парады профессий, региональные конкурсы «славим человека труда» и т.п.).
Анализ нормативных документов показывает, что в ст. 11 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» применяется следующая терминология: «квалифицированные рабочие (служащие) и профессии рабочих» [19]. В нормативных и правовых документах разного уровня в отношении нашего поля исследования находим следующую терминологию: «профессии рабочих», «рабочие профессии», «квалифицированные рабочие» [9; 10; 12; 13; 19].
Для теоретико-методологического исследования выбираем понятие «рабочие профессии». с целью подготовки определения концепта «рабочие профессии» выделим существенные признаки. Анализ научной (т.л. Александрова [1], Л.А. Гордон [2], А.В. Золотова [4], Ю.Г. Савина [14], В.А. Соболев [15]) и энциклопедической [16, с. 1086] литературы показывает, что существенными признаками дефиниции «профессия» можно выделить «механизм специализации трудовой деятельности», «способы включения в трудовую деятельность», «основной род занятий», «подготовленность работника».
Многозначность данного понятия подтверждается и тем обстоятельством, что, когда мы адресуемся к научным классическим работам К. Маркса [8], В. Зомбарта [5], Э. Дюрк-гейма [3], Г. Спенсера [17], то конструкция исторических воззрений дозволяет обнару-
О Скрипова Н.Е., 2015
жить направления эволюции профессии и становление ее как социального института.
К. Маркс к особенностям профессии относит материальное производство, экономические потребности, а также разделение труда. Классик называет потребность в прибавочной стоимости главной особенностью в понимании профессии [8]. Данная позиция в понимании феномена «профессия» является, на наш взгляд, односторонней.
У Г. Спенсера появляется описание такого явления, как «свободные профессии», т.е. профессии, представители которых олицетворяют задачи «возвышения жизни» [17, с. 375]. Социолог к данной группе профессий относит профессии, которые исполняют и духовные функции, и функции управления обществом, в частности, к ним относятся учителя, учёные, судьи и др. О других группах профессий находим высказывания с выражением «регулирование труда». данные обстоятельства дают все основания констатировать, что во взглядах Г. Спенсера налицо многозначность понятия «профессия».
В своих трудах Э. Дюркгейм анализирует понятие «профессиональная группа», выделяя класс «экономические профессии» [3]. При этом необходимо отметить интересный для нашего исследования факт, что учёный понятие «профессиональная группа» соотносил с понятием «профессиональная этика».
В. Зомбарт, исследуя основные особенности профессии, выделяет труд ремесленника, в основе которого лежит призвание человека в жизни. он стремится глубже понять особенности труда ремесленника и выделяет такие признаки, как честь профессиональная, гордость профессиональная, опыт профессиональный, тайна профессиональная [5]. В открытиях В. Зомбарта имеются серьёзные основания, которые можно использовать и при развитии ценностной ориентации школьников на рабочие профессии.
достаточно видный след в современном учении о профессии мы находим в трудах В.Г. Подмаркова [11] и В.Г. Струмилина [18], который содержательной основой профессии определяет способности и умения, которые, в свою очередь, являются результатом специальной подготовки (обучения) [Там же]. Выводы В.Г. Струмилина ценны для нас, т. к. в их основе лежит прикладная направленность.
В.Г. Подмарков [11] связывает понятие «профессия» с подготовленностью человека к трудовым функциям. также учёный выделя-
а школы -
ет критерии и признаки овладения человеком профессией. Простота позиции В. Г. Подмар-кова заключается, на наш взгляд, ещё и в том, что в его трудах профессии делятся на «низшие» и «высшие», но данные выводы не соотносятся с нашей концепцией ориентации школьников на рабочие профессии.
Очевидно, что анализ классических трудов и современных исследований позволил получить суждение об этом многозначном в интерпретации и сложном в выделении критериев и признаков понятии «профессия».
Анализ профессии как особенного вида активности человека даёт основание отнестись к нему с субъективной и объективной позиций. Объективная позиция анализируемой дефиниции характеризуется как присутствие специальной подготовки или обучения, средство реализации жизненных планов работника; субъективная позиция - рефлексивными представлениями человека о содержании и характере деятельности. данные представления состоят из удовлетворённости человеком профессией, настроенностью на профессию и принятием профессиональных ценностей.
Проинтерпретируем данные выводы. Рассмотрение профессии как вида трудовой деятельности основывается на деятельностной парадигме с общественно полезным контекстом. В первом направлении основой является экономическая составляющая, которая выражается в получении дохода или заработка (стабильного, устойчивого, гарантированного). Второе направление определяется доминантами, которые устанавливают содержание трудовой деятельности со следующими признаками: «специальное (профессиональное) образование», «специальная (профессиональная) подготовка», «специальные (профессиональные) знания, умения и навыки». Одним словом, обнаруживаются составляющие, сопряжённые с необходимостью специальной (профессиональной) подготовки.
В третьем направлении толкование профессии сопряжено с принадлежностью работника к определённой профессиональной группе. Его мы находим ещё у Г. Спенсера и у Э. дюркгейма. В таких интерпретациях «ударения», указывающие на признаки, определяются ценностными предпочтениями.
Нельзя обойти и тот факт, что есть и другие определения дефиниции «профессия», которые мы не можем отнести ни к одному из выделенных нами направлений. Дадим краткую характеристику данной ситуации.
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
Известный исследователь в области организации профессионального консультирования и профессиональной ориентации обучающихся Е.А. Климов показывает в своих определениях только психологическую природу профессии и под профессией предлагает понимать проявление человеком трудовой активности, которая имеет нормативно заданные цели и осуществляется определёнными способами трудовой деятельности. Особенно важно указать на то, что ученый в качестве признаков выделяет функции труда, а также условия (предметные и социальные) [7, с. 10]. В данном определении, на наш взгляд, отсутствует экономическая составляющая, но достаточно «выпукло» показана значимость профессии как социального института.
Обратимся к мнению ещё одного учёного Т.Л. Александровой, которая, как мы заметили, соглашается по основным позициям с мнением Е.А. Климова. Она показывает в профессии определённый «социальный механизм», который приспосабливается для исполнения «дифференциации и специализации трудовой деятельности на видовом и внутривидовом уровне» [1, с. 198].
Достаточно очевидно, что обозначенное выше определение заслуживает внимания, но, на наш взгляд, представляет собой слишком обобщённую характеристику. Совершенно очевидно, «деликатность» позиции автора состоит, по нашему мнению, в том, что дифференциация труда представляется в контексте внутривидового и видового уровней. Однозначно, что именно данный подход дифференциации дозволяет понять тенденции развития всей палитры рабочих профессий.
учитывая обозначенные нами выводы, можно сказать, что рабочий - это не отдельная профессия, а большая совокупность сходных профессий. При изучении различной научной, словарной и энциклопедической литературы мы нашли принятое для этого концепта особое обозначение - «профессиональное поле», вследствие чего выходит, что профессиональное поле рабочих профессий - это множество самостоятельных автономных отдельных групп профессий. Подтверждение наших выводов находим в Перечне профессий рабочих [10], которые объединены в отдельные группы, например: «Профессии общие для всех отраслей экономики», «литейные работы», «Сварочные работы», «Кузнечно-прессовые и термические работы», «механическая обработка метал-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
лов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска» и т.п. [Там же].
Таким образом, рассмотрение теоретико-методологических подходов к изучению ориентации школьников на рабочие профессии позволило нам определить основные особенности понятий «профессия» и «рабочие профессии». Данное исследование будет способствовать проникновению в механизм осуществления ориентации на рабочие профессии в практике работы современной образовательной организации.
список литературы
1. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/917/148/1217/002. ALEXANDROVA.pdf (дата обращения: 12.09.2012).
2. Гордон Л.А., Назимова А.К. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития. М.: Наука, 1985.
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.
4. Золотов A.B. О роли рабочего класса в современной экономике [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного университета. URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_ journals/ 99990193_West_econ_finans_ 2004_2 (6)/82.pdf (дата обращения: 11. 09.2013).
5. Зомбарт В. Современный капитализм / пер. с нем. Т. I. Вып. 1. Генезис капитализма. М.: Изд. Д.С. Горшкова, 1903. XXV.
6. Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. Логика развития научного знания и построение научной теории // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: 2009. № 2. С. 9-13.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. пособие для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
8. Маркс К. Капитал: квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге / сост., предисл. и прил. Ю. Борхардта; пер. с нем. С. Алексеева. Изд. 3-е, испр. М.: URSS, 2010.
9. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 0К026-94 [Электронный ресурс]. URL: http:// professions.org.ru (дата обращения: 10.09.2015).
10. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 г. № 513 г. «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». URL: http://img.rg.ru/pril/83/34/01/15.pdf (дата обращения: 10.09.2015).
педагогика школы
11. Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 53-62.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года № 366-р «Об утверждении плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий». URL: http:// garant.ru/products/ipo/prime/doc/70458310/ (дата обращения: 10.09.2015).
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 755-р «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации». URL: http://garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70458310/ (дата обращения: 10.09.2015).
14. Савина Ю.Г. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2006.
15. Соболев В.А. Рабочий класс как субъект социальных преобразований: философско-социо-логический анализ: автореф. дис. ... д-ра соц. наук: 22.00.04. М., 1991.
16. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1980.
17. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника Центр: Вист-С, 1997.
18. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Госполитиздат, 1957.
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://garant.ru/products/ipo/prime/
doc/70458310/ (дата обращения: 10.09.2015).
* * *
1. Aleksandrova T.L. Metodologicheskie problemy sociologii professij [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/917/148/1217/002. ALEXANDROVA.pdf (data obrashhenija: 12.09.2012).
2. Gordon L.A., Nazimova A.K. Rabochij klass SSSR: tendencii i perspektivy social'no-jekono-micheskogo razvitija. M.: Nauka, 1985.
3. Djurkgejm Je. O razdelenii obshhestvennogo truda. Metod sociologii / per. s fr. i posleslovie A.B. Gofmana. M.: Nauka, 1991.
4. Zolotov A.V. O roli rabochego klassa v sovremennoj jekonomike [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo univer-siteta. URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki_ journals/ 99990193_West_econ_finans_ 2004_2 (6)/82.pdf (data obrashhenija: 11. 09.2013).
5. Zombart V. Sovremennyj kapitalizm / per. s nem. T. I. Vyp. 1. Genezis kapitalizma. M.: Izd. D.S. Gorshkova, 1903. HHV.
6. Il'jasov D.F., Il'jasova O.A. Logika razvitija nauchnogo znanija i postroenie nauchnoj teorii // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: 2009. M 2. S. 9-13.
7. Klimov E.A. Vvedenie v psihologiju truda: ucheb. posobie dlja vuzov po spec. «Psihologija». M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 19SS.
S. Marks K. Kapital: kvintjessencija vseh tomov «Kapitala» v odnoj knige / sost., predisl. i pril. Ju. Borhardta; per. s nem. S. Alekseeva. Izd. 3-e, ispr. M.: URSS, 2010.
9. Obshherossijskij klassifikator professij rabochih, dolzhnostej sluzhashhih i tarifnyh razrjadov OK026-94 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://professions.org.ru (data obrashhenija: 10.09.2015).
10. Perechen' professij rabochih, dolzhnostej sluzhashhih, po kotorym osushhestvljaetsja profes-sional'noe obuchenie // Prikaz Ministerstva obrazo-vanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 02.07.2013 g. M 513 g. «Ob utverzhdenii Perechnja professij rabochih, dolzhnostej sluzhashhih, po kotorym osushhes-tvljaetsja professional'noe obuchenie». URL: http:// img.rg.ru/pril/S3/34/01/15.pdf (data obrashhenija: 10.09.2015).
11. Podmarkov V.G. Chelovek v mire professij // Voprosy filosofii. 1972. M S. S. 53-62.
12. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2015 goda M 366-r «Ob utverzhdenii plana merop-rijatij po populjarizacii rabochih i inzhenernyh professij». URL: http:// garant.ru/ products/ipo/prime/doc/7045S310/ (data obrashhenija: 10.09.2015).
13. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 5 maja 2014 goda M 755-r «Ob utverzhdenii perechnja professij i special'nostej srednego professional'nogo obra-zovanija, neobhodimyh dlja primenenija v oblasti realizacii prioritetnyh napravlenij modernizacii i tehnologicheskogo razvitija jekonomiki Rossijskoj Federacii». URL: http://garant.ru/products/ ipo/prime/doc/7045S310/ (data obrashhenija: 10.09.2015).
14. Savina Ju.G. Formirovanie cennostnyh orientacij uchashhejsja molodezhi sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2006.
15. Sobolev V.A. Rabochij klass kak sub#ekt social'nyh preobrazovanij: filosofsko-sociologicheskij analiz: avtoref. dis. ... d-ra soc. nauk: 22.00.04. M., 1991.
16. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar'. M.: Sov. jencikl., 19S0.
17. Spenser G. Sinteticheskaja filosofija. Kiev: Nika Centr: Vist-S, 1997.
1S. Strumilin S.G. Problemy jekonomiki truda. M.: Gospolitizdat, 1957.
19. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrja 2012 g. M 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: http://garant.ru/products/ipo/prime/doc/7045S310/ (data obrashhenija: 10.09.2015).
- известия вгпу. пед
Theoretical and methodological approaches to study of school pupils' orientation at labour professions
There is marked the urgency of the issue of labour professions popularization. There are described the theoretical and methodological approaches to study of pupils' orientation at labour professions by way of the analysis of the notions "profession" and "labour profession". These definitions are regarded on the basis of the legal documents from the positions of the historical construction, as well as the interpretation of the modern scientific literature.
Key words: pupils, educational organization, profession, labour professions, signs of labour professions.
(Статья поступила в редакцию 18.09.2015)
л.Г. васильева
(Чебоксары)
формирование у дошкольников художественного восприятия геометризированного орнаментального образа
Показан новый взгляд на использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста. Раскрыты условия развития у детей 4-7 лет художественного восприятия геометризированного орнаментального образа: выделение мировоззренческого, ценностно-смыслового и выразительно-изобразительного его уровней; моделирование художественной среды; установление параллелей между искусством орнамента и космогоническими мифами и легендами.
Ключевые слова: уровни геометризированного орнаментального образа (мировоззренческий, ценностно-смысловой, выразительный), художественное восприятие, космогонические представления народа, мифологические сюжеты, линейные и цветовые образы, дети 4-7 лет.
Искусство орнамента, в отличие от других видов изобразительного искусства, не изображает предметы и явления окружающего мира. Оно, прежде всего, отражает основу мироощу-
гогические науки -
щения какого-либо народа. Созданные им в далеком прошлом художественные вещи воплощали его представления о строении Вселенной, а именно о троичности мира (небесного, земного и подземного) [6, с. 49-50; 7, с. 31; 8, с. 61-62].
Искусство народного орнамента представлено цветовыми и линейными художественными образами как первичными [6; 8], а также образной композицией [10], которые взаимодействуют между собой. линейные образы могут иметь яркие признаки предметов реальной действительности (например, цветы в татарском и русском прикладном искусстве) и наоборот - представляют собой абстрактные формы. Это геометризированные образы. Нас интересует проблема развития у дошкольников восприятия и понимания искусства народного орнамента, основу которого составляют такие стилизованные образы.
Произведения искусства орнамента с гео-метризированной орнаментикой представляют собой как бы хитрую игру. Они дают возможность увидеть одновременно два существенно разных произведения. В первом случае перед нами предстает художественная система ритмической организации поверхности изделия. Во втором - зримый мир, требующий сознательного включения в него [4, с. 31]. Например, смысл изображения на сара - одном из чувашских поясных украшений сводится примерно к следующему: «Здесь три мира: верхний - с небосводом и солнцем, имеющим форму свастики; земной - в виде горизонтальной полоски с треугольниками-горами и подземный - с двумя солнцами в форме свастики, горами-треугольниками и водой - ломаными линиями» [10, с. 45-47].
Мы считаем, что овладение смыслом искусства геометризированного орнамента в силу его познавательной универсальности обеспечивает расширение жизненного опыта детей в особой форме. Воспринимая орнамент, они становятся соучастниками изображенных в них событий, получают возможность пережить их смысл для себя. Кроме того, художественное восприятие орнамента дает возможность понять национальное своеобразие народа, обеспечить связь поколений. В теории и методике дошкольного образования названная проблема остается недостаточно освещенной. Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности исследуемой нами проблемы.
О Васильева Л.Г., 2015