Т. А. Фугелова
(Тюмень)
Профессиональная мобильность студентов
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье проведен анализ мобильности как системно-интегративного феномена, описаны факторы, обусловившие потребность в подготовке профессионально мобильных студентов технического вуза, рассмотрены возможности технического университета в подготовке профессионально мобильных студентов
Современное понимание феномена «профессиональная мобильность» рассматривается как высший уровень проявления потенциала личности, способностей человека (И. А. Ильин], изменение положения человека в пределах социального пространства, что дает возможность говорить о вертикальной мобильности, традиционно ассоциируемой с карьерным ростом специалиста, и горизонтальной - с повышением уровня профессионализма, расширением функций профессиональной деятельности (П. А. Сорокин], «жизненных достижений» (Р. М. В1аи), конкурентных достоинств человека (Р. А. Фатхутдинов) [1].
Исследователи профессиональной мобильности, анализируя сущность данного феномена, отмечают его интегративный характер, объединяющий в единое целое знания, умения, опыт, ценностно-смысловую направленность, личностные качества и обеспечивающий высокий уровень профессиональных достижений [2]. Но, говоря о мобильности личности, ученые подчеркивают, что мобильность представляет собой механизм, позволяющий личности адаптироваться в условиях меняющейся социальной среды [3]. На уровне отдельного субъекта исследуемый феномен определяется биологическими (задатки и развивающиеся на их основе способности], психическими (сознание, включающее в свою структуру когнитивный, аффективный и ко-нативный элементы] и социальными факторами (общество как социальное окружение, целенаправленная деятельность людей] и проявляется в деятельности, социальных отношениях, ценностях, смыслах и значениях, реально детерминирующих его поведение [4, 5].
Научные труды А. В. Барабанщикова, Е. В. Бондаревской, Н. Б. Волчегурской,
Н. Е. Воробьева, А. В. Гаврилова, Т. В. Ивановой, А. Я. Карелина, О. З. Красновой, А. И. Ло-бач, Л. А. Терехиной и др. дали основание полагать, что базовым понятием по отношению к изучаемому феномену выступает профессиональная культура, которая является характеристикой личностных и профессиональных качеств субъекта труда, частью его профессиональной культуры. Чтобы субъект мог проявить мобильность, необходимо, чтобы он обладал опытом культуры ее осуществления. Профессионализм и профессиональное мастерство - понятия не синонимичные. По содержанию они уже понятия «профессиональная культура», поскольку культура - явление более высокого порядка - включает в себя как профессионализм, так и мастерство. Мастерство представляет собой высший уровень овладения не только профессиональной деятельностью, но и сформированности личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Профессионализм специалиста выражается в созидательной активности, умении удовлетворять все увеличивающиеся требования культуры и общественного производства, постоянном повышении квалификации. В то же время профессиональную мобильность можно расценивать как функционально образующую профессиональной культуры, так как ее сущность «пронизана» рефлексией как родовой способностью человека, проявляющейся в обращенности на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, их переосмысление. Осознание себя как субъекта жизни и деятельности, личностно-профессиональной перспективы - системы ценностных жизненных планов, целей и смы-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36) 2013
83
слов, устойчивая система социально-профессионально-ценностных ориентаций, позитивная «Я-концепция», готовность к самовос-приятию, самопознанию, саморазвитию и самоактуализации, личностно-профессиональному саморазвитию, самоопределению в неожиданно возникающих ситуациях жизнедеятельности - необходимые качества профессионально мобильного специалиста.
Характерная особенность профессиональной мобильности студентов технических вузов заключается в специфике профессиональной деятельности, связанной с ответственностью за дальнейшее развитие научно-технического прогресса, что требует развитых интеллектуальных способностей, обеспечивающих решение задач профессионально-технической деятельности, общечеловеческих, нравственных, эстетических, профессиональных качеств, владения широкими коммуникативными и адаптационными возможностями в обстановке инновационных преобразований, социально-экономической нестабильности, непрогнозируемости рынка труда, размытости нравственных ориентиров в обществе. Встает вопрос о профессиональном самосохранении как личностно направленной системе продуктивной профессиональной деятельности человека, заключающейся в готовности к постоянному самоизменению и самореализации своих профессиональных возможностей и продуктивных сценариев жизни, преодолению дестабилизирующих вариантов профессионального развития и карьеры.
В этих условиях усиливается опасность утраты профессиональной идентичности, включающей в себя «Я-образ» и осознание своего соответствия профессиональному образу «Я». Идентичность детерминирует профессиональное саморазвитие личности, конгруэнтность ее Я-концепции. Профессиональная идентичность относится к категории профессионального самосознания, которое отражает единство мастерства и профессионального менталитета, обусловливается смыслами выполняемой работы и профессиональным опытом.
Ценностные ориентации, личностные смыслы, мотивационно-волевая сфера, определяющие направленность и динамику саморазвития [6], уровень личностной зрелости, дающие возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовер-
шенствованию, являются содержательными характеристикам саморазвития, как основного внутреннего механизма развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, П. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мя-сищев и др.]. Исследователи видят в проблеме саморазвития личности значимость ее регулирующей функции, так как человек принимает те или иные решения именно на основе учета своих субъективных отношений к разным сторонам окружающей действительности (Н. Р. Битянова].
Сходство структуры человеческой деятельности и структуры культуры (Л. А. Беляева] заключается в воспроизводстве индивида как субъекта ценностного, теоретического и практического отношений к миру. Поэтому структура профессиональной мобильности может быть представлена ценностно-смысловым (единство личностных и социальных ценностей, переосмысливающихся на основе изменений условий социокультурной жизни], теоретическим (в интегративном характере знаний, что позволяет будущему выпускнику технического вуза быть компетентным в разных видах профессиональной деятельности -проектировочной, конструкторской, управленческой, научно-педагогической и т.д.] и практическим компонентами (во владении технологиями профессионального развития и поведения], содержательное наполнение которых дает возможность придать деятельности инженера творческий, инновационный характер.
Содержание ценностно-смыслового компонента связано с пониманием ценности культуры, науки, производства, с оптимальным сочетанием личностных и социальных ценностей, которые постоянно переосмысливаются, переоцениваются с учетом условий жизни. Инженерная деятельность призвана приносить пользу, и ее результаты ценны тем, что полезны для достижения социальнозначимой цели, поскольку достижения технологической культуры определяются не в ней самой, а в сфере социальной культуры.
Особенностью технического образования является не только освоение фундаментальных научных знаний, общеинженерных и специальных дисциплин, но и формирование инженерного мышления, способности проводить мысленные эксперименты, комбинировать различные чувственные образы, элементы творческого воображения и интуитивного
знания. Условием успешности профессиональной деятельности становится системность мышления, владение интегрированными методами усвоения знаний и применения их на практике.
Основой практического компонента профессиональной мобильности являются технологии, так как они дают возможность реализовать в процессе ее развития два интегрирующих подхода: технологический и творческий. Поскольку инженер должен мыслить конкретно, конструктивно, то технологический подход позволяет простроить деятельность в логической последовательности, а второй - дает возможность студентам адаптироваться к новым экономическим, социальным, культурным ситуациям, новациям, изменениям в содержании социальной и профессиональной деятельности. Результаты творчества инженера заключаются не только в изменении окружающей материальной среды, но и в изменении личности, которое проявляется в ее образе жизни, поведении, деятельности (А. С. Кармин].
Систематизация теоретического материала показала, что профессиональная мобильность личности является сложным образованием. Во-первых, под профессиональной мобильностью мы понимаем интегративное новообразование личности, основывающееся на оптимальном сочетании его смыслообразующих элементов - социальных и личностных ценностей, профессионального творчества, проективного мышления - и проявляющееся в готовности и способности к изменениям и новациям в профессиональной деятельности. Во-вторых, рассматривая мобильность как родовое сущностное свойство человека, мы признаем единство ее индивидуально-личностных и социальных составляющих. В-третьих, подчеркивая ее динамический характер, разные уровни проявления, мы акцентируем внимание на таких ее характеристиках, как динамичность и изменчивость, возможность ее актуализации. В-четвертых, мы считаем важным развитие у студентов гуманистических представлений о человеке (его высоком предназначении, достижении «акме» (А. А. Бодалев]], о собственной личности, гармоничном принятии окружающего мира и себя в нем (позитивная «Я-концепция»].
Основываясь на утверждении, что формирование профессиональной мобильности возможно при условии сопряжения личностных
и социальных факторов с опорой на принципы совмещения, компенсации, дополнительности и интеграции, мы считаем необходимым обратить внимание на то, что развитие профессиональной мобильности зависит от активности, креативности, лабильности, рефлексивности, готовности к переменам, то есть от подготовленности студента к саморазвитию [7]. Для формирования профессиональной мобильности студентов необходимы новые по своей сути, инновационные условия, которые создать пока не удается в устоявшейся системе высшего технического образования и в силу слабой психолого-педагогиче-ской подготовки студентов. Значительные резервы для решения данной проблемы кроются главным образом в образовательном процессе, построенном на комплексе гибких образовательных программ и технологий, что создает условия для развития способностей и качеств личности, составляющих основу профессиональной мобильности [8, 9].
Анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО] третьего поколения показал, что оно не сориентировано на подготовку профессионально мобильного специалиста. В него не только не включены новые учебные предметы гуманитарного цикла, но и исключены дисциплины психолого-педагогическо-го цикла; не выделены специфические знания и умения моделирования, прогнозирования, проектирования профессиональной деятельности, развития и построения карьеры. Нуждаются в коррекции учебные планы. В программах образования не прослеживается интеграция теоретических знаний с реальной практикой профессиональной деятельности.
Но в практике вузовского технического образования имеется положительный опыт, использование которого дало бы возможность подойти ближе к решению проблемы формирования профессиональной мобильности специалиста. Глубокую фундаментальную подготовку в сочетании с хорошим знанием реального производства, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда обеспечивает выпускникам Московский государственный технический университет (МГТУ] им. Н. Э. Баумана. Высокое качество профессиональной подготовки достигается за счет интеграции науки, образования и инновационной деятельности, которая обеспечивается традициями вуза, проведением
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (36] 2013
85
совместных научных исследований с предприятиями, привлечением к проведению учебного процесса ведущих деятелей науки и промышленности [10].
Опыт ведущих технических вузов страны показывает, что проблему формирования профессиональной мобильности студентов необходимо решать в рамках гуманитаризации технического образования. Это связано с
приоритетным развитием общекультурных компонентов в содержании образования, с формированием личностно-профессиональной зрелости обучаемых, развитием целостного духовного мира человека в условиях су-пертехногенной цивилизации XXI века. Только личностно и профессионально значимые знания расширяют возможности для личностного и профессионального развития.
Литература
1. Фугелова Т. А. Профессиональная мобильность выпускника технического вуза и перспективные ориентиры ее развития // Человек и образование. - 2010. - №2. - С. 107-111.
2. Фугелова Т. А. К проблеме обучения будущего специалиста навыкам профессиональной адаптации, способам саморазвития и построения карьеры // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 64-72.
3. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. Формирование профессиональной компетентности ориентации и адаптации на рынке труда в процессе подготовки квалифицированного специалиста // Образование и наука : Изв. Урал. отд. Рос. акад. образования. - 2004. - № 5. - С. 75-81.
4. Емельянова И. Н. Механизм формирования духовно-нравственной среды образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №9. - С. 85-91.
5. Емельянова И. Н. Сущность воспитания в контексте федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 20-24.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
7. Загвязинский В. И., Строкова. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики : монография. - Тюмень: ТюмГУ, 2011. - 176 с.
8. Фугелова Т. А. Роль творчества в профессиональной подготовке студентов технического вуза // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №9. - С. 101-107.
9. Fugelova, T. A. (2012). Training future specialists in professional adaptation skills, ways of self-development and career planning. Tyumen State University Herald, (9), 57-63.
10. Подольский В. Мы получили важный для нас опыт... // Бауманец. - №6 (3504). - 2011. - 23 июня.