4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М: Пед. о-во России, 1998. 640 с.
5. Профессиональная педагогика / под ред. [С. Я. Батышева] и А. М. Новикова. Изд. 3-е, перераб. М.: Эгвес, 2010. 456 с.
УДК 37.01 (075.8)
Т. А. Фугелова
ЧЕРЕЗ ГУМАНИТАРИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНОМУ СПЕЦИАЛИСТУ1
Аннотация. Подготовка профессионально мобильных специалистов, способных гибко реагировать на все изменения в обществе, - важнейшая проблема современной образовательной системы. В статье обосновывается, что ответственность за решение этой проблемы должна возлагаться, в частности, на технический университет, а способ ее решения заключается в гуманитаризации технического образования, предполагающей переосмысление его ценностей и смыслов. Условием преодоления технократизма является культивирование ценности профессионализма в контексте гуманитаризации обучения.
Профессионализм определяется автором через идею «служения в профессии» «как осознания цели, или сверхзадачи, даже миссии». Основа воспитания такого мировосприятия - поиск гармонии человека с миром и его ценностными основаниями. Поэтому перед вузами стоит задача «выращивания» людей высокого интеллекта, людей, отличающихся высокой нравственной и деловой ответственностью. Базовой ценностью таких личностей является «служение Делу» - постоянное стремление сделать мир лучше благодаря своей деятельности, желание оставить после себя что-то полезное для общества.
Для подготовки специалистов соответствующего уровня необходимо обучение на основе диалога, сотворчества и преподавателя, и студента, которое позволяет реализовать процесс самоопределения, саморазвития будущего специалиста.
Ключевые слова: профессионализм, гуманитаризация образования, служение профессии, предпринимательство, профессиональная мобильность.
Abstract. Training professional mobile specialists capable of responding flexibly to dynamic changes in society is considered to be the most important issue of the modern educational system. The paper justifies the idea that technical universities should take responsibility for solving this problem by means of humanization of tech-
1 Статья выполнена в рамках НИР «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материалах Тюменской области)», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2012 гг. (шифр № 14.740.11.0235).
nical education, which implies reconsidering its values and general notions. For overcoming the technocratic trends, the author recommends to cultivate the value of professionalism in the humanization context.
Professionalism is defined by using the «professional service» idea as a «purpose acknowledgment, super-task, even a mission». The main components of the above attitude lie in finding the harmony with the world and its basic values. Therefore, technical universities face the challenge of training people of intelligence with a high moral and business responsibility. The basic value of such a person is regarded as «dedica-tion to the cause» - the constant desire to improve the world and leave behind themselves something of value to society.
For training such specialists, the educational process should provide teachers dialogue and collaboration with students to facilitate the process of self-determination and self-development of the prospective specialists.
Index terms: professionalism, humanization of education, dedication to the profession, business, professional mobility.
Формирование из учащихся успешных специалистов, конкурентоспособных, мобильных, предприимчивых, способных к самостоятельному проектированию трудовой биографии, - цель любого профессионального учебного заведения, а технического вуза -особенно.
Одним из главных результатов профессиональной подготовки по большинству специальностей технического университета считается инженерное мышление с присущей ему технократической рациональностью. Однако руководство только таким мышлением при осмыслении и проектировании общественной жизни в целом (а многие выпускники технических вузов впоследствии занимают ключевые посты в государственных и общественных организациях) приводит к смещению мировоззренческих ориентиров и превращению специалиста в «функционального» человека.
Основные условия преодоления технократизма - культивирование ценности профессионализма в контексте гуманитаризации образования.
Профессионализм, т. е. высокий уровень подготовленности к выполнению задач профессиональной деятельности, заключается в умении продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры, в творческой активности, в систематическом повышении квалификации. «Я всегда стремился двигаться вперед в своей профессии, быть активным, развивать-
ся» - типичное высказывание профессионала, отдавшего все свои помыслы служению профессии. Предпосылкой достижения профессионализма является достаточное развитие профессионально важных качеств личности, ее специальных способностей [4, с. 136].
Важным компонентом высокой квалификации работника, готового к переменам, подвижности, умеющего планировать собственную систему профессиональной деятельности, служит профессиональная мобильность, смыслообразующим элементом которой, в свою очередь, является способность к творчеству.
Выпускника необходимо готовить к обдуманному поиску вариантов решения бесчисленных задач, к антистрессовому поведению в любых обстоятельствах, к вероятным изменениям сферы трудовой деятельности. Сегодня профессионалу мало уметь самодисциплинироваться и самоограничиться, нужно научиться выбирать. Но если человек вынужден сменить профессию, перепрофессионализироваться, значит, он должен сделать правильный выбор ценностей, которым будет следовать.
Ведущий критерий университетского знания - ориентация не на сиюминутную ситуацию, лишающая, в конце концов, человека зоны даже ближайшего развития. Студентам требуется помощь в области планирования деловой карьеры, понимания ценностей и «правил игры». Для этого надо, прежде всего, понять особенности постсоветской реальности. Когда-то можно было, отдав предпочтение определенному занятию, сделать его своей профессией на всю жизнь. Сейчас, в условиях постоянного появления новых технологий и стремительного устаревания старых, это не всегда получается. Существовавший во времена Советского Союза декларативный тезис для молодежи «все пути для нас открыты, все дороги нам ясны» остался в прошлом. Поэтому важно правильно сориентировать молодых людей, обучающихся в вузе. Будущему специалисту следует превратить непрерывное образование в свою главную жизненную стратегию.
Фундаментальная подготовка студентов и их включение в серьезные научные исследования - основное качество «настоящего университета». Именно таким образом будущий специалист учится выбирать в широком диапазоне существующих вариантов правильное решение. Специалист, подготовленный лишь к типовым действи-
ям, оказывается в меняющейся культуре в проигрыше. Задача же любого технического университета заключается в формировании культуры мышления человека, который умеет решать не только типовые, но и самые разнообразные другие задачи: с избыточными, недостаточными, мнимыми данными. Только в этом случае студент может превратиться в профессионала высокого класса.
Технические университеты в отличие от институтов, готовящих преимущественно квалифицированный персонал для выполнения обслуживающих функций, призваны создавать предпосылки для личностной автономии и самоопределения выпускников не только в профессиональной, но и в общественной сфере. Здесь должны формироваться интеллектуалы - те личности, которые ставят задачи, а не только выполняют их; «выращиваться» люди, способные к самостоятельному выстраиванию деловой и жизненной биографии, опирающиеся на свой «человеческий капитал», мобильные, гибкие, адаптивные. Люди с новой этикой труда - без «погонялы» в виде начальства или хозяина. Люди с желанием постоянно учиться, отличающиеся высокой деловой и нравственной ответственностью.
В настоящее время происходит отчуждение человека от морально-нравственных ценностей (налицо, как говорил один из героев антиутопии М. А. Булгакова «Собачье сердце», «разруха в головах»), надвигается антропологическая катастрофа, а значит, обостряются проблемы поиска гармонии человека с окружающим миром. Область образования не стала исключением. Кризис данной сферы, ее дегуманизации связан с «дефицитом культуры» (В. П. Зинченко), с технократической перегрузкой обучения, с «гуманитарным голоданием» (Э. Д. Днепров), «оскудением духа» (А. Г. Асмолов), с безнадежно устаревшей безличной формой трансляции знаний, которая себя исчерпала.
Университетская культура предполагает поиск стратегии развития в рамках дихотомии технократического - гуманитарного мышления. Технический университет призван по своей природе быть субъектом социально-мировоззренческого воздействия на общественное устройство, поскольку его выпускники причастны к базисной деятельности - производственно-хозяйственной. Студенты-«техна-ри» интуитивно ощущают будущую ответственность за состояние
общества, так как их мировоззренческие знания ложатся на фундаментальные основы.
Итак, профессионализм выпускника университета нельзя сводить только к овладению специальностью. Он должен включать среди прочего и принципы профессиональной чести. Для понимания природы и духа профессионализма необходимо знать ответы на вопросы «ради чего?» и «во имя чего?».
М. Веберу принадлежит идея отношения к делу как «служению в профессии» или «жизни за счет профессии»: человек должен жить за счет профессии, но при этом и служить в ней. Понятие «служение» характеризует стремление сделать мир лучше благодаря своей деятельности, желание оставить после себя что-то полезное для общества. «Служение в профессии» - замечательное определение профессионализма «как осознания цели, или сверхзадачи, даже миссии».
Исследуя природу профессии, М. Вебер и поддержавший его Р. Мертон посредством анализа мотивационной сферы деятельности выявили отличие «истинного» профессионала от его подобия: у «истинного» профессионала доминирует бескорыстная «незаинтересованность». Она воплощена в морально поощряемой преданности Делу в духе профессионального призвания, основанного на ответственности за тот или иной аспект общественного блага.
Макс Вебер обращал внимание на внутреннее единство жизненного призвания и профессионального самоопределения. Подлинный профессионал не пренебрегает материальным вознаграждением за свой труд, честным заработком специалиста. Ему не чужды и стремления к этико-психологическим наградам. Положительное значение могут иметь также мотивы профессионального честолюбия. Однако смысл своей деятельности настоящий профессионал черпает в самоотдаче и верности делу. Продвижению к вершинам профессионализма способствуют человеческая порядочность, способность поддерживать дух профессиональной корпорации, этика ответственности. В нравственном мотиве стремления к успеху в своем деле у профессионалов объединяются признание и призвание. Формула такого призвания состоит в следующем: не насилие над свободой через подневольную деятельность, а освоение, «обживание» свободы путем служения делу, использо-
вания многообразных возможностей, предоставляемых рынком для повышения эффективности общественного капитала и приращения на такой основе капитала духовного.
Чувство удовлетворения возникает у любого беспокойного Мастера своего Дела, что не исключает постоянного недовольства собой как мотива самосовершенствования. Для достижения успеха в служении делу необходима мобилизация прежде всего морально-деловых качеств человека, тогда как для успеха самореализации необходим весь человек. Самореализация, которая, конечно, происходит как в деловой, так и в досуговой сферах, ведет к самосовершенствованию, к трансцендентности, ставит человека в позицию критика самого себя, творения самого себя.
Обратимся, например, к предпринимательской деятельности. К. Маркс когда-то назвал предпринимателя «фанатиком самовозрастающей стоимости»: он «чахнет» над своим делом, ему чужд идеал безмятежности, размеренной жизни и представление о богатстве как источнике радостного и спокойного состояния души. Предприниматель самоотверженно служит деланию денег, но «для чего?». Его императив: «заботиться о своем бизнесе!» (take care of your business).
Технический университет в настоящее время рискует лишиться «людей науки». Потеря может произойти и в том случае, если они «усвоят коммерческие навыки» [6, с. 83], о которых писал К. Маркс. Здесь ни в коем случае не имеется в виду способность к предпринимательской деятельности - речь идет об утрате нравственных, профессионально-этических ориентиров. Лауреат Нобелевской премии английский экономист Фридрих фон Хайек подчеркивал: «Предпринимательство - это не деятельность, а характер поведения, смысл жизни...».
М. Вебер, изучая экономическую мотивацию предпринимательской активности, говорил о профессиональном призвании, соединяя призвание внешнее - как источник экономической независимости - с внутренним, подкрепленным психологическими наградами как платой за «нервную работу», но в первую очередь -этической значимостью этой деятельности. Поэтому философ обращал внимание на то, что жизнь профессионала в сфере предпринимательства носит отпечаток аскетизма: «дело» и «отрешение»,
отказ от фаустовской многосторонности взаимосвязаны в стиле жизни [2].
Эффективное предпринимательство - это независимость, свобода, материальный и духовный рост, возможность менять стиль и качество жизни. Успешный предприниматель - это личность, которую формируют лидерство, свобода в выборе и принятии решений и индивидуальность. Лидерство означает умение побеждать, нежелание сдаваться обстоятельствам, готовность рисковать и использовать шанс, способность управлять случаем.
В одинаковых рыночных условиях люди, на основе прошлого опыта, оценивая настоящее и имея собственные представления о будущем, принимают порой полярные решения. В результате одни добиваются успеха, а другие нет. Чтобы стать успешной личностью, нужно желание таковою стать, проявить волю, совершенствовать себя, постоянно быть в процессе обновления, находиться в устойчивом состоянии «служения Делу».
Успех профессионально мобильной, творческой личности обеспечивают развитое мышление, терпение, рассчитанный риск, умение использовать шанс, способность общаться, знания, опыт, целеполагание, новаторство, упорство и уверенность в себе. В основе успеха лежит целеустремленность, формирование образа желаемого будущего. В свое время в Гарвардском университете (США) было проведено исследование достижений его выпускников. Выяснилось, что 87% из них не ставили перед собой каких-либо жизненных целей, а у 14% они были четко сформулированы, и их зарплата оказалась в три раза выше, чем у первых. У 3% выпускников, которые не только поставили перед собой цели, но и изложили их на бумаге, заработок был в десять раз выше, чем у первых! Как справедливо утверждал древнеримский философ Сенека, «тому кораблю не будет попутного ветра, капитан которого не видит цели» [1].
В настоящее время мало быть исполнителем в профессии, обладать только знаниями, умениями, навыками, строго следовать нормативам выполняемой деятельности, результат которой часто не соответствует поставленной цели и связан с хаотической активностью, которая не способствует эффективности данного профессионального труда.
Недостаточно и быть просто специалистом, человеком, обладающим знаниями, умениями, навыками и личностными особенностями для выполнения профессиональной деятельности, самостоятельно вырабатывающим средства достижения поставленной ему цели, результат которой соответствует замыслу (установленному нормативу).
Нужны профессионалы - люди, осознающие свое жизненное предназначение; являющиеся субъектами своего труда и владеющие деятельностью в целом; достигающие вершин, которые превышают намеченный результат; осознающие свою ответственность за последствия собственной деятельности и обладающие свободой в создании средств ее выполнения. Для подготовки таких специалистов в техническом университете необходимо разумное сочетание технической и гуманитарной составляющих образования. Гуманитаризация процесса формирования из учащихся высококвалифицированных профессионалов включает:
• гуманитаризацию образования не только в логике учебного предмета, но и в логике обучения и воспитания в целом. Имеется в виду, прежде всего, гуманистический стиль отношений в вузе, гуманитаризация его образовательной среды и приобщение к культуре как живому воплощению мира человеческих ценностей и смыслов;
• наполнение учебного плана новыми учебными предметами гуманитарного цикла наряду с существенной корректировкой содержания традиционных гуманитарных предметов;
• конструирование всех учебных предметов таким образом, чтобы при их изучении выявлялось человеческое, личностное измерение профессиональной подготовки. Только личностно и профессионально значимые гуманитарные знания обеспечивают подлинный процесс гуманитаризации образования. Знание, не обращенное на самого себя, не является гуманитарным, это технократическое, «машинное» знание;
• обучение на основе диалога, способное гуманизировать процесс профессионального образования, внести в него человеческие основания. Смысл как личностное отношение участников к усваиваемому содержанию образовательного процесса существует только «на рубеже двух сознаний». Образ профессии и образ отно-
шений в обществе формируются у учащихся на всех этапах образовательного процесса при межличностном взаимодействии с преподавателями и научными руководителями. В диалоге с Другим происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студента, возникают отношения взаимообразования и сотворчества [5, с. 37].
Ярким примером эффективного сочетания инженерной и гуманитарной подготовки является, например, МГТУ им. Н. Э. Баумана. Широкий спектр дисциплин с ориентацией на фундаментальную университетскую подготовку и приобретаемые разнообразные навыки в рамках специальных предметов позволяют выпускникам и дальше совершенствоваться в процессе трудовой деятельности. Оканчивая вуз, молодые специалисты делают выбор: пойти работать по найму, заняться творчеством, в том числе научной деятельностью, или стать предпринимателем. Выпускники понимают, что работа по найму - это долгий карьерный путь к успеху. Выбор творческого направления определяется, как правило, врожденным талантом или склонностью к определенному виду деятельности. Стать предпринимателем означает заняться собственным делом. Большого успеха добиваются люди с пытливым мышлением, склонные к поиску, - те, кто сочетает выбор работы по найму с научной деятельностью, или, к примеру, научную работу и предпринимательство. Как правило, будучи еще студентами, они успевают одновременно успешно и учиться, и трудиться. К четвертому курсу почти три четверти студентов работают по профилю будущей профессии или в силу разных причин «пробуют» себя в других сферах профессиональной деятельности.
Гуманитаризация образования позволяет преодолеть издержки технократического мышления, основной характеристикой которого является смещение ценностей на мотивы, мотивов на цели, превращение полноценной деятельности в набор отдельных операций. Ведь последствия, реализующиеся в полудеятельности, в полупросвещении, кретинизме узкой профессионализации, могут стать фатальными как для человека в частности, так и для общества в целом. Пора менять приоритеты в области целей и путей развития общества в сторону воспроизводства культуры и человека в ней.
Литература
1. Васильев В. Н. Успешный предприниматель: кто он? // Бауманец. № 6 (3504). 2011. 23 июня.
2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 205 с.
3. Зинченко В. П., Моргун Е. Б. Человек развивающийся: очерки русской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
5. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 240 с.
6. Становление духа университета: Опыт самопознания: коллектив. моногр. / под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2001. 755 с.
7. Фугелова Т. А. Инженерная психология: учебник. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. 304 с.