Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / компетенция / полицейский / компетентностный подход / понятие компетентности / компоненты компетентности / professional competence / competence / police / competence approach / the concept of competence / components of competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антон Александрович Кулешов

Статья посвящена исследованию сущности профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Авторами проанализированы подходы ряда отечественных ученых к определению как общих понятий «компетенция» и «компетентность», так и специальных – раскрывающих данные дефиниции применительно к профессии сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа научной литературы, а также содержания Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования определена структура профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел, которая включает образовательный (сформированность универсальных компетенций), общепрофессиональный (сформированность общепрофессиональных компетенций), специально-профессиональный (сформированность профессиональных компетенций) и личностный (сформированность профессионально значимых личностных качеств) компоненты. Уточнено понятие «профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел», в контексте трудов основоположника «компетентностного подхода» А.В. Хуторского и О.В. Евтихова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антон Александрович Кулешов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS: CONCEPT AND COMPONENTS

The article is devoted to the study of the essence of professional competence of internal affairs officers. The authors analyze the approaches of a number of Russian scientists to the definition of both general concepts of “competency” and “competence”, and special ones – revealing these definitions in relation to the profession of an internal affairs officer. Based on the analysis of scientific literature, as well as the content of Federal State educational standards of higher education, the structure of professional competence of an internal affairs officer is determined, which includes educational (the formation of universal competencies), general professional (the formation of general professional competencies), specially professional (the formation of professional competencies) and personal (the formation of professionally significant personal qualities) components. The concept of “professional competence of an of internal affairs officer” is clarified in the context of the works of the founder of the “competence approach” A.V. Khutorskoy and O.V. Evtikhov.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ»

Научная статья УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ И КОМПОНЕНТЫ

Антон Александрович Кулешов

Воронежский институт МВД России, Воронеж, Россия, kuleashov@yandex.ru,

ORCID: 0000-0002-8607-0629

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Авторами проанализированы подходы ряда отечественных ученых к определению как общих понятий «компетенция» и «компетентность», так и специальных - раскрывающих данные дефиниции применительно к профессии сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа научной литературы, а также содержания Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования определена структура профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел, которая включает образовательный (сформированность универсальных компетенций), общепрофессиональный (сформированность общепрофессиональных компетенций), специально-профессиональный (сформированность профессиональных компетенций) и личностный (сформированность профессионально значимых личностных качеств) компоненты. Уточнено понятие «профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел», в контексте трудов основоположника «компетентностного подхода» А. В. Хуторского и О. В. Евтихова.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, полицейский, компетентност-ный подход, понятие компетентности, компоненты компетентности.

Для цитирования: Кулешов А. А. Профессиональная компетентность сотрудников органов внутренних дел: понятие и компоненты // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2024. № 1 (103). С. 179-185.

Original article

PROFESSIONAL COMPETENCE OF INTERNAL AFFAIRS OFFICERS:

CONCEPT AND COMPONENTS

Anton A. Kuleshov

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russia, kuleashov@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8607-0629

Abstract. The article is devoted to the study of the essence of professional competence of internal affairs officers. The authors analyze the approaches of a number of Russian scientists to the definition of both general concepts of "competency" and "competence", and special ones - revealing these definitions in relation to the profession of an internal affairs officer. Based on the analysis of scientific literature, as well as the content of Federal State educational standards of higher education, the structure of professional competence of an internal affairs officer is determined, which includes educational (the formation of universal competencies), general professional (the formation of general professional competencies), specially professional (the formation of professional competencies) and personal (the formation of professionally significant personal qualities) components. The concept of "professional competence of an of internal affairs officer" is clarified in the context of the works of the founder of the "competence approach" A. V. Khutorskoy and O. V. Evtikhov.

Keywords: professional competence, competence, police, competence approach, the concept of competence, components of competence.

© Кулешов А. А., 2024

For citation: Kuleshov A. A. Professional competence of Internal Affairs officers: concept and components // Bulletin of Ufa Law Institute ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. J№ 1 (103). P. 179-185. (In Russ.)

Введение

На Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) возложен довольно широкий круг задач. Вместе с тем деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) тесно связана с различными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, что обуславливает повышенное внимание общества к работе правоохранителей. Вместе с тем общественное мнение остается основным критерием оценки деятельности полиции, причем исследователями отмечается значительная доля посредственных и негативных оценок населением работы полицейских [1, с. 160].

Необходимость качественного исполнения сотрудниками ОВД своих должностных обязанностей в указанных непростых условиях требует от них владения определенным набором знаний, умений, навыков и личностных качеств. Подобные требования объясняют важность и актуальность исследования сущности (понятия) и структуры (компонентов) профессиональной компетентности (далее - ПК) сотрудников ОВД для совершенствования системы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в процессе освоения ими основных образовательных программ высшего образования.

Методы

В исследовании использован системный подход, а также общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Результаты

Прежде всего, следует обратиться непосредственно к определению понятия ПК. С внедрением в отечественную систему образования компетентностного подхода в научной литературе проблемы сущности, структуры и процесса формирования ПК освещались достаточно широко. Учеными неоднократно формулировались и уточнялись определения понятий «компетентность» и

«компетенция» (причем как общего понятия, так и специального - в рамках конкретных профессий), однако к единому мнению научному сообществу прийти не удалось [2, с. 129]. Подобный плюрализм в рамках педагогики, с одной стороны, может пойти на пользу и привести к развитию научной мысли и совершенствованию уже существующих идей. Однако представляется, что неопределенность, возникающая вследствие не совсем однозначных трактовок сущности, а главное - результатов образовательного процесса может при определенных обстоятельствах значительно снизить эффективность практического использования идей компетентностного подхода. Вместе с тем следует подчеркнуть отсутствие явных противоречий в трактовках понятия ПК и общую направленность мысли отечественных авторов, акцентирующих внимание в своих определениях на различных характеристиках и компонентах компетентности.

Большая часть исследований отечественных ученых базируется на идеях одного из основоположников компетентност-ного подхода А. В. Хуторского, который определял компетентность как «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере». Вместе с тем А. В. Хуторской предлагал разграничивать понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: «компетенция» представляет собой определенное требование общества, социума, работодателя к образовательной подготовке специалиста, а «компетентность», в свою очередь, является личностным качеством обучаемого, характеризующим уровень его соответствия этому требованию

[3, с. 10].

Близкое по смыслу определение ПК в своих трудах указывают В. А. Адольф и

С. В. Широких, которые под ПК понимают «интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью к самостоятельному применению профессиональных знаний, умений, навыков, практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности» [4, с. 51].

Однако встречаются и иные позиции авторов. Например, Р. М. Магомедова и Ш. И. Булуева отмечают, что ПК «необходимо воспринимать как систему взаимосвязанных специальных, общепрофессиональных, надпрофессиональных и общекультурных знаний, умений и навыков, объединенных мотивами и ценностно-смысловыми ориентирами» [5, с. 164]. Представляется, что подобные определения близки по своей сути к идеям традиционного «знаниевого подхода»: авторы рассматривают ПК как классическую совокупность «ЗУН» (знаний, умений, навыков), а не как уровень овладения «ЗУН». Аналогичны и подходы к пониманию компетенции, которая, помимо «ЗУН», включает также и способность применения этих «ЗУН» на практике. Компетенция в некотором смысле представляет собой взаимосвязь знаний и практической деятельности.

Кроме того, в научной литературе встречаются мнения, что ПК - это способность человека. По своей сути данный подход к пониманию ПК достаточно близок к позиции А. В. Хуторского, поскольку способности -это индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения определенной деятельности [6, с. 570]. Так, например, А. А. Деркач с позиции акмеологии предлагает понимать ПК как «интегральную профессиональную способность человека, означающую его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач» [7, с. 227]. Конечно, следует подчеркнуть, что способности еще не гарантируют эффективности профессиональной деятельности. Хороший студент, курсант, ученик может и не стать профессионалом или хорошим специалистом, поскольку профессиональная деятельность опосредуется рядом факторов субъективного и объективного характера.

Ряд ученых в своих трудах интегрировали позиции предыдущих направлений и предлагают понимать ПК и как качество человека, и как состояние, и как совокупность знаний и умений. Например, О. А. Козырева определяет компетентность (в контексте профессии педагога) как «сложную систему знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств личности специалиста, его готовность к осуществлению коррекци-онно-развивающей работы, проявляющуюся при решении возникающих на практике профессионально-педагогических задач» [8, с. 35].

Также проводились исследования сущности и особенностей формирования ПК именно сотрудников ОВД. Так, А. Ю. Коров-кин изучал ПК обучающихся учебных заведений МВД России, которую определял как «интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел; способность оказывать активное влияние на процессы, обеспечивая общение с гражданами, начальниками и подчиненными; реализации индивидуальных, личностных и лидерских качеств обучающегося в коллективе, способствующих предупреждению и устранению негативных проявлений в учебе и поведении» [9, с. 8].

Довольно подробно изучена проблема формирования ПК сотрудника ОВД в трудах О. В. Евтихова. В частности, под термином ПК (применительно к выпускникам образовательных организаций МВД России) автор предлагает понимать «обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение специалистом сформированными компетенциями (включающими обладание необходимыми знаниями, умениями и способами деятельности), а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и первоначальным профессионально-служебным опытом, обеспечивающими результативность самостоятельной профессиональной деятельности выпускника как сотрудника полиции с соответствующей подготовкой» [10, с. 18].

Для понимания сущности ПК и определения ее понятия необходимо также подробно исследовать и ее структуру. Стоит отметить, что рассмотренные нами дефиниции ПК преимущественно построены как раз на перечислении ее основных составляющих, что по аналогии позволяет нам сделать вывод об отсутствии единства в подходе к пониманию структуры ПК в отечественном научном сообществе - каждый автор определяет свои компоненты в зависимости от контекста конкретного исследования.

ПК представляет собой совокупность качеств личности специалиста, характеризующих уровень владения профессиональными компетенциями. Соответственно, структуру ПК можно определить, опираясь на группы профессиональных компетенций, объединенных между собой по различным основаниям.

В частности, А. В. Хуторской выделял типы компетенций: ключевые, универсальные, метапредметные и предметные, а ключевые компетенции предлагал разделить на 7 групп: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-воспитательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования, отмечая при этом, что единого общепринятого в мировой педагогике перечня ключевых компетенций не существует [3, с. 13].

Несколько иной позиции придерживалась И. Е. Барышникова, которая с позиции психологии, в свою очередь, выделяла в структуре ПК (применительно ко всем профессиям) эмоционально-волевой, моти-вационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и креативно-деятельностный компоненты [11, с. 71].

А. А. Базулина, рассматривая компетентность как интегративный феномен, выделяла в ее структуре ценностно-смысловой аспект, а также когнитивный, мотивацион-

оБРАЗоВАНия

ный, поведенческий и эмоционально-волевой компоненты [12, с. 31].

Д. В. Калинин в качестве компонентов ПК сотрудника ОВД выделял личностно-ин-дивидуальные качества личности, познавательную компетентность, психолого-педагогическую компетентность и управленческие качества [13, с. 102].

Достойна внимания модель ПК, предложенная С. А. Хазовой, выделявшей в структуре ПК две больших группы компонентов:

1. Функционально-содержательные компоненты: общепрофессиональную, общеотраслевую и специальную компетентность.

2. Психологические характеристики: знания и умения, характеристики мышления, опыт общения, поведения и деятельности [14].

Концептуально схожую модель структуры ПК (применительно к выпускникам образовательных организаций МВД России) также предлагает и О. В. Евтихов, включая в нее два больших блока:

1. Блок профессиональных компетенций: общепрофессиональные, професси-онально-деятельностные и профессионально-служебные (специализированные компетенции).

2. Блок профессионально-психологических характеристик: личностная и деятель-ностная составляющие [15, с. 28].

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО), в соответствии с которыми образовательные организации МВД России осуществляют образовательную деятельность, содержат 3 вида компетенций, которыми должен владеть выпускник: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные (например, ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка1). Первые две категории

1 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка: приказ Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 677 (ред. от 27.02.2023) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_393379/ (дата обращения: 30.10.2023).

компетенций определены непосредственно в ФГОС ВО, а конкретные профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно.

Представляется, что предложенную законодателем классификацию компетенций следует использовать и при определении структуры ПК сотрудника ОВД, при этом дополнив ее личностным компонентом - совокупностью профессионально значимых личностных качеств.

Таким образом, структуру профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел составляют следующие компоненты:

1. Образовательный компонент, определяемый степенью сформированности универсальных компетенций, к числу которых относятся (здесь и в иных компонентах в качестве примера приведены группы компетенций для направления подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка) компетенции группы «коммуникация» (способность осуществлять деловую коммуникацию на государственном языке Российской Федерации), компетенции группы «экономическая культура и финансовая грамотность» (способность принимать обоснованные экономические решения), компетенции группы «системное и критическое мышление» (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций, вырабатывать стратегию действий, применять системный подход) и др.

2. Общепрофессиональный компонент, определяемый степенью сформированно-сти общепрофессиональных компетенций, к числу которых относятся, например, компетенции группы «правоохранительная деятельность» (способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка и т. п.), компетенции группы «правоприменительная деятельность» (способность применять нормы материального и процессуального права в сфере профессиональной деятельности), компетенции группы «профилактические» (способность осуществлять предупреждение правонарушений) и др.

3. Специально-профессиональный компонент, определяемый степенью сформиро-ванности профессиональных компетенций, к числу которых относятся, например, способность законно и обоснованно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, способность принимать и проверять сообщения о преступлениях и правонарушениях и др.

4. Личностный компонент, определяемый степенью сформированности профессионально значимых личностных качеств. К таковым можно отнести патриотизм, ответственность, дисциплинированность, нетерпимость к коррупции и др.

Образовательный, общепрофессиональный и специально-профессиональный компоненты заключаются не просто в сформи-рованности соответствующих компетенций, но и в наличии первоначального опыта применения полученных знаний, умений, навыков, способностей и др. на практике, поскольку «... компетентность предполагает наличие минимального опыта ее применения» [3, с. 11].

Содержание же указанных компонентов зависит от специальностей и направлений подготовки, по которым обучаются будущие специалисты, поскольку спектр направлений профессиональной деятельности сотрудников ОВД достаточно широк: среди сотрудников ОВД есть не только участковые уполномоченные полиции, дознаватели, следователи, но и сотрудники тыловых подразделений, психологи, сотрудники отдела кадров и т. д.

Заключение

Таким образом, относительно понимания сущности профессиональной компетентности наиболее точной следует считать позицию, основанную на трудах А. В. Хуторского, в соответствии с которой в самом широком смысле под профессиональной компетентностью следует понимать совокупность личностных качеств специалиста, характеризующих уровень владения профессиональными компетенциями, представляющими собой требования социума к образовательной подготовке специалиста.

Вместе с тем, основываясь на вышеизложенном, считаем, что профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел - это обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение специалистом универсальными, общепрофессиональ-

ными и профессиональными компетенциями, а также обладание профессионально значимыми личностными качествами, обеспечивающими эффективность самостоятельной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Карнаухов О. П. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 2 (96). С.159-163.

2. Жидкова О. А. Развитие профессиональной компетентности сотрудников полиции // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии: материалы международной научно-практической конференции / под редакцией Ю. А. Шаранова, В.А. Шапо-вала. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С.129-133.

3. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9-16.

4. Адольф В. А., Широких С. В. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.

B. П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 49-58.

5. Магомедова Р. М., Булуева Ш. И. Сущность и структура профессиональной компетентности будущего юриста // Мир науки, культуры, образования. № 3 (76). 2019. С. 163-164.

6. Зотова Т. Б., Снеткова М. В. Формирование способности к саморазвитию у курсантов в условиях образовательной среды военно-медицинского вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. № 11 (201). 2021. С. 567-574.

7. Акмеология / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. 650 с.

8. Козырева О. А. Концептуальные подходы к развитию профессиональной компетентности магистра // Гуманитарный научный журнал. № 2. 2014. С. 35-38.

9. Коровкин А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 24 с.

10. Евтихов О. В. Специфика формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной организации МВД России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2018. № 1.

C.17-21.

11. Барышникова И. Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 5 (3). С. 6980.

12. Базулина А. А. Уровни развития профессиональной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 29-31.

13. Калинин Д. В. Формирование и развитие профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под редакцией И. А. Артемьева, В. О. Белевцовой, Н. Д. Дудиной, М. Н. Бученковой. Москва: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский государственный образовательный комплекс», 2019. С.101-105.

14. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия Естествознания, 2010. 91 с.

15. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Красноярск, 2015. 45 с.

REFERENCES

1. Karnaukhov O. P. Topical issues of improving the professional training of personnel of internal affairs bodies // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2 (96). P. 159163. (In Russ.)

2. Zhidkova O. A. Development of professional competence of police officers // Actual problems of psychology of law enforcement: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings - 2019): Materials of the international scientific and practical conference / edited by Yu. A. Sharanov, V. A. Shapoval. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2019. P. 129-133. (In Russ.)

3. Khutorskoy A. V. Model of competence education // Higher education today. 2017. No. 12. P. 9-16. (In Russ.)

4. Adolf V. A., Shirokikh S. V. Law enforcement competence of a future lawyer: concept, structure and composition // Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev. 2021. No. 3 (57). P. 49-58. (In Russ.)

5. Magomedova R. M., Bulueva S. I. The essence and structure of professional competence of a future lawyer // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. No. 3 (76). 2019. P. 163-164. (In Russ.)

6. Zotova T. B., Snetkova M. V. Formation of the ability to self-development among cadets in the educational environment of a military medical university // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. No. 11 (201). 2021. P. 567-574. (In Russ.)

7. Acmeology / edited by A. A. Derkacha. M.: Publishing House of RAGS, 2002. 650 p. (In Russ.)

8. Kozyreva O. A. Conceptual approaches to the development of professional competence of a master // Humanitarian Scientific Journal. No. 2. 2014. P. 35-38. (In Russ.)

9. Korovkin A. Y. Formation of professional competence among cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogy. Moscow, 2011. 24 p. (In Russ.)

10. Evtikhov O. V. The specifics of the formation of professional competence of cadets in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Questions of the psychology of extreme situations. 2018. No. 1. P. 17-21. (In Russ.)

11. Baryshnikova I. E. Professional competence: types, structure and modern approaches // Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin. No. 5 (3). P. 69-80. (In Russ.)

12. Bazulina A. A. Levels of development of professional competence of future employees of internal affairs bodies // Psychology and pedagogy of official activity. 2019. No. 2. P. 29-31. (In Russ.)

13. Kalinin D. V. Formation and development of professional competence of an employee of the internal affairs bodies // Modeling and design in the educational environment: a collection of materials of the IV All-Russian (with international participation) scientific, practical, methodological conference for the scientific and pedagogical community / edited by I. A. Artemyev, V. O. Belevtsova, N. D. Dudina, M. N. Buchenkova. Moscow: State Budgetary professional educational institution ofthe city of Moscow "Moscow State Educational Complex", 2019. P. 101-105. (In Russ.)

14. Khazova S. A. Competence of a competitive specialist in physical culture and sports. M.: Academy of Natural Sciences, 2010. 91 p. (In Russ.)

15. Evtikhov O. V. Formation of professional competence of cadets in the educational environment of the university of law enforcement agencies: abstract of the dissertation ... Doctor of Pedagogy. Krasnoyarsk, 2015. 45 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 30.10.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 21.03.2024.

The article was submitted 30.10.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 21.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.