УДК 378 (075.8) DOI: 10.36809/2309-9380-2022-36-205-211
Науч. спец. 5.8.7
Людмила Александровна Рябцева
Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, старший преподаватель кафедры уголовного
процесса и криминалистики, Могилев, Республика Беларусь e-mail: hpkf1983@mail.ru
Предпосылки становления профессионально-коммуникативной компетентности курсантов - будущих сотрудников органов внутренних дел
Аннотация. В статье раскрыты концептуально-нормативные и теоретико-методологические предпосылки становления профессионально-коммуникативной компетентности курсантов — будущих сотрудников органов внутренних дел. Их установление и раскрытие позволяет представить сущностные характеристики профессионально-коммуникативной компетентности в контексте субъектно-ролевой профессионально-деятельностной активности сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: курсант — будущий сотрудник органов внутренних дел, профессионально-коммуникативная компетентность, концептуально-нормативная основа, теоретико-методологическая основа, кластеры компетенций.
Ludmila A. Ryabtseva
Mogilev Institute оf the Ministry of the Interior of Russia of the Republic of Belarus, Senior Lecturer of the Department of Criminal
Procedure and Criminalistics, Mogilev, the Republic of Belarus e-mail: hpkf1983@mail.ru
Prerequisites for the Formation of Professional and Communicative Competence of Cadets - Future Internal Affairs Officers
Abstract. The article reveals the conceptual-normative and theoretical-methodological prerequisites for the formation of professional and communicative competence of cadets — future employees of the internal affairs bodies. Their establishment and disclosure makes it possible to present the essential characteristics of professional and communicative competence in the context of the subject-role professional activity of an internal affairs officer.
Keywords: cadet — future internal affairs officer, professional and communicative competence, conceptual and normative basis, theoretical and methodological basis, clusters of competencies.
Введение (Introduction)
Развитие общества неизменно вызывает трансформации в его запросах, ожиданиях, требованиях. Индивид, как представитель социума, вынужден также меняться, чтобы повысить собственную ценность на рынке социально-экономических отношений и быть конкурентоспособным. Применительно к отдельным категориям специалистов значимость данных требований намного выше, что обусловлено их непосредственным участием в обеспечении внутренней и внешней национальной безопасности государства. Внутренняя стабильность, в частности, гарантируется усилиями сотрудников правоохранительных органов, что связывается с наличием совокупности специфических характеристик у таких лиц, определяющих их уровень профессиональной пригодности. Однако ни один индивид на этапе профессионального самоопределения не представляет собой эталон представителя профессии в части имеющихся личностно-профессиональных признаков. Роль проводника в форми-
ровании профессионально-коммуникативной компетентности выполняет высшее учебное заведение. Для будущего сотрудника органов внутренних дел (далее — ОВД) данная миссия возложена на вузы системы Министерства внутренних дел (МВД). Сущностно-структурная природа феномена профессионально-коммуникативной компетентности обозначенной категории обучающихся предопределяет процесс ее последующего формирования.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
В ходе ранее проведенной аналитической работы нами было установлено, что профессионально-коммуникативная компетентность — системный, структурно оформленный ресурс дихотомической природы, чутко реагирующий на вызовы информационного общества, но при этом отвечающий своим содержанием профильной направленности специализации. Контент-анализ публикаций выявил его представленность операционально-деятельностным,
© Рябцева Л. А., 2022
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2022, № 3 (36), с. 205-211. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2022, no. 3 (36), pp. 205-211.
когнитивным, акмеологическим и рефлексивным компонентами [1, с. 37]. Вместе с тем состояние изученности профессионально-коммуникативной компетентности в отношении курсанта — будущего сотрудника ОВД — нельзя назвать исчерпывающим. Попытка уточнить объем исследуемого понятия применительно к данной категории обучающихся была предпринята дважды — С. Л. Вишневской [2] и С. Е. Кораблевым [3]. Исходя из статуса, которым наделяет государство сотрудника ОВД, ожиданий социума, вызовов медийного пространства, представляется стратегически необходимым расширить границы педагогического знания об исследуемом феномене.
Концептуально-нормативной основой исследования послужили идеи, транслируемые государством — гарантом национальной безопасности жизнедеятельности белорусского общества в целом и каждого члена социума в частности. Превалирующими считаем следующие представления:
- государство в лице соответствующих структур обязано обеспечивать баланс интересов личности, общества, государства и защищать их от внешних и внутренних угроз;
- сотрудник ОВД входит в систему субъектов, охраняющих национальные интересы;
- процессы информатизации активизируют динамику развития белорусского общества, но вместе с тем могут выражаться в деструктивном информационном воздействии на национальные приоритеты (Концепция информационной безопасности Республики Беларусь) [4];
- сотрудник ОВД, как представитель системы субъектов, обеспечивающих сохранность национальных интересов, должен уметь противостоять угрозам — последствиям цифровых трансформаций, происходящих в современном обществе (Концепция информационной безопасности Республики Беларусь) [4];
- участием сотрудников ОВД в обеспечении национальной стабильности в равной мере достигается единая цель по «поддержанию такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов» (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [5], Концепция борьбы с терроризмом в Республике Беларусь [6]).
Представляется, что национальные интересы сфокусированы в трех плоскостях: интересы личности, интересы общества, интересы государства. Отношения, охватываемые каждой из представленных систем, соприкасаются между собой, обеспечивая их существование в неразрывной совокупности. На стыке их взаимодействия сотруднику ОВД отводится роль проводника в части достижения согласованности интересов контактирующих групп. Для этого он должен обладать профессионально-коммуникативной компетентностью, что возможно посредством интеграции системы образования в совокупность отношений, складывающихся между личностью, обществом, государством. Подобное совмещение систем не только допустимо с позиций философии образования, но и призвано расширить границы научного знания, реагируя на потребности социаль-
но-экономического развития, отвечая на вызовы информационного пространства.
Контент-анализ обозначенных выше концепций предопределил выделение следующих маркеров профессиональной активности сотрудника через его участие в обеспечении национальных гарантий безопасности: соблюдение, противодействие, охрана, укрепление, реализация, предупреждение, выявление, пресечение, профилактика, достижение сохранности и др. Это позволило определить круг вопросов, поиск ответов на которые согласуется с сущностно-струк-турной природой профессионально-коммуникативной компетентности курсанта как будущего сотрудника ОВД:
- Какими знаниями должен обладать сотрудник ОВД в условиях информационного общества?
- Что входит в систему мотивов сотрудника ОВД?
- Как представлена система ценностей сотрудника ОВД?
- Какими знаниями должен обладать сотрудник ОВД в условиях информационного общества?
- Какие способности необходимы сотруднику ОВД для конструктивной интеракции?
- Каковы формы проявления деятельности сотрудника ОВД?
- Как оценивает свою профессиональную деятельность и себя в ней сам сотрудник ОВД?
Поиск ответов на сформулированные вопросы предопределяет необходимость наличия у будущего специалиста совокупности личностных характеристик, системы ценностей, мотивов, знаний, комплекса способностей, проявлений деятельностной активности, свидетельствующих в целом о его служебно-профессиональном соответствии. В своих рассуждениях мы придерживались следующей логики.
Содержательные аспекты понимания сущности профессионально-коммуникативной компетентности (Какими личностными характеристиками должен обладать сотрудник ОВД? и Как представлена система ценностей сотрудника ОВД?) позволили определить личностные характеристики и систему ценностей в качестве составляющих профессионально-коммуникативной компетентности. Выполнение различных субъектных ролей в процессе служебно-профессио-нальной деятельности позволяет оценить сотрудника как носителя профессионально значимых качеств, носителя патриотических ценностей, субъекта профессионального становления и развития.
Сотрудник ОВД участвует в служебно-профессиональ-ной деятельности сообразно функционально-ролевой нагрузке, определяемой спецификой вида выполняемой деятельности. Имея определенный личностный потенциал, он мобилизует те его составляющие, которыми обеспечивается достижение профессиональных задач, т. е. выступает носителем профессионально значимых качеств (умение быть ответственным, организованным, дисциплинированным, стрессоустойчивым). Необходимо учесть, что курсант, как будущий сотрудник ОВД, находит личностно-профессио-нальные смыслы в ориентации на ценности — патриотизм, уважительное отношение к национальной культуре, к Родине, к исторической памяти и др., что позволяет оценить его как носителя патриотических ценностей. Вместе с тем,
стремясь к расширению границ своих профессиональных возможностей, сотрудник учится давать оценку себе, анализировать траекторию собственного профессионального роста, видеть перспективы профессионального мастерства, прилагать к этому соответствующие усилия, что позволяет считать его субъектом профессионального становления и развития. Способность к самосовершенствованию в контексте профессиональной культуры; способность к осознанию социальной полезности собственной профессиональной деятельности — приоритетные компетенции в достижении личностно-профессионального «акме». В целом наш подход в оценивании позволил засвидетельствовать наличие аксиологического компонента в структуре профессионально-коммуникативной компетентности курсанта.
Содержательные аспекты понимания сущности профессионально-коммуникативной компетентности (Какими знаниями должен обладать сотрудник ОВД в условиях информационного общества? Какие способности необходимы сотруднику ОВД для конструктивной интеракции?) детерминировали необходимость рассмотреть знание (общетеоретическое и предметное) и процессы, связанные с управлением познанием, в качестве основы профессиональной деятельности. В данной связи сотрудник ОВД рассматривался нами с позиций субъекта познавательной деятельности, специалиста в области права, субъекта регуляции познания.
Так, служебно-профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов, испытывая влияние извне, нуждается сообразно ему в некоторых конструктивно-ответных преобразованиях, невозможных без нового знания либо расширения границ прежнего его уровня. В контексте такого подхода сотрудник выступает субъектом познавательной деятельности, поскольку поставлен в условия, при которых вынужден справляться с информационными потоками, что выражается через способность отбирать материал, имеющий приоритетное значение для решения профессиональных задач; умение систематизировать поступающие данные, воспроизводить информацию. Специфика служебно-профессиональной деятельности сотрудника милиции требует от него владения навыками в толковании норм права, наличия способности давать правовую оценку событиям посредством применения нормативных правовых актов, способности к сравнительному анализу, умения поддерживать актуальный уровень собственной правовой грамотности и культуры, что определяет роль сотрудника как специалиста в области права. Помимо этого, профессиональная деятельность сотрудника ОВД включает и стандартизированные ситуации, требующие разрешения. Соответственно, для специалиста значимыми будут: умение прибегать к описательной детализации, способность обобщать, умение обосновывать принятое решение, умение представлять результаты интеллектуальной деятельности. В таком случае сотрудник воспринимается как субъект регуляции познания. В целом представленные ракурсы слу-жебно-профессиональной деятельности с учетом выполняемой сотрудником ролевой нагрузки находятся в плоскости системы когнитивного компонента профессионально-коммуникативной компетентности курсантов как будущих сотрудников ОВД.
Вопрос о формах проявления деятельности сотрудника ОВД предопределил необходимость оценки сотрудника как модератора служебно-профессиональной деятельности и как участника интеракции и пользователя информации. Вместе с тем обоснованно утверждать, что побудительным стимулом деятельности выступает мотивация. Из содержательного аспекта понимания сущности профессионально-коммуникативной компетентности (Что входит в систему мотивов сотрудника ОВД?) следует, что сотрудник ОВД — это еще и субъект профессиональной активности (мотивации).
Функционально-ролевой диапазон деятельности сотрудника также определяет необходимость утверждать, что, действуя в рамках профессиональных обязанностей, сотрудник ОВД выступает как модератор служебно-про-фессиональной деятельности: участвует в формулировании задач, выбирает пути, способы, приемы их решения, координирует действия других лиц, что требует умения поставить конкретную профессиональную задачу, умения проявить профессиональную мобильность при ее выполнении, умения выработать алгоритм ее реализации, умения анализировать факторы, способные влиять или повлиявшие на ход ее выполнения; способности организовать служебно-профессиональную интеракцию, способности рационального распределения индивидуальных и групповых усилий.
Принимая во внимание тот факт, что сотрудник правоохранительных органов ведет служебно-профессиональную деятельность в непосредственном контакте с представителями различных социальных групп населения, а равно в условиях массированного влияния информационных потоков, полагаем обоснованным учитывать его роль как участника интеракции и пользователя информации, из чего следует заключить, что способность управлять информацией; умения использовать информационные ресурсы для выполнения профессиональных задач, соблюдать режим информационной безопасности, работать в команде, определять эмоциональное состояние и мотивы действий другого человека; способность вести диалог/полилог — необходимые компетенции в профессиональной деятельности современного сотрудника ОВД. Последние органично связаны с системой мотивов, неизменно побуждающих к улучшению личностно-профессиональных характеристик сотрудника, собственно служебной деятельности и качества ее выполнения, что позволяет наделить его ролью субъекта профессиональной активности (мотивации). В таком случае определяющими будут выступать умения осуществлять непрерывную самомотивацию, поддерживать интерес к избранной профессиональной деятельности, исключать риски снижения мотивации. Все обозначенные роли сотрудника ОВД содержательно согласуются с природой операционально-деятельностного компонента исследуемой компетентности.
Вопрос о том, как оценивает свою профессиональную деятельность и себя в ней сам сотрудник ОВД, указывает на рефлексивную деятельность, гарантирующую личностно-профессиональное развитие и выражающуюся в самоанализе отношения субъекта к служебно-профессиональной деятельности, качеству ее выполнения, оценке достигнутых
результатов, своего настоящего, будущего или прошедшего участия в их обеспечении. Такой подход позволяет вести речь о деятельностной активности сотрудника ОВД в трех плоскостях: самопознании в настоящем, ретроспективной рефлексии, перспективной рефлексии.
Сотрудник, как субъект самопознания, оценивает и анализирует свою деятельность и свое участие в ней в режиме реального времени. В данной связи значимыми представляются умение сопоставить свои личностно-индивидуальные возможности с предъявляемыми к ним требованиями, нормами; навыки самопрезентации; способность оценить себя с позиции профессионально-личностного роста и развития, что соотносится с общерефлексивными компетенциями. Как субъект ретроспективной рефлексии, он стремится проанализировать прошедшие события, действия, деятельность, поведение, долю и качество собственного участия в них, ввиду чего сотрудник должен обладать способностью анализировать себя и свою деятельность в прошлом; способностью признавать ошибки, в том числе для того, чтобы «улучшить себя» в будущей служебно-профессио-нальной деятельности. В оценке сотрудника как субъекта перспективной рефлексии следует исходить из того, что его самопознание, самоанализ, самооценка направлены в будущее, связаны с планированием служебно-профес-сиональной деятельности, что выражается в умении прогнозировать свою деятельность с учетом индивидуально-личностного потенциала и приобретенного опыта, умении предвидеть возможности для профессионального развития. В своей совокупности анализ сущности профессионально-коммуникативной компетентности курсантов указал на присутствие в составе исследуемой компетентности рефлексивного компонента.
Такое видение нашей проблемы имеет под собой теоретико-методологическую основу, представленную:
- совокупностью подходов, сложившихся в разрезе психолого-педагогического научного знания: деятельнос-тный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), сис-темно-деятельностный подход (А. Г. Асмолов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Г. П. Шедровицкий, В. Д. Шадриков, А. Н. Леонтьев и др.), компетентностный подход (Дж. Равен, Л. Спенсер, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, Ю. Н. Емельянов, В. В. Краевский и др.), аксиологический подход (И. Кант, В. А. Сластенин, А. С. Зубра и др.), рефлексивный подход (А. А. Бехтер, И. Г. Коршунова, В. И. Слободчиков);
- рядом научных представлений: о природе и сущности ответственности в системе личностно-профессионального развития (С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, К. А. Абульха-нова-Славская); о стимулирующем влиянии ценностей на мотивацию индивида (Н. В. Панова); о признании обучающегося субъектом деятельности, восприятии ценностей и знания как имманентных составляющих профессионального образования (Б. Р. Мандель).
В контексте деятельностного подхода идея личностно-профессионального развития связывается с поведенческой активностью индивида, выражающейся через его участие в различных формах деятельности. Ценность деятельности связывается К. А. Абульхановой-Славской с возможностью
удовлетворить основную потребность личности — реализовать себя в профессии [7, с. 82]. В этой связи курсант, как будущий носитель профессии, ориентирован на проявление активности, обеспечивающей динамику его профессионального становления.
Из ключевых положений системно-деятельностного подхода вытекает признание приоритета самостоятельности субъекта в познании, осуществляемом в организованной учебной деятельности; констатируется необходимость перехода «от информационного репродуктивного знания к знанию действия» (В. Г. Рындак, Н. М. Михайлова [8]) как способа, обуславливающего стойкое личностное развитие; закрепляется представление о ведущей роли мотивов в управлении деятельностью (А. Н. Леонтьев [9]). Констатируется идея готовности субъекта к саморазвитию и непрерывному самообразованию. Курсант вуза системы МВД, учебно-служебная деятельность которого строго регламентирована, поставлен в условия, стимулирующие самоорганизацию и самоуправление учебной деятельностью. Движущей силой выступают мотивы, побуждающие знать, уметь, развивать способности.
А. Н. Леонтьев, Г. П. Шедровицкий оценивают деятельность как сложную систему, а не только как процесс [9; 10]. Признавая, что деятельность есть совокупность многообразных элементов, мы оцениваем курсанта в ее контексте, представляем, что, помимо него, как субъекта деятельности, она имеет развернутую структуру, включая цель, мотивы, способы, средства, формы.
Аксиологический подход позиционирует «человека как высшую ценность» (В. А. Сластенин и др. [11, с. 113]), соответственно, моделировать образовательный процесс необходимо «исходя из закономерностей развития ценностного мира человека» (Б. Р. Мандель [12, с. 44]), а не идеи накопления множественных знаний, умений, навыков. Ценностные ориентации наполняют существование общества и индивида в нём смыслами, обеспечивая динамику их обоюдного развития. «Программой патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы» определены патриотические ценностные ориентации: уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них; служение народу; единство современной белорусской нации; понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества и др. [13]. Они положены в основу формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего сотрудника ОВД.
Компетентностный подход (Н. В. Кузьмина, В. И. Бай-денко, Ю. Г. Татур, А. К. Макарова, Л. Спенсер, С. Спенсер, Дж. Равен, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, Ю. Н. Емельянов, В. В. Краевский, О. Л. Жук, В. Н. Клипинина, Д. А. Иванов и др.) ориентирует образование на формирование у будущих специалистов компетенций, выходящих своим содержанием за границы предметных областей знаний; «понимание знания как наращивания суммы предметной информации противопоставляется знанию как комплексу умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях» [14, с. 19]. Настоящим подходом обеспечивается практико-ориентиро-ванный характер обучения (О. Л. Жук [15, с. 33]).
Согласно представленному подходу курсант — будущий сотрудник ОВД — должен быть не столько носителем определенных профессиональных знаний, сколько уметь на их основе создать новое знание, самостоятельно определиться с ситуациями его применения, предусмотреть и сформировать умения, обеспечивающие его практическое приложение. Положениями компетентностного подхода декларируется идея, оформившаяся в международном педагогическом сообществе и оправдывающая себя с точки зрения практических реалий, проецировать которую представляется закономерным на курсанта, как субъекта образовательных отношений. Будущий сотрудник должен быть деятельным и инициативным, способным принимать самостоятельные взвешенные решения, готовым взять на себя ответственность, уметь предусмотреть ход развития события, смоделировать ситуацию. Это позволит судить о его профессиональной компетентности.
В контексте акмеологического подхода нами воспринята идея А. С. Зубры о человеке как субъекте самосовершенствования, в том числе в профессиональном отношении. Ее проецирование на личность будущего сотрудника ОВД позволило связать решение проблемы формирования его профессионально-коммуникативной компетентности с необходимостью учитывать «факторы, определяющие успех» профессиональной деятельности (потребности, способности, решимость); с признанием согласованности соответствующих познавательных процессов с требованиями эпохи [16, с. 38, 43]. Признание самоценности процесса самосовершенствования личности [16, с. 48] коррелирует с признанием индивидуально-личностной потребности сотрудника правоохранительных органов в повышении престижа службы, улучшении имиджа сотрудника ОВД в связи с требованиями социума. Осознание и понимание субъектом профессиональной деятельности сущности имеющейся проблемы вызывает в нём готовность к ее преодолению, что само по себе является благом для его профессионально-личностного развития и, соответственно, ценно для общества.
Рефлексивный подход (А. А. Бехтер, И. Г. Коршунова, В. И. Слободчиков и др.) позволяет констатировать исключительность статуса рефлексии как уникального свойства,
присущего лишь человеку, обеспечивающего личностную самоорганизацию, гарантирующего самосовершенствование профессиональной деятельности (А. А. Бехтер [17, с. 471]). Курсант, как будущий сотрудник, не должен останавливаться в своем саморазвитии, самовоспитании, самообразовании.
В целом выделение концептуально-нормативных и теоретико-методологических предпосылок становления профессионально-коммуникативной компетентности курсантов — будущих сотрудников ОВД — позволило расширить знание о структурно-содержательной природе профессионально-коммуникативной компетентности курсанта. Систему исследуемой компетентности образуют аксиологический, когнитивный, опе-рационально-деятельностный и рефлексивный компоненты, включающие компетенции, группируемые согласно деятель-ностно-ролевому статусу сотрудника милиции.
Нами и ранее положительным образом оценивались возможности кластеризации в части представления архитектоники исследуемой компетентности [18]. Мы считаем обоснованной гипотезу о выделении соответствующих кластеров — аксиологических, когнитивных, операционально-деятельностных, рефлексивных компетенций в составе ее компонентов. Проделанная работа позволит в последующем визуализировать модель профессионально-коммуникативной компетентности курсантов — будущих сотрудников ОВД — как систему кластерных центров, где в качестве критерия дифференциации фигурируют компетенции, используемые состоявшимися специалистами в служебно-профес-сиональной деятельности.
Заключение (Conclusion)
Таким образом, выявление концептуально-нормативных и теоретико-методологических предпосылок профессионально-коммуникативной компетентности курсантов — будущих сотрудников ОВД — один из необходимых этапов исследования, определяющий последующую концепцию проектирования модели профессионально-коммуникативной компетентности и позволяющий системно обосновать ее структурно-содержательное наполнение.
Библиографический список
1. Рябцева Л. А. Профессионально-коммуникативная компетентность курсантов — будущих сотрудников органов внутренних дел — в контексте научных исследований // Весык Маплёускага дзяржаунага уывератэта iMH А. А. Куляшова. Серыя С. 2021. № 1 (57). С. 30-39.
2. Вишневская С. Л. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности юриста в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2006. 17 с.
3. Кораблев С. Е. Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки // Вестн. Воронеж. ин-та М-ва внутр. дел России. 2009. № 3. С. 51-54.
4. О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/? guid=12551&p0=P219s0001&p1=1 (дата обращения: 19.03.2022).
5. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/? guid=2012&oldDoc=2010-276/2010-276(005-026).pdf&oldDocPage=1 (дата обращения: 19.03.2022).
6. Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь. URL: https://pravo.by/document/? guid=12551&p0=C21300658&p1=1 (дата обращения: 19.03.2022).
7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 160 с.
8. Рындак В. Г., Михайлова Н. М. Системно-деятельностный подход — методологическое направление организации взаимодействия учителя и обучающихся // Современный урок в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. Всерос. науч.-метод. конф. / отв. за вып. Е. Г. Матвиевская. Оренбург : Оренбург. гос. пед. ун-т, 2017. С. 205-209.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. URL: https://www.phantastike.com/common_psychology/dejatelnost_ soznanie_lichnost/html/?page=58 (дата обращения: 22.06.2022).
10. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5484/5490 (дата обращения: 21.06.2022).
11. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школьная пресса, 2002. 512 с.
12. Мандель Б. Р. Философия образования. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 502 с.
13. О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы. URL: https://pravo. by/document/?guid=12551&p0=C22100773&p1=1&p5=0 (дата обращения: 19.05.2022).
14. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. : Чистые пруды, 2007. 32 с.
15. Жук О. Л. Междисциплинарный и компетентностный подходы в модернизации высшего образования в современных условиях // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2013. С. 32-36.
16. Зубра А. С. Акмеология — ключи к Успеху. Минск : Дикта, 2011. 196 с.
17. Бехтер А. А. Рефлексивный подход в подготовке компетентного специалиста в высшей школе // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2013. С. 469-471.
18. Рябцева Л. А. Представление профессионально-коммуникативной компетентности курсантов — будущих сотрудников ОВД — средствами кластеризации // Правовая культура в современном обществе : сб. науч. ст. Могилев : Могилев. ин-т М-ва внутр. дел, 2021. С. 457-461.
References
Abul'khanova-Slavskaya K. A. (1991) Strategiya zhizni [Life Strategy]*. Moscow, Mysl' Publ, 160 p. (in Russian) Bekhter A. A. (2013) Refleksivnyi podkhod v podgotovke kompetentnogo spetsialista v vysshei shkole [Reflexive Approach in the Preparation of a Competent Specialist in Higher Education], Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy [Higher School: Experience, Problems, Prospects]*. Moscow, Rossiiskii universitet druzhby narodov Publ., pp. 469-471. (in Russian)
Ivanov D. A. (2007) Kompetentnosti i kompetentnostnyi podkhod v sovremennom obrazovanii [Competencies and Competency-Based Approach in Modern Education]*. Moscow, Chistye prudy Publ., 32 p. (in Russian)
Korablev S. E. (2009) Organizatsiya kommunikativnogo obucheniya sotrudnikov organov vnutrennikh del na ehtape osushche-stvleniya professional'noi podgotovki [Organization of Communicative Training of Law-Enforcement Officers on the Process of Their Professional Instruction], Vestnik Voronezhskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii ¡The Bulletin of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], no. 3, pp. 51-54. (in Russian)
Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'[Activity. Consciousness. Personality]*. Available at: https://www.phantastike. com/common_psychology/dejatelnost_soznanie_lichnost/html/?page=58 (accessed: 22.06.2022). (in Russian)
Mandel' B. R. (2017) Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]*. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 502 p. (in Russian) O Kontseptsii informatsionnoi bezopasnosti Respubliki Belarus' [On the Concept of Information Security of the Republic of Belarus]*. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=P219s0001&p1=1 (accessed: 19.03.2022). (in Russian)
O Programme patrioticheskogo vospitaniya naseleniya Respubliki Belarus' na 2022-2025 gody [On the Program of Patriotic Education of the Population of the Republic of Belarus for 2022-2025]*. Available at: https://pravo.by/document/? guid=12551&p0=C22100773&p1=1&p5=0 (accessed: 19.05.2022). (in Russian)
Ob utverzhdenii Kontseptsii bor'by s terrorizmom v Respublike Belarus' [On Approval of the Concept of Combating Terrorism in the Republic of Belarus]*. Available at: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21300658&p1=1 (accessed: 19.03.2022). (in Russian)
Ob utverzhdenii Kontseptsii natsional'noi bezopasnosti Respubliki Belarus' [On Approval of the National Security Concept of the Republic of Belarus]*. Available at: https://pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2010-276/2010-276(005-026). pdf&oldDocPage=1 (accessed: 19.03.2022). (in Russian)
Ryabtseva L. A. (2021) Predstavlenie professional'no-kommunikativnoi kompetentnosti kursantov — budushchikh sotrudnikov OVD — sredstvami klasterizatsii [Representation of the Professional and Communicative Competence of Cadets — Future Employees of Internal Affairs Bodies — by Means of Clustering]*, Pravovaya kul'tura vsovremennom obshchestve [Legal Culture in Modern Society]*. Mogilev, Mogilevskii institut Ministerstva vnutrennikh del Publ., pp. 457-461. (in Russian)
Ryabtseva L. A. (2021) Professional'no-kommunikativnaya kompetentnost' kursantov — budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del — v kontekste nauchnykh issledovanii [Professional and Communicative Competence of Cadets — Future Employees of the Bodies of Internal Affairs — in the Context of Scientific Research], Vesnik Magileyskaga dzyarzhaynaga yniversitehta imya A. A. Kulyashova. Seryya C [Mogilev State A. Kuleshov. Bulletin. Series C], no. 1 (57), pp. 30-39. (in Russian)
Ryndak V. G., Mikhailova N. M. (2017) Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod — metodologicheskoe napravlenie organizatsii vzaimodeistviya uchitelya i obuchayushchikhsya [System-Activity Approach — a Methodological Direction of Organizing Interaction Between a Teacher and Students]*, Matvievskaya E. G. (ed.) Sovremennyi urok v usloviyakh vnedreniya Federal'nykh gosudarstven-nykh obrazovatel'nykh standartov: opyt, problemy, perspektivy [Modern Lesson in the Context of the Implementation of the Federal
State Educational Standard: Experience, Problems, Prospects]*. Orenburg, Orenburgskii gosudarstvennyi pedagogicheskii univer-sitet Publ., pp. 205-209. (in Russian)
Shchedrovitskii G. P. Filosofiya. Nauka. Metodologiya [Philosophy. The Science. Methodology]*. Available at: https://gtmarket. ru/library/basis/5484/5490 (accessed: 21.06.2022). (in Russian)
Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiyanov E. N. (2002) Pedagogika [Pedagogy]*. Moscow, Shkol'naya pressa Publ., 512 p. (in Russian)
Vishnevskaya S. L. (2006) Razvitie professionals kommunikativnoi kompetentnosti yurista v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Development of Professional communicative competence of a Lawyer in the System of Higher Professional Education]*, Cand. ped. sci. diss. Abstr. Izhevsk, 17 p. (in Russian)
Zhuk O. L. (2013) Mezhdistsiplinarnyi i kompetentnostnyi podkhody v modernizatsii vysshego obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [Interdisciplinary and Competence-Based Approaches to the Modernization of Higher Education in Modern Conditions]*, Vysshaya shkola: opyt, problemy, perspektivy [Higher School: Experience, Problems, Prospects]*. Moscow, Rossiiskii universitet druzhby narodov Publ., pp. 32-36. (in Russian)
Zubra A. S. (2011) Akmeologiya — klyuchi k Uspekhu [Acmeology — Is the Key to Success]*. Minsk, Dikta Publ., 196 p. (in Russian)
* Перевод названий источников выполнен автором статьи / Translated by the author of the article.