УДК 159 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10299
ББК 88 © В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева, А.С. Юрова, 2019
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА ОВД
Вячеслав Лазаревич Цветков, начальник кафедры юридической психологии, доктор психологических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таП: czvetkov_slava@inbox.ru
Татьяна Александровна Хрусталева, заместитель начальника кафедры юридической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-таП: khrustalev100@mail.ru Анна Сергеевна Юрова, слушатель
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: iurova1996@mail.ru
Аннотация. В связи с тем, что в последние десятилетия значительное место в работе с кадрами органов внутренних дел уделяется психологическому обеспечению деятельности сотрудников, была предпринята попытка изучить структуру, особенности развития профессиональной компетентности психолога ОВД и выработать практические рекомендации по развитию данной компетентности. Было проведено исследование, рассмотрены научные подходы к определению сущности понятия «профессиональная компетентность. Данные, полученные в ходе исследования, позволили описать профиль профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел, а также разработать практические рекомендации по её развитию.
Ключевые слова: профессиональная компетентность психолога ОВД, компетентностный подход, психологическая работа в органах внутренних дел.
THE STRUCTURE AND FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE PSYCHOLOGIST ATS
Vyacheslav Lazarevich Tsvetkov, head of department of legal psychology, doctor of psychology, professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: czvetkov_slava@inbox.ru
Tatiana Aleksandrovna Khrustaleva, deputy head of department of legal psychology, candidate of psychology, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: khrustalev100@mail.ru Iurova Anna Sergeevna, student
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: iurova1996@mail.ru
Annotation. Due to the fact that in recent decades a significant place in the work with the personnel of the internal affairs bodies is given to the psychological support of the activities of employees, an attempt was made to study the structure, especially the development of professional competence of the psychologist of internal affairs bodies and to develop practical recommendations for the development of this competence. The research was conducted, scientific approaches to the definition of the concept "professional competence" were considered. The data obtained in the course of the study made it possible to describe the profile of professional competence of a psychologist of the internal affairs bodies, as well as to develop practical recommendations for its development.
Keywords: professional competence of the psychologist of the Department of Internal Affairs, competency-based approach, psychological work in internal affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Цветков В.Л., Хрусталева Т.А., Юрова А.С. Структура и особенности развития профессиональной компетентности психолога ОВД. 2019;(5):294-9.
Основные положения
В процессе профессионального обучения психологов органов внутренних дел в большей степени развиваются такие компоненты профессиональной компетентности, как исполнительность, коммуникабельность, стремление к самореализации, интеллектуальные способности, организаторские и аналитические способности.
Существует разрыв между предъявляемыми к психологам-выпускникам вузов МВД России требованиями практики и уровнем их профессиональной подготовки.
Структурные компоненты профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел приобретают более сложные и интегрированные связи в процессе профессиональной деятельности.
Введение
Актуальность и значимость. В настоящее время возрастает необходимость поиска новых путей к обеспечению высокой эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел в рамках компетентностного подхода, что способствует росту значимости психологического обеспечения деятельности правоохранительных органов. Характер деятельности психолога ОВД предполагает универсализм, связанный с выполнением всех возможных направлений психологической работы, деятельностью в условиях персональной ответственности, необходимости установления контактов на разных управленческих уровнях. Однако качество подготовки специалистов-психологов еще не в полной мере соответствует предъявляемым практикой требованиям. Можно говорить о том, что существует разрыв между предъявляемыми к психологам-выпускникам вузов МВД России требованиями практики и уровнем их профессиональной подготовки. Актуальность исследования обусловлена тем, что существует потребность в исследовании профессиональной компетентности психологов ОВД. Нуждается в исследовании также процесс целенаправленного и последовательного формирования профессиональной компетентности у будущих психологов в высших образовательных организациях МВД России.
Цель — эмпирически выявить психологические закономерности структурной организации и особенности динамики профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел, разработать практические рекомендации по развитию профессиональной компетентности.
Теоретические предпосылки
Концептуальная трактовка понятия «профессиональной компетентности и специфика области его использования задают разнообразное содержание и
понимание этого феномена»1. Определение базовой категории «компетентность» является основополагающим направлением в научной деятельности.
Научные исследования, рассматривающие сущность понятий «профессиональная компетентность», «компетентность», разрабатывались, начиная с 80-х годов ХХ века.
В России в период 1970-1990 годов в контексте высшего образования данные категории понятийного аппарата активно осваивают и развивают Н.В. Мясищев, Ю.В. Варданян, Е.В. Бонда-ревская, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская и др.
По мнению А.К. Марковой, «компетентность — это одна из сторон профессионализма, которая отражает уровень соответствия сотрудника требованиям профессии. По этому принципу «компетентность» включает в себя «обладание знаниями, которые позволяют судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение, а также сочетание психических качеств»2, позволяющих действовать самостоятельно и соответственно выполнять определенные трудовые функции.
По мнению А.В. Хуторского «компетентность — уже состоявшееся его личностное качество как профессионала, то можно установить, что профессиональная компетентность — это уровне-вый показатель присвоенных (интериоризованных) профессиональных компетенций, который будет включать в себя личностное отношение специалиста к предмету деятельности и отражение его способности решать задачи профессиональной деятельности, определяемые условиями труда»3.
Таким образом, профессиональная компетентность — это системное соответствие личностных характеристик и профессиональных компетенций специалиста объективным требованиям профессии.
Материалы и методы. Всего в исследовании принимало участие 70 респондентов. Это курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России в количестве 60 человек, обучающиеся на 1, 3 и 5 курсах, а также психологи ОПР ОМПО УВД по ЦАО ГУ МВД России г. Москвы в количестве 10 человек. Средний возраст респондентов 24,5 лет (от 17 до 46 лет). В качестве диагностического инструмента выступили методики, одобренные
1 Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: диссертация. — Санкт-Петербург, 2011. — С. 24.
2 Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС,
2000.
- С. 10-11.
3 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2003. — С. 1.
Координационно-методическим советом по психологическому обеспечению органов, подразделений, учреждений системы МВД России от 26.10.2011 г.: Калифорнийский психологический опросник (СР1); Методика «Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартина; Методика «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)»; Тест «Коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. В качестве оценки специальной профессиональной компетенции психолога органов внутренних дел был разработан тест на знание организационно-методических основ психологической работы в ОВД. Для уточнения ведущих характеристик специальной профессиональной компетенции нами была разработана анкета для слушателей образовательных организаций МВД России и психологов подразделений отделения психологической работы в органах внутренних дел.
Результаты и обсуждение
С целью выявления психологических закономерностей структурной организации и особенности динамики профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел нами было проведено эмпирическое исследование. Анализ результатов показал следующее: I Эмп.1 — существует статистическая значимость между выборками, I эмп.0 — отсутствие статистической значимости. Результат: I Эмп. = 2,9 и I эмп. = 2,6 при критических значениях (2,18 р<0,05; 2,75 р<0,01) и (2,18 р<0,05; 2,55 р<0,01) соответственно. I Эмп. 1 попадает в зону значимости, следовательно, выборки между собой статистически значимы и выдвинутое предположение о том, что в процессе профессионального обучения психологов органов внутренних дел в большей степени развиваются такие компоненты профессиональной компетентности, как исполнительность, коммуникабельность, стремление к самореализации, интеллектуальные способности, организаторские и аналитические способности, подтвердилось (таб.1).
Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, мы можем сформулировать следующие выводы: на 1 курсе психологические закономерности структурной организации профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел детерминированы процессом адаптации курсантов к условиям служебной деятельности. Структурными компонентами профессиональной мотивации курсантов 1 являются такие критерии, как «креативность», «разнообразие деятельности», благодаря этому, они стремятся «самореализоваться» в новом коллективе, пытаются произвести на окружающих благоприятное впечатление, что является особенностью развития личностного компонента профессиональной компетентности. Большинство первокурсников об-
ладают коммуникативными навыками, однако, они в меньшей степени проявляют конфликтоустойчивость, гибкость в общении. Стараются планировать свою деятельность, но еще не могут полностью брать на себя ответственность за порученное дело. Развитие профессиональной компетентности курсантов 1 курса подразумевает осознанное взаимодействие курсанта с конкретной образовательной средой, в ходе которого он реализует потребность вырабатывать у себя такие личностные качества, которые, по его мнению, обеспечивают успех в учебной, профессиональной деятельности и жизни в целом.
Таблица 1
Динамика профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел
ПОКАЗАТЕЛИ 1 курс 3 курс 5 курс Психологи территориальных подразделений
Исполнительность 5 5,4 6,2 6,3
Коммуникабельность 5,1 6,3 7,1 7,4
Стремление к саморсалишник 5,6 7 7,2 7,4
Интеллектуальные способности 5,8 6,2 7,4 8,6
Организаторские способности 4,9 5,2 7 8,6
Аналитические способности 6,7 7,2 8.7
^критерий Стьшаента 2,9 (р<0,05> 2,9 (р<0,05) 2,6 (р<0,05) 2,6(р<0,05)
Структурными компонентами профессиональной мотивации курсантов 3 являются такие критерии, как «признание», «разнообразие деятельности», «удовлетворение базовых потребностей личности». Ведущими критериями в структуре личностного компонента профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел являются «стремление к лидерству» и «коммуникабельность». Курсанты 3 курса легче идут на контакт и стараются решать поставленные перед ними задачи самостоятельно. Развитие профессиональной компетентности курсантов происходит в результате профессионального становления. Однако, как и на первом курсе, мы не можем объективно оценить специальную профессиональную компетенцию, поскольку на данном этапе курсанты 3 курса только начинают изучать дисциплины, которые непосредственно касаются их профессионального будущего.
Профессиональная компетентность слушателей 5 курса существенно отличается от профессиональной компетентности курсантов младших курсов по выявленным показателям. Ведущими структурными компонентами профессиональной мотивации слушателей 5 курса являются такие критерии, как: «разнообразие деятельности» и «удовлетворение базовых потребностей личности». В структуре личностных
компетенции ведущими критериями являются «коммуникабельность», «исполнительность», «проявление лидерских качеств». Слушатели 5-х курсов имеют высокие способности к социализации, однако уровень их конфликтоустойчивости находится в процессе развития в связи с построением прочных социальных взаимоотношений с новым коллективом. Они стремятся выполнять работу в соответствии планом, способны брать на себя ответственность.
Однако существуют некоторые проблемы в развитии специальной профессиональной компетенции (рис.1). Следует отметить, что больше половины выпускников не могут сформулировать конечную цель своей профессиональной деятельности. Готовность к осуществлению служебных обязанностей в должности психолога слушатели оценивают как недостаточную (рис.2). Уровень их специальных профессиональных знаний обусловлен недостатком опыта в использовании нормативной базы и теоретических концепций при работе с сотрудниками в рамках проведения психодиагностических мероприятий.
Рисунок 1. Результаты исследования специальной профессиональной компетенции: определение цели профессиональной деятельности
Анализ результатов исследования позволил выявить неравномерное развитие компетенций в процессе профессионального обучения курсантов и слушателей. Так, преимущественное развитие в структуре личностных компетенций получили такие критерии как коммуникабельность, исполнительность, самореализация и интеллектуальные способности. Вместе с тем, такие критерии, как ответственность, самопринятие, наличие лидерских качеств, — не получают значимого развития (рис.3).
Рисунок 2. Результаты исследования специальной профессиональной компетенции: оценка готовности к осуществлению служебных обязанностей
Рисунок 3. Структура и динамика личностного компонента профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел
Также практически не получают своего развития такие критерии коммуникативных и организационных компетенций, как: гибкость в общении, эмпатийные способности, конфликтоустойчивость, ответственность.
По данным проведенного анкетирования, наименее значимыми критериями специальной профессиональной компетенции являются компетенции «открытость к инновациям» и «способность к стратегическому мышлению». Значимыми компонентами специальной профессиональной компетенции выступили «обучаемость» и «аналитические способности».
Таким образом, рассмотрев динамику профессиональной компетентности курсантов и слушателей, мы можем сделать вывод, что в большей степени развиваются такие компоненты профессиональной компетентности, как: исполнительность, коммуникабельность, самореализация, интеллектуальная деятельность, организаторские способности, а также такие специальные профессиональные компетенции, как обучаемость и аналитические способности.
Профиль профессиональной компетентности психолога территориальных подразделений имеет также ряд особенностей. Ведущими структурными компонентами профессиональной мотивации психологов территориальных подразделений являются: «удовлетворение базовых потребностей личности»,
«социальная адаптация». В структуре личностных компетенций психологов территориальных подразделений ведущими критериями являются: «коммуникабельность» и «интеллектуальные способности». Исследование структуры коммуникативных и организаторских компетенций позволило выявить следующие значимые критерии: построение социальных контактов для успешного решения служебных задач, способность к пониманию чувств других людей, эмпатии, владение коммуникативными техниками в общении. Организация работы подразделений психологической работы зависит от степени ответственности каждого специалиста и наличия способностей к планированию своей деятельности. Следовательно, все элементы компетенций имеют равномерную выраженность и находятся в устойчивой связи с профессиональным опытом работы в подразделениях органов внутренних дел.
Таким образом, структура профессиональной компетентности психологов территориальных подразделений практически в полной мере соответствует модели профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел. Чем больше психологи занимаются практической деятельностью, тем больше развиваются их личностные, коммуникативные, организаторские компетенции. Все элементы компетенций имеют равномерную выраженность и находятся в устойчивой связи с профессиональным опытом работы в структурных подразделениях органов внутренних дел. Психологи органов внутренних дел имеют представление о цели своей профессиональной деятельности, обладают высокой готовностью к выполнению служебных задач.
Выводы
1. Структура профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел включила в себя профессиональную мотивацию (стремление к достижению успеха, структурирование работы, социальную адаптацию, потребность в признании, разнообразие деятельности, креативность, базовые потребности); личностные компетенции (ответственность за результат, исполнительность, коммуникабельность, лидерские качества, самопринятие, стремление к самореализации, интеллектуальные способности); коммуникативные компетенции (гибкость в общении, эмпатийные способности, конфликтоустойчивость); специальные профессиональные компетенции (способность решать основные задачи психологической работы в органах внутренних дел, аналитические способности); организаторские компетенции (способность организовывать и планировать свою деятельность, способность работать в команде).
2. В процессе профессионального обучения пси-
хологов органов внутренних дел в большей степени развиваются такие компоненты профессиональной компетентности, как исполнительность, коммуникабельность, стремление к самореализации, организаторские и аналитические способности.
Структурные компоненты профессиональной компетентности психолога органов внутренних дел приобретают более сложные и интегрированные связи в процессе профессиональной деятельности.
Литература
1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС, 2000. — 124 с.
2. Кустова А.П. Профессиональная компетентность психолога органов внутренних дел: диссертация. — Санкт-Петербург, 2011. — 214 с.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2003. — 137 с.
4. Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Костина Л.Н., Гончарова Н.А., Красноштанова Н.Н., Фомина Т.Ф., Хрусталева Т.А. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность». — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 207 с.
References
1. Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psychology of professional development: a manual. M. Publishing house of the RAGS, 2000. - 124 p.
2. Kustova A.P. Professional competence of a psychologist of the internal affairs bodies: dissertation. - St. Petersburg, 2011 .-- 214 p.
3. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards. Report at the Department of Education Philosophy and Theory of Education of the Russian Academy of Education April 23, 2003. - 137 c.
4. Tsvetkov V.L., Kalinichenko I.A., Kostina L.N., Goncharova N.A., Krasnoshtanova N.N., Fomina T.F., Khrustaleva T.A. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies: a textbook for university students enrolled in the specialties "Legal support of national security", "Law enforcement." - M.: UNITY-DANA: Law and Law, 2019 .-- 207 p.