УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
© 2015 С. В. Токарева
ассистент кафедры теории и методики физической культуры e-mail: stanislava.n@mail.ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается этапность формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе будущих учителей физической культуры. Определено и охарактеризовано три этапа формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе у будущих учителей в процессе их обучения.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий учитель
физической культуры, коррекционно-оздоровительная работа.
Вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения актуален во многих странах. Специалисты разного профиля - врачи и педагоги, родители отмечают ухудшение здоровья современных детей и молодежи. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что большое количество детей, особенно в младшем школьном возрасте, относится к категории «детей группы риска», «детей с пограничными состояниями». Содействовать исправлению сложившейся ситуации могут учителя физической культуры, особенно работающие с учащимися младшего школьного возраста, при условии их профессиональной подготовленности к проведению коррекционно-оздоровительной работы в процессе физического воспитания.
В научных исследованиях достаточно внимания уделено всестороннему изучению вопросов профессиональной подготовки учителя физической культуры, ее составляющих, особенностям профессиональной деятельности и путям ее совершенствования. Вопросы формирования готовности учителя физической культуры к разным видам педагогической деятельности в школе изучали Н. Данилко, М. Карченкова, А. Петунин, Б. Шиян и др., исследованием психолого-педагогических аспектов подготовки учителя занимались Н. Зубанова, Г. Ложкин, А. Попов, О. Федик и др. Профессиограммы и модели деятельности специалиста отрасли физического воспитания разрабатывали Я. Бельский, А. Куц, Н. Волянюк, О. Солтис, А. Цьось; исследовали пути совершенствования профессиональной подготовки учителя Б. Вяткин, Ю. Железняк, О., Камаев А. Огнистый, Л. Сущенко и др. Структуру профессиональных качеств и способностей специалистов физической культуры определяли Н. Бурлакова, Л. Волков, В. Яловик, а поиском составляющих педагогического мастерства учителя физической культуры занимались Г. Балахничова, Т. Гнатецкая, А. Деркач, А. Исаев, Л. Заремба. Формирование профессиональный умений будущих учителей отрасли физической культуры и спорта, проблема повышения уровня их подготовки была предметом исследования Л. Ивановой, А. Петунина, Л. Сущенко, О. Тимошенко, П. Джуринского. Ряд исследователей изучали
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
вопросы подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурнооздоровительной работе: П. Джуринский, Я. Нифака, Л. Иванова.
Исследуя особенности современного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры, О.В. Тимошенко пришел к выводу о том, что в условиях повышения социального значения физической культуры и расширения ее функций изменяются взгляды на подготовку специалиста для данной сферы. Ориентируясь на современные требования, необходимо обеспечить готовность выпускников к деятельности по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, повышению продуктивности труда, организации досуга, формированию навыков здорового способа жизни и других здоровьесберегающих технологий. В связи с этим значительно расширяются требования к профессиональной компетентности учителя физической культуры в коррекционно-оздоровительном контексте его деятельности.
Профессиональная компетентность современного учителя физической культуры - понятие очень широкое, оно включает такие сферы компетенций как учебноразвивающая, физкультурно-спортивная, коррекционно-оздоровительная,
рекреационно-профилактическая, методическая, воспитательная, диагностико-
прогностическая, организационно-педагогическая, контрольно-мониторинговая. Но коррекционно-оздоровительная компетентность учителя физической культуры, с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей, является ядром его готовности к решению задач физического воспитания детей младшего школьного возраста, с учетом необходимости реализации в первую очередь оздоровительной и коррекционной составляющей в процессе физического воспитания.
Анализ литературных источников дает возможность говорить о том, что готовность учителя физической культуры к физическому воспитанию учащихся вообще и к коррекционно-оздоровительной работе в частности является результатом профессиональной подготовки к интегрированному образованию, включающему в себя знания, умения и навыки в области физической культуры. Она обеспечивается определенным уровнем физического развития, личностной гуманистической ориентацией, направленной на качественное решение задач физического воспитания, наличием творческого потенциала и стремлением к совершенствованию во всех составляющих педагогической деятельности.
Формирование компетентности будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе может быть эффективным при условии овладения ими базовыми и межотраслевыми знаниями, психолого-педагогическими, спортивно-методическими, диагностико-прогностическими умениями, воспитания мотивов педагогической деятельности, личностной культуры и ценностных ориентаций специалиста, способностей к развитию творческого потенциала в области физического воспитания школьников.
Процесс формирования профессиональной компетентности к коррекционнооздоровительной работе будущих учителей физической культуры в процессе их обучения в вузе многофакторный. Реализация его требует не только времени, но и определенной алгоритмизации преподавания дисциплин, которыми овладевают студенты. Весь процесс представляется нам трехэтапным. Первый этап -подготовительно-накопительный, охватывающий первый год обучения; второй этап -репродуктивно-деятельностный, приходится на второй год обучения; третий этап -интегративно-деятельностный, реализуется в ходе последующих годов обучения.
Во время подготовительно-накопительного этапа определяется смысловой компонент учебной деятельности студента, формируются и конкретизируются мотивы деятельности, определяются цели деятельности и условия их достижения, определяется
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Токарева С. В. Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования
алгоритм достижения цели с учетом индивидуально-личностных особенностей студента. На этом этапе студент получает целостное представление о будущей профессии, демонстрирует свою заинтересованность в определенном направлении педагогической деятельности (спортивной, рекреативной, учебной, коррекционнооздоровительной и др.). В этот период будущий учитель физической культуры осваивает базовые дисциплины (педагогика, анатомия), приобретает базовые знания и умения (гимнастика, подвижные игры, плавание). Но только на следующем этапе (репродуктивно-деятельном) эти знания систематизируются, обретут взаимосвязи, что позволит использовать их в построении коррекционно-оздоровительных программ. На первом этапе идет накопление знаний и умений как по дисциплинам психологопедагогического, анатомо-физиологического циклов, так и по дисциплинам спортивнометодического цикла, которые являются базой коррекционно-оздоровительной компетентности будущего учителя физической культуры.
Лекционный материал на подготовительном этапе должен быть информационно насыщенным, с акцентированием значения физической культуры и отдельных ее компонентов в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения, с обоснованными аргументами влияния физической культуры на человека и общество, с разнообразными сравнительными и статистическими данными, иллюстрирующими снижение показателей здоровья современных детей и подростков и условий нейтрализации этих негативных тенденций.
На практических занятиях наиболее эффективными являются интерактивные (индивидуальное, групповое, мало групповое решение проблемы) и игровые задания. Контроль лучше проводить в виде тестовых заданий или индивидуально по опроснику. Самостоятельная работа студента очень важна в этот период, она проводится в виде анализа, аннотации, конспектирования рекомендованных литературных источников, структурирования учебного материала, подготовки докладов и сообщений, которые заслушиваются на практических занятиях. Подготовка по этим видам работы, отчетдоклад, отчет-дискуссия студентов позволяют расширять и углублять знания в направлении коррекционно-оздоровительной работы и совершенствовать
коммуникативный компонент подготовленности будущих учителей физической культуры.
По завершении первого года обучения студенты накопили достаточную базу знаний по дисциплинам психолого-педагогического, анатомо-валеологического циклов, сформировали практические умения по основным разделам школьной программы физической культуры, овладели основами методики гимнастики, подвижных игр, игровых видов спорта, и процесс формирование коррекционно-оздоровительной компетентности будущих учителей физической культуры выходит на следующий этап. Целью репродуктивно-деятельностного этапа является формирование специальнометодических знаний и умений решения задач коррекционно-оздоровительной направленности с учащими младшего школьного возраста средствами физического воспитания, с учетом имеющихся индивидуально-типологических особенностей детей, в условиях общеобразовательного учреждения. На спортивно-практических занятиях (гимнастика, спортивные игры, плавание, легкая атлетика) у студентов формируют знания и методические умения дифференциации нагрузки на уроках физической культуры; будущих учителей учат вести текущий мониторинг за состоянием учащихся по внешним признакам (поведению, окраске кожных покровов, дыханию), умению выбирать средства воздействия с учетом формы работы, состояния детей, места занятия в расписании и других факторов.
На занятиях по дисциплине «Теория и методика физической культуры» студенты овладевают практическими умениями составления планирующей документации, учатся
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
правильно конструировать урок физической культуры (подбирать средства, методы, дозировку, интервалы отдыха и работы и др.), учитывать суммарный эффект воздействия на учащихся психофизической нагрузки, которую несут подвижные и спортивные игры. На этом этапе студенты начинают работать по готовым образцам, выполняя фрагменты конструирования урока (внеклассного мероприятия) в рамках поставленных задач. Педагог помогает будущим учителям физической культуры в усвоении знаний, исправляет ошибки, наводящими вопросами или заданиями создает ситуацию, когда будущий педагог сам находит свою ошибку. Каждое следующее задание усложняется, требуя от студента актуализации знаний по педагогике и психологии, спортивно-профессиональным дисциплинам. Постепенно, к завершению второго этапа, формируются умения самостоятельного диагностирования,
планирования и конструирования занятий коррекционно-оздоровительной
направленности.
Дисциплина «Теория и методика физической культуры» должна являться координирующей межпредметной дисциплиной. Теоретические задания должны решаться с актуализацией знаний, полученных в курсе физиологии, анатомии, психологии, а практические - с привлечением знаний полученных в ходе изучения спортивных дисциплин (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр). Практические занятия по этой дисциплине позволяют обеспечить у будущих учителей физической культуры целостное представление о задачах, формах, методах коррекционнооздоровительной работы средствами физического воспитания в условиях общеобразовательного учреждения путем:
- активизации учебной деятельности студента (использование разнообразных форм и методов деятельности, от технологий индивидуального и дифференцированного обучения до технологий коллективного взаимодействия);
- налаживания межпредметных связей, дифференциации информационной и учебной нагрузки по коррекционно-оздоровительной направленности в ходе прохождения спортивно-профессиональных, анатомо-валеологических и психологопедагогических дисциплин;
- актуализации знаний студентов, полученных в ходе овладения выше указанными дисциплинами;
- самоопределения студентов в формировании личностно-гуманистической позиции по отношению к коррекционно-оздоровительной работе и ее месту в современной общеобразовательной системе;
- формирования самооценки по качеству профессиональной подготовленности к
коррекционно-оздоровительной работе как фактору активизации учебно-
познавательной деятельности.
Успешность данного этапа работы характеризуется сформированным у будущих учителей физической культуры пониманием приоритетности коррекционнооздоровительной работы средствами физического воспитания в младшей школе (в сравнении со спортивно-тренировочной), осознанной, устойчивой мотивацией к коррекционно-оздоровительной работе, наличием знаний диагностико-методического характера и умений конструктивно-организаторского характера. Именно эти профессиональные новообразования позволяют переходить к следующему этапу формирования коррекционно-оздоровительной компетентности будущих учителей физической культуры.
На третьем этапе (интегративно-деятельностном) происходит своеобразное «погружение» студентов в процесс коррекционно-оздоровительной работы с учащимися младших классов общеобразовательных учреждений. На этом этапе параллельно с получением новых знаний, овладением умениями профессиональной
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)
Токарева С. В. Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования
деятельности в ходе педагогических практик происходит формирование творческих умений, умений к исследовательской и диагностической деятельности в процессе физического воспитания, происходит присвоение теоретико-методических знаний и трансформация их в собственный профессионально-педагогический опыт. Результаты этого этапа подготовки студентов отображаются в разработанных ими индивидуальных коррекционно-оздоровительных комплексах и программах индивидуальной коррекции особенностей развития младших школьников, в процессе педагогической практики, при конструировании конспектов контрольных уроков по физической культуре, в правильном подборе дозировки и умении ее вариативного изменения в зависимости от состояния детей на различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Важнейшим условием формирования компетентности в коррекционнооздоровительной работе учителя физической культуры являются сбалансированные межпредметные связи, обеспечивающие комплексность и целостность данного новообразования, а одним из ключевых средств формирования коррекционнооздоровительной компетентности будущих учителей являются задания, которые системны и постепенно усложняются. На всех этапах подготовки перед каждым студентом необходимо ставить ведущую целевую задачу (умение проводить анализ и самоанализ проведенной работы, развитие творческой активности, формирование необходимых профессиональных умений, коррекция определенных личностных качеств и др.), для решения которой будущий учитель физической культуры будет организовывать свою учебно-познавательную деятельность и творческий потенциал.
Наиболее весомыми условиями, которые обеспечивают успешность формирования коррекционно-оздоровительной компетентности будущего учителя физической культуры, считаем: учет индивидуальных и профессиональных интересов студента, повышение мотивации учебной деятельности и ориентацию на личностноориентированную модель обучения, обеспечение активного и сознательного усвоения студентами знаний анатомо-валеологических и психолого-педагогических дисциплин и их трансформации в профессиональные умения, теоретико-методическое
совершенствование коррекционно-оздоровительного направления подготовки будущих учителей на основе взаимосвязи цели, содержания, форм и методов обучения, организацию научных исследований по проблемам коррекционно-оздоровительной направленности средствами физического воспитания на уровне курсовых и дипломных работ, включение определенных заданий коррекционно-оздоровительной
направленности в программы педагогических практик.
Перспективу дальнейшего исследования видим в межпредметной поэтапной алгоритмизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе с учащимися начальной школы.
Библиографический список
Джуринский П.Б. Теоретичш i методичш засади пщготовки майбутшх учителiв фiзичноi культури до здоров’язбережувально! професшно! дiяльностi.: автореф. на здобуття ступ. док. пед. наук: 13.00.04 / П.Б. Джуринський, ДЗ ПНПУ iменi К.Д. Ушинського, Одеса, 2013. 43 с.
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.: Академия ИЦ, 2003. 320 с.
Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2006.
350 с.