Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования'

Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / будущий учитель физической культуры / коррекционно-оздоровительная работа / correction and health improvement work. / professional competence / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Токарева

В статье рассматривается этапность формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе будущих учителей физической культуры. Определено и охарактеризовано три этапа формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе у будущих учителей в процессе их обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Токарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE TO CORRECTIONAL HEALTH WORK OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND THE STAGES OF ITS FORMATION

This article is about the gradual formation of professional competence to correction and health improvement work of future teachers of physical culture. Identify and describe three phase formation of professional competence to correction and health improvement work in the course of their training. This is preparatory, reproductively-active and professionally-creative stages.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЭТАПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

© 2015 С. В. Токарева

ассистент кафедры теории и методики физической культуры e-mail: stanislava.n@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается этапность формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе будущих учителей физической культуры. Определено и охарактеризовано три этапа формирования профессиональной компетентности к коррекционно-оздоровительной работе у будущих учителей в процессе их обучения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущий учитель

физической культуры, коррекционно-оздоровительная работа.

Вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения актуален во многих странах. Специалисты разного профиля - врачи и педагоги, родители отмечают ухудшение здоровья современных детей и молодежи. Многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что большое количество детей, особенно в младшем школьном возрасте, относится к категории «детей группы риска», «детей с пограничными состояниями». Содействовать исправлению сложившейся ситуации могут учителя физической культуры, особенно работающие с учащимися младшего школьного возраста, при условии их профессиональной подготовленности к проведению коррекционно-оздоровительной работы в процессе физического воспитания.

В научных исследованиях достаточно внимания уделено всестороннему изучению вопросов профессиональной подготовки учителя физической культуры, ее составляющих, особенностям профессиональной деятельности и путям ее совершенствования. Вопросы формирования готовности учителя физической культуры к разным видам педагогической деятельности в школе изучали Н. Данилко, М. Карченкова, А. Петунин, Б. Шиян и др., исследованием психолого-педагогических аспектов подготовки учителя занимались Н. Зубанова, Г. Ложкин, А. Попов, О. Федик и др. Профессиограммы и модели деятельности специалиста отрасли физического воспитания разрабатывали Я. Бельский, А. Куц, Н. Волянюк, О. Солтис, А. Цьось; исследовали пути совершенствования профессиональной подготовки учителя Б. Вяткин, Ю. Железняк, О., Камаев А. Огнистый, Л. Сущенко и др. Структуру профессиональных качеств и способностей специалистов физической культуры определяли Н. Бурлакова, Л. Волков, В. Яловик, а поиском составляющих педагогического мастерства учителя физической культуры занимались Г. Балахничова, Т. Гнатецкая, А. Деркач, А. Исаев, Л. Заремба. Формирование профессиональный умений будущих учителей отрасли физической культуры и спорта, проблема повышения уровня их подготовки была предметом исследования Л. Ивановой, А. Петунина, Л. Сущенко, О. Тимошенко, П. Джуринского. Ряд исследователей изучали

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

вопросы подготовки будущих учителей физической культуры к физкультурнооздоровительной работе: П. Джуринский, Я. Нифака, Л. Иванова.

Исследуя особенности современного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры, О.В. Тимошенко пришел к выводу о том, что в условиях повышения социального значения физической культуры и расширения ее функций изменяются взгляды на подготовку специалиста для данной сферы. Ориентируясь на современные требования, необходимо обеспечить готовность выпускников к деятельности по укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, повышению продуктивности труда, организации досуга, формированию навыков здорового способа жизни и других здоровьесберегающих технологий. В связи с этим значительно расширяются требования к профессиональной компетентности учителя физической культуры в коррекционно-оздоровительном контексте его деятельности.

Профессиональная компетентность современного учителя физической культуры - понятие очень широкое, оно включает такие сферы компетенций как учебноразвивающая, физкультурно-спортивная, коррекционно-оздоровительная,

рекреационно-профилактическая, методическая, воспитательная, диагностико-

прогностическая, организационно-педагогическая, контрольно-мониторинговая. Но коррекционно-оздоровительная компетентность учителя физической культуры, с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей, является ядром его готовности к решению задач физического воспитания детей младшего школьного возраста, с учетом необходимости реализации в первую очередь оздоровительной и коррекционной составляющей в процессе физического воспитания.

Анализ литературных источников дает возможность говорить о том, что готовность учителя физической культуры к физическому воспитанию учащихся вообще и к коррекционно-оздоровительной работе в частности является результатом профессиональной подготовки к интегрированному образованию, включающему в себя знания, умения и навыки в области физической культуры. Она обеспечивается определенным уровнем физического развития, личностной гуманистической ориентацией, направленной на качественное решение задач физического воспитания, наличием творческого потенциала и стремлением к совершенствованию во всех составляющих педагогической деятельности.

Формирование компетентности будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе может быть эффективным при условии овладения ими базовыми и межотраслевыми знаниями, психолого-педагогическими, спортивно-методическими, диагностико-прогностическими умениями, воспитания мотивов педагогической деятельности, личностной культуры и ценностных ориентаций специалиста, способностей к развитию творческого потенциала в области физического воспитания школьников.

Процесс формирования профессиональной компетентности к коррекционнооздоровительной работе будущих учителей физической культуры в процессе их обучения в вузе многофакторный. Реализация его требует не только времени, но и определенной алгоритмизации преподавания дисциплин, которыми овладевают студенты. Весь процесс представляется нам трехэтапным. Первый этап -подготовительно-накопительный, охватывающий первый год обучения; второй этап -репродуктивно-деятельностный, приходится на второй год обучения; третий этап -интегративно-деятельностный, реализуется в ходе последующих годов обучения.

Во время подготовительно-накопительного этапа определяется смысловой компонент учебной деятельности студента, формируются и конкретизируются мотивы деятельности, определяются цели деятельности и условия их достижения, определяется

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Токарева С. В. Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования

алгоритм достижения цели с учетом индивидуально-личностных особенностей студента. На этом этапе студент получает целостное представление о будущей профессии, демонстрирует свою заинтересованность в определенном направлении педагогической деятельности (спортивной, рекреативной, учебной, коррекционнооздоровительной и др.). В этот период будущий учитель физической культуры осваивает базовые дисциплины (педагогика, анатомия), приобретает базовые знания и умения (гимнастика, подвижные игры, плавание). Но только на следующем этапе (репродуктивно-деятельном) эти знания систематизируются, обретут взаимосвязи, что позволит использовать их в построении коррекционно-оздоровительных программ. На первом этапе идет накопление знаний и умений как по дисциплинам психологопедагогического, анатомо-физиологического циклов, так и по дисциплинам спортивнометодического цикла, которые являются базой коррекционно-оздоровительной компетентности будущего учителя физической культуры.

Лекционный материал на подготовительном этапе должен быть информационно насыщенным, с акцентированием значения физической культуры и отдельных ее компонентов в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения, с обоснованными аргументами влияния физической культуры на человека и общество, с разнообразными сравнительными и статистическими данными, иллюстрирующими снижение показателей здоровья современных детей и подростков и условий нейтрализации этих негативных тенденций.

На практических занятиях наиболее эффективными являются интерактивные (индивидуальное, групповое, мало групповое решение проблемы) и игровые задания. Контроль лучше проводить в виде тестовых заданий или индивидуально по опроснику. Самостоятельная работа студента очень важна в этот период, она проводится в виде анализа, аннотации, конспектирования рекомендованных литературных источников, структурирования учебного материала, подготовки докладов и сообщений, которые заслушиваются на практических занятиях. Подготовка по этим видам работы, отчетдоклад, отчет-дискуссия студентов позволяют расширять и углублять знания в направлении коррекционно-оздоровительной работы и совершенствовать

коммуникативный компонент подготовленности будущих учителей физической культуры.

По завершении первого года обучения студенты накопили достаточную базу знаний по дисциплинам психолого-педагогического, анатомо-валеологического циклов, сформировали практические умения по основным разделам школьной программы физической культуры, овладели основами методики гимнастики, подвижных игр, игровых видов спорта, и процесс формирование коррекционно-оздоровительной компетентности будущих учителей физической культуры выходит на следующий этап. Целью репродуктивно-деятельностного этапа является формирование специальнометодических знаний и умений решения задач коррекционно-оздоровительной направленности с учащими младшего школьного возраста средствами физического воспитания, с учетом имеющихся индивидуально-типологических особенностей детей, в условиях общеобразовательного учреждения. На спортивно-практических занятиях (гимнастика, спортивные игры, плавание, легкая атлетика) у студентов формируют знания и методические умения дифференциации нагрузки на уроках физической культуры; будущих учителей учат вести текущий мониторинг за состоянием учащихся по внешним признакам (поведению, окраске кожных покровов, дыханию), умению выбирать средства воздействия с учетом формы работы, состояния детей, места занятия в расписании и других факторов.

На занятиях по дисциплине «Теория и методика физической культуры» студенты овладевают практическими умениями составления планирующей документации, учатся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

правильно конструировать урок физической культуры (подбирать средства, методы, дозировку, интервалы отдыха и работы и др.), учитывать суммарный эффект воздействия на учащихся психофизической нагрузки, которую несут подвижные и спортивные игры. На этом этапе студенты начинают работать по готовым образцам, выполняя фрагменты конструирования урока (внеклассного мероприятия) в рамках поставленных задач. Педагог помогает будущим учителям физической культуры в усвоении знаний, исправляет ошибки, наводящими вопросами или заданиями создает ситуацию, когда будущий педагог сам находит свою ошибку. Каждое следующее задание усложняется, требуя от студента актуализации знаний по педагогике и психологии, спортивно-профессиональным дисциплинам. Постепенно, к завершению второго этапа, формируются умения самостоятельного диагностирования,

планирования и конструирования занятий коррекционно-оздоровительной

направленности.

Дисциплина «Теория и методика физической культуры» должна являться координирующей межпредметной дисциплиной. Теоретические задания должны решаться с актуализацией знаний, полученных в курсе физиологии, анатомии, психологии, а практические - с привлечением знаний полученных в ходе изучения спортивных дисциплин (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр). Практические занятия по этой дисциплине позволяют обеспечить у будущих учителей физической культуры целостное представление о задачах, формах, методах коррекционнооздоровительной работы средствами физического воспитания в условиях общеобразовательного учреждения путем:

- активизации учебной деятельности студента (использование разнообразных форм и методов деятельности, от технологий индивидуального и дифференцированного обучения до технологий коллективного взаимодействия);

- налаживания межпредметных связей, дифференциации информационной и учебной нагрузки по коррекционно-оздоровительной направленности в ходе прохождения спортивно-профессиональных, анатомо-валеологических и психологопедагогических дисциплин;

- актуализации знаний студентов, полученных в ходе овладения выше указанными дисциплинами;

- самоопределения студентов в формировании личностно-гуманистической позиции по отношению к коррекционно-оздоровительной работе и ее месту в современной общеобразовательной системе;

- формирования самооценки по качеству профессиональной подготовленности к

коррекционно-оздоровительной работе как фактору активизации учебно-

познавательной деятельности.

Успешность данного этапа работы характеризуется сформированным у будущих учителей физической культуры пониманием приоритетности коррекционнооздоровительной работы средствами физического воспитания в младшей школе (в сравнении со спортивно-тренировочной), осознанной, устойчивой мотивацией к коррекционно-оздоровительной работе, наличием знаний диагностико-методического характера и умений конструктивно-организаторского характера. Именно эти профессиональные новообразования позволяют переходить к следующему этапу формирования коррекционно-оздоровительной компетентности будущих учителей физической культуры.

На третьем этапе (интегративно-деятельностном) происходит своеобразное «погружение» студентов в процесс коррекционно-оздоровительной работы с учащимися младших классов общеобразовательных учреждений. На этом этапе параллельно с получением новых знаний, овладением умениями профессиональной

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Токарева С. В. Профессиональная компетентность будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе и этапы ее формирования

деятельности в ходе педагогических практик происходит формирование творческих умений, умений к исследовательской и диагностической деятельности в процессе физического воспитания, происходит присвоение теоретико-методических знаний и трансформация их в собственный профессионально-педагогический опыт. Результаты этого этапа подготовки студентов отображаются в разработанных ими индивидуальных коррекционно-оздоровительных комплексах и программах индивидуальной коррекции особенностей развития младших школьников, в процессе педагогической практики, при конструировании конспектов контрольных уроков по физической культуре, в правильном подборе дозировки и умении ее вариативного изменения в зависимости от состояния детей на различных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Важнейшим условием формирования компетентности в коррекционнооздоровительной работе учителя физической культуры являются сбалансированные межпредметные связи, обеспечивающие комплексность и целостность данного новообразования, а одним из ключевых средств формирования коррекционнооздоровительной компетентности будущих учителей являются задания, которые системны и постепенно усложняются. На всех этапах подготовки перед каждым студентом необходимо ставить ведущую целевую задачу (умение проводить анализ и самоанализ проведенной работы, развитие творческой активности, формирование необходимых профессиональных умений, коррекция определенных личностных качеств и др.), для решения которой будущий учитель физической культуры будет организовывать свою учебно-познавательную деятельность и творческий потенциал.

Наиболее весомыми условиями, которые обеспечивают успешность формирования коррекционно-оздоровительной компетентности будущего учителя физической культуры, считаем: учет индивидуальных и профессиональных интересов студента, повышение мотивации учебной деятельности и ориентацию на личностноориентированную модель обучения, обеспечение активного и сознательного усвоения студентами знаний анатомо-валеологических и психолого-педагогических дисциплин и их трансформации в профессиональные умения, теоретико-методическое

совершенствование коррекционно-оздоровительного направления подготовки будущих учителей на основе взаимосвязи цели, содержания, форм и методов обучения, организацию научных исследований по проблемам коррекционно-оздоровительной направленности средствами физического воспитания на уровне курсовых и дипломных работ, включение определенных заданий коррекционно-оздоровительной

направленности в программы педагогических практик.

Перспективу дальнейшего исследования видим в межпредметной поэтапной алгоритмизации процесса профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к коррекционно-оздоровительной работе с учащимися начальной школы.

Библиографический список

Джуринский П.Б. Теоретичш i методичш засади пщготовки майбутшх учителiв фiзичноi культури до здоров’язбережувально! професшно! дiяльностi.: автореф. на здобуття ступ. док. пед. наук: 13.00.04 / П.Б. Джуринський, ДЗ ПНПУ iменi К.Д. Ушинського, Одеса, 2013. 43 с.

Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М.: Академия ИЦ, 2003. 320 с.

Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2006.

350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.