Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАБОТЕ В ЗАГОРОДНЫХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
Лесное Алексей Александрович
аспирант кафедры педагогики начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Чувашский государственный
педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,
РФ, г. Чебоксары E-mail: _ pnoppf@yandex. ru
Ковалев Василий Петрович,
заведующий кафедрой педагогики начального образования, доктор педагогических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»,РФ, г. Чебоксары E-mail: pnoppf@yandex.ru
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS TO WORK IN COUNTRY CHILDREN’S HOLIDAY CAMPS
Lesnov Aleksey
Post-graduate student of the Pedagogy Department of Primary Education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev ", Russia, Cheboksary
Kovalev Vasiliy
Head of the Pedagogy Department of Primary Education, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education “Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev ",
Russia, Cheboksary
Леснов А.А., Ковалев В.П. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 4(5) .
URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1216
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях по организации досуга и развитию творческих способностей школьников.
ABSTRACT
The article is concerned with pedagogical conditions, providing the formation effectiveness of the professional competence of future elementary school teachers in order to work in country children’s holiday camps, to organize leisure time, and to develop pupils’ creativity.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель начальных классов, загородные детские оздоровительные лагеря, вожатый, педагогические условия, досуг, творческие способности.
Keywords: professional competence, an elementary school teacher, country children’s holiday camps, camp counselor, pedagogical conditions, leisure time, creativity.
Современное развивающееся общество предъявляет повышенные требования к личности учителя, его профессиональной компетентности, нравственному уровню, культуре и духовным потребностям.
В этой ответственной и сложной работе особая роль принадлежит учителю начальных классов, поскольку именно он совместно с родителями вводит ребенка в мир знаний и духовно-нравственных ценностей. Для детей младшего школьного возраста личность учителя — основа его разностороннего развития, будущих профессиональных и жизненных достижений, что во многом обусловлено профессиональной компетентностью учителя начальных классов, интегративно сочетающей в себе профессиональные знания, умения и качества личности. Большинство учителей начальных классов свою профессиональную
деятельность продолжают и в летнее каникулярное время в качестве воспитателей, вожатых пришкольных и загородных оздоровительных лагерей [1].
Вместе с тем профессиональная компетентность учителя начальных классов к работе в летних оздоровительных лагерях не всегда отвечает требованиям. Это представляется возможным только в процессе накопления опыта переживания и процессе изучения спецкурса «Работа в детском оздоровительном лагере» и прохождения педагогической практики в детских оздоровительных лагерях. Только в этом случае у педагога формируется не просто этическая составляющая его компетентности, но и целостная профессиональная компетентность как готовность к действию в соответствии с профессионально значимыми качествами и ценностными ориентациями.
Наши педагогические исследования и наблюдения показали, что многие учителя начальных классов недостаточно владеют методами анализа и самоанализа ценностных ориентаций (как своих, так и учащихся). На вопрос, заданный учителям в ходе анкетирования, что может входить, по их мнению, в содержание профессиональной компетентности, большинство респондентов (58 %) отметили лишь личностные качества (тактичность, требовательность, уважение к учащимся, любовь к детям, умение общаться и др.), не отметив при этом профессиональные качества (знания, умения, навыки).
В целях изучения отношения учителей начальных классов и студентов третьего курса отделения «Педагогика и методика начального образования» и самооценки своей готовности к работе в летних детских оздоровительных лагерях проведённое анкетирование показало, что у студентов и учителей отношение к работе в пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерях положительное. Они отмечают большой потенциал летних оздоровительных лагерей не только в части организации досуга, но и в развитии творческих способностей учащихся. Студенты приоритет отдают загородным лагерям, а учителя — пришкольным, это объясняется семейными обстоятельствами и наличием домашнего хозяйства.
У части учителей недостаточно сформирована рефлексивная способность — более 60 % отметивших свою неподготовленность к работе в качестве вожатого, в связи с отсутствием навыков организации детского досуга в условиях пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерей.
Учителя также отмечают необходимость знаний в области диагностики, организации воспитательной работы с детьми в условиях детских оздоровительных лагерей. Основной причиной нехватки знаний
в вышеуказанных областях считают отсутствие соответствующих дисциплин в учебном плане.
Анализ полученных результатов наглядно свидетельствует о необходимости оперативной работы педагогических вузов по дальнейшему совершенствованию профессиональной подготовки учителей к работе в летних детских оздоровительных лагерях. Мы предполагаем, что решению этой проблемы способствует специальная подготовка будущего учителя начальных классов к работе в пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерях, вооружение его знаниями, умениями, формами, методами и средствами организации воспитательного процесса с младшими школьниками с учетом специфики детских оздоровительных лагерей.
Под профессиональной компетентностью нами понимается
осведомленность учителя о знаниях, умениях и их нормативных признаках, необходимых для осуществления этого труда, овладение психологическими, личностными качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами [4].
Педагогическая деятельность учителя начальных классов как сложная динамическая система имеет свою специфическую структуру, в состав которой входят многочисленные компоненты. Ученые к этому вопросу подходят по-разному. Так, Н.В. Кузьмина в качестве основных ведущих компонентов выделяет сформированность профессиональных функций учителя:
конструктивной, организаторской, коммуникативной, И.П. Раченко на основе предложенной им диагностической модели профессионально-педагогической
деятельности учителя рассматривает различные виды: подготовку к занятиям, учебную, воспитательную, научную деятельность, повышение квалификации [4].
Я.С. Турбовский предлагает выявление так называемых «болевых» точек в работе учителя. В основе его подхода лежит идея практического обучения на лучшем опыте тех педагогов, которые заявили о своих потребностях и затруднениях.
Т.В. Харисов каждый вид профессиональных знаний учителя оценивает по таким показателям, как полнота, действительность, прочность, интенсивность роста действенности (полноты, прочности).
Заслуживают внимание модели профессиональной деятельности учителей, разработанные Н.А. Половниковой и А.И. Щербаковым. Эти модели представляют собой обобщение требований к профессиональной деятельности учителя. Они эффективны как в работе вуза по подготовке будущих учителей, так и в послевузовском образовании учителей. Взяв за основу модели Н.А. Половниковой, А.И. Щербакова, М.Б. Харисова, В.П. Ковалева, мы выделяем следующие структурные компоненты педагогической деятельности учителя начальных классов: диагностический, проектировочно-целевой,
организационный, коммуникативно-стимулирующий, контрольно-оценочный, содержательный, методический, исследовательский, воспитательная деятельность с детьми в условиях загородных детских оздоровительных лагерях, экологический, этнопедагогичский, управленческий [4].
По каждому из перечисленных компонентов нами изучено состояние (профессиональность) образования и выявлены затруднения учителей школ Чувашской Республики в реализации того или иного компонента профессиональной деятельности. Изучение велось посредством опроса, анкетирования, посещения уроков и воспитательных мероприятий.
Исследование велось по двум направлениям:
1. затруднения учителей начальных классов;
2. затруднения студентов отделения «Педагогика и методика начального образования».
Ранжирование затруднений работающих учителей начальных классов:
• воспитательная работа в загородных детских оздоровительных лагерях;
• исследовательская деятельность;
• диагностическая деятельность;
• проектировочно-целевая;
• управленческая;
• организационная;
• коммуникативно-стимулирующая;
• контрольно-оценочная;
• этнопедагогическая;
• содержательная;
• методическая;
• экологическая.
Ранжирование затруднений студентов отделения «Педагогика и методика начального образования» по итогам педагогической практики:
• методическая;
• воспитательная работа в загородных детских оздоровительных лагерях;
• проектировочно-целевая;
• исследовательская деятельность;
• управленческая;
• этнопедагогическая;
• экологическая;
• коммуникативно-стимулирующая;
• содержательная;
• диагностическая деятельность;
• организационная;
• контрольно-оценочная.
Полученные нами данные показывают, что воспитательная деятельность в детских оздоровительных лагерях вызывает большие затруднения как у учителей начальных классов, так и у студентов. У работающих учителей по рангу трудности она находится на первом, а у студентов на 2 месте после методического компонента.
Из анализа видно, что будущий учитель начальных классов в основном подготовлен к ведению учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Учитель начальных классов как специалист универсальный, имеющий интеллектуальную, музыкальную, художественно-эстетическую,
технологическую, физкультурную, методическую подготовленность, является уникальным работником в организации детского досуга и развития творческих способностей по интересам детей в условиях детских оздоровительных лагерей [2].
Профессиональная компетентность педагога-вожатого детского оздоровительного лагеря нами понимается как интегральная профессиональноличностная характеристика, отражающая готовность его выполнять социальнопедагогические функции, направленные на раскрытие внутренних возможностей личности каждого ребенка; эффективно и адекватно решать проблемные ситуации — задачи, принимать решения и отвечать за их последствия; способность использовать ресурсы социокультурной среды и личностные ресурсы каждого ребенка с целью достижения позитивных результатов в его развитии и воспитании.
В структурном плане профессиональную компетентность педагога-вожатого оздоровительного лагеря мы рассматриваем как три взаимосвязанных компонента: теоретического, личностного, технологического [5].
Теоретический компонент отражается в социально-педагогических знаниях; знаниях основ социально-культурной и досуговой деятельности; основ оказания первой медицинской помощи, особенностях охраны здоровья и техники безопасности; знаниях возрастных особенностей детей, особенностях поведения детей различных социальных групп, детей с проблемами в развитии
и методов работы с ними; знаниях индивидуально-психологических особенностей личности, группы и отряда; знаниях нормативно-правовой базы; информированности о требованиях к личности педагога-вожатого; общепедагогических, психологических и методических знаниях.
Личностный компонент заключается во внутренней готовности осуществлять социально-педагогическую деятельность; гуманистической позиции; милосердии; альтруизме; толерантности; устойчивой мотивации к осуществлению социально-педагогической деятельности; открытости; коммуникабельности; общепрофессиональной культуры личности педагога-вожатого; ответственности; инициативности; креативности.
Технологический компонент содержится в умении применять социальнопедагогические, методические знания на практике и оказывать педагогическую поддержку детям в условиях оздоровительного лагеря; умении взаимодействовать с детьми различных социальных групп; организовывать досуг детей; умении выполнять социально-педагогические функции; овладении методами развития у детей навыков толерантного, творческого поведения, самопознания, ценностных ориентаций и формирования мотивации к здоровому образу жизни, а также методами, способствующими адаптации ребенка к новым условиям; успешной его интеграции в микросоциуме, компенсации и реабилитации; умении создавать каждому ребенку ситуации успеха и ощущение принятости.
Таким образом, воспитательная работа с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря требует от педагога-вожатого большого кругозора, высокого интеллекта, художественно-эстетической и нравственной культуры.
В целях обеспечения формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях, с учетом выявленных затруднений и необходимых качеств личности, нами разработан и внедрен спецкурс «Работа в детском оздоровительном лагере».
Спецкурс «Работа в детском оздоровительном лагере» рассчитан на 60 часов, из них аудиторных 34 часа (лекции — 10 часов, практические занятия — 24 часа), 26 часов отводится на самостоятельную работу студентов и имеет следующую содержательную структуру:
• нормативно-правовые основы деятельности педагога-вожатого;
• психолого-педагогические основы деятельности педагога-вожатого;
• методические основы работы педагога-вожатого.
В процессе изучения спецкурса особое внимание отводилось подготовке студентов-вожатых к самостоятельной организации детьми своего досуга, так как ребенок, умеющий проводить свой досуг с пользой, интересом, развивает собственную личность. Досуг нами понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, усвоения ценностей культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений, обеспечивающая отдых и дальнейшее развитие личности [6].
Результаты контрольного анкетирования отражены в таблице ранжирования затруднений студентов отделения «Педагогика и методика начального образования» по итогам летней педагогической практики: методическая, проектировочно-целевая, исследовательская деятельность, управленческая, этнопедагогическая, экологическая, коммуникативно -стимулирующая, содержательная, диагностическая деятельность, организационная, контрольно-оценочная, воспитательная работа в загородных детских оздоровительных лагерях.
Студенты, изучившие спецкурс и проходившие летнюю педагогическую практику в загородных летних оздоровительных лагерях, показали свою профессиональную подготовленность к воспитательной работе в условиях лагеря.
Список литературы:
1. Ковалев В.П. Внеурочная деятельность по развитию творческих способностей учащихся начальных классов сельской школы / В.П. Ковалев, С.Н. Шмелев // Образование и саморазвитие. — 2011.— № 6. — С. 210—216.
2. Ковалев В.П. Готовность учителя начальных классов к развитию творческих способностей младших школьников в условиях села /
B. П. Ковалев, С.Н. Шмелёв // European Social Science Journal. — 2011. — № 4. — С. 130—135.
3. Ковалев В.П. Социально-педагогические условия послевузовского становления учителя начальных классов сельской малокомплектной школы // Гуманитарные науки и образование. — 2013. — № 3 (15). —
C. 19—23.
4. Ковалев В.П. Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к работе в малокомплектной сельской национальной школе: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.01. — М., 1998. — 330 с.
5. Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2011. — 360 с.
6. Я расту. Сборник программных и методических материалов. — Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2011. — 55 с.