педагогические науки
Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ...
УДК 371.315
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
© 2018
Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Ситникова Виктория Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, улица Институтская, 26/1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Система современного образования функционирует на основе Федеральных государственных образовательных стандартов. Они задают основные целевые ориентиры в профессиональной подготовке и аккумулируют основные требования к образовательному процессу и организациям осуществляющим его. Стандарты последнего поколения ориентированы на практическую деятельность выпускника с учетом рекомендаций потенциальных работодателей. С этой целью в стандартах детально прописаны виды компетенций: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, которые должны быть сформированы у выпускника. Несмотря на все вышеперечисленное, модель формирования профессиональной компетентности, то есть процесс поэтапного освоения компетенций, включающий целенаправленную педагогическую работу по их усвоению и применению, практически не отражен в стандартах. Важно отметить, что к настоящему времени в современных науках накоплен определенный потенциал знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования компетенций, закрепленных за определенными видами профессиональной деятельности. Все это позволяет разрабатывать и реализовать учебные планы направлений подготовки в соответствии с современными реалиями и требованиями рынка труда. В образовательном процессе вуза данному вопросу не уделяется достаточного внимания, поэтому алгоритм реализации модели формирования профессиональной компетентности разрабатывается применительно к конкретным направлениям подготовки и учебным планам. Для направления подготовки «Социальная работа» данный вопрос является важным в связи с тем, что эта профессия предъявляет требования не только к знаниям, умениям и навыкам специалиста но, и к его моральным, нравственным качествам, формирование которых необходимо предусматривать в образовательном процессе.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, формирование профессиональной компетентности, сформированность профессиональной компетентности, профессиональная компетентность бакалавров, направление подготовки «Социальная работа», профессиональная подготовка, уровень сформированности профессиональной компетентности.
PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS, STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING «SOCIAL WORK»: THE MODEL OF FORMATION
© 2018
Polevaya Natalia Mihailovna, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of social work Sitnikova Viktoria Vladimirovna, PhD in Sociological Sciences, associate Professor of social work Amur state University (675027, Russia, Blagoveshensk, street Institutskaya, 26/1, e-mail: [email protected])
Abstract. The system of modern education operates on the basis of Federal state educational standards. They specify key targets in training and AK-koumouliruet main requirements to the educational process and the organizations engaged in it. The standards of the latest generation are practice-oriented graduate with recommendations of potential employers. With this purpose, the standards detail the types of competences: General cultural, General professional, professional, which should be formed of a graduate. Despite all of the above, the model of formation of professional competence, that is, the process of gradual development of competences, including pedagogical focused work on their oswae the understanding and application practically is not reflected in the standards. It is important to note that to date, modern science has accumulated a certain amount of knowledge necessary for the formulation and solution of problems of formation of competences assigned to certain types of professional activities. All this allows to develop and implement curricula of directions of preparation in accordance with modern realities and requirements of the labour market. In the educational process of the University this issue is not given enough attention, so the algorithm of realization of model of formation of professional competence is developed in relation to specific areas of training and curriculum. For specialty "Social work" this issue is important due to the fact that this profession requires not only the knowledge, abilities and skills of the specialist but also to his moral qualities, the formation of which is necessary to provide in the educational process.
Keywords: professional competence, formation of professional competence, formation of professional competence, professional competence of bachelors direction of training "Social work", training, the level of formation of professional competence.
В настоящее время проблема формирования профессиональной компетентности бакалавров рассматривается как одна из стратегических, педагогических и методических задач высшей школы. Это обусловлено существующими противоречиями, которые возникают между: качеством подготовки бакалавров и требованиями работодателей, закрепленными в профессиональном стандарте [1]; применяемыми в вузах образовательными технологиями и запланированными результатами обучения, зафиксированными в ФГОС ВО [2] в виде перечня компетенций; необходимостью формирования профессиональной компетентности выпускников и неразрабо-
танностью технологии ее реализации в образовательном процессе. Указанные противоречия характерны для многих направлений профессиональной подготовки, в том числе и для 39.03.02 «Социальная работа». Наше мнение основывается на утверждениях авторов, работающих в данном направлении. В частности, В.Ю. Ярецкий утверждает следующее: «... эффективность и высокая производительность труда социального работника во многом зависит от наличия четко усвоенной им системы знаний, умений и навыков, сформированности профессиональной компетентности, которая выступает специфической способностью индивида, необходимой для
Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS, STUDENTS ..
pedagogical sciences
эффективного выполнения конкретных видов социальной работы. Она основывается на этических принципах, подразумевает постоянное профессиональное развитие и профессиональный рост» [3, 4].
Исходя из этого, под профессиональной компетентностью бакалавра по направлению «Социальная работа» понимают результат профессиональной подготовленности, который выражается в способности выпускника к осуществлению конкретных задач социальной работы. В связи с этим разработка алгоритма реализации модели формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», является научной задачей данной статьи.
Компетентностный подход в образовании рассматривается А.Г. Бермус [5], Н.Ш. Валеевой [6], Е.О. Лебедевым [7], А.А. Радугиным [8]. Формирование профессиональной компетентности в области социальной работы исследуют Н.Ф. Басов [9], Т.С. Базарова [10], М.А. Болдина [11], С.С. Лукашева [12], П.Д. Павленок [13], Т.И. Печенкина [14], И.В. Попова [15], М.В. Фирсов [16], В.Н. Фролов [17], Н.Б. Шмелева [18], В.Ю. Ярецкий [3]. Проблемы формирования этических компетенций в процессе профессиональной подготовки социальных работников раскрываются в работах Н.С. Башковой, Е.В. Даниелян [19], М.В. Станковой [20].
В данных работах анализируются понятия «профессиональная компетентность», «формирование профессиональной компетентности», «сформированность профессиональной компетентности», «профессиональная компетентность бакалавров». Однако, модель формирования профессиональной комптентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» требует более детального изучения.
Данная статья имеет целью разработку модели формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
Первостепенное значение в процессе профессиональной подготовки бакалавра социальной работы (в соответствии с наименованием должности) имеет формирование его профессиональной компетентности в процессе обучения.
B современной научной литературе понятие «компетентность» трактуют по-разному.
Так например, исследователи И.Г. Агапов и С.Е. Шишов под компетентностью понимают «... общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность». Ученый B.C. Безрукова определяет компетентность как «.. .овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки и мнения».
В своей статье Ж.В. Нурутдинова определяет профессиональную компетентность как «. владение профессиональной деятельностью в определенной области на достаточном профессиональном уровне, способность специалиста проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, профессиональное общение и профессиональную ответственность за результаты своего труда» [12].
Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе является результатом подготовки бакалавров по данному направлению. Она приобретается на основе освоения компетенций и занимает особое место среди качеств, которыми должен обладать специалист по социальной работе, а также имеет огромное значение в структуре его профессионализма.
Профессионализм в социальной работе - это высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающих квалифицированное содействие людям в разрешении их трудных жизненных ситуаций, в результате чего достигается высокая результативность труда специалиста по социальной работе [17].
О профессионализме специалиста по социальной работе можно судить из того насколько он компетентен в осуществлении задач своей профессиональной деятельности (вне зависимости от области профессиональной деятельности). Таким образом, профессионализм можно определить через понятие профессиональная компетентность.
Нормами профессиональной компетентности в условиях вуза являются: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, должностная инструкция и профессиограмма социального работника. Поэтому достижения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в значительной мере зависят от уровня сформированности профессиональной компетентности.
Исходя из этого, профессиональную компетентность бакалавра по направлению «Социальная работа» можно определить как профессиональную подготовленность и способность субъекта к выполнению конкретных видов профессиональной деятельности (социально-технологическая; организационно-управленческая; исследовательская; социально-технологическая; педагогическая) в различных сферах (сфера социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, медико-социальной экспертизы и пр.), являющаяся результатом профессионального образования. В связи с модернизацией образования особое значение придается формированию профессиональной компетентности бакалавра, обучающегося по направлению подготовки «Социальная работа» как управляемому процессу становления профессионализма [11].
С целью подтверждения необходимости изучения и разработки модели формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся на направлении подготовки «Социальная работа», нами был проведен опрос преподавателей, привлеченных к учебному процессу кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». Опрос проводился в форме анкетирования. В опросе приняли участие 37 преподавателей, из них: 27 - штатных преподавателей (в том числе, преподавателей с обеспечивающих кафедр), 10 - работников, привлеченных по договорам ГПХ для оказания образовательных услуг (в нашем случае это работники и работодатели профильных организаций: Министерства социальной защиты населения Амурской области, Управления социальной защиты населения города Благовещенск и Благовещенского района, Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта», Благовещенского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Мечта»).
В ходе опроса использовалась анкета, содержащая три блока вопросов: I блок - наиболее важные компетенции в профессиональной деятельности в области социальной работы; II блок - необходимые показатели компетентности в профессиональной деятельности в области социальной работы; III блок - проблемы формирования необходимых компетенций для профессиональной деятельности в области социальной работы.
Анализ результат опроса по каждому из блоков вопросов анкеты показал следующее.
По первому блоку вопросов мнения штатных преподавателей из числа работников обеспечивающих кафедр, преподавателей, осуществляющих профильную подготовку и работников, привлеченных по договорам ГПХ для оказания образовательных услуг разошлись. Так, 81 % из числа работников обеспечивающих кафедр считают, что в процессе формирования профессиональной компетентности важным является овладение и общекультурными, и общепрофессиональными компетенциями (формирование которых происходит при
педагогические науки
Полевая Наталия Михайловна, Ситникова Виктория Владимировна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ...
изучении таких дисциплин как «Современные информационные технологии в социальных науках», «Основы правовых знаний», «Основы экономических знаний», «Конфликтология», «Психология и педагогика» и т.д.). В свою очередь, 97 % преподавателей, осуществляющих профильную подготовку и работников, привлеченных по договорам ГПХ для оказания образовательных услуг, отметили, что наиболее важным в процессе формирования профессиональной компетентности в области социальной работы, является овладение профессиональными компетенциями.
По второму блоку вопросов мнения штатных преподавателей из числа работников обеспечивающих кафедр, преподавателей, осуществляющих профильную подготовку и работников, привлеченных по договорам ГПХ для оказания образовательных услуг также разнятся.
Около 79 % из числа работников обеспечивающих кафедр считают, что наиболее важными показателями компетентности в профессиональной деятельности в области социальной работы являются: владение навыками работы с компьютерами и ЭИОС; применение психолого-педагогических знаний для решения проблем, возникающих у клиентов социальных служб и учреждений; способность работать в коллективе, толерантно воспринимать различия характерные для определенных клиентских групп (социальных, этнических, конфессиональных, культурных); способность к коммуникации в различных формах для решения трудных жизненных ситуаций клиентов социальной работы и пр.
Наряду с этим, 83 % преподавателей, осуществляющих профильную подготовку и работников, привлеченных по договорам ГПХ для оказания образовательных услуг, отметили, что основными показателями компетентности в профессиональной деятельности в области социальной работы являются: способность к проведению оценки ситуаций и выявлению причин, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан; способность к применению технологий социальной работы и мер социальной защиты населения и пр.
По третьему блоку вопросов мнения респондентов не разошлись. Большинство (93 %) опрошенных считают, что среди основных проблем формирования необходимых компетенций для профессиональной деятельности в области социальной работы можно выделить следующее: 1 - слабая сформированность профессиональной ориентации на деятельность в области социальной работы, отсутствие профессионального отбора при поступлении, что затрудняет формирование устойчивой профессиональной мотивации; 2 - личностная пассивность, обусловленная демографическим кризисом и практически полным отсутствием конкуренции при поступлении и дальнейшем трудоустройстве; 3 - слабая проработка модели формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
В связи с выделенными аспектами, характеризующими процесс формирования профессиональной компетентности, авторами предпринята попытка систематизации знаний и накопленного опыта с последующей разработкой модели формирования профессиональной компетентности бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа».
Упорядочению процесса формирования профессиональной компетентности в данном случае способствует закрепление за каждой компетенцией конкретных дисциплин и практик, что позволяет выстроить их в учебном плане в следующем порядке: общекультурные компетенции - общепрофессиональные компетенции - профессиональные компетенции.
Такой подход позволяет в процессе формирования профессиональной компетентности продвигаться от общего к частному.
В размещенной ниже таблице приводится пример закрепления дисциплин за каждым видом компетенций.
Таблица 1 - Закрепление дисциплин за каждым видом компетенций по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа».
ком Общекулмур- Общепрофес- Профессиональные компетенции
пе- ные снональные сопиально- организапионно- исследова- социально-
компетенции компетенции технологическая управленческая тельская проектная
История. Введение в про- Организация соци- Управление в Прогнозиро- Технология разра-
Философия. фессию. включая 1ГЪКГ-Й работы с социальной ра- вание, проек- ботки социальных
Иностранный инф ормапионно- различными груп- боте, тирование и программ.
язык. библиографиче- пами населения; Организация моделирова- Технология разра-
Информатика. скую культуру. Технология соци- системы соци- ние в социаль- ботки социальных
Теория вероят- Современные альной работы; альной зашиты ной работе. проектов.
ностей и мате- теории социаль- Социальная реабн- населения, Методы ис-
матическая ста- ного благополу- лигаиня. Социальное следования в
1 тистика. Мате- чия. Социальная квали- партнерство. социальной
1 матика, Русский Теория социаль- метрия. оценка Общественные работе.
1- языки речевая ной работы. качеств а н стандар- организации н Методика и
1 коммуникация. Содержание и тизация социаль- общественное подготовки
Антропология. методика сопи- ных услуг. движение. выпускных
Конфликтоло- адьно- Организация охра- Основы связей с rr.tt-rh-t.-n--
ги* медипинской ны материнства и общественно- онных работ.
ипр. работы. детства. стью в социаль-
Международное Гендерология и ным службах.
правой пр.
работе.
-Учебная практика {¡фактика по пол} "чению первичных про нелокальных уме) хй и навыков, в ом числе первичных
умений н навыков тьской деятельности);
| -Производственная практика (практика по получению дроф ей и опыта профес скональной дея-
Е" -Преддшпомная практика
| - Производственная практика (научно-исследовательская работа);
При разработке модели формирования профессиональной компетентности с учетом закрепления дисциплин за каждым видом компетенций, необходимо принимать во внимание процесс профессионального становления специалиста по социальной работе в образовательном пространстве вуза. Данный процесс включает в себя ряд последовательных стадий, представленных на рисунке 1.
1 стадия - Начальная професснозвльная ор агитация (ориентация на будущую професснсиалЕную деятельность в облжтн социально« оаботьй. Первый курс
V
2 стадия - Фариальная профессиональная идентификация (студент на основ* первых форасалькьк по еалек отождктвляет себя с б>д>щей профессией). Первый и второй
+
3 стадия - Вероятностный профессиональный кризис (у студента происходит снижение интереса к будущей профессии бон дет вне рассогласования личностных представлений о профессии к столкновения с реальной профессионалЕкойдеятельностью на практик) Второй и третий
1
: - . 1-г: гл.-:ь- : г (студент глубоко погружается в фограюсу профессионалЕкой подготовки специалиста и коррекции профессиональных маний, представлений, умений и навыков, стабилизация приобретенных профессноналЕкых показателен) Т^нтнйкурс
+
5 стадия - Профессиональная готовность специалиста (у студента формируется устойчивая ыотивацноннах установка к а будущую профессиокалЕкую деятельность, форсируются компетенции в соответствии с ФГОС ВО). На этой стадии вояюжек личностный Ернжс профессионального самосознания в связи с предстоящей сменой учебно-профессионалы-гой деятельности зга профе: а® кальке-практзяе: кую деятельность к осознание новых требовании к личности специалиста. Четвертый кдх
+
профессиональное становление 'специалиста по социальной рэооте в ооразовательноы пространстве вуза
Рисунок 1 - Процесс профессионального становления специалиста по социальной работе в образовательном пространстве вуза
Принимая во внимание особенности протекания данного процесса профессионального становления, считаем целесообразным разработать алгоритм реализации модели формирования профессиональной компетентности специалиста по социальной работе в образовательном пространстве вуза.
Итак, рассматривая формирование профессиональной компетентности бакалавров социальной работы как процесс, можно выделить следующие этапы, представленные в таблице 2.
Таким образом, достижение студентом профессионально-творческого уровня сформированности профессиональной компетентности является важной задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Технологизация процесса формирования профессиональной компетентности позволяет повысить его эффективность и результативность.
Polevaya Natalia Mihailovna, Sitnikova Viktoria Vladimirovna PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS, STUDENTS .
pedagogical sciences
Таблица 2 - Модель формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа»
Наименование и содержание этапа Основные характеристики этапа Уровень сформиро-ванностн профессио- ностн Критерии опенки сформированного профессиональной
I-Начальный (первый год обучения в вузе) закладывается фундамент профессии * Социальная работа», т.е. ф ормируется профессиональная направленность, происходит восприятие и усвоение норм профессии готовность к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе; добросовестное в оению выбранной профессии, развитие профессио- личности; участие в социально-значимых мероприятиях исходный уровень сформированности проф ессиональнон компетентности знание и понимание этнокультурной среды клиента: готовность к профессиональной деятельности в полиэтнической среде; межпредмепкхпъ знаний, умений и навыков, но в тоже время ограниченность области их применения.
П- Базовый (второй и третий годы обу-чения в вузе)развивается самостоятельность. иншша-тивкость и творчество в учебно- профессиональной лея- осознание личной и общественной значимости профессии - социальная работа (принятие норм профессии); закрепление стереотипов профессиональной деятельности специалиста по социальной работ« (низкий уро- непривлекательность выполняемых функшш. работа людьми и пр.); формирова- жизненных планов; формирование социального опыта; организация социально-ориентированных мероприятии. инициатив ныи уровень сформированно- компетентности знания, умения и навыки усложняются, по сравнению с первым применение их на практике; поиск новых методик и способов решения проблем; умение приспособить профессиональные действия к культурной среде клиента; применение накопленных ранее знаний, умений и навыков, а также полученного практического опыта для решения различных профессиональных задач.
Ш этап (четвертый год обучения) развиваются творческие способности и креативность в решении профессиональных задач рост профессионального самосознания; сопипьно-преобразов ательная направленность личности; раскрытие творческого потенциала; творческое отношение к профессионально-личностному развитию; разработка и реализация социальных проектов (как в учебной деятельности, так и при прохождении различных видов практик); проведение научных исследований (в рамках написания курсовых и выпу скных квалификационных работ, в том числе по заказу работодателей); проектирование социальной среды. профессионально-творческий уров ень сф ормнров анности ссрстессксксльгссй компетентности. межпредмегносгь знании, умений и навыков, которые зависят от уровня развитая профессионально-творческих способностей: возможность анализировать и синтезировать, способность сочетать. оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях; гибкость, наличие организаторских и управленческих способностей.
Таким образом, достижение студентом профессионально-творческого уровня сформированности профессиональной компетентности является важной задачей профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа». Технологизация процесса формирования профессиональной компетентности позволяет повысить его эффективность и результативность.
Алгоритм, представленный в нашей статье является в большей степени универсальным, позволяющим применять его в системе высшего образования в различных вузах, осуществляющий обучение по направлению подготовки «Социальная работа».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Профессиональный стандарт. Социальный работник. Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 677н.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 8.
3. Ярецкий В.Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном процессе вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Ю. Ярецкий. - Москва, 2006. - 26 с.
4. Профессионально-этический кодекс социального работника России: принят Международной федерацией социальных работников 06.94 г. - М.: ИНФРА-М, 1998.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - URL: http://www. eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
6. Валеева Н.Ш. Компетентностный подход к образованию специалистов социальной работы / Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова // Вестник КГТУ. - 2008. - № 5. - 2008. - С. 5-11.
7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев //Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3-12.
8. Радугин А.А. Социокультурный вектор модер-
низации российского высшего образования: ценностные основы и методология реализации / А. А. Радугин // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. - № 6. - С. 45-55.
9. Социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Н.Ф. Басов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 352 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop. ги/10976. — ЭБС «IPRbooks» .
10. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Т. С. Базарова. - Улан-Удэ, 2010. - 46 с.
11. Болдина М. А. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы / М. А. Болдина // Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвуз. сб. науч. труд. (г. Екатеринбург, 2012 г.). -Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2012. - С. 60-63.
12. Лукашева С.С. Процесс формирования профессиональной компетентности у музыкантов-исполнителей в вузах культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. - 0,5 п. л. - иКЬ: http://e-koncept.ru/2016/76169.htm.
13. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Павленок П.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 592 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10986. — ЭБС «IPRbooks».
14. Печенкина Т.И. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе // Ученые записки РГСУ. 2013. №2 (114). URL: Ы^У/су-berleninka.ru/article/n7formirovanie-professionalnoy-kom-petentnosti-spetsialistapo-sotsialnoy-rabote.
15. Попова И.В. Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности в условиях модернизации образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. №9. URL: http://cyberlen-inka.ru/article/n7samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-formirovamya-professionalnoy-kompetentnosti-v-usloviyah-modemizatsii-obrazovaniya.
16. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2015. - 432 с.
17. Фролов В.Н. Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 228-231. - URL https://moluch.ru/conf/ ped/archive/98/4655/.
18. Шмелева Н.Б. Введение в профессию «Социальная работа» [Электронный ресурс]: учебник/ Н.Б. Шмелева— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 222 а— Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/52245.html.— ЭБС «IPRbooks».
19. Башкова Н.С., Даниелян Е.В. Этика социального работника: понятие, особенности, принципы // Новая наука: современное состояние и пути развития - Уфа, 2017. - № 1-2. - С. 61-66.
20. Станкова М.В. Проблема реализации этических ценностей в практике социальной работы Канады // ОНВ. 2009. №2 (76). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ problema-realizatsii-eticheskih-tsennostey-v-praktike-sotsi-alnoy-raboty-kanady.
Статья поступила в редакцию 06.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018