УДК 378.14.015.62 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЛИНГВИСТИКА»
Варламова Е.Ю.
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника вуза осуществляется в системе бакалавриат - магистратура. Появление новых государственных образовательных стандартов привело к пересмотру и переосмыслению требований, предъявляемых к выпускнику вуза. В структуре профессиональной компетентности бакалавров - магистров по направлению подготовки «Лингвистика» лингводидактическая компетентность определяется как компонент исходного понятия.
В статье определяется сущность лингводидактической компетентности магистра по направлению подготовки «Лингвистика», описывается содержание рассматриваемого понятия. Особенности лингводидактической компетентности магистра обозначены посредством анализа содержания образующих ее компетенций (языковой; речевой; социокультурной; дидактической; личностной), с учетом требований современных государственных образовательных стандартов.
Цель: определить сущность и содержание лингводидактической компетентности магистров по направлению подготовки «Лингвистика» на основе анализа научных подходов и исследований, а также современных государственных образовательных стандартов.
Метод или методология проведения работы. Для достижения цели использовался комплекс теоретических методов исследования, включающий анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, а также нормативной документации.
Результаты: определено понятие лингводидактической компетентности магистров по направлению подготовки «Лингвистика», раскрыта его структура и дана содержательная характеристика компонентам рассматриваемого понятия в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения. Сравнение требований к бакалаврам и магистрам по профилю подготовки «Лингвистика» показывает, что все виды профессиональной деятельности требуют от магистров реализации системных, обобщенных знаний, комплексных профессиональных умений. Устойчивые профессиональные ценности и идеалы, профессиональное гибкое аналитическое мышление позволит магистрам решать профессиональные задачи с применением лингвистических средств, соответствующих ситуациям.
Область применения результатов: результаты исследования могут применяться в высших учебных заведениях в процессе профессиональной подготовки магистров по направлению «Лингвистика».
Ключевые слова: магистр, профессиональная компетентность, лингводидактическая компетентность, компетенция (языковая; речевая; социокультурная; дидактическая; личностная).
THE ESSENCE AND THE CONTENT OF LINGUO-DIDACTIC COMPETENCE OF MASTERS ON A PROFILE OF TRAINING “LINGUISTICS”
Varlamova E.Yu.
At present the process of forming the professional competence of a University graduate is fulfilled in the system “from a Bachelor - to the Master”. The development of modern state educational standards has led to reconsidering the requires to University graduates. In the structure of the professional competence of bachelors and masters linguo-didactic competence is performed as a component of the considering term.
The article defines the term of linguo-didactic competence of masters on a profile of training “Linguistics”; describes the content of the considering term. The peculiarities of linguo-didactic competence are given on the basis of the analysis of the included in it capacities (linguistic; speech; socio-cultural; didactic and personal); in according to the requires of modern state educational standards.
Purpose: to define the term of linguo-didactic competence of masters on a profile of training “Linguistics” on the basis of analysis of scientific approaches, researches and modern state educational standards
Methodology. To achieve the purpose there has been used a complex of theoretical methods of research, including the analysis of philosophical, pedagogical and psychological, methodological literature, regulatory documentation.
Results. There has been offered the definition of the term of linguo-didactic competence of masters on a profile of training “Linguistics”; defined its structure, characterized the content of the components included in the considering term.
Comparison of requirements to bachelors and masters on a profile of training "Linguistics" shows that all professional activities demand realisation of the generalised knowledge and complex professional skills by masters. Steady professional values and ideals, the professional flexible analytical mentality will allow masters to solve professional problems by applying the linguistic means in accordance to the situations.
Practical implications. The results of the survey can be used at the university system of education, in the process of the professional training of masters on a profile “Linguistics”.
Keywords: Master, professional competence, linguo-didactic competence, capacities (linguistic; speech; socio-cultural; didactic and personal).
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника вуза осуществляется в системе бакалавриат - магистратура. Появление новых государственных образовательных стандартов привело к пересмотру и переосмыслению требований, предъявляемых к выпускнику вуза.
Многие отечественные и зарубежные ученые четко обозначили свои подходы к профессиональной компетентности выпускника высшего учебного заведения. В. Н. Введенский рассматривает профессиональную компетентность как право принадлежности к определенной профессиональной группе работников; В. М. Монахов, А. И. Нижников - как готовность и способность методически организованно и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность; В. А. Веденников, Э. Ф. Зеер подчеркивают значимость сформированно-сти знаний и умений осуществления профессиональной деятельности; Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова, А. Н. Яшкова указывают на необходимость сформи-рованности психических свойств и состояний, выражающих теоретическую и практическую готовность. И. Б. Бичева рассматривает профессиональную компетентность как индивидуальную характеристику личности, являющуюся условием успешности формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Зарубежные ученые (David S. Hill, D. Snedden) основываются на практическом подходе к обучению, поэтому, на их взгляд, профессиональное образование нацелено на осуществление теоретической и практической подготовки к овладению выпускниками профессией.
В структуре профессиональной компетентности бакалавров - магистров по направлению подготовки «Лингвистика» лингводидактическая компетентность определяется как компонент исходного понятия.
Лингводидактическая компетентность в рамках данного исследования
- это целостное и интегративное образование, включающее языковую, речевую, социокультурную, дидактическую, личностную компетенции, позволяющие эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
Понятие компетенции было проанализировано и исследовано многими учеными, среди которых И. Г. Агапов, В. Н. Введенский, Н. А. Волгин, А. К. Маркова, В. М. Монахов, А. И. Нижников, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, С. Е. ТТТитттов и др. [4]. В общепринятом понимании компетенция определяется как сфера приложения знаний, умений и навыков в исследованиях
[3]. В данном исследовании мы разделяем мнение ученых о том, что компетенция - это общая готовность человека к самостоятельному осуществлению деятельности определенного характера на основе сформированных знаний, умений и имеющегося опыта. Таким образом, в отличие от компетентности, компетенция имеет более узкий характер и не связана с конкретной профессией, так как применяется в разных областях деятельности. Компетентность - это профессионально-личностное образование; компетенция - это способность к осуществлению деятельности.
В результате проведенного анализа исследований Н. В. Баграмовой, А. Л. Бердичевского, М. Н. Вятютнева, Ю. В. Еремина, О. Е. Ломакиной, Т. И. Скрипниковой, С. Ф. Шатилова, А. В. Щепиловой и др. мы определили содержание компетенций, образующих лингводидактическую компетентность. Ученые указывают на необходимость разграничения языковой компетенции (которая А. Л. Бердичевским обозначена как лингвистическая, М. Н. Вятютневым -как языковая, Т. И. Скрипниковой - как теоретико-лингвистическая, Ю. В. Ереминым и С. Ф. Шатиловым - как общефилологическая и др.), речевой и методической компетенций выпускника. Мы считаем, что понятия «коммуникативная компетенция» и «речевая компетенция» идентичны, так как предполагают готовность участников коммуникации к осуществлению деятельности общения. Вследствие этого следует разграничивать пять компетенций в структуре лингводидактической компетентности: языковую, речевую, социокультурную, дидактическую и личностную [1].
Сущность компетенций, образующих лингводидактическую компетентность выпускников вуза, мы определяем через анализ понятий «знания», «умения», «навыки», «профессиональные ценности», «профессиональные идеалы», «профессиональное мышление» [2].
Знания как результат познания человеком действительности и компонент лингводидактической компетентности формируются у магистров в процессе изучения учебных дисциплин, соответствующих учебному плану.
Профессиональные умения выступают как система определенного рода воздействий, направленных на решение профессиональных задач, и основа для формирования навыков - автоматизированных действий.
Профессиональные ценности - это убеждения выпускника вуза о целях профессиональной деятельности и путях достижения поставленных целей; профессиональные идеалы - это универсальные, абсолютно ценностные представления об особенностях профессиональной деятельности, о путях, средствах, личных качествах и способностях, позволяющих достигнуть поставленные цели; профессиональное мышление рассматривается не только как познание окружающей действительности с помощью мыслительных операций в процессе решения разноуровневых профессиональных задач с применением эмпирических, понятийных, продуктивных или творческих знаний, но и преобразование среды, предполагающее изменения качеств и характеристик собственных и других субъектов, вовлеченных в профессиональную деятельность.
На основе анализа требований к профессиональной подготовленности магистров, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения, нами было определено содержание компетенций (языковой, речевой, социокультурной, дидактической, личностной), образующих лингводидактическую компетентность [5].
Языковая компетенция магистра по направлению подготовки «Лингвистика» проявляется в основном в профессионально-практической деятельности и предполагает:
- сформированность лингвистических знаний теоретического характера: знание и эрудицию в иностранном языке, что позволяет осуществлять экспертный лингвистический анализ звучащей речи и письменных текстов на любом языке в производственно-практических целях;
- сформированность лингвистических знаний практического характера. Согласно современному государственному образовательному стандарту, именно
эти знания способствуют овладению магистрами правилами анализа и синтеза языковых единиц, что позволяет строить высказывания, осознать систему языка и правила ее функционирования в иноязычной коммуникации, а также обрабатывать русскоязычные и иноязычные тексты в производственно практических целях;
- обобщенные умения, применяющиеся при разработке средств информационной поддержки лингвистических областей знания.
Речевая компетенция в основном находит свое выражение в научнометодической деятельности магистра. Она включает:
- речевые знания, умения и навыки, являющиеся основой для успешного осуществления межкультурного общения в различных профессиональных сферах;
- знания, умения и навыки, позволяющие выполнять функции посредника в сфере межкультурной коммуникации;
- речевые умения использования видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта.
Социокультурная компетенция магистра по направлению подготовки «Лингвистика» является основой для осуществления всех профессиональных видов деятельности (профессионально-практической; научно-методической; научно-исследовательской; организационно-управленческой), отмеченных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. Таким образом, социокультурная компетенция основана на следующих составляющих:
- социокультурных знаниях и умениях, владение которыми позволяет изучать проблемы межкультурной коммуникации, влияющие на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов;
- комплексе социокультурных знаний и умений для осуществления системно-структурного исследования языков мира на базе информационнокоммуникационных технологий.
Дидактическая компетенция как для бакалавра, так и для магистра, является более широким понятием, чем методическая компетенция. Мы выявили, что дидактическая компетенция магистров по профилю подготовки «Лингвистика» предполагает синтез следующих компонентов:
- системных методических знаний, позволяющих анализировать и применять на практике действующие образовательные стандарты и программы, использовать современные приемы, организационные формы и технологии воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения;
- знаний, умений и навыков, составляющих научно-методическую деятельность. Обозначенная профессиональная деятельность включает: проектирование целей воспитания и обучения; конкретизацию педагогических задач для различных групп обучающихся; разработку учебно-методических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий; составление баз данных, словников, словарей и методических рекомендаций в профессионально ориентированных областях перевода; разработку, внедрение и сопровождение лингвистического обеспечения электронных информационных систем и электронных языковых ресурсов.
Личностная компетенция в исследованиях О. Е. Ломакиной выступает регулятором личностных достижений, самоменеджмента, мобильности, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования в смыслотворческой деятельности [1].
Основываясь на существующих в педагогической науке подходах к знаниям, умениям, навыкам, личности учителя мы считаем, что личностную компетенцию и бакалавра, и магистра образуют педагогические ценности, умения самоконтроля, педагогические идеалы, мышление. Для магистров по профилю подготовки «Лингвистика» личностная компетенция проявляется в основном в
научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Сформированность личностной компетенции позволяет магистрам:
- проводить эмпирические исследования проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации;
- планировать деятельность и осуществлять руководство коллективами, решающими образовательные и лингвистические задачи;
- организовывать деловые переговоры, конференции, симпозиумы, семинары с использованием нескольких рабочих языков;
- участвовать в организации информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания и перевода.
Сравнив требования, изложенные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования к бакалаврам и магистрам по профилю подготовки «Лингвистика», мы можем определить, что все виды профессиональной деятельности требуют от магистров реализации системных, обобщенных знаний, комплексных профессиональных умений и навыков. У магистров по профилю подготовки «Лингвистика» необходимо сформировать устойчивые профессиональные ценности и идеалы, профессиональное гибкое аналитическое мышление, что позволит им решать разноуровневые профессиональные задачи с применением лингвистических средств, соответствующих всем особенностям ситуации. Направленность обучения на развитие компетенций (языковой, речевой, социокультурной, дидактической, личностной), образующих лингводидактическую компетентность магистров по профилю подготовки «Лингвистика», является необходимым условием успешного осуществления профессиональной подготовки обучающихся в вузе.
Список литературы
1. Ломакина О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков : Автореф. дис... канд. пед. наук. Волгоград, 1998. 23 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебцова и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
3. Петров А. Профессиональная компетентность : понятийно-
терминологические проблемы // Вестник высшей школы. 2004. № 10. С. 6-10.
4. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20-26.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 Лингвистика.
References
1. Lomakina O.E. Formirovanie professional'noy kompetentnosti bu-dushchego uchitelya inostrannykh yazykov [Formation of professional competence of future teachers of foreign languages]: Author. dis ... Candidate. ped. Sciences. Volgograd, 1998. 23 p.
2. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedia]. M. : Bol'shaya Ros-siyskaya entsiklopediya, 2002. 528 p.
3. Petrov A. Vestnik vysshey shkoly, no. 10 (2004): 6-10.
4. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie segodnya, no. 3 (2004): 20-26.
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 035700 Lingvistika [Federal state educational standard of higher education in the field of training 035700 Aids.].
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Варламова Елена Юрьевна, доцент кафедры английского языка, кандидат педагогических наук
Чувашский государственный педагогический университет ул. К. Маркса, д.38, г. Чебоксары, 428000, Россия e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Varlamova Elena Yurjevna, Associate Professor at Department of the English Language, Ph.D. in Pedagogical Science
Chuvash State Pedagogical University
38, K. Marksa Street, Cheboksary, 428000, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Хрисанова Е.Г., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»