педагогические науки
Кузембаева Айгуль Муратовна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...
УДК 378.12
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОНЦЕПЦИЙ
© 2018
Кузембаева Айгуль Муратовна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Германо-романская филология» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева (150013, Казахстан, Петропавловск, улица Кизатова, 5 п, e-mail: kuzaigul@mail.ru)
Аннотация. В условиях преобразовательных процессов российской высшей школы актуальным становится обращение к проблеме развития профессиональной идентичности преподавателя вуза на начальном этапе педагогической деятельности. Данная проблема является значимой, актуальной, менее изученной по сравнению с тендерной, этнической, политической и ролевой идентичностями, и требует дальнейших исследований с последующей разработкой путей ее решения. Под профессиональной идентичностью преподавателя вуза на начальном этапе педагогической деятельности мы понимаем сложный процесс непрерывного образования субъекта, в результате которого происходит идентификация себя с профессиональной деятельностью и общностью, понимание и видение себя в определенной профессии, ощущение себя как профессионала в соответствии с интеграционными процессами в вузе и современным заказом общества к институту высшего образования. Рассмотрение проблемы идентичности необходимо начинать с терминологического анализа данного понятия. Несмотря на то, что в последнее время термин «профессиональная идентичность» достаточно широко используется в гуманитарных науках и существует огромное количество его определений, понятие профессиональной идентичности начинающего преподавателя вуза нуждается в уточнении. В данной статье представлена суть, а также понимание этого феномена российскими и зарубежными учеными, чей научный интерес связан с проблемой профессиональной идентичности преподавателя вуза.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, преподаватель ВУЗа, начальный этап педагогической деятельности, культура университета, личный аспект в преподавании, социальная среда, профессиональное выгорание, непрерывный процесс.
PROFESSIONAL IDENTITY OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION: ANALYSIS OF DOMESTIC AND FOREIGN CONCEPTS
© 2018
К^ешЬауеуа Aigul Muratovna, Master of Pedagogical Sciences, senior teacher of the Germanic and Romanic Philology Department North Kazakhstan State University named after M. Kozybayev
(150013, Kazakhstan, Petropavlovsk, street Kizatov, 5p, e-mail: kuzaigul @mail.ru)
Abstract. In the conditions of the transformative processes of the Russian university, the appeal to the problem of developing the professional identity of the university teacher at the initial stage of pedagogical activity becomes urgent. This problem is significant, relevant, less studied than gender, ethnic, political and role identities, and requires further research with subsequent development of ways of its solution. By the professional identity of a university teacher in the early career, we mean a complex process of continuous education of the person, as a result of which there is identification of oneself with professional activity and community, understanding and vision of oneself in a certain profession, feeling like a professional in accordance with integration processes at university and modern social demands of society to the higher educational institution. The problem of identity must be considered from the terminological analysis of this concept. Despite the fact that the term "professional identity" is widely used in the humanities in recent years and there are a huge number of its definitions, the concept of the professional identity of a beginner teacher needs to be clarified. This article presents the essence and understanding of this phenomenon by Russian and foreign scientists whose scientific interest is related to the problem of the professional identity of the university teacher.
Keywords: professional identity, university teacher, the early career, university culture, personal aspect in teaching, social environment, professional burnout, continuous process.
Своеобразной реакцией на социальные изменения, происходящие в современном мире, стало особое внимание к проблеме профессиональной идентичности. Категория «профессиональной идентичности» заняла важное место и в настоящее время интенсивно изучается в зарубежных и отечественных гуманитарных науках. Очевидно, что это одна из наиболее актуальных тем российской науки.
На наш взгляд, для того чтобы обозначить специфику термина «профессиональная идентичность» необходимо определить сущность данной категории в российских и зарубежных психолого-педагогических и социологических исследованиях. Профессиональная идентичность интенсивно изучается в отечественной психологии, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишиной, Н.Л. Ивановой, и другими. В зарубежной психологии и педагогике исследование профессиональной идентичности проводилось Д. Бижардом, Д. Андерсоном, Р. Гарднером, Дж.А. Гудсоном и другими. Несмотря на то, что в последнее время термин «профессиональная идентичность» достаточно широко используется в гуманитарных науках и существует огромное количество его определений, психологическое значение данного понятия, а также понятие профессиональной идентичности начинающего преподавателя ВУЗа нуждается в уточнении. На наш взгляд, для того Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
чтобы обозначить специфику термина «профессиональная идентичность» необходимо определить сущность данной категории в российских и зарубежных психолого-педагогических и социологических исследованиях.
Рассматривая работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития и формирования профессиональной идентичности, мы попытались представить и сравнить понимание ученых профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность интенсивно изучалась и изучается в отечественной психологии и педагогики, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Е.П. Ермолаевой, Д.И. Завалишиной, Н.Л. Ивановой, и другими.
Центральное место профессиональная идентичность занимает в концепции социальной реализации профессионала Е.П. Ермолаевой. По мнению исследователя, «профессиональная идентичность — продукт длительного личностного и профессионального развития». Е.П. Ермолаева исходит из того, что «профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [1, с. 35].
В исследованиях отечественных психологов профессиональная идентичность рассматривается как интегральная характеристика субъекта труда (Д.И. За-
Kuzembayeva Aigul Muratovna PROFESSIONAL IDENTITY ..
pedagogical sciences
валишина). Под профессиональной идентичностью Д.И. Завалишина понимает, характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [2, с. 104].
Идентичность также предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?». Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности [3, с. 60].
Некоторые авторы, как например, Н.Л. Иванова полагают, что профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, так как связана с определённым групповым членством. И в своих исследованиях Н.Л.Иванова рассматривает профессиональную идентичность, как составляющую социальной идентичности [4, с. 148].
Другие, как например, И.С.Кон считают, что профессиональную идентичность плодотворнее рассматривать в качестве подвида социальной идентичности, обладающего всеми общими признаками социальной идентичности и соответственными закономерностями её формирования [5, с. 45].
Профессиональную идентичность также можно рассматривать, как например, это делает Ю.П. Поваренков, в качестве ведущего показателя профессионального развития субъекта, как его эмоциональное состояние (отношение к профессиональной деятельности и собственной профессионализации) и как подструктуру профессионального пути (как качества субъекта, которые направляют его профессиональную идентичность и обеспечивают профессиональное развитие) [6, с. 25].
Давая определение профессиональной идентичности молодого преподавателя вуза А.А. Яшина говорит о представлении человека о значимых признаках, разделяемых ценностях и целях профессиональной группы, представлении о своем месте в этой группе [7, с. 30].
На наш взгляд, Л.Б. Шнейдер дала наиболее четкое и емкое определение профессиональной идентичности. Автор утверждает, что профессиональная идентичность — это психологическая категория, которая относится к осознанию индивидом принадлежности к той или иной профессии, к определенному сообществу и рассматривает профессиональную идентичность как элемент профессионального самосознания. Л.Б. Шнейдер трактует профессиональную идентичность как часть особенной взаимозависимости личностной и социальной идентичности в профессиональной действительности, которая является продуктом профессионального самоопределения личности, представленным через образ «Я» [8, с. 39].
В некоторых социологических исследованиях, профессиональная идентичность преподавателей вузов -это результат активного процесса отождествления субъекта со своей профессиональной группой в соответствии с современным заказом общества к институту высшего образования. (Е.Р. Ахметшина), в других профессиональная идентичность - это концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной общности [9, с. 56].
И, наконец, в педагогических исследованиях, профессиональная идентичность понимается как «осознание своей принадлежности к определенной профессии, понимание и видение себя в определенной профессии, возможность предоставить себе объективную оценку соответствия и несоответствия ей» (О.Я. Романишина) и «результат осознания индивидом своей тождественности с профессиональной деятельностью и общностью, ощущение себя как профессионала» (Т.С. Березина) [10, с. 3].
Таким образом, мы видим, что в отечественных психолого-педагогических и социологических исследованиях не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, поскольку авторы
вкладывают свой смысл в трактовку данного понятия [11-13[. Среди отечественных ученых также нет единого мнения в вопросе о месте профессиональной идентичности в общем идентификационном пространстве. Менее изученным остается влияние профессионального сообщества на становление профессиональной идентичности. [14, с. 20].
Далее рассмотрим понятие профессиональной идентичности (далее - ПИ) с точки зрения зарубежных ученых М. Кларк, Л. Ачера, Дж. Колдрона, Р. Смита, Д. Бижарда, Н. Самуэля, Д. Стивенса, занимавшихся в своих исследованиях формированием и особенностями профессиональной идентичности и других в виде следующей таблицы, расположенной ниже:
Таблица 1 - Понятие профессиональной идентичности (ПИ) в исследованиях зарубежных ученых
Автор Определение Ш1 Основные хар актеристики ПИ
М. Mvp, Дж. Хоффман, (1988). Профессиональная идентичнооь-это то, в какой степеничеловек задумывается о важно сти и привлекательности его другими ролями. ПИ-степень важности и пр ивлекательности, профессионально й роли сравнению с другими ролями.
А.Керби, (1991) Профессиональная ид ентнчностьрассматрнвается как непрерывный процесс осмысления и переосмысления ПИ- процесс осмысления и переосмысления опыта.
А. Гудсони А. Коул, (1994) Профессиональная идентичность схожа с пр о фесснональной действительно стью и создание этой д ействительно сти пр ед ставляет собой непр ерывный процесс личностного н контекстуального осмысления. ПИ — непрерывный процесс контекстуального
Р. Гарднер,(1995) Не дает четкого определенияпрофессиональнон идентичности, но подчеркивает схожесть ПИ с Нет четкого определения; "профессиях.
К. Пехтер. Дж. Хэд, (1996) Нетчеткого определения; профессиональная идентичность—это то, как сами преподаватели осознают, что важно для их профессии. Нет четкого определения; ПИ - осознание того, что важно для профессии.
А. Маккормик, (1997) Нетчеткого определения; профессиональная ндеигнчноегь— это то, что формируется посредством Нет четкого определения; ПИ—то, что формируется
Р. Фолькман. Д. Андерсон^ (1998) Профессиональная идентичность-это переосмысленное понимание и принятие ряда конкурирующих и иногда противоречащих друг другу ценностей,моделей поведения и отношений, зависящих от жизненного опыта познания ПИ—понимание и принятие ряда противоречащих друг другу ценностей, моделей поведения и отношений.
Н.Самуэльи Д. Стивене, (2000) Нетчеткого определения; профессиональная идентичность—это, то, что формируется посредством Нет четкого определения; ПИ—то, что формируется посред с твом самоанализа.
Д. Бижард. Н. В ер луп. Д. Вермунт, (2000) Пр о фессиональная цдентично сть пр еподавателя—это самостоятельный теоретический конструкт, исходя из педагогических,психологических и социологических парадигм обучения. Профессиональная идентично сть связана с проблемами преподавания, общими для всех преподавателей, подразумевая тема тику предмета, дидакгическнйи педагогической опыт. теоретический конопрукт.
Д. Бижард, (2006) Профессиональнуюндентичностьможно считать динамичной,изменяющейся в зависимости от контекста ситуации и может быть представлена соответствующими особенностями профессии. Она не дает ответа на вопрос о том, кем я являюсь на данный ПИ-*кемя хочу стать».
К. Слоун,(200б) Дж. Вал син ер, (2007) Пр о фессиональная ид ентично сть учителя - это процессирезультат,а также средство осмысления. ПИ - про иесс, результат, средство осмысления.
Р. Винтер, У. О'Донохью (2012); Дж. Билот (2010); Л. Ачер (2008); М. Хенкель, М. Коган (2000). Профессиональная идентичность - непрерывный процесс интеграции «личного» и "профессионального»в период становления пр еподавателя Вуза. ПИ - непрерывный процесс интеграции «личного» и ■гпро фес с иоального».
М. Кларк. Э. Хайд. ДасДреннан(2013) Профессиональная идентичность преподавателя вуза-это не устойчивая категория, а сложный, личностный процесс, который формируется контекстуальными факторами. процесс.
Рассмотренные определения профессиональной идентичности (ПИ) зарубежных ученых нам показывают, что в четырех из тринадцати исследований, не было дано точного определения профессиональной идентичности. В исследованиях, определивших, что такое профессиональная идентичность, были выделены следующие аспекты.
Большинство исследователей понимают профессиональную идентичность как непрерывный процесс интеграции «личных» и «профессиональных» аспектов становления и нахождения в роли педагога. Ф.Гудсон и А.Коул (1994), например, считают, что развитие профессиональной идентичности учителей бывает, как личным, так и профессиональным [15, с. 88].
Профессиональная идентичность не может быть истолкована как постоянное и однократное явление (Д. Колдрон и Р. Смит). То есть она «не является прирожденным качеством, имеющимся у людей, это лишь ощущение самого себя по отношению к другим людям и условиям» (Дж. Антонек, Д. Маккормик, Р. Донато). В этом контексте Д. Колдрон и Р. Смит указали на противоречия между профессиональной деятельностью (личный аспект в преподавании) и структурой (социальная
педагогические науки
Кузембаева Айгуль Муратовна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...
среда) [16, с. 89].
Идентичность определяется по-разному в зарубежной научной литературе. В некоторых исследованиях по проблемам профессиональной идентичности делается акцент на роль преподавателей (А. Гудсон и А. Коул; Р. Фолькман и Д. Андерсон), или на такие понятия, как рефлексия и самооценка в качестве важных факторов формирования профессиональной идентичности преподавателя [17, с. 80].
Процесс формирования профессиональной идентичности преподавателей - это процесс, который включает в себя большое количество знаний, таких как, знание преподаваемого предмета, умение общаться с обучаемыми, а также знания, специфичные для области науки, с которой преподаватель имеет дело (Дж. Антонек) [17, с. 15].
Один из зарубежных исследователей Д. Бижард, исследовавший профессиональную идентичность, утверждает, что понятие профессиональной идентичности используется исследователями по-разному [18, с. 108].
Автор приходит к выводу, основываясь на них: восприятие профессиональной идентичности преподавателей, как правило, «позитивное», можно выявить положительные и отрицательные воздействия на их профессиональную идентичность, существует тенденция среди учителей воспринимать свою профессиональную идентичность менее позитивно после многолетнего опыта работы, в начале карьеры, преподаватели воспринимают свою профессиональную идентичность относительно низко Профессиональная идентичность представляет собой непрерывный процесс интерпретации и переосмысления опыта (А. Керби,1991), понятие, которое соотносится с идеей, что профессиональное развитие преподавателей никогда не заканчивается и может быть рассмотрено как процесс непрерывного обучения (К. Дэй, 1999). Рассматривая профессиональную идентичность как непрерывный процесс, исследователи подразумевают, что он является динамичным, а не стабильным или фиксированным. Деятельность является важным элементом профессиональной идентичности, а это означает, что преподаватели должны быть активными в процессе своего профессионального развития. Профессиональная идентичность подразумевает как личность, так и профессиональное окружение. М. Мур и Дж. Хоффман выдвинули гипотезу о том, что сильная профессиональная идентичность не даст преподавателям покинуть рабочие места (в высших учебных заведениях), хотя учреждения, в которых они работали, подвергались сильной критике [18, с. 122].
Д. Бижард, Н. Верлуп, Д. Вермунт отмечают, что профессиональная идентичность связана с проблемами преподавания, общими для всех преподавателей, подразумевая тематику предмета, дидактический и педагогической опыт Их исследования показали, что знание восприятия преподавателями различных аспектов их профессиональной идентичности может, быть полезным, помогая им справиться, например, с изменениями в образовании (Д. Бижард, Н. Верлуп, Д. Вермунт, 2000), а также служить в качестве основы для институциональных и образовательных инноваций и что важно извлечь из этого выгоду [18, с. 1].
С. Ласки утверждает, что профессиональная среда, условия влияют на профессиональную идентичность преподавателей. М. Кларк, Э. Хайд и Дж. Дреннан, занимающиеся исследованием профессиональной идентичности преподавателей вуза, отмечают, что изменения в системе высшего образования прибавили сложности в формировании профессиональной идентичности в системе высшего образования. Они считают, что профессиональная идентичность преподавателя вуза — это не устойчивая реальность; а сложный, личностный процесс, который формируется контекстуальными факторами [19, с. 15].
Большинство исследователей, занимающихся изуче-
нием профессиональной идентичности преподавателей ВУЗа рассматривают профессиональную идентичность как непрерывный процесс интеграции «личного» и «профессионального» в период становления преподавателем Вуза. (М. Хенкель, М. Коган, 2000; Л. Ачер ,2008; Дж. Кинг, 2009; Р. Винтер, У. О'Донохью, 2012) [20, с. 97].
По мнению Л. Бити (2006), научиться размышлять и развивать рефлексивные навыки имеет важное значение для того, чтобы развить в себе достойные качества преподавателя университета. Предполагается, что преподаватели ВУЗа выполняют различные виды деятельности, в связи с этим во внутривузовском пространстве идентичность преподавателя может вступать в конфликт с идентичностью ученого. Преподаватели высшего учебного заведения не готовы идентифицировать себя в качестве преподавателей, а скорее,воспринимают себя частью сообщества ученых [21, с. 35].
Как считают некоторые зарубежные ученые, молодые специалисты, которые только начинают преподавать в университете без имеющегося опыта преподавания обнаруживают противоречия между различными типами идентичности в новой обстановке и в новых условиях (П. Бойд, К. Харрис, 2010; Л. Гурли, 2011; Э. Шрив, 2011; П. Бойд, К. Смит, 2012). П. Траулер, П. Найт (2000) и Дж. Билот (2010) считают, что культура университета в качестве учебного заведения не играет такую важную роль в формировании идентичности начинающих преподавателей высших учебных заведений, как культуры отдельных социальных групп ВУЗа - факультеты, институты, кафедры и т.д. Р. Винтер, У. О'Донохью (2012), а также Э. Шрив (2011) указывают на взаимное влияние идентичности и культуры высшего учебного заведения в качестве важного аспекта в процессе формирования личности. Поэтому, по их мнению, университеты обязаны способствовать тому, чтобы начинающие преподаватели имели неполную занятость и поддерживать в амбициозных начинаниях, и дать понять, что за это их ценят» [22, с. 8].
Анализируя зарубежный опыт, мы заметили, что были проведены тщательные исследования по вопросам развития профессиональной идентичности (ПИ) школьных учителей (М. Мур, Дж. Е. Хоффман (1988), А. Керби, (1991), Д. Бижарда, Н. Верлупа, Д. Вермунта (2000); Н. Самуэля и Д. Стивенса, А. Флореса, К. Дэй (2006); К. Слоун (2006); Дж. Валсинер (2007); С. Стайнберга (2010); С. Аккерманна (2011), развитие ПИ преподавателей и начинающих преподавателей высших учебных заведений было исследовано в меньших масштабах (М. Хенкель, М. Коган (2000); Л. Арчер (2008); Дж. Кинг (2009); П. Бойд, К. Харрис (2010); Л. Гурли (2011); Э. Шрив (2011); Р. Винтер и У. О'Донохью (2012); М. Кларк, Э. Хайд, Дж. Дреннан (2013). При исследовании понятия профессиональной идентичности преподавателей высших учебных заведений, мы опирались на имеющиеся исследования ПИ, как школьных учителей, так и преподавателей высших учебных заведений.
Итак, понятие профессиональной идентичности преподавателя было определено по-разному или не определено вообще в зарубежных исследованиях, которые мы рассмотрели. Последнее относится к частности к исследованиям профессиональной идентичности школьных учителей. Понятие профессиональной идентичности школьных учителей определено наиболее четко в исследованиях по формированию профессиональной идентичности (Д. Бижарда, Н. Верлупа, Д. Вермунта (2000), Д. Колдрона и Р. Смита; Р. Фолькмана и Д. Андерсона, А. Гудсон и А. Коул (1994). Понятие идентичности, в западной психологии чаще всего соотносится с понятиями «Я-концепция», «Образ-Я», но авторами трактуются по-разному, при этом в той или иной степени «Я- концепция» принимается за эквивалент идентичности [23, с. 7].
Нами были проанализированы научные исследования, в том числе англоязычные источники за последние
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
247
Kuzembayeva Aigul Muratovna PROFESSIONAL IDENTITY ..
pedagogical sciences
5 лет, посвященные профессиональной идентичности преподавателя вуза, но, к сожалению, мы не обнаружили определения профессиональной идентичности преподавателя вуза на начальном этапе профессиональной деятельности. На основе проведенного анализа различных отечественных и зарубежных подходов к понятию ПИ и опираясь на исследования А. Керби, К. Дэй, М. Кларк, Э. Хайд, Дж. Дреннана; Е.Р. Ахметшиной, Т.С. Березиной, О.Я. Романишиной, считаем необходимым дать определение данному понятию и рассматриваем профессиональную идентичность преподавателя вуза на начальном этапе педагогической деятельности как сложный процесс непрерывного образования субъекта, в результате которого происходит идентификация себя с профессиональной деятельностью и общностью, понимание и видение себя в определенной профессии, ощущение себя как профессионала в соответствии с интеграционными процессами в вузе и современным заказом общества к институту высшего образования.
Таким образом, можно сказать, что понятие профессиональной идентичности требует пристального внимания со стороны ученых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность как комплексная характеристика соответствия субъекта и деятельности // Психологическое обозрение. 1998. № 2, С. 35-40.
2. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. // Психология субъекта профессиональной деятельности. М.: Яр ГУ. 2001. № 2, С. 128.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2006. 240 с.
4. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148-156.
5. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335с.
6. Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества Я.: ЯГПУ, 2003. 163с.
7. Яшина А.А. Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза. Автореферат
8. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Я.: ЯГУ, 2007.215 с.
9. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
10. Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей вузов в условиях стратификации высших учебных заведениях. Автореферат диссертации по социологии. У.: УГТУ, 2013. 220 с.
11. Березина Т.С. Становление профессиональной личности педагога // Педагогическое образование и Наука. 2008. № 7. С. 24-27.
12. Остапенко И.А. Психологический анализ проблемы профессиональной идентичности педагога высшей школы на современном этапе развития образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 132-135.
13. Абайханова Д.Е. Профессиональная идентичность как междисциплинарный феномен // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 4 (19). С. 9-11.
14. Карымова О.С. Особенности профессиональной идентичности будущих психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 248-251.
15. 11Гладкова Е.А. Особенности формирования профессиональной идентичности педагогов Ч., 2017.133с.
16. Goodson I.F., & Cole, A.L. Exploring the teacher's professional knowledge: constructing identity and Community // Teacher Education Quarterly.1994. № 21. С. 83-105.
17. Coldron J., & Smith, R. Active location in teachers'
construction of their professional identities // Journal of Curriculum Studies. 1999. № 31. С. 711-726.
18. Antonek J.L., McCormick D. E., & Donato, R. The student teacher portfolio as autobiography: Developing a professional identity // The Modern Language Journal. 1997 № 81. С. 15-27.
19. Beijaard, D., Meijer, P. C., & Verloop, N. Reconsidering research on teachers' professional identity // Teaching and Teacher Education.2004. № 20. С. 107-128.
20. Beijaard, D. Dilemmas and conflicting constraints in teachers' professional identity development // EARLISIG Professional Learning and Development Conference. 2006. № 11. С. 5-17.
21. King J., Zeta О. Identifying and Advancing Coun-seling's Unique Professional Identity//Exemplar Walden University, 2015. № 218. С. 17-21.
22. Beatty B. (2000) The Emotions of educational leadership: Breaking the silence // International Journal of Leadership in Education, № 3. С. 331-57.
23. Boyd P. and Harris К. "Becoming a university lecturer in teacher education: expert school teachers reconstructing their pedagogy and identity" Professional Development in Education. 2010. № 36. С. 9-24.
24. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека: монография. М.: УРАО, 2002. 159 с.
Статья поступила в редакцию 02.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018