ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 Ю. П. Кошелева
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ; e-maiL:kosheLeva@gmaiL.com
ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
В статье дан анализ расширения понятия идентичности и его использования в различных науках, прослежен путь формирования профессиональной идентичности на разных ступенях образования в России, определены функции, сходства и различия личностной, социальной и профессиональной идентичности, выделены компоненты профессиональной идентичности, отмечена целевая направленность профессиональной идентичности обучающихся в вузе.
Ключевые слова: социальная идентичность; профессиональная идентичность; компоненты профессиональной идентичности; целевая направленность; обучающиеся; вуз.
Yu. P. Kosheleva
PhD (Psychology), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology MSLU; e-mail: kosheleva@gmail.com
STUDENTS' GOAL PROFESSIONAL IDENTITY IN HIGHER SCHOOL
The author anaLyses the identity as a centraL concept in different sciences, gives ways of professional identity development during the stages of education in Russia, determines functions, Likeness and differences of personaL, sociaL and professionaL identity, considers the components of professional identity and points out the students' goal professional identity in higher school.
Key words: social identity; professional identity; goal; students; Institution of higher education.
В современной зарубежной психологии и социологии идентичность определяется преимущественно как «чувство и осознание собственного "Я" личности» (англ. а person's sense of self) [Akerlof,
2000]. Для отечественной социальной психологии после восстановления науки в правах, начиная с трудов Б. Д. Парыгина, традиционной является констатация факта формирования групповой идентичности при осознании своей принадлежности к группе (когнитивный аспект идентичности) и появления чувства «Мы» (эмоциональный аспект), что соответствует зарубежному подходу и доказывает фундаментальность и важность феномена идентичности. Несмотря на то, что термин «идентичность» появился в отечественной психологии позднее, его значение как базового группового эффекта было метко подмечено психологами и охарактеризовано с учетом социально-культурного контекста. Кроме того, до введения понятия идентичности само это явление описывается другими терминами (например, Б. Д. Парыгин использует «интегральное Я» [Парыгин, 1999]). Идентичность «узнается» по выполняемым ею функциям и выделяемым в структуре компонентам, которые не всегда совпадают у разных авторов и в разных подходах к решению проблемы идентичности. Неизменным остается одно: социальность идентичности.
Социальность идентичности отражается в различных явлениях и ситуациях, определяя различные виды идентичности. Например, борьба женщин за свои права (гендерная идентичность), расовые и этнические конфликты (этническая идентичность), различия в политических взглядах (политическая идентичность), дискриминация (любая идентичность групп и сообществ, ощущающих свое единство, с одной стороны, и ущемление своих прав - с другой) и т. п. Расширение трактовки идентичности в различных контекстах сделало понятие идентичности центральным в различных науках: психологии, социологии, политике, антропологии, истории. А в последнее время оно стало использоваться и в экономике как общая модель поведения человека, в которой показано влияние идентичности на экономические показатели [Лкег^ 2000]. Моделирование идентичности приводится в ряде исследований социальных категорий, объясняющих поведение людей и взаимодействия между ними. Результаты доказывают гипотезу о том, что поведение человека напрямую связано с его идентичностью. Во-первых, идентичность людей обусловлена их собственными действиями. Во-вторых, она также зависит от действий других людей. В-третьих, третья сторона может производить в ней устойчивые изменения. И, наконец, в-четвертых, некоторые люди могут выбирать
свою идентичность, но их решение может быть не приемло для других. Экономический анализ показывает, что выбор человеком той или иной идентичности имеет соответствующие причины:
- идентичность может объяснить поведение, приводящее к негативным последствиям как для себя, так и для общества. Люди с такой идентичностью являются неадаптивными и демонстрируют саморазрушающее поведение, неадекватное по сравнению с поведением людей, имеющих иную идентичность. Чтобы устранить причину такого поведения, нужно укреплять чувство «Я» и освобождаться от ущербного образа «Я»;
- идентичность придает особое значение новому типу экстер-нальности, связанную с внешними эффектами и факторами, когда действия личности могут быть предназначены для одного человека, но вызывать отклик других. Например, согласно гендерной идентичности платье это символ женственности. Если платье носит мужчина, это может угрожать его мужской идентичности. Это и есть внешний фактор, который определяет дальнейший внешний эффект, зависящий от реакции окружающих на такое поведение;
- идентичность открывает и новый способ изменения предпочтений. Представления об идентичности развиваются внутри общества и вместе с ним, некоторые из них являются мишенью и побудительным мотивом для манипуляций ими. Самым наглядным примером является реклама (например, сигарет «Мальборо»). Менее очевидны способы манипуляции с идентичностью в политике, где изменение социальных категорий и связанных с ними установок влияет на экономические результаты;
- идентичность является фундаментальной категорией для объяснения человеческого поведения. Возможно, выбор идентичности становится самым важным «экономическим» решением, которое принимают люди. Они могут, в большей или меньшей степени осознанно, выбирать, кем хотят быть. Ограничения этого выбора могут также стать самым важным определяющим фактором личного экономического благосостояния человека. И именно эти вопросы не затрагиваются ни в современной школе, ни в вузе.
Мы полагаем, что профессиональная идентичность формируется под влиянием выбора человека, который он осуществляет в течение своей жизни. Наверное, самый трудный тот, который он делает
впервые, к нему относится выбор профессии - ответственный и серьезный шаг в направлении профессиональной деятельности. В то же время профессия всегда социальна: нельзя выбрать ту, которая не востребована. С развитием общества одни профессии исчезают, другие появляются. Критерием для принятия решения, в том числе, является оплата за труд. Трудно представить себе профессию в экономически развитом обществе, за которую не платят. Напротив, достойная оплата труда становится одним из мотивирующих факторов выбора профессии.
Если посмотреть на педагогическую сторону формирования профессиональной идентичности, то можно заметить, что требования к освоению профессии зависят от культурного контекста [Кошелева 2016]. Для российской культуры проблема выбора профессии в лучшем случае начинается в старших классах - там, где организуются профильные классы. Другим вариантом ранней профориентации является выбор профильный учебных учреждений общего образования (например, лицеев). Дальнейшая подготовка и вхождение в профессию осуществляется в системе высшего образования или непосредственно на рабочем месте. Что происходит с идентичностью на разных ступенях образования?
Если ребенок воспитывается в семье, в которой есть династия представителей той или иной профессии, вхождение в профессию у него происходит автоматически. Если же таких образцов нет, то условия для общего психического развития ему создают дома или в детских дошкольных учреждениях.
Поступление в школу создает предпосылки для дальнейшего развития ребенка. В соответствии с Федеральными государственными стандартами у детей формируются универсальные учебные действия, в том числе связанные с личностными и коммуникативными действиями, которые становятся фундаментом для формирования, в первую очередь, гражданской идентичности. Выполнение проектных задач и овладение навыками универсальных действий способствует вовлечению ребенка в учебную деятельность, делает необходимым сотрудничество со взрослыми, взаимодействие с другими детьми и закладывает фундамент для формирования личностной и социальной идентичности.
Не является исключением и средняя ступень образования детей в школе. К социальной и личностной добавляется этническая
идентичность; появляется проблема морального выбора и профессионального самоопределения. Получается, что профессиональное самоопределение встраивается в социальную и личностную идентичность. Верно и обратное: если к этому времени они не сформировались, то и формирование профессиональной идентичности невозможно.
Итак, наш анализ показал, что профессиональная идентичность непосредственно связана с личностной и социальной; она является частью последней и определяется ею. Что является наиболее важным в структуре идентичности и каковы ее функции? Рассмотрим общее и различия в социальной и профессиональной идентичности.
Идентичность (англ. self) объединяет в себе различные компоненты и обеспечивает «непрерывность самопереживания индивида». Для этого нужно, чтобы идентичность выполняла определенные функции - реализовывала то, ради чего она существует и для чего предназначена. Так, Э. Эриксон выделил следующие основные функции идентичности:
• адаптивную (оберегает целостность и индивидуальность человека);
• организующую (организация жизненного опыта в индивидуальное «Я»).
Данные функции сохраняют свое значение и в других подходах психологов, изучающих идентичность личности вообще и профессиональную идентичность в частности. К ним добавляются иные функции, либо те же функции выступают под другими названиями. Например, Е. П. Ермолаева считает профессиональную идентичность регулятором, который обеспечивает стабилизирующую и преобразующую функции [Ермолаева 2008]. Ее основное назначение - согласование «основных элементов профессионального процесса».
Другой подход к выделению структуры и функций идентичности представлен работами Л. Б. Шнейдер [Шнейдер 2004]. В исследовании метафорических описаний идентичности, охватывающих структуру, содержание и их изменение, Л. Б. Шнейдер выделила следующие элементы идентичности, отражающие и ее функции:
- элемент тождественности («капли дождя», «свой среди своих»);
- элемент определенности («решенное уравнение», «превращение...»);
- элемент единства в многообразии («все дороги ведут в Рим»);
- элемент защитной функции «Я» («подбор парика», «маска...»);
- элемент динамики («процесс работы шестеренок», «путь к.») [Шнейдер 2004].
Все те же элементы и функции сохраняются и в профессиональной идентичности, но для того, чтобы она состоялась необходимо соблюдение трех условий:
- прецендентное: наличие подобных или сходных, таких же элементов той же системы (собственно идентификация);
- интердиктивное: наличие других, не таких же элементов, принадлежащих иной системе (собственно отчуждение);
- юстициальное: наличие транслятора информации о существовании этих систем (возможность отличать одно от другого).
Для обнаружения элементов этой системы необходимо участие других людей, которые замечали бы и признавали их. Другими словами, чтобы профессиональная идентичность сформировалась, нужно сделать выбор одной группы из разных - в данном случае профессиональной - и отождествиться с ее нормами и ценностями, принять группу эмоционально. Чтобы это стало возможным, нужны другие люди, группы и информация.
Следуя логике научного изучения идентичности, отметим расширение ее функций. К традиционным функциям добавляются новые. Например, Н. Л. Иванова выделяет ряд жизненно важных функций социальной идентичности:
- адаптационную (приспособление к новым социальным условиям);
- ориентировочную (поиск своего места в социальном пространстве);
- структурную (придание определенности, упорядоченности «Я»);
- целевую (целеполагание, построение модели поведения);
- экзистенциальную (осмысление своей сущности, прогнозирование) [Иванова 2004].
В перечне функций появляются целевая и экзистенциальная. Следует отметить, что целевая функция, по мнению автора, определяет модель поведения, а экзистенциальная - смыслы, от которых зависит прогнозирование поведения. Вместе с тем существенным для понимания социальной идентичности согласно взглядам автора
является активность субъекта в конструировании идентичности, возможность пересмотра своего места в социальной среде в процессе взаимодействия.
Обобщая сказанное, мы приходим к выводу о том, что между личностной, социальной и профессиональной идентичностью больше сходства, чем различий. Тенденция в изучении идентичности сводится к дифференциации ее структуры и функций.
Теперь проведем краткий психологический анализ структуры и специфики профессиональной идентичности.
Е. П. Ермолаева считает профессиональную идентичность центральным звеном реализации профессионала [Ермолаева 2008]. Идентичность регулирует взаимоотношения профессионала с его профессией, обществом и самим собой. Ее образуют три компонента: индивидуальный, инструментальный и социальный. Индивидуальный компонент включает в себя профессиональную самоидентификацию или «Я»-концепцию. Инструментальный - профессиональные умения и навыки. Социальный компонент определяет соответствие социальному заказу. Совпадение всех трех компонентов образует профессиональную идентичность, а расхождение ведет к той или иной разновидности маргинализма. Маргинализм, в свою очередь, является индикатором рассогласования системы «человек - профессия - общество».
По мнению Н. С. Пряжникова, в процессе становления профессиональной идентичности субъект овладевает какой-то профессией (в учебной, затем профессиональной деятельности), интегрируется в профессиональную группу (посредством средств общения) и становится собственно профессионалом [Пряжников 1997]. Ключевые понятия, которые входят в категорию профессиональной идентичности и вокруг которых она формируется («Я профессионал», «профессия», «профессиональная группа»), фактически используются для описания ее структуры и механизма взаимодействия между ее элементами. Похожие элементы выделяют и другие авторы - так, Л. Б. Шнейдер определяет уровни профессиональной идентичности, когда идентичность состоит из трех элементов: «Дело», «Другие», «Я» [Шнейдер 2008].
В структуре идентичности чаще других выделяются когнитивные, мотивационные и ценностные компоненты [Иванова 2004]. Социальная идентичность представляет собой их единство, которое
выражается в объединении компонентов идентичности на каждом уровне (в функциональных блоках). Так, «базисный» уровень характерен для «локализованной» самоидентификации с этнической, региональной, семейной общностью; «индивидуально-личностный» - для самоидентификации с сообществами с разными культурами в соответствии с требованиями и нравственными критериями оценки социальных обществ; «профессионально-деловой» - для самоидентификации с профессиональным, деловым и гражданским общностями. Следовательно, и здесь профессиональная идентичность как бы надстраивает личностную и встраивается в идентичность социальную.
Если обобщить подходы разных авторов к изучению профессиональной идентичности, можно сделать вывод, что профессиональная идентичность затрагивает личность, деятельность и общение - основные категории, используемые в социальной психологии для объяснения поведения отдельного человека в группах и групповое поведение в целом. Выдвижение на первый план элементов профессиональной идентичности по степени значимости, их сочетание и последовательность создает неповторимость и разнообразие моделей профессиональной идентичности.
Большинство моделей профессиональной идентичности отражают этапы вхождения человека в профессиональную деятельность от новичка до профессионала. В зависимости от сложности профессии человек может обучаться на рабочем месте, если работа требует от него простые навыки. для выполнения сложной работы необходима предварительная подготовка. Чем сложнее работа, тем длительнее процесс. Обучение в вузе касается второго варианта.
Чтобы понять, как формируется профессиональная идентичность в вузе, нужно разобраться в специфике вузовской подготовки. Если взять выделенные элементы профидентичности - «Я», «другие», «профессиональная деятельность», то основной акцент в обучении делается на первом элементе, затем следует второй. Третий элемент затрагивает, не считая прохождения различных видов практик, лишь идеальный образ профессии и профессиональной деятельности, которые формируются посредством взаимодействия с преподавателями -профессионалами своего дела.
Получается, что вузовская подготовка в первую очередь охватывает процесс системного формирования у обучающихся профессионального
сознания [Пряжников 2007]. Он идет в сторону увеличения дифференцирующих признаков профессии, распознавание нюансов профессиональной деятельности в моделируемых учебный ситуациях. Когда обучающийся поступает в вуз, он не видит «подводных камней» профессии, которую выбрал, у него не хватает информации о ней, не сформированы необходимые компетенции. И первое, с чего начинается профильное обучение, - выделение предмета в объекте. В результате формируется предметно-специализированный и предметно-определенный способ осознания объективного мира, из которого этот объект извлекается и превращается в «предмет» деятельности будущей профессии обучающегося [там же]. Ядром профессиональной идентичности становится «опредмечивание» профессиональной деятельности. Нужны ли другие элементы профессиональной идентичности? Конечно, нужны. Вопрос в другом: как их связать воедино, чтобы результатом обучения в вузе стала профессиональная идентичность?
Исследования компетенций преподавателей высшей школы показали, что определяющей является профессионально-педагогическое целеполагание [Лямзин 2013]. Мы полагаем, что данная компетенция будет основополагающей не только в педагогической, но и любой другой деятельности. Определяя свою цель, человек заглядывает в будущее. Его цель влияет на настоящее. Человек, который живет прошлым, не может быть успешным в самоопределении, в построении своей карьеры. Если же он уже «в профессии», то освоенные им ранее навыки позволяют ему удерживаться там. А для человека, который только знакомится с ней, такой вариант развития событий не применим.
Выявление цели профессиональной деятельности встречается и в работах других авторов [Пряжников 1997]. Отличие нашего подхода заключается в том, что мы выделяем не просто цель профессиональной деятельности, а целевую направленность на тот образ профессии и профессиональной группы, который и станет ориентиром и результатом формирования профессиональной идентичности. Критерием наличия целевой направленности может выступать фактор времени и отношение к нему.
Вернемся к расширению трактовки идентичности в разных науках. С точки зрения экономики выбор той или иной профессиональной идентичности означает практически все остальные параметры,
по которым разграничиваются виды идентичности. Человек выбирает то положение в обществе, которое он хочет занять (в том числе и социально-экономическое), он определяет приоритет ценностей, на который будет опираться. Неясность образа себя, профессионала и профессии компенсируется целевой направленностью профессиональной идентичности, которую человек хочет достичь. В этом смысле профессиональные сообщества становятся носителями профессиональных целостей, что помогает сохранить эту общность, а целевая направленность профессионала (как сложившихся, так и будущих) обеспечивает развитие профессиональной деятельности, гибкое реагирование на запросы общества.
Общество постоянно меняется - и чем дальше, тем быстрее; не стоит на месте и человек. Если раньше он выбирал одну профессию на всю жизнь, то сейчас может возникнуть ситуация, что его прежняя профессия перестает быть востребованной, или технологии настолько устаревают, что падает эффективность профессиональной деятельности, отдача от нее. Она перестает быть конкурентоспособной, а значит и востребованной. Как быть в этом случае? У человека появляются как новые ограничения, так и новые возможности, одна из таких - непрерывное образование. В парадигме непрерывного обучения у него на протяжении всей жизни есть возможность научиться чему-то новому, при необходимости получить дополнительное образование, что неизбежно приводит к формированию и новой профессиональной идентичности. Если по каким-то причинам выбранная профессия не устраивает, ее можно сменить. Что ему нужно, а что нет, определяет сам человек с учетом изменившихся приоритетов и запроса со стороны общества. Для этого следует создать желаемый образ. Чем яснее будет этот образ, тем успешнее станет человек в достижении им профессиональной идентичности. Определение целевой направленности профессиональной идентичности обучающегося начинается раньше, чем он попадает в вуз. Если она не осознана заранее, человек будет сомневаться в том, тот ли вуз выбрал. Как только появится образ профессии и профессионала, который соответствует его ценностям, у него появится целевая направленность. И тогда он будет стремиться обрести профессиональную идентичность согласно себе. Его успехи или неудачи будут обусловлены направленностью к цели стать профессионалом.
Таким образом, целевая направленность профессиональной идентичности обучающихся в вузе определяет, будет ли человек успешным в профессиональной деятельности или нет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ермолаева Е. П. Психология социальной реализации профессионала. М. :
Изд-во Института психологии РАН, 2008. 347 с. Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. №1. С. 52-60. Кошелева Ю. П. Становление профессиональной идентичности обучающихся в вузе с позиции культурно-исторического подхода / Сборник работ XVII Международных чтениях памяти Л. С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик». 14-19 ноября 2016 г. Москва. Т. 1. С. 283-290. Лямзин М. А. Профессионально-педагогическое целеполагание как компетенция преподавателя высшей школы // Психолого-педагогические проблемы развития образования. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2013. С.150-160. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та. Вып. 16 (676). Педагогические науки.)
Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М. : Изд-во МГУ, 1985. 113 с. URL : http://nechaev.pro/pedpsycho/9/ Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории
и теории. СПб. : ИГУП, 1999. 592 с. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 287 с. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория эксперимент, тренинг : учеб. пособие. М. : Изд-во МПСИ ; Воронеж : Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2004. 600 с.
Akerlof G. A. and Rachel E. Kranton Economics and identity // The Quarterly Journal of Economics by the President and Fellows of Harvard College and the Massachusetts Institute of Technology. Vol. CXV. August 2000. Issue 3. Р. 715-753.