УДК 378
Агасандян Леонид Эдуардович
Проректор Московского социально-экономического института, leosand@mail.ru, Москва
профессиональная позиция преподавателя вуза
КАК ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы определения сущности профессиональной позиции преподавателя вуза. Анализируются существующие направления в изучении профессиональной позиции в целом и педагогической позиции в частности. Показывается необходимость включения в содержание понятия профессиональной позиции преподавателя вуза понятий профессиональной идентичности. Характеризуется феномен множественной профессиональной идентичности преподавателя вуза.
Ключевые слова: профессиональная позиция, педагогическая позиция, профессиональная идентичность.
Agasandyan Leonid Eduardovich
Prorector of Moscow socio-economic institute, leosand@mail.ru, Moscow
PROFESSIONAL POSITION OF A UNIVERSITY TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
Abstract. The article considers the problems of determination of the essence of the professional position of a lecturer. It analyzes trends in the study of the professional position in general and teaching positions in particular. The author shows the need to include the concept of professional identity in the concept of the professional position of a lecturer. The phenomenon of multiple professional identity of a University teacher is characterized.
Keywords: professional position, teacher's position, professional identity
Жизнедеятельность человека во многом может быть описана через понятие позиции. Феномены жизненной позиции, социальной позиции, педагогической позиции достаточно давно исследуются в гуманитарных науках. Среди них профессиональная позиция занимает весьма важное место. С помощью понятия профессиональной позиции возможно системно описать многие стороны профессиональной деятельности, особенности и проявления личности субъекта.
В рамках философии изучение феномена позиции человека имплицитно рассматривалось в контексте основных философско-антропологических концепций. В работах философов термин «позиция» трактуется достаточно неоднозначно, но, как правило, связывается с теми и или иными характеристиками как активность, деятельность и отношения подчеркивая некую особенность, специфичность определенного «места» в некоторой системе. Так, Н.И. Кузьминков [5] и отчасти Н.А. Давитовская [7] рассматривают понятие позиции как проявление ролевых
отношений человека, как основа его свободы.
В большинстве педагогических исследований вплоть до конца 90-х гг. удерживалась советская традиция отождествления термина «позиция» с некоей недифференцированной социально-полезной и идеологически «правильной» активностью человека, которая, как правило, обязательно связывалось с развития самостоятельности [1, с. 37]. Например, Е. А. Климов, толковал позицию расширительно, включая в нее гражданское и творческое отношение к профессии, уважительное и товарищеское отношение к коллегам и участникам совместной деятельности, высоко-критичное отношение к себе и пр. А. К. Маркова определяет педагогическую позицию посредством привлечения таких категорий как «педагогическая направленность» и «педагогическая компетентность», указывая на то, что это - источник личностно-профессиональной активности человека.
Работы общего характера, в которых рассматривается понятие позиции (В. Г.
Алексеева, М. С. Каган, Н. Н. Седова, Л. Ю. Сироткин, В. А. Ядов, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.) не выходят за рамки очерченного выше понимания. Ряд ученых вслед за социально-философским пониманием в основе педагогической позиции видят ту или иную систему отношений (А. А. Бодалев, К. А. Абульханова-Славская, И. Ф.Исаев, Л. И. Божович и др.). Многие данные демонстрируют тесную связь между позицией педагога и его личностными качествами (Т. Г. Галактионова, Л. А. Григорьева, М. Г. Ермолаева, Г. А. Засобина, К. А. Кор-милицына и др.).
Лишь в более поздних работах было предпринято более углубленное изучение феномена позиции, в том числе профессиональной позиции. Е. И. Исаев с соавторами включает в определение личности необходимость определения своей позиции в пространстве культуры и историческом времени [6, с. 59-60]. Интересную, хотя и не завершенную, попытку трактовать позицию как элемент интерсубъектного пространства предпринял М. В. Воропаев [2].
Использование понятие позиции типично для многих представителей религиозно-ориентированной психологии. Так, В.И. Слобод-чиков активно использует термин «позиция» связывая его с диалогической философией М. Бубера и собственной методологией. Соответственно основным понятием, которое ложится, в основу анализа педагогической позиции становится понятие «встреча», позволяющее связать общеличностные аспекты позиции и специально-педагогическую позицию человека. А. Г. Гогоберидзе, изучая профессиональную позицию педагога, трактует ее как характеристику, определяющую выбор субъектом своего профессионального пути или способов решения профессиональных задач [3]. Различные авторы в целом соглашаются с тем, что профессиональная позиция, затрагивает такие личностно-про-фессиональные образования, как отношение к выбранной профессии, в том числе и к таким ее элементам как цели и средства деятельности педагога.
Существуют исследования, специально направленные на изучение проблем формирования профессиональной позиции преподавателя вуза. М. Т. Громкова в своем исследовании общих проблем образования
взрослых отдельно изучала профессиональную позицию преподавателя вуза [4]. Она определена как осознание собственного жизненного опыта, в структуру которого включалась взаимосвязанная система потребностей, норм и способностей, их взаимосвязи и регуляция. Помимо этого в содержание понятия включалась практическая деятельность по осуществлению данной позиции. По мнению этого автора, педагогическая позиция преподавателя вуза основана на понимании собственного места и функций в образовательном процессе, что в свою очередь является источником его личностной и профессиональной активности». О. С. Руденко под этим феноменом понимает профессионально-личностную характеристику преподавателя - выражающую систему его ценностных отношений к своей профессиональной деятельности и ее результатам, участникам образовательного процесса - студентам и к себе.
Завершая обзор существующих подходов к исследованию феномена профессиональной позиции педагога мы можем заключить, что, несмотря на большой массив выполненных исследований, ни один из подходов не связывает профессиональную позицию с феноменом идентичности и, в частности, -профессиональной идентичности. Это обедняет изучение профессиональной позиции в целом, а в отношении профессиональной позиции преподавателя вуза приводит к тому, что в предметную область исследования не попадает важнейшая характеристика профессиональной позиции преподавателя вуза: множественность профессиональных идентификаций.
Идентичность - важнейшее понятие, вошедшее в педагогику в последние десятилетия. Идентичность рассматривается как одна из основных характеристик социальной жизни человека. Во многом проблематика идентичности наследовала проблемное поле исследований в области развития самосознания и «Я-концепции», Это неслучайно, так как современная действительность предъявляет высокие требования к человеку, к его ответственности, возможности брать на себя ответственность.
Идентичность позволяет с одной стороны, описать некоторые и очень важные индивидуальные особенности человека, а с
112
Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2013
другой осветить взаимосвязь личностного развития с нормами различных сообществ. А. В. Мудрик, В. Г. Бочарова и их ученики рассматривают идентичность как проявление процесса социализации личности, ее формирование встает в один ряд с другими задачами воспитания. Идентичность определяется как динамическая характеристика самосознания, представляющая собой совокупность присвоенных, преобразованных, выработанных субъектом антропообразов и образцов, имеющая различный уровень целостности и непротиворечивости, катего-ризируемая и реализуемая вовне субъектом соответственно как «мое», «отражающее меня», «не противоречащее мне», либо «не мое», «противоречащее мне» [8, с. 154-155].
Говоря другими словами, социокультурная идентичность позволяет человеку осуществлять свою деятельность и осознавать себя с позиций приятых им сообществ и институтов, точнее с позиций норм, образцов поведения, верований и ожиданий, которые укоренены в социальных институтах, с которыми человек себя самоотождествляет.
Понятие профессиональной позиции преподавателя, описывая систему отношений субъекта и характер решения их профессиональных задач, неизбежно должно включать в себя и систему профессиональной идентификации, т.е., образно говоря, ту точку, из которой субъект осуществляет свою профессиональную деятельность. И специфика преподавателя вуза в том, что одновременно представляя перед студентами педагога и специалиста, он должен быть идентичным минимум с двумя сообществами: с сообществом специалистов в выбранной области и с сообществом педагогов высшей школы. Учитывая продолжающуюся дифференциацию научно-исследовательской деятельности и преподавания в высшей школе, можно предположить еще третью систему идентификации - с научно-исследовательским сообществом. Если идентичность, например, с сообществом специалистов будет стерта, то преподаватель вуза не сможет сформировать профессиональную позицию, которая позволит реализовать задачи подготовки студентов.
Мы считаем, что профессиональная позиция преподавателя вуза - это система
отношений личности к свой профессии, с субъектам профессиональной деятельности и к самому себе, основанная на множественной профессиональной идентичности, включающей принадлежность к исследовательскому сообществу, сообществу преподавателей и сообществу специалистов. Особенно ярко значимость идентификации с сообществом специалистов проявляется в работе преподавателей, работающих в сфере дополнительного профессионального образования, в том числе бизнес-образования. В этих сферах реализовывать педагогическую деятельность, не ощущая себя идентичным с профессиональным сообществом просто невозможно.
Таким образом, по нашему мнению включение профессиональной идентичности в содержание понятия профессиональной позиции плодотворно и открывает новые исследовательские перспективы.
Библиографический список
1. Бочкина Н. В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: авто-реф. дис.... д-ра пед. наук. - СПб., 1991. - 43 с.
2. Воропаев М. В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012. - Т. 18. № 1-1. - С. 240-242.
3. Гогоберидзе А. Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: автореф. дис.... д-ра пед. наук. -СПб., 2002. - 46 с.
4. Громкова М. Т. Педагогическая позиция преподавателя /Magister. - 1995. - N 2. - С. 58- 66.
5. Давитовская Н. А. Позиция личности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1971. -16 с.
6. Исаев Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.57-67
7. Кузьминков И. И. Активность личности и механизм становления свободы // Социальная активность личности. - Волгоград, 1978. -Вып. 2. - С. 51-63
8. Шакурова М. В. Социально-педагогическая обусловленность становления и развития социокультурной идентичности личности: к постановке проблемы // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 7. - С. 150-162.